21.03.2011 39041

Понятие, функции и основные элементы культуры (реферат)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Подходы к определению понятия культуры

2. Структура и основные элементы культуры

3. Функции и роль культуры

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин «культура» возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание, и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры как оппозиции природы. То есть культура и природа соотносились как искусственное и естественное. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от всех остальных животных, именно поэтому мы можем говорить о целостности культуры, в том смысле, что культура есть явление человеческое, которое развивается вместе с человеком. Поиски смысла жизни, раскрытие тайн природы, творческий порыв – вот те основания, которые и обеспечивают целостность культуры и единство социокультурного прогресса.

В связи с особенностями и уникальностью понятия культуры выделилась особая область научного знания, объектом и предметом изучения которой стала культура – культурология.

Цель данного реферата – рассмотреть культуру как объект изучения.

 

1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Как было отмечено выше, на сегодняшний день существует огромное количество определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше 100 основных определений и сгруппировали их следующим образом:

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции Э. Тейлора. Суть таких определений: культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению – орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обKчаи, реакции поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определеннъх проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура – это поведение, которому человбк научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого (Большой толковый словарь по культурологии/ под ред. Кононенко Б.И. – М.: АСТ, 2003. – с.142).

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Поэтому в науке до сих пор ведутся споры по поводу определения культуры.

Таким образом, культуру в широком смысле можно рассматривать как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.

 

2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

 

Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру.

Важнейший элемент материальной культуры – средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, и т.д.. В материальную культуру входит производственно-техническая культура.

Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления.

Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.

Художественная культура – это особая целостная культура: в ней органически соединяется материальное и духовное производство. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов (Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2008. – с. 62.).

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего» опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка – испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор – что считать ценностью, а что нет (Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. – М., 2007. – с. 83.).

Таким образом, культура в культурологии разделяется прежде всего на материальную и духовную и включает в себя три составляющих: понятия, отношения и ценности.

 

3. ФУНКЦИИ И РОЛЬ КУЛЬТУРЫ

 

Многоплановая разноуровневая структура позволяет культуре осуществлять ряд функций:

1. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

2. Функция исторического обмена, передачи социального опыта. Эту функцию также называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.

3. Коммуникативная функция. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения прежде всего выступает язык.

5. Регулятивная и нормативная функция. Культура выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Сигнификативная функция – способность культуры создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия – это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

7. Функция «психологической разрядки» – как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки – это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

8. Главной функцией является гуманистическая функция. Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям (Культурология / Под ред. В.И. Добрынина. – М., 2003. – с. 95.).

Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями:

а) через социализацию;

б) через создание и введение ценностей;

 в) через образцы поведения;

г) через создание моделей институтов и социальных систем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия «культура». Но каждое из них отражает только одну сторону культуры, не охватывая всей многогранности данного явления.

В широком смысле слова культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.

Структура культуры очень многогранна и включает в себя духовную, материальную культуру, а также искусство как особый вид культуры, объединяющий в себе материальную и духовную составляющую.

Роль культуры в развитии человеческого общества очень велика. Она выполняет множество функции, среди которых познавательная, нормативная, исторического обмена, коммуникативная и т.д. Культура помогает человеку быть членом общества, следуя культурным нормам, которые выработало человечество, и передавая из поколения в поколение культурные ценности. С другой стороны, культура позволяет человеку удовлетворять свои духовные потребности.

Таким образом, культура – это уникальное явление, являющееся объектом изучения множества наук, но в наиболее полном смысле – именно в культурологии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Большой толковый словарь по культурологии/ под ред. Кононенко Б.И. – М.: АСТ, 2003. – 512 с.
  2. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. – М., 2007. – 624 с.
  3. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие. – М., 2008. – 456 с.
  4. Культурология / Под ред. В.И. Добрынина. – М., 2003. – 528 с.
  5. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2008. – 446 с.
  6. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. – М., 2007. – 524 с.