18.01.2013 21606

Обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан на территории муниципальных образований (на примере субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа)

 

В Российской Федерации создана специальная система органов, призванных обеспечивать законность, правопорядок, права и свободы человека на территории всей страны. К таким органам относится прокуратура, суд, органы ФСБ и МВД России, адвокатура, нотариат и др.

Система обеспечения законности и правопорядка в государстве, в первую очередь, зиждется на соответствующей деятельности органов охраны правопорядка и органов власти на местном уровне.

Реализация гражданами своих прав и свобод происходит как раз преимущественно на местном уровне, из чего опять же следует, что именно в рамках местного самоуправления должна быть создана эффективная система защиты прав и свобод человека и гражданина силами, как государственных органов, так и самими органами и их структурными подразделениями муниципального образования.

Правовую основу деятельности органов охраны правопорядка и органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, составляют комплекс нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, конституции и уставы субъектов РФ, специализированные законы субъектов РФ, постановления и распоряжения глав субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяют в качестве одной из функций местного самоуправления - охрану общественного порядка.

Охрана общественного порядка - необходимое условие поддержания на территории муниципальных образований режима законности. Этот режим на сегодняшний день обеспечивается деятельностью всей системы правоохранительных и судебных органов, а так же различных государственных служб, инспекций, осуществляющих функции контроля за соблюдением законодательства.

На сегодняшний день наибольшую роль в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечении законности и правопорядка на местном уровне играет милиция общественной безопасности.

Правовой основой деятельности милиции общественной безопасности (МОБ) является Закон «О милиции» от 18.04.1991г., а так же Указ Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» от 12.02.1993г.

Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации, в т. ч. и в субъектах РФ ЮФО, приняты законодательные акты о милиции общественной безопасности. (Республика Калмыкия, Волгоградская область, Астраханская область и др.).

Перед милицией общественной безопасности законодателем поставлены следующие задачи: обеспечивать личную безопасность граждан; охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность; предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения; раскрывать и расследовать преступления, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; оказывать в пределах своей компетенции помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

Основные направления деятельности МОБ: защита чести, достоинства и личной неприкосновенности граждан; охрана правопорядка на территории муниципального образования и предотвращение административных и иных правонарушений; содействие государственным и муниципальным органам в их деятельности по реабилитации и трудоустройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы, контроль в пределах своей компетенции за их поведением; профилактика правонарушения несовершеннолетних.

Нужно отметить, основная нагрузка в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, исходя из задач и направлений деятельности МОБ, лежит именно на милиции общественной безопасности.

В состав милиции общественной безопасности входят: дежурные части, подразделения ГИБДД с дорожно-постовой службой, участковые инспекторы милиции, подразделения охраны объектов по договорам, изоляторы для временно содержания заключенных под стражу и задержанных, отряды милиции особого назначения, подразделения по предупреждения преступлений несовершеннолетних, специализированные подразделения дознания, подразделения паспортно-визовой службы.

В настоящее время органы местного самоуправления вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с МВД России подразделения милиции, содержащиеся за счет средств местного бюджета, увеличивать в пределах имеющихся средств местного бюджета расходы на содержание милиции, а так же устанавливать дополнительную штатную численность ее состава.

Так, согласно Постановлению Главы г. Краснодара «О введении дополнительной численности сотрудников милиции в структуре милиции общественной безопасности Управления внутренних дел города Краснодара» от 15.04.2004г. в структуру милиции общественной безопасности управления внутренних дел города Краснодара с 1 мая 2004 года введено дополнительно 9 единиц сотрудников милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства с источником содержания за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).

Начальник милиции общественной безопасности является заместителем начальника органа внутренних дел муниципального образования. Он назначается вышестоящим руководителем по согласованию с исполнительным органом или главой муниципального образования с последующим утверждением представительным органом местного самоуправления.

Здесь существует явное двойное подчинение милиции общественной безопасности органам государственной власти и органам власти местной.

Органы местного самоуправления и милиция общественной безопасности работают в достаточно плотной связи друг с другом. Ибо только профессионалы (собственно, МОБ) могут эффективно противостоять преступности, и никто другой, кроме органов местного самоуправления, не сможет оказать им достаточной поддержки на местах. Именно по этой причине на органы местного самоуправления возложена обязанность по материально-техническому обеспечению милиции: предоставление милиции служебных помещений и оборудования, транспорта, частичное финансирование и т.п.

На сегодняшний день органы местного самоуправления получили реальную возможность влиять на деятельность (кроме, оперативно-розыскной и следственной деятельности) милиции общественной безопасности. Но, по мнению Н.С. Бондаря, ее еще нельзя отождествлять с муниципальной (местной) милицией (полицией), которая существует в зарубежных странах и составляет основу полицейской системы общества. «Во-первых, сохраняется двойное подчинение милиции общественной безопасности.

Она (милиция общественной безопасности) обязана выполнять решения органов местного самоуправления в пределах своей компетенции. Во-вторых, пока еще значительная часть милиции общественной безопасности содержится за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, а многие муниципальные образования не могут оказывать поддержку ее подразделениям».

Не лишним будет отметить, что с 1998 по 2000 гг. в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований субъектов Федерации в соответствии с Указом Президента РФ «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» от 17.09.1998г проводился указанный эксперимент. Он проходил проводился Республике Дагестан, Республике Карелия, Новгородской, Астраханской, Саратовской областях, городах Ставрополе, Владикавказе, Иркутске, Братске, Шелехово, Тольятти, Балтийске.

В г. Ставрополе Постановлением Главы города в начале 1999г. была создана в порядке эксперимента муниципальная милиция. Согласно этому Постановлению и Положению об Управлении муниципальной милицией города Ставрополя УВД СК, муниципальная милиция была создана при УВД Ставропольского края, с введением новых штатных единиц личного состава в количестве 50 человек, финансировалась за счет средств городского бюджета и действовала на территории города Ставрополь.

Основными задачами Управления муниципальной милиции являлось комплексное обеспечение охраны общественного порядка в городе и личной безопасности граждан.

К задачам муниципальной милиции было отнесено следующее: охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на территории города Ставрополя; организация немедленного выезда и производства неотложных действий для пресечения преступлений, задержание причастных к ним лиц при поступлении сообщений о преступлениях и правонарушениях; оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам и администрации предприятий, учреждений и организаций в осуществлении их законных прав и интересов.

Муниципальная милиция г. Ставрополя должна была выполнять свои задачи в тесном взаимодействии с подразделениями и службами УВД СК и РОВД города Ставрополя, не участвующими в эксперименте, иными правоохранительными органами, государственными и не негосударственными организациями города Ставрополя.

Перечень функций и полномочий муниципальной милиции был очень широким. Можно сказать, что муниципальная милиция г. Ставрополя по задумке, должна была всесторонне обеспечивать правопорядок, законность, права и свободы человека и гражданина на подведомственной ей территории. Из сферы полномочий милиции общественной безопасности были исключены действия оперативно-розыскного и следственного характера. По ряду объективных и субъективных причин Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2000г. №1011 эксперимент был завершен.

Автору данного исследования представляется, что потенциал муниципальной милиции достаточно высок. Ее наибольшая эффективность может быть достигнута путем сочетания в правоохранительной деятельности созданной на основе милиции в системе МВД РФ федеральной полиции и самостоятельной муниципальной милиции.

Также в связи с проведением в Чеченской Республике контртеррористической операции следует поддержать предложение И.В. Мухачёва о необходимости дополнительных гарантий неприкосновенности муниципальных служащих, их семей и имущества, в муниципальных образованиях Чеченской Республики и других субъектов РФ ЮФО, граничащих с этой республикой. С этой целью органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности муниципального служащего, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от муниципального служащего поступит соответствующее заявление.

Полномочия органов местного самоуправления по охране общественного порядка, имея конституционно-правовую основу, охватывают достаточно широкий спектр направлений правоохранительной деятельности в части обеспечения общественной безопасности, предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении общественного порядка. Более того, из содержания ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации следует, что данная норма служит конституционной основой не только для отправления правоприменительных функций органов местного самоуправления по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, но и законопроектной деятельности в сфере правопорядка.

В этих целях законодательство Российской Федерации и ее субъектов предоставляет право районным и городским органам местного самоуправления издавать нормативные правовые акты о соблюдении правил общественного порядка и общественной безопасности, а также при отсутствии (либо недостаточно полной регламентации) нормативной правовой основы привлечения к административной ответственности в соответствии с федеральным законодательством или законодательством субъекта Федерации устанавливать административную ответственность за отдельные правонарушения.

Так, согласно закону Краснодарского края «Об административных правонарушениях» от 17.07.2003г. физические и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за совершенные на территории Краснодарского края административные правонарушения, предусмотренные Административным кодексом Российской Федерации и настоящим законом. В качестве мер административной репрессии выступают предупреждение и административный штраф.

В Законе Краснодарского края перечислены группы и виды административных правонарушений: административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; административные правонарушения, посягающие на здоровье и эпидемиологическое благополучие населения; административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и местного самоуправления; административные правонарушения в области охраны собственности; административные правонарушения на транспорте; административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; административные правонарушения в строительстве, промышленности и энергетике; административные правонарушения в бюджетной сфере.

Из приведенного выше перечня правонарушений по закону Краснодарского края «Об административных правонарушениях» напрямую, по нашему мнению режиму соблюдения законности, правопорядка прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования в наибольшей степени угрожают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; административные правонарушения, посягающие на здоровье и эпидемиологическое благополучие населения; административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Прочие группы административных правонарушений, конечно, также наносят урон правопорядку на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, но к теме нашего исследования имеют лишь опосредованное отношение.

Кроме перечня административных правонарушений закон Краснодарского края содержит указание на то, какие органы и должностные лица уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти Краснодарского края.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день, рассмотренный Закон Краснодарского края, является, пожалуй, лучшим на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного Федерального округа, в сфере федерального и регионального законодательства об административных правонарушениях.

Конституционно-правовые основы совместной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти заложены в ч.2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

Наделение органов местного самоуправления определенными государственно-властными полномочиями особенно важно при обеспечении взаимодействия органов местного самоуправления с органами исполнительной власти.

Конечно же, полномочия органов местного самоуправления распространяются не только на вопросы местного значения, но в значительной мере могут в качестве предмета своей реализации охватывать и ряд проблем, предполагающих государственно-правовое регулирование, например, в части, касающейся взаимодействия с органами исполнительной власти. Так А.Н.Ершов утверждает, что «механизм взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в части делегирования отдельных государственных полномочий очерчен нечетко и взаимоотношения с соответствующими структурными подразделениями местной администрации, как правило, складываются эпизодически, по мере необходимости решения тех или иных вопросов».

Подтверждения тому мы находим в Основном законе Кабардино-Балкарской Республики.

П.3 ст. 129 Конституции Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997г. гласит: «Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, совместно с органами государственной власти осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Подобной нормы нет ни в одном другом Основном законе субъекта Российской Федерации, входящего в состав Южного Федерального округа. Как, впрочем, нет механизма реализации указанной нормы в законодательстве Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации «защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности» находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

С учетом усиливающейся тенденции расширения полномочий органов законодательной и исполнительной власти регионов решение правоохранительных задач во все в большей мере, очевидно, будет входить в компетенцию не федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а субъектов Федерации и, более того - органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопорядка специального характера (реализуемым преимущественно во взаимодействии с государственными органами) относятся те, которые направлены на организацию конкретных направлений деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка. К ним, в частности, можно отнести полномочия органов местного самоуправления в сфере организации охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, лицензионно-разрешительной деятельности, соблюдения особого порядка пребывания граждан в субъектах Федерации и в отдельных административно-территориальных единицах субъектов.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопорядка специального характера обусловлены необходимостью выявления наиболее криминогенных мест в населенных пунктах, оперативного реагирования на нарушения общественного порядка и общественной безопасности, совершаемых в общественных местах и жилом секторе. Эти полномочия выражаются, в частности, в организации проведения правоохранительными органами специальных мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений правил общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

1. Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации охраны общественного порядка.

Продолжается процесс интеллектуализации и профессионализации правонарушителей; по-прежнему большое количество правонарушений совершается на улицах и в других общественных местах; значительное число правонарушений совершается несовершеннолетними и с их участием. Недостаточно внимания уделяется профилактике правонарушений, их предупреждению и пресечению на ранней стадии; низка роль в этом общественных формирований граждан по месту жительства, народных дружинников.

Согласно Постановлению Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 января 1997г. в городе Волгограде была создана добровольная народная дружина по охране общественного порядка и профилактике правонарушений.

Деятельность городской народной дружины осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека, гласности, гражданского контроля и комплектования на добровольной основе.

Городская народная дружина и входящие в нее структурные подразделения решают стоящие перед ними задачи под руководством органов местного самоуправления Волгограда во взаимодействии с правоохранительными и иными государственными органами и организациями, органами районов города, трудовыми коллективами, общественными объединениями и гражданами, которые оказывают народной дружине помощь и содействие в осуществлении ее функций по охране правопорядка.

В числе задач и функций добровольной народной дружины Волгограда: оказание содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной, имущественной безопасности граждан и юридических лиц; участие в мероприятиях по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений; участие с сотрудниками ГАИ в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий; участие в проведении мероприятий по охране и защите природных богатств и окружающей среды; по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгограда может привлекаться к оказанию помощи правоохранительным органам при возникновении стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций, участвует в обеспечении устанавливаемого в этих случаях специального правового режима, проведении неотложных аварийно-спасательных, карантинных и иных предусмотренных законом мероприятий; и др.

Кроме добровольных народных дружин в некоторых муниципальных образованиях на сегодняшний день сформированы казачьи дружины.

В соответствии с Законом Ростовской области «О муниципальных казачьих дружинах» от 16.09.1999 г. в муниципальных образованиях области были созданы муниципальные казачьи дружины, основными задачами которых являются: охрана общественного порядка; охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности; сопровождение грузов; участие в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим; охрана лесов от пожаров; охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения; участие в соответствии с федеральным законодательством в защите Государственной границы Российской Федерации в составе общественных формирований.

Кроме того, на основании Договора, который заключает дружина с органами местного самоуправления, она под руководством сотрудников милиции участвует в охране общественного порядка в общественных местах, а также в поддержании общественного порядка во время проведения массовых мероприятий; под руководством сотрудников милиции участвует в профилактической работе по предупреждению межнациональных и иных опасных социальных конфликтов; под руководством сотрудников милиции участвует в деятельности органов внутренних дел по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оказывает помощь работникам лесничеств по предупреждению пожаров в лесах, пресекает случаи разведения костров в лесах, в сельскохозяйственных угодьях, принимает участие в тушении пожаров в сельской местности; оказывает в сельской местности помощь участковым инспекторам милиции в обеспечении безопасности дорожного движения; принимает меры по оказанию неотложной помощи гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, поддержанию общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Как мы видим, добровольные народные дружины и муниципальные казачьи дружины призваны своей деятельностью помогать органам охраны порядка МВД РФ на территории муниципальных образований. Деятельность народных и казачьих дружин строго регламентирована, весьма сходна с деятельностью муниципальной милиции (за исключениями специальных полномочий) и только в редких случаях допускает самостоятельность.

По нашему мнению, добровольные народные дружины и муниципальные казачьи дружины обладают громадным потенциалом в сфере обеспечения законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования. В тоже время, этот потенциал задействован не в полной мере.

Видится, что при достаточно разработанной нормативно-правовой базе деятельности дружин, они не станут эффективным орудием поддержания правопорядка в условиях отсутствия в России сформировавшегося гражданского общества.

Только в условиях гражданского общества такие формы самоорганизации граждан по поддержанию правопорядка и профилактике правонарушений, как народные и казачьи дружины, в которых очень многое зависит от личной и гражданской позиции дружинников, способны в полной мере реализовать возложенные на них задачи (соискателем разработан проекта Закона Ростовской области «Об участии населения в обеспечении охраны общественного порядка в Ростовской области»),

2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации обеспечения общественной безопасности.

Организация обеспечения общественной безопасности регламентируется актами органов местного самоуправления, отражающими специфику соответствующих функций, реализуемых в деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению реальных и потенциальных возможностей возникновения различных угроз безопасности общественным интересам. К подобным функциям, реализуемым в сфере административной деятельности органов внутренних дел, Б.ПКондратов относит, например, «обеспечение личной безопасности человека и гражданина, обеспечение безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях».

Коллектив авторов учебника «Муниципальное право Российской Федерации» под редакцией профессора Н.С. Бондаря, довольно широко понимая полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, в сферу действия данных полномочий включают:

- Обеспечение общественной безопасности (речь идет о милиции общественной безопасности и ее функциях в данной области);

- Обеспечение безопасности в иных сферах (здесь уже речь идет о радиационной безопасности, пожарной безопасности, обеспечении безопасности в сфере дорожного движения).

Кроме того, в деятельности органов местного самоуправления одним из главных направлений авторы учебника считают борьбу с терроризмом. Действительно, по Закону о борьбе с терроризмом органы местного самоуправления совместно с другими органами, привлекаемыми к этой работе, участвуют в реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мероприятий с целью пресечения террористической деятельности. Однако позволим себе не согласиться с тем, что это направление деятельности органов местного самоуправления является «основным в деле обеспечения защиты личности», по той простой причине, что терроризм - это не уличная преступность и террористический акт, произошедший 1-3 сентября 2004г. в г. Беслане Северо-Осетинской Республики, наглядно продемонстрировал беспомощность в подобной ситуации не только местных, но и федеральных органов власти, специально ориентированных на борьбу с терроризмом.

- Обеспечение управления обороной и гражданской обороной.

По многим всем известным причинам в последнее время особое значение приобрела именно проблема реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в организации гражданской обороны, военно-мобилизационной работе, предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также взаимодействия государственных органов и общественных организаций при ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и террористических актов.

В то же время ряд таких функций, как «обеспечение безопасности пребывания людей в общественных местах», «обеспечение порядка обращения с предметами и веществами, бесконтрольное пользование которыми представляет угрозу общественной безопасности, отнесенным к объектам лицензионно-разрешительной системы», «обеспечение соблюдения правил паспортно-регистрационной системы, правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России, а также транзитного проезда через территорию России», в большей степени ориентированы на охрану общественного порядка, а не на обеспечение общественной безопасности.

3. Полномочия органов местного самоуправления в сфере лицензионно-разрешительной деятельности.

Лицензирование определенных видов деятельности (охранной, экологической, нотариальной и т.п.) занимает важное место в реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопорядка.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности так же возможно разделить на две большие группы. Критерием разделения будет выступать их специализация.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности общего характера состоят, например:

А) в разработке и реализации региональных программ укрепления правопорядка; Б) установлении административной ответственности за правонарушения; В) правил проведения массовых общественно-политических мероприятий и соответствующего режима обеспечения правопорядка; Г) предупреждении незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, определенных видов товаров и т.п.

1. Полномочия органов местного самоуправления по разработке и реализации региональных программ укрепления правопорядка.

Разработка и реализация региональных правоохранительных являются одними из главных направлений деятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопорядка.

В этой связи следует учитывать, что проблемы обеспечения правопорядка имеют как общегосударственные, так и региональные характеристики, обусловленные уровнем их социально-экономического, национально-культурными, внутриполитическими, религиозными и иными особенностями, поскольку «каждый регион имеет «свою» преступность и о значимости федеральных программ серьезно говорить не приходится».

Так согласно Постановлению Администрации г.Таганрога Ростовской Области от 08.10.2002г. Таганрога «О комплексных мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г.Таганроге на 2002-2003г.» был проведен ряд мероприятий, результатом которых стало существенное улучшение ситуации в области детской преступности.

2. Полномочия органов местного самоуправления по установлении административной ответственности за правонарушения.

Совершенствование реализации этого вида полномочий объективно предполагает решение проблем установления административной ответственности юридических лиц, к которым можно отнести и органы местного самоуправления.

Упомянутый нами выше Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» от 17.07.2003г. устанавливая виды и ответственность за административные правонарушения, в числе субъектов административной ответственности указывает и юридические лица.

3. Полномочия органов местного самоуправления по установлению правил проведения массовых общественно-политических мероприятий и соответствующего (особого) режима обеспечения правопорядка.

Здесь можно привести в пример Постановление Мэра г. Астрахани «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественно- политических, культурно-зрелищных, спортивно-массовых, религиозных, рекламных и иных массовых мероприятий в г. Астрахани» от 21 октября 2003 г. № 2913-м (в ред. Постановления от 04.12.2003 № 3317-м).

4. Полномочия органов местного самоуправления по предупреждению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, определенных видов товаров.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности специального характера, по существу, образуют ряд конкретных направлений деятельности специализированных правоохранительных органов, касающихся в основном регулирования процессов: А) обеспечения пожарной безопасности; Б) безопасности дорожного движения; В) экологической безопасности; Г) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.п.

1. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Отметим, что данное направление деятельности органов местного самоуправления является одним из основных по своей важности.

На сегодняшний день в находящихся в субъектах РФ ЮФО муниципальных образованиях принято большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности населения.

Так, Постановлением Главы Администрации Майкопского района Кабардино-Балкарской Республики от 18 сентября 2003г. были созданы добровольные пожарные дружины и пожарно-технические комиссии.

Отличие пожарных дружин, от органов пожарной службы в том, что добровольная пожарная дружина есть, форма добровольного участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.

Задачами добровольных пожарных дружин являются: осуществление контроля за соблюдением на объекте (цехе) противопожарного режима; проведение разъяснительной работы среди рабочих и служащих с целью соблюдения противопожарного режима на объекте; надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения и готовностью их к действию; вызов пожарных команд в случае возникновения пожара и принятие немедленных мер к тушению пожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения; участие в случае необходимости членов добровольной пожарной дружины в боевых расчетах в работе на пожарных автомобилях, мотопомпах и других передвижных и стационарных средствах пожаротушения, а также дежурство в исключительных случаях в цехах и на других объектах.

В тоже время, пожарно-технические комиссии создаются на конкретных промышленных или сельскохозяйственных предприятиях из работников этих предприятий с целью их привлечения к участию в проведении противопожарных профилактических мероприятий и к активной борьбе за сохранение жизни людей и имущества от пожаров на предприятиях создаются пожарно-технические комиссии.

Основными задачами пожарно-технической комиссии являются: выявление пожароопасных нарушений и недочетов в технологических процессах производства, в работе агрегатов, установок, лабораторий, мастерских, на складах, базах и т.п., которые могут привести к возникновению пожара, взрыва или аварии, и разработка мероприятий, направленных на устранение этих нарушений и недочетов; содействие пожарной охране предприятий в организации и проведении пожарно-профилактической работы и установлении строгого противопожарного режима в производственных цехах, складах, административных зданиях и жилых помещениях; организация рационализаторской и изобретательской работы по вопросам пожарной безопасности; проведение массово-разъяснительной работы среди рабочих, служащих и инженерно-технических работников по вопросам соблюдения противопожарных правил и режима.

Кроме того, в муниципальных образованиях получили нормативно-правовые акты об усилении пожарной безопасности общего характера, в отдельные периоды (весенне-летний, летний, летне-осенний), на отдельных объектах, комплексные акты о сочетании функций по обеспечению пожарной безопасности и предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2.Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В структуре полномочий органов местного самоуправления обеспечение безопасности дорожного движения занимает особое место. Компетенция органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения на законодательном уровне впервые определена Законом РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», которым полномочия, аналогичные полномочиям администрации субъектов Федерации, были возложены на администрацию районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» краевая, областная администрация уполномочена обеспечивать развитие на своей территории сети автомобильных дорог общего пользования, их сохранность, оборудование техническими средствами регулирования; организовывать содержание, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных краевых, областных дорог, дорожные работы для районов и городов, контролировать работу автомобильного транспорта, транспортное обслуживание населения.

Администрации краев и областей предписано создавать за счет собственных средств и долевого участия дополнительные формирования и устанавливать численность подразделений ГИБДД.

Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (ст. 6) говорит о том, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28. 08. 1995 г. к вопросам местного значения относятся муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения, местный транспорт, организация и содержание муниципальных органов общественного порядка.

Таким образом, в круг полномочий законодательных органов и администраций в краях, областях и на местном уровне, входит весь спектр распорядительных, административно-хозяйственных, контрольных и надзорных функций, осуществление которых необходимо для организации обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности.

Обеспечение экологической безопасности в деятельности органов местного самоуправления, а также всей системы правоохранительных органов стало в настоящее время одной из важнейших функций.

Законом РСФСР от 19.12.1991г. «Об охране окружающей природной среды» обязанности по проведению природоохранительных мероприятий возлагаются на все государственные, общественные и иные организации, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов, а также всех граждан Российской Федерации (ст.ст.12,13).

Первоочередное значение в обеспечении экологической безопасности принадлежит принятию законодательных актов и организационно-административных мер, координирующих усилия государственных органов, общественных объединений и граждан, направленных на совершенствование природоохранительной деятельности, организацию проведения экологической экспертизы федеральных и региональных научно-технических программ и проектов.

В то же время одним из наиболее существенных недостатков в правовом регулировании деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности следует признать «неотлаженность взаимодействий и оргструктуры природоохранительных органов, инспекций, надзоров - это следствие несоответствия между Федеральным договором, законами о местном самоуправлении, о краевой, областной администрации, об охране окружающей природной среды». Именно поэтому, а вопросах «о компетенции органов государственного управления, на которые возложена ответственность за состояние окружающей природной среды прежде всего следует обратить внимание на проблему разграничения ответственности между Федерацией и ее субъектами».

4. Полномочия органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно Постановлению Главы Администрации г.Новошахтинска Ростовской области от 09.10.2003 N 1740 «О комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности города Новошахтинска» было создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности для координации, организации и выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории города Новошахтинска.

Комиссия, согласно Постановлению является постоянно действующим органом администрации города.

Основными задачами Комиссии являются:

- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; координация деятельности органов управления и сил городской подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; рассмотрение и подготовка предложений о разработке новых и внесении изменений в существующие нормативные правовые акты по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и по вопросам пожарной безопасности; формирование предложений по реализации мер, направленных на борьбу с пожарами; участие в разработке и осуществлении целевых программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности; взаимодействие с Комиссиями соседних территорий, военным командованием и общественными организациями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам; планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров в места постоянного проживания; организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности.

Завершая эту часть исследования, сделаем следующие выводы.

- В отношениях, связанных с обеспечением законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования задействовано большое количество субъектов;

- охране подлежит весь спектр прав, принадлежащих как гражданам Российской Федерации, так и лицам, не имеющим российского гражданства, проживающим на территории конкретного муниципального образования и составляющим его население;

- ведущая роль в обеспечении законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования отводится милиции общественной безопасности. Задачи, цели и результаты деятельности МОБ нуждаются в переосмыслении;

- составной частью административной реформы должно стать реформирование системы МВД РФ с упразднением милиции общественной безопасности и приданием ей статуса муниципальной милиции;

- деятельность добровольных народных дружин и казачьих дружин должна основываться в первую очередь на гражданском долге и нуждается в более подробной нормативной регламентации; нормативные правовые акты должны быть приняты во всех без исключения субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа;

- соединение органов пожарной охраны с органами предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в отдельных региональных законодательных актах и местных нормативно-правовых актах видится правильным и обоснованным;

- учитывая реалии настоящего времени, в условиях растущей преступности и постоянной угрозы террористических актов, принимая во внимание геополитическое положение Южного Федерального округа Российской Федерации назрела необходимость принятия региональных комплексных законов о мерах по обеспечению законности и правопорядка как на уровне субъектов, так и на уровне местного самоуправления.

 

Автор: Попов Ю.В.