14.02.2013 10722

Влияние семейных отношений на особенности становления личности ребенка

 

В отечественной и зарубежной психологии существует большое количество работ, посвященных этой теме. Однако изначально проблема влияния семьи на ребенка разрабатывалась в рамках педагогики (А.А.Аркин, Ф.И.Лесгафт, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко).

Так, П.Ф. Лесгафт выделял шесть типов семейного воспитания, делая акцент на то, что, как излишняя жестокость, так и чрезмерная мягкость в воспитании, способствуют формированию отрицательных черт характера: замкнутости, угрюмости, эмоциональной неустойчивости, либо эгоистичности, честолюбия, властности.

А.С.Макаренко, занимаясь проблемами семейного воспитания, выделил стили поведения родителей, причем источник благополучия семьи он видел именно в сфере общения и отношений.

Вместе с тем еще в 1895 году один из основоположников отечественной психиатрии И.М.Балинский считал строгое, несправедливое отношение к детям в семье немаловажной причиной развития у них болезненного состояния; излишне снисходительное отношение является причиной, переходящей через край эмоциональности; предъявление непомерных требований - причиной душевной слабости ребенка. Оппенгеймер (1899) отмечал, что избыточная любовь и чрезмерное внимание могут привести к патологическому самонаблюдению и ипохондрии у ребенка.

Таким образом, уже первые работы, посвященные вопросам семейного воспитания, отмечают взаимосвязь между особенностями родительского поведения по отношению к ребенку и качествами личности последнего. Изучение современной психологической литературы, посвященной проблеме семейных отношений и семейного воспитания, показывает, что основными понятиями, которыми чаще всего оперируют авторы, являются ошибки семейного воспитания, типы неправильного семейного воспитания и параметры семейного воспитания. Причем эти понятия не всегда четко разграничены и, соответственно, правильно определены.

Ошибки семейного воспитания - есть те постоянно действующие недостатки в воспитании ребенка, которые возникают под воздействием соответствующей совокупности социально-психологических факторов. Такие ошибки проявляются в конкретных семейных условиях воспитания и в отношении родителей к этим условиям. Ошибки воспитания - это не сами факторы семейного воспитания, а следствие их сочетания. Под воздействием одного фактора могут возникать разные ошибки в зависимости от того, в сочетании с какими факторами он находится.

Е.А.Аркин и З.Баерюнас отметил 4 группы типичных ошибок родителей:

- отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка с малых лет, непродуманные меры воспитания;

- предоставление детям с малых лет свободы, к которой они не подготовлены;

- чрезмерная строгость родителей при воспитании или чрезмерное усердие родителей, постоянная опека, систематическое изнеживание ребенка;

- несогласованность между родителями по вопросу воспитания ребенка.

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева и Р.А. Зачепицкий считают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для возникновения неврозов, навязчивых состояний и психоастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка - развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля.

К мнению этих авторов присоединились и многие другие (Е.Г.Сухарева, В.Я.Гидкин, О.В.Кебиков, М.Е.Личко, Mantell D., Beer U.). Особенно подчеркивается роль противоречивых указаний со стороны родителей, так называемое маятникообразное воспитание: сегодня разрешили, завтра запретили, а так же противоречий в воспитательном подходе каждого из родителей.

Другие авторы выделяют в качестве причин психических отклонений у детей несколько другие ошибки. Это личностные особенности взрослых (особенно бабушки, матери и отца), такие как нескромность, аффективность характера, доминантность в отношениях с детьми, излишняя холодность и требовательность, чрезмерный рационализм, периодические депрессии.

Э.Г.Юстицкий отмечал, что поведение невротической матери может способствовать возникновению невроза и у ее ребенка.

С другой стороны, нередко причиной неправильного воспитания является недостаток знаний и опыта родителей, когда молодые родители чувствуют себя неуверенными в новой роли, воздействуют на ребенка несообразно его индивидуальным и возрастным особенностям.

Так, Э.Берн выделял в качестве причины, вызывающей ошибки в воспитании, недовольство родителей собственным воспитанием, вследствие чего они полностью отвергают воспитательную систему своих родителей, начиная действовать “прямо наоборот”, и это не может не вызывать новые ошибки. Ряд других авторов так же отмечает сложности с воспитанием детей у родителей, неудовлетворенных собственным воспитанием.

Большое значение в формировании личности ребенка многими советскими и зарубежными учеными придается структуре семьи: наличию в семье отца, числу поколений в семье, позиции ребенка как единственного, старшего или младшего (З.А.Янкова, Т.А.Репина, М.Земска, В.П.Петров, Э.Берн, и др.).

Неполные семьи (часто из-за отсутствия отца) формируют многие отрицательные черты личности. Это неустойчивость характера, внутренняя возбудимость и импульсивность у мальчиков, эмоциональная неустойчивость и тревожность у девочек. И.С.Кон в качестве одной из причин возникновения девиантного поведения у подростков называет воспитание в неполной семье.

Исследования, проведенные Т.А.Репиной показывают, что чем больше поколений в семье принимает участие в воспитании ребенка, тем более он способен на сочувствие к окружающим и менее агрессивен, но вместе с тем для него не характерны организаторские качества, самостоятельность и настойчивость, однако при наличии тесного эмоционального контакта эти качества начинают формироваться.

Воспитание в семье с единственным ребенком характеризуется изнеживанием взрослыми ребенка, крайними позициями родителей по вопросу воспитания, что порождает контрастность характеристик и эгоцентрическую направленность личности.

В семьях, где воспитывается двое или более детей, у ребенка может возникнуть неудовлетворенность своим положением в семье. Чаще это случается с первым ребенком. Когда в семье появляется новорожденный, даже у тех детей, которые его ждали, появляется ощущение забытости, ненужности. Однако и позиция второго ребенка может быть не всегда благоприятной. Младший нередко чувствует, что не может сравниться со старшим. Чувство неполноценности малыша провоцируется первенцем, когда тот наглядно демонстрирует свою силу и превосходство, что вызывает у малыша чувство ревности и безнадежности, неуверенности в себе. Дополнительным психотравмирующим фактором может являться выделение одного из детей - тогда другой ребенок будет испытывать недостаток эмоционального тепла и ласки.

Перечень особенностей поведения, личности родителей, оказывающих то или иное влияние на ребенка, можно продолжить, но в этом нет необходимости. Следует лишь отметить, что все исследователи подчеркивают особо травмирующую роль таких факторов, как семейные конфликты, единственный ребенок в семье, неполные семьи, непоследовательность, противоречивость семейных отношений.

Все эти особенности на самом деле не проявляются в отдельности, а сочетаются друг с другом и образуют определенные типы семейного воспитания, зависящих от типа отношения родителей к ребенку и в какой-то мере предсказывающие специфику социального развития личности.

А.С.Спиваковская в своей работе предлагает несколько подходов к характеристике отношений родителей к своему ребенку в зависимости от того, на каких сторонах этих отношений акцентируется внимание исследователя. В одном подходе выделены параметры требовательностъ-опека и принятие-отвержение. В другом предлагаются симпатия-антипатия, уважение-презрение и близость-дальность.

Она также выдвигает две группы мотивов воспитания: в первом случае их возникновение связано с жизненным опытом родителей, воспоминаниями собственного детства и личностными особенностями (под этим понимается воспитание как 1) реализация смысла жизни; 2) потребности достижения; 3) идеалов или определенных качеств); во втором - с особенностями супружеских отношений (воспитание как реализация определенной системы).

Е.С. Шефер, проведя всестороннее исследование поведения родителей, счел возможным описать их отношение к детям двумя парами признаков: неприятие-расположение; терпимость-сдерживание (контроль). При расположении родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, принимают детей такими, какие они есть; при нерасположении - видят у детей множество недостатков, не испытывают удовольствия от общения с ними; при сдерживании - массу запретов, жесткий контроль, запрет шумных игр, требование опрятности, послушания, не позволяют далеко уходить от дома.

М.И.Буянов, опираясь на характер родительских требований, и эмоциональных отношений в семье, предлагает следующие типы неправильного воспитания:

- тип “Золушка”, обозначающий явное эмоциональное отторжение ребенка родителями. Родители чрезмерно придирчиво, враждебно или недоброжелательно относятся к своему ребенку, предъявляют к нему повышенные требования, не давая ему нужной ласки и теплоты. В результаты ребенок замыкается, уходит в мир сказочной фантазии или пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец любили, старается обратить на себя внимание;

- тип “Кумир семьи”. Все требования и капризы ребенка выполняются, вся жизнь крутится только вокруг его капризов и прихотей. В таких семьях растут инфантильные мужчины, зависимые и слишком

комфортные люди.

- “Гиперопека” - взрослые предохраняют ребенка от всякого риска и тем самым лишают его самостоятельности, подавляют его инициативу;

- “Суровое воспитание” характеризуется чрезмерным рационализмом в отношениях к детям, отсутствием эмоциональной непосредственности и ласки, нежности;

- “Гипоопека” - когда ребенок предоставлен самому себе, никем не контролируется, никто не занимается его воспитанием. Это связано с замедлением формирования социальных навыков, хулиганством и безделием;

- “Противоречивое воспитание” - когда мнения взрослых о воспитании ребенка и требования к нему сильно расходятся.

У А.Б.Добровича типы неправильного воспитания выделяются в соответствии с теми ролями, которые семья навязывает ребенку. Это: кумир семьи; мамино (папино) сокровище; роль паиньки; роль болезненного ребенка; роль ужасного ребенка; роль “козла отпущения” и др.

Родители классифицируются ею и со стороны специфических черт, достаточно ярко проявляющихся в контактах. Эти черты она группирует в три позиции - доминантность-недоминантность; мобильность-ригидность; экстраверсия-интраверсия - и дает их характеристики. Так, доминантный собеседник строит общение с точки зрения своего собственного миропонимания, не особо интересуясь мнением и состоянием собеседника, тогда как недоминантный очень чуток к внешним признакам вашей силы, в чем бы она не проявлялась. Он уступчив и легко теряется, нуждается в известном поощрении со стороны партнера. Мобильный собеседник легко включается в разговор и выходит из него, ригидный более вдумчив в общении, ему необходимо время, чтобы включиться в беседу либо свернуть разговор. Экстраверт расположен к общению, интраверт - углублен в себя.

Эта классификация интересна тем, что все виды взаимодействия могут быть сгруппированы в три основные типа: доминирование, паритет или равенство позиций. Последняя форма является наиболее благоприятной для сотрудничества и взаимопонимания.

Р. Кэмпбелл, рассматривая особенности отношения к детям в различных семьях, говорил о факторе родительской любви, обеспечивающем ребенку полноценное воспитание и благоприятствующем эмоциональному росту и укреплению его уверенности в себе, чувство собственности, стремление к соблазну, замещающая любовь, перестановка ролей. Искаженная родительская любовь, считает Кэмпбелл, не может не отразиться на нормальном психическом развитии ребенка.

Т.В. Сенько так же выделяет некоторые характеристики доминирования и подчинения: как доминирование, так и подчинение может быть положительным и отрицательным, действенным и вербальным, сильным и слабым. Каждая форма взаимодействия характеризуется своими понятиями: положительное доминирование - помогать, хвалить, руководить, наставлять; отрицательное доминирование - нападать, ругать, заставлять, приказывать; положительное подчинение - слушаться, соглашаться, терпеть, доверяться; отрицательное подчинение - уступать, подчиняться, терпеть, переживать.

Многие другие типы воспитания представлены в работах А.Я.Варгой, Т.В.Нещерет, А. И. Захаровым, А.С.Спиваковской, М. Земской.

Анализ работ, посвященных типам семейного воспитания и отношения родителей к ребенку, позволяет сделать вывод о том, что разновидности типов неправильного воспитания основаны на многообразии параметров семейного воспитания, на которые опираются исследователи в своей классификации.

Так, О.Коннер (приводится по В.В.Столину) выделяет такие параметры, как принятие и любовь, явное отвержение, излишнюю требовательность, чрезмерную опеку. М.Паттер - гиперопеку. А.Ро, М.Сигельман - активную любовь, сверх требовательность, неприятие, гиперопеку, не последовательность, пренебрежение. Е.С.Шефер, Р.К.Белл - свободную демократию, кооперацию, ненависть, сверхтребовательность, авторитарный диктат, всепрощение, осуждение, пренебрежение.

Для характеристики одного и того же типа неправильного семейного воспитания авторы нередко пользуются совершенно неэквивалентными терминами. Например, повышенная забота родителей обозначается как гиперопека, опека, принятие, гиперпротекция, воспитание по типу “кумир семьи”, а пониженная забота - как гипоопека, непринятие, безнадзорность, педагогическая запущенность, воспитание по типу “Золушки” или “козла отпущения”. А, с другой стороны, понятия “гиперопека”, “кумир семьи” объединяются особенностями контроля и заботы (О.В.Кебиков, В.Я.Гиндикин). Под гиперопекой подразумевается сочетание повышенной заботы с ограничениями, навязываниями своих мнений детям. “Кумир семьи” означает сочетание высокой заботы с разрешающим видом контроля.

Термины принятие-неприятие объединяют еще большее количество родительского отношения, основными из которых являются эмоциональное отношение к детям и проявление к ним контроля.

На наш взгляд, объединение в одном термине разных сторон отношений родителей и неадекватное употребление терминов приводит к смешению основных понятий, создает немало трудностей для сравнения и обобщения ряда исследований и дальнейшего изучения проблемы. Поэтому требуется четкое разграничение и уточнение содержания каждого из параметров (факторов) родительских отношений, предлагаемых в литературе, и предложение параметров, наиболее существенно отражающих сущность этих явлений.

А.А.Бодалев и В.В.Столин, опираясь на идею двух психических измерений (соответствующих эмотивному и поведенческому аспектам), обращают внимание на формы контроля за ребенком, представляющие собой континуум с крайними точками автономия-контроль и на формы эмоционального отношения к ребенку с полюсами принятие-отвержение.

А.И.Захаров и В.И.Гарбузов кроме этих параметров выдвигали еще один критерий - заботу.

В зарубежной литературе исследователи тоже акцентируют внимание на этих параметрах семейных отношений: принятии, заботе и контроле.

На наш взгляд, перечисление разных параметров семейного воспитания само по себе мало о чем говорит. Для нашего исследования необходимо раскрыть содержание и определить место каждого из параметров в системе семейных отношений.

Принятие в литературе понимается как безусловное положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей, то есть необходимо принять его таким, каков он есть, признать права ребенка на присущую ему индивидуальность и эмоциональную независимость. В этом смысле принятие идет в неразрывной связи с индивидуализацией. Принятием родители обеспечивают ребенку чувство безопасности и уверенность в будущем.

Непринятие (отвержение) расценивается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие уважения, а в максимальном выражении как враждебности к детям. Неприятие ребенка вызвано рядом причин: нежелательное появление ребенка, рождение младшего в семье, психическая ненормальность родителей, конфликтность супружеских отношений.

В работах многих исследователей эквивалентом неприятия считается воспитание по типу “Золушки”, без любви и уважения, игнорирующее индивидуальные особенности ребенка с частыми физическими наказаниями, унижениями, беспрестанными завышенными требованиями.

В семье с таким воспитанием взрослые часто навязывают ребенку роль ”ужасного ребенка”, который создает лишь хлопоты и напряженные ситуации и терпит бесконечные выговоры и наказания, или “козла отпущения”, который вызывает раздражение у всех любым своим поступком и высказыванием.

Забота родителей выражается в степени их эмоциональной включенности в дела ребенка, их заинтересованности в вопросе его воспитания. Повышенная забота (гиперопека) обозначает избыточное внимание, а так же навязывание своего мнения ребенку, подавление его самостоятельности, инициативы, ограничение влияния окружающих на ребенка. При патологическом развитии гиперопеки вся жизнь семьи целиком посвящается ребенку, он является для взрослых сокровищем, все его желания и прихоти немедленно выполняются взрослыми. В литературе еще встречается близкий по значению термин гиперпротекция, обозначающий чрезмерную заботу, перезащищенность через такие признаки, как чрезмерные физические контакты, обращение к ребенку-подростку как к беззащитному младенцу. Другой полюс в выражении этого параметра - запущенность воспитания. Ребенок предоставлен сам себе, им никто не занимается. Родители или равнодушны, или сдержаны в проявлении своих чувств к ребенку, избегают его.

Данное положение основано на следующем: характер требований родителей к ребенку, хотя теоретически и не выделен как одна из основных характеристик родительской позиции (и это понятно, потому что требование есть одна из форм проявления “принятия родителями своего ребенка), но все специалисты в области психологии семейных отношений упоминают эту сторону дела и считают ее важным фактором формирования поведения и характера ребенка. А непоследовательность, непостоянство, разногласия в требованиях взрослых в семье к ребенку считаются одной из главных причин патопсихологических явлений у детей (А. А. Грибоедов, И.А.Захаров, Е.А.Аркин, М.И.Буянов, З.Баерюнас, М.Земска, Т.А.Репина и др.).

В требованиях родителей, помимо принятия ребенка, отражаются в большей степени родительская позиция, их ценностные ориентации, ожидания, направленность педагогических воздействий родителей и их оценки ребенка.

Основными критериями, по которым принято определять характер родительских требований, являются их последовательность и единство, соответствие индивидуальным и возрастным особенностям ребенка, гибкость и прогностичность.

Поскольку межличностные отношения проявляются именно в общении (Б.Ф.Ломов, Б.Г.Ананьев, Н.В.Мясищев, В.Б.Ольшанский), то само собой подразумевается, что изучение внутрисемейных отношений немыслимо без семейного общения. Важность этой стороны семейной жизни подчеркивается во многочисленных работах. В общении между родителем и ребенком отражаются не только отношения родителя к ребенку, но и их индивидуально-личностные особенности, их супружеские чувства, весь уклад семейной жизни.

Один из главных аспектов в стиле родительских отношений заключается в том, как родители относятся к автономии ребенка, разрешают или ограничивают его самостоятельность. Регулирующее воздействие родителей обозначается как контроль, санкции. По критерию контроля существует следующая типология: автократичный, авторитарный, демократический, равноправный, разрешительный, беззаботный и игнорирующий. Автократичные и авторитарные родители не допускают автономии и жестко ограничивают детей. При данном типе контроля много порицаний, угроз, физических наказаний, “подгонки”. Наоборот, в разрешительном, беззаботливом, игнорирующем типах контроля отсутствуют ограничения, детям предоставляются беспредельные льготы и привилегии. Самым разумным является демократический стиль, при котором родители предоставляют ребенку самостоятельно решать свои проблемы и в то же время тактично помогают ему советом, объяснениями и практическими действиями.

Вычленение этих параметров семейных отношений с теоретической позиции можно считать вполне справедливым, так как во-первых, это соответствует принятому в психологии трехкомпонентному делению любого психического факта и в том числе отношения (В.Н.Мясищев, Н.Н.Обозов): познавательное (когнитивной, эмоциональное (аффективное) и волевое (поведенческое).

Вместе с тем, обобщение многих эмпирических исследований подсказывает, что для экспериментального исследования конкретных внутрисемейных отношений стоило бы выделить в операционном плане еще дополнительно такие критерии, как характер требований родителей к ребенку, конфликтность семейных отношений и особенности семейного общения), по стилю общения: его эмоциональной окраске (положительная или отрицательная), интенсивностью и взаимодействию с внесемейным общением (Б.Ф.Ломов, М.И.Лисина).

Разрушительное значение конфликтов в семейных отношениях изучалось многими психологами, социологами, педагогами (Г.М.Бреслав, Э.В.Варламов, А.Кемпинский, Т.М.Мишина, Э.Г.Эйдемиллер и др.).

Стабильные конфликты в семье приводят к возникновению у ребенка внутриличностной противоречивости и конфликтных отношений с окружающими, деформированию его нравственной направленности и волевой сферы жизни. Семейные конфликты являются непосредственной причиной многих серьезных болезней у детей и детских преступлений. Можно подразделить семейные конфликты на две основные подгруппы: общие семейные конфликты и конфликты между взрослыми по вопросу воспитания детей.

Анализ литературы по проблеме влияния внутрисемейных отношений на развитие личности дошкольника показал следующее.

Основными показателями семейных отношений являются взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопомощь, согласованность между членами семьи и тактичное отношение родителей к ребенку, правильно организованный быт и деятельность ребенка в семье.

Забота, принятие, контроль, требование, особенности общения и семейные конфликты выступают в качестве параметров родительских отношений, основными из которых представляются принятие и контроль. Изучение параметров родительского отношения позволит создать точную картину о родительской позиции в воспитании ребенка, раскрыть сущность родительских ошибок и причин возникновения разных типов неправильного воспитания.

Итак, в силу своих особенностей, обеспечивающих наиболее успешное развитие личности ребенка, семья является первым и ведущим институтом социализации человека: процесс усвоения норм, правил поведения находится в прямой зависимости от того, какого характера взаимоотношения существуют между ее членами.

Вместе с тем остается малоизученным вопрос о механизме влияния внутрисемейных отношений на процесс формирования социального поведения личности.

Социальная активность личности в дошкольном возрасте характеризуется нормативностью, определяемой своеобразием развития инициативы и исполнительности. Вместе с тем социальная активность представляется фундаментальной характеристикой личности, определяющей особенности ее отношений с окружающим миром.

Социальная активность развивается, в первую очередь, при взаимодействии со взрослыми и, особенно, с родителями.

 

Автор: Усова А.В.