13.03.2013 8930

Стадиальный подход к профессиональному самоопределению личности

 

К.К.Байчинская выделяет три модели, три подхода к изучению развития человека на протяжении всего жизненного пути (К.К.Байчинская, 1990). Первый подход - стадиальный, где развитие взрослого человека представлено как последовательный ряд качественно различных возрастных этапов, или стадий. Второй подход - процессуальный (Байчинская считает его противоположным первому). Она пишет: «В этом случае изменения различных когнитивных, психологических и личностных структур рассматриваются как относительно независимые от влияния «социальных и возрастных часов», регулирующих жизненный путь индивида внешним образом. Большинство теорий в рамках этого подхода имеют своим предметом личностные изменения в самосознании личности и ее адаптивных и контрольных механизмах, в образе «я» и т.д.» (К.К.Байчинская, 1990, с. 71). Третий подход назван диалектическим, и основные его положения таковы:

1. изменение является фундаментальной характеристикой бытия во всех его проявлениях и на всех уровнях; категория «процесс» должна стать исходной категорией психологического анализа;

2. объектом психологии являются не отдельные жизненные процессы, а их единство, их сложная организация;

3. источником развития таких процессов служит их несинхронность и противоречивость;

4. развитие всегда имеет конкретный характер, т.е. происходит в культурно-историческом контексте;

5. развитие многолинейно и многомерно (там же, с. 71).

Проблема возраста и профессии, возрастных стадий и особенностей профессионального самоопределения представлена в русле концепций «профессионального развития» (E.Ginzberg, D.Super и др.). В свою очередь теория «профессионального развития» включена в структурные концепции профессионального руководства (руководства выбором профессии). Представители этих теорий предполагают существование общих закономерностей процесса профессионального становления. В русле этих теорий исследователи рассматривают концепции моделей, типов и образцов профессиональной жизни, анализируют общие схемы формирования профпригодности и личности профессионала и т.д. -/Возрастные закономерности формирования профессионала важно знать для того, чтобы выделить сензитивные периоды, позволяющие достигать наибольшей продуктивности в том или ином виде деятельности, адекватно распределять силы человека на весь период карьеры, прогнозировать возможные ее подъемы и спады и не пугаться последних, соотносить свой возраст с оптимальным стартовым в той или иной профессии. Не менее важно для профориентационной и профконсультационной работы знать возрастную динамику формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению и те ориентиры, которые определяют предпочтение видов деятельности в том или ином возрасте.

Американский психолог Э.Гинзберг с соавторами (Е. Ginzberg, 1951) провел анализ эмпирических данных о выборе профессии учащимися разного возраста и выделил три больших периода в этом процессе:

1 - период фантазий;

2 - период пробных выборов;

3 - период реалистического выбора.

4 - й период свойствен детям до возрастной границы примерно в 11 лет.

5 - й период (11-17 лет) включает 4 стадии: а) когда выбор определяется интересами (11-12 лет), б) когда выбор определяется способностями (одаренностью, умениями - 13-14 лет), в) когда выбор определяется ценностями личности (15-16 лет), г) переходный период (17 лет), когда происходит смена типа жизни или, как говорят, человек вступает в новую социальную ситуацию развития.

6 - й период (реалистического выбора - после 17 лет) включает ступени: исследовательскую, кристаллизации (когда производится оценка многих факторов, влияющих на выбор), детализации, уточнения выбора.

Разумеется, эта классификация не претендует на то, чтобы ее жестко придерживаться при проведении работы с учащимися по выбору профессии, ведь это лишь усредненная картина возрастных особенностей - в реальности мы наблюдаем значительные колебания в ориентирах выбора деятельности. Одни дети уже очень рано выбирают сферу применения своих сил и целенаправленно готовятся к будущему, у других четко присутствуют все перечисленные стадии.

И.С. Кон выделяет четыре этапа профессионального самоопределения в соответствии с возрастными периодизациями развития, принятыми в психологии; это этап детской игры, подростковой фантазии, этап предварительного выбора профессии и этап практического принятия решения (И.С. Кон, 1980).

Выбор профессиональной деятельности осуществляется в разные возрастные периоды приблизительно следующим образом: в период 11-20 лет выбирают профессии примерно 12,5% людей; в 21-30 лет - 66%, в 31-40 лет - 17,4% и т.д. (Б.Г.Ананьев, 1980).

Наиболее рано старт профессиональной деятельности наблюдается в искусстве (музыка, балет, поэзия, рисование и др.), наиболее поздно - в сфере науки, политики (разумеется, разные науки имеют свои особые временные интервалы).

Представители структурных теорий профессионального выбора попытались выявить общие правила, модели профессионального становления.

Основателем теории «стадий профессиональной жизни» по праву считается Ш.Бюлер (Ch. Buler, 1961), которая еще в 30-е годы разработала концепцию о пяти фазах жизненного цикла человека, которые выявляются на основе анализа линий развития трудовой, профессиональной и семейной сфер.

1-я фаза, куда Бюлер относит молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет, названа ею предшествующей самоопределению, когда профессии как рода занятий чаще всего еще нет.

2-я фаза (от 16-20 лет до 25-30 лет) характеризуется поисками своего призвания, именно в этот период человек ищет наиболее соответствующую его способностям и стремлениям область деятельности.

Вместе с нахождением сферы применения своих сил в той или иной профессии человек вступает в 3-ю фазу жизненного цикла, которая называется порой зрелости личности (от 25 до 45-50 лет). Особенностью этого периода, как отмечает П.М.Якобсон, является то, что в эти годы уточняется жизненное призвание, образуется семья, определяется социальное положение, накапливается опыт жизненных достижений, успехов, неудач, актуализируются и развиваются потенции личности, становятся более четкими социальные устремления человека, происходят изменения в характере запросов, потребностей и интересов личности (П.М. Якобсон, 1969).

Следует отметить, что главной сложностью этого периода является отмечаемый психологами у большинства людей кризис «середины жизни» (он может наступить между 30-ю и 50-ю годами) (Б.С.Братусь, 1980, 1988; П.Массен, 1982 и др.). Главной причиной кризиса на этом этапе становления личности является осознание расхождения между планами, перспективами, мечтами и действительностью. Динамика протекания кризиса во многом зависит от того, как оценивает человек свою профессиональную судьбу, доволен ли он достигнутым в этой сфере своей жизни.

Следующая фаза жизненного цикла наступает в возрасте от 45-50 до 65-70 лет, в период завершения профессиональной деятельности. И наконец, фаза старости - от 65 лет до смерти; в этот период ведущим типом деятельности становится общение (М.С.Каган, 1974).

Сходную классификацию стадий профессиональной жизни предлагает Д.Сьюпер, который выделяет следующие стадии (D.Super, 1957, 1970).

1 - период роста (с рождения до 14 лет);

2 - период «разведки» или «исследования» (15-24 года);

3 - период «упрочения» (25-44 года);

4 - период «сохранения» (45-64 года);

5 - период спада (после 65 лет).

Надо отметить, что некоторые возражения в этих классификациях вызывают возрастные границы, которые означают выключение человека из активной деятельности. Этот период в значительной степени зависит от индивидуальности человека, которая, как это ни парадоксально, может раскрыться в весьма преклонном возрасте.

О возможностях высокой творческой активности и работоспособности говорит и приведенный Б.Г. Ананьевым анализ материалов, касающихся кульмиационных периодов научного творчества (Б.Г.Ананьев, 1980). Наряду с данными, свидетельствующими о том, что этот период у большинства специалистов наступает около 37 лет, существуют многочисленные свидетельства второй кульминации в более поздние годы. Например, крупные математические открытия сделаны третью ученых после 50 лет, у физиков - после 70 лет. Случаи проявления индивидуальности в преклонном возрасте подтверждаются биографиями представителей творческих профессий. Например К.С.Станиславский вспоминает о знаменитой русской актрисе Н.М. Медведевой: «В начале карьеры она считалась средней артисткой на молодые роли, но в старости попала на свое настоящее, природой предназначенное ей амплуа характерных ролей и нашла в себе те яркие краски, которые позволили ей давать на сцене незабываемые образы» (К.С. Станиславский, 1926, с. 37).

В исследовании З.Ф.Есаревой показано, что преподаватели университетов, продолжающие работу в пенсионном возрасте, переживают еще один пик научной продуктивности, что говорит о сохранности интеллектуальных функций пожилых людей в сфере профессии (З.Ф.Есарева, 1971).

Специальный анализ проблем профессионального долголетия позволяет сделать вывод о том, что «фундамент профессионального долголетия закладывается на всем протяжении продуктивной жизни человека, начиная с этапа выбора профессии. Формирование профессиональной мотивации, адекватно высокой, устойчивой и в то же время гибкой самооценки, образование, высокий профессионализм, овладение навыками самоконтроля и саморегуляции, развитие интеллекта, расширение круга интересов за рамки профессиональной области, наконец, становление индивидуальности человека - все это достигается годами оптимизации и самооптимизации, в этом заключается важнейший аспект психологического обеспечения профессиональной деятельности, долголетия» (Психологическое обеспечение, 1991, с. 143-144).

Границы трудовой активности, творческих проявлений очень подвижны и в каждом случае определяются спецификой профессии и особыми, неповторимыми условиями жизнедеятельности субъекта, его индивидуальностью. Кроме того, следует отдавать себе отчет в том, что многие профессии, которые требуют высокой квалификации, знаний, эрудиции, уровня образования, предусматривают для их приобретения очень большого времени. Недаром столь популярны консультации с ведущими специалистами весьма преклонного возраста в области юриспруденции, медицины, психологии, политики и т.д.

В среднем наиболее эффективный труд людей приходится на период 30-40 лет. В возрасте 20-30 и 40-50 лет труд имеет примерно равную продуктивность, после 50-ти лет она, как правило, снижается (Б.Г.Ананьев, 1980).

В работах Б.Г. Ананьева (1980), Ю.В.Укке (1972), Н.Lehman, (1953) приводятся данные относительно продуктивности деятельности человека в разных ее областях.

Кульминационные моменты, пики достижений таковы: в хореографии - между 20-25 годами, в поэзии - 24-28 лет, музыке - 35-44 года, в сфере изобразительного искусства - 30-34 года и т.д. В отдельных видах искусства пики продуктивности таковы: в литературе наиболее известные оды созданы поэтами в возрасте 24-28 лет, сатирические произведения - в возрасте 30-34 лет, трагедии - в 34-38 лет, новеллы - в 40-44 года. В музыке: наиболее известные симфонии создавались композиторами в 30-34 года. В сфере изобразительного искусства максимальный подъем для рисовавших маслом отмечен в 32-36 лет, скульпторов - в 32-41 год, архитекторов - в 40-44 года.

В научной же, философской, политической областях кульминация достигается позже - между 40 и 55 годами.

В сфере науки для всех отраслей знаний максимальная продуктивность в среднем достигается в возрасте 35-39 лет. Самые выдающиеся открытия были сделаны: в химии - в 26-30 лет, в математике в 30-34 года, в астрономии, психологии, биологии и философии - в 35-39 лет (Б.Г. Ананьев, 1980; Ю.В. Укке, 1972; Н. Lehman 1953, 1954).

Следует отметить, что американские психологи подчеркивают возможные пути индивидуализации профессионального становления. Не все профессионалы целиком проходят заданные стадии профессиональной жизни. Анализ большого числа профессиональных биографий показывает, что выделяют как минимум 4 типа карьер: стабильный, стандартный, нестабильный и тип с множеством проб (D.Super, 1957).

Стабильный тип характеризуется тем, что человек довольно рано выбирает свой путь и постепенно восходит к вершине мастерства; этот тип наиболее часто встречается в творческих профессиях и в профессиях, требующих очень высокого уровня компетентности, приобретаемой только путем длительного профессионального опыта и образования.

Стандартный тип развития карьеры соответствует стадиям профессиональной жизни, выделенным Ш.Бюлер, когда человек проходит все ступени профессионального становления и ему могут предшествовать разные пробы, смены профессий, а затем упрочение в одной из них. Примером такого типа карьеры может служить биография известнейшего русского писателя А.И. Куприна. К.И. Чуковский пишет о том, что выбору писательского пути предшествовали разнообразные трудовые «пробы”, предпринимавшиеся Куприным. «Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий - инженеры, фабричные, шарманщики, циркачи, конокрады, монахи, банкиры, шпики. Не было той жертвы, которой бы он не принес, чтобы изучить досконально всю, как теперь говорится, специфику той или другой человеческой деятельности» (К.И. Чуковский, 1967, с. 173). Сам Куприн не сразу пришел к писательскому труду, работал рыбаком, пожарным, грузчиком, но профессионалом стал в творческой деятельности.

Нестабильный тип карьеры характеризуется сменой стадий выбора, пробы, упрочения, которые повторяются неоднократно. И, наконец, тип множественных проб - пробы в течение всей жизни без проявления стадии упрочения.

В.А.Бодров, проанализировав разные подходы к проблеме возраст и профессия, предлагает свою примерную схему профессионального развития по возрастам (В.А.Бодров, 1991, с. 20-23).

1. От рождения примерно до 3 лет (стадия пред игры) формируются предпосылки для включения в игровую деятельность.

2. От 3 до 6-8 лет (стадия игры) - овладение основными «смыслами» человеческой деятельности.

3. От 6-8 до 11-12 лет (стадия владения учебной деятельностью) - начальное ознакомление с различными сферами труда, проявление интереса к ним.

4. От 13-14 до 16-18 лет (стадия оптации - подготовки к жизни и труду) - формирование профнаправленности, самооценки профессионально важных качеств, стремление к самосовершенствованию в соответствии с избранной профессией.

5. От 15-16 лет до 18-23 лет (стадия профессионального обучения) - овладение знаниями и навыками, формирование профпригодности, мотивации.

6. От 19-21 года до 24-27 лет (стадия профессиональной адаптации) - приспособление к принятым в профессиональной группе нормам, отношениям, режиму труда и т.д.

7. От 21-27 лет до 45-50 лет (стадия развития профессионала) - развитие операционных и мотивационных качеств, достижение мастерства, идентификация с профессией.

8. От 45-50 до 60-65 лет (стадия реализации профессионала) - стабилизация формирования операционных и личностных структур профессионала, самореализация в профессии.

9. От 61-66 лет до завершения жизни (стадия спада) - снижение профессиональной активности, сужение сферы профессиональных интересов, перестройка жизненных установок, изменение ценностных ориентаций.

Сходные в общих чертах стадии выделяются и другими исследователями (И.С.Кон, 1980; Е.А.Климов, 1988 и др.).

Соглашаясь в целом с предлагаемой моделью профессионального развития человека в течение жизни, следует понимать, что эта картина является усредненной, в определенной степени «идеальной». В реальности процесс профессионального самоопределения индивидуализирован и начало наступления либо окончания каждой стадии может существенно колебаться у разных людей. Кроме того, мы не можем не считаться с миграцией населения, усилившейся в последние годы в связи с политическими и социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране. В этой ситуации особенно трудно рассчитывать на то, что процесс профессионального становления будет укладываться в предлагаемые учеными рамки, следовательно, отроить модель профессионального развития только на основе возраста уже недостаточно, необходимо вводить и другие критерии выделения стадий, ставить вопрос «5 изучении специфики трудовых карьер в условиях смены специальности в течении жизни, резких переходов из одной области деятельности а другие.

 

Автор: Борисова Е.М.