27.12.2012 4522

Улучшения системы снабжения и быта сельских тружеников в послевоенные годы (1945-1965 гг.)

 

Условия жизни колхозного крестьянства после окончания войны определялись многими факторами, среди которых главное место занимали её последствия. Помимо основной и невосполнимой потери в людях, война нанесла огромный материальный ущерб экономике, в том числе общественному колхозному производству и личному подсобному хозяйству крестьянской семьи. Это имело тем большее значение, что конкретное положение того или иного колхоза, его доходность или убыточность во многом определяли уровень жизни людей, работавших в нем.

Снижение производства и недовыполнение плановых заданий по заготовке и закупкам стали причиной задолженностей колхозов государству. Многие колхозы имели крайне низкие доходы: в 1945 г. около 10 % из общего числа приносили доход менее 10 тыс. рублей (в ценах того времени). Ухудшение экономического положения колхозов в сочетании с тем, что в годы войны государство забирало у них всё, практически лишало колхозы возможности выплачивать материальное вознаграждение за труд. Во многих колхозах к моменту окончания войны оплата была настолько низкой, что крестьяне получали за свой труд в 2 - 3 раза меньше продуктов, чем рабочие и служащие по карточкам. Вследствие этого жизненные условия крестьян к началу послевоенного периода были крайне тяжелыми.

После окончания войны, в 1946 г., правительство выработало программу послевоенного возрождения экономики, была поставлена задача первоочередного восстановления промышленности, колхозно-совхозного производства, планировалось в короткий срок восстановить и превысить довоенные посевные площади, поднять урожайность полей, увеличить поголовье общественного стада и его продуктивность.

В обращении ЦК ВКП (б) к избирателям в связи с выборами в Верховный Совет СССР от 2 февраля 1946 г., в известной речи И.В. Сталина перед избирателями и особенно в Законе «О четвертом пятилетнем плане» говорилось и о подъеме жизненного уровня народа. Закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг.» намечал «превзойти довоенный уровень народного дохода», «развернуть массовое производство предметов широкого потребления», «умножить колхозные доходы» и т. д. Но такие положения не всегда подкреплялись соответствующими материальными ресурсами. Относительно более подробно были разработаны вопросы строительства жилья и в связи с этим производства строительных материалов.

В 1946 - 1947 гг. советское руководство планировало перейти от нормированного снабжения населения хлебопродуктами по карточкам к развернутой торговле. В своей речи перед избирателями в феврале 1946 г. И.В. Сталин выдвинул задачу «добиться, чтобы колхозная деревня в короткий срок преодолела трудности, вызванные войной, чтобы все колхозники жили зажиточно и культурно». Однако выполнение такой задачи всего лишь за пять лет при крайне низком на тот момент уровне производственных сил, подорванных войной, по мнению О.М. Вербицкой, было нереально.

В решении XIX съезда ЦК КПСС обращалось внимание на необходимость повышения материального положения крестьянства. За предстоящие (до 1956 г.) пять лет намечалось поднять денежные и натуральные доходы колхозников не менее чем на 40 %. Но под осуществление этой задачи по-прежнему не подводилось реальной экономической базы. В основном на крестьянство воздействовали административными средствами.

Идеи советского руководства в концептуальном плане развивал журнал «Плановое хозяйство» (орган Госплана СССР). На его страницах прослеживается стремление пропагандировать в хозяйственной практике категории экономической целесообразности. Характерен пример одной из статей, где подчеркивалось: «переход к мирной экономике требует перестройки, планирования и укрепления экономических рычагов организации производства и распределения - денег, цены, кредита, прибыли премии». В другой публикации обосновывалась необходимость конкретных отношений в торговой системе, приветствовалось устранение монопольного положения государственной торговли, развитие здоровой конкуренции между ней и кооперацией. Обращает на себя внимание частое использование в понятийном аппарате статей журнала термина «конкуренция», что было не очень привычно для тогдашних идеологических стандартов. Такие же мотивы преобладали и в газете «Правда». В передовой от 6 января 1947 г. говорилось: «Чтобы экономическая жизнь страны могла забить ключом, а промышленность и сельское хозяйство имели стимул к дальнейшему росту своей продукции, надо иметь развернутый товарооборот между городом и деревней, между районами и областями страны, между различными отраслями народного хозяйства. Чем шире будет развернут товарооборот, тем быстрее поднимется благосостояние советских людей, тем лучше будут удовлетворены их насущные нужды».

Заметим, что эти мысли излагались в период наибольшего расцвета культа личности И.В. Сталина. Еще более примечательно и само название редакционной статьи: «Советская торговля - наше родное большевистское дело».

Поставленные задачи в некоторой мере были воплощены в жизнь, так например масштабы кооперативной торговли в СССР заметно возрастали: её розничный оборот в марте 1947 г. увеличился по сравнению с декабрем 1946 г. почти в три раза, а до конца этого года поднялся ещё в два раза. За 1947 г. в целом по стране кооперативными организациями было закуплено более 180 тыс. тонн мяса, свыше 9 тыс. тонн жиров, 83 млн. литров молока, около 200 тыс. тон картофеля, 195 тыс. тонн овощей, 126 тыс. ящиков яиц и т.д. Сопровождая многочисленные публикации о важности развития торговли для населения, «Правда» указывала: «все мелочи торгового дела должны быть предусмотрены, ибо речь идет не о какой-то временной кампании, не о проведении эпизодической ярмарки, а о торговле всерьез и надолго».

Таким образом, первые послевоенные годы характеризовались формированием политического курса, связанного с коррекцией приоритетов хозяйственного развития в сторону производства товаров народного потребления и попытками укрепления денежной системы. Мы разделяем вывод Р. Пехоя о первых годах послевоенного периода: «нельзя не отметить, что команда Жданова-Вознесенского смогла добиться и определенных положительных результатов в экономической области, среди которых считаем необходимым отметить, прежде всего, отмену карточной системы, проведение денежной реформы и вызванное этим некоторое усиление товарно-денежных отношений в стране».

Однако надо отметить, что данные новации не утвердились в общественной практике как преобладающие.

Важно не то, что рассматриваемый политический курс не стал определяющим при жизни И.В. Сталина, а то, что попытки его претворения в жизнь явились основой более масштабной реализации данного подхода в новых исторических условиях 1953 -1954 гг. - после смерти вождя.

А тем временем на Западе полным ходом шло формирование так называемого общества массового потребления, где удовлетворение потребностей людей являлось не пропагандистской целью, а выступало главным смыслом функционирования экономики.

В послевоенный период получили оформление многие идеи, впоследствии энергично внедрявшиеся в жизнь уже самим Хрущевым. Об этом дает представление «Проект программы ЦК КПСС», подготовленный в 1957 году. Особый акцент в нем сделан на социальных аспектах. Так, выдвигалась задача до конца ликвидировать жилищную нужду, развернуть в больших масштабах жилищное строительство с целью обеспечения каждого трудящегося благоустроенной отдельной комнатой, а каждой семьи - отдельной квартирой, перейдя со временем к бесплатным коммунальным услугам. Любопытна и ещё одна деталь: предлагалось уделить особое внимание массовому производству автомобилей для населения, имея в виду предоставить каждому гражданину пользование легковым автомобильным транспортом. В этом же контексте звучали идеи бесплатного снабжения населения продуктами питания (хлебом, мясом и др.), а также подготовка к бесплатному обслуживанию граждан «первоклассно поставленными по всем правилам техники и культуры столовыми, прачечными и другими культурно- бытовыми учреждениями», то есть в сфере услуг.

Отраслям же, работавшим непосредственно на удовлетворение потребностей населения (легкая и пищевая индустрия), достаточного внимания не уделялось.

Новый подход к созданию материальных стимулов для увеличения колхозниками сельскохозяйственного производства проявился на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Одной из радикальных мер, направленных на оздоровление экономической ситуации в деревне, и, как следствие этого, роста благосостояния, стал курс на подъем материальной заинтересованности работников колхозов и повышение заготовительных и закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. Кроме того, сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС снял ряд ограничений с развития личных подсобных хозяйств колхозников, впоследствии государство пошло на повышение закупочных цен на продукцию крестьянского подворья до уровня цен, установленных для колхозников.

Повышение в 1953 г. цен на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, наряду с другими мерами, направленными на укрепление экономики колхозов и улучшение их финансового положения, обеспечили условия для существенного роста натуральной денежной оплаты колхозников.

На завершающих стадиях индустриального перехода необходимость смены курса становилась все более очевидной. Уже в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Г.М. Маленков предложил резко изменить инвестиционную политику, увеличить финансирование отраслей, ориентированных на выпуск товаров для населения. «Теперь на базе достигнутых успехов в развитии тяжелой промышленности у нас есть все условия для того, чтобы организовать крутой подъем производства предметов народного потребления».

На совещании в ЦК КПСС в декабре 1953 г. Н.С. Хрущев заявил о том, что главной функцией партийных органов отныне являются хозяйственные задачи: « Партийной работы в том чистом виде не бывает. Нам надо добиться такого положения, чтобы все наши партийные работники хорошо знали конкретные вопросы производства, и всю свою работу вели бы на обеспечение изобилия продуктов питания, жилья, обуви для трудящихся».

Это высказывание первого секретаря, на первый взгляд, полностью укладывалось в политику «нового курса», в котором ключевое значение придавалось развитию сельского хозяйства и легкой промышленности. Начиная с лета 1953 года, руководство партии и правительства приступило к осуществлению целого комплекса мер, направленных на повышение благосостояния народа. К середине 50-х годов они охватывали: упорядочение системы и увеличение оплаты труда, снижение налогов, коренное улучшение пенсионного обеспечения, сокращение рабочей недели, рост производства товаров народного потребления и улучшение бытового обслуживания населения, радикальное решение жилищной проблемы и др.

Руководство партии и государства отдавало себе отчет в крайней остроте продовольственной проблемы, поэтому сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС круто изменил курс аграрной политики в сторону коренных интересов крестьянства. На решение продовольственной проблемы была направлена также программа освоения целинных земель. Одновременно был проведен в жизнь ряд мер по перераспределению национального дохода в пользу села. Среди них изменение налоговой системы и повышение закупочных и заготовительных цен. Тем самым были созданы определенные экономические предпосылки для роста благосостояния крестьянства, что, в свою очередь, повысило их заинтересованность в увеличении урожайности полей и продуктивности скота. В результате товарная продукция сельского хозяйства в 1960 году увеличилась по сравнению с 1953 годом на 60 процентов.

Подъем сельского хозяйства явился важной предпосылкой расширения производства предметов потребления. В 1953 - 1955 годах ЦК КПСС были декларированы меры по обновлению и развитию легкой промышленности, а также поставлены вопросы по дополнительному увеличению выпуска и улучшению качества товаров, производимых предприятиями тяжелой и оборонной промышленности. Эти решения были особенно важны для расширения производства относительно сложных и дефицитных для того времени товаров массового потребления: радиоприемников, часов, швейных и легковых машин, велосипедов. Началось освоение массового выпуска холодильников, магнитофонов, телевизоров. И хотя выпуск товаров широкого потребления был на низком уровне, он свидетельствовал о материальном благосостоянии и повышении уровня потребления населения СССР.

В осуществлении и развитии новой социальной программы особое значение принадлежало также XX съезду КПСС. Отметив в отчетном докладе ЦК значительный рост материального благосостояния народа за годы Советской власти, съезд вместе с тем подчеркнул, что еще «предстоит сделать многое для того, чтобы поднять жизненный уровень населения на такую высоту, которая соответствовала бы возможностям социалистического строя и постоянно растущим потребностям советских людей».

Впервые за две послевоенные пятилетки группа «Б» по темпам развития обгоняла группу «А» (после 1955 года положение вновь изменилось в пользу тяжёлой промышленности). Это было вызвано эскалацией «холодной войны» и стремлением Советского правительства достигнуть паритет в военно-промышленном комплексе со странами НАТО и прежде всего США. В целом развитие советской экономики в течение пятидесятых годов отличалось динамизмом, это обеспечивалось, в свою очередь, высокими темпами роста капитальных вложений и опережающим темпом ввода основных фондов. По мнению В.В. Журавлева, это было связано с тем, что «значительная часть накоплений расходовалась на восстановления разрушенных войной объектов, а восстанавливать все же легче, чем строить заново. Однако освоение восстановленных и новых мощностей затягивалось, что сопровождалось падением полезной отдачи от вводимых в строй основных фондов».

Но уже в это время успехи страны в социальной сфере преувеличивались, не было глубоко проанализировано запущенное состояние отдельных её отраслей, что в определенной мере послужило основой постановки нереалистических задач.

Вскоре после сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК стали прослеживаться отступления от намеченного курса. Они в кратчайшие сроки обеспечили невиданный подъем сельского хозяйства и благосостояния народа. Выдвижение и решение такой задачи представлялись Н.С. Хрущеву вполне реальными.

Так, на февральско - мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС была фактически пересмотрена основная целевая установка аграрной политики, разработанная сентябрьским пленумом: «в течение двух-трех лет резко повысить обеспеченность всего населения нашей страны продовольственными товарами, и вместе с тем, обеспечить всей массе колхозного крестьянства более высокий уровень материального благосостояния». В докладе 23 февраля 1954 года Н.С. Хрущев представил эту установку в иной редакции: «в ближайшие 2-3 года в достатке удовлетворить растущие потребности населения нашей страны в товарах народного потребления и обеспечить сырьем легкую и пищевую промышленность».

Руководство страны считало возможным в 2 - 3 года решить продовольственную проблему в стране и в достатке удовлетворить потребности населения в продуктах. Для достижения поставленной цели оно направило всю мощь командно-административной системы управления. Не случайно оказалась измененной и заключительная часть формулы: исчезли слова о росте благосостояния колхозного крестьянства. Поэтому Н.С. Хрущеву они показались, видимо, не столь уж важными для выдвигаемой программы. И в этом свете представляются вполне объяснимыми последовавшие вскоре мероприятия по фактическому свертыванию личного подсобного хозяйства. Так, декабрьский (1958 г.) пленум ЦК КПСС ориентировал управленческие кадры на то, что в результате всемерного развития сельскохозяйственного производства «у рабочих и служащих совхозов не будет нужды заниматься личным хозяйством, увеличится доход семей за счет заработка в совхозе, у них будет больше времени для отдыха, повышения своего культурного уровня и участия в общественной работе». Спустя несколько недель XXI съезд партии пообещал, что « личное подсобное хозяйство колхозников постепенно будет утрачивать свое значение». Президиум Верховного Совета РСФСР 12 августа 1959 г. издал указ «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках».

Местные власти активно взялись за выполнение данного решения: принялись урезать приусадебные участки, отнимать сенокосные угодья, отказывать в кормах. Так, за несколько месяцев был упразднен частный сектор в сельском хозяйстве, дававший к этому времени около половины всего товарного мяса и молока, производившегося в стране. Указы «О нормах скота, находящегося в личной собственности граждан, не являющихся членами колхоза» и «О денежном налоге с граждан-владельцев скота, не занимающихся общественно-полезным трудом, и с граждан, содержащих скот в целях личного обогащения». В их исполнении в период с 1 по 25 июля в г. Краснодаре «путем подворного обхода» надлежало выявить и учесть скот, содержащийся «сверхустановленных правительством норм», и до 1 августа произвести начисление налога. «Нормы» разрешали иметь семье одну корову с теленком в возрасте до 4 месяцев, либо одну козу с приплодом не старше года, а также одну свинью либо трех овец.

Подворный обход показал, что поголовье скота в хозяйствах горожан было уже невелико. В Октябрьском районе г. Краснодара, например, на 1 июля 1963 г., как записано в документе, «учтено и привлечено к обложению 20 свиней, 1 лошадь, 24 козы и овцы». В Первомайском районе- 50 голов свиней, 4 козы и 3 овцы. В Ленинском районе - только 4 свиньи и т. д.

Учет проводился и в последующие месяцы, он подтвердил, что налог на «сверхнормативный» скот - весьма «эффективное средство»: уже в августе в Октябрьском районе города оставалось только 9 подлежащих налогообложению свиней.

Неуклонное снижение налоговых поступлений во второй половине 1963 г. свидетельствовало об «успешном осуществлении» этой политики «крутого подъема сельского хозяйства». В результате принятых мер «раздувание отдельными гражданами личного хозяйства в ущерб участию в общественном производстве» было остановлено на долгие годы.

Политика Н.С. Хрущева, направленная на запрещение содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках, а также постоянная работа по «утрачиванию значения личного подсобного хозяйства колхозников» нанесла значительный вред стране. Особенно это сказалось на обеспечении продуктами животноводства как городских, так и сельских тружеников. Стала ощущаться нехватка мясомолочной продукции, резко сократилось её потребление как в городе, так и в сельской местности.

В 60-90-е годы проблема насыщения внутреннего рынка мясомолочной продукцией так и не была решена.

Для советского государства была характерна политика так называемого государственного патернализма. О.И. Шкаратан определяет эту политику как «систему строгой субординации социальных групп, в рамках которой нижестоящие могут рассчитывать на заботу и защищенность со стороны вышестоящих». По его мнению, такая система характерна для этократических государств, к числу которых он относит и СССР. В условиях, когда государство было единственным и монопольным собственником всех средств производства и ресурсов и все население так или иначе состояло на государственной службе, вполне естественно, что государство взяло на себя обязанность заботиться о благосостоянии граждан и само устанавливало необходимый уровень потребностей населения. Таким образом, государство само пыталось регулировать уровень потребления, определять и планировать нужды населения. Планирование осуществлялось на 5 лет вперед - выделялись капиталовложения, осваивались производственные мощности, разворачивалось производство и, наконец, начинался выпуск морально устаревшей продукции. На 5 лет вперед закладывался тот уровень, который уже к моменту составления плана был пройденным этапом для развитых стран.

При этом критерием достаточности уровня благосостояния, по мнению руководства страны, было обеспечение успешного развития индустрии, прежде всего тех отраслей, которые определяли обороноспособность страны, - сам жизненный уровень населения рассматривался лишь как необходимое условие для успешного развития производства. С предельной откровенностью это положение было сформулировано в Отчетном докладе ЦК XXIV съезду КПСС. «Партия исходит из того, что повышение благосостояния трудящихся становится все более настоятельной потребностью самого нашего хозяйственного развития, одной из важнейших экономических предпосылок быстрого роста производства».

До середины 50-х годов повышение благосостояния населения осуществлялось путем массовых единовременных снижений цен, которые позволяли ликвидировать диспропорции, сложившиеся в ходе войны и послевоенного восстановления экономики. Так, например, 1 марта 1959 года было произведено новое (третье по счету) снижение государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары массового потребления. Цены снижались в следующих размерах: на хлеб из пшеничной сортовой муки - на 30 %, макаронные изделия - 25 %, свинину, говядину, колбасы - 24 %, масло животное - 30 %, молоко, сливки, кефир - 10 %, сметану, творог, сырки - 20 %, сахар - песок - 15 % и черная икра - 30 %, цитрусовые - 15 % и т.д. В этом перечне значились также спиртные напитки: водка - 16,7 %, пиво - 30 %. При этом снижение цен охватывало восемь групп промышленных товаров, в том числе обувь кожаную и хлопчатобумажные ткани - 15 %, патефоны - 25%, мыло хозяйственное - 40%, керосин - 10% и т. п. Необходимость подобных мер обуславливалась тем, что падение в годы войны производства продовольственных и промышленных товаров для населения и обесценивание рубля из-за переполнения каналов денежного обращения привели к значительному росту цен, намного превысивших уровень 1940 года.

В результате восстановления народного хозяйства, а также проведения денежной реформы 1947 г., позволившей сделать обесцененный в годы войны рубль полноценным, стало возможным проведение политики снижения цен в целях повышения жизненного уровня населения.

Однако эти снижения цен были не в состоянии стимулировать общественно-полезный труд в зависимости от его качества и количества.

В 50-е годы руководством страны неоднократно предпринимались меры по повышению благосостояния и материального стимулирования сельских тружеников. Так, в 1956 году началось упорядочение заработной платы, которое было завершено в 1960 - 1962 гг., повышен её минимальный размер. В результате этого заработная плата рабочих совхозов выросла на 41%. Повышение заработной платы продолжалось и в последующие годы. Благодаря возросшим заработкам, сельские труженики получили доступ к товарам длительного пользования.

Что касается потребления продуктов питания, то имеются статистические данные о структуре розничного товарооборота по Краснодарскому краю с 1940 по 1960 годы.

Потребление основных продовольственных товаров населением края в некоторой степени увеличилось. Однако потребление таких продуктов, как масло животное, молочные продукты и сахар не увеличилось, а употребление картофеля и овощей сократилось. До военного уровня потребления основных мясомолочных продуктов жители Кубани смогли достигнуть лишь к 1960 году. Но введение хрущевских указов о запрещении содержания скота в личных подсобных хозяйствах не способствовало увеличению и потреблению населением продукции сельского хозяйства.

Правительственная политика в социальной сфере на рубеже 1950/1960 гг. имела сугубо эгалитаристскую ориентацию. Она расширяла социальные возможности рабочих и служащих в области образования, здравоохранения, жилья, потребления более ценных продуктов питания и предметов домашнего обихода. То, что прежде составляло привилегии номенклатуры и приближенной к ней «рабочей аристократии», пришло в зону доступности для самых широких слоев городского и сельского населения.

Тенденция к улучшению социальных параметров развития - характерная черта этой исторической полосы. Иллюстрацией к данному тезису может послужить устойчивый рост рождаемости детей. Так, в 1950 г. в Краснодарском крае родилось 70 688 детей, в 1955 г. 72 439, в 1960 - 80 733 ребенка. Затем по ряду причин этот показатель на порядок упал. Во-первых, значительная часть кубанцев уехала за пределы края на ударные стройки и подъем целинных и залежных земель. Многие из них создали семьи и осели в новых местах. Во-вторых, сказалось падение материального уровня сельских тружеников в первые послевоенные годы.

Одним из направлений политики советской власти по повышению благосостояния сельских тружеников была общедоступная система обучения. Государство представляло новые шансы молодежи в сфере повышения образования. Так, только за 5 лет, с 1960 по 1965 гг., расходы на образование в Краснодарском крае увеличились с 65,5 млн. рублей до 109,5 млн. рублей, что привело к росту студентов и учащихся. В 1940 г. в высших учебных заведениях обучалось 26 студентов, а в школах 43 учащихся на 10000 человек населения. В 1960 г. количество студентов увеличилось до 45 студентов, а учащихся - до 70 человек. В немалой степени этому способствовала отмена платы за обучение, позволившая многим детям из крестьянских семей получить образование.

При незначительном росте числа высших учебных заведений с 1945 года по 1965 - только на 1 заведение, - происходит значительное увеличение количества студентов, а именно на 26,5 тысяч человек. Что же касается средних специальных учреждений, то в 40 - 60-е годы наблюдается рост как самих учебных заведений (на 15 учреждений), так и увеличение в них учащихся на 39,7 тысяч человек. Число обучающихся (на 10000 населения) студентов увеличилось на 56 % и учащихся на 187 человек. Эта тенденция наблюдается в Ставропольском крае и Ростовской области.

Соотношение эгалитаристской политики и реальных тенденций в социальном развитии общества не было однозначным. Принцип, согласно которому власть распределяет блага всем категориям населения, обрекало последнее на пассивное ожидание или, если к тому существовала возможность, на давление с целью получить то, что причитается раньше и больше. Эгалитаристская политика не могла остановить процессов дифференциации. Она переводила их на более иной, более высокий уровень, поднимала «планку», с которой велся отсчет вертикальной мобильности. Политика Н.С. Хрущева в социальной сфере привела в большее соответствие потребности индустриального развития и жизненную среду населения, точнее, инфраструктуру производства: жилища, здравоохранение, школу, транспорт, питание. Если анализировать эгалитаристскую практику с этой точки зрения, то её можно оценить как вполне адекватный ответ на импульсы, поступающие из мира индустрии.

Учитывая значительные трудности в обеспечении населения товарами народного потребления, руководство страны принимает меры к увеличению их производства. Строились новые заводы, осуществлялась модернизация оборудования и комплексная механизация легкой и пищевой индустрии, расширялся и обновлялся ассортимент товаров. Однако расширение производственных мощностей легкой и пищевой промышленности шло недостаточно быстрыми темпами. Было немало фактов, когда предприятия не только не осваивали производство новых изделий, но под разными предлогами прекращали выпуск нужных товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. По мнению автора, это вызвано тем, что налаживание производства товаров народного потребления было связано, в первую очередь, с необходимостью внедрения новых технологий. Для этого были нужны новые источники сырья, а также большие денежные средства. При этом на руководство предприятия возлагалась ответственность за скорейший и качественный выпуск товаров широкого потребления. Поэтому директивы из центра на местах не выполнялись или выполнялись не должным образом, так как руководство не желало, а зачастую и не могло решить задачи, поставленные руководством партии и правительства.

Июльский (1960 г.) Пленум ЦК КПСС, определяя меры по расширению производства товаров народного потребления, потребовал значительно больше использовать в этих целях возможности предприятий машиностроительной, металлургической, электротехнической, химической и других отраслей промышленности. Документ требовал от местных руководителей тщательно изучать и прогнозировать спрос населения. Усиливать связи промышленных предприятий с торгующими организациями.

Выполнить эти решения в полном объеме правительство не могло, т.к. не было возможности выделить необходимые материальные и финансовые средства. Началась очередная компания по насыщению рынка. Действия, предпринятые в этом направлении, способствовали некоторому удовлетворению спроса на товары широкого потребления, но полностью решить вопросы производства товаров широкого потребления такими мерами было очень трудно.

И хотя, благодаря всем принятым мерам, выпуск товаров народного потребления незначительно увеличился, производство тканей всех видов возросло за семилетие на 1,6 миллиарда квадратных метров, трикотажа - на 400 с лишним миллионов изделий, кожаной обуви - на 130 миллионов пар. Возрос выпуск предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения однако несмотря на это внутренний рынок оставался пустым.

Острой проблемой было торговое обеспечение населения. В принятом Центральным Комитетом и Советом Министров СССР по этому вопросу постановлении (апрель 1960 г.) отмечалось, что уровень развития государственной и кооперативной торговли, а также качество обслуживания населения отстают от возросших требований. Торгующие организации плохо изучили спрос покупателей, предприятия торговли неудовлетворительно обеспечены оборудованием, инвентарем и средствами механизации. В постановлении были намечены меры по устранению недостатков, повышению культуры обслуживания населения, удовлетворению потребностей трудящихся. Устанавливался порядок, при котором планы производства товаров народного потребления для промышленных предприятий утверждались на основе заказов организаций государственной торговли и потребительской кооперации. Принимались меры по улучшению подбора и подготовке кадров торговых работников. Расширялась сеть торговых предприятий. Однако все это делалось в рамках командно-бюрократической системы присущими ей методами административного хозяйствования, не позволившими удовлетворить в полной мере растущий спрос населения на товары народного потребления.

Поэтому увеличение производства материальных благ и услуг, качественное улучшение их структуры происходило не в том масштабе, в котором планировалось. Тем не менее, объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли возрос с 67,7 миллиарда рублей в 1958 году до 104,8 миллиарда рублей в 1965 году. При этом особенно быстро росла продажа товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. Только в одном 1965 году населением было приобретено 3,3 миллиона телевизоров, 5 миллионов радиоприемников и радиол, почти 1,5 миллиона холодильников, свыше 3 миллионов стиральных машин (в 1960 г. соответственно: 1,5 миллиона, 4,1 миллиона, 518 тысяч, 907 тысяч).

В Краснодарском крае розничный товарооборот (в ценах и методологии соответствующих лет) за 1940 г составил 245 мил., рублей, а в 1960 г. он уже составлял 1246 мил. рублей. Таким образом, розничный товарооборот на Кубани за 20 лет возрос более чем в пять раз и увеличился на 1001 миллионов рублей. Этот прирост шел, главным образом, за счет сельских тружеников, которые составляли более 50 % населения края. При этом число предприятий розничной торговли и общественного питания к 1960 году также возросло, что характеризуется следующими данными:

Количество предприятий розничной торговли в регионе возросло на 3252 единицы (соответственно, магазинов - на 1663 единицы, палаток - на 1589 единиц), а предприятий общественного питания - на 769 единиц. При этом по-прежнему ощущался острый дефицит товаров широкого потребления.

Ежегодно проводились собрания работников, на которых обсуждались вопросы о мерах по улучшению и дальнейшему развитию торговли и общественного питания, а также подводились некоторые итоги проделанной работы. Так, на собрании актива работников торговли и общественного питания г. Ростова и Ростовской области в 1963 году, созванном обкомом КПСС и облисполкомом, было отмечено, что в 1962 году продовольственных и промышленных товаров было продано больше, чем в предыдущем году на 16,6 %. В 1963 г. товарооборот ещё больше повысился, полностью удовлетворялся спрос населения на колбасные изделия, сахар, растительное масло, хлеб, макароны, кожаную обувь и т.д. Однако при этом был отмечен целый ряд существенных недостатков. Так, например, в 1962 г. план товарооборота был выполнен на 99,6 %. Из 55 торгующих организаций области 22 организации не выполнили план розничного товарооборота. К тому же, рынок ещё не получал достаточного количества необходимых товаров, спрос на многие из них удовлетворялся далеко не полностью. Прямые связи легкой промышленности и торговли не получили развития. Качество и ассортимент зачастую не соответствовали требованиям покупателей.

Отставание сельского хозяйства привело, особенно в 1962 - 1963 годах, к значительным трудностям в обеспечении населения продовольственными товарами. В этом сказывалась политика налогообложения на «сверхнормативный» скот в подсобных хозяйствах крестьян, что привело к сокращению поголовья скота в сельской местности исследуемых регионов.

Необходимо отметить, что в этот же период происходит повышение розничных цен на продукты сельскохозяйственного производства. Эти меры по мнению правительства должны были привлечь дополнительные финансовые средства в сельское хозяйство. Однако повышение цен было встречено в городах крайне негативно, что привело к стихийным выступлениям и новочеркасской трагедии. В итоге руководство страны ограничило проводимые мероприятия.

В 60-х годах правительство стало уделять внимание бытовому обслуживанию населения. Так, в докладе «О состоянии и мерах улучшения кооперативной торговли в Ростовской области» председатель сельского облисполкома И.И. Заметан сообщал о том, что товарооборот потребительской кооперации в 1961 г. составил 384,7 мил. рублей, и в 1962 г. он вырос до 432,9 мил. рублей, то есть увеличился на 12,5 %. За пять месяцев 1960 года на селе было продано товаров и продуктов на 7 мил. рублей больше, чем в 1960 году. Произошло увеличение продажи товаров культурно-бытового назначения: стиральных машин - на 4,2 %, телевизоров - на 13 %, радиотоваров - на 20 %, велосипедов и мотоциклов - на 40 %. Эти цифры свидетельствуют о низких темпах насыщения рынка товарами длительного пользования и широкого потребления.

Было несколько улучшено обслуживание тружеников сельских хозяйств, занятых на полевых работах. Здесь действовало 120 автолавок и более 600 конных развозок. В Сальском районе, например, работало 10 автолавок, 76 конных развозок и 34 разносчика товаров. Ими было продано на полевых станах более чем на 100 тыс. рублей разных товаров. В докладе И.И. Заметана сообщалось и о некоторых крупных недостатках. А именно: случались перебои в торговле товарами первой необходимости. В магазинах Ремонтненского района, при проверке оказалось, что в продаже не было чая, натурального кофе, халвы, табачных изделий, варенья и некоторых других товаров, которые имелись в достаточном количестве на складах райпотребсоюза. Подобные явления наблюдались также и в магазинах Егорлского, Морозовского, Каменского и других районов.

Объем бытовых услуг в Краснодарском крае вырос с 17,7 млн. рублей в 1960 г. до 44,3 млн. рублей в 1965 г.

В целом достигнутый уровень бытового обслуживания не обеспечивал растущие запросы населения, не отвечал требованиям времени и имеющимся материальным и техническим возможностям. В связи с этим ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление от 10 августа 1962 г., «О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения», в котором указывалось, что некоторые партийные, советские и хозяйственные органы уделяют мало внимания вопросам бытового обслуживания трудящихся, считая их второстепенными. В ряде республик, краев и областей не выполняются установленные планы строительства фабрик, комбинатов, павильонов, ателье бытового обслуживания, организации новых приемных пунктов. Особенно эти недостатки были характерны для сельской местности.

Но решать одновременно целый комплекс проблем (развития промышленности, сельского хозяйства, подъема благосостояния и культуры и т. д.) эта система была не в состоянии, и она начала давать сбои. Сложилась, по определению Н. Шмелева и В. Попова, «система нацеливания на то, чтобы объять необъятное, зарегулировать живой экономический организм, втиснуть его в прокрустово ложе жестких плановых предписаний. Система, в которой не плановые органы существуют для экономики, а экономика - для плановых органов». В условиях военного времени или в период послевоенного восстановления административно-командная система управления страной и плановая экономика показали себя как действенный способ решения первостепенных и главенствующих задач. Благодаря этой системе самоотверженности советского народа и страна смогла выйти победительницей из самой страшной войны и осуществить быстрыми темпами восстановление народного хозяйства. Но в 50 - 60-х гг. государство и общество требовали радикальных реформ, а все попытки реформирования административно-бюрократической системы наталкивались на сопротивление, отторгались самой системой. Она превращалась в своего рода «механизм торможения».

Делая вывод, необходимо подчеркнуть:

1. Усилия государства по осуществлению модернизационных процессов концентрировались на ускоренном развитии лишь тех элементов производительных сил, которые имели в глазах партийно-советского руководства приоритетное значение (в первую очередь, в плане укрепления обороноспособности страны). Развитие остальных сфер общественной жизни (главным образом тех, которые определяли уровень благосостояния населения) приносилось в жертву решению главной задачи - постоянного повышения благосостояния населения.

2. Модернизация носила несистемный и незавершенный характер. Целые секторы производства (главным образом связанные с обслуживанием населения) продолжали базироваться на доиндустриальных способах труда или вообще не получили развития.

3. В 50-60-е годы становится все более очевидным необходимость улучшения системы снабжения и быта населения. С этой целью партийно-государственное руководство страны провозгласило курс на увеличение довоенного уровня доходов народа, наметило программу массового производство предметов широкого потребления, увеличения колхозных прибылей.

4. Выполнение таких задач за короткий срок при крайне низком уровне производительных сил, подорванных войной и недостаточном выделении средств на развитие производства товаров широкого потребления, было нереально.

5. Однако необходимо отметить, что, благодаря принятым мерам, удалось достигнуть определенных результатов в экономической области, среди которых была отмена карточной системы, проведение денежной реформы. Все это не могло не вызвать некоторого увеличения потребления товаров и услуг.

6. В дальнейшем правительством был осуществлен целый комплекс мер, направленных на повышение благосостояния сельских тружеников. К середине 50-х годов они охватывали: упорядочение и повышение оплаты труда, снижение налогов, рост производства товаров народного потребления, улучшение бытового обслуживания, становление и развитие потребительской кооперации на селе.

7. Необходимо констатировать, что инновации партийного руководства как преобладающие не смогли утвердиться из-за отсутствия выделяемых материальных и финансовых средств. Задачи по повышению благосостояния сельских тружеников, которые декларировались в партийно-государственных документах, оставались не реализованными.

 

Автор: Чайка Е.А.