21.12.2012 6939

Среднее и средне-специальное образование Дагестана в 1946-1970 годах

 

Война нанесла огромный урон экономике республики, хотя она не являлась непосредственной зоной военных действий. По Дагрыбтресту, Дагнефти, Дагконсервтресту и Управлению лесами, например, он выразился в сумме 33,4 млн. руб. Серьезные трудности испытывало дагестанское село. По республике к концу 1945 г. колхозная пашня по сравнению с 1940 г. уменьшилась на 4,2%. Валовой сбор зерновых за этот же период сократился на 38%. Снизилась урожайность всех зерновых культур. Задача восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства посредством выполнения четвертого пятилетнего плана (1946-1950 гг.) была успешно решена. В результате самоотверженного труда производственного персонала разных отраслей индустрии Дагестана к концу 1950 г. объем валовой продукции промышленности республики превысил довоенный уровень на 49,2%.

В сельском хозяйстве республики тоже наблюдалась устойчивая тенденция к росту, хотя не удалось достичь довоенного уровня производства. Новый значительный шаг в развитии отраслей экономики Дагестана был сделан в пятой и шестой пятилетках (1951-1960гг.). Объем валовой продукции промышленности республики в 1958г. по сравнению с 1950г. возрос в 2,1 раза. Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств Дагестана с 1950г. увеличился на 1674 тыс.ц. и достиг в 1960 г. 3764 тыс.ц. К 1960 г. поголовье крупного рогатого скота достигло 631,3 тыс., тогда как в 1950 г. 493,0 тыс. Овцепоголовье за этот период увеличилось на 392,2 тыс. и составило 3011,1 тыс.

В 60-е годы в промышленном развитии республики наблюдались значительные структурные изменения. Были созданы электротехническая, приборостроительная, станкостроительная и другие отрасли индустрии. В этот период в строй действующих вошли новые заводы «ДагЗЭТО», «Дагэлектроаппарат», «Дагэлектроавтомат», «Дагэлектромаш» и целый ряд других. В результате этого удельный вес продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме продукции промышленности Дагестана с 18,2% в 1960 г. повысился до 28,4%) в 1970 г. Среднегодовой прирост промышленной продукции в седьмой пятилетке (1961-1965гг.) в республике составлял 10%, а в восьмой пятилетке (1966-1970гг.) - 11%). Общий объем валовой продукции отраслей индустрии Дагестана только за восьмую пятилетку возрос 70%.

В аграрном секторе экономики республики в 60-е годы усиливалась специализация и концентрация производства на основе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. На развитие сельского хозяйства Дагестана были направлены крупные средства. Общий объем капитальных вложений в общественное производство дагестанского села за десятилетие (1961-70 гг.) составил 632 млн. руб. Эти средства направлялись преимущественно на укрепление материально- технической базы колхозов и совхозов. В 1971 г. из 8649 тракторов, находящихся в сельском хозяйстве, 7550 принадлежали колхозам и совхозам, или по 17,5 тракторов на 1000 га пашни, из 1834 зерноуборочных комбайнов 1585 были колхозными и совхозными или по 7,7 комбайнов на 1000 га посевов зерновых культур. В колхозах и совхозах на 1000 га пашни приходилось 17,5 тракторов и 5,1 комбайнов.

Основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения колхозов в 1970 г. составили 150,7 млн. руб. и совхозов 43,7 млн. руб. На 1000 га сельхозугодий в колхозах приходилось производственных фондов на сумму в 94,0 тыс. руб. и в совхозах 321,0 тыс. руб. В 1960 г. эти цифры соответственно равнялись 55,7 тыс. и 339,7 тыс. руб. Располагая такой возросшей материально-технической базой, колхозы и совхозы республики являлись основными производителями сельскохозяйственной продукции. В 1970 г. ими было произведено валовой продукции на сумму 219,3 млн. руб. (в сопоставимых ценах 1965г.), тогда как в 1960 г. - на сумму 142,9 млн. руб.

Однако эффективность производства в аграрном секторе оставалась низкой, заметно отставала от других регионов страны. В 1970 г. урожайность зерновых составила в среднем в колхозах и совхозах республики 17,1 ц. (с политой площади), подсолнечника - 6,7 ц., картофеля - 18 ц., овощей - 105 ц. Следствием этого являлось то, что органы власти Дагестана вынуждены были по-прежнему решать вопросы продовольственного обеспечения населения за счет завоза многих продуктов из других регионов страны.

Важнейшим фактором поступательного экономического и социального развития страны являлся рост общеобразовательного уровня населения. Возвращение к мирному созидательному труду позволило органам власти республики активизировать внимание к развитию общеобразовательной школы.

Начиная с четвертой пятилетки, неуклонно увеличивалось финансирование просвещения. Бюджетные ассигнования на народное образование по Дагестанской АССР с 88,9 млн.руб. в четвертой пятилетке выросли до 357,9 млн. руб. в восьмой пятилетке.

Такой объем государственного финансирования позволял органам народного образования развернуть напряженную работу по решению возросших задач школьного строительства и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Позитивные изменения, нараставшие в школьном образовании Дагестана, позволили с 1949/50 учебного года возобновить введение прерванного войной всеобщего обязательного семилетнего обучения в сельской местности. Реализация курса на семилетний всеобуч подрастающего поколения открывала новые благоприятные возможности для подготовки кадров специалистов для отраслей экономики и социально-культурной сферы республики.

Партийные и советские органы, органы народного образования республики развернули целенаправленную работу по расширению сети семилетних школ, увеличению численности учащихся в них. В октябре 1950 г. пленум Дагестанского обкома ВКП(б) обсудил вопрос: «О мерах улучшения партийного руководства делом народного образования в республике». В постановлении пленума подчеркивалась «необходимость безусловного выполнения семилетнего всеобуча, значительного расширения среднего образования, увеличения охвата обучением в 5-10 классах девушек-горянок, усиления темпов подготовки учителей и резкого улучшения учебно-воспитательной работы в школах».

В 1950/51 учебном году в Дагестане функционировали 440 семилетних школ, тогда как в 1945/46 учебном году 307. Заметно возрос контингент учащихся, обучающихся в старших классах. Так, если на начало 1948/49 учебного года в 5-10 классах общеобразовательных школ республики обучалось 36,3 тыс. человек, то на начало 1950/51 учебного года - 61,6 тыс. человек. Всего же в 1950/51 учебном году в 1259 школах Дагестана обучалось 181,2 тыс. учащихся, что на 37,9 тыс. человек больше по сравнению с 1945/46 учебным годом.

В 50-е годы в Дагестане продолжалось расширение сети семилетних и средних школ. С 1950/51 по 1957/58 учебный годы число семилетних школ в республике увеличилось на 105, а средних - на 124. При общем увеличении сети общеобразовательных школ на 157 число начальных школ за этот период сократилось на 71. Иными словами, расширение сети семилетних и средних школ в значительной степени происходило за счет преобразования начальных школ в семилетние, а последних - в средние.

Несмотря на усилия органов власти и педагогических коллективов общеобразовательных школ республики во второй половине 50-х годов задача перехода к всеобщему семилетнему обучению оставалась в полном объеме не реализованной. В 5-7 классах сельских школ республики в 1959/60 учебном году обучалось 27,2 тыс. учащихся, что на 14,0 тыс. меньше по сравнению с 1955/56 учебным годом. За эти же годы численность учащихся в 8-10 классах с 13,8 тыс. человек сократилась до 9,0 тыс. человек. На уменьшении численности учащихся старших классов сельских школ отразились и демографические последствия Великой Отечественной войны, связанные с падением уровня рождаемости. Особенно неудовлетворительно выполнялись планы по комплектованию старших классов сельских школ горянками. В 1957/58 учебном году в сельских школах республики из общего количества учащихся 1-4 классов 48,1% составляли девочки, в 5-7 классах - 45,2%, а в 8-10 классах - только 28,9%.

После всенародного обсуждения вторая сессия Верховного Совета СССР в декабре 1958 г. приняла Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее образование для детей от семи до шестнадцати лет.

В апреле 1959 г. аналогичный закон был принят Верховным Советом Дагестанской АССР. В нем ставилась задача дальнейшего развития народного образования в республике и совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Выполняя эти решения, общеобразовательная школа республики, несмотря на наличие серьезных проблем в охвате детей обучением и слабость материально- технической базы значительной- части школ, с 1959/60 учебного года начала переход к всеобщему обязательному восьмилетнему обучению подрастающего поколения.

В соответствии с постановлением Совета Министров ДАССР «О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования» (август 1959 г.) Министерство просвещения республики разработало план развития сети школ и контингента учащихся на 1959-1965 гг. Органы народного образования под руководством партийных и советских организаций, при активном участии общественности республики развернули большую работу по реализации этого плана.

К началу 1959/60 учебного года 33 семилетние школы, имевшие соответствующую учебно-материальную базу и подготовленные педагогические кадры, были реорганизованы в восьмилетние, в том числе 26 в сельской местности.

Однако темпы реорганизации семилетних школ оказались недостаточными, не укладывались в намеченные сроки. Так, на 1 сентября 1961 г. в республике было реорганизовано 220 семилетних школ в восьмилетние, что составляло лишь 40% от общего количества семилетних школ. Особенно, неблагополучно обстояло дело с реорганизацией семилетних школ, в сельской местности. К указанному времени ни в одном районе эта работа не была завершена. Низкие темпы реорганизации семилетних школ в восьмилетние объяснялись главным образом недостаточной материально-технической базой части семилетних школ, а также недостаточностью контингентов учащихся 8 классов во многих населенных пунктах, особенно горных районах республики.

Учитывая наличие значительного количества мелких населенных пунктов в Дагестане и недостаточность контингентов учащихся для организации 8 классов в части школ, Министерство просвещения РСФСР разрешило в виде исключения организовывать в республике восьмилетние школы без 8 классов.

К началу 1962/63 учебного года реорганизация семилетних школ в республике была завершена. Число восьмилетних школ составило 591, в том числе в сельской местности 545. В том же учебном году в Дагестане 8 классами было охвачено 95,5% учащихся. Организация восьмилетних школ без 8 классов была мерой крайней и временной. Усилия партийных и советских органов вели к неуклонному сокращению их числа. Количество их в республике с 25,3% в 1962/63 учебном году сократилось до 13,6% в 1963/64 учебном году.

Новый этап в развитии общеобразовательной школы Дагестана начался с середины 60-х годов, когда был взят курс на осуществление перехода к всеобщему обязательному среднему образованию для подрастающего поколения.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» отмечалось: «считать важнейшей задачей партийных и советских органов в области народного просвещения осуществление, в основном, в 1970 г. в стране всеобщего среднего образования для подрастающего поколения». Еще до принятия данного решения в развитии среднего образования в республике были достигнуты значительные позитивные результаты. Во второй половине шестидесятых годов усилился процесс реорганизации части восьмилетних школ в средние. За 1967/68 - 1969/70 учебные годы в республике 101 восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю. В 1969/70 учебном году в Дагестане насчитывалось 396 средних общеобразовательных школ, том числе 311 в сельской местности.

Расширение сети средних школ в республике сопровождалось усилением внимания к охвату выпускников восьмилетних школ различными формами получения среднего образования (9 классы дневных школ, техникумы, средние ПТУ, вечерние и заочные школы). Основной формой получения среднего образования являлась учеба в общеобразовательной школе. К началу 1965/66 учебного года охват 9 классами составил 57,7% окончивших 8 классов. К началу 1969/70 учебного года эта цифра возросла до 60,1%. В сельской местности охват 9 классами равнялся соответственно 53,7 и 57,3%. Иными словами, дагестанская общеобразовательная школа концу 60-х годов, несмотря на значительные позитивные изменения и результаты, не решила исключительной социальной значимости задачу перехода к всеобщему среднему обучению подрастающего поколения.

Важным показателем успехов в развитии среднего образования являлся рост количества учащихся 9-10 классов. В 1969/70 учебном году численность учащихся 9-10 классов в республике достигла 22,6 тыс. человек и возросла по сравнению с 1959/60 учебным годом в 2,9 раза.

К началу 1969/70 учебного года в Дагестане насчитывалось 1599 дневных общеобразовательных школ, в которых обучалось 359,3 тыс. учащихся, что на 214 школ и 77,3 тыс. человек больше по сравнению с 1965/66 учебным годом.

В рассматриваемый период важной формой завершения восьмилетнего и среднего образования той частью молодежи, которая трудилась в народном хозяйстве, являлись вечерние и заочные общеобразовательные школы.

К началу 1960/61 учебного года в республике имелось 143 школы рабочей, сельской молодежи, школы для взрослых. К 1969/70 учебному году число их уменьшилось до 50. Численность же учащихся, обучающихся в школах рабочей, сельской молодежи и школах для взрослых, за этот период с 12,4 тыс. человек возросла до 24,6 тыс. человек.

Успехи в развитии общеобразовательной школы, результаты работы органов власти, педагогической общественности по преодолению неграмотности и малограмотности среди взрослого населения республики, осуществленной в 50-60-е годы, отразили итоги всесоюзных переписей населения 1959 и 1970 гг. В 1959 г. грамотность населения Дагестана в возрасте 9-49 лет составила 98,1 %, а в 1970 г. она возросла до 99,65. Таким образом, к концу рассматриваемого периода достигнута практически поголовная грамотность населения республики.

Осуществление курса на всеобщее обязательное восьмилетнее среднее обучение подрастающего поколения, позитивные изменения в повышении общеобразовательной подготовки населения открывали новые благоприятные возможности и условия для дальнейшего развития специального образования в республике.

Успехи в экономическом и социально-культурном развитии страны, достигнутые в послевоенные годы, выдвигали новые масштабные задачи в области подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием, улучшения их использования. Они были определены в 4-8 перспективных пятилетних планах развития страны, других партийно-государственных документах.

После окончания войны тысячи молодых людей, демобилизованные из рядов Советской Армии, шли в вузы и техникумы. Однако многие из них не имели законченного образования, а те, которые в свое время окончили школу, нуждались в специальной помощи для восстановления знаний. Для подготовки такой категории молодежи к поступлению в вузы и средние специальные учебные заведения при них создавались подготовительные курсы.

В послевоенные годы Директивные и местные республиканские органы власти проводили серьезную работу по обеспечению студентов вузов и техникумов государственной стипендией и улучшению их жилищно-бытовых условий.

Эти меры позволили заметно увеличить контингент учащихся средних специальных учебных заведений республики. В начале 1950/51 учебного года в техникумах Дагестана обучалось 7137 учащихся, что на 1782 человек больше, чем в 1945/46 учебном году. Несмотря на это, общая сеть средних специальных учебных заведений в республике за четвертую пятилетку сократилась на одно.

В этот период сохранялись серьезные проблемы в комплектовании техникумов представителями местной дагестанской молодежи, особенно выпускниками сельской общеобразовательной школы.

В послевоенные годы в республике серьезное внимание уделялось подготовке партийно-советских кадров. Созданная в Махачкале еще в 1944 г. одногодичная областная партийная школа, в 1947 г. была преобразована в двухгодичную, в 1954 г. - в трехгодичную. За это время она подготовила более одной тысячи партийных, советских и комсомольских работников. В 1958 г. партийная школа была реформирована в трехгодичную совпартшколу для подготовки младших агрономов и других специалистов сельского хозяйства.

К концу четвертой пятилетки подготовка специалистов средней квалификации, как и с высшим образованием, в стране и республике отставала от возросших потребностей в них, являлась одним из важнейших факторов, негативно сказывавшихся на развитии экономики и социально-культурной сферы.

В 50-е годы Директивные органы с учетом возрастающих потребностей прилагали дальнейшие усилия по развертыванию подготовки кадров для народного хозяйства, улучшению их использования. Так, в постановлении ЦК ВКП(б) от 21 июля 1951г. «О недостатках в деле распределения молодых специалистов» были отмечены серьезные ошибки в деле распределения и использования молодых специалистов. Как подчеркивалось в постановлении, «многие молодые специалисты, направляемые после окончания вузов на производство, используются не по специальности, а на предприятиях им не создается необходимых условий для дальнейшего производственно-технического роста». Отмечалась необходимость принятия мер к устранению имеющихся в этом деле недостатков и бюрократических извращений, обеспечению на деле своевременного приема и направление на производство молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с полученными специальностями.

В постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 г. «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» предусматривались меры по улучшению планирования, качества подготовки специалистов, распределения и использования их, развития заочного и вечернего обучения. Решения властей оказали большое влияние на развитие специального образования, использование кадров высшей и средней квалификации в отраслях экономики и социально-культурной сферы республики.

В 50-е годы с учетом потребностей отраслей экономики и задач культурного строительства в Дагестане развернулась работа по расширению сети средних специальных учебных заведений. Старейшие учебные заведения республики - Махачкалинский зооветеринарный техникум и Дербентский сельскохозяйственный техникум выпускали квалифицированных зоотехников, ветеринарных фельдшеров, плодоовощеводов, полеводов. Однако они не имели возможности полностью удовлетворить потребности колхозов и совхозов республики в квалифицированных кадрах специалистов. Хозяйства нуждались в бухгалтерах, учетчиках, техниках- механиках сельскохозяйственных машин со специальной подготовкой. Усложнение учета и отчетности в колхозах и совхозах из-за увеличения доходов и многоотраслевого характера, укомплектование их сложной сельскохозяйственной техникой требовали большого числа квалифицированных инженерно-технических кадров. По решению правительства Российской Федерации в республике были открыты еще два техникума: Хасавюртовский (1951 г), выпускающий квалифицированных бухгалтеров и учетчиков для колхозов и совхозов, и Буйнакский (1956г.), готовящий техников-механиков сельскохозяйственных машин. Органы власти республики уделяли серьезное внимание укреплению материально-технической базы новых и ранее существовавших средне-специальных сельскохозяйственных учебных заведений, обеспечению условий для их полноценной работы. В 1956-1959 гг. сельскохозяйственным техникумам было передано свыше 30 сельскохозяйственных машин, для их учебно-опытных хозяйств и дополнительно выделено 490 гектаров земли. В Дербентском сельскохозяйственном техникуме было завершено строительство ремонтных мастерских, теплиц с. полезной площадью в 4800 кв. метров, гаража и т.д. Теплица и гараж были построены и в Хасавюртовском сельскохозяйственном техникуме. В октябре 1954 г. Дагестанская фельдшерско-акушерская школа была переименована в Дагестанское медицинское училище. В 1955 г. открылось новое Махачкалинское медицинское училище как самостоятельное учебное заведение. Однако приказом министра здравоохранения республики от 16 мая 1961 г. Махачкалинское медицинское училище было объединено с Дагестанским медицинским училищем. В 1954 г. медицинские училища были открыты и в г. Хасавюрт, Дербент, Кизляр, Буйнакск. При новых медицинских училищах были организованы интернаты для учащихся из коренных народностей Дагестана на 300 мест. Рост числа медицинских училищ в республики, расширение их географии благотворно сказывалось на увеличении подготовки медицинских работников средней квалификации. В этот период четко выразилась тенденция к повышению доли представителей дагестанских народностей среди учащихся медучилищ, что способствовало лучшему закреплению молодых специалистов в сельских учреждениях здравоохранения республики. Так, в 1958/59 учебном году около 80% учащихся медучилищ республики являлись уже представителями коренных народностей, тогда как в 1954/55 учебном году - не более 40%.

Однако качество подготовки медицинских работников средней квалификации в 50-е годы из-за недостаточного уровня знаний основной массы выпускников общеобразовательных школ республики оставалось невысоким. Сказывалась и слабость материально-технической базы медучилищ. Как подчеркивалось в справке «О состоянии учебно-воспитательной работы в медучилищах республики» от 5 января 1958 г., «учебно-материальная база большинства училищ не обеспечивает качественного выполнения программ по учебным практикам и лабораторным работам. Дербентское, Хасавюртовское, Буйнакское, Кизлярское медучилища размещены в совершенно неприспособленных зданиях, которые не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим условиям и требованиям проведения нормального учебно-воспитательного процесса».

На протяжении 50-х годов подавляющее большинство работников культурно-просветительных учреждений республики имели подготовку на уровне были с курсов, что создавало серьезные трудности в развертывании культурно-массовой и политико-разъяснительной работы среди населения. Учитывая это обстоятельство, решением органов власти республики для подготовки работников культпросвет-учреждений в Дербенте в 1957 г. была открыта культурно-просветительная школа, а в Махачкале (1959 г.) - художественное училище. Предполагалось, что художественное училище будет готовить кадры по обучению детей традиционным видам декоративно-прикладного искусства для Дагестана и других автономных республик Северного Кавказа. Первым в училище было открыто педагогическое отделение, в 1961 г. - художественно-оформительское отделение, а в 1965г. - отделение художественной обработки металлов.

В годы осуществления пятой и шестой пятилеток (1951-1960) индустриальное развитие Дагестана получило значительное ускорение. Существующие и вновь строящиеся промышленные предприятия испытывали серьезные затруднения в обеспечении инженерно-техническими кадрами.

Имевшийся в республике механический техникум не в состоянии был удовлетворить потребность растущих отраслей индустрии в специалистах средней квалификации. Все острее вставал вопрос дальнейшего наращивания и расширения профиля подготовки кадров со специальным техническим образованием непосредственно в Дагестане. Махачкалинский механический техникум еще в довоенные годы подготовил для промышленности около 800 специалистов. В послевоенное время учебное заведение значительно укрепило свою учебно-материальную базу, повысился профессиональный уровень преподавательского коллектива. В г.Каспийске было открыто отделение техникума, готовившее техников-механиков, техников-технологов, техников по обработке металлов резанием и литью цветных металлов и сплавов.

В 1956 г. был открыт Махачкалинский строительный техникум для подготовки строительных кадров с отделением промышленного и транспортного строительства.

Рыбопромышленный техникум, готовящий техников для рыбной промышленности, в 1957 г. был переименован в техникум пищевой промышленности и стал готовить соответствующих специалистов. В 1964 г. техникум получил новое название - Дагестанский политехнический техникум. Он начал подготовку техников для радиотехнической промышленности. До 1954 г. техникум работал на базе семи классов средней школы. В последующем он перешел на подготовку специалистов на  базе полной средней школы. Учебное заведение располагало собственным двухэтажным учебным корпусом, имело собственное общежитие, в котором размещались приезжие учащиеся. По данным на 1954/55 учебный год из-за нехватки жилых помещений оно смогло принять лишь 40% учащихся, нуждающихся в жилье. Остальные вынуждены были проживать на частных квартирах.

В 1956г. были утверждены новые правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Они предоставляли преимущества при поступлении в специальные учебные заведения лицам, имеющим стаж практической работы после окончания общеобразовательной школы, а также демобилизованным воинам. Для молодых рабочих и колхозников, нуждающихся в повышении общего образования, была создана широкая сеть подготовительных курсов. В результате в вузы и техникумы стало поступать больше молодежи со стажем практической работы, хотя, правда, не всегда с более высокой теоретической подготовкой.

В 1960/61 учебном году средние специальные учебные заведения Дагестана приняли 4,0 тыс. юношей и девушек. Это на 1,4 тыс. человек превышало показатель 1955/56 учебного года. Таким образом, за десятилетие (1950-1960 гг.) число средних специальных учебных заведений в республике возросло с 18 до 27, а контингент учащихся в них с 7,1 до 10,8 тыс.

В конце 50-х годов в Дагестане функционировали четыре техникума сельскохозяйственного профиля, шесть педагогических и семь медицинских училищ, три техникума по промышленности и строительству, дорожный, кооперативный и финансовый техникумы, музыкальное и художественное училища, республиканская культурно-просветительская школа и совпартшкола.

Такой значительный количественный рост не был подкреплен адекватным укреплением материально-технической базы. Многие средние специальные учебные заведения республики размещались в тесных, неприспособленных для организации и проведения полноценного учебно-воспитательного процесса зданиях.

Значительная часть учащихся техникумов продолжали испытать серьезные материально-бытовые затруднения, проживая на частных квартирах и не получая государственной стипендии. Так, на начало 1958/59 учебного года 62,5% учащихся средних специальных учебных заведений республики не были обеспечены местами для проживания в общежитиях, а 33,3% не получали государственную стипендию.

В 50-е годы средние специальные учебные заведения Дагестана продолжали наращивать выпуск специалистов. За десятилетие ими было подготовлено 18 716 молодых специалистов для отраслей экономики и социально-культурной сферы.

В 1960 г. в отраслях народного хозяйства Дагестана было запето 21,1тыс. человек со средним специальным образованием, что в 4 с лишним раза превысило аналогичный показатель довоенного 1940 г.      Несмотря на такой существенный прирост специалистов средней квалификации, отрасли экономики и социально-культурной сферы республики продолжали испытывать их нехватку. Мероприятия партии и правительства по дальнейшему развитию отраслей экономики в седьмой (1961-1965 гг.) и восьмой (1966- 1970гг.) пятилетках, переводу на интенсивные методы производства аграрной и промышленной продукции, возросшие задачи культурного строительства обусловили новые требования к дальнейшему наращиванию подготовки специалистов высшей и средней квалификации в стране.

Политика КПСС в области дальнейшего развития высшего и среднего специального образования в новых условиях была определена в новой программе партии, решениях XXIII съезда КПСС. Программные установки партии были конкретизированы в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963 г. «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специально образования, улучшению подготовки и использования специалистов» и от 3 сентября 1966 г. «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране». В них были намечены конкретные меры по расширению и дальнейшему повышению уровня подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием, укреплению учебно-материальной базы высших средних специальных учебных заведений, усилению связей обучения с производством, воспитанию студентов идейно закаленными, активному вовлечению их в научно-исследовательскую работу и т.д.

Семилетка и восьмая пятилетка (1959-1970 гг.) ознаменовались новыми значительными успехами в развитии высшего и среднего специального образования в стране. Количество вузов за эти годы возросло на 47, а средних специальных учебных заведений на 866. В 1970 г. общее количество техникумов достигло 4196. В 1959-1970 гг. было подготовлено свыше 13 млн. дипломированных специалистов, в том числе более 5 миллионов с высшим образованием.

В 60-е годы в Дагестане функционировали 4 вуза: государственный университет, педагогический, сельскохозяйственный и медицинский институты, 27 средних специальных учебных заведений. 1960 г. в г.Каспийске был открыт филиал Ленинградского кораблестроительного института. Хотя количество высших и средних специальных учебных заведений в республике в этот период осталось неизменным, в них произошли важные структурные изменения. В вузах были созданы новые факультеты, расширился профиль специальностей, по которым готовились кадры высшей квалификации. Так, в 1970/71 учебном году вузы республики готовили специалистов по 29 специальностям, тогда как в 1959/60 учебном году по 16. Число специальностей, которые получали в средних специальных учебных заведениях Дагестана за этот период, возросло с 40 до 56.

Численность студентов в вузах республики на начало 1970/71 учебного года составила 20,4 тыс. человек или в 3 с лишним раза больше, чем в начале 1960/61 учебного года. За этот же период количество учащихся средних специальных учебных заведений увечилось на 13,5 тыс. и в начале 1970/71 учебного года составило 24,3 тыс. человек. Иными словами, темпы роста обучающихся в вузах Дагестана значительно опережали аналогичные показатели средних специальных учебных заведений. Однако на протяжении всего десятилетия роль и значение средних специальных учебных заведений республики в подготовке квалифицированных кадров осталась преобладающей.

Органы власти Дагестана продолжали организаторскую работу по дальнейшему развитию среднего специального образования, улучшению использования специалистов средней квалификации в отраслях индустрии, колхозах, совхозах и других предприятиях и организациях сельского хозяйства, в учреждениях социально-культурной сферы.

Хотя на протяжении 60-х годов общее число средних специальных учебных заведений в республике оставалось неизменным, в структуре наблюдались определенные изменения. Число медицинских училищ с семи сократилось до пяти. Взамен них, учитывая возросшие запросы отраслей промышленности в новых специалистах средней квалификации, были открыты вечерний Дагестанский машиностроительный техникум и Кизлярский электромеханический техникум.

Ведущим средним специальным учебным заведением по подготовке специалистов средней квалификации промышленного профиля в Дагестане в 60-е годы оставался Махачкалинский механический техникум. Об этом свидетельствовали рост численности учащихся преподавательского коллектива, учебной и материально-технической базы учебного заведения. Так, в 1965 году Махачкалинский механический техникум, помимо Каспийска, имел филиалы в Буйнакске, Кизляре, Избербаше. В июле 1965 года в Дербенте на базе филиала техникума был открыт Вечерний машиностроительный техникум. В том же году на дневном и вечернем отделении техникума обучалось 2612 человек. К тому времени Махачкалинский механический техникум располагал тремя учебными корпусами, имел свыше двадцати хорошо оснащенных кабинетов и лабораторий, спортивный зал, учебно-производственные мастерские, кино-аудиторию и библиотеку с книжным фондом 23 тысячи томов.

В 1964 году было завершено строительство нового учебного корпуса политехнического техникума, оснащенного современным оборудованием для организации полноценного учебного процесса. Наряду с заочным при техникуме было организовано вечернее отделение. При двух отделениях - пищевом и радиотехническом, готовились кадры специалистов по технологии консервирования, холодильно-компрессорным машинам и установкам, по радио-аппаратуростроению и радиотехническим измерениям. Аналогичная работа по укреплению материально-технической базы, расширению профиля готовящихся кадров велась и в других средних специальных учебных заведениях республики индустриального профиля.

Большое внимание уделялось развитию среднего сельскохозяйственного образования. В 1966 году областная советско-партийная школа, готовившая агрономов-организаторов и зоотехников-организаторов для колхозов и совхозов, была преобразована в Дагестанский сельскохозяйственный техникум по подготовке руководящих кадров для колхозов и совхозов с зоной обслуживания национальных республик Северного Кавказа.

В этом и четырех сельскохозяйственных техникумах республики в 60-е годы готовились специалисты средней квалификации по 13 специальностям. В целях повышения уровня подготовки специалистов сельского хозяйства техникумы были переведены на базы прилегающих передовых совхозов.

Органы власти, Министерство сельского хозяйства республики продолжали оказывать помощь в обеспечении сельскохозяйственных техникумов разнообразной сельскохозяйственной техникой, учебным оборудованием, учебниками и учебными пособиями, мягким и твердым инвентарем й т. д.

В первой половине 60-х годов педагогические училища Дагестана готовили только учителей начальных классов. Во второй половине 60-х годов в педучилищах начали открываться новые отделения. Важную роль в этом сыграл приказ Министра просвещения ФСР от 18 июля 1968 г. «О ходе подготовки учителей в связи с переходом начальных классов на новые учебные планы и программы».

Кроме подготовки учителей начальных классов новые отделения в педучилищах были открыты: в Буйнакском № 2 и Хасавюртовком по подготовке учителей физического воспитания, в Буйнакском № 3 - воспитателей дошкольных учреждений, в Буйнакском №1 и Сергокалинском - пионервожатых.

Партийные, советские органы, Министерство просвещения республики уделяли значительное внимание укреплению материальной базы педагогических учебных заведений. Так, только за годы восьмой пятилетки (1966-1970) учреждениями народного образования было выделено учебно-наглядных пособий оборудования для учебных мастерских и технических средств на общую сумму свыше 3 млн. рублей. Часть из них получили педагогические училища.

Однако к концу анализируемого периода сохранялись серьезные недостатки в их материально-техническом обеспечении. Педагогические училища республики испытывали острую нехватку учебных помещений, общежитий для учащихся, учебного оборудования.

В 60-е годы продолжала возрастать роль культурно-просветительного, художественного и музыкального училища в подготовке квалифицированных кадров для учреждений культуры и искусства республики. Министерство культуры республики, в чьем ведении они находились, в виду финансирования социально-культурной сферы по остаточному принципу, не в состоянии было серьезно влиять на материально-техническую базу подведомственных учебных заведений.

Несмотря на нехватку финансово-материальных ресурсов, усилиями Министерства культуры в 60-е годы пополнялись фонды библиотек культурно- просветительного, художественного и музыкального училищ, для них закупалось учебное оборудование и материалы. Так, в 1963/1964 учебном году было выделено 1292 рубля для пополнения библиотечного фонда художественного училища. Кроме того, Министерство культуры передало из республиканской библиотеки им. А.С.Пушкина художественному училищу 244 экземпляра книг. Для училища вновь было приобретено 10 шкафов, 30 стеллажей и другого оборудования. Аналогичная работа проводилась и в последующие годы.

В 1970 году было завершено строительство нового учебного корпуса для культурно-просветительного училища в г. Махачкале, куда оно было переведено из г.Дербента. В этом же здании решением органов власти республики было размещено и художественное училище. В 1970 году силами преподавателей и учащихся музыкального училища было построено семь новых учебных классов.

Эти меры способствовали улучшению учебно-материальной базы учебных заведений культуры и искусства республики. Однако, несмотря на определенные позитивные изменения, она не соответствовала возросшим требованиям, не обеспечивала организации полноценного учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, в 60-е годы общая сеть средних специальных учебных заведений Дагестана осталась неизменной. При этом число учебных заведений, готовящих кадры для промышленности, возросло на два, а медицинского профиля сократилось на два.

Этот период характеризовался дальнейшим расширением сети средних специальных учебных заведений республики, увеличением числа специальностей, по которым в них готовились кадры для отраслей индустрии, народного образования, культуры и искусства.

Была проделана значительная работа по укреплению материально- технической базы учебных заведений. Вместе с тем, нерешенных вопросов в этом плане оставалось немало. Здания учебных корпусов значительной части средних специальных учебных заведений, их оснащенность современным оборудованием, учебной и учебно-методической литературой не соответствовали возростающим требованиям. Многое предстояло сделать и в плане улучшения материально-бытовых проблем учащихся.

Важнейшая роль в развитии специального образования принадлежала профессорско-преподавательскому составу учебных заведений. Уровень их подготовки профессионального мастерства определяли состояние учебно-воспитательного процесса в техникумах. В начале 1945/46 учебного года в средних специальных учебных заведениях Дагестана насчитывалось 249 преподавателей, что на 107 человек меньше по сравнению с началом 1940/41 учебного года.

С началом демобилизации из Красной Армии вернулись десятки тысяч воинов - дагестанцев, в том числе и бывшие преподаватели учебных заведений. Это во многом обеспечило увеличение числа преподавателей в средних специальных учебных заведениях республики. К началу 1946/47 учебного года число преподавателей в них достигло 295 человек, что на 46 человек больше, чем в предыдущем учебном году.

В последующие годы четвертой пятилетки с учетом увеличения набора и общего контингента обучающихся в средних специальных учебных заведениях Дагестана продолжился и рост преподавательских кадров в них.

Органы власти, руководство учебных заведений уделяли серьезное внимание повышению образовательного уровня, профессиональной подготовке преподавателей.

В начале 1947/48 учебного года в рыбопромышленном техникуме работало 26 преподавателей, из которых 24 человека штатных и 2 - по совместительству. Из штатных преподавателей 19 человек имели законченное высшее образование, 2 человека - незаконченное высшее и 3 человека - среднее образование. В 1950/51 учебном году в техникуме насчитывалось 27 преподавателей (21 человек штатных, из которых 22 человека имели законченное высшее, 2 человека – незаконченное высшее и 3 человека - среднее специальное образование. Учебное заведение было полностью обеспечено преподавателями по всем дисциплинам учебного плана.

В Дагестанском зооветеринарном техникуме по данным на 1 января 1951 года все 10 штатных единиц преподавателей были заполнены. В техникуме работало 9 преподавателей с законченным высшим и один человек - со средним образованием. Как и в предшествующий период, в послевоенные годы в стране не было специальных учебных заведений для подготовки преподавателей для техникумов.

Они в основном комплектовались за счет выпускников вузов соответствующего профиля.

Ввиду того, что выпуск специалистов из вузов не удовлетворял потребности отраслей экономики и социально-культурной сферы в специалистах с высшим образованием, немало трудностей сохранялось и в комплектовании средних специальных учебных заведений республики преподавательскими кадрами. В целом ряде из них ощущалась нехватка квалифицированных преподавателей. В ряде техникумов сохранялся высокий процент совместителей, что негативно влияло на постановку и качество учебно-питательного процесса.

Важное место в системе мероприятий по совершенствованию высшего и среднего специального образования занимали разработка и создание новых учебников в соответствии с современным состоянием развития науки и техники. К работе по составлению новых учебников, начавшейся еще в период Великой Отечественной войны (1944 г.), были привлечены многочисленные авторы, в том числе 44 академика, 515 профессоров, 499 доцентов и инженеров с производства. В 1946- 1950 гг. было выпущено две тысячи названий новых учебников и учебных пособий. Были пересмотрены и обновлены учебные программы по всем дисциплинам. В учебных планах было увеличено время для самостоятельных занятий студенток.

В 50-е годы, как ранее отмечалось, сеть средних специальных учебных заведений в Дагестане заметно расширилась, увеличился контингент учащихся в них. Это обусловило необходимость дальнейшего роста числа педагогических кадров, повышения их образовательного уровня и профессиональной подготовки.

В 1956/57 учебном году в Махачкалинском строительном техникуме насчитывалось 24 преподавателя, из которых 12 человек имели законченное высшее образование. В этом же учебном году из общего количества 59 преподавателей Дагестанского медучилища 56 человек были с высшим образованием. Еще лучше обстояло дело с преподавательским составом в техникуме пищевой промышленности, в котором к началу 1958/59 учебного года за исключением одного все педагоги являлись выпускниками вузов.

Уже в 1956/57 учебном году техникумы по подготовке специалистов сельского хозяйства в республике были в основном укомплектованы преподавателями с высшим образованием. Из. 82 преподавателей техникумов 70 имели высшее, 7 - незаконченное высшее и 5 - среднее техническое образование. Большинство преподавателей учебных заведений имело уже опыт педагогической деятельности - 55 человек преподавали свыше 5 лет, 27 - менее 5 лет.

Руководство сельскохозяйственных техникумов обращало особое внимание повышению квалификации и методического мастерства преподавателей учебных заведений. Положительный опыт повышения педагогического мастерства накопил коллектив Дербентского сельскохозяйственного техникума. Здесь регулярно работало методическое совещание, на котором обсуждались вопросы улучшения качества преподавания, организационно-методического характера, учебной практики, единства требований преподавателей к учащимся. На совещаниях анализировались открытые уроки, обменивались опытом работы. В республике периодически работали курсы по повышению квалификации преподавателей сельскохозяйственных техникумов. В 1956-1959 гг. на этих курсах повысили свои знания 32 преподавателя, а в центральных учебных заведениях-8 преподавателей. Эти цифры говорят о том, что свою квалификацию на педагогических факультетах сельскохозяйственных вузов страны преподаватели техникумов повышали не так часто, как было необходимо. Проводились также краткосрочные семинары преподавателей, на которых обсуждались вопросы, связанные с улучшением учебно-воспитательной работы, повышением квалификации самих преподавателей.

Однако в 50-е годы сохранялись серьезные трудности и нерешенные проблемы в кадровом обеспечении отдельных средних специальных учебных заведений Дагестана. Так, в 1958/59 учебном году в Махачкалинском музыкальном училище из 42 преподавателей только 22 человека имели законченное высшее образование, что крайне негативно сказывалось на постановке и качестве учебно- воспитательного процесса.

В средних специальных учебных заведениях республики значительной оставалась доля преподавателей-совместителей, а в отдельных случаях они даже преобладали. Так по данным на 1 января 1958 г. в Дербентском медучилище, начиная с директора, все преподаватели (31 человек) являлись совместителями, в Махачкалинском медучилище - из 59 преподавателей 44 - совместителей.

Таким образом, за вторую половину 50-х годов число преподавателей средних специальных учебных заведений увеличилось на 148 человек. Однако доля лиц, имеющих законченное высшее образование, сократилась с 81 до 78,1%. Более чем в 2 раза возросло и число преподавателей-совместителей.

В 1955 г. были переработаны учебные планы и программы с учетом нового перечня специальностей. Это мероприятие было направлено на сокращение многопредметности, перевод части дисциплин из обязательных в факультативные, сокращение количества учебных часов на обязательные занятия и экзамены, увеличение времени для самостоятельной работы студентов.

Серьезное внимание уделялось выпуску новых учебников. В 1955 г. для высших учебных заведений были изданы 2091 учебник и учебное пособие общим тиражом свыше 22,2 млн. экземпляров, для средних специальных учебных заведений - 934 учебника и учебных пособий общим тиражом 8,2 млн. экземпляров.

60-е годы характеризовались возросшими объемами хозяйственного и культурного строительства в стране и республике, усилением требований к использованию достижений научно-технической мысли в отраслях экономики. Это предъявляло серьезные требования к качеству подготовки кадров специалистов, обуславливало необходимость дальнейшего совершенствования высшего и среднего специального образования.

Однако в годы семилетки сохранялись серьезные трудности и нерешенные проблемы в развитии специального образования в стране. Контингент студентов вузов в конце 50-х - начале 60-х годов был значительно больше, чем учащихся техникумов. Такое соотношение не отвечало потребностям отраслей экономики и социально-культурной сферы. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963 г. «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов» ставилась задача к 1970 г. в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве иметь на одного специалиста с высшим образованием три- четыре специалиста со средним. При этом предполагалось, что выпуск специалистов с высшим образованием также будет нарастать.

Органы власти республики уделяли серьезное внимание совершенствованию деятельности специальных учебных заведений, повышению качества подготовки специалистов высшей и средней квалификации. Так, бюро обкома КПСС и Совет Министров ДАССР в постановлении от 13 октября 1966 г. «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г.) признали: «Считать важнейшей задачей партийных и советских органов, министерств и ведомств, руководителей учебных заведений дальнейшее улучшение качества подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники и культуры и перспектив их развития».

Важнейшим компонентом решения задачи повышения качества подготовки специалистов являлся дальнейший рост образовательного и профессионального уровня преподавателей специальных учебных заведений. Как было уже отмечено, 60-е годы характеризовались существенным увеличением контингента обучающихся в средних специальных учебных заведениях республики. С учетом этого обстоятельства были увеличены штаты преподавателей в них.

Общая численность преподавателей средних, специальных учебных заведений Дагестана за годы седьмой и восьмой пятилеток (1961-1970) значительно выросла. Так, если в начале 1960/61 учебного года в них насчитывалось 732 преподавателя, то в начале 1970/71 учебного года - 1406 человек или почти двукратное увеличение.

Тенденция к увеличению преподавательских кадров была характерна для всех средних специальных учебных заведений республики. В начале 1959/60 учебного года в строительном техникуме работали 23 преподавателя, в автодорожном - 17, механическом техникуме - 26, политехническом техникуме - 22. К началу 1965/66 учебного года число преподавателей в них соответственно равнялась26, 50, 42 и 49.

В этот период заметно выросло и число педагогов, посвятивших себя исключительно обучению и воспитанию учащихся средних специальных учебных заведений. В начале 1970/71 учебного года в техникумах республики насчитывалось 982 штатных преподавателя, что на 459 человек больше, чем в начале 1960/61 учебного года.

Однако их доля в общем числе за десятилетие с 71,4% снизилась до 69,8%. Иными словами более трети преподавателей средних специальных учебных заведений республики являлись совместителями. Наличие такого большого числа преподавателей-совместителей негативно влияло на постановку и качество учебно- воспитательного процесса.

Нарастающие позитивные изменения в подготовке кадров высшей квалификации благоприятно отразились на качественном составе педагогических кадров средних специальных учебных заведений Дагестана. В их составе в 60-е годы существенно возросла доля педагогов с высшим законченным образованием. Из 168 преподавателей сельскохозяйственных техникумов республики в 1970/71 учебном году 153 имели высшее образование и 115 - стаж педагогической работы свыше 10 лет, что составляло 68,4%, тогда как в 1964/65 учебном году всего 42,5%. Это свидетельствовало о большой работе органов власти, руководства техникумов и о стабильности состава педагогических коллективов средних специальных учебных заведений сельскохозяйственного профиля.

С 1964/65 учебного года в Махачкалинском музыкальном училище число преподавателей с высшим образованием выросло на 36 человек и в 1969/70 учебном году достигло 75 человек (76,5%). В художественном училище в 1964/64 учебном году насчитывалось 16 преподавателей (69,5%) с высшим образованием. В 1970/71 учебном году их число составило 22 человека (78,5%). Всего к началу этого учебного года в средних специальных учебных заведениях республики 1211 (86,1%) педагогов имели высшее образование, что на 639 человек больше по сравнению с началом 1960/61 учебного года. Улучшение качественного состава педагогических коллективов техникумов способствовало совершенствованию учебно- воспитательного процесса, повышению уровня подготовки специалистов средней квалификации. В 60-е годы число преподавателей средних специальных учебных заведений выросло почти в 2 раза, преподавателей же имеющих законченное высшее образование в 2 с лишним раза. За этот же период число штатных преподавателей возросло в 1,8 раза. К концу 60-х годов число преподавателей, имеющих педагогический стаж 5 и более лет, достигло 1139 или 81% от общего их состава.

Методическая работа в средних специальных учебных заведениях, была нацелена на повышение педагогического мастерства преподавателей, овладение ими современными методами и приемами организации и проведения учебно- воспитательной работы. Однако следует отметить, что в этом исключительно важном аспекте деятельности средних специальных учебных заведений публики было немало трудностей и нерешенных вопросов, что негативно влияло на качество подготовки специалистов.

Серьезные недостатки в работе высшей и средней специальной школ были вскрыты мартовским и сентябрьским (1965 г.) пленумами ЦК КПСС. Это прежде всего касалось теоретической подготовки студентов. Аналогичные пересмотры планов и программ зачастую не приносили желаемых результатов. Теоретическая подготовка специалистов не отвечала требованиям, постоянно развивающегося производства. Большой недостаток состоял также в том, что «совершенно необоснованно были уменьшены выпуски молодых специалистов дневных отделений и факультетов экономических учебных заведений». Несмотря на эти и другие трудности, педагогические коллективы средних специальных учебных заведений республики прилагали огромные усилия по увеличению выпуска и повышению качества подготовки специалистов для отраслей экономики и социально-культурной сферы.

В первые послевоенные и последующие годы в средних специальных учебных заведениях работало много прекрасных преподавателей, воспитателей молодых специалистов. В Буйнакском педагогическом училище до последних дней своей жизни плодотворно трудился замечательный педагог, отдавший более полувека служению благородной профессии, А.Скрабе. Большим уважением в городе пользовалась опытная преподавательница училища Е.Балковая, удостоенная в начале 50-х годов высокого почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». В г. Дербенте и районах Южного Дагестана хорошо знали и любили одного из старейших дагестанских педагогов А. Насирова, награжденного в годы Отечественной войны орденом Трудового красного знамени. Много лет Махачкалинским механическим техникумом руководил хороший организатор учебно-педагогического процесса, заслуженный учитель школы республики Д. Корякин. В Махачкалинском музыкальном училище плодотворно трудились известные композиторы Г.Гасанов, Н. Дат- ров, И. Савченко, X. Ханукаев.

Таким образом, исследование позволяет прийти к выводу, что вторая половина 40-60-х годов явилась периодом восстановления и дальнейшего развития среднего специального образования в Дагестане. В эти десятилетия были достигнуты значительные позитивные результаты в расширении их сети, увеличении профиля специальностей, по которым готовились кадры средней квалификации.

Серьезное внимание органы власти республики и отраслевые министерства уделяли укреплению материально-технической базы техникумов. Однако уровень материально-технического обеспечения значительной их части не отвечал возросшим требованиям, негативно сказывался на организации и качестве учебно-воспитательного процесса.

В анализируемый период, несмотря на сохраняющиеся трудности и нерешенные вопросы, педагогические кадры средних специальных учебных заведений численно возросли, улучшился их качественный состав. Педагогические коллективы техникумов развернули целенаправленную работу по совершенствованию учебно-воспитательного и теоретического процесса и улучшению светского образования в средних специальных учебных заведениях.

Материал статьи дает возможность сделать вывод о том, что за 50 лет советской власти Российскому государству удалось полностью сформировать для реального функционирования систему светского образования в Дагестане, где сохранялось немало пережитков патриархально-феодальных отношений и религиозной идеологии.

Несмотря на, казалось бы, весьма благополучную картину, складывающуюся на основании статистических данных, следует отметить, что развитие светского образования на территории Дагестана представляло своего рода «догоняющую модель», постоянно опаздывая за уровнем развития промышленного производства, сельского хозяйства, культурно-просветительской сферы. Основная причина этого явления - остаточный принцип государственного финансирования. Кроме того, в образовательном процессе на всех уровнях подспудно накапливались недостатки и отрицательные стороны: неразвитость материально-технической базы, низкий уровень жизни преподавателей, задержки и невыплаты стипендий учащимся, нехватку квалифицированных преподавательских кадров, необеспеченность новыми учебниками и пособиями, несовершенство методик преподавания, необходимость прибегать к системе совместительства особенно в сфере средне-специального образования.

 

Автор: Адухов М.Д.