12.03.2013 5278

Общие подходы к исследованию проблемы адаптации

 

Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации выработанные в процессе эволюции обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда». Начиная с работ К. Бернара, выдвинувшего концепцию о постоянстве внутренней среды, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.

Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др.. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация это свойство организма, что это одновременно равновесие между средой и организмом, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, что это результат взаимодействия в системе «человек-среда», а также цель к которой стремиться организм.

Таким образом, можно выделить два подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны адаптация является свойством любой живой саморегулируемой системы, опосредующее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация может быть рассмотрена, как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, то данное свойство присуще и человеку. Однако человек это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, а также, по мнению А.Г. Маклакова можно говорить о существовании такого свойства личности, как способность к адаптации.

Адаптация, как динамическое образование тесно связано с категорией «функциональное состояние». Само понятие «состояние», как философская и общенаучная категория, может рассматриваться в качестве совокупности происходящих в организме процессов, а также степени развития и целостности структур. Качественной характеристикой этой категории является уровень функционирования организма и его систем.

Под уровнем функционирования сложной биосоциальной системы, обладающей свойством самоконтроля, саморегуляции и самоуправления понимают относительно стабильную величину специфической реакции, обусловленную природой раздражителя и свойствами системы. П.К. Анохин считает, что центральным звеном любой системы является ее результат - ее системообразующий фактор. Таким системообразующим фактором для целостного организма является адаптация. Следовательно, функциональное состояние есть характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности процесса адаптации и гомеостаза. Достижение того или иного уровня функционирования достигается благодаря деятельности механизмов регуляции.

С позиции кибернетической науки живой организм является многоуровневой, саморегулируемой системой. Существуют различные взгляды на структуру биосистемы с позиций кибернетики. Наиболее перспективным является предположение о существовании механизмов управления и управляемых систем. К управляющим механизмам в такой модели следует отнести центральную и вегетативную нервную систему, а все остальные системы организма при этом являются управляемыми.

Согласно современным представлениям ключевым звеном в структуре общего функционального состояния организма является состояние центральной нервной системы. При этом состояние нервной системы рассматривается как результат взаимодействия неспецифической генерализированной активности, определяемой ретикулярной формацией, и нескольких локальных источников специфической активности. Среди последних выделяют «каналы», определяющие уровень внимания и восприятия, понятийного мышления, моторной активности, мотивации и эмоций.

Особое положение нервной системы, как управляющей и обеспечивающей целостность всего организма, определяется ее свойствами и особенностями и, в первую очередь, структурной целостностью мозга, наличием одновременно жестко фиксированных и относительно независимых от среды программ обслуживающих биоритмы. Следующее свойство центральной нервной системы - это ее доминантная природа, определяющая такую функцию мозга как регуляция состояний организма и поведения.

Рассматривая проблему функционального состояния, можно выделить две качественно различные стороны: субъективную и объективную, обусловленных наличием двух тенденций данного динамичного образования: обеспечение мотивационного поведения и восстановление нарушенного гомеостаза. Поэтому верны представления о функциональном состоянии как о явлении обусловленном субъективными процессами, так и те, в которых подчеркивается их внешняя обусловленность, их реактивная природа.

Следует отметить, что у человека субъективная сторона функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, на много опережают объективные. Данное положение отражает обще физиологическую закономерность - опережающий характер напряжения механизмов регуляции в сравнении с управляемыми системами организма.

Под субъективной стороной понимаются психические явления, которые, включая и комплекс переживаний, относятся к личностным образованиям. Именно особенности личности во многом определяют характер функционального состояния. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Из него следует, что формирование состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности.

Можно предположить, что по качественному признаку набор функциональных состояний у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетически. Однако, имеются существенные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, а также в закономерности их взаимных переходов. Различия в личностных отношениях и оценках происходящего играют весьма существенную роль в том, что в одних и тех же, даже весьма жестких, условиях деятельности разные люди обладают различными функциональными состояниями.

Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.

Функциональное состояние, как научная категория первоначально сформировалось в физиологии, где использовалось для характеристики деятельности организма. В отечественной психологической литературе это понятие появилось сравнительно недавно и связано с именами А. Б. Леоновой и В. И. Медведева. Они считают, что функциональное состояние - это «интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности», т.е. характеризуют возможность деятельности.

Функциональное состояния непосредственно связано с особенностями процесса адаптации. Так, В. И. Медведев рассматривает адаптацию, как постоянный процесс взаимодействия в системе «человек - среда», протекающий на двух уровнях: физиологическом и социально-психологическом. При этом связь в системе «человек - среда» является системообразующей и определяет функциональное состояние организма.

В свою очередь, отталкиваясь от философского определения категории функционального состояния, отражающего «специфическую форму реализации бытия, фиксирующего момент устойчивости в изменении, развитии, движении материальных объектов при определенных условиях», Л. Г. Дикая считает, что функциональное состояние, результат межсистемного взаимодействия психологической системы и деятельности по саморегуляции психофизиологического состояния. В тоже время процессы управления в живых системах можно рассматривать как некую организацию целенаправленных взаимодействий, результатом которых является переход из одного состояния в другое.

Следовательно, адаптационную деятельность человеческого организма можно изучать, через исследование процессов управления, опосредующих определенный уровень активности и характеризующихся двумя явлениями: актуализацией (увеличение активности ряда систем и органов) и лабилизацией (вовлечение в активное уравновешивание других органов и систем). При этом исходной точкой для развития данного исследовательского направления является классификация функциональных состояний.

Как известно, единой классификации функциональных состояний в настоящее время не существует. Разные авторы выдвигают различные критерии оценки функциональных состояний, которые могут быть основополагающими для построения их классификации. Так В. И. Медведев и А.Б. Леонова предлагают в качестве основных критериев понятия надежности и цены платы. Первое понятие характеризует способность человека выполнять деятельность на заданном уровне, второе понятие - цена - характеризует степень истощения сил. Следует также отметить, что данные категории взаимосвязаны и формируют понятие «работоспособности».

По Г.С.Никифорову работоспособность - это состояние в системе «человек - техника», при котором в данный момент времени она способна выполнять заданные функции с выходными параметрами, соответствующими требованиям данной задачи. С.А. Косилов. Следующее состояние - оптимальное рабочее состояние. В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, ибо это состояние обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. Это состояние часто называют состоянием комфорта. По своей сути это состояние противоречиво, с одной стороны оно способствует самоактуализации, но с другой стороны это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.

Стресс - еще один вид функционального состояния, характеризующийся повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерно крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях - в состояние нервно-эмоциональной напряжённости, для которого характерно снижение работоспособности, снижение эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Все перечисленные выше состояния обладают своей динамикой и определенными фазами. В рамках данного исследования наибольший интерес вызывает состояние стресса. Это обусловлено тем, что в процессе обучения в военно-учебном заведении курсант очень часто переживает стрессовые ситуации, вызванные определенными жизненными ситуациями.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемый ему внешние или внутренние требования. Описанные в классических исследованиях Г. Селье стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса, поскольку включают и непосредственную реакцию на воздействие, требующего адаптационной перестройки (стадия тревоги и мобилизации) и период максимально эффективной адаптации (стадия резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации).

Многоаспектность явления стресса столь велика, что в свою очередь появляется необходимость иметь типологию его проявления. В настоящее время существует разделение стресса на два основных вида: системный (физиологический) и эмоциональный (психический). Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то эмоциональный стресс является наиболее значимым для процесса регуляции.

Основные черты психического стресса можно резюмировать следующим образом: стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой; стресс более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; он требует восприятия угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указывают на включение восприятия угрозы. Однако, бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. При этом стресс-факторы могут быть самыми различными как психосоциальными, так и физическими.

Таким образом, анализ литературы позволяет утверждать, что адаптация это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы. Данное свойство для человека, как биосоциальной системы, является интегральным, обусловленным особенностями развития физиологического и психического уровней и может рассматриваться как свойство личности в целом.

В тоже время функциональное состояние организма обусловлено характером взаимодействия между внешними условиями среды и физиологическими и психическими особенностями личности, и может быть представлено как критерий адаптированности индивида к конкретным условиям деятельности.

С определенной долей уверенности, учитывая социальную природу человека, можно предположить, что одной из наиболее объективных характеристик, описывающий уровень адаптированности человека к условиям конкретной деятельности и его возможности в социальной адаптации, может быть социальный статус личности и его динамика в процессе выполнения профессиональной деятельности.

 

Автор: Камышев А.А.