14.12.2012 5181

Современность в обрядовых традициях Ставрополья XX в

 

Традиционная обрядовая поэзия в XX в. продолжала существовать как часть народной культуры, но в своеобразной форме. Основные события семейной жизни крестьян-земледельцев и этапы годичного хозяйственного цикла перестали сопровождаться в полном объеме обрядовой поэзией. Изменения исторических и экономических условий жизни народа, особенно социальные перемены после 1917 г. почти вытеснили обрядовую поэзию из народного быта.

Одной из причин изменения устоявшихся традиций стало необязательное их выполнение всеми членами общества. Перемены нового времени затронули обе группы обрядов: как семейные, так и обусловленные хозяйственной деятельностью.

Ранее большинство трудовых обрядов обусловливались двумя календарями: природным и церковным. Уже в конце XIX - начале XX вв. с постепенным изменением социально-экономического уклада деревенской жизни в земледельческой обрядности наблюдаются черты разрушения: теряется потребность в религиозно-магической функции. Для нового поколения она становится непонятной, превращаясь больше в игру, развлечение, чем ритуал. Именно такой характер приобретают календарные праздники начала XX в. Происходит смешение разнообразного музыкально-поэтического и театрализованного материала. Включенные новые не обрядовые песни, игры, пляски усиливали атмосферу праздничности, не вкладывая в свое действие заклинательный магический смысл. Установление Советской власти, ликвидация неграмотности и широкое развитие просвещения, образование колхозов и совхозов, совершенствование труда сельских жителей привело к почти полному их исчезновению.

Такая постепенная трансформация происходила с праздниками зимнего календаря. Колядование из магического обряда превратилось в веселую детскую забаву. Например, детская колядка, записанная в селе Константиновском, совершенно не содержит в себе традиционного текста:

Коляда, коляда, я у бабушки одна,

По дорожке шла, топорик нашла,

Дров нарубила, каши наварила:

«Спите, мои детки, все на загнетке».

Тексты колядок значительно сократились и состояли из просьбы одарить, опуская величания. Обряд ряжения, связанный с культом плодородия и предков, превратился в бытовую сцену. В нем главными действующими лицами стали «цыган» или «цыганка», «старик» или «старуха», «нищий», «поп». Персонажи животных - «коза», «конь», «медведь».

Советская культура заметно повлияла на распространенность зимних праздников. Постепенно исчезают из быта Рождество 25 декабря и Крещение 6 января. На день Василия Великого 1 января, приуроченный церковью к святкам, теперь приходится Новый год. Праздники стали официальными и неофициальными. В сельской местности первые праздновались в дни установленные государством, а вторые сохранялись в быту.

Почти не испытала на себе влияние христианства Масленица. В начале XX в. это был просто веселый праздник: проводился зимой с катанием на санях, игрой в снежки с добавлением лишь незначительных пережитков старины, относящихся главным образом к ритуальной пище. Во второй половине XX в. обряд плодородия превратился в праздник провода зимы и встречи весны. К традиционному обряду добавили встречу и величание молодоженов. Укоряли тех, кто не женился в прошедшем году:

Повязалы парубкави и дивчину молоду

За то, шо ны пожынылись они в Новом году.

Цитируемая выше песня села Арзгир, информирует о такой своеобразной форме общественного мнения как «колодки». Если девушка или парень не поженились в течение года, им во время масленицы надевали на ноги колодки деревянные бруски: «Взялы козла нарядылы и пошли по хатам, привязалы по колодци хлопцям и дивчатам».

Утрата связи песенного материала с обрядовым действием, вероятно, является причиной изменения текста музыкальных произведений. Так в станице Расшеватской нами была записана песня «Запрягу я бугая».  Опубликованный текст этой песни Псковской губернии указывает на принадлежность ее к масленичному обряду по припевным словам: «Масленица-полизуха растянися масленка хоть до суха!». Записанный нами вариант текста с полностью измененным припевом больше принадлежит к земледельческому циклу:

Надо землю копать, конопельку сажать...

Я попряла, поткала, усе в дело привела.

Барыня ты моя, сударыня тожа,

Барыня ты моя, сударыня тожа.

Таким образом, можно предположить, что календарные праздники утратили свою значимость в жизни людей и вспоминались лишь как былой факт культуры.

В первой половине XX века в виде рудиментов сохранились некоторые ушедшие в прошлое языческие обряды. Например, обряд Ивана Купала (был записан в Невинномысске от Крылевец Марии Михайловны 1906 г.р. уроженки Черниговской области). В этот день традиционно сохранялось гадание на венках: «Закатылось сонычко за зэлэный гай, цылуйтеся, ой, кто кому рад».  Но и в обрядовые песни проникали новые слова, отражающие современные отношения молодых:

Налил ей стакан рому, а в другой вина,

Выпей, выпей, Галечка, ты будешь моя.

Часть произведений взрослого фольклора, утратив свое значение в новой среде, занимали место в детском репертуаре. К примеру - весенние заклички, с пением которых дети выбегают встречать весну. В руках у них обязательный атрибут - печеные из теста фигурки птиц:

Весна-красна на чем пришла?

На кнутике, на хомутике, на сохе, бороне На крутом веретене.

Весенние заклички, распространенные в настоящее время на Ставрополье, всегда начинаются вопросом: «Весна-красна, на чем пришла?», а далее текст подвергается значительным изменениям: «На красной яичке, а на ль на поличке, сшитая яички, курочка с полички побила яички». Этот вариант был записан в селе Константиновском Петровского района.

В данном обряде наблюдается своеобразная контаминация, соединяющая в себе элементы двух обрядов: «жаворонков» и «весенних закличек». Первый сельский праздник по церковному календарю приходится на день Сорока мучеников 9 марта.

В первой половине XX в. сохранялись обряды завивания венков, вождение хороводов. Наиболее распространенными являлись и сейчас звучащие песни «Как по морю плывет лебедь», «По лугам лужочкам». Утрата хореографического начала привела эти песни к простому исполнению как девичьих лирических.

Социалистическая революция изменила народный быт, следовательно, и традиции. Обряды, некогда исполняемые всеми, теперь продолжают сохраняться лишь в памяти старшего поколения. Изменения в экономическом и политическом отношениях (расказачивание, создание коммун, колхозов) способствовали формированию единой советской культуры.

Лишь после Великой Отечественной войны календарные обряды стали постепенно возвращаться в повседневную жизнь. Но это были уже не те обрядовые действия, способствовавшие хорошему урожаю, что существовали раньше.

В апреле-мае 1999 г. Краевой Дом народного творчества провел краевой фольклорный фестиваль, участниками которого стали более 40 коллективов. Особенно ярким было выступление тех, которые не просто исполнили традиционные фольклорные песни, но и показали театрализованные постановки обрядов, возрождающиеся на Ставрополье. Ансамбль села Александрия и «Сот- никовские кумушки» Благодарненского района представили на конкурс календарно-земледельческий обряд - щедровки, колядки, веснянки; крещенский праздник на сцене показал ансамбль «Расшеватские казачки» ст. Расшеватской Новоалександровского района, а праздник Ивана Купала ансамбль «Купаленка» Красногвардейского района. В небольших выступлениях фольклорные коллективов были и другие возрождающиеся обряды - Троица (ансамбль «Солдатчанка» Советского района), «Рождество» (ансамбль «Яблонька» Предгорного района), «Здравствуй, Масленица» (ансамбль «Калинушка» п. «Красная заря» Новоалександровского района).

В советскую действительность стали проникать новые праздники, появились новые даты. Например, выполнение пятилетнего плана, чествование лучшей бригады или труженика, проводились и праздники профессий: «Дни доярок», «Дни свинарок». Песенный материал художественной самодеятельности обогащался новыми образами в связи с появлением новой техники и видов работы. Перед работниками культуры была поставлена задача обслуживания животноводов, полеводов даже в самых отдаленных точках:

Дышит грудь привольно, сердце чаще бьется,

С чем тебя сравнить мы можем, страдная пора?

Все кругом поет, и песня-радость льется

И гудят, гудят в бескрайней дали трактора.

На многие годы все сферы духовной культуры пронизывают идеи социализма. Социалистическая культура формировала духовные потребности человека, влияла на идейно-политический и нравственный облик личности. Появились новые советские праздники и обряды. Регулярно на краевых семинарах творческих работников, проводимых отделами культуры краевого комитета партии, обсуждались проблемы развития самодеятельного народного творчества. Перед коллективами ставилась задача обогатить искусство актуальным жизненным содержанием, создать новые высокохудожественные произведения о современности.

Стали ежегодными «День города», «День края», ярмарки; в селах и станицах праздники улиц, «День села», повсеместное распространение получил театрализованный праздник «Русская зима». Особую роль стали играть трудовые праздники и обряды: праздник первой борозды, первого снопа и др. Народная песня традиционной и современной тематики чествовала людей различных профессий, передовиков соцсоревнования, прославляла трудовые династии, посвящала в хлеборобы, механизаторы. Эти мероприятия идеологического содержания демонстрировали отношение к труду, уважение и любовь к выбранной профессии. Например, в селе Александровском традиционным стало чествование доярок-трехтысячниц, в Расшеватском - праздники первого снопа и героев страды.

Ежегодным стал праздник «Русская зима», в котором воедино сливалось прошлое и настоящее. Материалы краевой газеты свидетельствуют, например, о том, как проводился он в 70-х гг. в Железноводске. Представители лучших коллективов рассказывали о своих трудовых достижениях в преддверии XXV съезда КПСС, подводили итоги XI пятилетки, поздравляли победителей соцсоревнования. Комплекс спортивных мероприятий чередовался чаепитием с традиционными блинами, катанием на тройках, пением любимых народных песен.

В 1982 г. секретариат крайсовпрофа совместно с коллегией управления культуры крайисполкома приняли постановление «О целевой комплексной социально-культурной программе «Учреждения культуры и искусства Ставропольского края в реализации Продовольственной программы СССР на период до 1990 г.». В совхозе «Расшеватский» реализовавывалась своя целевая комплексная социально-культурная программа, разработанная работниками ВЦСПС и Министерства культуры РСФСР. Она включала перспективы комплексного развития культуры на селе, задачи культработников в выполнении Продовольственной программы. Наиболее целесообразными и действенными оказались выезды коллективов на поля. Районными отделами культуры разрабатывался график обслуживания тружеников полей и ферм.

Ритуальный характер стали носить проводы в армию. Кроме напутственных слов новобранцы слушали старинные народные и современные песни. В селе Калиновском вместе с горстью родной земли как наказ-напутствие призывникам дарили песню «Родная станица моя».  Традиция проведения «Дня призывника» стала уже привычной.

Интерес к народному творчеству заметнее проявляется с возрождением казачества. Целенаправленно эта работа ведется как среди взрослого населения, так и среди детей. На Ставрополье созданы детские казачьи общественные организации и объединения. Главными задачами являются возрождение истории и культуры казачества, возвращение в повседневность семейных традиций.

В детское казачье движение входят фольклорные ансамбли, кружки, изучающие традиции, культуру, быт, народные забавы, традиционную одежду. Например, в казачьих станицах проводится игра «Догони девушку» по аналогии с игрой «Взятие городка», рассмотренной в материалах XIX в.

Возрождение в новых исторических условиях не есть копирование прошлого. Зарождаются новые традиции. Например, в конце 90-х гг. прошел краевой фольклорный праздник «Казачьему роду - нет переводу», праздник «Казачьи посиделки». Так же как и в случае с историческими песнями, фольклор здесь звучит традиционный, но на новый текст:

Ехали казаки, ехали к нам в гости,

Везли нам поклоны с земли Ставропольской.

В первоистоках это украинская народная песня «Ехали казаки со службы до дому, пидманули Галю, забрали с собою». Но постепенно распространяясь среди возрождающегося казачества Ставрополья она приобрела новое содержание.

Возникают и новые песни, по современной тематике волнующие население: «Пусть же наша воля как цветок на воле набирает силу у родной реки. Казачьему роду нет переводу, ну-ка грянем песню, братья казаки!».

Кавказским линейным казачеством утвержден Духовный гимн казачества, рекомендованный для исполнения во всех казачьих войсках, союзах и подразделениях:

Слава Богу, что мы казаки.

С нами братство, знамена и песни.

От Карпатских гор до Амур-реки

Мы с молитвою этой воскресли.

Слава Богу, что мы казаки.

Продолжая исторические традиции прошлого, с введением молитв в повседневность, возрождаются казачьи круги. Круг не только решает вопросы казачества, но и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября проводит большой фестиваль всех казачьих фольклорных коллективов, главная цель которого демонстрация продолжения казачьих традиций, сохранение песен взрослыми казаками и подрастающим поколением. В основе праздника лежат события 1637 г., когда донские казаки с помощью чудотворной иконы Богородицы взяли крепость Азов и удерживали ее в течение четырех лет. Сегодня это событие отмечается всеми казаками, как в России, так и за границей.

Для социалистической обрядности была характерна атеистическая направленность, поэтому новые семейно-бытовые праздники должны были преодолевать религиозные пережитки и противостоять религиозным церемониям.

После Великой Отечественной войны партийные, комсомольские организации активно включились в проведение свадебных церемоний. В Домах культуры устраивали комсомольские свадьбы. Писались сценарии, песни, в шуточной форме величали родственников, устраивали различные конкурсы. Свадебный поезд из целой вереницы украшенных автомашин направлялся во Дворец бракосочетания, затем в Доме культуры молодоженов поздравляли местные руководители, вручали памятные подарки. В станице Зольской в одно из воскресений состоялось сразу 28 комсомольских свадеб.

С возрождением традиционной культуры появилось желание вернуть обрядовые действия старинной свадьбы. В городе этот процесс начался с включения нескольких традиционных песен в исполнении фольклорного ансамбля во Дворце бракосочетания. Постепенно возвращается сватовство и венчание, наряду с возложением цветов к вечному огню и другим памятным местам.

Свадебный обряд интенсивнее возрождается в селах и станицах Ставрополья. Современная свадьба в основном едина, хотя и сохраняет некоторые различия в деталях. В ней проступает два раздела: собственно свадьба и послесвадебный, значительно упрощенный и сокращенный по продолжительности.

Открывает свадебный цикл сватовство. Если в прошлом оно было неожиданным для невесты, то теперь она с женихом заранее оговаривает, кто будет в роли сватов, назначает время их прихода. Вместе с такими обрядами как «своды», «сговор» исчез обычай выплаты родителями жениха денег («выговора») семье невесты.

С замужеством по любви ушли в прошлое причитания невесты и ее родственников. В традиционном песенном фольклоре сохранились величальные песни, корительные припевки, плясовые. Например, в репертуар всех коллективов входит «Как во поле травка стелется» - величальная жениху и невесте: «Молодой Коля женится, молодую себе Любочку берет. Молодую все хорошенькую, чернобровую, проворненькаю».  Корительные песни традиционно посвящаются свату, свашке, дружке, жениху, всему свадебному поезду. В терских станицах сторона жениха сопоставляется с вражеским лагерем:

Не подступай, Литва, не подступай, Литва,

Будем с тобой биться, будем воевати,

Сестрицу не давати.

Устойчивость свадебного обряда выявилась в записях фольклорных экспедиций в село Донское Труновского района и станицу Баклановскую Изобильненского района. В структуре свадебной игры прослеживаются три тематики. Первая - связана с песнями невесты и ее круга; вторая посвящена жениху, а третья - жениху и невесте.

Песни, посвященные невесте, сохранились в памяти исполнительниц ярко и в большом количестве. Невеста на свадьбе, ее чувства всегда привлекают внимание. Смена семьи, бытового уклада, новая жизнь - все это близкое каждому, отражалось в народных песнях и не могло не нести трагедийную окраску.

К песням, посвященным невесте, относятся: «Ой, при вечеру», «Уж ты ягодка красна», «Из поляны», «Ой, Анина мамушка», «Ой, на хате зелье», «Да поплыла селезенюшка», «Да вью поле»:

Ой, при вечеру, вече...ру,

При после...днею ночушку,

Аннушка сон(ы) видела Нерадостнай, ой да не весе...лай.

Жениху в Баклановской пели «Дубровушку», «Ой, младенький», в Донском «Ох, зять, мой зятюшка»:

Ох(ы), зяти мой, зятюшка,

Да нети ни вус(ы), ни бороды,

Ни сохи, ни бороны.

Наконец, песни, посвященные жениху и невесте «Через садик», «Летели гуси-лебеди», «Усе утушки» в первом случае и во втором «Да и с той горы», «Как у нашем у высоком терему», «Говорила мати дите»:

Как у нашем у высоком(ы) терему, ды,

Там стояли столы точенаи, ды,

Ой, лёли да лёленьки, ды,

Али лелеш(и)ки, ды.

Как и большинство обрядовых, свадебные песни могли исполняться на один мотив - напев-формулу. Девушки станицы Темижбекской «протяжно и на один голос» во время пропоек пели «Да вечер наша, Марьюшка», «Ой, Марьина матушка», «Да Иванова матушка», «А были мы, были на рыночку».  Напев-формула в большей степени характерна для свадебного обряда бывшей Терской области. В станице Новопавловской на один напев исполнялись «Нежданные гости», дразнилка жениху, «Ой, да погнулися сени», дразнилка свашке, свату.  В станице Расшеватской напев-формула является центром притяжения главного драматургически важного момента. Она звучит в первый день свадьбы при встрече свадебного поезда, перед отъездом к венцу и после венчания в момент «повивания» невесты.

Можно с уверенностью предположить, что напев-формула является древнейшим элементом свадебного обряда, сочетающим в себе ранние принципы музыкального формообразования: квартовая основа лада, фиксация в кадансах второй ступени лада (подобно календарным песням), четкая силлабическая основа куплета с повторяемостью элементов. Систематизирующим является ладовая структура песенного материала, которая делится на два типа: песни, в основе которых ангемитонные лады и песни с диатоническими ладами от дихорда до полного семиступенного звукоряда. Напевы находятся в тесной ритмической и структурной взаимосвязи. Ритмическая формула совпадает с ритмикой стиха.

В современных исследованиях песенный фольклор разграничивается на несколько стилей, каждый из которых имеет свои характерные признаки. Между песнями есть интонационная, а подчас и сюжетная общность. Однако по мере развития песенных интонаций, сопутствующих общественному развитию, эта общность постепенно теряется и почти полностью исчезает в фольклоре более позднего слоя. Сопоставление текстов свадебного обряда Ставрополья с одной стороны и Курской, Белгородской или Воронежской областей с другой, доказывает общие исторические корни произведений. Особенность нашей свадьбы объясняется вторичностью поэтико-музыкального материала. В одном селе могут звучать песни всех вышеперечисленных областей. Материалы фольклорных экспедиций свидетельствуют о том, что в новых географических и исторических условиях изменению больше подвергался напев, чем текст.

Несмотря на глубокие изменения в обществе, свадебные песни сохранили патриархальность:

-Ой, что ты за сын, плохой семьянин,

Ты свою жену не бьешь, не журишь.

-Постой, маменька, куплю плеточку...

Заставлю жену неделю хворать.

Сохраняются в произведениях традиционные образы голубей, лебедушки, селезня, коня:

Летели голуби через двор,

Сказали молодцу добрую весть:

У него ворон конь, что орел.

Что сам сидит на коню, как сокол!

С исчезновением прежних социальных предпосылок, с отмиранием традиционных предрассудков изменился в целом настрой свадьбы. Даже исполняемые традиционные обрядовые компоненты, например, венчание, придают лишь строгую торжественность, не нарушая радостного и веселого настроя.

Рассматривая современный свадебный обряд в его историческом развитии, выявляется тенденция параллельного существования традиционности и современности, как в обрядах, так и в песнях.

Возродились на Ставрополье и посиделки. Коренные изменения, произошедшие в этом обрядовом действии, объясняются в первую очередь научно- техническим прогрессом. Приобретение готового материала, большая занятость женщин на производстве, чем в домашнем хозяйстве стали причиной исчезновения на некоторое время посиделок в таком массовом виде, в каком они существовали в XIX в. А ведь именно на посиделках, беседах встречались знатоки народной песни, за работой и разговорами сохраняли местные певческие традиции.

Но как в примерах с другими традициями, так и с посиделками - в истории ничто не исчезает бесследно. Они приобретают новое содержание. Посиделки XX в. стали концертной поэтико-музыкальной постановкой. Толчком к их возрождению послужило стремление сельских жителей сохранить уникальное мастерство вышивки, плетения, вязания. Специальных песен исполняемых на посиделках современные женщины не поют, но продолжают эту традицию пением всех тех, которые составляют репертуар местного фольклорного ансамбля, либо семейного круга.

Если в XIX в. на посиделки собиралась молодежь, то столетие спустя основными участниками стали женщины и бабушки, которые тем самым стремятся сохранить традиционные ремесла, фольклор, возможность общения.

Вернулись на Ставрополье традиционные в прошлом шумные ярмарки.

Из всего увеселительного разнообразия XIX в. наши ярмарки сохранили многие народные песни.

Но, несмотря на все положительные стороны возрождения традиционной культуры, многие авторы высказывают опасения по поводу репертуара и его подлинности: «Десятки коллективов поют одни и те же песни, имитация народной культуры не имеет отношения ни к народной культуре, ни к культуре вообще».

Поэтому велика в настоящий момент роль исследовательской работы и более плодотворна она там, где в работу включаются не отдельные личности, а небольшие коллективы, как, например, дом народных традиций села Красногвардейского, учрежденный на базе ДК ассоциацией фермерских хозяйств 1997 г.

Таким образом, ход исторического развития: проникновение капитализма в сельское производство, развитие товарно-денежных, рыночных отношений, промышленного производства и городов, наложило отпечаток на характер труда крестьян и казачества, на культуру их быта и социальные отношения, на взаимовлияния духовной этнокультуры. Постепенно обогащался язык переселенцев, становившихся населением Ставрополья, совершенствовался труд земледельцев. Изменялись традиции и обряды, содержание отдыха в межсезонье и в большем общие для всех праздники: не в отдельно взятом селе или станице, а на большой части территории губернии. Видоизменялся быт, костюм, жилище, его внутреннее убранство, т. е. внешняя сторона жизни. Главное же происходило в отображении внутреннего духовного состояния человека: традиции, обряды обретали черты общности, близости. Равно воспринималось достоинство казака и горца, отраженные в песенных жанрах, в обогащенной тематике, ставшей родной для всех переселенцев мелодии, русская и украинская народная песня, народный танец и лезгинка, звучание славянских и горских народных инструментов. Новые просторы, плодородные земли, богатые урожаи раскрепостили местную культуру народа, раздвинули его горизонты.

 

Автор: Мельникова И.И.