24.01.2013 8203

Психолого-акмеологический подход к проблеме профессионализма

 

Акмеология, по мнению ряда авторов (142) - это наука, возникшая «на стыке» естественных, общественных, теоретических и гуманитарных дисциплин, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Как отмечает Ю.В. Синягин, психолого-акмеологический подход предполагает в качестве обязательного условия рассмотрения личности и деятельности специалиста «прежде всего, как активного субъекта деятельности, который не только не выступает пассивной «жертвой общества», своего окружения, микро и макро социума, но и активно ищет и создает условия успешной самореализации, осуществления возникших и поставленных им самим задач»(142, с. 14).

Раскрывая акмеологическое содержание продуктивной деятельности, Н.В.Кузьмина (80) отмечает, что профессиональная деятельность с позиций психолого-акмеологического подхода рассматривается как решение бесчисленного ряда репродуктивных и творческих задач, связанных с непосредственным содержанием деятельности. С ее точки зрения, человек в процессе самореализации его творческого потенциала развивает, вырабатывая свои собственные интегративные схемы разных типов, а именно: синтеза знаний, получаемых из разных источников; приведения их в систему в целях применения на практике, в процессе решения теоретических и практических задач; осуществления обратной связи.

Основы продуктивных отношений в процессе деятельности рассматривают А.А. Деркач, Н.П. Сащенко, А.М. Семоч- кин и др. При этом, А.М. Семочкин считает, что «продуктивной следует считать деятельность, отличающуюся большими показателями качества (по основным критериям) производительности и позитивными социально-личностным характеристикам, преследующую положительные асоциально-значимые цели, развивающую специалиста как личность, сохраняющую его здоровье

В связи с этим, личностно-деятельностный подход в акмео- логических исследованиях предусматривал и профессионально-динамический компонент изучения процесса профессионально-личностного развития специалиста на разных этапах и периодах подготовки и деятельности специалистов (Л.И.Анцыферова, Е.М.Борисова, К.М.Левитан, И.Д.Лушников, Е.С.Романова и др.) (25,29,62,79,136).

Известно, что основной тенденцией профессионально-личностного развития специалиста выступает тенденция взаимообусловленности формирования его профессиональной деятельности и личности. Эта тенденция отражает известную закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности.

Личность через индивидуальность активно влияет на нормативные требования к деятельности, придает ей индивидуально-творческий, уникальный характер. И только в случае достижения единства профессионально необходимых качеств личности и деятельности работника можно говорить о явлении профессионализма деятельности. Маркова А.К. рассматривает этапы и варианты динамики соотношения социального и профессионального, на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития (97):

1. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального и на основе личностного самоопределения складывается требование к профессии.

2. Дальнейшее профессиональное самоопределение человека уточняется в зависимости от индивидуально-психологических, в том числе природных способностей и от возраста.

3. Укрепившееся профессиональное самоопределение начинает влиять на личностное. Критерии профессионализма влияют на критерии оценки личности. Здесь может происходить переоценка отношений человека к себе как личности.

4. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возникает его общая мотивация, актуализируются потенциальные способности, возрастает уровень притязаний. Профессия начинает влиять на все сферы психики и личности в целом.

5. Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в процессе трудовой деятельности, влияет на личностное развитие и ни шлифовку человека как профессионала.

6. Профессиональная деятельность в зависимости от того, как она протекает, оказывает влияние на отдельные черты личности. По мере дифференциации профессиональных мотивов и ориентаций развиваются те или иные личностные качества.

7. Вид профессии может определять личность человека. Е.М. Борисова это доказывает (30). По ее мнению общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, близкие условия жизни, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста – все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения. Формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции, что оказывает влияние на становление социально-профессионального типа личности.

8. Средствами профессии происходит самовыражение личности человека. Труд является, безусловно, главным путем самореализации личности, но в отдельных случаях личность самореализует себя во внепрофессиональных увлечениях, здесь профессиональное и социальное может существовать параллельно.

9. Неудачи, неуспех в профессиональной деятельности могут приводить к ее деформации при условиях, что личность стремиться реализовать себя только в труде. В противном случае этого не происходит.

10. В течение всей жизни человека личность корректирует профессиональную деятельность под углом зрения своих ценностных ориентаций. Изменение установок, мотивов личности влияет на профессиональное развитие человека.

11. В отдельных случаях пересмотр человеком своей личности или проявление у личности новых потребностей может привести к изменению человеком своей профессии.

12. То, как человек строит сценарий своей профессиональной жизни, как он его осуществляет - все это зависит от личности.

13. В целом, личностное пространство шире профессионального. Более того, личностное лежит в основе профессионального и определяет начало, ход и завершение последнего. Но вместе с тем профессионализация в течение всей жизни человека оказывает влияние на личность, может ее стимулировать и наоборот, разрушать, деформировать.

Итак, взаимообусловленность личности и деятельности, их единство, взаимозависимость - именно это позволяет говорить о потенциальном развитии личности специалиста, как субъекта деятельности, и о деятельности, способствующей профессионально-личностному развитию этого субъекта.

Характеризуя единство личности и его деятельности, Б.Г.Ананьев пишет: «Внутренний мир человека и мера напряженности его работы является показателем духовного богатства индивидуальности». (6, с. 172) Таким образом, он утверждает, что, отражая и осваивая в процессе деятельности внешний мир, человек творит свой внутренний мир, который в свою очередь направляет, регулирует, активизирует деятельность.

Вместе с тем, личность и деятельность специалиста имеют относительную самостоятельность и характеризуются несводимостью друг к другу. По мнению Л.П.Буевой, «сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Вне деятельности нет человека, но его сущность не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена», с.49).

По мнению представителей акмеологического направления многое в профессиональном становлении личности зависит от индивидуальных особенностей специалиста, его индивидуальных стилей деятельности.

Так, А.К. Марковой выделяются несколько индивидуальных стилей деятельности, сформированных на основе слияния профессионального и личностного в специалисте (97):

1. Стиль, формируемый с учетом требований деятельности - работник приспосабливается к профессии, он, как правило, результативен.

2. Стиль, сформированный исходя из удобств человека - деятельность приспосабливается к требованиям специалиста, следовательно, он может быть и не результативен.

3. Компромиссный стиль - выбираемый в соответствии со склонностью специалиста, при этом не вступая в противоречие с требованиями деятельности. Он, на наш взгляд, наиболее оптимальный, т.к. здесь возрастает эффективность деятельности и нет психологического перенапряжения самого специалиста. (73).

4. Универсальный стиль - включающий как способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим способностям человека, следовательно, требующий от него психических затрат, но при этом вызывающие его удовлетворенность.

5. Компенсаторный стиль - означающий наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требования деятельности.

6. Маскирующий стиль - маскирует недостатки специалиста, без возможной компенсации.

7. Предопределяющий стиль - заключающийся в выходе специалиста за свои возможности, с определением у себя новых ресурсов.

8. Корректирующий стиль - заключающийся в том, что специалист перестраивает свои природные особенности с учетом пожизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения.

9. Творческий стиль - при этом стиле специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая при этом своих коллег.

10. Избыточный стиль - работник добровольно тратит больше своих сил и возможностей, чем это требует профессиональная деятельность и социум.

Говоря о профессионализме, А.А.Деркач и Н.В. Кузьмина вводят особое понятие «профессионализм личности» (53, с.8) в рамках раскрытия которого, как полагают авторы, должны быть рассмотрены взаимоотношения личности как интегрального качества человека и осуществляемой им профессиональной деятельности.

Авторы данного понятия разделяют положение Б.Ф. Ломова о том, что «психические свойства личности не могут быть раскрыты, ни как функциональные, ни тем более как метериально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные»1. Системный же подход, по Б.Ф. Ломову, предполагает рассмотрение индивида, обладающего личными качествами как элемента некоторой системы. Такой системой по его мнению, является общество: «только анализ отношений «индивид - общество» позволяет раскрыть основные свойства человека, как личности» (88, с.293).

Зазыкин В.Г. (68) рассматривает акмеологические инварианты профессионализма, при этом выделяет:

1. Общие: - развитость функции атиципации (соответствующие умения осуществлять точные прогнозы);

- высокий уровень саморегуляции;

- устойчивая образная сфера личности;

- направленность на принятие решений в деятельности (в том числе умение принимать нестандартные решения).

2. Частные (относящиеся к сфере «человек-человек»):

- коммуникабельность (экстравертированность, направленность на общение и т.п.);

- коммуникативность.

Ясюкова Л.А., рассматривая успешное развитие профессионала (180, с. 16), выделяет этапы формирования профессиональных способностей:

1. Формирование задатков, когда непосредственная работа специалиста содержит определенные элементы будущей деятельности и способствует формированию общих, соответствующих ей поведенческих установок.

2. Формирование пассивно-исполнительных способностей в процессе обучения профессии и при непосредственном освоении ее основ.

3. Формирование активно-деятельностных способностей при определении самим работником целей, программы деятельности и методов ее реализации.

Суммируя различные подходы к понятию профессионализма А.П. Ситников (143., с.61) дает такое определение профессионального мастерства (профессионализма): «Профессиональное мастерство есть владение комплексом продуктивных технологий профессиональной деятельности на основании овладения профессионально важными личностными качествами, обеспечивающими способность личности к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности и стремлению к профессиональному самосовершенствованию».

Такое понимание профессионализма получило широкое распространение в акмеологических исследованиях. Н.В. Кузьмина, например, на основании собственных исследований профессионального мастерства (80), выделяет в разных профессиях ряд общих признаков профессионализма:

1. Владение специальными знаниями о целях, содержании, объектах и средствах труда.

2. Владение специальными умениями на подготовительном, исполнительском, итогов этапах деятельности.

3. Овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты.

Но, как справедливо заметил А.П. Ситников (143), различные практические проекты, в зависимости от конкретной направленности, могут включать в себя содержательное рассмотрение лишь одной из предварительно аналитически вычлененных сторон изначально целой профессиональной деятельности. Это либо процессуальная (техническая) сторона, либо состояние и развитие профессионально важных личностных качеств работников. При этом другая составляющая целостной профессиональной деятельности может быть представлена лишь как векторный фактор предыдущей.

Такое состояние дел, по мнению автора, противоречит уже тому уровню конкретности в изучении профессиональной деятельности, которое было достигнуто в рамках технологического подхода акмеологии.

При этом положение начинает меняться только тогда, когда исследователи от абстрактного рассмотрения феномена профессионального мастерства и создания общих теорий профессионализма переходят к выявлению закономерностей и характеристик профессионализма различных типов профессиональной деятельности. Такая проблема с необходимостью подводит исследователей к изучению содержательных взаимосвязей между процессуально-техническим арсеналом профессионала и сферой его личных качеств (достаточно подробно изучаемых социальной психологией).

Решение данной проблемы привело к разработке, в рамках акмеологии, теоретических положений о «Я-концепции» субъекта деятельности. Как считает А.П. Ситников (143, с.64), «являясь суммой осознанных представлений субъекта о самом себе, его «Я-концепция» вырабатываться реализацией определенных когнитивных процедур, направленных как на прояснение методов деятельности и стереотипов поведения в разного рода ситуациях, характеризующих не только с точки зрения информационной проблемности, но и личностной конфликтности, так и на рефлексивное осознание и возможный пересмотр своей собственной личной позиции, исчерпывающей возможности по обеспечению надежных оснований для действия, в такого рода, ситуациях».

Таким образом, путем введения рефлексивности, в качестве важнейшего компонента профессионального мастерства, охватывающей как сферу личностных смыслов субъекта, так и процессуальную сторону его деятельности, обеспечивается возможность для содержательного соотнесения личностных качеств и процессуальных умений.

Такого же мнения придерживаются и многие социальные психологи (60, с. 13), которые считают, что «практик становится настоящим профессионалом, если он рефлексирует собственную практику, по крайней мере, прилагает к ее осмыслению собственные усилия».

Мы согласны с рядом представителей акмеологического направления, которые под профессионализмом понимают компетентность специалиста в конкретной области (132). Факт того, что профессиональная компетентность является стержневым компонентом конкретной деятельности работника в целом, является очевидным.

Судить о наличии компетентности (122, с.40) некоторыми авторами предлагается по характеру результата труда человека. Причем, каждый работник, по мнению авторов компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или измерение конечного результата - это единственный научный способ судить о компетентности. Компетентность, таким образом, нельзя свести к образованию человека.

А.К. Маркова под профессиональной компетентностью понимает сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (97, с.31). Причины как компетентности, так и некомпетентности, по ее мнению, могут быть различные: это и состояние личности, в том числе эмоциональная неустойчивость или неустойчивость; также сюда можно отнести хорошее или плохое здоровье и т.д.

Автор выделяет, также, некоторые виды компетентности:

1. Социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

2. Личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации личности.

3. Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовывать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

По мнению автора, названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Нам хотелось бы подвергнуть сомнению это утверждение, в связи с тем, что считаем, вслед за Базаровым Т.Ю. (12) профессиональную компетентность системой, включающей в себя методическую, социальную и организационную компетентность. Причем, все обозначенные виды компетентности необходимо рассматривать только в комплексе.

Суммируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что в рамках психолого-акмеологического направления подробно рассматривается наивысший уровень профессионального развития специалиста, анализируются понятия «профессионализм» и «деятельность специалиста». Но специалист, в большинстве своем, рассматривается не как отдельно взятая личность, а как субъект профессиональной деятельности. Причем, социально-психологические качества профессионалов также остаются в акмеологии без должного внимания.

Не в достаточной мере, на наш взгляд, в рамках данного направления, уделяется внимание социализации специалиста, в частности, роли институтов социализации в этом процессе. Практически не рассматривается влияние группы на личностные изменения специалиста и описанию группы специалистов сквозь призму личностных характеристик ее членов.

Также в акмеологических исследованиях практически не уделяется внимание и роли социально-психологическому климату группы на профессиональное развитие ее членов. Все обозначенные выше проблемы находят свое решение в рамках социальной психологии.

 

Автор: Овсяник О.А.