11.03.2013 72859

Понятие психологической готовности личности к профессиональной деятельности

 

В данной статье мы рассмотрим различные подходы к пониманию готовности человека к деятельности, структуру психологической готовности личности, состоящую из мотивационного и операционального компонентов. Анализ мотивации и операциональных умений, необходимых в профессиональной деятельности психолога позволит нам в дальнейшем подойти к определению направленности личности психолога, а также к пониманию соответствующей структуры личности психолога, представленной профессионально важными качествами.

Идея изучения психологической готовности личности к профессиональной деятельности основывается на том утверждении, что личность не просто адаптируется к выполнению профессиональных требований, а скорее, наоборот, стремится к развитию и преодолению заданных условий. Этот тезис вовсе не означает, что идея адаптации личности к профессии не имеет места в реальности. Данное положение характеризует недостаточность одних только адаптационных процессов, в нем отражена идея профессионального развития личности, достижение ею акмеологических вариантов развития с учетом индивидуальных особенностей человека, уровня его профпригодности и спецификой конкретного вида труда.

Если рассмотреть психологическую готовность к профессиональной деятельности как психическое состояние, которое формируется в процессе профессиональной подготовки, то необходимо учесть, что готовность личности к профессиональной деятельности может быть рассмотрена на двух уровнях: 1) как фактор, способствующий улучшению качества профессиональной подготовки и как условие успешного освоения профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе - с одной стороны; 2) как результат профессиональной подготовки - с другой.

Рассмотрим особенности профессиональной подготовки на примере традиционного и системогенетического подхода, предложенного В.Д. Шадриковым (1979, 1994). В рамках традиционного подхода в качестве результата профессиональной подготовки принимался обученный человек, т е. индивид, обладающий системой знаний, умений и навыков. Под умениями, в терминологии Ю.З. Гильбуха (1970) понимаются приобретаемые путем специального обучения или практического опыта свойства личности, которые позволяют выполнять сложные трудовые операции с требуемой точностью, быстротой и при минимальных затратах физической и нервной энергии.

Критика традиционного подхода в профессиональной подготовке исходит в основном из преобладания в данном подходе когнитивного компонента, а также сведение регуляционной основы профессиональной деятельности к наличию знаний, умений и навыков. При этом традиционный подход не дает ответа на следующий вопрос: «Что важнее для будущего психолога: наличие знаний или умение их применять?». В качестве предмета рассмотрения возьмем профессиональную подготовку педагогов-психологов. В русле выше обозначенного подхода будущий педагог-психолог к моменту окончания высшего учебного заведения должен знать, как минимум, учебные дисциплины, представленные федеральным компонентом государственного стандарта высшего образования по данной специальности (например: знания по общей, возрастной, социальной, педагогической психологии и др.). Однако, достаточно ли данных знаний, чтобы эффективно использовать их в собственной профессиональной деятельности? Традиционный подход, в данном случае, не способен дать ответ на следующий вопрос: «Чем определяется успешность в профессиональной деятельности специалиста?».

Системогенетический подход В.Д. Шадрикова возник как необходимость построения целостной системы регуляции профессиональной деятельности, не сводимой только к системе знаний. В рамках данного подхода сравнение подготовленного и неподготовленного специалистов подводит нас к пониманию того, что подготовленный специалист представляет собой профессионально-своеобразный тип личности, включающий в себя симптомокомплекс профессиональных способностей и качеств личности.

В.Д. Шадриков (1979) впервые заявил о том, что сущность научения при освоении профессиональной деятельности должно составить содержание процесса формирования психологической системы деятельности. Под психологической системой деятельности понимается «целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения функции конкретной деятельности».

Системогенетический подход к анализу профессиональной деятельности основывается на трех базовых принципах: деятельностном, системном и генетическом.             Рассмотрим эти принципы более подробно.

Согласно деятельностному принципу психологические новообразования (например: регулятивные структуры по управлению профессиональной деятельностью) порождаются в деятельности, ею детерминируются и в своем функционировании подчиняются ее структуре и содержанию. Принцип системности определяет рассмотрение психологических регулятивных структур как систем,      состоящих из компонентов, объединенных в режиме взаимодействия для достижения сознательно поставленной цели. Генетический принцип требует от исследователя изучения любого явления в развитии, генезисе его становления.

В рамках системно-генетического подхода подготовки специалистов, у них должны формироваться новые психологические структуры (например: образы, цели, программы, модели и т.п.), которые объединяясь в режиме взаимодействия, образуют целостную систему регуляции деятельности.

Если обратиться к проблеме формирования психологической готовности психолога к профессиональной деятельности, то формирование данного состояния выступает необходимым условием качественной профессиональной подготовки. С другой стороны, возникнув, данное состояние уже само будет оказывать воздействие на деятельность.

Итак, в русле системогенетического подхода психологическая готовность личности к профессиональной деятельности может быть рассмотрена как определенное психическое состояние, характеризующееся определенными мотивационными и операциональными свойствами личности. Данные свойства могут быть сформированы в ходе активной профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей индивида.

Высокий уровень психологической готовности личности выступает необходимым условием достижения успеха в профессиональной деятельности. Несомненно, говоря о профессиональной подготовке специалистов, необходимо прежде всего учитывать уровень их личностного развития, ценностные ориентации и профессиональные установки. Учет данных факторов позволяет сделать максимально эффективным процесс профессиональной подготовки.

В настоящий момент, отмечает Э.М. Велиев (1998), недостаточно осуществлять профессиональную подготовку будущего специалиста, формируя определенные знания, умения, навыки и игнорируя предшествующий уровень личностного развития обучающегося. Личностный рост специалиста и структура профессиональной деятельности находятся в прямой зависимости - развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполняет ее новым смысловым содержанием, а обновленная профессиональная деятельность предъявляет новые требования к личности специалиста. Изменение структуры профессиональной деятельности, ее переход на качественно новый уровень, в свою очередь, приводят к необходимости дальнейшего личностного роста специалиста. Успешность и эффективность в профессиональной деятельности определяется уровнем соответствия личностной структуры и структуры профессиональной деятельности. Так И.А. Зимняя (1997) выделяет три плана такого соответствия:

1. Профессиональная предрасположенность (пригодность) определяется биологическими, анатомо-физиологическими и психическими особенностями человека. В частности пригодность к профессиям «помогающего типа» предполагает норму интеллекта, определенный уровень развития эмпатии и рефлексии, положительный эмоциональный тон (преобладание стенических эмоций), а также нормативный уровень развития коммуникативно-познавательной активности.

2. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Психологическая готовность к профессиональной психолого-педагогической деятельности предполагает отрефлексированную направленность на работу с другими людьми, мировоззренческую зрелость человека, широкую и системную профессионально-предметную компетентность, а также коммуникативную, дидактическую потребности и потребность в аффилиации.

3. Включаемость в профессиональную деятельность. Включаемость в работу психолога предполагает активное взаимодействие с другими людьми. Характеризуется легкостью и адекватностью установления контакта с другим человеком, умение следить за реакциями собеседника, умение слушать и слышать, а также получать удовольствие от общения.

Естественно, отмечает И.А. Зимняя, что совпадение всех трех планов способно обеспечить наибольшую эффективность в конкретной профессиональной деятельности. Эффективность деятельности, по мнению В.Н. Дружинина (2001), будем определяться степенью приспособленности структуры личности для решения поставленных профессиональных задач.

Успешность реализации того или иного акмеологического варианта профессионального развития зависит от того насколько сильно выражена у конкретной личности потребность в развитии, насколько адекватной является мотивация профессиональной деятельности и в какой степени потребности личности могут быть удовлетворены средствами профессиональной деятельности.

Проблема психологической готовности личности к деятельности разрабатывается в следующих направлениях психологии: психология труда, инженерная психология, эргономика, психология профессионализма, акмеология и т.д. Исследование проблемы психологической готовности личности к деятельности особенно актуально для профессий, предъявляющих повышенные требования к моральным, волевым и прочим качествам человека. Сюда же относится и деятельность в экстремальных условиях (психология спорта, военная психология). В этих направлениях психологическая готовность к профессиональной деятельности часто рассматривается как психологическая готовность к риску.

Для ответа на вопрос «Что представляет собой психологическая готовность личности к профессиональной деятельности?» необходимо рассмотреть проблему готовности личности к деятельности на трех уровнях: как общее, частное и единичное явление в психологии. Мы считаем, что на самом общем уровне анализа проблем профессиональной деятельности личности должна быть выделена и описана структура психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Данная структура, но уже на уровне частного анализа может быть рассмотрена как проблема личностной готовности человека к деятельности. Готовность личности является более узким понятием по отношению к психологической готовности, т.к. сама личность выступает предметом анализа в психологии профессиональной деятельности. На уровне единичного проблема готовности может быть понята и исследована в рамках конкретной профессиональной деятельности или профессиональной группы. В качестве подобных проблем могут выступить следующие: «Готовность личности педагога к диалогическому общению» или же «Готовность личности инженера к творчеству» и т.д.

Психологическая готовность к деятельности представляет собой «психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности». Психическое состояние, в данном случае, понимается как целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, которая показывает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Данное психическое состояние облегчает выполнение профессиональных обязанностей, позволяет правильно использовать знания, опыт и личностные качества, способствует сохранению самоконтроля и позволяет адекватно перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий. Следует особенно остановиться на роли данного психического состояния в процессе перестройки и преобразования деятельности. В зависимости от смены условий протекания деятельности возникает необходимость менять саму деятельность без ущерба для предполагаемого продукта деятельности и того человека, который эту деятельность осуществляет. Ориентация в условиях деятельности, а также необходимость принимать решения относительно изменения самой деятельности предполагает самоопределение личности, готовность к выбору и принятию решений, выраженную способность к рефлексии. С нашей точки зрения именно рефлексия будет определять уровень психологической готовности личности к деятельности.

Уровень психологической готовности личности к профессиональной деятельности характеризует возможности человека в плане регуляции самой профессиональной деятельности, ее структуры, этапов реализации поставленных целей и задач с учетом профессиональных стандартов. Психологическая готовность личности характеризует возможности человека в плане регуляции собственной активности. В данном случае, в качестве своеобразного эталона может выступить оптимальное психическое состояние человека, адекватная мотивация, необходимый и достаточный уровень знаний, умений и навыков, а также соответствующие способности.

Э.М. Велиевым была сконструирована психологическая модель личности специалиста, которая включает в себя следующие элементы: профессиональная направленность как совокупность устойчивых мотивов, ценностей и смыслов, направлений деятельности личности; оценка профпригодности к деятельности; самоопределение; формирование потребности в профессии как жизнедеятельности; развитие личностных потенциалов посредством реализации возможностей и способностей; профессиональная компетентность.

Таким образом, Э.М. Велиев определяет личностные ценности, смыслы будущего специалиста как такие психологические факторы, которые выполняют функцию выбора средств, способов и приемов реализации целостной профессиональной деятельности. Интегративной характеристикой результата становления будущего специалиста выступает устойчивая готовность личности к профессиональной деятельности, которая обусловливает совокупность черт и характеристик, как самой деятельности, так и ее субъекта. Им были выделены базисные характеристики будущего педагога на основе трех сфер индивидуального сознания. Рассмотрим их более подробно: 1) «Я» - как субъект и источник профессиональной деятельности; 2) «Деятельность» - как средство самовыражения и самореализации личности; 3) «Предмет деятельности» (другой человек) - как субъект совместной деятельности. Данную структуру в общем виде можно представить как следующую триаду: «личность - предмет деятельности - деятельность». С целью понимания структуры психологической готовности личности к профессиональной деятельности необходимо выделить конкретные психологические феномены, которые проявляются в профессиональной деятельности. К таковым необходимо отнести психические свойства и состояния человека. Именно взаимосвязь «свойство - состояние» во многом будет определять успех человека в профессиональной деятельности и целостность его внутреннего мира. В качестве базового свойства личности нами определена рефлексия, определяющая изменения в структуре психологической готовности личности к профессиональной деятельности.

Другими словами, развитие профессиональной деятельности неразрывно связано с личностным развитием и более того, подчинено ему. При таком понимании соотношения профессионального и личностного развития человека, психологическую готовность можно определить как уровень психологического обеспечения профессиональной деятельности. С другой стороны, большое значение будет иметь направленность личности, которая прежде всего проявляется в поведении как готовность и способность реализовать профессионально важные качества, смыслы профессиональной деятельности. Определение собственной позиции в отношении профессиональной деятельности основывается на мировоззрении человека и требует соответствующего осмысления.

В общей психологии под готовностью личности к деятельности понимается психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. Как видно из данного определения готовность является, прежде всего, психическим состоянием, которое может быть рассмотрено как частный случай функционального состояния.

Под функциональным состоянием В.Н. Дружинин (2001) понимает интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности. Функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К числу таких особенностей мы относим, в первую очередь, уровень развития рефлексивного мышления специалиста, проявляющегося в его умении выделить, оценить, проанализировать причины собственных профессиональных успехов и неудач.

В профессиональной деятельности психолога большую роль играет его личность, выступая основным средством (инструментом по Б.С. Братусю) воздействия на личность другого человека (клиента). Именно поэтому в плане функционального состояния психолога для нас является важным проанализировать собственно психологический и поведенческий уровень. На психологическом уровне нас интересует, прежде всего, степень сформированное™ профессионально важных свойств личности, отражающих самочувствие специалиста, а на уровне поведения важно понять то, каким образом проявляются данные свойства, насколько специалист умеет применить их с учетом конкретной ситуации, т.е. когда возникает конкретная задача по саморегуляции. Идеальным для наблюдения и анализа в профессиональной деятельности психолога выступает его коммуникативное поведение, в котором находят свое воплощение основные личностные характеристика индивида. Анализу коммуникативного поведения будет посвящен соответствующий раздел.

В психологии различают длительную готовность и временное состояние готовности. Синонимами временной готовности человека являются «предстартовое состояние» (Н.Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л.C. Нарсесян, В.Н. Пушкин). Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, достаточно высокая степень влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят: положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности; необходимые знания, умения и навыки; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы. В.Н. Дружинин отмечает, что психологическая готовность личности является динамической структурой, включающей в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются: мотивационные особенности личности - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны; познавательные особенности личности - понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т.д.; эмоциональные особенности личности - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление; волевые особенности личности - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.

Здесь необходимо отметить, что психические состояния личности выступают связующим звеном между психическими процессами и психическими свойствами человека в деятельности. Психологическая готовность к деятельности как определенное состояние тесно связано с личностными качествами субъекта деятельности, что позволяет судить о целостности личности специалиста, уровне сформированности у него профессионально важных качеств. Высокий уровень психологической готовности к деятельности позволяет сохранить конструктивный стиль работы в состоянии психической напряженности, при умении преодолевать социальные и профессиональные стереотипы, при умении управлять собой и другими людьми. Способность к саморегуляции является важной составляющей психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Необходимо также добавить, что психологическая готовность, чувство уверенности в себе, желание достичь успеха зависит от умения планировать свою деятельность, что сказывается на характере поставленных личностью задач и находит свое отражение в индивидуальных планах и проектах человека.

Что делать, если личность психологически не готова к осуществлению конкретной профессиональной деятельности, несмотря на достаточную профессиональную эрудицию? В этой связи возникает необходимость определить причины возникновения отрицательных эмоций, снижения работоспособности, низкой активности (пассивности) личности, раздражительности и агрессивности еще на этапе профессионального обучения в вузе. Что стоит за этими явлениями: внешние условия обучения или внутренние субъективные причины, связанные со способностью субъекта регулировать собственные действия, мышление, поведение, эмоции и т.д.? Решение вопроса о возможностях повышения психологической готовности к профессиональной деятельности необходимо искать в источниках активности самой личности. Решение вопроса о психологической подготовке специалиста кроется в понимании того, как именно активность порождается и регулируется человеком, насколько человек ответствен за результаты собственной активности и является ли он субъектом собственной деятельности и жизни в целом.

С нашей точки зрения, причины необходимо искать внутри самого субъекта профессионального развития. Необходимо понять причины, побуждающие человека развиваться в контексте профессиональной жизни. В общей психологии понятие «готовность» рассматривается как «активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи».

Считается, что для того, чтобы человек был готов к выполнению определенной деятельности нужны знания, умения, навыки, определенный интеллектуальный уровень (операционный компонент), настроенность и решимость совершить соответствующие действия (мотивационный компонент). По этому поводу, В.Н. Дружинин отмечает, что реальные достижения индивида в деятельности определяют именно личностные качества, его настойчивость, увлеченность, особенности темперамента.

Низкая степень психологической готовности к деятельности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов и тех требований, которые предъявляются ситуацией. Психологическая готовность к деятельности изначально проявляется как различные по степени выраженности переживания собственных неудач и успехов, которые подводят человека к необходимости изменения собственной позиции и включают дополнительные психические резервы личности. После того, как определены причины, вызывавшие данные состояния личности, может отмечаться ситуативное включение человека с целью коррекции отдельных действий, состояний и программ. Высший уровень (необходимый и достаточный) психологической готовности личности к профессиональной деятельности может быть отмечен как способность планировать течение собственной профессиональной жизни и осуществлять контроль и регуляцию профессиональной деятельности, основываясь на анализе собственного состояния, структуры профессиональной деятельности, ее результатов, сверяя их с профессионально заданными образцами.

В психологическом словаре-справочнике М.И. Дьяченко и Л.A. Кандыбович (2001) выделяют следующие компоненты готовности к деятельности: а) мотивационный: характеризуется положительным отношением к профессии, интересом к ней; б) ориентационный: связан с представлениями об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности; в) операционный: предполагает владение определенными способами и приемами профессиональной деятельности, а также наличие соответствующих знаний, умений и навыков; г) волевой: определяет самоконтроль личности, умение управлять собой во время выполнения профессиональной деятельности; д) оценочный: предполагает самооценку своей профессиональной подготовленности и уровень соответствия ее оптимальным профессиональным образцам.

Необходимо отметить, что данная структура психологической готовности к деятельности несколько громоздка и требует объединения некоторых компонентов друг с другом. Так, например, ориентационный компонент в качестве результата предполагает знания о условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности и потому, совершенно естественно, может быть включен в состав операционного компонента. Волевой компонент представлен свойствами личности в плане саморегуляции и самоконтроля, однако и они составляют операционный компонент готовности личности к деятельности, поэтому анализ предложенной структуры может быть сведен к трем базовым компонентам: мотивационному, операционному и оценочному.

В структуре психологической готовности личности к деятельности В. Чичикин (1980) выделяет мотивационный, операциональный и информационный компоненты. Он отмечает, что мотивационный компонент выступает ключевым для развития личности профессионала. Информационный компонент - характеризует уровень знаний и представлений субъекта о предмете профессиональной деятельности (например: о человеке как предмете познания у представителей гуманитарных профессий). Операциональный компонент - представляет собой разнообразные способы деятельности и меру овладения конкретными умениями и навыками (например: умение активно слушать и задавать вопросы важны для психолога). Мотивационный компонент отражает потребности субъекта профессиональной деятельности, в т.ч. потребность в самопознании и самопонимании. В качестве меры готовности личности к деятельности В. Чичикин предлагает использовать показатель интегрального качества, который определяется отношением найденного индивидуального показателя готовности к эталонному. Интегральный показатель представляет собой уровень реализации деятельности, который может быть репродуктивным или творческим.

С нашей точки зрения, информационный компонент характеризует глубину осознания и понимания предмета профессиональной деятельности. Именно поэтому информационный компонент не может быть сведен только до уровня знаний и представлений. Глубину понимания призвана обеспечить рефлексия, которая включает в себя определенные информационные блоки. Рефлексия в данном случае выступает как необходимое внутреннее условие развития самосознания личности, ее мировоззрения.

Л.H. Захарова (1997) рассматривает психологическую готовность личности к деятельности как индивидуальный вариант психологического обеспечения профессиональной деятельности. Психологическая готовность рассматривается ею в развитии как процесс, имеющий инвариантную структуру и вариативное содержание, зависящее от индивидуально-психологических особенностей, а также от условий жизнедеятельности и профессиональной деятельности. В ее работе отражена закономерность и возможность формирования целенаправленного изменения личностной позиции студента - от объектной к субъектной, которая выступает в качестве внутреннего условия устойчивой и динамической психологической готовности к труду.

В работе Л.H. Захаровой психологическая готовность личности трактуется как проявление эмоционального и осознанного отражения субъектом сформированности полного психологического обеспечения профессиональной деятельности. Психологическое обеспечение является системой внутренних условий и средств организации и реализации эффективной профессиональной деятельности. Л.H. Захарова выделяет следующие виды психологической готовности человека к деятельности: мотивационная готовность - рассматривается как актуализация у будущего специалиста потребности в личностном и профессиональном саморазвитии в труде. Мотивационная готовность личности создает возможности для самореализации личности в профессиональной, создает базу для развития профессионально важных качеств и формирования индивидуального стиля деятельности; целевая готовность - обеспечивается наличием концептуальной модели деятельности. Концептуальная модель деятельности обеспечивает выбор значимых профессиональных целей с учетом актуальных потребностей субъекта; операционная готовность - зависит от степени сформированности средств (знаний, умений и навыков) реализации содержания основных этапов деятельности; регуляционная готовность - реализуется в процессе психологической подготовки как относительно самостоятельная деятельность со специфическим содержанием функций поддержки процесса профессионализации субъекта.

В структуре психологической готовности личности, предложенной Л.H. Захаровой, также наблюдается множественность компонентов и их наложение друг на друга. Предположительно в данной структуре целевая готовность может быть включена в состав регуляционной готовности, так как цель сама по себе может выполнять функцию регуляции (феномен сдвига «мотива на цель») и приводить к изменениям в мотивационной структуре личности. Регуляционную готовность Л.H. Захарова рассматривает как самостоятельную деятельность по поддержке процесса профессионального развития личности.

Остается неясным, за счет чего достигается «полнота» психологического обеспечения профессиональной деятельности, а также под влиянием каких условий происходит переход с одного уровня готовности на другой? Как нам кажется, такой переход осуществляется благодаря рефлексии как основы сознательной саморегуляции субъектом своих состояний при решении проблемных ситуаций. В предлагаемой нами структуре, данную функцию выполняет рефлексия как родовая способность индивида и как специфическая психическая деятельность, направленная на выявление основ собственного поведения или деятельности и приводящая к изменению качества активности личности специалиста.

Мотивационный компонент психологической готовности личности образован устойчивой системой мотивов, которая многими исследователями определяется как направленность. Полимотивированность профессиональной деятельности в структуре личности выступает как «мотивационное ядро», связанное с доминирующими профессиональными интересами и задачами развития субъекта (А.Н. Леонтьев, 1980; Б.Ф. Ломов, 1966,1986).

Адекватность мотивационного обеспечения деятельности предполагает прежде всего соответствие мотивов предмету профессиональной деятельности. Однако, наличие адекватной мотивации само по себе не предполагает высокого уровня психологической готовности к профессиональной деятельности и не гарантирует успех в профессии. Адекватная мотивация должна быть подкреплена соответствующими способностями и качествами личности, определенной системой знаний умений и навыков. В целом, такая система выступает в качестве операционального компонента структуры психологической готовности личности к профессиональной деятельности.

Гармоничное взаимодействие мотивационного и операционального компонентов может выступить условием успешной адаптации человека к профессиональной деятельности и явиться залогом будущего профессионального развития личности.

Анализируя работу В. А. Соловьевой (1997), мы считаем, что психологическая готовность личности к профессиональной деятельности является состоянием, способствующим актуализации мотивов в профессиональной деятельности. Чем выше уровень готовности личности, тем легче, соответственно, актуализируются адекватные профессиональные мотивы. Актуальный мотив, по В.А. Соловьевой, предполагает одновременное функционирование как его динамической, так и содержательной составляющей. При отсутствии одного из представленных компонентов мотив будет находится в зоне потенциальной мотивации. На динамический компонент мотива, по мнению В.А. Соловьевой, влияют сила и пластичность нервной системы, уровень профессиональной подготовки. На содержательный компонент мотива оказывают влияние отдельные черты личности, возрастные особенности. Одним из показателей перехода мотива из зоны потенциальной мотивации в зону актуальной мотивации может служить оценка личностью вероятности наступления события, его эмоциональное предвосхищение. В данном случае, настроение и эмоциональная оценка могут выступать в качестве критериев психологической готовности личности к деятельности.

Мотивационный компонент психологической готовности личности предполагает наличие у человека определенных потребностей, которые могут быть удовлетворены только в профессиональной деятельности. Характер и природа этих потребностей могут быть чрезвычайно разнообразными. В зависимости от того, как будет происходить удовлетворение этих потребностей, можно судить о том, насколько человек реализуется в профессиональной деятельности. В этой связи В.Г. Леонтьев (1995) отмечает, что под мотивацией необходимо понимать систему побудителей. Мотивация может рассматриваться как побудительное свойство потребности, мотива, других инициаторов человеческой активности. В.Г. Леонтьев отмечает необходимость рассмотрения мотивации как целесообразного побуждения, возникающего из потребности, влечения или инстинкта. К наиболее зрелой форме мотивации человека В.Г. Леонтьев относит мотив, в котором представлена целостная личность. Выступая как интегральный и системный регулятор и побудитель активности личности, мотив может задерживать и санкционировать удовлетворение актуальной потребности, что обеспечивает постоянство и устойчивость личности человека в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Мотив в концепции В.Г. Леонтьева выступает как личностное образование и является результатом аффективной и сознательной переработки потребностей, имеющихся у личности на данный момент времени. Исходя из этого, мотив выступает как воплощение личностной значимости деятельности, ее смысла, что сопровождается эмоциональными переживаниями и осознанием ценности принятого решения. Важно также отметить, что мотив - это внутренний источник активности человека.

В.Г. Леонтьев, опираясь на работы Д.Н. Узнадзе (1966), отмечает роль высших потребностей, которые посредством мотивов подчиняют себе низшие потребности. Особое значение имеет включение в процесс мотивации индивидуально-типологических свойств личности, что определяет стиль поведения и деятельность человека. Психологическая готовность человека к деятельности понимается как соединение необходимых знаний, умений и навыков с потребностью в труде. В работах Б.А. Сосновского (1992) под психологической готовностью понимается иерархическая система профессионально важных качеств и свойств личности, стержнем которой выступает мотивационная готовность. Под профессионально важными качествами обычно понимают совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность деятельности.

Е.А. Климов (2000) включает психологическую готовность личности в систему профессиональной подготовки, в которой выделяет следующие целевые блоки: гражданские качества: идейный и моральный облик человека, его нравственные качества; отношение к труду и профессии: мотивы, интересы, склонности, такие черты характера как добросовестность, трудолюбие, ответственность, критичность и др.; дееспособность: особенности соматического и психического здоровья, физическое развитие, общие способности; специальные способности: необходимые для выполнения конкретных видов профессиональной деятельности; профессиональная подготовленность: знания, навыки, умения и опыт. Также автор отмечает, что некоторые профессионально важные качества должны быть сформированы заранее, такие как гражданские качества, отношение к труду и дееспособность.

Е.А. Климов выделяет основные психологические регуляторы труда, которые выступают в качестве факторов, влияющих на готовность личности:

1. образ объекта труда - это те средства, с помощью которых данный образ может быть создан, запомнен и воспроизведен;

2. образ субъекта труда - это актуальный «образ Я», обобщенный «Я - образ», представление себя во времени, как представителя профессии, члена общества;

3. образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений - это потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение.

Динамическая структура состояния психологической готовности к профессиональной деятельности выступает как целостное образование и включает в себя ряд личностных характеристик: мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и др. Соответственно факторы, влияющие на уровень психологической готовности личности к профессиональной деятельности могут быть выведены из данных характеристик. В качестве первого фактора должен быть рассмотрен мотивационный, так как именно он определяет отношение к профессии, а также ценностно-смысловые аспекты удовлетворения различных потребностей человека в профессиональной деятельности. Решение вопроса о мотивации профессиональной деятельности связан с постановкой и реализацией следующих проблем:

1. Что может выступить в качестве побудителя целенаправленной активности субъекта профессиональной деятельности?

2. От чего зависит направленность активности субъекта профессиональной деятельности? В качестве такового побудителя и регулятора активности личности выступает необходимость профессионального самоопределения, жизненного выбора конкретной деятельности. Осмысление структуры и требований конкретной профессии возможно только при условии рефлексивного отношения человека к себе и миру в целом.

Таким образом, исследуя проблему мотивации профессиональной деятельности, мы должны понять силу влияния мотивационного компонента на состояние психологической готовности личности к профессиональной деятельности. В целях исследования мотивации профессиональной деятельности необходимо обратиться к следующим понятиям: мотивы профессиональной деятельности, эмоциональное отношение к профессиональной деятельности, стремления, желания и установки субъекта профессиональной деятельности, направленность личности и др.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации (Поваренков Ю.П., 1991). Реализация первого направления связана с возможностью удовлетворения потребностей человека в профессиональной деятельности, что обеспечивает наполнение мотивации профессиональным содержанием. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения разнообразных потребностей человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в профессии человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека и характеризуется пристрастным эмоциональным отношением к труду. Для достижения успеха в профессиональной деятельности человеку необходимо научиться «видеть» новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях - к падению эффективности деятельности и низкой удовлетворенности трудом.

Другое направление формирования мотивов связано с профессиональным развитием личности, с ее профессиональным становлением. Традиционно в психологии выделяют две группы побудителей: внутренние мотивы, связанные с процессом труда (мотивация) и внешние стимулы (стимуляция), находящиеся вне его содержания.

Преобладание внутренней мотивации активизирует личность на приобретение новых знаний, умений и навыков, на развитие профессиональных способностей. В этом случае труд доставляет человеку удовольствие и радость. Преобладание внешних стимулов предполагает значимость для личности тех выгод, которые человек может получить, занимаясь данной профессиональной деятельностью (например: материальная выгода, социальное признание). В психологической литературе отмечен тот факт, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Как отмечает А.К. Маркова (1996), смена доминирующей мотивации представляет собой глубоко индивидуальный процесс и зависит от личностных особенностей, организации деятельности, условий труда и обучения.

Понимая личность как субъекта профессиональной деятельности важно ответить на следующий вопрос: «Каким образом соотносятся и связываются друг с другом различные способы динамического существования личности в пространстве разных форм деятельности?».

С.Л. Рубинштейн (2001) выступал за единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, которые являются мотивами и целями личности. Чем больше в структуре мотива осознанных установок, тем выше вероятность его произвольности. Мотив тем сильнее, чем из более осознанных действий он возникает. Рассуждая о мотивации, С.Л. Рубинштейн отмечал, что внутри деятельности могут быть созданы условия как для схождения, так и для расхождения между мотивом и целью. «Прямой целью общественно организованной человеческой деятельности является выполнение определенной общественной функции; мотивом же ее для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей».

Таким образом, необходимо выяснить зачем совершается та или иная профессиональная деятельность и какие общественные потребности личности она позволяет удовлетворять. Осмысление профессиональной деятельности как общественно-полезной помогает субъекту изменить структуру целеполагания в соответствии с конкретной системой мотивов.

Профессиональная деятельность требует от молодого специалиста системы профессиональных знаний и умений, являющихся необходимым компонентом психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Однако их наличие является лишь необходимым условием для успешной деятельности и прямо не влияет на активность ее субъекта. Активная позиция человека во многом зависит от его системы мотивов, отношения к задачам, содержанию и объекту деятельности (Мясищев В.Н., 1960). Глубокая ее мотивация тесно связана со всем общественным развитием личности и является мощным субъективным фактором производительности труда. Среди прочих условий выделяется направленность личности, которая выступает главной предпосылкой формирования соответствующего уровня психологической готовности личности к профессиональной деятельности.

Направленность личности, адекватная предмету профессиональной деятельности выступает показателем высокой сформированности мотивационного компонента психологической готовности личности к профессиональной деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Процесс профессионализации сопровождается развитием не только личностных структур, но и специфической интеграцией свойств и качеств личности, формированием ее как целостной системы.

Б.Ф. Ломовым профессиональная направленность определяется как интегральное свойство личности, которое характеризует отношение человека избранной профессии. Фактор направленности играет большую роль, как при подготовке, так и определяет успех в профессиональной деятельности. Н.В. Кузьмина считает, что направленность определяет интерес к профессии и склонность заниматься ею. Именно характер действий, совершаемых личностью, выступает в качестве критерия сформированности направленности личности, которая представляет собой вершину устремлений личности и ее готовность к деятельности.

По мнению Б.Ф. Ломова, в обеспечении интеграции личности ведущую роль играет ее направленность. Направленность выступает в роли «побудительной системы», определяющей избирательность отношений к активности личности. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами в которых выражается мировоззрение человека. Б.Ф. Ломов под направленностью личности понимает системообразующее качество, определяющее психологический склад личности. Направленность понимается им как «побудительная сила», которая определяет избирательность отношений и степень активности личности. С.Л. Рубинштейн (2001) понимал направленность как интегратор динамических тенденций личности, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность и сами, в свою очередь, определяются ее целями и задачами. Проблема направленности, по С.Л. Рубинштейну, прежде всего связана с решением вопроса о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно связанных момента: предметное содержание (поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то предмет); напряжение, которое при этом возникает.

И.В. Кондрина (2000) считает главным в системе психологической готовности личности к профессиональной деятельности ее направленность, основанную на профессиональных ценностях личности. В этой связи она предлагает формировать профессиональные ценности и развивать профессионально важные качества личности. Данный процесс будет более эффективным при следующих условиях: осознанное принятие человеком своих личностных качеств, определяющих успешность в будущей профессиональной деятельности; включение личности в деятельность, где есть возможность реализовать личностные качества; наличие потребности в самосовершенствовании.

Итак, среди прочих условий формирования профессионально-важных качеств личности необходимо выделить следующие: осознание и принятие некоторых личностных особенностей своей личности и характера в качестве пригодных для профессиональной деятельности, принятие данных особенностей на эмоциональном уровне и включение их в «Я-концепцию» личности профессионала. Базой для реализации данных возможностей выступает желание человека самосовершенствоваться и реализовать себя в профессиональной деятельности. Реализация данных возможностей предполагает способность личности к рефлексии, а именно, умение выделять, оценивать и анализировать качества личности, подвергать их осмыслению и, по мере необходимости, подвергать коррекции.

Н.В. Кузьмина (1989,1990) выделяет следующие субъективные факторы, влияющие на психологическую готовность личности к деятельности: тип направленности личности, уровень развития способностей, профессиональная и личностная компетентность. Важной составляющей деятельности профессионала являются гуманистическая стратегия, творческое преобразование, где ведущими выступают любовь к делу и человеку. Н.В. Кузьмина считает личностную направленность ведущей среди субъективных факторов, способствующих достижению вершины профессиональной деятельности. Е.М. Никиреев (1975) выделяет когнитивные и волевые компоненты, отвечающие за формирование направленности личности. Исследования Е.М. Никиреева показали, что параметр «устойчивость - неустойчивость» направленности отмечается во всех видах направленности. Так, у студентов с устойчивой направленностью и отношение к профессии тоже устойчивое, о чем свидетельствует выбор места работы после окончания вуза, т.е. при принятии решения профессионального самоопределения наблюдается минимальная борьба мотивов, в отличие от студентов, совершивших неверный профессиональный выбор. В.П. Трусов (1980) и Г.В. Акопов (1993) определили компоненты направленности как детерминанты поведения. С позиции исследователей, степень выраженности направленности личности влияет на проявление индивидуально-психологических особенностей человека в качестве детерминант «вербального поведения». Ими были сделаны выводы относительно определения степени выраженности направленности личности с основными компонентами «вербального поведения». При слабо выраженной направленности личности, авторы отмечают приоритет индивидуально-психологических особенностей; именно они более сильно проявляют себя в поведении человека. Если направленность выражена сильно, то наибольшую роль начинают играть профессиональный фактор, половозрастные особенности.

В.А. Аверин (1995) в исследовании общей направленности личности на успешность воспитательной работы определил направленность как систему отношений к целям деятельности, причем, эти отношения находятся между собой в динамичных, иерархически координированных взаимосвязях. Определяющим вектором в структуре направленности является вектор «мотив-цель». Основным предположением в его работе явилось то, что стратегия и тактика поведения определяется социальными установками, которые представляют собой парциальные характеристики поведенческого компонента направленности. В направленности личности, как считает автор, наиболее устойчивыми оказываются поведенческий и познавательный компоненты, к наименее устойчивым относится эмоциональный компонент. Основную идею работы можно выразить формулой: «высокая направленность - высокий успех». В.А. Аверин определил основные отличия «успешных» специалистов от «неуспешных». К числу таких отличий относятся: высокий уровень направленности личности; выраженный системообразующий вектор «мотив - цель»; высокий уровень развития поведенческого компонента готовности; высокий уровень развития познавательного компонента готовности. Автор считает, что у «неуспешных» специалистов происходит неприятие целей деятельности на эмоциональном уровне, вследствие чего эти цели не становятся субъективно значимыми ценностями и не формируют установку в поведении человека на достижение успеха в профессиональной деятельности.

Итак, неприятие целей профессиональной деятельности на эмоциональном уровне свидетельствует о несформированности смысловой нагрузки всей структуры профессиональной деятельности, включая ее предмет, цели и задачи.

Рассматривая направленность личности психолога мы исходим из ориентации специалиста на «субъект-субъектные» отношения, где в качестве ведущего фактора выступает ориентация на другого человека как на самоценность. В ряде работ (Е. Аллен, 1987; А.А. Деркач, 1996; Г.С. Абрамова, 1997) раскрывается содержание подобной ориентации. По мнению В.Н. Непопалова и Н.Я. Корха (2000),»другой человек» для специалиста не объект и не пациент, но человек определенной истории и эпохи, общества и культуры, представитель определенной социальной и профессиональной группы, ассимилировавший вполне определенный набор жизненных средств и планов своей жизнедеятельности.

Для не специалиста психолога - «другой» задан через описание дихотомичных свойств, проявленных в конкретном типе взаимодействия (Петя- Вася, плохой - хороший, нужный - не нужный, товарищ-враг и т.д.). Его знание о другом всегда абстрактно и существует в границах конкретного типа отношений. Специалист видит другого в многообразии его отношений с миром (общество, государство, природа, группы, другие и т.д. и т.п.), в многообразии мотивов и установок, наслоений знаний и умений, желаний и множественности «Я». Он видит проблему и разрешает ее в совместной работе с другим. Другой для не специалиста типичен, наделен потребностями и желаниями. Другой - клиент или заказчик и задача заключается в том, чтобы даваемые рекомендации отвечали потребностям клиента. Проблемы другого это жизненные и профессиональные проблемы. Специалист принимает их форме задачи и решает, применяя различные психотехнические средства. Не специалист сводит проблемы к типичным, для которых уже есть стандартные решения. Специалист ориентирует другого в его целях, открывая иные типы взаимодействий и взаимоотношений, и осуществляет вместе с ним поиск адекватных способов действования и поведения. Не специалист преследует свои цели, используя клиента для реализации своих потребностей. Он исходит из своей «Я- концепции» игнорируя «Концепцию -Я» другого. Специалист, понимая ограниченность исторически заданных теорий и катаклизмы внутреннего мира другого, стремится понять его и соответственно использует в своей работе множество теорий и техник. Он, используя принцип «здесь и теперь», как бы заново конструирует внутренний мир «другого». Не специалист не производит аналитической работы, ограничивая свою работу рамками какой-то одной из теорий. Она для него «панацея от всех проблем». Для специалиста «оценка» является одним из результатов его работы, так как оценка и последующие рекомендации есть продукт мыслительной деятельности. Для не специалиста «оценка» не следствие, а причина, порождающая «типичный стиль поведения».

Он находится в ситуации детского восприятия, как бы каждый раз заново познавая мир. Мир интересен ему и он навешивает ярлыки «что есть что» и от того «что есть что» - он строит свое поведение. Специалист, обладая «полифоничностью сознания» по М.М. Бахтину (1979), способен работать с другим, находящимся в рамках других форм культур. Это позволяет ему ассимилировать (войти в) мир другого и осуществлять вместе с другим решение проблемы (искать пути, средства и т.д.). Не специалист не приемлет других культур. Для специалиста «жизнь другого» (событие) есть способ мышления другого. Слова, в ситуации его практической работы с другим, есть понятия, отражающие способ действования. Основная проблема «прорваться сквозь слова» или вернуть словам реальные значения. Для не специалиста - «нет проблем». Он готов говорить со всеми на любом языке, но как только другой произнесет ключевые слова (раздражители), он получит шаблон-совет. Позиция специалиста основана на профессиональной рефлексии, позиция не специалиста - на его «Я-концепции». Исходя из этого, специалист передает отрефлексированную информацию другому в адекватной для него языковой культуре, соблюдая при этом этические нормы. Для не специалиста «нет проблем» в получении и передачи психологической информации, чаще всего он использует псевдо квалифицированный лексикон или перегружает свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность собственного высказывания. Специалист понимает и разграничивает позицию другого, дифференцируя его ролевое и жизненное поведение. Он, при передачи информации, исходит не из потребности другого, а из его проблем. Поэтому его информация всегда индивидуальна и носит конфиденциальный характер. Не специалист не различает множества ролей, которые осознанно или не осознанно играет другой. Поэтому он редко соблюдает правила конфиденциальности. Специалист не манипулирует сознанием другого, он совместно с другим производит анализ причин и событий, приведших другого к жизненной или профессиональной проблеме. Он предложит несколько вариантов выхода из проблемной ситуации, оставляя за другим право выбора. У не специалиста - есть один вариант, а право другого заключается в исполнении. Система отношений к другому, основанная на профессиональных ценностях во многом определяет и качество работы, связанное с удовлетворенностью клиента качеством психологических услуг и профессионализмом специалиста.

Таким образом, природа мотивации, устойчивость тех или иных мотивов может характеризовать активность личности, качество управления этой активностью и характеризует определенный уровень личностной готовности к деятельности. Данное положение было принято нами с целью анализа роли высших потребностей личности для ее профессионального становления.

В структуре профессиональной деятельности высшие потребности личности представляют собой потребности акмеологические, связанные с желанием человека реализоваться внутри профессиональной деятельности, достигнуть вершин профессионализма с опорой на свою индивидуальность. Акмеологическая потребность, в этом смысле, подразумевает потребность развития личности профессионала. Профессиональное становление личности может быть сопряжено с отрицательными переживаниями в случае разочарования в избранной профессии или в ситуациях, когда направленность личности не соответствует требованиям профессиональной деятельности. Возникает закономерный вопрос: «какую роль, вообще, играют различные состояния для формирования личности профессионала?».

Готовность личности к профессиональной деятельности как определенное психическое состояние выступает показателем взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности с успешностью человека. В зависимости от того, какое состояние готовности преобладает у личности на тот или иной момент, мы можем предполагать, насколько актуализирована мотивация и как данный тип мотивации соотносится с эмоциональной сферой специалиста.

Эмоциональные состояния личности выступают показателем успешности человека в деятельности и выступают как регуляторы в профессиональной деятельности.

Таким образом, «психологическими предпосылками возникновения готовности к деятельности являются понимание и осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к деятельности, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт».

Психологическая готовность личности к профессиональной деятельности представляет собой качество активности личности, которая имеет свои побудители и регуляторы. Среди важнейших механизмов регуляции личностной активности мы выделяем мотивацию личности, ее способность к рефлексии. Высокому уровню психологической готовности личности к профессиональной деятельности будет соответствовать и высокий уровень активности личности по ее включению в профессиональную деятельность. Высокая личностная активность человека по включению в профессию, побуждаемая адекватной мотивацией, сопряженная с оптимальным психическим состоянием соответствует такому уровню развития личности, при котором личность психологически готова к профессиональной деятельности. Человек с низкой психологической готовностью будет характеризоваться пассивностью, формальным исполнением, эмоциональным неприятием целей профессиональной деятельности.

Психологическая готовность личности является, своего рода, фундаментом для формирования профессионализма. «Изучая профессионализм, акмеологи выделили особую роль в нем самодиагностики, самокоррекции, саморазвития, самомотивирования». Данные процессы предполагают обращение системы на себя, что подтверждает необходимость и возможность рассмотрения рефлексии в структуре психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Из этого следует, что каждому уровню профессионализма соответствует своя система мотивации, характеризующая определенный уровень личностной зрелости и сопровождающаяся изменением эмоционального состояния личности в процессе рефлексии.

Итак, каждому уровню реализации деятельности соответствует определенная степень овладения человеком профессиональным трудом, определенный уровень мастерства. Высший уровень принято называть профессионализмом. Под профессионализмом обычно понимают высокий уровень подготовленности к выполнению задач профессиональной деятельности.

Операциональный компонент психологической готовности личности представляет собой совокупность разнообразных средств и способов решения профессиональных задач. К операциональному компоненту могут быть отнесены не только знания (определенные представления о структуре и предмете профессиональной деятельности), но и соответствующие профессионально важные качества. По мнению А.К. Марковой, в качестве интегратора операционных возможностей личности может выступить компетентность как индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Также под компетентностью понимается сочетание психических качеств, определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Исходя из вышеуказанного, компетентность личности включена в структуру психологической готовности личности к профессиональной деятельности. А.К. Маркова выделяет следующие факторы, влияющие на компетентность личности: состояния человека (эмоциональная устойчивость/неустойчивость), состояние здоровья и др. Интересно отметить, что о наличии компетентности судят по результатам труда человека. По мнению А.К. Марковой, оценка или измерение конечного результата является, на сегодняшний день, единственным научным способом суждения о компетентности. В этой связи важно выделить те промежуточные и итоговые результаты в профессиональной деятельности, которые позволят определять степень профессиональной компетентности. Ключевым фактором, определяющим возможность включения личности в решение профессиональных задач является компетентность личности специалиста. Компетентность определяется сочетанием психических качеств, а также как определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Прежде чем анализировать роль компетентности для повышения уровня психологической готовности личности к профессиональной деятельности, необходимо кратко осветить основные виды профессиональной компетентности (по А.К. Марковой):

1. Специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Специальная компетентность проявляется также в способности планировать производственные процессы, умение работать с компьютером (оргтехникой), ручные навыки и навыки чтения технической документации.

2. Социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, готовность к сотрудничеству, а также владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность - владение приемами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности. Проявляется также в способности контролировать и регулировать трудовую деятельность, способность самостоятельно принимать решения (автономность), способность находить нестандартные решения (креативность), наличие гибкого теоретического и практического мышления, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения.

4. Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд. Данный вид компетентности находит свое отражение в мотивации достижения, характеризуется наличием ресурсов успеха, стремлением к качеству своей работы, в способности к самомотивированию, наличие уверенности в себе и оптимизма.

Проблема социально-перцептивной компетентности разрабатывалась многими учеными на примере различных видов профессиональной деятельности (P.O. Агавелян, 1998; А.А. Бодалев, 1965,1970,1982; Н.В. Кузьмина, 1985 и др.). Проблема формирования социально-перцептивной компетентности учителя рассматривается в исследованиях Н.В. Кузьминой как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают учителю не только общепсихологические знания, но и высокий уровень профессионального самосознания, умений управлять своим психическим состоянием, умений познавать других людей. В работе Н.Н. Ершовой (1997) были проанализированы условия развития социально-перцептивной компетентности педагогов. Автор считает, что данное развитие обусловлено взаимосвязью следующих компонентов в структуре личности педагога: гуманистической направленностью, совокупностью рефлексивно-перцептивных способностей, профессиональной Я-концепцией и личностными особенностями человека. Рассмотрим более подробно каждый из компонентов. Отдельно ею рассматривается гуманистическая направленность как система положительных личностных отношений учителя к ученику, основанная на безусловном принятии его личности как ценности самой по себе. При этом необходимо учитывать оптимистический прогноз развития личности ученика и условия для совершенствования. Наличие рефлексивно-перцептивных знаний, умений и навыков позволяет педагогу осуществлять действия, связанные с адекватным познанием, пониманием и принятием личности ребенка. Профессиональная Я- концепция выступает как относительно устойчивая система представлений педагога о самом себе, своей деятельности, на основе которой он строит свое взаимодействие с детьми и анализирует результаты своей профессиональной деятельности. Совокупность личностных качеств составляют особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы, выраженность таких качеств как эмпатия, наблюдательность, проницательность, доброжелательность, открытость и др.

Н.Н. Ершовой были определены основные критерии развития социально-перцептивной компетентности педагогов: отношение к ребенку, понимание и принятие его личности, самоотношение, самопринятие, самооценка, самообладание. Для этого необходимо научиться применять базовые рефлексивно-перцептивные знания. В совокупности данные знания могут быть сведены к следующим когнициям: знание своих мотивов, потребностей, установок, осмысленная позиция педагога в общении, знание собственных индивидуально-психологических особенностей, способность к оценке собственного психического состояния и знание условий профессиональной деятельности, при которых оно может быть оптимизировано.

Итак, вышеперечисленные критерии подтверждают значимую роль рефлексивных процессов для повышения уровня компетентности в профессиональной деятельности. Профессионализм выступает высшим уровнем реализации профессиональных функций и представляет собой проявление целенаправленной профессиональной активности личности.

Профессиональная деятельность психолога во многом реализуется за счет профессионального общения. В процессе общения проясняются позиции участников деятельности, соотносится активность всех участников деятельности, происходит своевременная коррекция поведения с учетом изменившихся условий деятельности. Под профессиональной позицией в системе общения, мы будем понимать внутреннюю готовность психолога к выбору коммуникативных средств, адекватных целям профессиональной деятельности. Цель - это то, ради чего осуществляется взаимодействие с лицами, вступающими в различные отношения друг с другом внутри профессиональной деятельности. Достижение цели возможно при осуществлении следующих условий: наличие субъект-субъектного взаимодействия и понимание своего поведения и других участников общения.

В структуре общения принято выделять следующие аспекты: когнитивный аспект - несомненно, общение представляет собой процесс, в котором происходит познание личности другого человека и своей собственной; аффективный аспект - общение постоянно сопровождается эмоциями, которые выполняют как побудительную, так и контролирующую функции. Здесь особо следует остановиться на функции коммуникативного контроля, который понимается как способность личности регулировать эмоции в процессе общения. Под коммуникативным контролем понимается гибкость ролевого взаимодействия человека, контроль эмоциональных проявлений; поведенческий аспект - который может быть понят как реализация определенных профессиональных установок и выбор соответствующих коммуникативных средств.

Поведенческий блок реализуется за счет разнообразия вербальных и невербальных «оттенков» личности. Характер самих действий и высказываний, степень их мотивационного обеспечения выступают всего лишь проекцией мировоззрения личности, компетенцией ее профессионального поведения. Иными словами, каждое действие личности может быть рассмотрено в контексте целостной деятельности. Это необходимо, в первую очередь, самому специалисту с целью анализа собственных действий как более или менее профессиональных, эффективных, успешных, уместных и т.д. В конечном счете, мы считаем, что профессиональное действие - это такое действие, которое соответствует цели деятельности, не изменяя при этом ее смысла. Чем из менее осознанных действий состоит профессиональное поведение, тем менее определенной будет выступать профессиональная позиция, что может расцениваться в качестве фактора, понижающего степень психологической готовности личности к деятельности и будет характеризует специалиста с низким уровнем рефлексивной культуры. В контексте исследования проблем социальной перцепции, А.А. Бодалев предлагает обратить внимание на следующие моменты: познание одного человека другим, отношения между людьми, обращение одного человека к другому. Общение начинается как процесс реализации установок собеседников по отношению друг к другу. В зависимости от степени осознания данных установок могут наблюдаться самые разнообразные варианты обращения людей друг к другу, что может явиться показателем определенного профессионального такта. Тактичность при общении с собеседником выступает показателем профессиональной культуры психолога, уровня осмысления процессов общения.

Чем сильнее направленность общения будет определяться целями и ценностями совместной деятельности, тем в большей степени будет выражена потребность в познании личности другого человека как профессионала. Результатом длительного общения может выступить осознание некоторых первоначальных установок по отношению к собеседнику, напарнику, коллеге и т.д. Общение, начинаясь под влиянием определенного отношения к человеку, заканчивается формированием нового отношения, нового смысла общения. В ситуации, когда такое новое отношение может быть отрефлексировано человеком - потенциально может стать его личностной позицией. Как нам кажется, для системы психолого-педагогических профессий подобная рефлексия профессионального общения особенно полезна.

Особо следует остановиться на рассмотрении эмоционального аспекта в профессиональном общении. Следует отметить, что для профессий, в которых общение выполняет ведущую роль, человеку необходимо научиться регулировать свое эмоциональное состояние и учитывать возможные эффекты, связанные с эмоциональным воздействием одного человека на другого. Данная способность к саморегуляции в процессе общения была рассмотрена Н.В. Кузьминой в структуре педагогических способностей личности. Так называемые рефлексивно-перцептивные способности личности необходимы для более тонкой дифференциации эмоциональных состояний с учетом характера выполняемой деятельности, степени утомления, уровня мотивации и соответствующих качеств личности. Рассматривая личностные качества учителя, автором был сделан акцент на качествах, которые способствуют успешному взаимодействию с другими людьми. Особенно необходимо отметить тот факт, что педагогические способности должны быть подвергнуты рефлексии. Среди наиболее значимых способностей отмечаются такие качества как чуткость, деликатность, чувство юмора и интуиция. В основе формирования данных качеств лежит положительная установка на ученика.

Именно с этих позиций, как нам думается, необходимо пересмотреть профессионально важные качества личности. Под ними необходимо понимать такие личностные качества человека, реализуя которые в профессиональной деятельности достигается интеграция когнитивных представлений и эмоционального отношения по отношению к объекту профессиональной деятельности. Н.В. Кузьмина среди главных субъективных факторов профессионализации личности выделяет аутопсихологическую компетентность как способности понимать самого себя, формировать собственную «Я - концепцию» как профессионала с учетом идеального «Я - образа», а также умение осуществить прогноз и анализ развития собственной личности в профессиональной деятельности.

А.К. Маркова среди факторов профессиональной подготовки выделяет профессиональные позиции и установки, личностные особенности человека. Необходимо отметить один важный момент. Задача развития личности как субъекта профессиональной деятельности может быть решена в области пересечения объективно необходимых качеств для эффективной деятельности с личностными качествами человека, его представлением о себе, своей профессиональной «миссии», карьере и т.д. В.В. Горбачева (1997) исследуя социально-психологические механизмы самоопределения личности тренера, выделяет в этом процессе следующие аспекты: философско-методологические аспекты самоопределения, связанные с сознательным регулированием жизнедеятельности человека, с его пониманием смысла жизни, личной ответственностью, нравственным выбором; общепсихологические аспекты самоопределения в контексте проблемы развития личности и подготовки ее к будущей деятельности ; социально-перцептивные аспекты самоопределения, связанные с особенностями рефлексии, самооценки, самопознания и познания других людей. Исходным методологическим принципом, у В.В. Горбачевой, при разработке понятия самоопределения выступило важнейшее положение А.Н. Леонтьева (1977,1978,1983) о двух образующих индивидуального сознания - значении и личностном смысле, использование которого неизбежно приводит к рассмотрению понятия мотива как предмета человеческих потребностей, являющегося одним из центральных понятий процесса самоопределения.

Двуединая природа самоопределения нашла отражение и в тех психологических концепциях, в которых оно рассматривается с точки зрения взаимосвязи двух аспектов: процессуального и структурно-итогового.

Проявления самоопределения как личностного образования, как некоторого результата изучаются в контексте понятий: готовность личности к выбору в сложной ситуации (Т.В. Сычев), самооценивающий, саморегулирующий субъект, способный самостоятельно ставить цели (И. Д. Чечетня), способность личности к осуществлению свободного выбора (А.Г. Асмолов).

Обобщая вышеуказанные подходы, В.В. Горбачева под самоопределением понимает рефлексивный процесс выявления профессионалом проблем в сфере своей деятельности, личностное отношение к этим проблемам с точки зрения ценностных установок и построение (создание) профессионально-культурных способов их разрешения, приводящих к смене личностных парадигм, с одной стороны, и как следствие - к изменению определенных структур и способов деятельности, - с другой. Как показывает данное определение существуют конкретные взаимосвязи между успешностью процесса профессионального самоопределения и уровнем психологической готовности личности к профессиональной деятельности.

Считая профессиональное самоопределение более широким понятием, мы хотим выделить психологическую готовность личности к профессиональной деятельности как критерий и результат успешного самоопределения личности на разных уровнях профессионального развития личности. Такое понимание самоопределения опирается на основную идею Л.C. Выготского, считавшего преобразование собственного поведения фундаментом только человеческой психики и сознания, и методологический принцип единства деятельности, сознания и личности, разработанный С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, основная формулировка которого заключается в следующем: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Как отмечает P.O. Агавелян (1999), профессиональные позиции личности, индивидуально-психологические особенности выступая с одной стороны предпосылками успешного овладения профессией, с другой стороны - сами являются новообразованиями, так как развиваются в ходе работы. Профессиональная позиция, выступая как результат самоопределения, есть не результат внешних воздействий (хотя их влияние не исключается), а представляет собой внутреннее действие. Таким внутренним действием для нас является рефлексивный акт. Управление процессом профессиональной деятельности осуществляется через процесс профессионального самоопределения, который непосредственно обусловлен ценностными ориентациями, особенностями мышления, способностями, целями, мотивами, потребностями человека, его самооценкой и уровнем притязаний, эмоциональными установками, уровнем развития волевых качеств. Именно в рамках профессионального самоопределения, по мнению В.В. Горбачевой, происходит реализация субъектно-личностного характера деятельности, что означает умение человека вычленять и осмысливать социокультурную проблему. В профессиональной подготовке психологов этот аспект подготовки должен составлять ведущую роль, так как осмысление социокультурных проблем в области психологической теории и практики позволяет специалисту оценить масштаб социального заказа по отношению к психологии как таковой, а также определить собственный уровень профессионального развития по отношению к социально заданному. Сама возможность профессионального самоопределения, по мнению связана с развитием управленческого мышления, раскрывающего границы осознания личности, позволяющего производить анализ ситуации и осуществлять самоопределение на основе культурологических, морально-нравственных, общечеловеческих норм и ценностей.

Итак, в контексте профессиональной деятельности проблема самоопределения рассматривается как осмысленный, рефлексивный процесс выявления профессиональных проблем, поиск культурных способов их разрешения и включения в реализацию на основе процессов целеполагания, ценностных ориентации, мотивационной сферы личности. Самоопределение есть способ формирования личности через ситуацию разрешения конфликта между внутренне заданными нормами действия человека и внешними требованиями, условиями, задачами. В процессе самоопределения изменяется динамическая структура психологической готовности личности к труду. Профессиональное самоопределение в известной степени есть автономный процесс, строящийся на разрешении внутренних противоречий, что одновременно является источником активности, движущей силой этого процесса, т.е. внутренняя активность человека - необходимое условие процесса самоопределения, сопровождаемого изменениями в структуре психологической готовности личности к профессиональной деятельности. В данном случае рефлексия выступает основным средством профессионального самоопределения, она позволяет осуществить организацию теоретикодеятельностного анализа структуры профессиональной деятельности и самоанализа позиций личности по отношению к деятельности (В.В. Горбачева, 1997).

Необходимо помнить, что процесс профессиональной подготовки - это процесс, в котором пересекаются профессиональное и индивидуальное развитие личности. Именно в точке этого пересечения психологическая готовность личности к профессиональной деятельности может быть рассмотрена как внутренний психологический механизм регуляции профессиональной пригодности человека. Б.Ф. Ломов полагал, что одним из результатов отражения активности субъекта является профессиональная пригодность. В ситуациях, где личности приходится осуществлять рефлексивную активность своей деятельности и поведения происходит повышение уровня психологической готовности личности. Формирование психологической готовности личности есть, прежде всего, рефлексия внутренних психологических средств деятельности. Среди профессий гуманитарного характера - это, прежде всего, рефлексия коммуникативных средств, где первое место занимает процесс осмысления речевой деятельности субъектом.

Психологически готовым к профессиональной деятельности психолога может быть человек с определенным уровнем социально-психологической зрелости, включающим в себя определенный уровень развития социально-перцептивных навыков, социально-коммуникативной компетентности, определенный уровень развития социального интеллекта и рефлексивного мышления. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности: «развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных проблем на пути к наиболее полной самореализации». Мы считаем, что доминирующей в структуре профессиональной деятельности психолога выступает коммуникативная компетентность, так как сама профессия, во многом, основана на речевом воздействии и взаимодействии. Развитие общества предъявляет специфические требования к речевому воздействию. Само речевое воздействие начинает выступать как профессиональная деятельность, как диалог, результат которого должен быть осмыслен.

Рассмотрим феномен профессионализма на примере деятельности психолога. Согласно А.А. Бодалеву (1965, 1970, 1982), профессионалом- психологом является человек, который благодаря развитию своей личности обеспечивает прорыв в неведомое, обнаруживает новые феномены, открывает новые закономерности и механизмы. В деятельности такой человек использует новые технологии, ориентирован на творческий поиск, на развитие эвристического мышления как стержневой характеристики, нацеленной на получение нового знания о психическом мире человека. На данном уровне сформировано отношение к человеку как к высшей ценности. Значимость профессионального интеллекта психолога-исследователя и общая гуманистическая направленность его работы оказываются крепко сопряженными друг с другом. Для подлинного профессионала «духовное пространство - не метафора, а социальная реальность его взаимоотношений со своей совестью. Это и есть то системное свойство, которое отличает профессионала от специалиста» (Пономаренко В.А., 1995., с.40). Как видно из данной цитаты, именно смысловое поле личности, те мотивы, которые стремится реализовать человек в деятельности, во многом определяют ее саму, качество активности, качество самой жизнедеятельности, которое можно определить как качество отношений к собственному «Я», к другим людям и к жизни в целом.

 

Автор: Войтюк Д.К.