12.03.2013 30432

Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли

 

Одной из наиболее известных концепций одаренности в американской и мировой психологии является теория трех колец Дж. Рензулли. Основываясь на большом эмпирическом материале, Джозеф Рензулли и его сотрудники разработали составную концепцию одаренности, которая включает когнитивный и другие факторы. Они описывают одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Одаренные и талантливые дети - это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности» (Renzulli et al., 1981, p.27).

Рензулли подчеркивает, что ни одна из этих характеристик сама по себе недостаточна, чтобы «создать одаренность». Напротив, «это взаимодействие между группами - необходимый элемент для творческого продуктивного достижения» (Renzulli, 1978, р. 182).

Правда, в более поздних публикациях это положение приобрело несколько иной смысл (Renzulli & Owen, 1983). Рензулли отрицает, что в определении одаренности следует на первый план выносить когнитивные факторы, поскольку сами по себе они не объясняют продуктивность во взрослом возрасте, что является существенным признаком одаренности в этой модели. Каждая из трех групп является «равным партнером» в создании одаренности (Renzulli, 1978, р.182). Рассмотрим более подробно три кольца Рензулли.

Способности, превышающие средний уровень. Как и две других группы, высокие способности - это психологический конструкт, для измерения которого требуется операционализация. Обычно это делается с помощью тестов на измерение общего интеллекта или тестов достижений, хотя к ним могут быть добавлены и тесты специальных способностей (например, критичности мышления, механических способностей или невербального интеллекта). Рензулли не дает определения «общему интеллекту», но суммирует поведенческие проявления этой группы характеристик в своей более поздней работе (Renzulli, 1986). Согласно этому описанию, общие способности характеризуются:

«1) Высоким уровнем абстрактного мышления, свободным оперированием словами, числами и пространственными отношениями, памятью и беглостью речи.

2. Приспособлением и изменением новых ситуаций, встречающихся во внешнем окружении.

3. Автоматизацией информационных процессов; быстрым, точным и выборочным поиском информации».

Рензулли не предлагает иных способов определения, кроме тестовых показателей. Однако он предупреждает о недопустимости слишком большого упования на эти традиционные индикаторы способностей по причине их сомнительной надежности - особенно при высоких показателях, и их тенденции давать фору тем ученикам, которые хорошо сдают тесты и прилежно учат уроки. По этой же причине Рензулли отказался от использования высоких критериев отбора, что вызвало сопротивление ряда исследователей.

По мнению Борланда, недостаточно обозначать способности только лишь выше средних главным когнитивным компонентом определения одаренности (Borland, 1989). Многие работы, нацеленные на то, чтобы показать слабую связь или отсутствие связи между показателями способностей и достижений в различных областях, имели своим изъяном малую разбросанность в способностях испытуемых. Исследования, цитируемые Рензулли и показывающие, что IQ, оценки в колледже и т.п. не предсказывают будущих достижений, использовали в качестве испытуемых в основном студентов колледжей (Renzulli, 1978). Поскольку эта группа испытуемых уже превышает средний интеллектуальный уровень, диапазон способностей значительно сужен, что снижает полученные коэффициенты корреляции. Борланд делает вывод, что это артефакт исследований, а не отражение истинного соотношения способностей и достижений. Более того, в ряде областей, где были сделаны важные интеллектуальные открытия, высокая академическая репутация, а значит, очень высокие умственные способности, требуются для простого удержания положения. Поэтому трудно полностью согласиться со стремлением Рензулли принизить значение очень высоких интеллектуальных способностей как необходимых по крайней мере в некоторых важных видах достижений одаренных людей.

Креативность.

Понятие креативности не имеет однозначного толкования в системе психологических знаний. Креативность понимается либо 1) как склонность - гибкость в сочетании с хорошо развитым интеллектом, либо 2) как процесс - исследовательское поведшие со способностью комбинировать, либо 3) как продукт, который вызывает восхищение оригинальностью и изобретательностью своего создателя (Вааске, 1979). Хотя Рензулли не дает определения, в его рассуждениях подразумевается, что креативность представляет собой функцию таких характеристик, как оригинальность мышления, новизна подхода, способность отбросить в сторону устоявшиеся обычаи и процедуры (MacKinnon, 1964), а также оригинальность, новизна или уникальность личного вклада (Renzulli et al., 1981, р.22). Возможно, по тем же причинам, по которым трудно дать исчерпывающее определение креативности, валидность и надежность измерений этого явления крайне низки. Из-за трудностей измерения креативности с помощью тестов Рензулли полагает, что лучшее представление о креативности индивида может быть сформировано путем рейтинговых процедур, оценивающих его прошлые или настоящие результаты и достижения.

 Высокая увлеченность выполняемой задачей.

Рензулли определяет высокую увлеченность выполняемой задачей как сконцентрированную форму мотивации: «Тогда как мотивацию обычно определяют в терминах общего усиливающего процесса, который вызывает ответы организма, высокая увлеченность выполняемой задачей представляет собой энергию, нужную для разрешения конкретной проблемы (задачи) в специфичной сфере достижений (Renzulli et al., 1981, р.31). В об зоре исследований по этой проблеме он упоминает факторы, которые ассоциировались с высокой увлеченностью выполняемой задачей: настойчивость и поглощенность работой, независимость, уверенность в себе и инициативность. Некоторые авторы рассматривают высокую увлеченность выполняемой задачей как следствие формирования идентичности, но эту группу факторов трудно операционализировать и нелегко измерить объективно. Рензулли опять предлагает определять ее без измерения, доверяя еще больше рейтинговым оценкам достижений, чем в случае двух других факторов.

Включение высокой увлеченности выполняемой задачей как элемента отбора учащихся для специальных программ было подвергнуто критике по другим причинам. Выдвигая это требование, мы вынуждены будем признать, что только высоко мотивированные дети должны быть отобраны для обучения по специальным программам, что исключит многих детей, в наибольшей степени нуждающихся в таких программах. Дети, изнывающие от школьной рутины, вряд ли произведут впечатление на своих учителей как высоко увлеченные выполняемой задачей. Это же относится и к детям из меньшинств. Существует вероятность того, что большинство этих студентов не будет укладываться в понимание высокой увлеченности выполняемой задачей, которое присуще белым учителям и администраторам, выходцам из средних слоев населения, и не будет направлено в специальные классы и школы. Включение этого конструкта в определение одаренности - шаг в верном направлении для прогнозирования будущих достижений, но исследований и логического обоснования использования этой характеристики в определении одаренности недостаточно.

Хотя Рензулли подчеркивает равную значимость всех трех компонентов понятия для определения одаренности, он различает интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, и две другие группы характеристик. В то время как способности, превышающие средний уровень, представляют собой в целом стабильный и постоянный набор характеристик, две другие группы скорее изменчивы, нежели постоянны. Человек просто не может и, вероятно, не должен постоянно показывать высокие результаты в этих двух областях. Так, хорошо известная модель выявления одаренных детей «Турникет» (Renzulli et al., 1981) основана на предположении, особенно привлекательном для тех практиков, которые рассматривают творческую деятельность как феномен «включения-выключения».

Образовательные программы для способной молодежи должны быть готовы предложить специальные возможности для молодежи, когда уровень увлеченности задачей высок, и «освобождать» студентов из специально организованных программ, когда задача выполнена и увлеченность ею сошла на нет.

Будучи оптимистами в своих взглядах на развитие креативности и увлеченности выполняемой задачей путем соответствующей стимуляции и тренировки, Рензулли с сотрудниками признали: «Мы не можем предсказать, кто ответит наиболее результативно на конкретный вид стимулирования» (Renzulli et al., 1982, p. 94). Известно, что творческое поведение бывает у определенных людей (не всех людей), в определенное время (не все время) и при определенных обстоятельствах (не при вссх обстоятельствах); поэтому исследований и последовательно накопленных знаний о функционировании одаренных детей в период максимальной продуктивности крайне мало.

Способности, превышающие средний уровень, представляют относительно независимый набор характеристик по сравнению с двумя другими группами, которые почти всегда стимулируют друг друга. Однако природа и динамика этого влияния должна изучаться в рамках этой же концепции. Взаимоотношения между измеряемыми способностями, креативностью и высокой увлеченностью задачей будут определять истинное число детей, подпадающих под «Трехкольцевую модель одаренности». Галлахан и Кауффман оценили, что по крайней мере два процента, но определенно меньше, чем пять процентов детей школьного возраста, можно считать одаренными (Hallahan and Kauffman, 1978). На самом деле меньшее число детей было идентифицировано, чем это предсказали Галлахан и Кауффман (McLeod and Cropley, 1989).

Несмотря на то, что «Трехкольцевая модель одаренности» вызвала немало дискуссий и противоречивых отзывов (см. Borland, 1989; Renzulli & Owen, 1983), в целом она характеризуется как шаг в правильном направлении, поскольку она предлагает осязаемое, потенциально практичное, многомерное определение, которое может служить отправной точкой в определении академического превосходства. «Турникет» широко используется в США в качестве диагностической модели, доказав свою пригодность в разработке и реализации образовательных программ для одаренной молодежи (Karnes, 1986).

 

Автор: Кузнецова Ю.И.