21.03.2011 94569

Романский стиль в архитектуре в период средневековья V - X вв. (реферат)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Характерные черты романского стиля

2. Архитектура романского стиля в странах Европы

3. Особенности рыцарских и феодальных замков

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Архитектура Средневековья включает в себя 4 основных стиля: «Каролингское возрождение», Оттоновское искусство, романский стиль и готика.

«Каролингское возрождение» - расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв.). Эпоха Карла Великого ознаменовалась реформированием административной, судебной и церковной сфер, а так же возрождением античной культуры. Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Самым значительным сохранившимся сооружением является капелла императорской резиденции в Аахене, пример монументальной основательности каролингской архитектуры, следовавшей ранним христианским образцам. Нововведением можно считать западный придел – паперть с этой стороны церкви, окруженную башнями. «Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское и романское искусство.

Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв. Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим. Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. На церковную архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и трансептами или с тщательно разработанной западной апсидой, украшались мозаиками и фресками. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости. Оттоновское искусство оказало значительное влияние на все европейское искусство и явилось основой для романского стиля.

Романский стиль - художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв. Термин вначале применялся только к архитектуре, а позднее – к живописи, скульптуре и другим видам искусства. Однако обычно романским называют стиль, который сформировался одновременно во Франции, Италии, Германии, Испании и Англии в 11 веке. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. Отличительная черта романского стиля в архитектуре – это массивность, тяжеловесность, толщина стен, которая подчеркивалась узкими проемами окон. Это придавало облику зданий величественность.

Возрождение церковного строительства после периода упадка, появление монашеских орденов, развитие более сложных форм литургии (что требовало большего количества приделов и более обширных хоров), усовершенствование самой строительной техники способствовали возведению более сложных церковных строений в раннехристианских традициях. В месте пересечения трансепта с продольными нефами обычно находился световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную ячейку, обособленную от остальных. Каменный свод прорезали арки и аркады, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, создававшие ощущение незыблемости и устойчивости. В романский период появились каменные замки, построенные в форме огромных башен, в которых находились жилые помещения. Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические.

Готический стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе, где господствовала до 16 века.

Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой; крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками, и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности.

Другой характерной чертой готической архитектуры, возникшей чуть позже, является ажурный декор, украшающий оконные проемы и поверхности стен. Причем в этой области был достигнут такой уровень мастерства, что по рисунку (или его отсутствию) можно было легко определить принадлежность к тому или иному периоду развития готической архитектуры.

Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Это 1140 – 1144 гг., аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля монастыря Сугерия, одного из известных покровителей искусств того времени, проводилась перестройка церкви. Сохранилась лишь небольшая часть здания – крытая аркада клироса, но оно остается одним из тех сооружений, которые внесли революционные изменения в европейскую архитектуру. Вместо тяжеловесных конструкций романского стиля появились стройные опоры, арки и крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. В готических соборах окна увеличились до таких размеров, что образовывали полупрозрачную стену.

Позднее французская готика приобретает еще большую декоративность. «Лучистая» и «пламенеющая» готика, распространившись почти по всей Европе, во многих странах приняла своеобразные формы.

 

1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ

 

Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI-XIII вв., поскольку она унаследовала некоторые черты архитектуры и отдельные строительные приёмы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. И то, и другое условно, так как рассматриваемый период далеко выходит за рамки указанных признаков и представляет собой яркое и самобытное явление, практически распространившееся на архитектуру всех стран Западной Европы. Это исторический стиль зрелого средневековья, характеризующийся общностью типов зданий, их конструктивных приёмов и выразительных средств. Собственно романскому< периоду (XI-XIII вв.) предшествовал довольно длительный период архитектуры раннего средневековья (V-X вв.).

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Архитектура раннего средневековья несёт на себе следы общего относительного застоя в развитии экономики и культуры западноевропейских стран. Строительные достижения древних римлян были в значительной мере утеряны, уровень строительной техники снизился. С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом - баптистерии), так и базиликальный. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика.

Своими истоками средневековая базилика уходит в позднеримскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехристианского храма. Среди них построенная Константином базилика св. Петра в Риме, 330г. и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Павла в Риме, IV-V вв.; базилика св. Аполинария в Равенне, VI в., и др.). Они представляли собой фронтально-осевую композицию с вытянутым по основной оси пространством, разделённым двумя или четырьмя рядами колонн на три-пять нефов. Средний был значительно шире и выше остальных и освещался сквозь окна, устроенные в верхней части стен. Ряды опор, разделяющие нефы, обычно делались в виде аркад на колоннах, пролёты между ними имели плоские перекрытия по деревянным балкам, в основном нефе подвешиваемых к деревянным фермам. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, делалась апсида, а для расширения предалтарного пространства, предназначенного для духовенства, часто устраивался поперечный неф - трансепт. Перед зданием иногда устраивался окружённый галереями двор - атриум посреди которого стояла чаша для обряда крещения.

В дальнейшем развитии этот тип базилики совершенствовался путем увеличения площади для алтаря и размещавшегося перед алтарем хора, а также появлением перед основным залом дополнительного помещения - нартекса, куда допускались “оглашенные”, т.е. люди еще не принявшие христианства. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма. Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами, из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Западный конец церкви, где помещался хор для мирян, обычно фланкировался двумя башнями, поскольку помимо своих основных функций храмы часто имели и важное оборонное значение. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Наряду с базиликальными строились и так называемые зальные храмы, в которых, в отличие от базилики, средний неф не имел значительного превышения над боковыми.

Строительные приемы, тектоника.

Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала ХII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета. Как и в Византии, романский крестовый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов или тромпов.

С переходом к цилиндрическим сводам массив стеновых опор стал резко возрастать. Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и подпружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы - контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия распорных усилий. Эта конструктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала основной для развития готической системы.

В отличие от древнеримских и византийских купольно-сводчатых структур, в которых зодчие стремились основные распорные усилия погасить конструкциями внутри здания, в романский период архитектор выносит активно работающие вертикальные опоры за пределы наружных стен и делает этот прием обязательным принципом нового компоновочного метода.

В период зрелой романской архитектуры (ХII в.) принцип дифференциации конструкции начинает появляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых опоясывается выступающими ребрами - гуртами (нервюрами). Предварительно выложенные из тесаных камней, гурты позволяли облегчить свод, а в процессе возведения конструкции служили опорой для деревянной опалубки.

На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капителью. Такие же полуколонки, но меньшего размера отвечали продольным и поперечным аркам малых нефов. Сложилась характерная для этого периода расчлененная структура несущего столба, в тектонике которого нашел свое отражение метод дифференцированной компоновки романской конструкции.

Расчлененная структура несущего столба явилась основой пластического решения интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках. Она тесно связана с тектонической структурой всего базиликального здания и особенностями его конструктивной схемы. Это своеобразный средневековый “ордер”, в котором пластическая разработка и декоративные элементы подчеркивают конструктивные функции системы.

Основным материалом для возведения крупных построек служил камень местных пород, главным образом известняк. Применялись также разноцветные камни вулканического происхождения (в некоторых областях Франции), гранит (в Нормандии), а для облицовки - мрамор (в Средней Италии). Кирпич применялся главным образом в северных областях Франции, в Германии и Нидерландах.

Чаще всего укладка велась из небольших отесанных камней, уложенных на растворе. Романские строители полностью отказались от приемов укладки камней насухо, а также от приемов бетонной кладки горизонтальными слоями, характерных для римской техники. Стены обычно выполнялись трехслойными с забуткой из каменного балласта и раствора; внешние ряды из тесаного камня также укладывались на растворе.

Своды романских зданий делались из клинчатых тесаных камней или кирпича на растворе. Все своды выполнялись по деревянным кружалам. В целях экономии материала камни для укладки стен имели различную длину и высоту.

Выравнивались по высоте лишь камни, находящиеся в одном горизонтальном ряду; сами же ряды часто имели различную высоту. Отеска камня и его окончательная обработка, включая резьбу по камню, производилась до укладки квадров на место. При этом тщательно обрабатывалась лишь лицевая сторона.

Особое значение приобретал укладываемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не только вяжущим, но прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения давления в кладке стены или свода. Конструкция последних приобретала структуру и свойства, близкие современным каменным зданиям.

В зависимости от применяемых материалов кладка стен, обычно не оштукатуривавшаяся, была важнейшим средством художественной выразительности, способствуя выявлению особенностей тектоники зданий.

В эпоху романской архитектуры центрами монументального строительства были монастыри, в которых храм был религиозным и общественным центром, а также последним убежищем при нападении противника. Структура храма с нартексом, базиликальным залом, трансептом, хором, апсидой и угловыми башнями соответствовала ритуальным канонам, а также общественным и оборонительным функциям.

Внутреннему строению храма с его четким расчленением пространства и конструктивных элементов соответствует и внешняя композиция. Конструкция подчеркивается членением стен, среди которых ведущая роль отводится конструктивно-оправданным угловым утолщениям, лопаткам и контрфорсам. В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка. Проемы имеют, как правило, полуциркульное завершение, в поздний период иногда - стрельчатое. Фасады украшались декоративными поясками - аркатурами, иногда в сочетании со скульптурными фризами. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми “перспективными” порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами. Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль.

Здания и архитектурные комплексы.

Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Во Франции выделялись школы Бургундии, Прованса, Аквитании и др., В Германии - Саксонская и Рейнская школы. В городах, прилегающих к Адриатическому побережью, заметно было влияние византийской архитектуры.

Важнейшим очагом экономической и культурной жизни Франции в романский период была расположенная в центре страны Бургундия, где особенно влиятельной была власть римской церкви. Ее центр - крупнейший монастырь в Клюни, оказал большое влияние на развитие романского типа храма. Бургундия была одним из самых богатых районов Франции. Расположенная в месте сближения важнейших рек – Луары, Сены и впадающей в Рону Соны, она оказалась в центре естественных путей сообщения, что рано сделало ее средоточием торговли и ремесел. Одновременно Бургундия была центром религиозной жизни Франции и даже не только Франции, ибо влияние расположенного здесь монастыря Клюни выходило далеко за ее пределы. В Бургундии было много клюнийских аббатств, здесь же были основаны монастыри Сито и Клерво – главные обители ордена цистерцианцев, также игравшего видную роль в религиозной и политической жизни.

В 1089 году аббат Гуго (1049-1109) приступил к строительству третьей церкви Клюни. Уже в 1095 году папа Урбан II освятил главный алтарь и три дальние алтарные капеллы. Окончательное освящение храма состоялось в 1131-1132 годах. Но уже к 1258 году прежде могущественный монастырь превратился в синекуру. В 1790 году обитель была распущена, а в 1798 здание продали под снос. Его начали сносить в 1811 году, и теперь мы знаем только ее план и сохранившиеся южное крыло трансепта, хор, капители и некоторые отдельные элементы.

Это была самая большая церковь тогдашней Европы, длина ее достигала 187 м, длина большого трансепта – 71м, а пролет центрального нефа равнялся 15м. Она имела пять нефов, обширный хор с обходом и венцом капелл, два расположенных в восточной части трансепта и очень длинный нартекс. Как и большинство бургундских храмов, она представляла собой базилику с высоким центральным нефом и низкими боковыми. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями. Здание увенчивалось пятью высокими башнями: по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта.

Сооружение такого грандиозного здания с широким и высоким нефом требовало большого конструктивного совершенства. Бургундские архитекторы идут по пути смелого новаторства. Чтобы обеспечить устойчивость свода центрального нефа, они расчленяют его опорными арками, соответствующими членениям крестовых сводов боковых нефов, вводят облегчающую распор стрельчатую форму арки и сводов, укрепляют столбы внутри здания и делают специальные выступы у наружных стен – так называемые контрфорсы.

Декор должен был поражать великолепием. Помимо необычайно красивых капителей, притягивавших взор каждого входящего, все арки, окна и карнизы были окружены полосами скульптурного орнамента, а каждый полупилон имел каннелюры. В огромных канделябрах горели свечи, и их мистический свет падал на мозаики и статуи святых. Курился фимиам, священнослужители были облачены в золотые ризы, золотая и серебряная утварь сверкала драгоценными камнями. И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии.

Нужно представлять, как жили люди в раннее и позднее Средневековье, чтобы понять, сколь сильно действовало на них посещение храма, поражавшее одновременно все чувства. Источником света и тепла служило лишь солнце, поскольку дорогие дрова и свечи были доступны немногим. Музыки народ не знал – разве что пастушескую флейту и примитивные песни, живопись существовала только в монастырях. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. Неудивительно, что для верующих церковь Клюни III казалась настоящим чудом, прообразом Небесного Иерусалима.

Ни одна светская постройка той эпохи не могла сравниться с Клюни. Во-первых, светские правители были вынуждены постоянно тратить большие средства на солдат и военное снаряжение, во-вторых, христианская мораль вообще запрещала накапливать богатство и стремиться к роскоши. А сама церковь и монастыри получали крупные и щедрые пожертвования.

Несмотря на впечатление, производимое Клюни III, немногие последовали ее примеру. Не всем нравилась церковная роскошь. В XI веке был основан орден цистерцианцев, презиравших пышность и богатое убранство и возвращавшихся к аскетичным монашеским идеалам. Другая причина заключалась в том, что, несмотря на решение проблемы цилиндрического свода в Клюни III и на его совершенную форму, будущее все же было за нервюрными сводами и готическим стилем. Непосредственно перед освящением Клюни III был возведен великолепный шестичастный свод в Кане, а между 1140 и 1144 годами Сугерий построил первое здание в Сен-Дени. В то же время третья церковь аббатства Клюни с ее строгой конструкцией элементов и точным соблюдением пропорций предчувствовала основные достижения готики.

Один из ранних примеров применения крестовых сводов в романской архитектуре – Сент Мадлен в Везеле. Монастырь был основан в 858 году Жирардом Русильонским и, как и Клюни, подчинялся непосредственно Риму. В 1104 году восточные участки каролингской постройки были заменены новыми, а в 1120 году после разрушительного пожара был перестроен центральный неф, сохранившийся до сегодняшнего дня.

Сент Мадлен состоит из нартекса, вплотную примыкающего к нефу, и тринадцати пролетов, что на два пролета больше , чем в Клюни III. Однако строение стен храма отличается от клюнийского. Крещатые столбы с полуколоннами со всех сторон несут на себе опоры аркад и поперечных арок сводов во всех трех нефах. Квадратные полупилоны отделяют стены от полукруглых колонн и делают членение травей более четким. Горизонтальный ряд кладки, идущий через все членение стен, отмечает верхнюю границу первого яруса. На гладкой стене над ним расположены окна, обрамленные ребрами крестовых сводов, спускающимися на стену

И центральный, и боковые нефы Сент Мадлен перекрыты крестовыми сводами. Благодаря более крупным окнам интерьер церкви значительно светлее, чем в храмах с цилиндрическими сводами. Трансепт не имеет боковых нефов и является романским лишь в нижней части: верхние участки трансепта, хор, южная башня фасада и деамбулаторий получили уже черты ранней готики. Пролеты крестовых сводов разделены мощными подпружными арками, выложенными из чередующихся светлых и темных камней, что придает своеобразный облик всему интерьеру.

 К бургундской школе относится и церковь Магдалины в Везлэ (начало ХII в.) - характерный пример развитого типа романского храма. Она представляет собой трехнефную базилику с развитым хором, окруженным капеллами. Это один из первых храмов, в котором центральный и боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Своды среднего нефа отделены друг от друга подпружными арками, опирающимися на полуколонки основных устоев. Членения интерьера подчеркивают конструктивный каркас здания.

Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. В конструкциях арок и сводов появилась стрельчатая форма, распространившаяся затем в другие районы страны. Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах, членящая здание на несколько центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в.). В разработке фасадов заметно стремление к пластическому богатству, декоративному и скульптурному многообразию форм на базе варьирования романского мотива - арки.

 Между Поденской и Лиможской дорогами лежат горные районы Оверни. Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой. Здесь строили массивно и прочно. Толстые стены, небольшое количество узких проемов, компактность группировки частей здания, образующих единый монолит, скупость декора – таковы характерные черты овернского зодчества. В Оверни с конца XI столетия появилось несколько монастырских церквей, выстроенных под влиянием паломнических церквей и Сент Этьенн в Невере. Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в. Исуаре, построенная около 1130 года. Эти четыре церкви поразительно похожи. У каждой низкий деамбулаторий с четырьмя радиальными капеллами и сильно удлиненная травея перед хором. Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий. Удлиненная травея образуется широкой аркой и, вероятно, не имеет окон из-за опор, несущих цилиндрический свод. Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене. Его высота увеличивается от крыльев, равных по высоте хору, к диагонально расположенным средним травеям и, наконец, к высокому центральному куполу. Однако эффект постепенного роста высоты заметно уменьшается из-за двух соединительных арок, обрамляющих средокрестие на одном уровне с аркой алтаря. Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой. Очевидно, этот мотив заимствован у Сент Этьенн, где крылья трансепта, также состоящего из пяти секций, отделяются точно такими же арками. Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия.

Неф церкви состоит из двух ярусов: над аркадами расположены галереи, а сверху – цилиндрический свод, как в церквях на паломнических дорогах. Разумеется, масштабы здесь другие, и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн. Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория. В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен. В Сен Нектер, самой древней из этой группы церквей, полное отсутствие вертикального членения стен можно было бы объяснить использованием круглых столбов. Однако в Нотр-Дам в Клермон-Ферране – квадратные столбы с тремя полукруглыми полупилонами, но ни один из них не обращен в центральный неф. Полупилоны встроены только во вторую пару столбов с западной стороны и заканчиваются на уровне галереи. То же повторяется в Сент Остремуан и в Сен Поль: в обеих церквях в центре нефа стоит пара столбов с полупилонами, но ни в одной нет поперечной арки под цилиндрическим сводом. Создается впечатление, что в центральном нефе вертикальное членение умышленно не использовалось, хотя оно присутствует в боковых. Возможно, зодчие пытались создать особый пространственный эффект и поэтому обратились к двум различным традициям, вольно адаптировав их для собственных архитектурных целей.

Принципы строительства монастырских церквей в Оверни очень своеобразны и лучше видны во внешнем убранстве, чем в организации интерьера. Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышами деамбулатория с капеллами и кажется поэтому приземистой. Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается выступающими центральными травеями трансепта, образующими массивную каменную массу, из которой вырастает башня. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами. Этот мотив встречается во всех четырех церквях, как и смещение четырех радиальных капелл относительно центральной оси.

Памятники северных районов Франции более просты и строги. Наиболее крупные сооружения здесь обычно базиликальные, трехнефные, двухъярусные, перекрытые цилиндрическим сводом в главном нефе и крестовыми - в боковых. Украшающий фасады мотив аркатуры приобретает вертикальную устремленность, предвосхищая характер декоративного убранства готики (церковь Тринита в Кане, 1070 г.)

Церковь с крестовыми сводами – Сент Этьенн в Кане (Нормандия), правда, у нее уже готический деамбулаторий, который заменил алтарь с эшелонированными капеллами. Строительство церкви началось около 1060-1065 годов. Она имеет массивный двухбашенный западный фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным строением и трансепт без боковых нефов, который сохранился в первоначальном виде. Строительство нефа началось после 1070 года. Впоследствии были возведены шестичастные нервюрные своды и перестроен клиресторий. Однако аркады были сохранены, как и почти такие же большие проемы галереи над ними. Сложные столбы центрального нефа состоят из полупилонов и полуколонн и образуют чередование «сильных» и «слабых» опор. Полупилоны, которые прежде поднимались почти до плоских перекрытий нефа, также чередуются, но в настоящее время они доходят только до границы свода.

Архитектурное членение стены в области галереи и клирестория сделало невозможным возведение цилиндрического свода, но, с другой стороны, привнесло своеобразные черты в интерьер храма. Конечно, стена еще не обладала легкостью последующей готической архитектуры, но членение клирестория явилось большим шагом в этом направлении. Центральный неф и окончание алтаря теперь были хорошо освещены, просторны, а арки, число которых в верхней части собора возросло, лежали на изящных колонках, подсвечиваясь сзади потоками света.

Романские храмы рейнской и особенно саксонской школ отличаются особой массивностью и простотой форм. Среди них выделяются церковь Михаила (ХI в.) и церковь Годерхардта (ХII в.) в Гильдесгейме, соборы в Шпейере (ХI-ХII вв.), Майнце (ХI-ХIII вв.), Вормсе (ХI-ХIII вв.) и др.

Собор в Вормсе - базилика, перекрытая крестовыми сводами. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Эта система, получившая название связанной, в архитектуре Германии имела особое распространение. Фасады здания отличаются монументальной простотой с четким выявлением в композиции внутренней структуры. В сдержанном декоре господствует мотив арки.

Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т.п.), иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т.п. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г.; собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.).

В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра, обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в.).

 

2. АРХИТЕКТУРА РОМАНСКОГО СТИЛЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

 

Романский период европейского Средневековья начинается в X веке, когда после многочисленных междоусобных войн наступил период некоторого затишья. К этому времени из обширной империи Карла Великого уже складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие, и культура каждого их них была лишь вариацией на общеевропейскую тему.

Франция. Франция в большей степени, чем Германия, пострадала от краха империи Каролингов и сопровождавших его вторжений викингов, мадьяр и арабов. История Франции характеризовалась междоусобицей и борьбой мелких, враждовавших между собой провинций. В связи с этим сложился ряд региональных школ романского стиля. Важнейшие из них, наряду с Нормандией на севере, располагались в центральных и южных регионах. Бургундия на востоке, Аквитания на юго-западе, Овернь в центре, Пуату на западе, и Прованс на юго-востоке, через них проходили важные паломнические пути с их особой архитектурой.

Самой большой силой во Франции, без сомнения, была церковь, в частности, два ведущих ордена – бенедиктинцев и цистерцианцев, - крупные монастыри которых, Клюни и Сито, оказывали огромное влияние на религиозную жизнь, архитектуру и искусство всего западного христианского мира.

Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. Так, например, историки архитектуры объясняют возникновение венца капелл тем, что среди священников и монахов установился обычай ежедневно читать мессу; в то же время росла популярность паломничества и поклонения святым. Для того чтобы паломники в таких церквях, как церковь Сен-Мартен в Туре, где недалеко от апсиды на востоке хора располагалась чтимая гробница святого, могли посещать ее, не мешая каноникам, снаружи вокруг апсиды была проведена галерея. К ней были пристроены дополнительные капеллы с алтарями в форме маленьких полукруглых апсид. Такая восточная галерея вокруг хора с радиальными часовнями стала широко распространенной в иконографии французского романского стиля и готики.

Одним из самых ранних сохранившихся примеров галереи с венцом капелл является церковь бенедиктинского монастыря Сен-Флибер в Турню в Бургундии, строительство которой продолжалось примерно с 1008 года и до середины 11 века с расширениями, сделанными примерно в 1120 году. Вестверк, нартекс и восточная апсида здесь, как на уровне Крипты, так и на нижнем этаже, окружены венцом капелл. Благодаря отсутствию утонченной орнаментики или профилированных карнизов, Сен-Флибер демонстрирует строгую простоту раннего французского романского стиля.

С другой стороны, различные части здания по-разному и по-новому покрыты каменными сводами. Это напоминает о том, что Бургундия, страдая в первой половине 10 века от вторжения мадьяр, которые сжигали и грабили города и здания, познакомила Европу с пожароустойчивыми сводчатыми конструкциями.

Крупный бенедиктинский монастырь Клюни был не только самым значительным сооружением в Бургундии, но и одним из самых влиятельных объединений в средневековой Европе. Он был основал в 910 году Вильгельмом Благочестивым, герцогом Аквитанским, с привилегией не подвергаться никакому вмешательству извне со стороны церкви или светской власти. В ходе последующих трех столетий здесь был оптимально реализован возникший примерно около 820 года Сан-Гелленский план-проект идеального монастырского комплекса. Аббат Клюни порвал с бенедиктинской традицией, согласно которой каждый монастырь управлялся самостоятельно, и осуществлял непосредственный контроль над 1450 клюнийскими монастырями.

Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. Каменные цилиндрические своды являлись идеальным резонатором для антифонного пения в латинских мессах, которыми был знаменит клюнийский орден. Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции.

В высшей степени оригинальная церковь Сен-Бенин в Дижоне является еще одним зданием бургундских клюнийцев, от которой сегодня осталось очень немногое. Она была построена в 1001 – 1018 гг. Вильгельмом фон Вольпиано. Церковь представляла собой пример фантастического синтеза высокочтимых памятников прошлого с архитектурными достижениями 10 века. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви. Круглое помещение Сен-Бенин возвышалось над покрытой сводом криптой и было образовано тремя концентрическими кругами с двухэтажными аркадами на колоннах. В самом внутреннем круге был еще и третий этаж в виде фонаря, со световым отверстием наверху.

Нормандия. Принявшие христианство викинги норманны создали по обе стороны Ла-Манша государства с четкой организацией. Церковь аббатства Нотр-Дам в Жюмьеже устанавливала норму для церковного строительства в норманнском романском стиле. В 1037 году было начато ее строительство, и 30 лет спустя она была освящена Вильгельмом завоевателем после его триумфального возвращения из побежденной Англии. Для впечатляющего западного фасада были применены обычные в начале 11 века в Германии парные башни, завершения которых имели оригинальную октогональную форму. Высоких неф интересен характерной сменой опор в парном ритме: цилиндрические пилоны чередуются в многосоставными столбами, проецирующимися на стену с виде лопаток.

Более поздние романские и готические церкви перекрывались каменными сводами, покоившимися на таких сложных опорах, но в это время еще не существовало решений для проблем, возникающих при высоких каменных сводах. Потолки в Жюмьеже имели деревянную конструкцию. В поперечном нефе мы впервые видим типично норманнскую кладку из двух рядов камней. Здесь стена настолько массивна, что образует самостоятельное строительное сооружение с первым этажом аркад и широкими внутренними хорами над ним.

Несколько позднее возникли две аббатские церкви с более сильным давлением: Санте-Трините, начатая в 1062 году церковь женского монастыря, и Сен-Этьен, более роскошная церковь мужского аббатства, начатая тоже в 60-е годах. В то время как нефы обеих церквей первоначально имели плоские деревянные потолки, которые около 1105 – 1115 гг. были заменены на каменные своды, в алтарном помещении церкви Санте-Трините, вероятно, уже в 80-е годы 11 века был установлен большой двухпролетный крестовый свод. При этом речь идет о самом раннем европейском примере крестового свода, перекрывающем такое широкое помещение.

Вероятно, его можно сравнить с крестовым сводом Шпейерского собора, заменившим деревянный потолок над средним нефом около 1082 – 1106 гг. Характерной особенностью романских церквей являлось усиление сводов подпружными арками, разделяющими каждый пролет нефа.

 Англия. Похоже, что в конце 11 века инициатива в строительстве сводов довольно неожиданно перешла к Англии, где норманнский стиль был введен королем Эдуардом Исповедников в Вестминстерском аббатстве даже еще до завоевания Англии норманнами.

Политика созидания вместо разрушения, которую норманны вели после завоевания 1066 года, без сомнения, была беспримерной по масштабам и эффективности. Типами зданий, которые норманны изобрели в качестве символов нового культурного и политического единства, были церковь и замок.

На примере Вестминстерского аббатства с тремя апсидами на востоке, парными башнями на западе и башней средокрестия, становится ясно, что норманнский стиль укоренился бы в Англии в любом случае, даже если бы не случилось завоевания. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. Перечень новых крупных только в 70-е годы 11 века включает в себя Кентерберийский, Линкольнский, Рочестерский, Винчестерский соборы, а так же аббатства св. Эдмонда, Сент-Олбани. После смерти Вильгельма Завоевателя в 1087 году возникли соборы в Норвиче, Или и Дареме, собор Сент-Пол в Глочестере, а так же церкви аббатств Туксбери, Блит и Сент-Мери в Йорке. Эти церкви были частично перестроены в позднем Средневековье, но по сохранившимся поперечным нефам в Винчестерском и Илийском соборах с большими аркадными галереями верхнего этажа можно составить представление о размерах и впечатляющем облике зданий конца 11 века.

Великолепный западный фасад Линкольнского собора (около 1072 – 1092) – уникальный пример норманнской архитектуры. Три крупные ниши в форме арок на западном фасаде иногда интерпретируются как отзвук римских триумфальных арок.

Монументальность соборов Линкольна и Туксбери нашла свое полное выражение в гражданской архитектуре 11 века, в строительстве крепостных сооружений типа Белой башни Тауэра (около 1077 - 1097), а так же в еще более крупном замковом комплексе Колчестера, Эссекс. Возможно, обе постройки проектировались одним и тем же архитектором.

Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Белая башня Тауэра является первым тому примером. Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием. Вильгельм приказал построить башню – в плане прямоугольник – на Темзе, практически с внутренней стороны существующей римской городской стены Лондона. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. Для того чтобы оценить впечатление, производимое этим зданием на саксонскую Англию, необходимо учитывать, что ко времени норманнского завоевания в стране, вероятно, имелось очень немного каменных строений. Эта трехэтажная башня со стенами, которые в основании имели толщину 3,6 метра, должно быть являлась самым впечатляющим сооружениям Англии тех времен.

Нигде в Англии религиозный и военный норманнский гений не проявлялся так очевидно, как в архитектуре замка, монастыря и собора в Дареме, стоявших высоко на крутой скале над петлей реки. Строительство нового собора в Дереме было начато в 1093 году; поскольку собор принадлежал к последним в ряду величественных соборов 11 века, архитекторы могли использовать все достижения эстетической и технической мысли. Соотношение высоты аркад продольных нефов и расположенным над ним хоров здесь более гармонично, чем в Или или Глочестере. Существует тонкая гармония в чередовании круглых пилонов и пилонов сложного сечения, которые даже будучи совершенно разными по форме, тем не менее, практически идентичны в визуальном восприятии. Массивные круглые пилоны украшены глубоким абстрактным орнаментом в виде зигзагов и ромбов. Еще с начала строительства в 1093 году для собора в Дареме была предусмотрена единая сеть крестовых реберных сводов. Возможно, этот собор является первым в Европе сооружением, предвосхитившем готический стиль.

Норманнский стиль, как часто называют романский стиль в Англии, с течением времени становился все более роскошным и декоративным, пока в 70-е годы 12 века не уступил место готическому стилю, причем первые готические формы появились в крестовых сводах Дарема уже около 1100 г. Взаимный переход стилей хорошо прослеживается на примере собора в Или, строительство которого было начато в 80-е годы 11 века. Однако работа растянулась вплоть до 13 века. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля.

Испания. В 11 и 12 вв. христианское королевство на севере Испании в ходе борьбы против мавров смогли увеличить свою территорию более чем вдвое. На архитектуру Испании влияло наличие паломнических путей из Франции. На испанской стороне Пиренеев пути сходились в Пуэнте-ля-Рейна, а оттуда вела одна дорога в монастырь Сантьяго де Кампостела. Вера в то, что нем похоронен апостол Иаков, имела такую силу, что монастырь превратился в самое знаменитое из средневековых место паломничества после Рима и Иерусалима.

Внешний вид монастыря в Сантьяго (около 1075 – 1150) был изменен в эпоху барокко. Архитекторы, перестраивавшие церковь в 30-е годы 18 века, сохранили не только романское оформление интерьеров, также части и западного фасада, закрытого великолепным новым фасадом.

Воинственный дух испанского католицизма нигде не проявляется лучше, чем в укрепленной церкви с монастырем в Лоарре, которая могла служить крепостью, и датирована концом 11 века, а так же возведенной примерно в это же время городской стене Авилы.

Влияние мосарабской архитектуры и использование труда мусульманских ремесленников превращает испанский романский стиль в особо интересный предмет для изучения. В монастыре Санто Доминго де Силос (около 1085 – 1100), в котором находятся некоторые из самых знаменитых образцов испанской монументальной скульптуры, угловые пилоны украшены тонко сработанными рельефными пластинами по образцу романской резьбы по слоновой кости и мосарабских иллюминированных рукописей.

Старый собор Саламанки конца 12 века можно рассматривать как кульминацию развития испанской архитектуры романского стиля, Опирающийся на два этажа аркад монументальный купол имеет богатый наружный декор, он восьмиугольный, с выпуклым профилем и покрыт каменными пластинами с орнаментом в виде рыбьей чешуи. Несущие фронтоны и башенки с коническими крышами способствуют созданию жизнерадостного общего впечатления и сложной архитектурной полифонии.

Италия. Так же как и во Франции, архитектура романского стиля в различных регионах Италии отличается местным своеобразием. Борьба за власть между отдельными государствами, а так же между папой и императором препятствовала формированию единого стиля.

Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль. Он возник с освоением техники кирпичного строительства и под влиянием немецкой дворцовой архитектуры и французского романского стиля. Ломбардские архитекторы многое заимствовали из романской архитектуры Саксонии и Рейнской области. Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Они часто имеют мощные фасады с аркадами, объединенными, единственным широким фронтоном, карликовые галереи под карнизом, ставшие характерным признаком ломбардского стиля, а так же порталы со свободными колоннами, стоящими на спинах статуй животных.

Города Флоренция, Пиза разработали очень жизнерадостные, неповторимые стили, которые невозможно ни с чем спутать. В Тоскане было легче достать камень и мрамор, подтверждением служит архитектура монументального восьмиугольного Флорентийского баптистерия. Первоначально он был сооружен в 5 веке, но обрел свой сегодняшний облик в 11 – 12 вв. Как внешняя, так и внутренняя мраморная инкрустация являются типично флорентийской реакцией на подчеркнутую декоративность античной римской архитектурой. Она резко отличается от романского стиля Северной Европы, который ориентирован на массу, вес и пластическую монументальность.

Тот же вид мраморной облицовки в сочетании с рядами открытых колоннад является особенностью мощного Пизанского собора (начат 1063). Представляют интерес аркады с античными римскими гранитными колоннами, привезенными сюда с Эльбы. Капители варьируются по стилю: от имперских римских до византийских, а стены украшены мраморными инкрустациями с римскими рельефами и надписями. Собор в сочетании с баптистерием 12 века, «Падающей башней» кладбищем Кампо Санто 13 века образует один из самых живописных ансамблей.

Рим и юг, напротив, как центры романской архитектуры имеют маленькое значение.

 

3. ОСОБЕННОСТИ РЫЦАРСКИХ И ФЕОДАЛЬНЫХ ЗАМКОВ

 

В течение всего европейского Средневековья параллельно существовало несколько практически независимых культурных потоков. Разнообразие их было обусловлено многообразием и замкнутостью жизни в средневековом мире.

Весьма редкие города со своей нарождавшейся городской культурой располагались среди обширных, частично обработанных пространств, где сельская крестьянская культура была основной.

Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. В средневековом рыцарском замке формируется новый тип культуры, светский по своему характеру.

Жизнь в седле, постоянные набеги и сражения наложили свой отпечаток и на архитектуру рыцарского средневекового замка-крепости, сооружавшегося в хорошо защищенных местах, чаще всего на возвышенности качестве основы замка феодалы использовали оставшиеся от римского времени сторожевые башни и небольшие римские лагерные стоянки.

Поэтому основной постройкой в замке - жилищем сеньора - являлся донжон (башня посреди двора).

Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных.

Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на втором этаже (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница.

Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе. Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови. Это были целые дворцы. Такой дворец состоял в основном из большого прямоугольного зала с большими сдвоенными арочными окнами, который располагался на втором этаже. На первом - кухни и хозяйственные помещения, на третьем - небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры - оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом - моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.

Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон - дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором - парадные комнаты, на третьем - жилые комнаты владельцев замка, на четвертом - жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше-сторожевая площадка.

Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром.

Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливалась рельефом, и при строительстве главной задачей была функциональность. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура, и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь - средоточие общественной жизни горожан. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Во всех станах Европы и даже в отдельных регионах страны романский стиль архитектуры средневековой Европы проявлялся по-разному. В некоторых странах черты романского стиля сильно видоизменялись, наполняясь местным колоритом и традициями. Иногда особенности романского стиля проявлялись лишь в отдельных регионах, не затрагивая и не влияя на архитектуру страны в целом.

В течение всего европейского Средневековья параллельно существовало несколько практически независимых культурных потоков, обусловленных многообразием и замкнутостью жизни в средневековом мире. Весьма редкие города со своей нарождавшейся городской культурой располагались среди обширных, частично обработанных пространств, где господствовала сельская крестьянская культура. Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. И, наконец, средневековая христианская церковь упорно создавала свою культуру, проникнутую богословскими идеями. Все это разнообразие прихотливо перемешивалось, составляя пеструю картину средневековой европейской жизни.

В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра, обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в.).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Архитектура Запада. Мастера и течения.- М.: Стройиздат. 1972.
  2. Архитектурные конструкции / Под ред. З.А. Казбек-Казиева.- М.: Высшая школа, 1989.
  3. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры.- М.: Стройиздат. 1978.
  4. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: Т. 5 «Искусство» / Под редакцией Д.Д. Норвич. - М.: «Инфа-М», 2001.
  5. Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры / Пер. с нем. М. Тегегалиева. М, 2001.
  6. Шлычков Л.А. Листая времени страницы. – Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1983.