12.03.2013 10147

Характеристика системы подготовки офицерских кадров иностранных армий и России

 

Проблема качественной подготовки офицерских кадров является одной из основных среди проблем поддержания высокой боевой готовности частей и подразделений, поскольку офицер является центральной фигурой в осуществлении боевой подготовки личного состава, обеспечении правильной эксплуатации и сохранения техники и вооружения. Ни у кого не вызывает сомнения то, что офицер является профессионалом в полном смысле этого понятия. Сегодня ни одна армия не может существовать без офицеров, и тем более, если эта армия комплектуется на контрактной основе. Поэтому практически все государства мира проявляют заботу о совершенствовании системы подготовки офицерских кадров.

Наиболее распространенной концепцией подготовки офицерских кадров является концепция постоянного совершенствования профессиональной выучки и непрекращающегося обучения офицеров. Суть этой концепции заключается в том, что на протяжении всей своей службы офицер проходит через многоуровневую систему подготовки и переподготовки, что позволяет ему не только сохранять полученные на начальном этапе знания и навыки, но и развивать и совершенствовать их. Например, в ВС США существуют три основные уровня подготовки офицеров, а в ВС Германии система подготовки имеет еще более сложную многоуровневую структуру. Все приведенные уровни подготовки офицеров отличаются друг от друга по объему знаний и навыков которыми должен обладать офицер после завершения курса обучения на том или ином уровне подготовки. Так, например, в ВС США после первого уровня обучения офицер должен обладать знаниями необходимыми для исполнения обязанностей до командира батальона и равных ему подразделений включительно. При этом срок обучения в высших военно-учебных заведениях составляет не менее 4-х лет. Однако даже после этого выпускник должен перед назначением на первичную должность должен пройти специализацию (4-8 недель). На втором уровне осуществляется подготовка офицеров для звена батальон, бригада, дивизия и им равные части и соединения. При этом офицер должен обладать выслугой от 10 до 15 лет. Срок обучения 5-10 месяцев. Третий уровень подготовки включает военно-учебные заведения для подготовки офицеров (генералов, адмиралов) с высшей военной подготовкой для звена дивизия - корпус - объединенное (центральное) командование, а также офицеров (генералов, адмиралов) для работы в центральном аппарате министерства обороны и видов ВС. Срок обучения 10 месяцев. Аналогичная система многоуровневой подготовки существует и в Англии.

Таким образом, процесс обучения военных кадров в зарубежных странах является постоянным. Это вызвано непрекращающейся модернизацией боевой техники и возрастанием роли человеческого фактора в современной войне. Более того, с полным основанием можно полагать, что чем выше уровень профессиональной подготовке, тем выше эффективность профессиональной деятельности. Поэтому вопросы организации учебного процесса в военных заведения иностранных армий находятся под пристальным вниманием государства. При этом наибольшее внимание уделяется проблеме подготовке военных кадров для замещения первичных офицерских должностей. Это связано с тем, что во-первых, это наиболее многочисленная категория офицеров, а, во-вторых, основная категория в отношении решения практических задач боевой деятельности. Только в США для замещения первичных офицерских должностей требуется ежегодно около 30 000 человек.

Несмотря на развило систему вневойсковой подготовки офицеров, предпочтение отдается выпускникам военно-учебных заведений, имеющих наиболее высокий уровень подготовки. Выпускники этих заведений, как правило пользуются преимуществом в продвижения по службе. Поэтому качественному комплектованию курсантами и слушателями первичных военно-учебных заведений уделяется первостепенное внимание.

Старейшим и наиболее известным военно-учебным заведением США по подготовке кадровых военных для сухопутных войск является академия Вест-Пойнт, образованная в 1802 году президентом Джефферсоном. В настоящее время Весг-Пойнт - наиболее престижное военное учебное заведение США. Туда принимаются граждане США в возрасте от 17 до 22 лет, не состоящие в браке и не имеющие на иждивении детей. Академия использует систему регистрации претендентов по предварительным заявлениям, в соответствии с чем приемная комиссия высылает претенденту анкету, которая заполняется и возвращается в приемную комиссию вместе с аттестатом об образовании (для оформления личного дела).

Поступающие в Вест-Пойнт проходят систему рекомендаций, оценки и отбора. Рекомендация является юридическим документом для рассмотрения приемной комиссией академии деловых качеств поступающего. Ее могут давать лица, уполномоченные конгрессом. В том числе: Вице-президент, Сенаторы, члены палаты представителей, губернаторы территориальных владений (Пуэрто-Рико, Восточное Самоа), Представители в конгрессе от округа Колумбия, от Вирджинских о-ов, от о.Гуам.

При поступлении в академию оценивается уровень образования, физическая подготовка и состояние здоровья. Уровень образования определяется по результатам тестирования, которое проводится в специализированных центрах. При оценки уровня подготовки и общего развития принимается во внимание: личностные качества, способность к руководству, общественная деятельность, изучение дополнительных (военно-специальных) дисциплин в школе или колледже. Уровень физической подготовки определяется на специальном экзамене, включающем выполнение четырех упражнений: подтягивание для мужчин и вис на согнутых руках (на время) для женщин; метание баскетбольного мяча (с колена); прыжок в длину с места; бег на дистанцию 300 ярдов. Проверка состояния здоровья проводится по программе медицинского обследования в военном или гражданском госпитале.

В результате в академию поступают: 1 из 9 претендентов из числа мужчин и одна из 10 женщин. Всего каждый год зачисляется около 1300 мужчин и 170 женщин. Однако обучение в академии весьма сложное и поэтому в процессе обучения 20-30 процентов курсантов отчисляются. При этом многие стрессовые ситуации в процессе обучения, способствующие отчислению молодых людей, создаются преднамеренно с целью научить будущих офицеров выдержке и беспрекословному выполнению приказов.

Следует отметить, что стремление молодых людей поступить в данное учебное заведение (около 11 000 кандидатов мужчин и 1700-2000 кандидатов женщин) обусловлено не столько преимуществом в прохождении службы сколько высоким качеством и разноплановостью обучения курсантов. Так в дополнение к основному курсу, включающему 31 предмет (фундаментальные науки, инженерное дело, социологию и др.) они могут выбрать любое из 30 направлений обучения и одну из 19 специальностей. О качестве преподавания дисциплин и уровне подготовки курсантов свидетельствует тот факт, что Вест-Пойнт занимает 4-е место среди всех американских вузов по числу студентов, которым присуждается престижная премия Родса за успехи в учебе, при этом, в отличии от других престижных вузов США, обучение в академии бесплатное.

Система профессионального отбора будущих офицеров существует и в военных учебных заведениях других стран. Например, кандидаты на обучение в Королевском колледже Канады, созданного по распоряжению канадского парламента в 1876 году, должны также пройти специальный отбор. Этот отбор включает: психологические тесты, собеседование и медицинский осмотр.

Аналогичный отбор существует и в военных учебных заведения Турции. Кандидат для обучения в военном учебном заведении Турции перед вступительными экзаменами должен пройти не только медицинскую комиссию, но и собеседование. Собеседование предполагает оценку политической благонадежности, духовного и культурного уровня.

Таким образом, в большинстве зарубежных стран при поступлении в военно-учебное заведение кандидат должен пройти отбор (профессиональный отбор), что обеспечивает гарантию успешного обучения и эффективной служебной деятельности. Однако следует иметь в виду, что для качественного комплектования переменным составом учебных заведений необходимо иметь возможность отобрать наиболее подготовленных и перспективных молодых людей, а для этого, в свою очередь, необходимо иметь не только систему отбора, но и соответствующее число кандидатов. Как следует из выше приведенного материала в идеальном варианте конкурс поступающих в военно-учебное заведение должен составлять 8-10 человек на одно место.

Решение задачи по обеспечению соответствующего конкурса среди поступающих в военно-учебные заведения в большинстве развитых стран решается весьма успешно. Основными направлениями здесь являются: осуществление целенаправленных общественно-политических и идеологических мероприятий (военно-профессиональная ориентация молодежи); совершенствование и развитие системы социально- экономического обеспечения офицерских кадров.

В странах НАТО для комплектования вооруженных сил личным составом широко используются возможности профессиональной ориентации молодежи на военные специальности. Одной из важных задач этой деятельности являются военно-профессиональные агитация и пропаганда с целью обеспечения избыточного количества кандидатов для поступления в военно-учебные заведения.

В агитации молодежи для поступления в военно-учебные заведения армии США основной упор сделан на отражение популярности, материальную и социальную обеспеченность офицеров в процессе военной службы и после увольнения с нее, что является определяющим стимулом привлечения молодых людей в ВВУЗы. Следует отметить, что в рекламных материалах особо подчеркивается элитарный характер подготовки в военно-учебном заведении. В многочисленных пропагандистских брошюрах и публикациях констатируется, что на одно учебное место в военные училища приходится 10-12 заявлений, а 90 процентов абитуриентов, как правило, входят в пятерку лучших учеников своих школ.

В военно-учебных заведениях предусмотрено проведение «Дней открытых дверей». Например, в ВУЗах Аннаполиса и Вест-Пойнта экскурсии для возможных абитуриентов проходят в сопровождении курсантов. Они включают ознакомление с учебно-лабораторной базой, образцами вооружения и военной техники, просмотр тематических кинофильмов. Особое внимание уделяется работе со школьной молодежью. В целях военно-профессиональной ориентации в средних школах США предусмотрены специальные программы по изучению основ военного дела с учетом избранной учебным отделением специализации по сухопутным войскам, флоту, морской пехоте или авиации. В учебных отделениях занимаются школьники 14-17 лет, бесплатно обеспечивающиеся учебными пособиями и специальной формой одежды.

Подготовка молодых людей к военной службе проводится и по программам Кадетского корпуса национальной обороны, Военно-морских кадетов, Скаутов. В скаутских организациях США осуществляется подготовка к военной службе 10-15 летних юношей, которые постигают уроки мужества и чести. И эта система действует уже несколько десятков лет.

Таким образом, проблема подготовки военных кадров в большинстве развитых зарубежных стран решается за счет привлечения к поступлению в ВУЗы стран значительного количества молодежи, что создает возможность качественного отбора лиц, пригодных к профессиональной деятельности в качестве офицера.

После зачисления в ВВУЗ молодой человек оказывается вовлеченным в сложную систему организации учебного процесса. Причем основное внимание уделяется не только качеству его военно-профессиональных знаний, но и воспитанию у него необходимых профессионально важных качеств. Поэтому “естественный” отсев неуспевающих или нежелающих обучаться приветствуется армейским руководством, так как считается, что в результате такого отбора в Вооруженные Силы приходят наиболее подготовленные офицеры.

Приемлема ли такая система подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил России в настоящее время?

Система военно-учебных заведений в России сложилась в начале XIX века. В 1805 г. был утверждён «План военного воспитания», по которому предполагалось развернуть 10 военных училищ, а также подготовительные военные школы. Первая из таких школ была учреждена в 1801 г. на средства и по ходатайству тульского дворянства. Выпускники указанного учебного заведения переводились в кадетский корпус, а неспособные к военной службе поступали в дальнейшем на гражданскую службу.

В начале 60-х г.г. XIX века в ходе общей реформы образования в стране были созданы два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия и реальная. В русле этих преобразований военный министр Д.А. Милютин предложил создать из кадетских корпусов военные гимназии. Предполагалось превратить эти заведения из закрытых в открытые, где большинство воспитанников содержалось бы за свой счет, максимально приблизить их к гражданским гимназиям, упразднив строевой состав и заменив большинство офицеров гражданскими преподавателями. В результате радикальных реформ системы военного образования были четко отделены друг от друга военные гимназии и военные училища. Перед первыми стояла задача общеобразовательной и начальной военной подготовки малолетних воспитанников, собирающихся стать офицерами, перед вторыми - непосредственная подготовка офицеров.

Однако, к началу 80-х г.г. выяснилось, что военные гимназии, удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задаче профессионального военного заведения и недостаточно хорошо подготавливают учащихся к переходу в военные училища в профессионально-психологическом плане. В связи с этим, возник вопрос о целесообразности такой подготовки вообще и даже шире - о профессиональной ориентации будущего офицера. Поэтому было решено вновь реорганизовать военные гимназии в кадетские корпуса, а военные прогимназии закрыть.

В годы Советской власти подготовке офицерских кадров уделялось не менее серьезное внимание. Сложилась стройная система многоуровневой подготовки военных профессионалов, благодаря которой подготовка советских офицеров была одной из лучших в мире. Причем в организации системы подготовки военных кадров принимали активное участи и военные психологи. В области военной психологии основное внимание уделялось разработке вопросов обучения и воспитания советских воинов, формированию у них необходимых профессионально важных качеств.

К сожалению в последнее время значительно снизился конкурс в военно-учебные заведения. Если в 1986 году на одно учебное место в военно-морском училище претендовало 3 кандидата, то в 1993 году только 1. Осложнено комплектование переменным составом ВВУЗов ракетных войск и артиллерии сухопутных войск и ряда других военных училищ.

В связи с уменьшением количества бесплатных учебных учреждений профессионального образования в 1994 году конкурс в военно-учебные заведения несколько увеличился, однако качество подготовки абитуриентов не соответствует современным требованиям. Для выявления структуры мотивов выбора военно-профессиональной деятельности сотрудниками ВМедА было проведено анкетирование 1345 абитуриентов 1995-1996 гг., из которого следует, что основной мотив поступления в это учебное заведение обусловлен хорошим уровнем преподавания дисциплин, обеспечивающих возможность хорошей профессиональной подготовки и бесплатное обучение (около 70% всех опрощенных). Однако только 15,8% кандидатов предполагали служить после окончания вуза в войсках.

Анализ имеющихся литературных материалов, к сожалению, свидетельствует, что в последние годы значительно изменилась система ценностных ориентаций молодежи поступающей в военно-учебные заведения. По результатам социологических исследований, проведенных сотрудниками ВАА им. М.И.Калинина, только 4% призывников 1994 года считали, что военные пользуются уважением у населения. Среди мотивов поступления в ВВУЗ наиболее значимы установки меркантильного характера, осознание своей причастности к защите Отечества становится все менее актуальным. Самооценка в большинстве случаев завышена, что порождает самоуспокоенность. Молодые люди имеют неясные жизненные планы, иллюзорное представление о будущей профессии.

С одной стороны, снижение конкурса в военно-учебные заведения и качества подготовленности абитуриентов обусловлены современной демографической ситуацией в стране, сокращением призывных ресурсов и физической деградацией молодого поколения, а с другой стороны, экономический спад и инфляционные процессы в государстве, недостаточность оборонного бюджета, сбои в финансировании ВС РФ привели к тому, что некогда престижная профессия офицера стала низкооплачиваемой.

Снижение материальных условий жизни военнослужащих, изменение общественного сознания и нравственных устоев, падение престижа службы в Вооруженных Силах РФ, использование последних в локальных военных конфликтах на территории своего государства закономерно снизило количество желающих поступать в военно-учебные заведения. В этой ситуации делать ставку на качественное комплектование ВВУЗов за счет отбора лучших кандидатов не представляется возможным.

Насколько изменится данная ситуация в ближайшие годы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос сотрудники ВМедА в процессе выполнения научно-исследовательских работ в декабре 1996 года провели опрос учащихся школ и гимназий центрального района г. Санкт-Петербурга, а также воспитанников суворовского военного училища (CBY) и кадетского ракетно-артиллерийского корпуса (КРАК). Всего опрошено 376 чел., в том числе: 135 учащихся общеобразовательных школ и гимназий и 241 воспитанник СВУ и КРАК.

В результате проведенного опроса выявлено, что в целом роль и назначение Вооруженных Сил современными подростками и молодежью понимается правильно. 97% опрошенных считают, что в настоящее время Вооруженные Силы нашему государству необходимы. 90% считают, что роль армии в государстве заключается в защите безопасности страны от внешнего нападения, в наведении порядка и дисциплины в стране, улаживании межнациональных конфликтов. Однако только 27% респондентов считают, что на военную службу необходимо призывать всех граждан мужского пола (среди учащихся такой точки зрения придерживаются лишь 10%, среди воспитанников - 37%). 77% опрошенных считают, что на военную службу должны призывать только тех, кто желает, или всех, кроме тех, кто учится или имеет право на отсрочку (среди учащихся подобной точки зрения придерживаются 90%, среди воспитанников 63%).

К сожалению следует отметить, что на вопрос «кто должен защищать Родину, когда возникает необходимость в ее вооруженной защите», только 44% респондентов считают, что выполнять эти обязанности должны все граждане способные к их выполнению (среди учащихся - 31%,среди воспитанников - 51%), остальные 56% полагают, что это обязанности тех, кто призван в армию или кто добровольно подписал контракт о военной службе (среди учащихся - 69%, среди воспитанников - 49%).

По нашему мнению, отношение молодежи к службе в Вооруженных Силах и оценка современной ситуации непосредственно связаны с проблемой престижности военной службы, ее привлекательностью, социальными гарантиями, защищенностью и их обеспеченностью. 63% опрошенных считают, что в настоящее время военная служба не престижна (причем, среди учащихся такого мнения придерживаются 82%, среди воспитанников - 51%). Следовательно, вряд ли следует ожидать в ближайшие 5 лет изменений в лучшую сторону положения дел с комплектованием курсантами военно-учебных заведений МО РФ. Своеобразным подтверждением данного вывода является результат выполнения военкоматами разнорядок на отбор кандидатов для обучения в вузах. Так, в Ленинградском военном округе в 1994 году наряды по отбору кандидатов для поступления в военные училища выполнены среди военнослужащих срочной службы на 46,5%, а среди гражданской молодежи на 54,3%, а в 1995 году на 20% и 77% соответственно.

Таким образом, решение задач качественной подготовки военных кадров для Российской армии путем ужесточения отбора в настоящее время практически не возможно. Поэтому систему психологического обеспечения учебного процесса в высших военных училищах необходимо строить принципиально на иных, по сравнению с развитыми зарубежными государствами принципах.

На первое место выходит проблема психологического сопровождения курсантов военно-учебных заведений (в том числе и военно-медицинской академии) в процессе их обучения военной специальности. Это, в свою очередь, определяет необходимость всестороннего изучения особенностей адаптации юношей к условиям обучения в ВВУЗе, выявление “критических” периодов обучения, и разработки системы оказания психологической помощи. По нашему мнению, решение данных задач должно осуществляться с позиции основных положений теории адаптации.

 

Автор: Камышев А.А.