28.01.2013 10976

Психологические механизмы коррекции стрессовых состоянии личности

 

Первые упоминания о психологических механизмах встречаются в психоанализе 3. Фрейда и исследованиях его учеников. Более тщательно они рассмотрены Анной Фрейд в работе «Психология «Я» и защитные механизмы» (1993). Автор показал, что если человек не способен эффективно контролировать некоторые жизненные ситуации, на помощь ему приходят механизмы психологической защиты «Я», обеспечивающие ему бессознательную компенсацию этой неспособности и ослабляющие связанные с ней стресс и тревогу. Такие механизмы дают человеку возможность достичь удовлетворения потребностей - иногда реального, а чаще воображаемого или слишком сильно оторванного от реальности - путем отрицания или искажения действительности или же отрицания тех представлений и побуждений, которые порождают тревогу (Годфруа А., 1996).

Механизмы психологической защиты, изученные Фрейдом и его дочерью Анной, весьма многообразны. Рассмотрим, по нашему мнению, самые главные из них.

Чаще всего человек прибегает к такому защитному механизму, как «подавление». Подавление состоит в вытеснении желания или конфликтной ситуации в область подсознательного, сохраняемой в виде подавленного влечения.

«Реактивное обучение» предполагает принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления. «Отрицание и отвергание», напротив, выражаются в бессознательном отказе допустить существование определенных фактов или в трансформировании реальности с целью приспособить ее к своему поведению.

Механизм психологической защиты «вытеснение» означает замену недостижимой цели другой целью, вполне достижимой.

«Сублимация» представляет собой разновидность вытеснения, приносящее человеку реальное удовлетворение.

«Проекция» состоит в неосознанном наделении других людей собственными мотивами, чертами и свойствами.

А психологический механизм защиты «рационализация» заключается в поиске удобных причин для оправдания невозможности совершить определенный поступок или, наоборот, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения.

Человек использует механизмы психологической защиты, но они только на короткое время могут ослабить тревогу, порожденную конфликтом, выступая средством борьбы с тревогой, пока человек не найдет рационального способа разрешения данного конфликта (Годфруа Ж., 1996).

В то же время, в работах 3. Фрейда мы не встретили развернутого определения понятия «психологический механизм».

В современной психологии это понятие интенсивно разрабатывается и по данным литературных источников психологические механизмы представляют собой отражение в психике физиологических, физических, социальных и других объективных факторов и закономерностей человеческой самоактуализации. До сих пор не существует многокомпонентного толкования понятия «психологические механизмы», хотя многие из них были подвергнуты эмпирическому исследованию (Конопкин О.А., 1980; Столин В.В., 1983; Кон И.С., 1984; Иванников В.А., 1991; Агеев B.C., 1994; Собольников В.В., 1997 и др.). Значительным вкладом в современную психологическую науку явились работы В.Г. Леонтьева (1992), в которых рассматривается данное понятие через призму мотивации.

Согласно В.Г. Леонтьеву, психологический механизм - это «система психологических явлений, предназначенная для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами». Данное определение отражает регуляторную и формирующую сущность механизма, но сам механизм не следует отождествлять с самим источником активности или с самой активностью». Автор выделяет такую характеристику психологических механизмов как обобщенность, которая отражает взаимосвязь многих звеньев психической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение.

Механизмы имеют разную степень обобщенности и конкретизации, они характеризуются неоднородностью и разноуровневостью. Одни из них способны обеспечивать активность поведения только в какой - либо одной конкретной ситуации, поскольку обладают высокой избирательностью. Любые изменения ситуации прекращают действие механизма. Другие, более обобщенные, способны обеспечивать активность поведения в различных условиях и ситуациях. Третьи имеют статус всеобщего механизма. Его действие просматривается практически во всех случаях поведения и деятельности человека. Такие механизмы В.Г. Леонтьев называет исходными, генерализованными, т.к. их универсальность, высокая обобщенность позволяют объяснить многие психологические явления, в том числе и коррекцию стрессовых состояний личности.

Психологический механизм - это не физиологический или какой - либо иной код побудительного состояния, а раскодированный фактор этого состояния, выраженный в содержательных, образных, понятийных терминах и представлениях. Психологический механизм - субъективное «описание» или отражение на субъективном уровне тех объективных процессов и явлений, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой.

Психологический механизм не простая констатация этих процессов. Это определенный этап в последовательном взаимном преобразовании личности и объективных явлений, этап регулятивный, способный управлять различными энергетическими уровнями взаимодействия человека с окружающей средой.

Одной из важных задач анализа проблемы коррекции стрессовых состояний личности является сложная внутренняя структура новообразований личности, которая характеризуется неустойчивостью и изменчивостью. Проведенное исследование позволяет выделить ряд наиболее важных функциональных механизмов личностной коррекции.

В самом общем виде под психологическим механизмом развития личности можно понимать систему психических и социальных предпосылок, условий, обеспечивающих направленность поведения человека. Всем психологическим механизмам присуща обобщенность, в них отражается взаимосвязь многих звеньев психической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение.

Защитные механизмы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных содержаний и, главное, устранить тревогу и напряженность. Однако сами защитные механизмы представлены ригидными, автоматическими, вынужденными, непроизвольными и неосознаваемыми процессами, действующие нереалистически, без учета целостной системы и долговременной перспективы. Психологические механизмы защиты достигают своей цели ценой уступок, регрессии, самообмана или невроза личности (Василюк Ф.Е., 1984). А психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности направлены на уменьшение напряженности человека через его сознание при целенаправленной и активной деятельности человека по увеличению воздействия данных механизмов.

Переживание стресса и управление им относится к сложной проблеме регуляции стрессовых состояний. Это объясняется тем, что под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, удрученность и т. д.

Отсюда психологические механизмы, обеспечивающие восстановление равновесия, могут быть названы адаптивными. Они считаются адаптивными, если содействуют достижению равновесия и в дальнейшем способствуют уменьшению или устранению вредных побочных воздействий на человека (Перрец - Perrez М., 1988). Предотвращаемые или преодолеваемые психические проблемы в полном смысле тоже можно рассматривать как проблемы переживания и переработки стресса.

Коттон (Cotton G., 1990) считал, что для такого преодолевания, прежде всего, подходят:

- люди, которые хотят улучшить свое здоровье с профилактической целью, не имеющие при этом серьезных проблем;

- люди, которые страдают от перегрузок и у которых в зависимости от обстоятельств наблюдаются хроническая подавленность, депрессивное настроение, страх;

- а также люди, у которых развились вегетативные соматические нарушения, связанные с переживаниями и переработкой стресса.

Такие люди могут влиять на уменьшение стресса через составляющих самосознания: самопонимание (когнитивный аспект), отношение к себе (эмоциональный аспект), саморегуляция (поведенческий аспект) (Осипова А.А., 2000). Рассмотрим подробно влияние каждого аспекта (психологических механизмов) на уменьшение стрессового состояния личности.

Когнитивные механизмы коррекции стрессовых состояний личности проявляются в индивидуальных особенностях познавательных процессов человека. Так, отдельные люди для уменьшения своего стрессового состояния отвлекаются или переключают свои мысли на другие, «более важные» темы, чем существующая психологическая проблема. Данное отвлечение и переключение мыслей выступает как психологический механизм коррекции стрессовых состояний личности. Другие люди снимают стрессовое состояние уменьшением проблемы, игнорированием, снижением ее серьезности, даже подшучиванием над ней. Отдельные личности при стрессе сохраняют апломб, стремятся не показывать своего состояния другим и, вследствие действия данного психологического механизма, уменьшают напряженное состояние. В качестве когнитивных психологических механизмов по уменьшению стресса могут выступать способности личности осуществлять проблемный анализ, поиск соответствующей информации, расспрос психологов, обдумывание, взвешенный подход к решениям, религиозность и др.

А под действием методов психологической коррекции в эмоциональной сфере личность получает эмоциональную поддержку и формирует более благоприятное отношение к себе; непосредственно переживает и осознает самого себя; точнее распознает собственные эмоции, ощущает собственную ценность, ослабляет защитные механизмы, становится более открытым и активным. Данная личность под влиянием методов психологической коррекции учится искренности в отношении к себе и к другим людям, становится более свободной в выражении собственных чувств, раскрывает свои проблемы с соответствующие им переживаниями, производит эмоциональную коррекцию своих отношений. Такие изменения в эмоциональной сфере способствуют уменьшению напряженности личности, проявляясь как психологические механизмы коррекции стрессовых состояний человека. Если методы психологической коррекции направлены на вызывание у клиента переживания протеста, возмущения, противостояния проблеме и ее последствиям, то такое реагирование человека также уменьшает напряженность, способствует коррекции стрессовых состояний личности, выступая как психологический механизм коррекции.

Рассмотрим психологические механизмы коррекции стрессового состояния личности, возникающие вследствие деятельности (поведения) человека по уменьшению стресса.

В данное время распространение получили психологические методики коррекции стрессового состояния личности, использующие сознательное изменение напряжения и расслабления мышц (релаксация), успешность деятельности обучаемых (результативность деятельности), образное представление тепла и тяжести (аутогенная тренировка), размышление (медитация) и др.

Так, если человек, испытывающий стрессовое состояние, активно отвлекается от проблем, обращается к какой-либо деятельности, уходит в работу, то такое поведение способствует уменьшению напряженности, выступает как психологический механизм коррекции стрессового состояния личности. Применение таких физических занятий снижает уровень активности центральной нервной системы, влияет на такие эмоциональные реакции как гнев, раздражение, агрессия, страх и т. д. Следовательно, повышение уровня профессиональной квалификации личности является одним из факторов коррекции стресса, так как она оказывает некоторое стабилизирующее влияние на процесс развития напряжения человека в экстремальной ситуации, его уменьшении. (Немчин Т.А., 1983).

Способность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного страхом и гневом. Для этого лучше всего подходит метод прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона.

Другим эффективным способом снять стрессовое состояние личности является образное представление ощущений тепла и тяжести, которые соответствуют состоянию максимального расслабления (метод аутогенной тренировки). В данном методе коррекции стрессового состояния личности уменьшение стресса достигается с помощью самовнушения (Гримак Л.П., 1987). В аутогенных тренировках используются несколько основных путей воздействия на состояние нервной системы, выступающих как психологические механизмы коррекции стрессового состояния личности. Первый и наиболее важный психологический механизм связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Следующий психологический механизм в аутогенной тренировке связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых и т.д.). Чувствительный образ в аутогенной тренировке активно влияет на психическое состояние человека, являясь также психологическим механизмом снятия напряженности человека. Еще одним психологическим механизмом коррекции стрессового состояния в аутогенной тренировке является роль слов, произносимых не только вслух, но и мысленно.

В медитации психологическим механизмом коррекции стрессового состояния личности выступает особый, интегрированный рефлекс, осуществляемый через центральные мозговые структуры по механизмам самовнушения, как бы особого характера самогипноз (Гримак Л.П., 1987).

Также значительный вклад в коррекцию стрессового состояния личности вносит искусство. В данном случае действие психологических механизмов коррекции стрессового состояния личности проявляется в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта (Осипова А.А., 2000), изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Выготский Л.С., 1987).

Существенный вклад в уменьшение напряженности личности оказывает чтение книг, так как образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям, выступая психологическим механизмом уменьшения стрессовых состояний личности (Осипова А.А., 2000).

Из описания выделенных нами психологических механизмов коррекции стрессового состояния личности видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру активности (конструктивности) - пассивности (неконструктивности). Наиболее продуктивными из них при проведении психокоррекции являются: активное сотрудничество человека в диагностическом и коррекционном процессе, активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ, разумная степень игнорирования проблемы и юмористический подход к ней, стоицизм и терпеливость, сохранение самообладания, противостояние проблеме, эмоциональная разрядка и альтруизм.

Нами рассмотрены основные психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности. Но многообразие субъективных и объективных характеристик нервно-психического напряжения обусловливает наличие разных степеней выраженности, различных вариантов развития психологических механизмов.

Например, самыми общими характеристиками незначительного нервно-психического напряжения выступают мобилизация психической деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъема морально-психических, душевных и физических сил, при которых со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению работы. Отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. При уменьшении напряжения под действием методов психологической коррекции наблюдается целый комплекс энергетических сдвигов, которые направлены на создание более мощной и надежной энергетической базы для обеспечения благоприятных условий деятельности личности в экстремальной ситуации (Немчин Т.А., 1983).

В концепции, развиваемой П.К. Анохиным (1972), рассматривается биологический организм не как простая совокупность взаимодействующих элементов, а как система, формируемая одним генеральным фактором, упорядочивающим функционирование отдельных ее подсистем, определяющим очередность включения психологических механизмов в коррекцию стрессового состояния личности и интенсивность их деятельности.

Под коррекцией стрессовых состояний личности мы понимаем:

1. системную интеграцию личности как способ борьбы со стрессом;

2. формирование психологической готовности к стрессу, условий формирования готовности саморегуляции;

3. определение задач эмоциональной саморегуляции;

4. выделение принципов организации и проведения коррекции стресса.

 

Автор: Мельников В.И.