11.03.2013 8391

Понятие и сущность профессиональной пригодности

 

Идея взаимного соответствия между индивидуальными особенностями человека и требованиями профессии «как бы разумеется сама собой» - отмечает известный специалист в области психологии труда Е.А.Климов [1996, с. 96]. Пути преодоления конфликта личных качеств человека и требований профессиональной деятельности, достижения соответствия между ними весьма разнообразны - это и профессиональный отбор, и подбор людей на рабочие посты, и подбор профессии для определенного человека, обучение, формирование профессионально важных (профессионально ценных) личных качеств, изменение средств и условий труда, формирование индивидуального стиля деятельности и т.п. [там же, с. 105-106]. Но какой бы путь достижения указанного соответствия не был выбран, мы всегда должны обладать возможностью оценивать направление движения, удаляемся или приближаемся к намеченной цели. Для этого необходимо иметь, с одной стороны, психологическое описание профессиональной деятельности как важнейшей составляющей профессиограммы (иногда ее называют психограммой), а с другой - описание профессионально значимых психологических особенностей данного человека.

При этом практически никогда не бывает так, чтобы процесс установления соответствия особенностей человека требованиям профессии был однозначно поступательным, т.е. развивался от заведомо меньшего соответствия к безусловно большему. В этом движении есть свои противоречия, отступления, временные ухудшения и резкие скачки вперед. Более того, однажды достигнутое близкое соответствие, характерное для высококлассного профессионала с неизбежностью должно быть со временем разрушено - только так можно преодолеть застой или избежать профессиональных деформаций личности, обеспечить дальнейшее профессиональное развитие человека. Поэтому не совсем корректно говорить о «гармонии между человеком и профессией» [М.А.Дмитриева и др., 1979], если только не понимать ее как реально недостижимую абстракцию. Но на какой бы стадии профессионального становления (или профессиональной деградации) не находился человек, нам всегда приходится иметь дело с двумя полюсами - субъективным (совокупность особенностей человека, субъекта трудовой деятельности) и объективным (характер требований профессий), а так же мерой их соответствия друг другу. При этом важно не забывать, что существует так же система требований человека к профессиональной деятельности, и в процессе профессионального становления личности эти требования не только удовлетворяются, но и уточняются, изменяются и развиваются, как, впрочем, и требования профессии к личности.

Мы рассмотрим только первую ступеньку или первый шаг на долгом пути развития профессионального мастерства способы фиксации и первичной оценки взаимосоответствия индивидуальных психологических особенностей человека недавно приступившего (или только готовящегося приступить) к управленческой деятельности характеру требований к человеку со стороны управленческих профессий. Широко известно что начальные стадии развития могут быть хорошо поняты лишь при рассмотрении их сквозь призму более поздних. И в нашем случае для понимания первых этапов становления обсуждаемого соответствия необходимо было изучать профессионалов управленческой деятельности, находящихся на разных уровнях профессионального мастерства.

Для описания совокупности индивидуальных качеств человека (включая и психологические), которые могут в большей или меньшей степени соответствовать требованиям профессии, используют такие понятия как «профессиональная пригодность» [Левитов Н.Д., 1928; Гуревич К.М., 1979; Климов Е.А., 1996; Климов Е.А., Носкова О.Г., 1992; Кулагин Б.В., 1984; Пряжников Н.С., 1996 и др.]; система «профессионально важных качеств» [Котелова Ю.В., 1986; Чебышева В.В., 1972; Иванова Е.М., 1987; Шадриков В.Д., 1994; Психологическое 1991, и др.]; «профессионально значимые свойства» [Дмитриева М.А. и др., 1979]; «потенциал специалиста» [Психологическая диагностика 1999; Шмелев А.Г. и др. 1993]; «профессиональная зрелость» [Super D.E. et al., 1957]; «готовность к труду (профессиональной деятельности)» [Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. 1985; Сериков В.В., 1988; Развитие и диагностика 1991; Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А., 1997 и др.]; «профессиональная направленность» [Психологические вопросы, 1981]. Традиция изучения отдельных профессионально важных качеств с использованием научных методов восходит по крайней мере к началу века, но понимание необходимости целостного, синтетического изучения субъекта трудовой деятельности стало остро осознаваться лишь в 30-х- 40- х годах, в частности, в работах С.Г. Геллерштейна [1985].

Наиболее развернутую характеристику субъекта труда как некоторого целого в разнотипных профессиях, а также его познавательной и исполнительной сфер (гнозиса и праксиса) дает Е.А. Климов [1995]. Основными понятиями, задающими синтетическое описание и одновременно оценку субъекта с точки зрения взаимного соответствия требований профессии к человеку и человека к профессии являются «профессиональная пригодность» и «готовность к труду» [Развитие и диагностика, 1991].

Сопоставительный анализ этих понятий показывает, что для изучения стадии вхождения в профессию, этапа выбора профессии и начальных периодов профессионального становления более адекватным является понятие готовности, поскольку профессиональная пригодность фиксирует определенный уровень уже сложившегося соответствия индивидуальных данных требованиям профессии и предполагает наличие у человека профессиональных знаний, умений, навыков, т.е. определенный уровень профессионального мастерства [Левитов Н.Д., 1928].

Так же трактуется профпригодность и в современной психологии труда. Е.А. Климов отмечает, что профпригодность не может существовать до включения в трудовую деятельность и только в самой этой деятельности складывается [1996, с. 107]. Поэтому нельзя диагностировать профессиональную пригодность у человека только выбирающего профессию или желающего сменить ее. В этом случае более адекватно говорить о готовности к той или иной деятельности, в том смысле, в каком говорят о степени готовности дошкольника к школьному обучению [Гуткина Н.И., 1993; Шадриков В.Д., 1994 и др.]. Понятие готовности используется и в общей психологии (например, «готовность к восприятию» у Дж. Брунера [1977], который понимает ее как то, что обеспечивает адекватность оценки воспринимаемой ситуации и планируемых действий).

Л.Б.Садовникова [1999, с. 64] отмечает, что осознание личностью своей готовности к профессиональной деятельности - это психическое состояние, включающее понимание ею целей, оценку имеющихся условий и ситуаций, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование своих собственных мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, уверенность в результативности деятельности и возможности достижения цели.

Ю.П.Поваренков, обобщая различные контексты использования понятия «готовность к труду» в психолого-педагогической литературе, определяет ее как «сложное, целостное личностное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально-значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности» [Развитие и диагностика, 19991, с. 110].

В.В.Сериков [1988, с. 53] указывает на различные виды готовности, описанные разными авторами. «Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность (Л.С.Нерсесян, В.Н.Пушкин); функциональную и личностную (Ф.Т.Гецов, Б.Ф.Пуни); психологическую и практическую (Ю.К.Васильев, Б.Ф.Райский); общую и специальную (Б.Г.Ананьев); готовность к умственной и физической деятельности (А.Г.Ковалев) и т.д.»

 

Автор: Ильин С.С.