11.03.2013 7920

Соотношение теоретического и практического мышления в деятельности управленца

 

Многие исследователи деятельности менеджеров и предпринимателей отмечают практический (или даже прагматический) характер задач, которые им приходится решать чаще всего. Менеджер - это не теоретик, не консультант, отмечает Е.А.Климов. Его деятельность протекает в условиях ограниченного времени, высокой цены ошибок, неполноты информации [1996]. О чрезвычайной актуальности для оценки способностей менеджера представлений об особом практическом мышлении, разработанных Б.М. Тепловым, говорит и Р.Л.Кричевский [1993].

Рассмотрим суть этой концепции, активно развивавшейся одновременно и С.Л. Рубинштейном [1940].

Существуют различные классификации мышления по разным основаниям. С точки зрения последовательности возникновения в онтогенезе выделяются наглядно-действенное, образное и дискурсивное (оно же вербальное и понятийное) мышление. Ж. Пиаже [1969] выделяет стадии сенсомоторного, интуитивного, дооперационного и формального мышления. Говорят о творческом (продуктивном) и репродуктивном мышлении; эмоциональном и интуитивном; первобытном, аутистическом и критическом; визуальном, техническом, музыкальном мышлении и т.д. [Хрестоматия, 1981].

В основу выделения теоретического и практического мышления положено различие в характере решаемых задач, который накладывает свой отпечаток на всю совокупность мыслительных процессов, обеспечивающих решение этих задач.

Прежде всего задачи, решаемые практическим и теоретическим интеллектом по разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач - организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п., - тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей принципов организации производства, закономерностей тактики и стратегии ведения военных действий и т.п. [Теплов Б.М., 1961, С. 254]. Т.е. во втором случае решаются не прикладные, а познавательные, в частности, исследовательские, научные задачи. И теоретическое и практическое мышление связаны с практикой, но по разному; во втором случае эта связь более прямая. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую, материальную деятельность человека и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума подвергается проверке практикой лишь в своих конечных результатах, часто даже в далекой временной перспективе.

Отсюда, как подчеркивает Б.М.Теплов, своеобразная «ответственность» за каждый шаг, присущая практическому мышлению. Практик гораздо ограниченнее в своих возможностях многократно и всесторонне проверять выдвигаемые им гипотезы. Это связано как с лимитом времени, присущим характеру практических задач, так и с ценой ошибки, которая может оказаться неприемлемо высокой. В частности, с недостатком времени (но не только с ним) связана неизбежная неполнота информационного обеспечения принимаемого решения в случае практической задачи. Поэтому совершенно несправедливо распространенное убеждение, что работа практического ума проще и более доступна, по сравнению с решением теоретических, познавательных задач, чем занимается, например, ученый.

Как отмечает С.Л.Рубинштейн [1940, С. 308], решение практической задачи требует «более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, предполагая умение использовать для решения задачи в данном частном случае то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение». Видеть одновременно целое и детали - такую, казалось бы почти неразрешимую задачу должен решать практический разум каждый раз для достижения успеха. Необходимо так же быстро переходить от размышления к действию и обратно. Еще одно замечательное свойство практического ума - на основе огромной, всегда заведомо неполной, а чаще всего и противоречивой информации вырабатывать предельно простые и ясные решения, т.е. «превращать сложное в простое», переходя постоянно от глубокого анализа к эффективному, совершенному синтезу. Ум ученого может быть преимущественно аналитическим или синтетическим; ум практика и здесь должен добиваться «золотого» равновесия.

Другое, столь же трудно достижимое равновесие, без которого невозможно эффективное практическое мышление - это баланс творческого и критического мышления. В сфере теоретического мышления высокое развитие творческого начала - генерирования идей - и способности к их критической оценке очень редко сочетаются у одного человека [Handbook, 1999].

Еще одно необходимое для практического ума «сочетание трудно сочетаемого» - это способность проявлять инициативу (т.е. действовать под влиянием внутренних стимулов) и реактивность (способность адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней обстановки). Применительно к полководческой деятельности речь идет о необходимости жестко придерживаться выработанного плана и не менять его без крайней необходимости и в то же время не пропустить тот момент, когда невозможность выполнения плана из-за изменения внешних обстоятельств потребует заменить его новым.

Практический ум (что особенно хорошо видно на примере полководческой деятельности или деятельности предпринимателя) не может быть сколько-нибудь эффективным без высоких волевых качеств. Недостаток воли настолько сильно разрушает практическую деятельность, что лучше, по мнению Наполеона, иметь больше характера, чем ума [Цит. по Теплову Б.М., 1961, С. 259]. По такому же принципу Наполеон подбирал себе военачальников.

Поэтому правильнее было бы говорить, отмечает Б.М.Теплов, что практический ум есть единство интеллектуальных и волевых моментов. Человеку с практическим складом ума так же свойственно в экстремальных ситуациях действовать еще более эффективно, чем в обычных, иначе говоря проявлять стеническую эмоциональную реакцию на опасность.

Гибкость и жесткость; инициативность и реактивность; синтетичность и аналитичность ума; интеллект и воля, способность к генерации идей и критическое отношение к ним; стеническая реакция на опасность и постоянная готовность к риску - эти и все другие перечисленные выше качества, свойственные сильному практическому уму, полностью воспроизводят перечень профессионально важных качеств менеджера или предпринимателя.

Таким образом были выделены три основных блока профессионально важных качеств руководителя: интеллектуальный (компетентность, и развитый практический интеллект для среднего и низшего звена и теоретический для высшего руководства), личностный (лидерство, устойчивость к фрустрациям, готовность к разумному риску, воля, активность, деловая направленность, ответственность и некоторые другие), и динамический (сила нервных процессов, обеспечивающая способность к мобилизации в экстремальных обстоятельствах и лабильность нервных процессов, лежащая в основе быстрого переключения с одного вида деятельности на другой).

 

Автор: Ильин С.С.