18.12.2012 2275

Практика применения политического манипулирования в избирательных кампаниях на Ставрополье в период с 2000 по 2004 год

 

Рассмотрим практику применения политического манипулирования на примере трех избирательных кампаний, прошедших на Ставрополье за последнее время (период с 2000 по 2004гг.).

Это избирательные кампании по выборам губернатора Ставропольского края (3, 17 дек. 2000г), выборы депутатов в Государственную Думу (7 дек. 2003г), выборы главы г. Невинномысска (14 марта 2004г).

В данных избирательных кампаниях имели место как стандартные манипулятивные технологии, так и «новинки». И те, и другие с успехом внедрялись в региональную избирательную практику.

Так на выборах губернатора Ставропольского края, с успехом была проведена манипуляция, связанная с разыгрыванием так называемой национальной карты. Материалы были направлены против С. Ильясова, в прошлом жившего и работавшего в Дагестане. Журналисты, работавшие на А. Черногорова, достаточно успешно обыграли эту тему:

«Не успели до конца подсчитать голоса, отданные за кандидатов в первом туре губернаторских выборов, как штаб Ильясова потряс ставропольцев заявлением: «Идет огромное психологическое давление на простых избирателей. По домам ходят молодчики и в открытую угрожают, что если люди не проголосуют за Черногорова, то край будет продан Чечне, Дагестану Разыгрывается грязная национальная карта Идет разнузданная и незаконная вакханалия Травля собственного народа». Прямо-таки, страсти по Ильясову».

«Политологи заметили, что уж больно заметно выпячивается им, что он русский, что его родина (материк, по его словам) - на Ставрополье. Да будь ты родом хоть с Чукотки, все равно - гражданин великой, многонациональной России! Гордись этим! Мы, например, ничего против не имеем, когда пять лет назад Станислав Валентинович Ильясов со страниц газеты «Дагестанская правда» (14 января 1995 года) называл своей родной республикой Дагестан. Он тогда был кандидатом в депутаты Государственной думы по Махачкалинскому избирательному округу №11. В своей программе Ильясов писал тогда: «Буду стараться привить в Госдуме традиции и опыт родного Дагестана в подходах к прекращению межэтнических конфликтов и достижению межнационального согласия». Что плохого в этом пункте? У наших соседей, действительно, богатейший опыт. На небольшой территории в мире и согласии живут десятки национальностей. Нет ничего зазорного и в том, что Станислав Валентинович сорок лет своей жизни посвятил Дагестану. Здесь у него много верных и мужественных друзей, много завершенных и незавершенных дел, он очень много сделал для развития электроэнергетики соседней республики».

«Я бы хотел по результатам своей работы обогатиться заслуженной доброй памятью тех людей, которые живут на моей малой родине и чье мнение для меня очень дорого». На Ставрополье Станислав Валентинович работает несколько лет. В Дагестане прожил более сорока. О какой родине речь? Вы думаете, это не имеет никакого значения? И Ставрополье, и Дагестан - жемчужины России. Принадлежностью к родству с ними можно только гордиться. Тогда почему в биографических данных Станислав Валентинович умолчал о том, что председателем горплана он работал в Дагестане, заместителем председателя и председателем горисполкома - там же? Скажи об этом открыто, и не будет надобности намекать на какую-то там «национальную карту», разыгрываемую политическим соперником.

В данном случае очевидна манипуляция страхами людей. В пограничном, неспокойном в национальном отношении крае, страх перед возможным увеличением числа ростом национальных конфликтов и террористических актов имеет огромную мотивирующую силу.

В данном случае задача актуализировать страхи общества и показать с чьей помощью они могут воплотиться в жизнь, была выполнена довольно успешно. Технологами А. Черногорова была активизирована одна из главных мишеней человеческого сознания, по которой велась «точная прицельная стрельба».

В ответ политтехнологи С. Ильясова развернули стандартную для оппозиции тему, неспособности действующего руководства края навести в регионе порядок, а также тему взаимной поруки между чиновниками, коррупции в их рядах:

«Давайте взглянем на список кандидатов на губернаторское кресло. В нем А. Черногоров, действующий губернатор, его верный заместитель, человек, отвечающий за социальные вопросы - жизнеобеспечение пенсионеров, молодежи, врачей, детей, - В. Хорунжий, председатель Госдумы края А. Шиянов, трижды мэр краевого центра, депутат Государственной думы Ставропольского края М. Кузьмин. Все эти высокочтимых государственных служащих мы, налогоплательщики, содержали на бюджетные деньги предыдущие четыре года. У всех четырех людей, которых мы назвали в начале статьи, была огромная власть. Было время и возможность реально поправить в лучшую сторону жизнь людей. Сегодня они пошли на выборы и убеждают нас, что все это они сделают завтра, только выберете. Черногоров, Кузьмин, Хорунжий, Шиянов всегда жили достаточно дружно. Так, на людях иногда пикировались, когда где-то переходили друг другу дорогу. Но сегодня этих людей сковала единая цепь - просто патологическая ненависть к Станиславу Ильясову. Они готовы ввергнуть край даже в хаос национальной розни, лично разжигаемой каждым из них. Они хором обвиняют в продажности митрополита Гедеона, генерала Куликова, партию пенсионеров, других людей и организации, поддержавшие Ильясова. По себе, видно, судят. Это уже какая-то агония. «Круговая порука мажет, как копоть». Понятно, они прекрасно понимают: придет Ильясов и наведет порядок. И каждому воздаст по заслугам. Может, и правильно, что спешат переписать все на родственников, не показывают личное имущество и т.д.».

Так как это широко распространенная и стандартная манипулятивная риторика, эффект от такого рода статей был небольшим.

Еще один манипулятивный метод был задействован в губернаторской избирательной кампании 2000 года. Называется он «Превентивная пропаганда и опережение». Суть его состоит в превентивном использовании пропагандистской темы, которая может быть использована другой стороной, с измененными и смягченными компонентами или элементами для уменьшения доверия к теме. Более того, контрпропаганде в целом свойственен именно опережающий характер. В качестве превентивной пропаганды, нацеленной на опережение, штабом М. Кузьмина была раскручена тема невыплаты кредитов за евроремонт служебных апартаментов губернатора:

«Правительство края, руководимое А.. Черногоровым, взяло в «Межкомбанке» кредит ни много ни мало - 180 млн. рублей. Часть этих денег будто бы была потрачена на грандиозный евроремонт служебных апартаментов губернатора. Теперь у него, кроме всего прочего, есть телевизор в полстены, персональная джакузи и кабинет, размерами подстать баскетбольной площадке. А кредит между тем так и висит на краевом бюджете, и отдавать его придется. Вот бы чем заняться А. Черногорову. Но вместо этого нанятые им «политологи» - раздувают кадило вокруг кредита, якобы не возвращенного Ставрополем тому же «Межкомбанку», и реконструкции здания мэрии. Наверное, запамятовал губернатор, что «городской» кредит выплачен банку еще год назад, а ремонт административного здания был начат только после того, как в нем от ветхости обрушились потолки и только чудом никто не пострадал. Словом, опять черногоровские агитаторы «подставили» своего патрона».

Манипулятивный эффект, нацеленный на опережение возможных обвинений соперника, бывает достаточно высоким. Так как после прочтения в сознании избирателя складывается определенная картина: правительство края во главе с А. Черногоровым «шикует», неоправданно тратя огромные бюджетные деньги на ремонт апартаментов, а мэрия во главе с М. Кузьминым, сделав ремонт в обветшалом здании мэрии незаслуженно выслушивает в свой адрес обвинения в невыплате кредита. Манипулятивная схема в данном случае была построена очень грамотно. Это позволило нейтрализовать контробвинение соперника, основанные на аналогичном факте взятия кредита на ремонт служебных помещений.

Приведем еще один пример из практики избирательной кампании 2000 года, осуществленный по похожей схеме. Штаб М. Кузьмина широко осветил выгодную для него тему о детских пособиях. Опережая обвинения в свой адрес со стороны действующего губернатора в невыплате детских пособий. М. Кузьмин постарался первым поднять эту тему, отразив ее определенным образом:

«Всем известно, что за выплату государственных детских пособий ответственность несет краевое правительство. За невыплату - тоже. С великим трудом администрации Ставрополя удалось в июле нынешнего года добиться, чтобы краевая власть передала городу полномочия по выдаче детских пособий, для чего на 22 млн. рублей были уменьшены «городские» субсидии бюджету края. После этого лед, как говорится, тронулся, выплаты начались, и до конца года детский пособия горожанам будут выданы сполна. В очередной раз ставропольская мэрия вынуждена исправлять кризисную ситуацию, порожденную А. Черногоровым. Ему бы стыдливо обходить позорящую его тему, Он же через своих глашатаев лжет, будто бы перечислил городу 22 млн. рублей на выплату «детских» которые потрачены не по назначению. Назовите номер платежного поручения, Александр Леонидович, и никто не обвинит Вас во лжи. Но не смогут сделать это губернатор и сотоварищи: ни копейки им не перечислено, ни копейки».

Отдельно необходимо отметить политическое манипулирование с помощью административного ресурса. В 2000 году из прошедших 13 региональных кампаний в 12 победили правящие соискатели. Ставропольская избирательная кампания по выборам губернатора не стала исключением - победу во втором туре одержал действующий губернатор А. Черногоров Как выразился независимый обозреватель Д. Орешкин: «Это уже не выборы, а отчетно - выборные собрания». Отчасти это обусловлено тем, что подсознательно избиратель, опасаясь каких бы то ни было перемен, выбирает относительную стабильность и спокойствие в лице действующего губернатора. «Старый конь борозды не портит» - рассуждают избиратели.

Кроме того, еще одним мотивом для голосования за действующего главу края, является, как ни странно стойкое убеждение в том, что новый преемник будет в первую очередь использовать властные ресурсы для собственной наживы, в отличие от «старого» губернатора, который этот этап уже якобы прошел.

Что касается выборов губернатора на Ставрополье, то можно с уверенностью сказать, что административный ресурс был главным компонентом победы А. Черногорова.

По другому складывалась ситуация на выборах главы г. Невинномысска. Бессменный глава администрации города А. Семенченко, став депутатом Государственной Думы РФ, назначил преемником своего заместителя Н. Тулбу. Вплоть до дня выборов он исполнял обязанности главы города Невинномысска.

По логике административный ресурс, был в его руках. Однако на практике административный ресурс работал на другого кандидата на пост мэра - В. Дедовского, бывшего ген. директора ОАО «Невинномысский Азот». За три года до выборов на предприятии сменился собственник. Им стала финансово-промышленная группа «Московский деловой мир». В. Дедовской был снят со своего поста, обвинен в хищении, превышении должностных полномочий, 7 месяцев находился в СИЗО, потом был оправдан судом и выпущен на свободу. Эти события потрясли горожан, вызвав большой резонанс в обществе. Московские «захватчики» настроили против себя население, обусловив сострадание и еще большее уважение к В. Дедовскому. Поэтому спустя три года эта тема была центральной на выборах мэра г. Невинномысска. Манипулирование ею предопределило большое преимущество В. Дедовского над своим основным соперником Н. Тулбой. На Н. Тулбу работали политтехнологи московского PR- агентства «PR-Опаганда», которые использовали широкий арсенал манипулятивных методов и приемов воздействия, хорошо отработанных в крупных городах, но не учли всех особенностей и специфики маленького провинциального города, каким является Невинномысск, поэтому не смогли добиться желаемой цели.

В. Дедовской построил свою кампанию на личных встречах с горожанами и на немногочисленных, но имеющих огромный манипулятивный эффект публикациях в городской прессе. Приведем выдержки одной из них:

«Всего около трех лет прошло с тех пор, как в ОАО «Невинномысский Азот» сменился собственник, а точнее сказать, финансово-промышленная группа «Московский деловой мир» захватила предприятие. Напомню, какими активами в то время обладало наше предприятие. Цехи работали на 15-30 процентов сверх проектной мощности. Полным ходом шли реконструкции и тех-перевооружение завода. Велась активная подготовка к внедрению в производство схемы подачи теплофикационной воды в 100-й микрорайон, и если бы это было доведено до логического завершения, то 1 Гкал теплофикационной воды обошлась бы населению в 180руб., а не в 300 руб., как платят потребители сейчас. В выигрыше были бы не только горожане, но и сам «Азот», поскольку применение этой схемы снижало и себестоимость выпускаемой продукции. Планировалось строительство собственной электростанции с использованием газотурбинной установки, коэффициент полезного действия которой составлял бы около 80 процентов (сравните; Невинномысская ГРЭС сейчас имеет КПД 28-30 процентов).

Неудивительно, что такое предприятие представляло собой лакомый кусок для нечистоплотных на руку московских олигархов. Новые собственники не торопятся вкладывать средства в реконструкцию «Азота». Все финансовые потоки идут прямиком в Москву, а город, на территории которого расположен «Азот», да и край, получают в свой бюджет денежные средства не в полной мере. Словом, столица жирует, а провинция нищает. Средняя заработная плата на «Азоте» снизилась. Продукция в основном идет на экспорт, а местные колхозы и совхозы вынуждены закупать удобрения за пределами края. Новых собственников это не трогает. Их позицию очень точно выразил П.Орда, теперь уже бывший генеральный директор. В ответ на просьбу одного из руководителей школ помочь учебному заведению деньгами, он цинично ответил «Мне в вашем городе детей не растить». И последнее. Я иду на выборы не для того, чтобы взять реванш и отомстить за нанесенные обиды. Нет. Это уже в прошлом. Сегодня необходимо думать о городе и горожанах. Будучи руководителем такого огромного предприятия, я накопил солидный опыт работы, хорошо знаю город, его инфраструктуру, поскольку «Азот» был застройщиком целых микрорайонов. Мне известны его проблемы и болевые точки. Я знаю людей, со многими из которых трудился не один год; знаю, где можно заработать деньги и как ими распорядиться. Поэтому и принял твердое решение идти на выборы».

Отметим, что В. Дедовской не вел активной предвыборной кампании, не забрасывал листовками почтовые ящики, не обвешивал своими портретами «все движимое и недвижимое имущество» в городе, и на первый взгляд вообще не использовал приемы манипулирования. Однако, при более глубоком анализе его предвыборной тактики вырисовывается достаточно тонкая, прекрасно продуманная манипулятивная модель. В которой помимо акцентированных в статье «болевых точек», использовался метод «Переноса негативного образа», посредством которого негативное отношение к московским «воротилам» было перенесено на и.о. главы города Н. Тулбу.

Тема с захватом «Азота» использовалась также М. Кузьминым в борьбе против А. Черногорова:

«Правительство края прошляпило увод «Азота» в собственность московской финансовой группы. Кстати, под странным предлогом - наш чиновник якобы «опоздал» на азотовский аукцион. Как специально. Результатом сего действа стал увод из края 700 миллионов рублей налоговых поступлений. А это примерно десятая часть всех налоговых сборов нашего не слишком богатого региона. Но на этом наши неприятности не закончились. Помните «новогодний подарок - резкое, на 40 процентов, повышение цен на электроэнергию? Потом его удалось приостановить, но с будущего года нас опять ждет такой же сюрприз. Это - тоже от «Азота». Раньше химкомбинат покупал электричество через краевые структуры и одновременно платил дотацию населению края на оплату электроэнергии. Мы эту помощь не замечали до тех пор, пока нам не перестали ее оказывать. Как только «Азот» перешел на республиканский рынок электроэнергии, так дотации населению капать перестали. И только тогда мы взвыли. Хотя ситуацию надо было предвидеть и исправлять гораздо раньше. Кстати, эта история краевую власть ничему так и не научила. То ли не может она воспрепятствовать таким потерям, то ли напрямую заинтересована в их организации, но те же ошибки с тех пор демонстрирует нам регулярно. Так, практически одновременно с «Азотом» уплыла из края еще одна структура - «Ставропольэлектросвязь». Сделано это было по схожей с «Азотом» схеме, а стоимость телефонных переговоров и величина абонентской платы с тех пор резко выросла. Буквально на днях аналогичную операцию провернул «Лукойл» с буденновским «Ставропольполимером». Давно пытаются тем же способом прибрать к рукам невинномысский «Арнест». Тот вынужден защищаться с помощью европейских партнеров - на краевую власть надежды нет. И это при губернаторе, считающемся местным патриотом!»

Уникальный манипулятивный прием был применен в избирательной кампании по выборам депутатов в ГД РФ. Утром 21 ноября 2003 г. несколько тысяч избирателей Ставропольского одномандатного избирательного округа № 57,(в который входят, кроме краевого центра, Невинномысск, Шпаковский и Кочубеевский районы), получили повестки в суд. Приведем текст повестки полностью:

«Настоящей повесткой Семенова Екатерина Сергеевна, проживающая по адресу (такому-то), вызывается в качестве ОБВИНЯЕМОГО по статье 141 Уголовного Кодекса РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» в части, касающейся деяний, соединенных с подкупом избирателей, совершенных группой лиц по предварительному сговору.

Вам необходимо явиться 24 ноября 2003 года в 15 часов в 342 кабинет крайпрокуратуры по адресу: г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 112 к следователю по особо важным делам Управления по борьбе с преступлениями, подрывающими конституционный строй РФ Г. Шахинбекову При себе иметь договор, по которому вами незаконно были получены денежные средства от кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ Кузьмина Михаила Владимировича.

Согласно УПК РФ вы имеете право на адвоката. Статья 51 Конституции РФ дает вам право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Явка строго обязательна».

Внизу стоит фамилия и название должности Шахинбекова. Документ - без подписи, каких-либо печатей или штампов. При проверке оказалось, что «следователя по особо важным делам» по фамилии Шахинбеков в Ставропольской прокуратуре нет и никогда не было, как, впрочем, и должности указанной в «повестке», адрес прокуратуры указан не верно.

Поражает психологическая продуманность текста. Человека пугают фразой: «в качестве обвиняемого». Причем последнее слово намеренно выделено крупным шрифтом. Скорее всего, без консультаций и рекомендаций психологов тут не обошлось.

Интересно, что этот манипулятивный прием использовался не раз и нашел свое специфическое продолжение в центральной теме агитационных материалов кандидата в депутаты ГД РФ А. Козлова. Приведем его открытое письмо к избирателям:

«Уважаемые избиратели! Идет избирательная кампания. Некоторые люди пытаются прорваться во власть, чтобы прикрыть депутатским мандатом свои темные делишки. Один из них - бывший мэр Ставрополя Михаил Кузьмин, оставивший свой пост под угрозой уголовного преследования два года назад. Что остается делать, чтобы не попасть за колючую проволоку? Правильно, играть не по правилам. Именно поэтому он использует грязные методы борьбы - подкуп избирателей. Такими приемами пользуются только люди, которые боятся ответственности перед правоохранительными органами, а депутатов в тюрьму не сажают. Михаил Кузьмин успел стать баснословно состоятельным человеком. Не один год в его распоряжении была целая казна крупнейшего в Ставропольском крае города. Как при такой возможности не запустить руку в бюджет. И теперь он хочет за 50 рублей купить Ваш голос, Вашу совесть. Михаил Кузьмин элементарно подставляет Вас под уголовную ответственность. И это не громкие слова. Статья 141 Уголовного кодекса РФ предусматривает для граждан, получивших денежное вознаграждение за голосование срок до пяти лет. Что делать? Как нам с этим бороться? Если Вас все же уговорили взять деньги от Михаила Кузьмина, Уголовный кодекс РФ дает Вам возможность снять с себя уголовную ответственность. Что нужно сделать? Если Вы получили деньги от Михаила Кузьмина - необходимо вернуть их на избирательный счет афериста. После этого Вы должны явиться в краевую прокуратуру с квитанцией об оплате возврата взятки. В этом случае Вы освобождаетесь от уголовной ответственности. Не продавайте свою свободу и совесть за 50 рублей!

В итоге, этот кандидат не прошел в ГД РФ. Скорее всего, он и не рассчитывал туда попасть. Но вследствие применения такого манипулятивного приема голосов избирателей у М. Кузьмина стало значительно меньше.

Отдельно необходимо написать о манипулятивном приеме вошедшем в историю избирательных технологий не только Ставропольского края, но и России. Речь идет о «Договоре», который А. Кузьмин предлагал заключить с ним каждому избирателю. В нем он, обязуется «на протяжении всей своей деятельности добросовестно и честно выполнять свой долг перед народом». Ручается он за это «добрым именем», «честным словом», «письменным договором». Торжественно клянется повысить качество жизни своего избирателя, добиться снижения коммунальных выплат на 30 %, обеспечить всем бесплатную медицинскую помощь, пересмотреть итоги незаконной приватизации и т.д. И это все на территории отдельно взятого края.

Если всего обещанного А. Кузьмин за четыре года своего депутатства не добьется, то, сообщает он, «гражданин имеет право отозвать депутата из Государственной думы ФС РФ». Это при том, что в России нет закона об отзыве депутатов. Интересен еще один абзац в «Договоре». Политик просит своего избирателя, чтобы тот непременно оставил для него «наказ». «Прошу Вас писать Ваши пожелания разборчиво. Бывали случаи, когда пожелания моих соратников не выполнялись только из-за того, что нельзя было разобрать их почерк». Попирая все юридические нормы, в начале «Договора» А. Кузьмин представляется как «кандидат в депутаты», а, подписывается под «документом» уже как полноценный депутат.

Самое удивительное, что эффект от полученного письма с вышеописанным «Договором» был настолько велик, что даже образованные люди «покупались» на этот трюк.

Вообще, в практике избирательных кампаний, прошедших в Ставропольском крае в период с 2000 по 2005 г. было много манипулятивных «новинок».

К примеру, предвыборный лозунг, появившийся на рекламных щитах (в Ставрополе на улице Ленина и проспекте Юности) огромные плакаты, на которых были изображены герои мультфильма «Бременские музыканты»- петух, кот, осел и пес. Вверху над рисунком была надпись: « Ну-ка все вместе уши развесьте!!!». Внизу - надпись: «Все на выборы!». Выходных данных на этом плакате не было. Кто заказчик и исполнитель данного произведения осталось не известным.

На улице Ленина г. Михайловска автор стала свидетелем применения еще одного предвыборного манипулятивного приема. Портретами кандидата в депутаты ГД РФ А. Кузьмина на протяжении нескольких метров был заклеен тротуар. Каждый день горожане ходили по плакатам с изображением улыбающегося кандидата. Этот прием, осуществленный предприимчивыми пиарщиками конкурентов, был рассчитан скорее на манипуляцию подсознанием, нежели сознанием. Вспоминается известная аналогия. Саддамовское правительство Ирака, патологически ненавидя экс-президента США Дж. Буша-старшего, выложило его мозаичный портрет перед входом в самый фешенебельный отель в Багдаде, чтобы каждый посетитель вытирал об него ноги.

Пополнили копилку нестандартных манипулятивных приемов политтехнологи, работающие на К. Храмова Ими был найден достаточно интересный и эффективный способ привлечь внимание читателя, завладеть его сознанием и манипулировать им в своих интересах. Жанр публикуемых материалов - фельетоны, сказки, письма, карикатуры, юморески. Остановимся на них поподробнее, так как они заслуживают более детального рассмотрения:

«В преддверии 14 марта в городе Невинномысске, в некоторых его местах, началось осуществление различных чудес. А именно: захотели жители дома отремонтировать подъезд, который не ремонтировался лет десять, - пожалуйста, ремонтируется. Захотели жители засыпать яму возле дома, в которую въехала уже не одна машина, - пожалуйста, засыпается. Только вы подумали о лавочках и лишних ветках на деревьях, как к вам с рубанком и пилой уже летит на крыльях народного зова главный волшебник - исполняющий обязанности главы города Николай Тулба, сокращенно И.О. Волшебник сегодня в ударе, так как 14 марта он хочет выбраться главой города. У жителей города неожиданно появилась возможность осуществить все мечты о благоустройстве за месяц с небольшим! Поэтому, дорогие горожане, срочно атакуйте органы исполнительной власти - началась рекламная акция И.О.! Акция продлится до 14 марта!. После 14 марта действие волшебной палочки может прекратиться. Есть проблема - действие волшебных палочек ограничено. Волшебники делают в большом количестве чудеса только в нужное время, например, за месяц до выборов. А сейчас нам следует опасаться того, чтобы все бюджетные деньги не ушли на рекламу И.О. Хотя если И.О. выберут, то опустевшую казну можно будет пополнить. Не переживайте! Просто увеличат тарифы на воду, свет и газ».

Как мы уже писали, тема о бездействии властей в межвыборный период является стандартной для оппозиции и вполне очевидной для избирателей. Отсюда небольшой эффект от ее применения. В данном случае манипулятивный эффект гораздо больше, так как по форме приведенный выше материал был подан интереснее и острее.

Отдельно остановимся на агитационных материалах, написанных в виде сказки:

«Встревожились в одну зиму московские олигархи-буржуины. В около- горном городе где имелся химический завод то ли «Зевот», то ли «Кислород», ушел с поста рулевого города старый рулевой. Завод тот приносил большую прибыль буржуинам-олигархам. Буржуинов интересовало только одно - деньги, деньги и еще больше денег. Зарплату они повышать не хотели, вкладывать деньги в чистоту воздуха около завода тоже не хотели, пополнять городскую казну тем, более не хотели. В общем, ничего не хотели делать буржуины для рабочих завода и города. А тут еще старый рулевой городе ушел и кто ж теперь будет закрывать глаза на завод и молчать?

Положение осложнялось еще и тем, что на пост руководителя претендовало сразу несколько человек, а плясать под дудку олигархов-буржуинов хотели не все. Среди основных претендентов был бывший директор завода Мальчиш-Бывалый, Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш Плохиш. Плохишу по стечению обстоятельств, временно до выборов, пришлось остаться за бывшего руководителя. Кто должен возглавить город - решать надо было его жителям. Буржуины начали думать о ручном «безрулевом», о таком, кто не будет мешать качать деньги с завода. Собрались буржуины и начали советоваться.

- Может, Бывалого?

- Бывалый не подойдет: слишком много знает. Знает, как на заводе проводятся финансовые махинации.

- Жаль, что мы года его на такой маленький срок посадили!

- Может договориться с ним по-новому?

- Повторяю, он очень хорошо знает, какие мы там деньги зарабатываем и прячем, поэтому задешево его не купить. Мало того еще попытается и нас скинуть.

- Да, Бывалый нам не подходит!

- Давайте вариант попроще найдем.

- Мальчиш-Кибальчиш? Что по нему?

- Кибальчиша не купить: ему ничего не надо, у него все есть. Ему хлеба не надо - работу давай!

- Нет, нам нужен жадный и глуповатый.

-Тогда Мальчиш-Плохиш! Тем более, у него пусть пока слабый, но административный ресурс есть. А раскрутить глупого пингвина можно - раскрутим Плохиша!

Примчались буржуины к Мальчишу Плохишу и начали переговоры о покупке.

- Мы помогаем тебе стать рулевым города, а сами за тебя все делаем.

- А вы мне поможете стать рулевым города?

- Мы тебя по телевизору покажем, расскажем, какой ты умный и щедрый. Весь административный ресурс на тебя работать будет по полной программе, а конкурентов всех побьем и оклевещим!

- Хорошо согласен! А с городом что хотите то и делайте - надоели мне эти трубы и канализации, и город этот тоже.

Буржуины и Плохиш хлопнули по рукам. Буржуины остались довольны. Буржуинам нужен был только завод, а получилось, что Плохиш продал весь город.

Но жители города оказались мудрее. Раскрыли они тайну буржуинов! Открылись и другие тайны. Мальчиш-Бывалый, оказывается, зря отсидел в застенках. Он был хорошим директором «Зазота». За то, что спас завод от развала и за то, что рабочие получали хорошую зарплату, его буржуины и упекли в застенки. Жители вернули Бывалого на завод а Мальчиша-Кибальчиша поставили у руля города. Получилось неплохо. И завод в порядке и город в достатке. Вот и сказке конец, а кто все понял -молодец!

Не смотря на то, что прототипы героев сказки вполне узнаваемы, обвинить ее авторов в умышленном оскорблении нельзя. Ведь сказка- это вымысел. Хотя известная поговорка гласит: «Сказка-ложь, да в ней намек», вот этот намек и есть манипуляция».

Достаточно удачно технологами К. Храмова была обыграна тема партийной поддержки «Единой России». На Ставрополье, как и во всей России, на парламентских выборах партия одержала уверенную победу. Именно поэтому поддержка на муниципальных выборах для кандидатов на должность главы города так притягательна. Региональное отделение «Единой России» долго не могло прийти к однозначному решению по Невинномысску. Существовали сразу два кандидата, достойных партийной поддержки,- первый заместитель главы города Невинномысска Н. Тулба и зампред. ГДСК, руководитель фракции «Единой России» в краевой думе К. Храмов. После долгих раздумий политсовет регионального отделения партии решил отдать свои предпочтения Н. Тулбе. Таковы факты. Далее приведем материал, саркастически описывающий сложившуюся ситуацию. Повествование идет от лица простого человека, что подсознательно увеличивает доверие к прочитанной информации:

«Открыл я давеча «Невинномысский рабочий» - и обомлел! Велика Россия - и вся Единая! На одной странице партия «Единая Россия» выдвигает и поддерживает Храмова, на другой - Тулба - единый кандидат от нее же. Начал с Храмова, подключил дедуктивный метод Храмов работает в краевой Думе, заместитель председателя, вроде даже фракцию «Единая Россия» возглавляет. Календари его видел, что «вместе с Президентом». По телеку слышал, что - то ли с Путиным вместе в Германии служил, то ли просто однофамильцы. Могла его партия поддержать на выборах? Пожалуй, могла. Хотя перепроверить не помешает. Перехожу к Тулбе, копаюсь в памяти - ничего. Мусор какой-то. Канализация, а не память. Стой-ка, осенило, да я ведь своими ушами слышал, как на встрече с избирателями в городской библиотеке Николай Петрович Тулба заявил народу: «Ни к какой партии не принадлежу, и принадлежать не собираюсь!». Может, Николай Петрович вынужден скрывать свое членство в партии может он на подпольном положении? Иду напролом - звоню в местное отделение партии «Единая Россия» (они, оказываются, в офисе Храмова располагаются), колитесь, кто у вас есть «Ху»:

- Да, отвечают, все сходится - Храмов, - мол, лидер фракции, мы свою конференцию специально проводили, его выдвигали, теперь поддерживаем, И фракция в Думе тоже. И документы все имеются, в полном порядке.

- А Тулба?

- А Николая Петровича в наших рядах нет, это точно.

- Вечно вы, политики, врете народу, а как же статья в газете, протокол № 4 Не скрывайте от народа - член или не член?

Теперь уж они в трубку орут:

- Повторяем для бестолковых: гражданин Н. Тулба у нас на партийном учете не состоит. А что до протокола, так вы очки протрите, да рассмотрите повнимательней.

Лечу домой, хватаю газету - точно, протокол - то не подписанный. Филькина грамота, а не протокол. Ох, и дурят нашего брата!»

Зная нелюбовь читателя к официальному тексту, шаблонным фразам, к однотипной предвыборной риторике, политтехнологи К. Храмова использовали сатирические зарисовки. Материал был назван «Церемония вручения «Золотой Урны»«. Приведем примеры некоторых номинаций:

Номинация «Больше грязи - шире»

1. Самым большим тиражом в 50 тысяч экземпляров вышло непериодическое издание «За родину правду». Родина «правды» находится по адресу г.Прохладный, ул.Ленина,13/7. В выходных данных издания нет фамилий заказчиков. Другими словами - это обычное трусливое предвыборное издание. В издании поливаются грязью Виктор Ледовской и Константин Храмов, а Николай Тулба играючи назван героем. А какой номинант выпустил все это - сами, понимаете, трудно догадаться.

2. «Ледовской: вопросы без ответа», «Обращение к Ледовскому». Суть последнего - за сколько Ледовской продался Храмову. Подписи в письме «Обращение к Ледовскому», как сказал специалист по криминалистике, нарисованы двумя людьми. К тому же расшифровок фамилий нет. Листовки без выходных данных были разбросаны под покровом ночи в почтовые ящики города. Жаль, «Комитет за чистые выборы» не поймал злодеев. А может и не хотел: темно все-таки, страшно. Победителей в этой номинации определяют компетентные органы. Подождем с вручением приза до их приговора, ой простите вердикта.

Номинация «А мы все в белой» Единственный номинант «комитет за честные выборы». Гневно изобличающий всех и вся. Это комитет под руководством гражданина Сливина. Гражданин Сливин, в свое время, был выгнан с «Азота» и «Арнеста» за исчезновение на участках его работы материальных ценностей. Кто их слил? За что товарища Сливина вообще выгоняли? Жюри это неизвестно. Победитель награждается песней: «Зачем ты это сделала надела платье белое?»

Номинация «Самые большие союзы». Храмов и Дедовской отказались от взаимной критики. Оба за то, чтобы власть в городе стала новой. Победители награждаются песне «Если с другом вышел в путь»

Номинация «детские обиды». Номинант: бывший мэр города, которого недавно отправили в Москву помогать городу и заявивший «выберете не того, кого я сказал - городу помогать не буду». Победитель награждается песней «Забирай его скорей».

Номинация «силы быстрого реагирования». Номинанты: работники милиции, забросившие поиск преступников и наркоманов для того, чтобы поддержать политическую стабильность и конституционный порядок, который пытались нарушить студентки, нагло одевшие на себя жилетки с провокационной надписью не за того. Победитель награждается песней: «Наша служба и опасна и трудна»

Номинация «святой лик». Бесспорный номинант И.О., разместивший свои портреты на всем движимом и недвижимом имуществе города. Победитель награждается песней: «Весь мой дом портретами увешан, без тебя теперь мне не прожить и дня».

Такие юмористические зарисовки выгодно отличаются от стандартных агитационных материалов и имеют в сравнении с последними, больший манипулятивный эффект.

Еще один манипулятивный прием осуществляемый в официальной прессе - это «беспристрастное» сравнение биографии кандидатов. При более глубоком анализе становится очевидным, выбор тех или иных кандидатур для сравнения их биографий неслучаен, а произведен чтобы выгодно представить своего кандидата, либо невыгодно и неприглядно подать конкурента.

В качестве примера приведем выдержки из статьи «О чем говорят деньги»:

«А. Кузьмину 42 года. Родился в Ставрополе, в семье рабочего, учился 8 пятой средней школе. Трудовой путь начал в геологоразведке треста «Ставропольнефтегеофизика», служил в армии, после увольнения работал слесарем на Ставропольском хлебокомбинате. С 1991 года перешел в Управление художественных промыслов. Позднее возглавил какую-то малоизвестную ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств «Солидарность». Почему малоизвестную? А потому, что в крае наиболее известна Ставропольская краевая ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств. И вот тут происходит резкий взлет в карьере А. Кузьмина, не объяснимый какими-либо биографическими сведениями, - его приглашают на Ставропольский инструментальный завод, где он возглавляет совет директоров. Судя по биографической справке, у А. Кузьмина так и осталось среднее образование, опыта руководящей работы по существу не было. И, тем не менее, он становится депутатом Госдумы Ставрополья, попечителем общественного благотворительного фонда «Быть добру!» А теперь пытается приземлиться в Госдуме России. Такая вот, не очень яркая, биография.

В сравнении с нею жизненный путь В. Катренко выглядит просто впечатляющим. Он всего на пять лет старше А. Кузьмина. После школы закончил профтехучилище, работай слесарем, служил в армии. А потом в течение пятнадцати лет трудился в ДТП международных перевозок «Соатрансавто - Минводы», где прошел путь от слесаря до генерального директора. Такой рост обусловлен, видимо, не только трудолюбием и какими-то личными качествами, но и тем, что человек повышал свой профессиональный уровень, получив высшее образование в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта, затем во Всероссийском юридическом заочном институте, а позже защитив кандидатскую диссертацию по экономическим наукам. И все это без отрыва от производства. Поэтому дальнейший взлет В. Катренко на должность депутата Госдумы не кажется таким уж необычным. Идет постепенный рост. Расставшись с Думой, в 1996 году, В. Катренко возглавляет Минераловодскую территориальную администрацию, позже становится заместителем председателя правительства Ставропольского края. В 1999 году снова избирается депутатом Госдумы РФ. А там, за какие-то, так скажем, качества его назначают председателем комитета по энергетике, транспорту и связи. По существу, эта должность сопоставима с должностью министра по энергетике в российском правительстве. Получается, что В. Катренко баллотируется в Думу для того, чтобы подтвердить мандат от избирателей на следующий срок.

Не столь впечатляюще, но тоже довольно внушительно выглядит послужной список А. Куликова. Имея военное и юридическое образование, он профессиональную карьеру сделал в армии. Прошел все ступени по командной линии вплоть до поста министра внутренних дел России и вице-премьера правительства РФ. Повышал профессиональный уровень, защитив докторскую диссертацию по экономике. Единственное, что можно отметить, изучая биографическую справку, - карьера А. Куликова уже прошла высшую Точку и пошла на спад. Но это объяснимо: он приближается к пенсионному возрасту.

В затылок А. Куликову дышит П. Воронин. Посмотрим, что за птица. Ему 36 лет. То есть, он моложе А. Кузьмина, у которого столь бледная биография. А вот у П. Воронина жизненный путь насыщен гораздо более впечатляющими достижениями. После школы и профтехучилища - служба в армии. А далее Московский госуниверситет, факультет вычислительной математики и кибернетики. Кандидатская диссертация, преподавательская деятельность. Затем высокообразованного специалиста приглашают в помощники депутата Госдумы России. Далее он выигрывает конкурс на замещение вакантной должности управляющего региональной сельскохозяйственной компанией «Агроинком» и растет до вице-президента этой компании. Приглашен на должности заместителя председателя совета директоров машинно-технической станции «Лабинск» и вице-президента ОАО «Агросхлебопродукт». Проходит полный цикл подготовки управленческих кадров народного хозяйства по программе президента РФ. Стажировался за границей. Продолжает обогащаться знаниями, закончив Московскую школу политических исследований. Избирается в Ставропольскую городскую Думу и возглавляет там бюджетно-финансовую комиссию и контрольно-счетную палату. Депутатскую деятельность совмещает с преподаванием на экономическом факультете Ставропольского госуниверситета. Такой вот короткий, но довольно насыщенный и энергичный путь просматривается в короткой биографической справке. Исходя из нее, вполне вписывается в обойму кандидатов, которую мы гипотетический выводим на основании данных краевой избирательной комиссии из числа наиболее обеспеченных финансами.

Идем ниже по списку - А. Семенченко. Не стар, но и не молод, Образование высшее. Трудовой путь от мастера до инженера-конструктора прошел на Невинномысском заводе электроизмерительных приборов. Тут его заметили партийные органы, в которых он рос от инструктора до второго секретаря горкома партии, далее возглавил горисполком Невинномысска и двадцать лет бессменно занимал эту ответственную должность, несмотря на то, что со временем она стала выборной. При этом много лет являлся депутатом Краевой Думы. Имея бесценный опыт руководящей работы в современных условиях, продолжает расширять свой кругозор: он академик Академии проблем подъема экономики. И по возрасту и по интеллектуальным возможностям ему еще расти и расти. Следующая ступень если и не в Госдуму России, то в краевую власть. А. Семенченко вполне вписывается в наш квартет кандидатов.

Отдельное место в ряду манипулятивных техник занимают письма избирателей, опубликованные в официальных и неофициальных изданиях в зависимости от цели субъекта манипулирования текст письма может быть добрым и злым, хвалебным и обвинительным. Отследить, насколько реальны сами по себе письмо и его адресат практически не представляется возможным. В письмах допускается неофициальный жанр, они пишутся доступным и понятным языком (прослеживается рука политического психолога), эмоционально и ярко. Ответственности за возможные обвинения в письме адресат не несет, газета тоже. Подсознательно избиратель больше верит письмам простых людей, чем агитационным материалам кандидатов. Приведем пример одного письма, относящегося ко второй категории, так называемых обвинительных писем:

«Губернатор не снизошел». Грязные технологии в предвыборной кампании - это досадно, обидно и противно. И все же я решил сравнить два подхода. Если сторонники М. Кузьмина пытаются вести полемику корректно и в пределах литературной лексики, то команда А. Черногорова без всяких принципов «базара не фильтрует». Если в образовании назревает острая ситуация, М. Кузьмин часто предлагает сам встретиться с учителями и обсудить проблемы. А с губернаторской стороны мы слышим «рапорта» о достижениях, фанфары и барабанную дробь. А тяжба с учителями? А памятный День учителя, когда молодой губернатор не вышел к участникам учительского пикета, где были заслуженные работники образования, многие из которых годятся в матери А. Черногорову. Потом он цинично заявляет на встрече с избирателями, что эти учителя пришли не туда, и что его учителей там не было. (А. Некрасов)».

Приведем краткий перечень заголовков писем, опубликованных в Вечернем Ставрополе: «Беспредельная благодарность», «Дважды избранный народом», «Наказ М. Кузьмину восстановить Казанский собор», «Он доступен и прост в общении», «Микрорайон №14 голосует за М. Кузьмина», «Ради красного словца «черногорить» до конца?», «Как проголосуем, так и жить и будем» и так далее.

Еще более эффективно использовать в качестве адресатов известных в городе и крае людей, так называемых медиаторов мнений: главврачей больниц, директоров школ, артистов, заслуженных работников труда, и т. д.

Приведем соответствующие примеры из избирательной кампании в г. Невинномысске в 2004 году:

«Письмо Ю. Жуленко, главврача поликлиники №2 г. Невинномысска:

- Я поддерживаю Николая Петровича Тулбу. Я уважаю этого человека прежде всего за его надежность и мужественность. Эти качества он доказывал на деле неоднократно. Кроме того, каждый в городе знает, что он - настоящий хозяйственник. Николай Петрович знаком со всеми проблемами городского здравоохранения, и я очень надеюсь, что став главой, он поможет нам улучшить материально-техническую базу амбулаторно- поликлинической службы».

«Письмо Н. Михайловский, водитель-наставник МУП ПАТП г. Невинномысска:

- Мне кажется, что он наш, по-крестьянски простой, надежный человек. Он много лет проработал в администрации, ему было у кого учиться. Если он будет главой, то сможет навести порядок и в нашем деле. Сегодня нам очень тяжело выживать в конкурентной борьбе частниками. И тут нам без помощи главы не обойтись. Так что мы очень надеемся на Николая Петровича».

Штабом Н. Тулбы был применен распространенный, но очень эффективно воздействующий на подсознание человека прием «трансфер». Суть его состоит в искусственном, ненавязчивом и незаметном для большинства людей перенос авторитета, уважения к известному лицу на источник сообщения. Использование «трансфера» инициируются ассоциации, формируются ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо или чем-либо имеющим ценность и значимость у окружающих. На первых полосах городских газет («Невинномысский рабочий» и «Город Н-ск») был дан агитационный материал, в последующем распечатанный в огромном количестве листовок. Приведем его полностью (рис.1). Помимо переноса положительного образа В. Путина, в данном материале был применен еще один манипулятивный прием.

Надпись «Невинномысск определился» говорит о победе Н. Тулбы, как о свершившемся факте (за четыре дня до голосования), тем самым подсознательно влияя на выбор горожан.

Может использоваться также и негативный «трансфер» посредством побуждения к ассоциациям с явно отрицательными понятиями и социально неодобряемыми явлениями, событиями, действиями, людьми. Используется он для дискредитации конкретных лиц. В качестве негативного «трансфера» приведем небольшую заметку, опубликованную на страницах газеты «Родной Невинномысск»: «Пиарщики - это те, кто пишет, снимает рекламу, готовит речи кандидатов и организуют акции, способные добавить голосов кандидату, Тулбу Николая Петровича обслуживает московское пиар-агентство «Пропаганда». Агентство входит в пятерку самых лучших и дорогих пиар-агентств страны. Команда москвичей проживает в гостинице «Зеленая». «Пропаганда» также работает в интересах «ЕвроХима». «ЕвроХим» владелец «Азота». Стоимость услуг агентства, при команде 6-8 человек, от 80 до 100 тысяч долларов США в месяц или порядка 2 800 000 рублей. Сколько платит Николай Петрович, или его спонсоры, нам неизвестно. Храмов, Ледовской, Артеменко и Мальченко работают без помощи из Москвы, (глупые)».

При известном отношении людей политическим технологам степень эффективности этой заметки высока. Другим примером негативного «трансфера» стали утверждения, что: «продвигает С. Ильясова из Москвы к нам в край господин Чубайс», «но были могущественные покровители. Виктор Степанович Черномырдин, например, с которым связывают появление на Ставрополье Станислава Ильясова.

Приведем еще пример негативного «трансфера» из кампании по выборам депутата в ГДРФ.

«Столь одиозную фигуру, как «телекиллер», Борис Абрамович в Госдуме светить не намерен. Нужен ему свой человек в компартии, который бы лоббировал его интересы, но незаметно, чтобы не попасть под удар критики. По слухам, на роль «марионетки» для прикрытия Доренко Березовский выбрал Андрея Разина. Еще а 1999-м году Борис Абрамович оплатил бывшему продюсеру «Ласкового мая» расходы на избирательную кампанию. Напомню, тогда Разин баллотировался как независимый кандидат по Ставропольскому одномандатному избирательному округу №55. Всего на 4% его опередил Василий Ивер, выдвиженец КПРФ, ныне член левой фракции в Госдуме. На прошлой неделе Разина начали активно пиарить в краевых СМИ, очевидно, именно он станет кандидатом - одномандатником от КПРФ. И у него есть неплохие шансы пройти в Думу. Профинансировать его снова может щедрый лондонский олигарх, правда, при одном условии - доверенным лицом Разина-кандидата, а затем помощником Разина-депутата становится Сергей Доренко».

Также в практике всех избирательных кампаний на Ставрополье применялся прием «анонимный авторитет». Это излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый всеми СМИ. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности.

Примеры:

«Программу кандидата в депутаты ГД РФ В.И. Брыкалова многие эксперты оценивают как самую реальную, каждый пункт которой имеет четкое экономическое обоснование».

«Источник из ближайшего окружения губернатора сообщил, что вопрос о губернаторской квартире будет решен положительно в ближайшее время».

«Независимые политологи» говорят о том, что сейчас на Ставрополье идет столкновение государственных интересов с олигархическими, левых с правыми. Государственные интересы, естественно, представляет А. Черногоров. Олигархические - С. Ильясов».

Возникают вопросы: Какие эксперты? Что за источник? Кто эти «независимые политологи»? Сообщаемая таким образом информация в большинстве своем не подлежит проверке. Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах избирателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.

Политическими технологами, работавшими в штабе А. Черногорова был использован метод «наклеивание ярлыков», описанный нами выше. Напомним, что ярлык квалифицирует объект, как что-то, чего аудитория боится, испытывает отвращение, находит подозрительным или нежелательным. Так, в частности, С. Ильясов был прозван «пророком из Дагестана», подчеркивая национальный подтекст. А. Шиянов был назван «Сельским поводырем» или «Борцом с сельским хозяйством», подразумевая долгую и мало эффективную деятельность на этом поприще. М. Кузьмин был назван «Ставропольским городничим» 1

В практике избирательных кампаний на Ставрополье широко применялся манипулятивный метод, называемый «Победившая сторона». В данном методе эксплуатируется желание людей быть на стороне победителя, аудитория убеждается в необходимости действовать так, чтобы оказаться «на выигравшей стороне», быть «как все». Необходимо отметить, что данный метод наиболее эффективен при использовании в комплексе с другими методами пропаганды, нацеленными на создание у аудитории иллюзии будущей победы данной стороны. В этом случае реализация данного метода позволяет привлечь существенную часть целевой аудитории. В избирательных кампаниях метод часто используется в виде следующих пропагандистских тем: «Кандидат N - кандидат номер один» или «Кандидат N - кандидат-победитель», а также в закреплении темы «Все равно победит N». Данный тип «информационно-психологического воздействия» использует принуждающий подбор слов и предложений для стимуляции необходимого поведения целевой аудитории.

Накануне выборов в ГД РФ в СМИ появилась предвыборная реклама следующего содержания: «7 декабря 2003 года- выборы Александра Кузьмина в Государственную Думу РФ». В 2004 году в агитационных листовках и плакатах К. Храмова стоял лозунг «Будет Храмов!». В 2000 году кандидат в депутаты С. Ильясов С. шел на выборы с лозунгом «Хочу и буду!»

Известно, что ни одна избирательная кампания не обходится без манипулирования финансовыми ресурсами. Имущество, доходы кандидатов, суммы, потраченные на предвыборную кампанию, являются одними из главных манипулятивных тем. Примеров в официальной и неофициальной прессе достаточно много, приведем один из них:

«Совокупный годовой доход тройки лидеров предвыборного забега в городе химиков составил более двух миллионов ста тысяч рублей. При этом занятно, что львиная доля в этом финансовом пироге принадлежит пенсионеру. Господин Дедовской в этой сфере далеко опередил и предпринимателя Храмова и чиновника Тулбу. Избиркомовские документы свидетельствуют, что годовой доход В. Дедовского из следующих составляющих: пенсии на общую сумму около 20 тысяч рублей, 15,6 тысячи рублей поступили к нему от «Невинномысского Внештрейдинвеста»,1,8 тысячи - от Сбербанка. Но самые значительные суммы пришли от кампании «Евро-Хим» (1074 тысячи рублей) и «Невинномысского Азота» (607 тысяч). Общий годовой доход г-на Дедовского, таким образом, составил более 1718 тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, во сколько раз в данном поприще были обойдены бизнесмен и депутат К. Храмов с 222-ю тысячами, чиновник Н. Тулба с годовой зарплатой в 197 тысяч. Несколько слов о банковских вкладах лидеров предвыборной гонки Невинномысска. На счетах В. Дедовского - более 2043 тысяч рублей, у К. Храмова меньше 3 тысяч, а у Тулбы - так и вовсе ничего.

Земельный вопрос. И здесь кандидат Дедовской - безусловный лидер. Ибо, согласно сведениям избиркома, у него в собственности есть земельный участок площадью 3000 квадратных метров, и не где-нибудь, а в престижном Одинцовском районе Подмосковья. Согласитесь, что вдвое меньший участок Тулбы, расположенный в КЧР, на таком фоне не впечатляет.

И, наконец, транспорт. Естественно, что УАЗ и мотоцикл «Восход», числящиеся за Н. Тулбой, не идут ни в какое сравнение с чудом иностранной техники «Крайслер ЗООМ», которое принадлежит господину Храмову (стоит, говорят, не менее 26 тысяч долларов). Но и тут бывший директор «Азота» В. Дедовской опередил главных конкурентов. Джип «Киа Сорренто» (называется заводская стоимость минимум в 20 тысяч долларов), ценится, конечно, поскромнее «Крайслера». Зато у него есть КамАЗ!

Вот такой расклад сил с пенсионером - миллионером во главе. Занятно, что оглашенная материальная составляющая жизни кандидатов - обратно пропорциональна декларируемой ими политической позиции. А в случае с денежным лидером сегодняшнего рейтинга, так и вовсе фактически копирует недавнюю историю с КПРФ, которая, помнится, направляла в Госдуму для защиты интересов пролетариата и крестьянства несколько десятков денежных мешков».

Направленность манипулятивного воздействия данной статьи вполне очевидна. Приведем еще один пример, когда муссирование темы имущества и финансов привело к уменьшению электоральных голосов за определенного кандидата. Речь идет о судебном процессе по жалобе кандидата в губернаторы В. Красули об отмене решения крайизбиркома о регистрации кандидатом на выборы в губернаторы края А. Черногорова в связи с нарушением им выборного законодательства.

Суть жалобы состояла в том, что А. Черногоров в декларации об имуществе и доходах, предъявленной крайизбиркому, указал не всю недвижимость, находящуюся в его собственности. «Черногоров заявил, что в собственности у него лишь одна квартира на улице Пирогова, 22/2, где сейчас проживает его бывшая жена с дочкой. Квартира №26 по улице Коминтерна 26, где живет сам Александр Леонидович, находится у него, по предъявленным документам, лишь в пользовании. Хотя он полностью квартиру оплатил, прописал себя и свою супругу, вносит деньги за коммунальные услуги».

Со стороны защиты было сказано, что Черногоров юридически не является собственником квартиры, нет акта о передаче ему жилья, квартира как собственность не зарегистрирована в БТИ регистрационной палаты. Выборное законодательство, федеральное и краевое, не обязывает кандидатов предъявлять сведения об имуществе, которое не находится в собственности, таким образом, губернатор имел право не указывать эту квартиру в предъявленной крайизбиркому декларации.

Понятно, что эта тема стала лакомым кусочком для соперников А.. Черногорова. В прессе появилось огромное количество публикаций на эту тему, которые несли определенный манипулятивный заряд.

Примеры: «Простой смертный никогда не смог бы прописать свою вторую половину в чужую квартиру». «Соратники по партии не одобряли того, что Черногоров не скромен в быту, но он везде твердил, что пользуется роскошным жильем на правах аренды». «Жилая площадь этой квартиры 259,7м, общая 356,8м. За эти апартаменты, равные по площади примерно по площади пяти трехкомнатным квартирам, Черногоров заплатил 175 тысяч рублей. За такую сумму сегодня можно купить однокомнатную квартиру в «хрущевки».

«Андрей Разин заострил внимание на том, что «Межкомбанк», признанный летом, нынешнего года банкротом, продал губернатору квартиру по нереально низкой цене. Да еще и не настаивает на том, чтобы Черногоров оформил ее на себя. Банк отчего-то вот уже несколько месяцев платит за губернатора налоги. Причина такого положения дел по мнению Разина, объясняется тем, что именно «Межкомбанк» на выгодных для себя условиях предоставлял кредиты для нескольких краевых предприятий, именно через него приобретались правительством края дорогостоящие насосы для системы водоподачи, именно через него «проводили» медицинское оборудование.) Красуля считает, что Черногоров намеренно не регистрирует квартиру; вот уже несколько месяцев. Одновременно он напомнил о том, что четыре года назад Черногоров пришел к власти на волне критики коррумпированности тогдашних краевых властей. История с апартаментами дискредитирует первое лицо края, а потому он и попытался ее скрыть.(). Процесс вызвал небывалый ажиотаж, зал был полон и в первый, и во второй день заседания. Как можно понять из реплик простых горожан, больше всего в этой неординарной истории их раздражало не то, что Черногоров нарушил какие-то нормы законодательства, а факт продажи ему роскошных апартаментов по смешной цене».

Из представленных выше публикаций видно как подогревались негативные эмоции избирателей. В итоге А. Черногоров судебный процесс выиграл и был вновь зарегистрирован как кандидат в губернаторы, но избирателей, желающих отдать за него свой голос, стало меньше.

Другой кандидат на губернаторское кресло С. Ильясов, напротив, всячески показывал свою финансовую состоятельность. В одном из рекламных роликов, рассказывающих об этом кандидате, видеокамера показала обстановку квартиры, где проживает семья кандидата. Белый рояль, резные украшения на дорогой мебели, кожаные диваны и кресла. К нему во время встреч с избирателями подходили люди и спрашивали: «А дом у вас хороший? А вы богатый человек? Денег у вас много?» Станислав Валентинович отвечал избирателям: «Прибедняться не буду. А вот насчет богатства. Смотря, что вы подразумеваете под этим словом». И люди, облегченно вздохнув, отходили от кандидата со словами: «Слава Богу, у этого все уже есть, он с первых же минут у власти не о себе, а о нас начнет заботиться!».

Интересно, что данная тактика принесла больше положительного эффекта для С. Ильясова, чем тактика затягивания судебного процесса адвокатами Черногорова А. (об этом тоже много писали). Ильясов С. своими выступлениями создал себе имидж открытого и честного чиновника, не скрывающего от людей свое имущество и доходы. Кроме того, в данной тактике была осуществлена манипуляция стереотипом, что человека добившегося весомых успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других делах. Помимо этого, избирательный штаб Ильясова с блеском обыграл тему «официальной бедности» А. Черногорова и М. Кузьмина, учитывая финансовые ресурсы, которыми они распоряжаются на своих постах. Приведем выдержки из статьи «Скованы одной цепью, связаны одной целью», оплаченной из избирательного фонда С. Ильясова:

«Судя по декларациям, представленным в ходе избирательной кампании, жизнь вождей Ставропольского края настолько бедна, что кое-кому из кандидатов впору оказывать материальную помощь. Тем не менее, власть имущим удалось собрать деньги на участие в выборах. Куда они идут? Одна публикация в «Ставропольской правде» стоит около 30 тысяч рублей. Полоса в «Аргументах и фактах» - около 35 тысяч, минута на радио и телевидении оценена в 2,5 - 3 тысячи. Но лица Черногорова, Кузьмина, Шиянова и некоторых других кандидатов - государственных служащих мы видим практически в каждом номере газет, слышим ежедневно по радио и телевидению. Где же взяли деньги государственные служащие? Говорят, на счета им перечислили. Да, перечислили. Михаилу Кузьмину - 2 млн 762 тыс. руб.Александру Черногорову - 2 млн 685 тыс. руб. И все от юридических лиц, по-нашему, от «богатеньких». Что ж, чем выше должность, тем больше взнос благодарных спонсоров. Так не потому ли наш бюджет пуст, нет зарплат транспортникам, денег на льготы, что богатые спонсоры закладывают деньги в предвыборную кампанию того или иного кандидата -ив прошлый, и в нынешний раз - под обязательства победившего «простить» взятые кредиты, сдать в аренду «по дешевке» муниципальное имущество, смотреть сквозь пальцы на уплату налогов, а может, и нечто большее. Защищая интересы богатых, можно получить много денег. Но чьи интересы может представлять и отстаивать такой новый губернатор? Сможет ли он преобразовать край в интересах нас, простых жителей Ставрополья?»

Манипулятивное воздействие было рассчитано достаточно точно. В сознании избирателя складывается образ «продажных и коррумпированных» чиновников, лоббирующих интересы финансовых групп. Хотя прямых обвинений в адрес А. Черногорова и М. Кузьмина в данной статье нет, в ней присутствует скрытый подтекст. В этом суть манипулятивного воздействия, осуществляемого незаметно для избирателя.

Проведя сравнительный анализ рассмотренных избирательных кампаний можно подвести следующие итоги:

1. Прежде всего, необходимо отметить широкое применение различных способов и приемов политического манипулирования во всех трех избирательных кампаниях.

2. В качестве главного фактора, способствующего победе на губернаторских выборах, выступает манипулирование с помощью административного ресурса.

3. Отработанные в столице и крупных городах манипулятивные приемы не всегда эффективны в региональных избирательных кампаниях. Не учет местной территориальной специфики, локальных проблем и болевых точек провинциального города влечет за собой проигрыш на выборах.

4. Использование стандартных манипулятивных приемов и техник приносит меньший эффект, нежели применение новых, уникальных манипулятивных методик.

5. Политическое манипулирование является неотъемлемой частью современных избирательных технологий, скрытый характер воздействия которого определяет его преимущество по сравнению с подкупом и силовыми методами давления на избирателей.

Необходимо отметить, что политическое манипулирование в каждом конкретном случае детерминировано особенностями социально-экономической, социально-этнической и политической ситуацией того или иного региона. В условиях Ставропольского края факторами, определившими особенности политического манипулирования в условиях избирательных кампаний стали: геополитическое положение края, полиэтнический состав региона, распространенность в массовом сознании различных этнонациональных фобий, отягощенных высоким уровнем миграционных потоков.

 

Автор: Богачева Е.А.