24.01.2013 21330

Условия и факторы, влияющие на становление социального работника как профессионала

 

На эффективность успешной профессиональной деятельности социального работника оказывает влияние целый ряд факторов. В количественном и качественном отношении эти факторы чрезвычайно многочисленны, многообразны и разновекторны, еще более разнообразна их комбинации. Это определяет большую сложность их классификации.

Несмотря на трудность проблемы классификации факторов, влияющих на профессионализма служащих в разное время занимались Д.М. Иванцевич, А.А. Лобанов, С.В. Шекшня, А.Я. Кибанов, B.Л. Романов, А.И. Турчинов, А.С. Гусева, Е.А. Могилевский, А. А. Трущева, X. Биджер и др.

При всем многообразии подходов к обозначенной проблеме выявления условий и факторов, влияющих на успешное становление специалистов, важно отметить, что в большинстве работ по определению факторов, влияющих на профессионализм специалистов, предприняты только попытки определить подходы к группировке и упорядочению всего многообразия факторов, влияющих на данный процесс, единой их классификации пока не существует.

Разные авторы выделяют разные факторы и условия профессионального становления специалистов. При этом часто не разделяя их между собой. Так в ходе исследования Трущевой А.А. были выделены факторы, влияющие на профессиональное становление студентов социального института, которые она разделила на 2 вида:

1. Индивидуальный комплекс личностных и мотивационных характеристик, обеспечивающих интеллектуальное и психологическое становление специалиста.

2. Организация учебно-профессиональной деятельности, являющей важным условием стимулирования и управления внутренним процессом профессионального становления студентов.

По ее мнению факторы, влияющие на выбор профессии в целом и профессиональное становление, в частности могут быть классифицированы по следующим группам:

1. Личностные факторы:

- ценностные - отношение к образованию, к профессии, жизненные планы студентов, информированность о содержании профессии, представление о перспективах профессии, отношение к престижности профессии;

- мотивационные - заинтересованность в социальных проблемах. Личностный интерес человека. Возможность проявить свои способности, интересы, желания развития выбранной сферы деятельности, получение психологических выгод, решение собственных проблем, желание быть нужным людям, желание заниматься этой деятельностью;

- деятельностные - образовательные потребности, привлекательность содержания социальной работы, опыт работы в социальной сфере, реальная возможность применять свои знания на практике, возможность трудоустройства.

2. Средовые факторы:

- социально-экономические - востребованность профессии на рынке труда, возможность получить бесплатное образование, конкурентоспособность выбранной профессии, устраивают содержание и условия труда, его оплата, престижность профессии;

- социально-педагогические - устраивает перечень предлагаемых предметов, устраивают квалификационные характеристики, требования к личностным качествам, перспективы развития выбранной сферы, устраивает качество получаемого образования, профессионализм преподавателей, устраивает материально-техническое обеспечение процесса обучения, получение трудового стажа в период обучения.

В последнее время в связи с изменением экономической и социокультурной ситуации, все громче заявляет о себе новая образовательная парадигма, согласно которой акцент в профессиональной подготовке специалиста должен быть смещен с внешнего воздействия на внутреннее становление личности. К сожалению, данная проблема рассматривалась до недавнего времени лишь в рамках выбора молодого человека сферы своей профессиональной деятельности и утверждения в ней, как отдельный этап профессионального развития.

Некоторые исследователи все же считают, что средовые факторы вторичны, по сравнению с личностными. Так, согласно мнению Бриджера (22), общий успех подающего надежды члена группы больше зависит от изменений его роли, функции и даже карьеры, чем от самой организации: «Общий успех таких изменений зависит от суммы информации, усилий и случайности, воздействующий на индивида, его семью, работу, досуг и влияющий на его решение и действия» (там же, с.304).

По мнению Е.А. Климова, в профессиональном становлении специалистов большую роль играют личностные профессиональные планы, общую структуру полного (теоретически идеализированного) которого можно условно представить:

1. главная цель;

2. представления о цепочке ближайших и более отдаленных задач - «жизненная перспектива»;

3. представление о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей;

4. представления о внешних условиях достижения намеченных целей;

5. представления о внутренних условиях достижения намеченных целей;

6. запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

Сегодня существует огромное число мнений по вопросу условий и факторов, влияющих на успешное становление специалистов, причем основным в этих подходах является то, что они, в основе своей могут быть условно разделены на внешние (объективные) и внутренние (субъективные).

На наш взгляд, наиболее полно рассматриваются факторы, влияющие на карьеру специалистов у Е.А. Могилевского. Используя его классификацию, мы попытались обозначить факторы, влияющие на профессионализм социального работника:

I.Внешние факторы.

1. Общественный - к этой группе могут быть отнесены менталитет, общественные ценности, общественное мнение и т.п.

2. Экономический - к ним относится как влияние внешних экономических условий, способствующих развитию данной профессии, качество жизни социального работника; а так же и экономические условия внутри организации - выраженность материального стимулирования.

3. Политический - они тоже могут быть рассмотрены в двух аспектах: влияние политических условий страны на создание и развитие данной специальности, так и политическая ориентация самого социального работника.

4. Правовой - в первую очередь к этой группе необходимо отнести противоречие правовых документов, определяющих деятельность данной группы специалистов. А также в эту группу можно отнести и отсутствие законодательства, регулирующее саму карьеру социального работника.

5. Маркетинговый - к этой группе можно отнести как потребность общества в специалистах данной профессии, так и потребность организации, в которой работает социальный работник.

6. Образовательный - в эту группу вошли уровень и профиль образования социального работника, качество его образованности.

7. Социально-культурный - к этой группе относятся культурные и этнические особенности социального работника.

8. Медицинский - состояние здоровье социального работника (как соматическое, так и психическое) а также его стрессоустойчивость. К этой группе можно отнести и экологический фон, влияющий на деятельность социального работника.

9. Социально-демографический - к этой группе можно отнести пол, возраст, национальность социального работника.

10. Окружение- эта группа факторов объединяет в себе:

- неслужебное окружение - состоит из родственников, соседей, друзей, бывших одноклассников, сокурсников и т.п.

- служебное окружение - включает в себя не только коллег по работе, но и роль, статус самого социального работника в группе, тип команды, в которой он действует, стиль руководства в ней, организационный климат и организационную культуру. К этой группе также может быть отнесен и тип организации, т.е. является ли она государственной или общественной; закрытым (режимным) или открытым учреждением; учебным. Научным или производственным коллективом; и т.п.

11. Географический - к этой группе мы относим место расположения организации, отдаленность ее от места жительства. В эту группу мы включаем и образ жизни (сельский, городской и т.д.) социального работника.

II. Внутренние факторы.

1. Личностные свойства - в эту группу вошли интеллектуальные, волевые, эмоциональные и организационно-деловые качества личности социального работника.

2. Характеристики сферы самосознания - в эту группу вошли самоэффективность в общении и производственной сфере, самопознание социального работника и его самоопределение.

3. Потребности - в эту группу кроме потребностей также вошли установки и мотивы социального работника, его локус поведенческого контроля.

Различное сочетание перечисленных факторов определяет направленность деятельности человека в широком смысле и его профессионального становления как частное явление.

Тщательное изучение комплекса личных, организационных и социальных факторов требует детального анализа происходящего.

Такой анализ должен учитывать сложные взаимодействия между этими факторами. Временные факторы тоже следует принимать во внимание, поскольку любые изменения во взаимодействии всегда в той или иной мере обуславливают последующие взаимодействия. Именно сложность такого анализа является причиной того, что Шон (200) советует обратить особое внимание на важность систематических размышлений и анализа, а не формального эксперимента или оценки независимых экспертов, которые могут лишь дать часть необходимой информации. Вот почему люди, профессионально занимающиеся социальной работой и потом способные оценить в полной мере всю ее сложность, должны, прежде всего, оценить собственную работу с тем, чтобы, обладая знаниями практики, внести серьезный вклад в выработку более точной оценки.

Проще говоря, они могут обобщать собственный опыт с пользой для других.

Для полного рассмотрения профессионализма рассматриваемой нами группы важны не только факторы, но и условия, обуславливающие успешность указанного процесса. Нами выделены как внешние условия, так и внутренние.

1. Объективные условия, влияющие на профессионализм социального работника:

- изменение самой профессии, ее структурных компонентов;

- изменение соотношения профессии социального работника с другими профессиями в сфере «человек-человек».

2. Субъективные условия, влияющие на профессионализм социального работника:

- представления о данной профессии;

- изменение критерий к деятельности социального работника;

- изменение критерий к себе, как субъекту социальной работы как вида деятельности.

Для успешной деятельности социального работника не менее существенно понимание того, что его собственные психологические ресурсы не безграничны. Его индивидуальные ограничения и противопоказания являются той объективной базой, на которой формируется база личностных трудностей, барьеров, препятствующих успешной профессиональной деятельности.

Итак, историографический экскурс в прошлое и настоящее профессии социального работника в России и некоторых зарубежных страны, вызывает необходимость отметить общие исходные позиции отечественных и западных ученых в этой области. Так, большинство из них признают, что социальные проблемы носят объективный характер, обусловлены различными социальными явлениями, оказываются результатом сложных общественных и экономических процессов.

Необходимо заметить, что профессиональная деятельность социального работника относится к деятельности «субъект- субъект», при этом она еще мало изучена не только в социально-психологическом аспекте, но и в любом другом. Это может быть объяснено как сложностью перенесения опыта социальной работы из-за рубежа, так и «молодостью» этой профессии в нашей стране.

Анализ понятия «социальная работа», как вида деятельности и ее структурных единиц, проводится нами на основе выделения группы критериев, отличающих профессиональную деятельность социального работника от непрофессиональной, а также факторов и условий, влияющих на успешную деятельность данной категории специалистов.

Важно заметить, что все хорошо изученные факторы, критерии, профессионализма необходимы, однако они выявляются и анализируются не в органических взаимосвязях, что затрудняет комплексный анализ рассматриваемого нами феномена.

Отличительным моментом профессиональной социальной работы является междисциплинарный подход к разрешению возникших у клиента проблем. Поскольку структура профессиональных обязанностей социального работника весьма сложна и обширна, то, естественно, объем знаний, умений и навыков этого специалиста не может ограничиться характеристиками изложенными в должностных инструкциях специалистов социальной сферы. Данная структура постоянно развивается и дифференцируется, что предполагает постоянное становление и развитие профессионально-ориентированной личности социального работника, его переподготовку и повышение квалификации.

Необходимо заметить, что работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю. Профессионала необходимо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и внутренние, в частности, социально-психологические функции. Соответственно, профессионализм социального работника также необходимо рассматривать не по отдельности, как это делается некоторыми авторами, а в комплексе. Причем научные исследования в этом случае должны быть не умозрительные, а опирающиеся на опыт и экспертную оценку конкретных специалистов рассматриваемой нами области.

Из сказанного выше становится понятно, что для становления и развития социальных работников большое значение имеют сравнительные исследования в области формирования профессионализма этой категории работников. По мнению Л.B. Топчего, эти исследования призваны внести вклад в решение по меньшей мере трех крупных задач:

1. они имеют немаловажное значение для разработки научно-методического обеспечения подготовки и переподготовки кадров;

2. они являются одним из источников информации, способствующей становлению социальных служб, профессиональной деятельности специалистов;

3. эти исследования могут стать хорошей базой для овладения международным опытом профессиональной деятельности социальных работников и тех учебных заведений, которые занимаются подготовкой специалистов социальной сферы.

Результаты теоретического исследования, свидетельствовали об отсутствии строгой однозначной зависимости продуктивной деятельности социального работника от той или иной отдельно взятой его социально-психологической особенности или суммы их. Это подтвердило необходимость создания стройной концепции планомерного научного поиска наиболее важного содержания этого понятия.

Дальнейшее исследование профессионализма, как феномена особого рода, несводимых к простому набору профессиональных знаний, умений навыков, свойств, индивидуальных особенностей социального работника было направлено на обоснование положения о том, что в его основе лежит профессиональная компетентность.

Суммируя высказанное, можно сделать вывод, что исследование профессионального развития специалиста по сути своей является комплексным и осуществляется на «стыке» психологии личности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Анцыферова Л.И, В.Г. Асеев Л.И, Брушлинский А.В., Ломов Б.Ф., Рубинштейн С.Л. и др.), психологии развития (Анцыферова Л.И., Божович Л.И., В.С.Мерлин Л.И., Обухова К.Н., Петровский А.В и др.), психологии труда (Борисова Е.М., Голубев Г.Г., Климов Е.А., Платонов К.К. и др.), акмеологии (Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Ситников А.П., Синягин, и др.), социальной психологии (Базаров Т.Ю., Донцов А.И., Жуков Ю.М., Жукова Р.И., Петровская Л.А., Синягин Ю.В, Сухов А.Н. и др.).

 

Автор: Овсяник О.А.