11.03.2013 36793

Факторы, влияющие на состояние психологической готовности личности к профессиональной деятельности

 

Говоря о психологической готовности субъекта к профессиональной деятельности, можно выделить ряд факторов, формирующих данную готовность, с одной стороны, и выступающих в качестве разнообразных форм (установки, умения, навыки, отношения и проч.) существования таковой - с другой стороны. Состояние психологической готовности личности к деятельности соответственно и будет определять отношение человека к этой деятельности. Отношения, по мнению В.Н. Мясищева, представляют собой осознанные установки и проявляются в межличностных отношениях, что особенно важно для специалистов, работающих в системе «человек - человек». Отношения человека многоплановы и взаимосвязаны. Отношение человека к самому себе, своей деятельности и другим людям во многом обусловливают особенности его характера.

Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены как особенностями психической регуляции поведения человека, структурой личностных черт конкретного индивида и их детерминирующей роли для формирования тех или иных форм целенаправленной активности, так и спецификой деятельности, ее операционных, пространственно-временных и других характеристик. Это делает систему личностно-деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении, адаптации компонентов личностной и деятельностной структур. Данный процесс сопровождается не только актуализацией значимых для деятельности психических компонентов личности, формированием структуры наиболее адекватного личностного отражения и обеспечения целей, задач и содержания деятельности, но также развитием личности.

Многие исследователи отмечают, что именно в ситуациях целенаправленного поведения, характерных, в первую очередь, для профессиональной деятельности, проявляются противоречия между личностными образованиями, внешней деятельностью и социальными факторами, выступающими в роли требований к личности, в качестве стимулов развития личности, формирования ее черт и качеств, адекватных конкретным формам поведения и деятельности. В то же время включение личности в деятельность, установка на реализацию ее целей и задач обусловливают стремление субъекта деятельности преломить, адаптировать содержание и способы осуществления профессиональной деятельности к функциональным возможностям конкретного человека.

Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности, с точки зрения В.Н. Дружинина (2001), представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

1. Осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;

2. Осознание целей, решение которых приведет к удовлетворению потребностей;

3. Осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;

4. Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;

5. Прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

6. Мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели.

Анализ представленных процедур показывает, что в основе успешного (прогрессивного) профессионального развития личности находятся процессы осознания, осмысления, анализа и прогноза. Эти действия выступают в качестве определенных этапов (фаз) рефлексии. Итак, оценка, анализ, осмысление структуры профессиональной деятельности и себя в ней предполагают повышение уровня психологической готовности личности к профессиональной деятельности за счет активизации (мобилизации) внутренних ресурсов личности.

Известно, что система отношений образует «ядро» личности. Среди данных отношений выделяются главные, которые определяют основные потребности и интересы личности. Относительно профессиональной сферы деятельности человека мы можем выделить отношения, характеризующие уровень мотивационных ожиданий, профессиональных представлений и установок. Анализ профессиональных представлений студентов-психологов, проведенный А.И. Донцовым и Г.М. Белокрыловой (1999) показывает, что данная система состоит из двух подсистем:

1. Субъектная часть - в которой психолог выступает как субъект профессиональной деятельности.

2. Предметная часть - в которой аккумулируются представления о содержании профессиональной деятельности.

По результатам исследования были выделены две группы доминирующих мотивировок: стремление помочь людям, «очеловечить» общество; намерение решить собственные психологические проблемы, обеспечить личностный рост и саморазвитие.

Таким образом, в данном исследовании показано, что направленность личности предполагает выяснение соотношения субъектной и предметной части профессиональных представлений. С нашей точки зрения, построение эффективной профессиональной деятельности с позиции субъекта возможно только в том случае, когда личные представления человека не идут вразрез с профессионально заданными. Осознанное отношение к своей будущей профессиональной деятельности помогает человеку избежать различного рода иллюзий и помогает полноценно преодолевать кризисы профессионального становления. В целостной личности отношения обычно определены в структуру, которая предполагает последовательное поведение человека. Такое поведение мы можем наблюдать в профессиональной жизни человека уже на этапе его обучения в вузе. В данном случае последовательность поведения будет определяться структурой профессиональной деятельности и отношением к себе, своей личности.

Содержание отношений, необходимым образом, должно соответствовать форме выражения, к которой мы можем отнести такие понятия как «образ жизни», «активность» и «продуктивность жизнедеятельности» в целом. Данные понятия позволяют нам говорить о направленности и активности психических процессов, которые определяют отбор и актуализацию определенных способов поведения, отвечающих содержанию потребностей и интересов. Отношения необходимым образом будут проявлять себя во всех познавательных процессах личности, так как выполняют не просто функцию эмоционального отклика, но и отражение объекта в целом. Все это позволяет определить круг тех эмоциональных состояний, которые более или менее определяют устойчивые тенденции человека к отражению личности.

Таким образом, психологическая готовность, рассмотренная в русле категории отношений понимается нами как система взаимосвязанных качеств и способностей личности (профессионально-важные качества), которые перестраиваются в зависимости от той или иной профессиональной задачи, что в конечном итоге приводит к перестройке поведения человека в целом. Именно в отношении человека сконцентрирована смысловая нагрузка, которая будет проявляться как на уровне отдельных действий, так и на уровне всей деятельности в целом.

Способность к перестройке психологической системы отношений личности может быть охарактеризована нами как психологическая гибкость, субъектность в понимании А.В. Брушлинского (1995), то есть способность человека формировать себя и свою жизнь (в том числе и профессиональную) на основе изменения способа мышления, эмоциональных состояний и поведенческих стереотипов.

А.А. Бодалев определяет следующую систему параметров, которые выступают в качестве детерминант, определяющих характер человека: степень интеграции характера и входящих в него отношений, степень цельности характера; степень соответствия друг другу содержания характера и формы выражения. Исходя из данного комплекса, А.А. Бодалев определяет характер как систему наиболее типичных личностных отношений, проявляющуюся в привычных способах поведения. В самих отношениях отражается позиция сформированных потребностей в общении и деятельности.

Рефлексия будущим специалистом отношений в сфере «Я», «Я и другие», «Я и профессия», «Я и культура» во многом позволяет занять активную профессиональную позицию и является тем необходимым условием самопонимания и самоотношения при искажении имеющейся профессиональной позиции. С нашей точки зрения, именно наличие профессиональной позиции позволяет говорить о ярко выраженной направленности личности, готовности воспринимать и относиться к определенным психическим и социальным явлениям как представителю конкретной профессии. Разного рода искажения в характере человека могут приводить к деформации профессиональной позиции личности. Характер человека, как и его позиция, может быть определен как цельный или конфликтный, сильный или слабый и т.д. В.Н. Мясищев считал, что превращение отношений, характеризующих определенные обстоятельства жизни человека, в систему которых он оказывается включенным, в его собственные отношения - обязательное условие образования структуры его характера.

Таким образом, профессиональное становление предполагает влияние системы профессиональной деятельности на формирование характера и личности в целом будущего специалиста. Степень данного влияния профессиональной деятельности на личность человека в том числе определяется состоянием психологической готовности к деятельности. Профессиональная позиция может свидетельствовать о начинающейся профессиональной деформации личности, нестыковке профессиональных представлений и условий профессионального самоопределения субъекта.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности как определенное психическое состояние определяет динамику профессиональной деятельности, но в тоже время и сама деятельность, активность личности влияют на данное состояние. В психологии активность выступает условием динамического становления деятельности, влияет на ее реализацию и изменения. Активность личности выступает непременным условием любой деятельности человека. Активность характеризуется в большей степени обусловленностью производимых действий, а также спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования, в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предшествующей ситуацией. Активность личности выступает в качестве динамического условия становления деятельности. Уровень активности личности зависит от «образа Я». Данный образ выступает главным фактором личностной активности, влияет на протекание волевых актов, на самоопределение личности. Активность личности проявляется в ее поступках. С помощью действий человек «продолжает» себя в других людях. Активность личности связана с возможностью преодоления общественных стандартов поведения. Активность личности, посредством которой человек выходит за пределы исходно заданных побуждений и целей называется «надситуативной активностью». Посредством реализации надситуативной активности личность может реализовать свою трансцендентность, т.е. выйти за границы самой себя, за пределы собственных представлений о себе, за границы «образа Я».

Реализация и видоизменение деятельности происходит согласно тому, насколько умело субъект способен согласовывать внешние и внутренние условия активности. Активность, в большей степени, обусловлена действиями субъекта, спецификой его внутренних состояний, проявляющихся непосредственно в момент реализации действий. Высокий уровень активности характеризуется надситуативностью личности - способностью выйти за пределы исходных целей, преодолевать внешние и внутренние ограничения. Активность личности характеризуется произвольностью, т.е. обусловлена конкретной целью, в отличие от полевого поведения. Низкий уровень активности может привести к снижению функциональных возможностей человека, отказу от деятельности в целом.

Одним из наиболее общих и существенных проявлений субъектности человека, по мнению О.А. Конопкина, является его произвольная осознанная активность, обеспечивающая достижение принимаемых человеком целей. В понятии «субъект» акцентируется в первую очередь активное, деятельностное начало человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные отношения с действительностью. Не случайно при содержательном анализе человека как субъекта деятельности, социального поведения, общения, поступка, саморазвития, субъект понимается как источник осознаваемой целенаправленной активности, которая имеет для него определенный смысл и относительно которой человек выступает как ее инициатор, творец, хозяин. Именно поэтому в контексте общего аспекта субъектного развития и существования человека одно из центральных базовых мест занимает проблема закономерностей осознанной регуляции человеком своей произвольной целенаправленной активности.

А.С. Прангишвили (1972) указывает на роль установки как регулятора активности личности, ее «энергетического порыва». Близкой к данным положениям оказывается и точка зрения В.Н. Мясищева. Он основывается на том, что установка ведет себя как структура отношений, которые побуждают человека к активности. Выступая, прежде всего, как динамическое состояние она включает в себя и момент мотивации, и момент направленности. В ряде исследований отмечена связь установки с типом нервной системы человека, т.е. с индивидуальными различиями в процессах возбуждения и торможения. Установка как организатор психофизики человека будет определять соотношение в системе «активность - реактивность» и возможности мобилизации сил в экстренных ситуациях.

Определяя психологическую готовность личности к деятельности на неосознаваемом уровне мы необходимым образом должны ввести понятие «профессиональной установки». Профессиональные установки (от лат. profiteer объявляю своим делом) - система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфических возрастных задач вхождения в мир профессий. Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или не успешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и оценка им своих ценностей, с другой. Профессиональные установки тесно связаны с эмоциональными состояниями, в частности, успешное профессиональное развитие осуществляется в большинстве случаев при поддержке эмоций стенического круга (усердие, честолюбие, решительность). Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то принято говорить о их зрелости. В ситуации выбора профессии профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться со вторичными эмоциональными проблемами. Так, например, непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение (Jaide W., 1978). Индивидуальные реакции, в которых проявляются профессиональные установки бывают очень разными. Так выделяют профессиональные установки с преобладанием нерешительности, послушности, меркантилизма или целеустремленности (Седлак Ф., 1984).

Так, например, Э.С. Чугунова (1986,1991) выделяет социально-психологические установки (СПУ) как личностные образования, которые отражают устойчивую предрасположенность личности к профессиональной деятельности на определенный период времени. В контексте нашей работы интересно отметить роль рефлексивных компонентов в профессиональных установках. Социально-психологические установки (СПУ) отражают устойчивую предрасположенность личности к профессиональной деятельности на определенный период времени. Возникновение, динамика и стабилизация СПУ зависит от социальных, культурных, личностных и ситуативных факторов.

Э.С. Чугуновой были определены 3 типа профессиональных установок: СПУ на сохранение имеющихся достижений личности - «статус кво»; СПУ на профессиональное совершенствование личности, где проявляется динамический аспект деятельности, направленный на реализацию потенциальных возможностей субъекта; СПУ на изменение специальности, места работы или должности (статуса) как показатель назревающих противоречий между личностью и профессиональным окружением, как показатель социального и психологического дискомфорта.

Ю.Н. Кулюткин (1997) считает, что рефлексия проявляет себя в ситуациях, когда человеку необходимо переделывать сложившийся способ действия в связи с изменившимися условиями. Осознание субъектом необходимости данной «переделки» целесообразно объяснить с позиции теории установки Д.Н. Узнадзе. Посредством объективации как одной из основных категорий психологии установки, происходит не формирование установки, а лишь переход представленных в ней невербализованных сообщений в сознание. Иными словами, объективация - это остановка практического поведения и начало теоретического поведения, т.е. начало процесса мышления. Именно рефлексивное мышление является средством анализа затруднений, препятствий и барьеров практических действий.

Профессиональная деятельность влияет на функциональные возможности человека, изменяя уровень и качество его активности. В конечном счете профессиональная деятельность включает в себя психологическую готовность личности в качестве необходимой составляющей. Тем не менее психологическая готовность личности изменяется в зависимости от успешности и эффективности самой профессиональной деятельности. Рассматривая профессиональную деятельность как форму труда В.Д. Шадриков (1982) выделяет три аспекта данной деятельности: предметно-действенный - профессиональная деятельность понимается как процесс, в котором человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда; физиологический - профессиональная деятельность как функционирование человеческого организма; психологический - профессиональная деятельность как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника. Данные аспекты в профессиональной деятельности психолога получают следующее оформление: предметно-действенный аспект предполагает оценку, анализ и осмысление психологом средств воздействия и взаимодействия с другим человеком (при этом остается открытым вопрос что именно подвергается воздействию со стороны психолога, уровень и качество данного воздействия, осознание этических границ воздействия - все эти проблемы выступают предметом профессиональной рефлексии со стороны специалиста психолога). В отношении физического здоровья психолога можно сказать, что оно должно позволять специалисту быть в хорошей активной форме и должно способствовать оптимизму и хорошему настроению. На психологическом уровне профессиональная деятельность выступает пространством личностного самоопределения и в идеале должна способствовать самоактуализации личности человека.

Профессиональная деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Данная ответная реакция отражает процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, а также характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий (В.Н. Дружинин). Функциональные реакции человека, формируемые конкретным содержанием профессиональной деятельности всегда специфичны и целостны, что дает основание говорить о функциональном состоянии человека. Под функциональным состоянием понимается системная реакция организма и психики человека, выражающейся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности. Функциональное состояние характеризует мобилизационные возможности и энергетические затраты работающего человека. К функциональным состояниям также относятся и психические состояния, проявляющиеся в процессе деятельности и влияющие на ее эффективность. К такого рода психическим состояниям мы относим психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Под психическим состоянием понимается целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Состояние психологической готовности к деятельности является результатом отражения структуры профессиональной деятельности. Качество этого отражения зависит от прошлого опыта субъекта, выраженности его профессионально важных качеств и эмоционального состояния «предвкушения» деятельности. Анализируя трудовую деятельность как систему В.Д. Шадриков выделяет следующие ее уровни: личностно-мотивационный уровень, на котором субъект открывает для себя общественную и личностную значимость профессии; компонентно-целевой уровень трудовой деятельности предполагает выделение данной трудовой деятельности в целом, отдельных операций, информационной основы каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия), правила обработки этой информации (правила и алгоритм принятия решения), качества индивида, влияющие на эффективность труда. К числу основных компонентов относятся операции и соответствующие им профессионально важные качества индивида; на информационном уровне отражается влияние значимой информации на организм человека и его личность в целом (имеет значение форма подачи информации, пороги чувствительности), оценочный аспект (измерение количества информации), собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации); на структурно-функциональном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, значимость связей и функциональная соподчиненность структурных компонентов; в индивидуально-психологическом уровне отражена мотивация работника, его цели и профессиональные установки, критерии достижения цели, программа достижения цели - все это образует индивидуальный стиль профессиональной деятельности, под которым понимается характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.

Профессиональная деятельность в системе «человек-человек» может быть понята с позиции исторического развития представлений о личности человека, особенностей ее восприятия и понимания, осознания этических границ того или иного воздействия. Динамика изменения уровня психологической готовности к профессиональной деятельности рассматривается начиная с того момента, когда человек впервые задумывается «кем быть?», определяя для себя сферу возможных профессий в системе «человек-человек» и заканчивая формированием индивидуального стиля саморегуляции. Весь хронотоп формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности разворачивается с момента начала профессионального самоопределения вплоть до момента достижения высокого уровня профессионализма, творчества в профессии.

В.А. Бодров (2001) отмечает, что в профессиональной деятельности изменения личности происходят особенно интенсивно, так как профессиональная деятельность является определяющей по отношению к регуляции активности субъекта. Причем изменению, в большей степени, подвержены личностные качества человека. Динамика этих изменений существенно связана с возрастным развитием личности. С проблемой профессиональной деятельности, ее эффективностью тесно связана проблема надежности самого субъекта деятельности. Взаимосвязь эффективности деятельности с удовлетворенностью личности определяется через способности личности к саморегуляции своих функциональных, психических и эмоциональных состояний.

Способность к саморегуляции изучается в системе других способностей личности (социально-перцептивных, рефлексивных, коммуникативных и др.). Способности в качестве одной из составляющих входят в структуру профессиональной пригодности личности, тесно связанной с психологической готовностью к деятельности. В.А. Бодров пользуется термином «профессиональной пригодности» и считает пригодность свойством метасистемы «человек - профессия», в которой проявляются следующие свойства человека: ответственность, работоспособность, надежность, готовность к труду и др. Профессиональная пригодность была определена им как совокупность индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения трудовой деятельности и эффективность ее выполнения.

В целях нашего исследования необходимо рассмотреть профессиональную пригодность в следующих аспектах: прежде всего нужно рассмотреть совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность личности в конкретной деятельности (необходимые и достаточные для успешного овладения - идеальная «Я-концепция» личности профессионального психолога); рассмотреть совокупность наличных, сформированных профессиональных знаний, умений и навыков, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач (реальная «Я-концепция» личности специалиста на данный момент обучения в соотношении с возрастными аспектами). Наиболее значимым для нас является выделение психологических особенностей человека, влияющих на формирование и развитие профессиональной пригодности, в частности структурно-динамических свойств личности. Необходимо проанализировать какие взаимосвязи существуют между реальным уровнем профессиональной пригодности и уровнем психологической готовности личности к профессиональной деятельности.

Процесс формирования психологической готовности личности предусматривает необходимость оценки уровня соответствия человека требованиям профессии. Оценка данного уровня представляет собой собственно оценку профпригодности личности. С другой стороны, психологическая готовность личности есть результат профессиональной подготовки специалиста с учетом отведенного для этого времени. В этом случае нас в большей степени будет интересовать психологическое обеспечение процесса формирования профессионала. Изменение уровня психологической готовности личности психолога к профессиональной деятельности выступает показателем динамики и качества профессиональной подготовки.

Положение о личностном подходе при изучении профессиональной деятельности обусловлено тем, что профпригодность человека во многом обусловлена особенностями мотивационной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментальной и характерологической сферой личности (Бодров В.А., 1969; Лукьянова Н.Ф.; 1977; Платонов К.К., 1965 и др.). Однако исследователи отмечают, что недостаточно уделяется внимания изучению процессов формирования личности профессионала, механизмам психической регуляции профпригодности. Актуальность изучения личностной готовности к профессиональной деятельности вызвана тем, что решение данной задачи поможет ответить на ряд следующих вопросов: как формируется субъект труда, как развиваются способности человека в труде, каким образом происходит становление личности профессионала, как проявляются личностные особенности в профессиональной деятельности? Еще Б.Ф. Ломовым (1984) было отмечено, что изучать деятельность необходимо потому, что это позволяет понять процессы, состояния и свойства субъекта. Психология, в данном контексте, «рассматривает психическое как фактор деятельности».

Итак, профессиональная пригодность личности является необходимым условием, способствующем формированию психологической готовности личности к деятельности. Профессиональная пригодность понимается как «совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии». Используемое в этом значении понятие «профессиональная пригодность» апеллирует в большей степени к тому, что уже сформировано у личности (к некой совокупности способностей, особенностей, характеристик, личностных черт и т.п.) в ходе длительного процесса воспитания и обучения. Этот процесс может быть определен как процесс профессионального становления личности. Отмечая важность развития личности в процессе профессиональной подготовки, необходимо помнить, что этот процесс должен идти по пути формирования субъекта деятельности и общения, т.е. личности способной управлять собственной активностью. Возникает закономерный вопрос: «С какими качествами человек подходит к моменту профобучения и как изменяются эти качества в процессе профессиональной подготовки, и в дальнейшем в ходе самой профессиональной деятельности?». Знание целостного человека может дать адекватную информацию о прогнозе его соответствия некоторой профессиональной деятельности, так как в деятельности индивидуальные свойства и особенности интегрированы и сплетены. Целостность индивидуальности может быть понята только с позиций деятельностного подхода (Б.В. Кулагин, 1984).

Анализ роли профессиональной пригодности человека позволяет выделить ключевые стороны подготовки личности профессионала. С этой целью необходимо рассмотреть основные подходы к изучению профессиональной пригодности. Изучение данной проблематики было начато в России еще в начале двадцатого века. Обращаясь к истокам профессиональной психодиагностики, Е.Ю. Артемьева отмечает, что уже в рамках советской психотехники было начато исследование «черт профессионала». Однако в ряде работ (Геллерштейн, 1983; Шпильрейн, 1923; Юровская, 1925) были высказаны предположения относительно бесперспективности данного подхода. В качестве подтверждения данной позиции приводились практические примеры, когда некоторые черты характера и личности компенсировали слабое развитие специальных способностей. Е.Ю. Артемьева присоединяется к данной позиции и также критикует теорию профессионально важных качеств личности. В своей работе Ф. Баумгартен (1989) настаивала на том, чтобы изучать черты характера человека как основных составляющих профессиональной пригодности. Со временем личностные качества стали предметом многих исследований, что позволило дифференцировать между собой различные профессиональные уровни и определить состав этих качеств для разных профессий (Витенко, 1983; Брылеева, 1983). Рассмотрим некоторые модели личностных качеств на примере профессии психолога. Данные модели были построены путем анализа деятельности успешных психоконсультантов. Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия - это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. A. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Cristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная техника психологического консультирования - это «я - как инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. Как считал A. Adler: «техника лечения заложена в Вас». Storr А. (1980) отмечает, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, а точнее, что представляет собой консультант как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?». Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Balint и Е. Balint писали о том, что знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта.

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования? Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый».

Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Cristiani, 1990): проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990): доверие к людям; уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга. Wolberg L. (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо вредным для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег. По мнению Gombs А., преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами. Согласно Н. Strupp «хорошего консультанта» с позиции клиентов отличает внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах. По мнению A. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.

В результате обзора многочисленных источников о свойствах личности, которые необходимы консультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой катализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизились к модели личности эффективного консультанта. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой программы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о «подвижной» модели, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели. Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность - сомнительной. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения. Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: «Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!» Взрослым окружающие говорят то же: «Не плачь!» или «Не нервничай!» Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.

Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций. Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Kennedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень валено реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях. Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют «ткань» консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать - все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами. Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования - соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни. О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей - их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, отклонение их, поэтому более безопасной представляется отсрочка углубления межличностных отношений. Эффективному консультанту чужды такие страхи, он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами. Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот - опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет заранее обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной «холодного душа» в повседневном консультировании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу «хорошо», но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели. Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно поговорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант - это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта. К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии: 1) Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе; 2) Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам; 3) Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде. Предполагается, что свойства личности эффективного консультанта могут выступать критериями результативности психологического консультирования - появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.

По мнению Е.Ю. Артемьевой, построение подобных моделей личности имеет серьезные ограничения. Еще С.Г. Геллерштейн (1983) отмечал неустойчивость и условность «профессионально важных признаков» как постоянных элементов профессиональной структуры. Критика подхода «моделей черт профессионала» была проведена С.В. Ковалевым и А.В. Филипповым (1981) показавшим, что использование данного метода возможно только в случае измерения признаков, проявляющихся в однозначных видах поведения, которые естественно, почти не встречаются в многозначной и многовариантной трудовой деятельности человека. Качественно иным подходом является исследование профессиональной направленности личности. Впервые о возможности такого подхода упоминал С.Г. Геллерштейн, изучая случаи изменения формальной психологической структуры личности под влиянием стойкой направленности. В современной психологии трактовка направленности довольно широка: от понимания ее как профессионально важного качества до отождествления с мотивами и ценностными ориентациями. По мнению Е.Ю. Артемьевой, наиболее конструктивным является понимание направленности как сформировавшихся интересов (Е.А. Климов, Г.Ф. Королькова, 1978). Наиболее перспективной является попытка рассматривать интерес к профессии через эмоциональные отношения к объектам среды. Идеальной, с позиции Е.Ю. Артемьевой, является подход основанный на диагностике модели «Образ мира». Основная суть данного подхода состоит в том, что необходимо выяснить систему отношений личности, задаваемой структурой профессиональной деятельности. Тогда получается, что степень профессиональной пригодности человека будет определяться уровнем соответствия субъективной семантики и семантики, обусловленной профессией.

В психологии профессиональной пригодности большое внимание уделяется роли способностей в процессе профессионального становления личности. В плане формирования психологической готовности личности к деятельности способности играют определяющую роль, так как выступают в качестве необходимых внутренних условий познания и преобразования внутреннего и внешнего мира. Для более глубокого понимания обратимся к определению способностей, данного Б.М. Тепловым, который полагал, что способности представляют собой индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Во многом, уровень развития социально-перцептивных и рефлексивных способностей будет определять готовность личности к деятельности психолога и степень реализации в профессии. В ряде исследований предлагается следующий алгоритм, который необходимо внедрять при отборе студентов на психологические факультеты: необходимо отбирать людей с более развитым интеллектом, желательно с преобладающей гуманистической ориентацией на другого человека как на самоценность, с установкой на саморазвитие и на развитие творческой активности в том числе. Процесс подготовки профессионала должен базироваться на принципе динамизма. Весь учебный процесс, его теоретические и прикладные аспекты должны развивать способности личности и укреплять ее профессиональный рост.

Профессионализм может выступать как проявление целенаправленной творческой активности личности, которая формирует профессиональную компетентность психолога. Под профессиональной компетентностью понимается сформированность единого комплекса знаний, умений и навыков, психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций и профессиональных ценностей и смыслов. Достижение различных уровней профессиональной компетентности ограничивается индивидуальными особенностями, выступающими в качестве границ для выполнения профессиональных функций. Профессиональная компетентность психолога обусловлена целями и задачами профессиональной деятельности, с одной стороны и социальным заказом общества и его институтов - с другой. Данный заказ можно сформулировать в виде тезиса: «оптимальная реализация возможностей человека как в сфере профессии, так и в повседневной жизни», сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность профессионального труда практического психолога, недостаточная регламентированность социально-правовой, функциональной и орагнизационно-методической базы, взаимоотношений с различными субъектами труда и жизни, обусловливающая актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки и моральным принципам в профессиональной этике.

Можно сделать некоторые выводы:

В современной психологии можно выделить несколько оснований для классификации видов психологической готовности личности к профессиональной деятельности. В качестве основных показателей классификации можно выделить два: «временной показатель» и «показатель осознанности». Психологами изучаются особенности длительной и временной готовности личности к деятельности, установки и отношения человека к труду, его личностные и профессиональные позиции.

На основе работ других авторов нами было сформулировано собственное определение понятия «психологической готовности личности к профессиональной деятельности». Под психологической готовностью личности к профессиональной деятельности мы будем понимать психическое состояние, возникающее в результате осознанного или неосознанного отражения психологической структуры профессиональной деятельности и характеризующееся определенными мотивационными и операциональными свойствами личности.

Нами был сделан акцент на изучении психологической готовности личности к профессиональной деятельности на примере профессии психолога. Ведущим новообразованием в структуре личности психолога является, с нашей точки зрения, образ человека, который формируется на основе рефлексии ценностей и смыслов данной профессиональной деятельности. Формированию адекватного образа человека и отношения к нему и должна быть посвящена систематическая профессиональная подготовка студентов-психологов. В рамках системного подхода к профессиональной деятельности особое внимание должно уделяться формированию адекватной профессиональной мотивации будущих психологов, повышению уровня социально-перцептивной и коммуникативной компетентности личности, обретению культуры рефлексии будущими специалистами.

Исходя из этих позиций нами был определен рефлексивный подход к профессиональной подготовке психологов. Данный подход основан на том, что рефлексия выступает ядерным элементом психологической готовности личности к профессиональной деятельности, она способствует саморегуляции личности внутри профессиональной деятельности, ее активному личностному и профессиональному самоопределению. Именно способностью человека к рефлексии будут определяться соответствующие уровни мотивационного и операционального обеспечения профессиональной деятельности, что проявляется в переживании личностью успехов и неуспехов в своей деятельности и определяет настроение человека, его готовность к работе. В зависимости от уровня развития рефлексии можно выделить соответствующие типы мотивации и классы операций, характеризующих конкретные уровни психологической готовности личности психолога к профессиональной деятельности. Нами были определены высокий, средний и низкий уровни мотивационной и операциональной готовности психологов к профессиональной деятельности.

 

Автор: Войтюк Д.К.