13.03.2013 3287

Основные подходы к изучению личностного аспекта профессионального самоопределения

 

Анализ работ, посвященных изучению профессионального самоопределения показывает, что наиболее разработанными могут быть признаны следующие четыре направления.

Первыми - изучение психологической готовности к профессиональному самоопределению в подростковом и юношеском возрасте, основ профессионального обучения и начального профессионального самоопределения, начали (А.Е.Голомшток, С.С.Гриншпун, Л.Л.Кондратьева, Е.А.Климов, Н.И.Крылов, Т.В.Кудрявцев, А.К.Осницкий, А.И.Подольский, З.А.Решетова, Б.А.Федоришин, Д.И.Фельдштейн, Э.А.Фарапонова, В.В.Чебышева, П.А.Шавир и др.). В этих исследованиях накоплен очень богатый теоретико-эмпирический материал об условиях и механизмах профессионального самоопределения, осуществляемого в рамках личностного самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте. Следует признать, что это одно из самых разработанных в проблематике профессионального самоопределения направлений. Но эти исследования охватывают только один из его периодов, не затрагивая дальнейших этапов; между тем, даже правильно выбранная профессия и хорошее профессиональное образование еще не. обеспечивают последующего успешного овладения профессией. Что касается терминологии, то на наш взгляд точнее было бы говорить о формировании психологической готовности к профессиональному самоопределению в подростковом и юношеском возрасте, поскольку самоопределение не может начаться до вступления человека в период профессионального обучения или соответствующей деятельности.

Второе направление включает изучение формирования профпригодности и проблему профотбора (В.А.Бодров, К.М.Гуревич, Т.Т.Джамгаров, Л.Г.Дикая, Д.Н.Завалишина, Ю.М.Забродин, В.П.Зинченко, В.М.Мунипов, К.К.Платонов, Ю.К.Стрелков, В.Д.Шадриков, Дж.Тиффин, Е.МакКормик и др.). В нашей стране это направление начало складываться в рамках исследований и практических разработок по психотехнике в 20-30 годы (С.Г.Геллерштейн, Ф.Р.Дунаевский, И.Н.Шпильрейн и др.).

Главная линия исследований состоит в изучении психологических и психофизиологических предпосылок к разным профессиям, выявлении условий и детерминант формирования профпригодности, разработке методов ее диагностики. Выявляются четыре группы факторов, которые оказывают существенное влияние на формирование пригодности к профессии (К.М.Гуревич, 1974).

В первую группу входят социально-экономические факторы. Принадлежность человека к определенной социально-экономической формации, определяет то, что предлагает ему общество в качестве сферы приложения сил. В первую очередь это относится к спектру профессий, перспективам их изменения и развития, способам и орудиям труда, его технической оснащенности, потребностям общества в тех или иных специалистах. Определено также и отношение к человеку труда со стороны общества, что выражается в формах стимулирования и поощрения профессиональной деятельности, престиже профессий и т.д. Эти стороны труда и его роли в жизни являются предметом исследований прежде всего экономистов и социологов.

Вторую группу составляют факторы социально-психологические. Это социальное окружение, которое формирует человека как до вступления в профессию (семья, школа, профессиональные учебные заведения), так и в течение всего периода активной трудовой деятельности, т.е. в период пребывания в трудовом коллективе.

К третьей группе следует отнести факторы собственно психологические. Это психические функции человека (память, мышление, внимание, моторика и т.д.), его способности (общие и специальные), особенности личности (интересы и склонности), мотивация, ценностные ориентации и т.д. Все они имеют важное значение в сознательном выборе и во многом определяют успешность профессионального становления человека.

И, наконец, четвертая группа факторов, оказывающих существенное влияние на формирование пригодности к профессии, представляет собой индивидуально-психологические различия между людьми, определяемые, в частности, некоторыми природными особенностями человека, наиболее изученными их которых являются на сегодняшний день основные свойства нервной системы, определяющие динамику протекания психических процессов.

Третье направление - изучение отдельных аспектов личности, формирующихся в процессе профессионального становления, таких как ценностные ориентации, мотивация, интересы, установки т.д. (А.Г.Здравомыслов, И.Г.Кокурина, В.Б.Ольшанский, А.Л.Свенцицкий, В.А.Ядов, Е.Strong др.). В этих работах формирование профпригодности и личности разведено и отсутствует динамический аспект формирования личностных особенностей. Учеными получен ценный эмпирический материал об отдельный сторонах профессионального самоопределения личности но данное направление не смогло преодолеть фрагментарного подхода к изучению ее формирования в профессиональной деятельности и в полной мере реализовать целостный подход к проблеме.

И наконец, исследования профессионального развития и профессиональной типологии личности (М.Я.Басов, А.Ф.Лазурский, Е.С.Романова, Н.Becker, G.Guilford, A.Roe, D.Super, K.Walker, J.Holland, E.Spranger и др.).

На наш взгляд именно это направление исследований в наибольшей степени реализовало изучение личностного аспекта профессионального самоопределения и подошло к пониманию целостности, неразделимости формирования профпригодности и личности в процессе труда. По своим методологическим позициям оно в наибольшей степени приближается к сформировавшемуся в последние десятилетия процессуально-динамическому подходу изучения личности. В нем акцентируется «непрерывность, динамичность, изменчивость, напряженность, противоречивость, постоянное движение душевной жизни человека» (Л.И.Анцыферова, 1992, с. 12).

 

Автор: Борисова Е.М.