29.01.2013 2009

Конституционально обусловленный континуум личности и речевого поведения подростков

 

Для анализа сущности взаимодействия и взаимообусловленности развития личности и речевого поведения, необходимо рассмотреть, прежде всего, соотношение речи, языка и мышления по отношению к личности.

Все виды речевой деятельности (устная и письменная) наиболее ярко проявляются в вербально-коммуникативном функционировании (Л.С. Выготский, 1982; Н.И. Жинкин, 1982; А.Р. Лурия, 1969; И. А. Зимняя).

 Процессы познания и коммуникации органически соединены при формировании мыслерече-языковой способности человека и органически спаяны с развитием его личности (А. А. Леонтьев, 1999; Т.М. Ярошевский, 1984). Как явление био-психо-социальное, речевая деятельность (речевое поведение) отражает индивидуально-психологические особенности личности, обнажая при этом, общие социальные корни общения, деятельности, сознания и личности человека.

По определению Вильгельма Гумбольта, «язык в сущности есть не мертвое произведение, а деятельность, то есть самый процесс производства. Поэтому его истинное определение может быть только генетическое» (Humbolt, 1841-1852).

Речь - деятельность, речь - поступок, речь - поведение рассматривали отечественные психологи Л.С. Выготский (1982), Н.И. Жинкин (1982), С.Л. Рубинштейн (2000), нейропсихологи А.Р. Лурия (1975), Т.В. Ахутина (1989). Понимание речи как мысле-рече-языкового действия представлено в работах Т.Н. Ушаковой (1985), В.К. Радзиховской (1997).

С позиции неразрывного единства мысли-речи-языка подходил к явлениям языка В. Дорошевский (1982), указывая, что «язык - явление био-психосоциальное». Н.А. Бодуэн де Куртене (1963) писал, что в языке, или речи человеческой, отражаются различные мировоззрения и настроения как отдельных индивидов, так и целых групп человеческих» (с. 83).

Человеческая индивидуальность представляет собой продукт конкретных социальных и биологических влияний. Кардинальное отличие между этими влияниями (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов, А.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.М. Братусь, Б.А. Сосновскйи) в том, что социальные факторы обусловливают содержательный аспект человеческой психики (интересы, убеждения, знания). Доминирующая роль среди биологических факторов в определении признаков человеческой индивидуальности принадлежит типологии. Согласно Е.В. Шороховой, социальное действует на биологическое через психическое, при этом связующим звеном между социальной средой и биологической основой организма выступает личность. Именно через личность человеческий организм испытывает влияние истории, общественного, социального.

Биологическая основа каждого индивида создает особый психотипический набор характеристик, представляющих неповторимый личностный облик. Одним из факторов, который позволяет дифференцировать личность подростка, является взаимосочетание личностно-характерологических качеств, вступающих в сложные взаимоотношения с социально-экологической средой.

Как поведенческая проекция личности характер, являясь внутренним условием, обусловливает выражение отношений человека как субъекта деятельности к миру вообще, определенным образом модифицирует позитивные и негативные воздействия окружающей социально-психологической среды.

Структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности поведения комплексов органических свойств. Комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционально-биохимических) входит в структуру личности, объединяясь с ней, составляя основу ее способностей. Следовательно, свойства индивида и свойства личности объединяются и формируют индивидуально-типологический психотип.

Для обозначения совокупности устойчивых, врожденных или приобретенных признаков используют понятие конституции (Б. Д. Никитюк). Конституция - совокупность всех морфологических, физиологических и психических особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием общих генетических факторов.

Характеризуя стабильность и/или устойчивость индивидуально-личностных, индивидуально-типологических свойств на протяжении подросткового периода, мы имеем в виду, прежде всего фенотипическое постоянство - последовательность и преемственность стереотипа поведения индивида; генотипическую устойчивость - наличие неизменных стойких глубинных качеств, проявляющихся по-разному, но стабильно сохраняющихся и детерминирующих стереотип поведения. Диалектика постоянства и/или изменчивости имеет свою количественную и качественную стороны.

Индивидуальная изменчивость свойств человека как личности определяется взаимодействием и взаимопроникновением основных компонентов социального и биологического статуса, социальной детерминации психофизиологических механизмов развития человека в его психической эволюции.

Преемственность между биологическим и социальным может быть восстановлена и раскрыта на основе методологического принципа детерминизма, провозглашенного в психологии С.Л. Рубинштейном, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия и, наоборот - внутреннее, психическое опосредуется, реализуется внешним, материальным, поэтому любая стадия психического может сформироваться лишь в том случае, если ей предшествовало в качестве внутреннего исходного условия другое, даже менее сложное психическое явление.

Среди биологических факторов доминирующая роль принадлежит уровню и времени развития центральной нервной системы, опосредующей динамические качества и свойства личности - скорость, интенсивность, темп, длительность и т. п. Именно психодинамические качества испытывают на себе непосредственное и постоянное воздействие со стороны биологической организации человека.

В настоящем исследовании речь идет о психобиосоциальном развитии индивидов, имеющих изначально конституционально неполноценную биологическую (органическую) основу в сравнении с нормальной биологической основой.

Органическая недостаточность центральной нервной системы приводит к конституциональной недостаточности высшей нервной деятельности и/или личности, проявляющейся в дисгармоническом течении онтогенеза, в дизонтогенезе возрастного развития, различными нервно-психическими растройствами, в большинстве своем не резко выраженными (легкими), и относительно более обратимыми нарушениями пограничного нервно-психического уровня в виде церебрастенических, неврозоподобных и психопатоподобных состояний (А.А. Волхова, 1965;, В.В. Ковалев, 1995; И.В. Боев, Н.Н. Волоскова, 2001).

Вместе с тем органическая недостаточность центральной нервной системы является «почвой», которая обусловливает дизонтогенез возрастного развития. При определенных условиях дизонтогенез возрастного развития может стать фактором коморбидности «патологически измененной почвы» и аномальной личностной изменчивости.

Конституционально-генетическая концепция А.В. Брушлинского (1977-1996), являющаяся продолжением и развитием понимания психического как процесса, позволила И.В. Боеву и О.А. Ахвердовой (1998) сформулировать представление о личностно-характерологическом континууме подростков, подчеркивающем идею непрерывности и преемственности, формирования и развития психического облика личности. Это представление заполняет известный разрыв, промежуток качественных градаций личностной изменчивости между всегда условной относительной психической нормой и психопатиями как узаконенной (статистически, вероятностно) патологической конституцией личности (П.Б. Ганнушкин, 1933; О.В. Кербиков, 1961; Г.К. Ушаков, 1987; А.Е. Личко, 1985).

И.В. Боев и О.А. Ахвердова (1990-1999) сформулировали концепцию пограничной аномальной личности (ПАЛ), выделив статистически вероятностный диапазон, располагающийся между психологической нормой - акцентуированными личностями (диапазон крайних вариантов психологической нормы), и различной степенью выраженности патологическими психическими конституциями (диапазон психопатий). С точки зрения авторов, диапазон пограничной аномальной личности является связующим промежуточным континуальным звеном между психологической, психической нормой и патологической личностной конституцией (психопатией). Следовательно, вероятностный диапазон аномальной личностной изменчивости наиболее полно представлен характеристиками пограничной аномальной личности.

С точки зрения И.В. Боева (1999), акцентуанты обладают достаточным адаптационными, компенсаторными, резервными возможностями, поэтому функционирование индивидуального барьера адаптации в рамках психической и психологической нормы достаточно надежно и прочно, Природа позаботилась об акцентуантах, наградив их различными способностями, которые расширяют и укрепляют индивидуальный барьер психической и психологической адаптации. Кроме того, акцентуанты обладают достаточной толерантностью к внешним средовым факторам - экологическим, социальным, стрессовым. Требуются достаточно интенсивные патогенные усилия, чтобы добиться прорыва индивидуального барьера психической и психологической адаптации. У акцентуантов, особенно у скрытых, по мнению И. В. Боева, достаточно гармоничные взаимоотношения внутри многоуровневой системы модели человека, что позволяет им сохранять более или менее постоянный общий и локальный гомеостаз биохимической, нейрохимической, нейроэндокринной, психофизиологической, психологической и других систем. Именно благодаря относительной гармоничности акцентуанты, как вариант психологической нормы, отличаются надежной и стабильной социально-психологической адаптацией, а широкий диапазон «нормы-реакций» обеспечивает необходимый уровень компенсаторных возможностей, когда резервные затраты оптимальны и соответствуют силе и индивидуальной значимости внешних патогенных факторов.

Если же наблюдается дрейф личностно-типологической конституциональной изменчивости за пределы границ нормы, то мы вправе предположить, что именно следующий континуальный диапазон отражает природное неблагополучие и увеличивает риск дезадаптивного патологического поведенческого и личностного реагирования, соответствующий проявлениям пограничной аномальной личности.

Концепция аномальной личностной изменчивости органического происхождения Н.Н. Волосковой (2001) позволила сформулировать, что конституционально-типологическая недостаточность высшей нервной деятельности и/или личности способствует формированию совокупности психотипологических признаков, свойственных диапазону пограничной аномальной личности органического происхождения в структуре конституционально-типологического континуума.

Представители пограничной аномальной личности, имеющие совокупность признаков конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности, оцениваются как представители пограничной аномальной личности (ПАЛ) органического происхождения. В этом случае представители ПАЛ олицетворяют собой «патологически измененную почву», являющуюся основой формирующейся личностной предиспозиции и экзогенно-органической недостаточности мозга.

Таким образом, в основе личностно-характерологического конституционального континуума подростков лежит изменчивость личностных, характерологических, психологических и психических свойств от средней полосы психологической подростковой нормы к крайним вариантам личностно-характерологической нормы (акцентуаций) подростков, далее к диапазону пограничной аномальной личности и лишь затем к патологическим конституциональным личностным структурам в виде психопатии

Представители подросткового возраста с признаками конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности, соответствующей диапазону ПАЛ, отличаются низкой толерантностью к банальным стрессорам, ограниченными компенсаторными возможностями, невысоким уровнем барьера индивидуальной психической, психологической и психофизической адаптации.

Будучи опосредованной системой языковых знаков, которые Л.С. Выготский назвал психическими орудиями, речь перестраивает все психические процессы человека, которые достигают уровня произвольного, сознательного функционирования. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Любой психический процесс, как всякий рефлекторный акт, берет начало во внешнем воздействии, продолжается в центральной нервной системе и заканчивается ответной деятельностью индивида (движением, поступком, речью, письмом).

Как явление био-психо-социальное, речевая деятельность отражает индивидуально-психологические особенности личности. По мнению А.М. Шахнаровича (2000), в рече-языковой способности ребенка можно видеть «пересечение» двух систем связей. Связи первого типа определяют отношения ребенка с людьми - «ребенок-люди», складываются в процессе общения. Связи системы «ребенок-предметы» складываются в основном в процессах предметных действий. Эти связи не развиваются изолированно, но взаимно обогащаются, проникают друг в друга, поскольку деятельность общения неотделима от предметной (игровой, учебной, трудовой) деятельности ребенка. Таким образом, процессы познания и коммуникации органически соединены при формировании мысле-рече-языковой способности человека и органически спаяны с развитием его личности.

Тесно связанная с деятельностью человека, речь является социальным продуктом, не зависимо от того, осуществляется ли она в непосредственно в коллективной форме или в форме «индивидуальной творческой» активности.

Связь личности и общения закономерно вытекает из характеристик процесса формирования личности. Структура изначального взаимодействия определяет структуру внутреннего поля значений (вербальных и невербальных), с помощью которых человек воспринимает действительность именно как «человеческую социальную действительность и соответствующим образом строит свое поведение» (А.Н.Леонтьев, 1983. - С. 134). В процессе общения и совместной деятельности со взрослым ребенок познает не только названия, но и оценки и вступает в мир смыслов, открывает значения предметов действительности «для себя», т.е. их личностные смыслы, что составляет необходимый этап в становлении его личности, в реализации его духовной жизни и в целом человеческой сущности. Формируясь в общении, личность затем становится субъективным фактором общения, т.е. определяет его характер и эффективность (Ж.М. Глозман, 2002).

«По мере развития детей влияние общения на познавательную активность все более опосредуется личностными образованиями и формирующимся самосознанием, на которые в первую очередь накладывают свой отпечаток контакты с другими людьми. Благодаря подобному опосредованию значение общения лишь усиливается, его эффект становится все более глубоким и долговременным» (М.И. Лисина, 1997. - С. 255).

Таким образом, можно говорить об общих социальных корнях общения, деятельности, сознания и личности человека. Именно через общение общественные отношения превращаются в один из аспектов личности. «Общение выступает как реализация личностью общественных отношений и способ построения личности». Другими словами с точки зрения конституционального личностного континуума позволяет в полном объеме представить себе формирование непрерывной взаимосвязи субъект-субъектных и субъект-объектных типов соотношений у подростков.

 

Автор: Карташова Н.Н.