01.02.2013 34809

Особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников ОВД

 

Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.

Профессиональная направленность сотрудника ОВД - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.

Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.

Основные элементы профессиональной направленности включают в себя ряд качеств.

Социально-мотивационные качества - первая подгруппа качеств профессиональной направленности сотрудника ОВД. Требования к ней определяются взаимосвязью внутренней политики государства и права. Сердцевина социально-мотивационных качеств - социально зрелое мировоззрение - совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество.

Потребность - устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Сотруднику ОВД должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. У сотрудника, конечно, должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора подобной профессии. Для развитой направленности свойственны их устойчивые характеристики, долговременные планы службы и работы в органах внутренних дел - на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан.

Профессионально-мотивационные качества - вторая подгруппа побудительных сил сотрудника ОВД, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки.

Правосознание сотрудника ОВД - совокупность реально существующих у него правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов. Правосознание есть у каждого гражданина, но у профессионала оно должно отличаться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, профессионализмом, глубокой осознанностью, убежденностью; основываться на научных данных.

В пристальном внимании нуждаются учет и формирование профессиональных мотивов: к службе и избранной специальности; интереса к тонкостям профессиональной деятельности и овладения высотами профессионализма; желания всегда исходить из правомерных и деловых целей; стремления исходить из перспектив службы и связывать с ними личные планы; здоровых служебных притязаний, стремления к самовыражению и самоутверждению и другим.

Чтобы пресекать зло, утверждать добро и справедливость, работнику органов правопорядка надо быть в своих действиях на высоте моральных требований. Деятельность испытывает и моральную стойкость сотрудников, способность устоять перед соблазнами воспользоваться некоторыми преимуществами и возможностями положения, властными полномочиями, не поддаваться стремлениям преступного мира подкупить или замарать его совесть, честное имя, репутацию порядочного человека. Морально-психологическая незрелость личности приводит к допущению безнравственности, видимости работы, профессиональному предательству, нарушениям законности: использованию противоправных средств принуждения, укрытию преступлений от учета, прекращению уголовных дел в выгодных для себя случаях, принятию подношений - взяток, действий по принципу «ты - мне, я - тебе» и т.п.

Морально-психологические особенности сотрудника ОВД - не абстрактная, а живущая в его личности и действующая мораль. Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как:

- стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;

- непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России;

- знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе;

- глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;

- понимание связи своей профессиональной деятельности и практически каждого ее элемента с вопросами морали, убежденность в необходимости достижения в ходе ее и в каждом действии не только правовых, но и высоких моральных результатов;

- умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при решении стоящих задач;

- обладание привычками всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;

- обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;

- умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой ситуации.

В многообразии индивидуальных особенностей личности сотрудника ОВД важное место занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования. Наличие способности к определенной профессии - обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая способность к профессии - одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест.

Граждане, избирающие правоохранительную деятельность в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить об актуальных способностях, т.е. том уровне развития качеств, который имеет место, и о потенциальных, т.е. об оценке возможности повышения этого уровня до максимального потолка.

Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением сотрудника ОВД. Основные требования к его личности, к его способностям быть профессионалом, качественно достигать целей укрепления законности и правопорядка - определяются его социальной ролью, его положением государственного человека, представителя власти.

Способности сотрудника ОВД - это всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иных качеств, структура которых строго соответствует требованиям юридического труда. Для последнего характерны две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические.

В них можно выделить две подгруппы: общие - необходимые всем сотрудникам ОВД и частные способности, которые должны быть присущи отдельным специалистам.

Общие способности:

- высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности;

- обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу;

- честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность;

- хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость, комбинационность;

- речевые способности: умение связно, логично и точно выражать свои мысли;

- наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке;

- хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры;

- волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость; устойчивость к риску, опасности и неудачам; способность к самомобилизации;

- организаторские способности;

- представления и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события;

- склонность и интерес к работе с людьми, способность разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их;

- коммуникативные способности: общительность, доступность, открытость, доброжелательность, умение слушать, со вниманием относиться к словам собеседника, разбираться в людях, способность располагать к себе людей;

- терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности;

- уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность;

- быстрота реакции.

К частным способностям относятся отдельные качества, необходимые только следователям, только сотрудникам дежурных частей, только милиционерам ППСМ, только участковым уполномоченным милиции и т.д. Так, оперативным работникам необходима способность к перевоплощению, определенная артистичность, следователям - креативность (творческая инициатива мышления), работникам профилактических служб - педагогические способности и другие. Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным свойством сотрудника ОВД. Наличие потенций к их развитию лежит в основе психологического отбора на службу в органы внутренних дел.

Профессионально развитые психологические качества. Этот третий компонент профессионально-психологической подготовленности включает разные психологические качества, имеющие специальное значение для деятельности сотрудника органов внутренних дел, но получившие профессиональное развитие в опыте и процессе обучения. К числу важнейших из них принадлежат:

- профессиональные ощущения: повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к определению на ощупь температуры тела убитого человека, чувствительность бокового поля зрения, чувствительность ночного зрения и др.;

- профессиональные восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные и др.;

- профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память (повышенная способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске; фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установкам; деталей ситуаций, имеющих юридическое значение; слов, показаний, данных о разных лицах; сведений, хранящихся в материалах оперативного или уголовного дела, и др.;

- профессиональные представления: развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.;

- профессиональное мышление: социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, педагогическое, тактическое и другие;

- профессиональный артистизм - способность к перевоплощению, ролевому поведению и другие;

- профессиональная бдительность, готовность к неожиданному и др.

В основе этих качеств лежит общий уровень их развития у конкретного сотрудника ОВД. Однако при профессиональном развитии происходит значительное приращение к общим показателям новых, приобретенных, конкретно профессиональных, улучшающих их проявления в деятельности в 2-3,5 раза.

Профессионально-психологическая устойчивость - четвертый компонент профессионально-психологической подготовленности сотрудника ОВД. Любая деятельность требует от человека повышенной внутренней активности, определенной мобилизации внутренних сил и психического напряжения. Чем выше ее трудности, тем выше и внутреннее напряжение, тем заметнее влияние на эффективность деятельности человека. Правоохранительная деятельность осуществляется в ситуациях, характерных наличием психогенных факторов, т.е. событий, обстоятельств, условий, оказывающих заметное психологическое воздействие на сотрудников ОВД и могущих отрицательно повлиять на результаты решаемых задач. Поэтому психологическая устойчивость сотрудников ОВД должна быть высокой и профессионализированной, т.е. устойчивостью именно к специфичным для их профессиональной деятельности психогенным факторам. Как показали исследования, эта устойчивость - психологический сплав:

- общей психологической устойчивости данного сотрудника;

- знакомства (зрительного, звукового и другого) его со всеми психогенными факторами, делающего их ожидаемыми и менее впечатляющими;

- достаточного опыта решения профессиональных задач при наличии всех психогенных факторов, приводящего к существенному ослаблению их влияния на данного сотрудника и результаты его деятельности;

- развития самообладания, умения управлять своим психическим состоянием и поведением.

Особое внимание в психологической литературе отводится личности руководителя ОВД, т.к. множество функций и задач, которые стоят перед ним, предъявляют большие требования к его личностным и профессиональным качествам, управленческой подготовленности.

Реализация управленческих функций ежедневно требует от руководителя ОВД проведения множества конкретных мероприятий и действий: совещаний, работы с документами, приема посетителей и т.д.

Реализация руководителем управленческих функций связана со спецификой построения и деятельности органов внутренних дел. К таким особенностям следует отнести: жесткие формы подчинения и внутреннего распорядка типа воинского; специальные дисциплинарные права руководителя; специфические условия труда сотрудников и их повышенная ответственность за результаты деятельности. Часть сотрудников ОВД (например, следователи) обладают процессуальной самостоятельностью, что в какой-то мере ограничивает возможности управленческого воздействия на них.

К специфике управления органами внутренних дел можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им. Экстремальные ситуации заставляют принимать руководителя ОВД ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности) за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и других.

Ранжированный обобщенный ряд качеств, представленный А.М. Столяренко  на основе опроса значительного числа руководителей и рядовых работников ОВД, содержит следующие качества: компетентность, требовательность и справедливость; умение руководить, умение работать с людьми, принципиальность, порядочность, честность, этичность; знание подчиненных, умение видеть перспективу; самокритичность, обязательность.

Анализ основных требований к личности руководителя позволяет разбить их на несколько составных частей или блоков. Прежде всего следует отметить качества, отражающие функционально-ролевые требования  (первый блок) к руководителю ОВД, направленные на успешное исполнение им своих должностных обязанностей (например, компетентность, умение видеть перспективу в работе органов внутренних дел, умение руководить и др.).

Ко второму блоку относятся коммуникативно-деловые качества руководителя (знание подчиненных, умение работать с людьми, психологическая совместимость с коллегами и др.).

Третий блок образуют нравственно-этические требования к личности руководителя ОВД (порядочность, обязательность, трудолюбие, честность, добросовестность, этичность в поведении и др.).

В психологии труда принято считать, что семь лет в одной должности - это уже критический срок, после чего результативность деятельности больше не увеличивается, снижается мотивация труда работников, повышается текучесть кадров. Анализ статистических данных показывает, что в некоторых регионах в органах внутренних дел трудится до 70-80% сотрудников со стажем до трех лет. Представляется, что причина перехода опытных сотрудников в другие сферы деятельности кроется не только в низком финансовом обеспечении личного состава ОВД, но и в недостаточном внимании к вопросам личностного роста и деловой карьеры сформировавшихся сотрудников.

Уход опытных сотрудников со службы в органах внутренних дел связан также с таким явлением, как «кризис середины жизненного пути». В возрасте 35-45 лет люди, полные сил, энергии, нередко осознают ограниченность своих возможностей в деловой карьере, противоречия между личными убеждениями и ценностями общества; испытывают неудовлетворенность уровнем жизни и семейным благополучием. Возникает экзистенциальный конфликт - люди теряют смысл прежней жизни и пытаются найти новые жизненные ориентиры.

Таким образом, личность сотрудника ОВД очень важна для эффективной работы всей системы МВД в целом.

Ролевое поведение оперативного сотрудника ОВД имеет сложную психологическую структуру, внешние формы проявления и внутреннее содержание. Американский социальный психолог Э. Аронсон  считает, что ролевое поведение - это навык осуществлять спектр различных видов поведения, поведенческих реакций, обусловленных требованиями и характеристиками самой социальной роли, а также особенностями социальной группы, социального окружения. Каждый человек - исполнитель множества социальных ролей, эти роли не всегда имеют явно выраженный поведенческий рисунок. Соответственно их различение и наблюдение требует определенного опыта.

В то же время объяснение и понимание человеческого поведения во многом обусловлено именно распознаванием ролевого репертуара личности. В понимании статусно-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов мы опираемся на высказывания П.Я. Прыгунова: «ролевое поведение оперативных сотрудников правоохранительных органов рассматривается. как умение оперативного сотрудника перевоплощаться в процессе реализации различных поведенческих программ в соответствии с условиями и требованиями той социальной и профессиональной сферы, в которой он находится». Мы считаем, что данное определение ролевого поведения может быть дополнено владением широким диапазоном поведенческо-речевых отражений, умениями находить взаимопонимание, распознавать актуальные психические состояния коммуникантов. В данном вопросе мы опираемся на формы и условия понимания и взаимопонимания, сформулированные в трудах современного отечественного психолога В. В. Знакова. По его мнению, многообразие условий понимания человеческого поведения можно обобщить в четырех условиях - мнемическом, целевом, эмпатическом и нормативном, которые явно представлены в деятельности сотрудника ОВД.

Под ролевым поведением сотрудника органов внутренних дел П.Я. Прыгунов предлагает понимать совокупность способов, форм и методов взаимодействия, соответствующих требованиям формальных и неформальных социальных норм, взглядов и установок той социально-профессиональной группы, в которой данный сотрудник выполняет свои функциональные обязанности.

К внешним формам ролевого поведения можно отнести специфику проявления вербальных и невербальных средств общения, мимическую выразительность, жестикуляцию, особенности оформления внешности (одежда, аксессуары), а также артистичность (эффективность использования актерской психотехники в процессе решения профессиональных задач).

Одним из основных требований, предъявляемых спецификой оперативно-розыскной деятельности к личности сотрудника ОВД, является наличие у него артистических способностей и сформированных на их основе специальных умений к ролевому перевоплощению, безошибочному разыгрыванию ролей различных социальных и профессиональных типов, скрывая при этом свою профессиональную принадлежность и выдавая себя за другого человека.

Внутреннее содержание ролевого поведения сотрудников ОВД определяется их индивидуально-личностными особенностями, психотипом личности, профессионально-психологической подготовленности и сформированной на ее основе психологической готовностью (состоянием) к осуществлению различных видов ролевого поведения, наличием профессионального и жизненного опыта, необходимых моральных и профессиональных установок к демонстрации ролевого поведения.

Психологическими компонентами ролевого поведения оперативного сотрудника ОВД являются: профессиональный статус, профессиональная роль и ситуативно создаваемые им линии поведения.

Термин «исполнение роли» означает специальный прием имитации поведения, базовую технику поведения. У каждого человека имеется тот или иной репертуар жизненных ролей.

П.П. Горностаем определен ряд личностных параметров, выступающих детерминантами ролевого поведения. К ним он относит:

- локус ролевого конфликта - конструкт, определяющий склонность личности выбирать одну из двух стратегий поведения в ролевом конфликте (экстернальную или интернальную);

- ролевое переживание - эмоциональное состояние, сопровождающее ролевое поведение личности;

- потребность в ролевом переживании - потребность в новом чувственном опыте, получаемом личностью в процессе исполнения ролей;

- ролевая компетентность - способность личности владеть своими психологическими ролями, выступать полноправным субъектом этих ролей, включать ролевое поведение в процесс собственной жизнедеятельности и жизнетворчества.

П. П. Горностай считает, что ролевая компетентность личности, в свою очередь, состоит из четырех компонентов:

1. Ролевая вариативность - многообразие репертуара психологических ролей личности, которые не ограничиваются стандартным набором социальных и межличностных ролей в референтных группах, а включают много этих ролей, которые создаются в процессе деятельности личности и ее самовыражения.

2. Ролевая гибкость - умение легко переходить от одной роли к другой, не «застревать» на отдельных ролях. Ролевая гибкость - важное условие адаптированности личности к меняющимся условиям социальной действительности.

3. Ролевая глубина - владение глубинной структурой ролей и эго-состояний личности, опора в ролевом поведении не на внешнюю подструктуру роли (экспектации), а на глубинные составляющие (ролевая «Я-концепция», ролевое переживание), способность к произвольному изменению силы ролевых переживаний.

4. Способность к ролевой децентрации - сложное психологическое образование, включающее в себя: способность личности к перевоплощению; ролевую эмпатию (принятие роли другого человека, умение посмотреть на мир с точки зрения его ролевой «Я-концепции»); ролевую рефлексию (умение оценить собственное ролевое поведение со стороны, с точки зрения и восприятия других людей).

Каждая социальная система имеет свой «набор ролей», который определяется:

- устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом;

- совокупностью ценностных ориентаций личности, называемых «интернализованной» (внутреннее принятие) ролью;

- тем, что всегда найдутся (существуют) люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания. Результаты, полученные при проведении этих исследований, и их учет очень важны для работы оперативного психолога ОВД при разработке (наполнении психологическим содержанием) легенды оперативного сотрудника ОВД и вытекающих из нее особенностей формирования соответствующего образа и поведения.

Психологические механизмы осуществления ролевого поведения схожи с социально-психологическими механизмами социализации личности. К ним можно отнести:

- идентификацию - отождествление личности с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, свойственные окружающим;

- подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение личностью модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков и т. п.);

- имитацию - осознанное стремление личности копировать определенную модель поведения в условных обстоятельствах;

- копирование - процесс репродуцирования отдельных движений и операций с целью дублирования образца в реальном плане;

- внушение - процесс неосознанного воспроизведения личностью внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

- социальную фасилитацию - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.

В процессе исследований П.Я. Прыгуновым были определены различные психологические механизмы, используемые оперативными сотрудниками ОВД как на стадии формирования линий ролевого поведения, так и на стадии их практической реализации. На стадии формирования линий легендируемого поведения, например, оперативного сотрудника ОВД, основными психологическими механизмами являются: воображение, отождествление, подражание, проецирование самоподачи, представление, фантазирование, прогнозирование и ассоциативное представление. На стадии реализации: идентификация, рефлексия, эмпатия, механизмы самоподачи и самопрезентации, приспособление, аттракция, фасцинация, имитация и копирование. Автор считает, что «ролевое поведение оперативных сотрудников милиции имеет сложную психологическую структуру, внешние формы проявления и внутреннее содержание».

Ролевое поведение оперативных сотрудников милиции обусловливается спецификой решаемых ими задач. В основе осуществления ролевого поведения лежит способность оперативного сотрудника к правдоподобному (жизненно правдивому) перевоплощению. «Репертуар» ролевого поведения оперативного сотрудника зависит от специфики решаемых задач и его профессионально-психологической подготовленности к правдоподобной демонстрации определенного «набора поведенческих, социальных и профессиональных ролей».

Очень часто в процессе выполнения профессиональных задач молодые оперативные сотрудники ОВД ограничиваются «узким репертуаром» ролевого поведения, используют устоявшиеся стереотипы поведения без учета индивидуально-личностных как своих особенностей, так и особенностей объекта их профессионального интереса.

Умение осуществлять различные виды ролевого поведения, эффективно используя при этом актерские психотехники, - одно из условий формирования профессионального мастерства сотрудника ОВД.

Исходя из демонстрируемого оперативным сотрудником ОВД статуса, определяется и его профессиональная (социальная) роль (в соответствии с разработанной легендой). Профессиональная роль - это относительно устойчивый шаблон поведения (включающий в себя действия мысли и чувства), обусловленный предлагаемым статусом сотрудника ОВД в процессе его непосредственного нахождения и «взаимодействия» как с объектом разработки, так и с различными представителями сферы внедрения.

При осуществлении оперативного внедрения психологическими компонентами ролевого поведения оперативного сотрудника ОВД будут являться: его легендированный статус, оперативная роль и ситуативно создаваемые линии поведения.

Под оперативной ролью сотрудника ОВД в узком смысле понимаются сформированные, исходя из легендируемого статуса сотрудника, шаблоны поведения, способствующие ему решать поставленные операцией задачи. В широком смысле - это совокупность созданного оперативным сотрудником ОВД легендированного образа и соответствующих ему особенностей поведения с объектом профессионального интереса в процессе проведения оперативного внедрения.

Оперативная роль очень тесно связана с созданным сотрудником ОВД к «показу» образом и демонстрируемыми, исходя из его особенностей, имиджевыми качествами. Легендируемый «образ» и имидж, демонстрируемый сотрудником для объекта внедрения и его окружения, являются составляющими его оперативной роли и детерминантами, определяющими особенности его легендируемого ролевого поведения.

При подготовке к операции ролевое поведение оперативного сотрудника ОВД должно отрабатываться на трех уровнях:

- психофизиологическом - отрабатывается способность вызывать и демонстрировать естественные различные психофизиологические реакции в соответствии с демонстрируемым психическим состоянием, обстановкой и условиями осуществления контакта с объектом. Вырабатывается максимально возможный- контроль своих непроизвольных реакций;

- психологическом - формируется умение вызывать и входить в различные (основные) психические состояния, соответствующие демонстрируемой оперативной роли, обстановке, состоянию объекта и особенностям контакта;

- социально-психологическом - шлифуется способность к реализации совокупности умений, демонстрации различных коммуникативных форм поведения с учетом психологических особенностей как объекта и его окружения, так и обстановки, при этом добиваются максимального согласования его слов, жестов, реакций, движений, состояний, которые должны быть присущи созданному легендированному образу оперативного сотрудника ОВД.

При этом деятельность сотрудников ОВД довольно четко регламентирована различными нормативными документами (Уголовно-процессуальный кодекс, Закон об оперативно-розыскной деятельности, ведомственные нормативные акты и т. д.). Нормативные рамки, в которых сотрудник ОВД осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию стремления строго придерживаться правовых норм, определяют соответствующие стереотипы поведения и общения. С одной стороны, нормативная регламентация облегчает процесс общения, структурирует его, определяет социальные роли, права и обязанности участников. С другой стороны, эта характеристика выступает не только как фактор, позитивно развивающий, дисциплинирующий, но и как фактор, осложняющий выполнение профессиональных обязанностей. Очевидно, что выполнение деятельности, жестко регламентированной правовыми нормами, требует постоянного контроля за своими действиями, заставляет принимать решения в четко определенные сроки. Все это предполагает наличие определенного набора личностных характеристик (эмоционально-волевых, интеллектуальных и др.) и умения эффективно строить процесс общения и управлять им.

Влияют на процесс профессионального взаимодействия сотрудников ОВД и временные ограничения. Как характеристика профессионального общения, они связаны с его целевой направленностью и нормативной регламентированностью. Ситуации профессионального общения ориентированы на достижение конкретных профессионально значимых целей и задач, время на решение которых определено нормативными актами. Временные и нормативные рамки ограничивают свободу маневра в общении, предполагают повышение его интенсивности. Это может привести к тому, что сотрудник ОВД будет относиться к актам профессионального общения формально. Например, формально брать объяснения, чтобы уложиться в срок, установленный на разрешение заявления или оперативного материала. Такой подход не ведет к профессионализму в общении, напротив, он вырабатывает речевые штампы для проведения «стандартных» бесед. Общаясь в таком режиме, сотрудник не учитывает особенности личности собеседника и контролирует ход общения только в пределах, необходимых для обеспечения формальной стороны дела. В отличие от такого подхода, профессионал, находясь в условиях дефицита времени, способен определить и реализовать наиболее успешную для данной ситуации тактику общения.

Кроме того, нередко приобретать конфликтный характер может властный характер профессиональных полномочий в системе МВД. Принятие решений в ситуациях конфликтного взаимодействия требует от специалиста способности анализировать и прогнозировать последствия своих действий, эмоциональной уравновешенности и в то же время решительности, при необходимости жесткости в действиях и в то же время - уважительного отношения к людям. В процессе общения наличие властных полномочий провоцирует их носителя на роль «хозяина положения», человека, определяющего и диктующего ход общения. Занимая такую позицию, сотрудник ОВД не видит личности собеседника или видит ее крайне односторонне. К известным стереотипам такого «властного» общения относятся: - Вопросы здесь задаю я! - Вы понимаете, куда вы попали? - От нас так просто не уходят!

В частности, это свойственно некоторым представителям силовых структур. Общение в таком стиле может быть эффективным с юридически неграмотным субъектом или с человеком слабым в интеллектуальном или личностном плане. Однако силовые правоохранительные структуры призваны бороться с серьезными преступлениями, противостоять организованной преступности, что предполагает противостояние сильного и образованного противника. В этом случае юристы должны быть вооружены эффективными средствами профессионального общения, в том числе с учетом их властных полномочий.

Ситуации профессионального общения сотрудников ОВД носят, в основном, вынужденный характер для его собеседников. Как правило, эти ситуации связаны с правовыми проблемами как в сфере уголовного, так и гражданского законодательства. В процессе разрешения таких проблемных ситуаций предполагаются не просто потенциально конфликтные отношения, но и достаточно жесткие формы конфликтного взаимодействия, вплоть до открытого противодействия. Вместе с тем, вынужденным в субъективном смысле общение бывает и для самого сотрудника ОВД. Речь идет о ситуациях, когда собеседник неприятен сотруднику по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации, специалист просто обязан с ним общаться. Более того, в этих случаях сотрудник, как профессионал, не имеет права внешне показывать собеседнику свое негативное отношение.

Специалистами - психологами Академии Управления МВД РФ в 1997 г. была разработана идеальная модель профессионального общения оперативного работника с объектами профессионального интереса, которая включает в себя определенные психологические элементы. С целью оптимального использования этой модели в практической деятельности оперативными сотрудниками ОВД Прыгунов П.Я. сгруппировал психологические компоненты в пять основных блоков к которым относятся:

1-й блок - подготовительный:

- постановка опер работником ОВД цели профессионального общения;

- моделирование опер работником сценария предстоящего профессионального общения;

- планирование предстоящего контакта;

- подготовка сотрудника ОВД к предстоящему контакту (профессиональная и психологическая).

2-й блок - ввод в профессиональное общение:

- ориентировка оперативника в ситуации профессионального общения;

- привлечение внимания объекта к себе или предмету профессионального интереса;

- формирование интереса у объекта к предмету общения или к себе;

- возбуждение острого желания у объекта к контактному взаимодействию;

- оперативное знакомство;

- искусственное создание оперативным сотрудником ОВД благоприятных психологических условий для профессионального общения.

3-й блок - завоевание оперативно-значимых позиций в профессиональном общении:

- завоевание авторитета (доверия);

- внушение объекту положительных эмоций;

- нейтрализация психологических барьеров в общении;

- управление профессиональным общением;

- попытка установления психологического контакта с объектом;

- конкретизация ролевых ожиданий, доминирующих мотивов, интересов у объекта (способность провести психологический обыск объекта);

- анализ и рефлексивный прогноз ситуации и позиций объекта.

4-й блок - фиксация и закрепление позитивно достигнутых результатов:

- сознательное фиксирование оперативным сотрудником доверительной зоны общения;

- попытка опер работника «войти» в доверие к объекту;

- достижение оперативным сотрудником основной или запасной цели профессионального общения с учетом ролевых ожиданий, доминирующих мотивов и т.п. объекта;

- контроль и коррекция результатов профессионального общения.

5-й блок - самоанализ результатов:

- анализ профессионального общения оперативным сотрудником;

- прогноз дальнейших перспектив «взаимодействия» с объектом общения.

Разрабатывая данную модель профессионального общения, специалисты пришли к выводу, что «.эффективность общения оперативного сотрудника зависит от его умений и навыков выделять и учитывать цели, ролевые ожидания, потребности, интересы и т.п. не только свои, но и объекта профессионального интереса. Если он не сделает это, то потеряет не только время, но и внушит объекту отрицательные эмоции.

По роду своей деятельности сотрудник ОВД должен не просто контролировать процесс общения, а еще и анализировать его. Это предполагает просчитывание целей собеседника (как явных, так и маскируемых), его психологических ролей, исходя из чего, сотрудник ОВД определяет тактику и управляет ходом общения.

Работники милиции, осуществляя деятельность по укреплению законности и правопорядка, соприкасаясь ежедневно с правонарушителями, подвергаются длительному воздействию отрицательных факторов, испытывают значительные психические перегрузки. Жизнь сталкивает их с наиболее уродливыми антиобщественными явлениями. Все это иногда приводит к появлению элементов профессиональной деформации. Сотрудник может привыкнуть к отрицательной информации, перестать различать негативные и позитивные стороны действительности, смотреть на нее через «окошко» изолятора временного содержания, помещения камерного типа, через порог медвытрезвителя, когда все вокруг кажется мрачным скоплением безобразий, бескультурья, воровства и пьянства. У него может сложиться явно обвинительный уклон: в каждом человеке видится преступник (не сегодняшний, так потенциальный). Исходя из ложно понятых служебных интересов, такой сотрудник любыми средствами добивается желаемого результата, порой сознательно идет на нарушение законности. Нельзя допускать, чтобы в силу отрицательных влияний рождались черствость, грубость, равнодушное восприятие сломанной судьбы или ошибки человека, чтобы у некоторых сотрудников проявлялись черты профессиональной деформации, очерствление и притупление чувств. Необходимо постоянно вырабатывать стойкий и надежный иммунитет, предупреждать профессиональную деформацию, яркой формой которой является «эмоциональное выгорание».

Следует отметить, что профессиональная деформация сотрудников не зависит ни от возраста, ни от стажа работы в ОВД. Она зависит непосредственно от личностного адаптационного потенциала человека, от специфики работы в различных подразделениях и службах ОВД, а также от прохождения процесса профессиональной адаптации к службе.

В нашем исследовании служебная адаптация сотрудников ОВД рассматривается как целостный процесс освоения новых ролей и умений, связанных с социальным положением в сфере жизнедеятельности. Успешность адаптации должна определяться через изучение соответствия уровня профессиональной подготовленности требованиям служебной деятельности, а также включать оценки сформированности профессионально - важных психологических качеств, личностной зрелости (психологическая готовность к службе) и служебно-профессиональной направленности (мотивационная готовность к службе). Проблема профессиональной адаптации сотрудников ОВД в современных условиях слабо исследована. Недостаточно разработаны методологические, психологические и диагностические средства изучения и совершенствования этого процесса. Проблема адаптации сотрудников ОВД к служебной деятельности требует детального анализа и изучения как в теоретическом, так и в практическом плане. В связи с этим целью нашего исследования является выявление особенностей личностного адаптационного потенциала сотрудников ОВД в зависимости от занимаемого ими профессионально-должностного статуса. В качестве диагностического инструментария для определения уровня личностного адаптационного потенциала мы использовали многоуровневый личностный опросник «МЛО - Адаптивность», позволяющий определить личностный адаптационный потенциал и его компоненты. Необходимость в адаптации возникает в различные периоды профессиональной деятельности, сотрудников ОВД,, при любом изменении их профессионального статуса, содержания деятельности, взаимоотношений в служебном коллективе, с руководством и т.д.

Таким образом, основные элементы профессиональной направленности сотрудников ОВД включают в себя социально-мотивационные, профессионально-мотивационные качества и профессионально-психологическую устойчивость.

Ролевое поведение сотрудников ОВД в контексте нашего исследования рассматривается как умение перевоплощаться в процессе реализации поведенческих программ в соответствии с условиями и требованиями той социальной и профессиональной среды, в которой они находятся.

Внутреннее содержание ролевого поведения сотрудников ОВД определяется их индивидуально-личностными особенностями, психотипом личности, профессионально-психологической подготовленности и сформированной на ее основе психологической готовностью (состоянием) к осуществлению различных видов ролевого поведения, наличием профессионального и жизненного опыта, необходимых моральных и профессиональных установок к демонстрации ролевого поведения.

Психологическими компонентами ролевого поведения оперативного сотрудника ОВД являются: профессиональный статус, профессиональная роль и ситуативно создаваемые им линии поведения.

Можно сделать некоторые выводы.

Понятие роли является важнейшим понятием социальной психологии для объяснения человеческого поведения на всех уровнях - индивидуальном, межличностном и организационном.

В нашем исследовании за основу было принято следующее определение социальной роли: это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением), то есть местом в конкретной системе социальных отношений (А.Л.Свенцицкий).

Одним из наиболее перспективных направлений в решении проблем психологической активизации человеческих ресурсов, по нашему мнению, является ролевой подход.

На уровне межличностных отношений в понятии роли выявляется интерактивный характер множества ролей, исполняемых человеком. Каждая роль обязательно определяется путем соотнесения с одной или более другими ролями. Ролевая «структура взаимодействия» выступает, во-первых, как формальная структура взаимодействия, под которой понимаются такие образцы взаимоотношений, которые требуются обществом, его социальными институтами и организациями; во-вторых, как неформальная структура взаимодействия, порождаемая индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. То, что называется формальным уровнем взаимодействия, закреплено в формальных (официальных) социальных ролях и в коммуникативных способностях.

Социальная роль - это совокупность нормированных действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. В социальной психологии групп различают институционализированные и конвенциональные (по соглашению) роли.

В основе большинства наиболее значимых ролей лежит профессиональная стратификация. Это ведущий фактор социально-психологических процессов в организациях и в правоохранительных органах в том числе. Она же является базой для организации статусно-ролевых отношений в социальных группах и организациях.

Важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников ОВД - это работа с людьми, эффективное, психологически компетентное общение, межличностное взаимодействие. Рассмотрение особенностей статусно-ролевого взаимодействия позволяет нам отметить особую значимость этого явления в. профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Итак, строгая иерархичность в исполнении профессиональных обязанностей в подразделениях МВД РФ приводит к необходимости жесткой стратификации сотрудников ОВД по оси «доминирование - подчиненность». Это субъективно преломляется через осознание ими своего статуса в иерархии и соответствующего ему ролевого поведения в отношении объектов профессионального интереса. Следует предположить, что представители различных статусных групп в системе МВД РФ будут придерживаться своего поведенческого репертуара, который соотносится с уровнем развития их личностного адаптационного потенциала.

 

Автор: Ходжич М.В.