13.03.2011 29907

Современное состояние русской культуры

 

Русская культура уникальна. Ее своеобразие было предметом внимания многих исследователей. Во многом самобытность русской культуры в настоящее время определяется ее историей. Существовало множество идейных течений, в которых выражено отношение к русской культуре: славянофильство, западничество, панславизм, славянофобия, русофобия, младороссы и другие.

В 20-е годы в эмиграции оформилось евразийство, одним из основоположников которого был князь Н. С. Трубецкой. Это оригинальное учение провозгласило азиатский элемент в культуре России и осуждало ее стремление быть похожей на Европу.

Своеобразие культуры Руси связано с историческими условиями формирования государства и культуры.

С начала своего формирования государство было внешним средством примирения  и установления порядка среди восточнославянских племен. Появление государства означало появление культуры совместной жизни. Вместе с тем возникновение государства стало актом национального самоотречения восточных славян, а отношения вражды и распри, существовавшие между племенами, были перенесены на отношения между властью и народом. Самобытность, духовность личностные начала в культуре славян были поставлены в зависимость от отношений к ним власти.

Крещение Руси тоже было актом государственным, определившим раздвоение культуры на официальную и народную, которая с тех пор воспринималась как языческая.

Важное место в славяно-русском мировоззрении занимал культ предков и вера в магическое содержание реального мира, который представлялся разделенным на враждебные начала. Со времени крещения на Руси утвердилось двоеверие, причем преобладающей была языческая вера.

Природные и психологические факторы формирования культуры Киевской Руси оказались в плену у социальных факторов. Централизованное правление не могло не сказаться на развитии культуры.

Интересы развивающегося государства требовали принятия государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества.

Новая религия с ее единобожием вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом.

Христианство цементировало семью, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к детям, к людям вообще.

Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни. Христианство уже обладало хорошо разработанной  философской системой, породило богатую богословскую литературу.

Развитию просвещения способствовало создание библиотек. Первую из них организовал Ярослав Мудрый в Киеве. Образование получали и некоторые женщины из княжеских семей.

Высокохудожественными произведениями были «Поучение Владимира Мономаха», «Хождение Даниила», «Жития Бориса и Глеба», «Житие Феодосия» и другие.

Крещение Руси положило начало возведению храмов, церквей. Поначалу они были деревянными. Каменное строительство начинается в Киеве в X веке.  В центре города была сооружена Десятинная церковь.

При Ярославе Мудром были возведены Софийский собор, Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь и другое.

Соборы и церкви строились во многих городах Руси. Русские мастера не копировали церковные сооружения Византии. В русских храмах этог периода воплощена идея космичности человека, которая была характерна и для фольклора. Храм – это неземной мир в условиях земного существования. Антропоморфические черты храма обнаруживались в названиях отдельных его частей: глава, плечи, подошва, бровки над окнами. Его устройство было ориентировано на части света, а а росписи напоминали об истории Вселенной, о Новом и Ветхом Заветах, о будущем человечества – конце света и Страшном суде.

Живопись, хотя и унаследованная от греков, была переработана в традициях языческой жизнерадостности. Языческие символы использовались в декоративно-прикладном искусстве, орнаментальных композициях, наносимых на предметы быта, оружие, украшения. Солнце изображалось в виде круга, вода – в виде волнистых линий. Животные и птицы – как сказочные существа.

Таким образом, культура Руси формировалась под влиянием визинтийского христианства. Языческие и христианские моменты в нем тесно переплелись.

Культура на Руси долгое время отождествлялась с искусством. Это отразилось на уровне повседневной и материальной культуры.

Идея централизации и сильная государственная власть способствовала развитию монологического типа культуры. Но это не исключало ее дуалистичности и противоречивости, сосуществования в ней самобытных и искусственных начал.

В XIX веке наметились в русской культуре традиции диалогичности, но они утвердились только в искусстве.

Характерной чертой русской культуры являлась ее неопределенность, которая свидетельствовала о национальной не выраженности, но вместе с тем способствовала отзывчивости к ценностям других культур.

Отзывчивость и восприимчивость к достижениям других культур возвеличивают русского человека, делают его выше национальной ограниченности.

В 90-е годы в перестроечное время культура русского зарубежья почти полностью была возвращена России. Ранее запрещенные произведения русских философов и писателей стали представлять особое духовное направление в истории развития русской философии и искусства. Многие литературные произведения стали доступны для чтения россиян. Издательства активно публиковали и возвращенное литературное достояние.

Больше всего пострадала живопись. Наследие художников было вернуть труднее. Картины художников, эмигрировавших за границу, остались за рубежом.

Несмотря на трудности перестроечного процесса, главным достоянием, которое получила современная культура России, стала возможность развивать целостную российскую культуру в свободной         для творчества стране. Следствием ликвидации партийного диктата стало появление в искусстве разнообразия форм и жанров, методов и направлений.

Главной отличительной чертой современного российского искусства стало неуклонное продвижение к общению, сотрудничеству во всех сферах духовной жизни и материального производства, к передаче и усвоению духовного опыта, взаимопомощи и поддержке. Россияне все более осознают свою принадлежность не только к региональной культуре и субкультуре, но и ко всему человечеству. Разнородность культурных ценностей дает возможность ощутить потребность в духовном обогащении, испытать полноту жизни, радость творческого поиска.

Результатом усложнения межкультурных и цивилизационных связей, усиливающихся процессов культурного общения  на современном этапе стало мощное движение к самоопределению, установлению культурной идентичности русского народа, его самобытности.

В последние десятилетия для российской культуры характерно возвращение к прежним, традиционным формам российской духовности, к православию. 

Для российской культуры последних лет, как и для мировой культуры в целом, характерно влияние процессов глобализации  и компьютеризации. Увеличение информационных потоков безгранично расширяет возможности человека во всех сферах его деятельности.

Прогресс науки и техники ведет к  всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. На первый план выходит то, что объединяет все культуры – это общечеловеческие ценности.

Культурная диффузия, то есть стихийное заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Она помогает народам лучше общаться между собой. Однако чрезмерное общение чревато потерей самобытности. Это происходит сейчас и в нашей стране. Чрезмерное увлечение западными стандартами и культурными традициями, бездумный перенос их на российскую почву заставляет говорить об угрозе утраты национальной самобытности русского народа,   о засилье иностранщины, об утере влияния национального русского языка и веками сложившихся национальных традиций.  Распространение культурных одинаковых образцов по всему миру, открытость границ заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация – это ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Сохранение культурного своеобразия в современном  российском обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации.

Современная русская культура находится на перепутье. В ней происходит ломка стереотипов, которые сложились в досоветские и советские времена. Идет переоценка ценностей. Расшатываются вековые традиции. Видимо, возрождение русской культуры в том виде, как она существовала прежде, уже невозможно. Однако переоценка ценностей не должна коснуться специфического ядра русской культуры – ее коренных ценностей и идеалов.