25.01.2013 2968

Роль общественного воспитания в формировании мировоззрения у детей дошкольного возраста

 

Анализ наиболее распространенных программ дошкольного воспитания (Типовая программа РФ, «Истоки», «Радуга», «Детство» и др.) показал, что в большинстве из них педагогический процесс направлен на формирование интеллектуального компонента - знаний о мире, представлений о нормах оценки тех или иных фактов. Вопрос развития детского мировоззрения в общественном воспитании решается в основном через прямую передачу знаний, правил и навыков оценки окружающей действительности.

В программе «Детство» построена система введения ребенка в различные «миры»: мир социальных отношений, предметный мир, мир искусства.

Освоение мира социальных отношений в программе «Детство» представлено как расширение умений, навыков и представлений, например, представлений о людях и навыков «прочтения» эмоций по мимике. Умения делятся на познавательные и практические. Все то же самое происходит с освоением предметного мира, мира природы и искусства.

Таким образом, мы видим, что в данной программе доминирует интеллектуалистический подход к формированию предпосылок мировоззрения у ребенка.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду», утвержденной министерством просвещения Российской Федерации предусмотрены занятия по ознакомлению с окружающим миром. Раздел «ознакомление с окружающим» состоит из перечисления нормативных требований к отношениям ребенка с миром, например: «воспитывать любовь к родному краю, к Родине». Средством достижения этой цели является закрепление представлений, совершенствование умений, приобретение знаний. Можно сказать, что в данной программе формирование предпосылок мировоззрения происходит в нормативно - интеллектуалистическом ключе.

Интересным отличием программы «Истоки» является внимание к связи самосознания ребенка и познания им окружающего мира: «Формирование начал самосознания ребенка - дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуры Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социокультурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ) и пространственно- временные ситуации (дом, двор, детский сад, город, страна, планета), связанные друг с другом. Основная цель введения данного раздела в программу - воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве». («Истоки»,2001,с. 161).

Такой подход к развитию представлений о мире и самом себе может быть назван формирование мировоззрения, поскольку здесь присутствует забота о связи внешнего и внутреннего мира ребенка, которая характеризует психологическую специфику мировоззрения. Однако, в разделе «Мир, в котором мы живем» основной задачей является развития познавательных навыков, представлений, знаний и умений, например: «устанавливать связи между явлениями», «находить причины и следствия», «оценивать свое поведение» и т.д. («Истоки», 2001, с. 162).

«Истоки» представляется нам программой, которая отвечает задаче формирования у ребенка предпосылок мировоззрения, хотя эта задача решается в интеллектуалистическом ключе.

Анализ программ дошкольного воспитания показывает, что большинство из них так или иначе, включает в себя цикл занятий по развитию представлений об окружающем мире, но основной их целью является формирование различных знаний, умений и навыков. Это явно указывает на интелектуалистическую трактовку мировоззрения в современной дошкольной педагогике. К тем же самым выводам можно прийти, анализируя педагогические публикации на тему мировоззрения.

Так, например, в соответствующей статье «Российской педагогической энциклопедии» мировоззрение определяется как «целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества» (Педагогическая энциклопедия, 1993, с. 575). Согласно этой же статье в основе мировоззрения лежит «совокупность определенных знаний о мире».

Анализ педагогических исследований и статей показывает, что отношение к проблеме мировоззрения в современной педагогике весьма неоднозначно. Перед советской педагогикой стоял жесткий социальный заказ на формирование мировоззрения полностью соответствующего идеологии советского государства. Уже в первых программных документах детского сада (проект 1932 года и программ 1934) исключительное значение придавалось формированию представлений о жизни и деятельности В.И. Ленина, новых отношениях характерных для советского общества. Как отмечает Л.М. Казарян, внимание педагогов ограничивалось только содержанием темы, отбор содержания не был соотнесен с возрастом и научно обоснован, основным методом работы было тематическое планирование (воспитание и обучение в детском саду). По крайней мере, до 1981 года это положение радикально не изменилось.

Отношение к проблеме мировоззрения в современной российской педагогике прямо противоположное. Признавая важность этой проблемы, многие авторы обходят стороной вопросы целенаправленного педагогического влияния на развитие мировоззрения у детей.

Так, например В.И. Купцов объясняет, почему интерес к формированию мировоззрения в современной российской педагогике меньше, чем во времена существования советского союза. Автор пишет: «Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. В тоталитарных общественных структурах официальное мировоззрение навязывается человеку, оно проникает в основу культуры, образовательной системы, массовой информации. И человеку в таких условиях трудно осуществить действительно свободный выбор» (Педагогическая энциклопедия, 1993, с.576). Автор аргументирует невмешательство в развитие мировоззрения ребенка необходимостью свободы выбора.

Задачей общественного воспитания является предоставление условий для формирования мировоззрения. Предоставление условий выражается в «овладении фундаментальными знаниями о природе, обществе, человеке, необходимыми для свободного и осознанного выбора системы ценностей, мировоззренческих позиций» (Педагогическая энциклопедия, 1993, с. 576).

Мы склонны согласится с тем, что в развитии мировоззрения необходима свобода и соответствующие педагогические условия. Однако, следует заметить, что стихийность не является синонимом свободы. Стихийность отдает предпосылки мировоззрения ребенка во власть различных влияний задолго до того, как он сможет сознательно выбирать ценности и мировоззренческие позиции. Поэтому, необходимо систематическое изучение таких влияний для того, чтобы мировоззренческий выбор был действительно свободным, а не стихийно обусловленным. Второе замечание относится к условиям развития мировоззрения. Мы считаем, что «овладение систематическими знаниями» не достаточно. Целостное мировоззрение включает в себя так же эмоциональный и деятельный аспекты, которые, пожалуй, играют первостепенную роль.

В реальной практике воспитания дошкольника предпосылки мировоззрения складываются по большей части стихийно. Роль общественного воспитания в основном сводится к формированию умений, знаний и представлений об окружающем мире. Можно сказать, что ключевую роль в развитии мировоззрения ребенка играет семья.

 

Автор: Зиновьева М.В.