12.03.2013 15196

Современные проблемы адаптации курсантов к обучению в высшем военно-учебном заведении

 

Адаптации курсантов к условиям обучения в военно-учебном заведении в наши дни приобретает всё более важное значение. Актуальность данной проблемы обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, успешность преодоления трудностей данного периода в значительной степени определяет направление дальнейшего профессионального самоопределения молодого человека.

Во-вторых, от полноты и темпов адаптации курсантов к условиям обучения в военно-учебном заведении во многом будет зависеть успешность их учебной и служебной деятельности.

В-третьих, практика показывает, что в большинстве случаев верно утверждение: если курсанты удовлетворительно адаптируются к условиям обучения в военно-учебном заведении, то они с таким же успехом будут адаптироваться к профессиональной деятельности.

Поэтому изучение и учет индивидуальных особенностей адаптации курсантов к условиям обучения в академии, а также научно обоснованное управление этим процессом являются важными задачами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Проблема адаптации в военной психологии рассматривается с общепринятых в современной отечественной психологии позиций. Термином «адаптация» принято обозначать «приспособление органа, организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям окружающей среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования». В военной психологии также различают три основных вида адаптации и дезадаптации: физиологическую, психическую и социально-психологическую. В зависимости от рода овладеваемой субъектом деятельности в литературе рассматриваются определённые аспекты адаптации: профессиональная, учебная, производственная и т.д.

Потребности практики обусловили широкий интерес учёных к исследованию этой проблематики. Существует много подходов к изучению адаптации человека к новым условиям жизни и деятельности. В настоящее время накоплен значительный материал в изучении факторов, детерминирующих процесс адаптации, критериев адаптированности личности, механизмов и динамики процесса адаптации. Мнения исследователей достаточно широко варьируются. На наш взгляд, имеющиеся в данном направлении разработки недостаточно комплексно изучают особенности адаптационных процессов на различных уровнях.

Согласно принципам комплексного подхода к человеку, сформулированным Б.Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах, характеризующих его как индивида, как субъект деятельности и как личность. Результат объединения этих свойств образуют психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. Использование данной методологии в изучении адаптации человека к изменившимся условиям окружающей среды предполагает рассмотрение этого процесса на физиологическом, профессиональном и социально-психологическом уровнях.

Следует отметить, что, несмотря на своеобразие различных сторон адаптации, необходимо учитывать их тесную взаимосвязь как компонентов единого адаптационного процесса. Влияние на организм факторов внешней среды приводит к изменению состояния психической сферы человека. Это приводит к перестройке нейро-висцеральных и эндокринно-метаболических связей, что нередко является патологической почвой формирующихся отклонений в нервно-психическом здоровье. При этом характер поведения человека в социальной сфере служит индикатором успешности адаптивных процессов на различных уровнях. В то же время социально-психологическая адаптация не устраняет физиологических форм приспособления, а видоизменяет и опосредует их, включая в себя как регулируемый и модифицируемый ею внутренний элемент.

В течение своей жизни человек постоянно приспосабливается к окружающему его миру. Попадая в новые микро-социальные условия (семья, школа, работа и др.), он каждый раз должен вырабатывать адекватные для этих условий формы поведения. Современный уровень развития общества требует от личности уже не столько «приспособления», сколько активного совершенствования, которое обеспечило бы ей уровень, достаточный для успешной деятельности и общения в настоящее время и будущем.

Особое место занимают вопросы военно-профессиональной адаптации к деятельности в связанных с риском для жизни условиях. Анализ литературы показывает, что в различных работах не однозначно трактуется содержание этого процесса и характера взаимосвязи различных его аспектов. Так, например, Я.В. Подоляк, рассматривая адаптацию воина к коллективу, в качестве составляющих различает взаимозависимые ее стороны: общественно-политическую, военно-техническую, боевую и социальную, т.е. делает попытку отождествить собственно военно-профессиональную и социально-психологическую адаптацию.

С другой стороны, В.В. Куликов оценивает эффективность психической адаптации военнослужащих срочной службы по социально-психологическому, собственно психическому и психофизиологическому критериям, недостаточно анализирует профессиональный уровень.

Наиболее правомерный подход к изучению вопросов оптимизации взаимоотношений в системе человек - воинская среда использован в методическом руководстве по адаптации молодого воина к условиям воинской службы. В указанном документе в наиболее обобщенном виде изложены основы учения по адаптации человека к необычному для него укладу воинской службы, мероприятия по управлению этим процессом и профилактике девадаптационных расстройств в начале службы молодого воина.

Очень остро стоит проблема военно-профессиональной адаптации курсантов военно-учебных заведений. В последнее время в литературе и, особенно в военных источниках информации, появляется все больше публикаций, которые освещают различные аспекты этого процесса, его динамику, критерии оценки, исследуют ресурсы личности как субъекта адаптации. Особый интерес представляют концепция психической адаптации, предлагаемая В.М. Воробьевым и возможности ее использования в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса.

В то же время указанная проблематика еще не нашла должного отражения в научно-теоретических исследованиях. На наш взгляд, не в полной мере решены следующие ключевые моменты: недостаточно четко определено содержание понятия военно-профессиональной адаптации курсантов военно-учебных заведений с позиции комплексного подхода к изучению человека; отсутствует единая точка зрения о продолжительности и периодизации этого процесса; при наличии большого количества различных психологических методик еще не проведено обоснование их оптимального набора для использования в этих целях.

Поэтому нами предпринята попытка, на основе обобщения литературных данных, сформулировать свое понимание проблемы военно-профессиональной адаптации курсантов военно-учебных заведений, предложить алгоритм и методы психологического изучения этого процесса, наметить возможные пути его оптимизации.

В настоящее время существует целый спектр точек зрения о периодизации профессиональной адаптации человека. Часть исследователей считает, что этот процесс начинается непосредственно в условиях самостоятельной деятельности по специальности, другие подразделяют его на ряд периодов: подготовка к труду в школе (профессиональная ориентация), выбор профессии, профессиональная подготовка (обучение на производстве, в ПТУ, техникуме, ВУЗе), начало трудовой деятельности. В то же время все они едины в утверждении, что профессиональная адаптация - завершающий этап профессионального самоопределения личности результатом которого является закрепление кадров на производстве. На этой стадии выявляются недостатки предшествующей профориентации и подготовки по профессии, осуществляется формирование новых установок, потребностей, интересов в сфере труда, проводится предварительная оценка, насколько жизненные планы оказались реальными.

Применительно к системе подготовки офицерских кадров у нас в стране обычно принято различать адаптацию курсантов к военной службе и обучению в военно-учебном заведении, а также адаптацию на первичной офицерской должности. Однако оба эти понятия недостаточно емки, чтобы охарактеризовать весь спектр задач, решаемых в процессе военно-профессиональной адаптации офицерских кадров.

С одной стороны, как уже отмечалось, эффективность и особенности адаптации курсанта к условиям обучения в военно-учебном заведении позволяют прогнозировать успешность профессионального становления выпускника на различных офицерских должностях, но это лишь начальный период военно-профессиональной адаптации и практически не учитывает изменения личности и социальной среды, которые произойдут за время обучения. Кроме того, только в процессе самостоятельной служебной деятельности непосредственно в войсках (войсковая практика, стажировка, служба после окончания ВВУЗа) курсант может более или менее объективно оценить уровень своей подготовки и существующие профессиональные нормативы, соответствие своих ожиданий характеру и условиям работы, соотношение личного уровня притязаний и реальные возможности дальнейшего профессионального роста и служебного продвижения.

С другой стороны, ограничить военно-профессиональную адаптацию рамками периода вхождения выпускника военного ВУЗа в первичную офицерскую должность, значит совершенно не учитывать закономерности периода обучения, а следовательно сознательно отказаться от возможности управления этим процессом.

Вполне логично предположить, что военно-профессиональную адаптацию выпускников военных ВУЗов следует рассматривать как многогранный и многоэтапный процесс, который начинается с момента выбора юношей профессии офицера и подготовки к поступлению в учебное заведение по профилю конкретной военной специальности, а затем продолжается в период обучения и завершается профессиональным становлением на конкретной офицерской должности непосредственно в войсках. Каждый из этих этапов характеризуется определенными качественными и количественными изменениями организма и личности юноши на физиологическом, профессиональном и социально-психологическом уровнях. Результатом военно-профессиональной адаптации является закрепление офицерских кадров в Вооруженных силах нашей страны. В свою очередь, нарушение этого процесса на любом из этапов или уровней приведет к возникновению состояния дезадаптации крайними формами проявления которой являются нарушение состояния здоровья и изменение военно-профессиональной направленности человека.

В зависимости от социально-демографических характеристик и психологических качеств субъекта, сроков обучения по конкретной военной специальности и условий службы после выпуска из ВВУЗа временная протяженность отдельных этапов и всего периода индивидуальной военно-профессиональной адаптации может быть различна. В то же время это ограниченный интервал который как правило завершается в течении первого года офицерской деятельности. В дальнейшем, при возможном назначении на новую должность, откомандировании к новому месту службы в другой климато-географической зоне, изменении военной специальности или воинского коллектива, офицеру еще неоднократно нужно будет приспосабливаться к изменившимся условиям, однако эти процессы отличаются от военно-профессиональной адаптации двумя основными моментами:

- во-первых, в указанных случаях социальный статус человека трансформируется только частично, т.к. не меняется его профессия кадрового военнослужащего;

- во-вторых, по своим срокам они значительно более кратковременны.

Таким образом, военно-профессиональная адаптация выпускников военно-учебных заведений представляет собой сложный комплекс мероприятий направленных на формирование у молодых людей профессионально важных качеств определяющих успешность самостоятельной деятельности офицера определенной специальности. Основными моментами этого процесса являются: приобретение и развитие устойчивого интереса к профессии кадрового военнослужащего, совершенствование физиологических механизмов приспособления к условиям военной службы, накопление теоретических знаний, практических навыков, умений и опыта работы по конкретной военной специальности, налаживание деловых и личных контактов с воинским коллективом.

Прогнозирование успешности военно-профессиональной адаптации выпускников военно-учебных заведений, управление этим процессом - это комплексная задача специалистов различного профиля, осуществление которой возможно только при наличии приемственности и гибкой обратной связи в системе «военный комиссариат - военно-учебное заведение - воинская часть». Главным звеном и координирующим центром в этой цепочке является военно-учебное заведение, а период обучения будущего офицера - основным этапом рассматриваемого процесса. Поэтому проблема адаптации курсантов военно-учебного заведения является особенно важной, что в полной мере относится и к военно-медицинской академии.

В настоящий момент деятельность постоянного состава академии направлена прежде всего на совершенствование педагогического процесса (корректировка учебных планов, компьютеризация, разработка и внедрение новых оригинальных методик преподавания и т.д.), а психологические аспекты этой работы традиционно остаются без должного внимания и до сих пор слабо изучены. В то же время изучение механизмов адаптации курсантов военно-учебных заведений диктуется необходимостью разработки как в теоретическом, так и в практическом плане комплекса мероприятий по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с задачами исследования рассмотрим психологические аспекты военно-профессиональной адаптации курсантов военно-учебного заведения и, в первую очередь, военно-медицинского вуза.

Обычно период подготовки курсанта в военно-учебном заведении принято рассматривать по курсам обучения. Такой подход предполагает последовательное и равномерное прибавление новых качеств в личности молодого человека. Однако этапное описание психического развития юноши, с выделением психологических особенностей соответствующих конкретным курсам обучения, во многом является механистическим и не в полной мере отражает сущность внутренних изменений в его психике за время учебы.

«Причина имеющей место прямолинейности в подходах к структурированию данного процесса состоит, на наш взгляд, прежде всего в абсолютизации эффекта накопления знаний, в стремлении к упрощенному уподоблению традиционного деления всего вузовского периода на семестры и курсы, характеризующего, главным образом, последовательность прохождения программного материала в вузе, тем этапам, по которым происходит внутриличностная трансформация учащегося, обусловленная всей суммой его взаимоотношений с новой социально-психологической и профессиональной средой и подчиняющаяся, вероятно, значительно более сложным закономерностям».

Психическое развитие личности курсанта в процессе военно-профессиональной адаптации представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов своеобразие которых обусловлено «не столько последовательностью овладения учебным материалом, сколько динамикой всеобъемлющего врастания в новую среду, усвоения всех ее требований».

Предположение о наличие определенных периодов военно-профессиональной адаптации курсантов Военно-медицинской академии, отличных от общепринятой градации по курсам обучения, подтверждается данными анализа отчисляемости и анкетных опросов.

В таком контексте очень интересны и заслуживают особого внимания результаты полученные в ходе исследования В.П. Петровым. Он выделяет три основных этапа процесса профессионального становления курсанта военно-учебного заведения, определяет их продолжительность и отличительные характеристики: период начальной адаптации (4-5 месяцев обучения с момента поступления в училище); критический период развития (2-3 семестры обучения); период совершенствования психических новообразований (с четвертого семестра до выпуска). Однако данный подход по ряду причин не может экстраполироваться для изучения особенностей военно-профессиональной адаптации курсантов военно-медицинского вуза: во-первых, не достаточно учитывается специфика обучения в военно-учебных заведениях различного профиля; во-вторых, период совершенствования психических новообразований изучен недостаточно и возможно сам состоит из нескольких этапов.

Поэтому определенные периоды психического развития курсантов академии могут быть выявлены только в результате экспериментальной работы с последующим анализом и обсуждением полученных данных. Наряду с общими для данной возрастной группы особенностями этого процесса должны быть учтены и специфические его черты, характерные для обучающихся в ВМедА. В этих целях нами предлагается алгоритм изучения военно-профессиональной адаптации.

Сразу после поступления в ВВУЗ к вчерашнему школьнику предъявляются требования, с которыми он до этого тесно не соприкасался, предполагающих воздействие на него целого ряда факторов, не встречающихся даже в гражданском институте. Их содержание определяется особенностями обучения в военном училище.

На начальном этапе этого процесса основные трудности курсанта обусловлены прежде всего адаптацией на физиологическом уровне. Она первична по времени и связана с необходимостью перестройки организма в условиях армейской жизни (высокие физические и психофизиологические нагрузки, изменения режима труда и отдыха, питания, наличие фактора периодической ломки «сон-бодрствование» в связи с несением внутренней или караульной службы и т.д.). Если до поступления в академию адаптирующийся проживал в других климато-географических условиях ему необходимо приспособиться и к группе факторов изменившейся природной среды.

Более продолжительны и присутствуют в течение всего периода обучения профессиональная и социально-психологическая адаптация.

Профессиональная адаптация предполагает овладение навыками учебной деятельности, которая на данном этапе является ведущей и от ее успешности зависят важнейшие изменения в личности курсанта. Необходимость адаптации на этом уровне обусловлена спецификой организации учебного процесса в высшей военной школе вообще и в академии в частности, практическая потребность изучения целого ряда военно-специальных дисциплин, параллельным выполнением определенных служебных обязанностей и т.д.

Деятельность военного врача носит ярко выраженный коммуникативный характер. Практические умения налаживать коммуникации по направлениям: «врач больной»; «врач-врач»; «врач - немедицинское окружение» является результатом одновременно профессиональной и социально-психологической адаптации.

С первых дней обучения юноше необходимо осознать положения воинской дисциплины и научиться их выполнять, установить адекватные отношения с представителями командования и профессорско-преподавательского состава, усвоить характерные д ля курсантского коллектива нормы поведения и стиль взаимоотношений. Предварительные результаты наших исследований показывают, что социально-психологическая адаптация, итогом которой является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, с помощью которых личность может проявить себя в коллективе и обществе, самоопределиться, является наиболее сложным аспектом общего адаптационного процесса.

Комплексный процесс военно-профессиональной адаптации курсантов академии не может быть продуктивным без успешного разрешения трудностей по всем направлениям. Наиболее актуальными являются вопросы психологической цены приспособления на всех уровнях, соотношения адаптационного потенциала человека и реальных достижений.

Особенности поведения курсантов в каждой из названных сфер служат критериями военно-профессиональной адаптации: это выходные параметры деятельности (учебная успеваемость, эффективность выполнения служебных обязанностей), усвоение воинских норм поведения, степень интеграции личности и микро-социальной среды, данные о состоянии здоровья и эмоциональное самочувствие.

Уровень адаптированности курсанта оценивается по показателям полученным путем постоянного сбора и анализа объективных, а также экспертных данных о каждом обучающемся персонально и в результате группового психологического обследования. Периодичность и сроки проведения последнего определяется количеством и протяженностью различных этапов психического развития курсантов академии.

В настоящее время вопрос о наличии определенных уровней адаптированное в специальной литературе однозначно не решен. Наиболее часто принято выделять и проводить изучение «полярных» групп людей, находящихся в состоянии адаптации к воздействию тех или иных факторов или в состоянии дезадаптации. Э.М. Александровская отличает три возможных варианта адаптации: устойчивая адаптация, неустойчивая и дезадаптация. На наш взгляд наиболее приемлемой является градация, предлагаемая А.Н. Жмыриковым. Он считает, что «в процессе адаптации в новых условиях жизнедеятельности обучаемые различных педагогических систем могут адаптироваться на одном из четырех уровней: высоком-избыточном, высоком-оптимальном, низком и дезадаптационном». Для простоты использования в практических целях мы предлагаем в дальнейшем именовать их более лаконично: высокий, средний, низкий и дезадаптационный.

Общая адаптированность курсанта определяется по совокупной успешности различных аспектов военно-профессиональной адаптации. Она считается высокой или средней в зависимости от того, к какому из указанных уровней был отнесен курсант по большинству из рассматриваемых критериев. Если хотя бы по одному из критериев адаптированность курсанта была признана как низкая или дезадаптационная таковой соответственно считается и общая успешность этого процесса.

Со всеми курсантами, уровень адаптированности которых в результате группового изучения был оценен как низкий или дезадаптационный, должно быть проведено углубленное психологическое обследование для вынесения окончательной оценки и заключения о профпригодности. Кроме того оперативно осуществляется индивидуальное психологическое изучение лиц у которых в процессе обучения неожиданно появляются те или иные черты затрудненной военно-профессиональной адаптации к условиям военной службы и обучения. К числу таких признаков, прежде всего, следует отнести резкое снижение учебной успеваемости или дисциплинированности в сравнении с предшествующим периодом, ухудшение состояния здоровья, нарушение коммуникации с окружающими и рост конфликтности.

По итогам изучения особенностей военно-профессиональной адаптации курсантов академии намечается комплекс мероприятий по оптимизации этого процесса, разрабатываются рекомендации по совершенствованию индивидуального подхода к обучению и воспитанию курсантов, коррекции социально-психологического климата в курсантских коллективах.

Разнородность задач, решаемых в процессе управления военно-профессиональной адаптацией курсантов определяет многообразие используемых в этих целях психологических методов.

В настоящее время при наличии достаточно богатого арсенала различных психологических методик еще не проведено обоснование их оптимального набора, который целесообразно было бы использовать для изучения особенностей военно-профессиональной адаптации курсантов военно-учебных заведений. В этих целях достаточно успешно используются структурированное анкетирование, наблюдение, индивидуальная беседа. Однако, по мнению сотрудников НИЛ, психолого-педагогической службы ВМУЗ указанный перечень методов получения данных недостаточен для углубленного изучения трудно-адаптирующихся курсантов.

Поскольку адаптация курсанта к воинской службе и условиям обучения в академии представляет собой взаимодействие юноши и окружающей его социальной среды, необходимо обязательно выделять прежде всего личностные и внешние факторы этого процесса.

На наш взгляд, успешное решение поставленных перед исследованием задач возможно только в результате использования комплекса методов, которые по своему назначению могут быть объединены в три взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга группы:

- методы оценки адаптированности курсантов;

- психодиагностические методы изучения качеств и свойств личности субъекта адаптации (личностные факторы);

- психологические метода изучения учебных коллективов (внешние факторы).

Состав группы методов направленных на выявление степени адаптированности курсантов к воинской службе, условиям обучения в академии и будущей военно-профессиональной деятельности определяется содержанием критериев ее оценки. Большинство работ по данной проблематике проводятся в рамках социологических и педагогических исследований. Одним из важнейших показателей, используемых в психологии для оценки психического состояния человека является результативность практической деятельности. Поэтому к формальным критериям адаптации учащихся педагогических систем обычно относят официальные данные успешности обучения (оценки текущей успеваемости, средний балл сдачи зачетов и экзаменов, наличие академических и текущих учебных задолженностей и т.д.), дисциплинированности (количество взысканий, характер нарушений воинской дисциплины), сведения о состоянии здоровья. Они могут быть получены методами анализа результатов деятельности, административных актов и других документов. В тоже время названные показатели не всегда могут быть достаточно информативны, т.к. не учитывают соотношение реальных возможностей человека и степени их проявления. Указанный недостаток может быть устранен благодаря дополнительному использованию для определения уровня адаптированности экспертных, групповых и самооценок личности, а также других результатов психологического обследования курсантов.

В качестве критерия успешности обучения должна быть использована специальная переменная, которая отражала бы степень взаимосвязи способностей к обучению, измеренных с помощью экспертных и психологических методик, и реальных показателей успеваемости.

Экспертные оценки дисциплинированности курсанта и эффективности выполнения им своих служебных обязанностей, используемые в комплексе с официальными данными в значительной мере позволят повысить достоверность соответствующих критериев изучения адаптированности личности.

В роли экспертов могут выступить непосредственные командиры, преподаватели ведущих кафедр обучающие конкретных курсантов. Точность оценок значительно выше при продолжительном наблюдении, проводимом в различных обстоятельствах и ситуациях.

Специалисты ВИКИ им. А.Ф.Можайского с успехом используют для изучения адаптации курсантов метод групповой оценки личности. Группе экспертов предлагается оценить следующие показатели: способность к усвоению учебной программы вуза; приспособленность к военной службе; уживчивость в воинском коллективе; устойчивость ориентации на военную службу.

Опрос курсантов по специально подготовленной для этих целей анкете позволит не только получить самооценки состояния здоровья, эмоционального самочувствия, удовлетворенности характером взаимоотношений в учебном коллективе, но и проследить динамику этих показателей в процессе всего периода обучения.

Оценка адаптированности курсантов должна проводиться в тесной взаимосвязи и с учетом особенностей обобщенной психологической характеристики каждого из них, поэтому вторую, не менее важную группу методов составляют психодиагностические методы изучения качеств и свойств личности, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на три подгруппы.

Первая из них направлена на изучение типа адаптационного процесса в социальной сфере. В психологии, как правило, выделяют два основных типа адаптации: первый характеризуется пассивным приспособлением к окружающему, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы, второму свойственно преобладание активного воздействия на среду с целью достичь ее оптимального состояния или поиск такой среды.

О подобных двух типах отношения к действительности писал еще А.Ф. Лазурский, отмечая, что одни люди всецело подчиняются влияниям среды, пассивно приспосабливаясь к ее требованиям и имеющимся условиям, тогда как другие также начиная с усвоения норм и требований данного окружения, этим не ограничиваются и переходят к изменениям имеющихся условий в соответствии со своими взглядами и стремлениями.

Тип адаптационного процесса определяется структурой потребностей и мотивов индивида, системой его ценностных ориентаций, чертами характера, уровнем конфликтности, степенью развития лидерских качеств и коммуникативных способностей. Причём последние являются обязательным компонентом организаторских способностей - профессионально важного качества для любого будущего офицера.

На успешность адаптации юноши значительное влияние оказывает весь его предшествующий социальный опыт. Другим существенным фактором этого процесса являются цели, желания и идеалы, стоящие перед человеком, но для достижения которых в настоящее время пока нет возможностей. Поэтому вторая подгруппа объединяет социально-психологические методы, направленные на изучение социально-демографических характеристик курсанта, его мотивации к обучению и будущей офицерской деятельности, временной направленности, уровня притязаний.

Кроме того эффективность решения вопросов, связанных с оптимизацией взаимоотношений в системе курсант - социальная воинская среда в значительной степени определяется достаточно устойчивыми качествами личности, которые уже сформированы к моменту поступления в академию. Третья подгруппа методов и предназначена для измерения указанных психологических характеристик. К их числу прежде всего следует отнести свойства нервной системы субъекта (сила, динамичность, подвижность и лабильность), которые лежат в основе различных психических процессов и типа темперамента.

Другим не менее важным фактором является уровень интеллектуального развития. Сущность интеллекта иногда определяют посредством адекватности процесса адаптации или интеллектуального поведения в сложной среде.

U.Neisser (1976) различает “академический интеллект”, который сводится к знаниям и навыкам, приобретаемый в школе, и проявление интеллекта в естественных ситуациях, в поведении, соответствующем отдаленным и ближним целям субъекта и характеру обстановки.

С одной стороны, такое определение интеллекта является слишком общим, недостаточно раскрывающим его сущность. С другой, очевидно, что для успешного овладения учебной программой академии курсант должен обладать определенным уровнем развития познавательных психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), которые в свою очередь, служат базой, но не могут отождествляться с определенной суммой специальных знаний. Последние находятся в сильной зависимости от социальных условий воспитания и качественных параметров обучения субъекта до поступления в академию.

Существуют определенные особенности адаптационного процесса в зависимости от типа темперамента юноши. Я.В. Подоляк утверждает, что «военнослужащие сангвинистического и холеричного темперамента значительно быстрее адаптируются к армейским и флотским порядкам, чем флегматики и меланхолики». Это положение подтверждается и рядом других авторов.

В соответствии с современными представлениями психическая адаптивность включает в себя, с одной стороны, набор частных способностей, а с другой - адаптационный потенциал человека, определяющий его психологические резервы. В.М. Воробьев выделяет следующие характеристики личностной системы, которые влияют на успешность этого процесса: адаптивные психические качества, организация адаптивного процесса, активность процесса адаптации. Основываясь на данном подходе, В.Г. Бушурова предпринимает попытку обосновать гипотезу о том, что «адаптационное поведение личности находится в решающей зависимости от ее адаптивности как психического свойства, которое регулирует относительные противоречия между социально-психологическими установками на собственное поведение и его социальной и природной заданностью.

Кроме того, необходимо отметить, что на эффективность физиологической адаптации курсантов, особенности индивидуальной организации учебной деятельности вероятно будет влиять тип суточной работоспособности юноши, который также может быть определен с помощью психологических методов.

Завершая обоснование психодиагностических методов изучения качеств и свойств личности субъекта адаптации (личностные факторы), следует отметить, что каждый курсант обладает определёнными возможностями по компенсации одних качеств другими. Поэтому необходимо учитывать не одно какое-либо свойство, а их целостное сочетание, типологический комплекс, так как одно и то же свойство в разных комплексах может проявляться существенно по-разному.

Среди внешних психологических факторов, оказывающих влияние на адаптацию курсанта академии, прежде всего, следует назвать взаимоотношения в коллективе, стиль руководства вообще и младших командиров в частности. От особенностей конкретного коллектива в первую очередь зависит лёгкость и полнота социально-психологического аспекта этого процесса. Эти вопросы могут быть изучены с помощью третьей группы методов.

Все рассмотренные выше психологические методы предполагается использовать для группового психологического и психофизиологического обследования, а также анализа данных об адаптированности курсантов. Однако осуществление управления процессом военно-профессиональной адаптации курсантов предполагает наличие не только методов диагностики уровня адаптированности, но и методов соответствующей коррекции. Как уже отмечалось, успешность военно-профессиональной адаптации курсантов к воинской службе и условиям обучения в значительной мере определяются устойчивыми физиологическими и психологическими качествами, которые уже сформировались у юноши к моменту поступления в академию. Их оценка и учет в процессе профессионального отбора позволят с достаточно высокой вероятностью прогнозировать эффективность этого процесса. Причем особое место принадлежит отбору по психологическим показателям, в ходе которого не только проверяется соответствие индивидуальных качеств кандидата требованиям будущей деятельности, но и оценивается психическая адаптивность личности, ее адаптивные резервы.

Полученная информация используется для создания единой базы психологических данных о курсантах, которая, в свою очередь, является основой в разработке научно обоснованных рекомендаций командованию по организации индивидуально-воспитательной работы.

Кроме того, по результатам профессионального психологического отбора проводится комплектование учебных подразделений с учётом психологической совместимости, подбор и назначение младшего командного состава. Причем это не единомоментные акты, а только первый этап работы по управлению социально-психологическим климатом коллектива. Мероприятия по сплочению учебных коллективов, своевременное выявление и разрешение межличностных конфликтов (противоречий) позволят сделать процесс социально-психологической адаптации курсантов академии более оптимальным.

Данные литературы позволяют утверждать, что обязательным условием полноценной военно-профессиональной адаптации курсанта является наличие устойчивой мотивации к овладению специальностью кадрового военнослужащего. В то же время, опыт проведения социально-психологического изучения кандидатов на обучение в академии свидетельствует, что многие из поступивших имеют не вполне адекватную военно-профессиональную направленность, что может стать причиной их низкой адаптированности. Это значит, что и уже в период обучения курсантов в академии следует продолжать вести среди них активную профориентационную работу. Целенаправленная психолого-педагогическая деятельность по закреплению у юношей интереса к овладеваемой профессии офицера военно-медицинской службы окажет большое влияние на успешность военно-профессиональной адаптации.

Наиболее сложным аспектом этой работы является коррекция деятельности и поведения курсантов с признаками затрудненной адаптации. Для их коррелирования могут быть использованы активные, пассивные и обучающие методы воздействия.

Активные формы используются при возникновении различных отклонений на физиологическом уровне и заключаются в применение определенных фармакологических, терапевтических или хирургических средств.

Пассивные методы рекомендуются для воздействия прежде всего на психику субъекта, профилактики возникновения психического пере-напряжения, преодоления внутриличностных конфликтов. К их числу следует отнести создание комнат психологической разгрузки, организацию психологической консультации и другие психотерапевтические мероприятия, которые в настоящее время достаточно успешно применяются в ЛГУ и других учебных заведениях.

На успешность адаптации курсантов к общению и условиям совместной деятельности можно эффективно влиять с помощью социально-психологических обучающих методов. Среди них, в первую очередь, следует назвать социально-психологический тренинг. Кроме того, использование методов СПТ в процессе подготовки кадровых офицеров медицинской службы внесло бы существенный вклад в их профессиональную подготовку.

Таким образом, управление военно-профессиональной адаптацией курсантов академии должен представлять собой комплекс мероприятий по психологическому отбору кандидатов на учебу, их сопровождению в ходе учебно-воспитательного процесса и коррекции социально-психологического климата учебных коллективов, направленных на повышение эффективности индивидуального обучения и воспитания с учетом личностных особенностей. Изучение и учет особенностей адаптации курсантов к военной службе и обучению является важной задачей не только специалистов психологов, но и всего профессорско-преподавательского состава академии.

В заключении следует отметить, что проведенный анализ литературы позволяет говорить о возможности эффективного решения задач психологического сопровождения курсантов в ходе их обучения в ВВУЗе. При этом можем предположить следующее:

1). Существуют определенные закономерности динамики адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинской академии. Учет этих закономерностей в организации учебно-воспитательного процесса будет способствовать повышению качества подготовки военных кадров.

2. Весьма прогностичной характеристикой может оказаться социометрический статус курсантов, уровень которого не только характеризует адаптированность курсанта, но и, вероятно, характеризует возможности личности в профессиональной адаптации.

3. Своевременное оказание психологической помощи курсантам, с учетом основных этапов и закономерностей адаптации, позволит сократить их отчисление и повысить качество их профессиональной подготовки.

 

Автор: Камышев А.А.