28.01.2013 7505

Понятие конфликта в психологии и смежных науках

 

Изменяющаяся социальная ситуация резко обострила чувство личной причастности индивидуума ко всему происходящему и расширила рамки свободы реагирования и поведения, что ведет ко все возрастающей конфликтности между людьми.

Анализируя литературу по проблеме конфликта, необходимо отметить, что, наряду с накоплением экспериментального материала, в настоящее время идет процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и проблема определения понятия конфликта.

Понятие конфликта часто употребляется в философской и психологической литературе, и трактуется оно достаточно широко.

В психологии пока нет общепризнанного, определения конфликтов, их классификации. Само слово “conflictus” в переводе с латинского означает столкновение. Вопрос: “Что именно сталкивается?” разными авторами решается совершенно по-разному, в зависимости, прежде всего, от методологической ориентации исследователя.

В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, в том числе те из них, которые приводят к конфликтам.

Заметную роль в решении данного вопроса сыграла концепция Л. Козера, “повернувшая” социологов и психологов к теоретическим проблемам конфликта, что позволило анализировать конфликт с точки зрения реализации его позитивных функций. Заимствуя основные понятия и положения своей теории из сочинений немецкого социолога Г. Зиммеля, Л. Козер интерпретирует их, используя имеющиеся результаты исследований как эмпирический материал.

Анализируя конфликт между личностями и группами, то есть на микросоциальном уровне, Л. Козер прежде всего указывает на необходимость делать различие между конфликтом и враждебными чувствами и установками. Под конфликтом в собственном смысле слова он предлагает понимать борьбу по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников должны быть нейтрализованы, ущерблены или лимитированы их соперниками.

Сказанное не исключает того факта, что реалистические конфликты могут сопровождаться агрессивностью по отношению к противнику, то есть эмоциональный момент присутствует и в них. Напряженность, в свою очередь, не всегда связана с конфликтной ситуацией.

Подытоживая сказанное, отметим, что конфликт рассматривается Л. Козером преимущественно в социально-психологическом аспекте. Это дает возможность раскрыть ряд интересных и важных механизмов межличностных конфликтов и их латентных последствий (повышение групповой сплоченности, установление через конфликт новых социальных связей, формирование новых норм и подтверждение старых, установление зависимости между характером внешнего конфликта и внутригрупповой структурой и т. п.).

Фундаментальный анализ природы конфликта, оказавший неоспоримое влияние на последующие исследования в этой области, принадлежит К. Левину. Теория поля, предложенная К. Левиным и объединяющая понятия топологической и векторной психологии, включает в себя анализ случаев незаселения силовых полей, когда эти поля могут пересекаться таким образом, что равные, но противоположно направленные силы “результируются” в одних и тех же точках поля.

Этот случай описывается им как конфликт, психологически характеризуемый как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Отсюда К. Левин выводит три фундаментальных типа конфликтных ситуаций:

- человек находится между двумя позитивными валентностями (валентность здесь понимается как свойство объекта привлекать или отталкивать человека и может, соответственно, иметь позитивный либо негативный характер);

- человек находится между двумя негативными валентностями. Этот случай, так же, как и первый, в силу наличия двух взаимоисключающих возможностей фактически означает ситуацию выбора;

- человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно как позитивную, так и негативную валентность.

С помощью этих основных типов, по мнению К. Левина, может быть описан весь диапазон психологических конфликтов.

Развитие К. Левиным понятия конфликта, механизма его возникновения, основных типов конфликтных ситуаций оказали и продолжают оказывать заметное влияние на исследования в этой области специалистов, примыкающих к самым разным теоретическим направлениям. Привлекательность теории конфликтов К. Левина заключается в том, что он связал внутренний мир представлений человека с реальным внешним миром. Внешние воздействия приводят индивида в состояние внутриличностного конфликта, в свою очередь стимулирующего повышение активности, которая может способствовать порождению межличностного конфликта.

Идеи К. Левина, сформировавшиеся в виде исследований и разработок по групповой динамике, не без основания рассматриваются как один из истоков развития современной психологической науки. К этому следует добавить, что К. Левина можно причислить к одним из немногих крупных теоретиков в области конфликтологии.

Конфликт - центральное понятие и в теории психоанализа. Поэтому описание конфликта с точки зрения психоаналитика заслуживает внимания. Так, 3. Фрейд определяет свое отношение к конфликту следующим образом: “Мы выводим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление динамически, как конфликт противоположно направленных душевных сил; в расщеплении мы видим результат активного стремления двух психических группировок одной против другой”.

 

Автор: Ревенко Н.В.