13.03.2013 6705

Формирование психологических предпосылок готовности к профессиональному самоопределению учащихся младшего возраста

 

Младший школьник. Исследователи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения, сосредоточили основное внимание на изучении старшеклассников. Формирование психологической готовности к выбору профессионального будущего на более ранних возрастных этапах практически не изучалось. Не вызывает сомнений тот факт, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей, способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке учащегося к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах. Однако мы плохо представляем себе степень развития и своеобразие готовности младших школьников к будущему самоопределеннию в профессиональном труде.

Изменение социальной ситуации развития младшего школьника, смена ведущего типа деятельности приводят к существенным изменениям в психическом и личностном развитии ребенка. Психологической литературы, посвященной специфике развития детей этого возраста, довольно много. В нашу задачу не входит подробное ее рассмотрение. Остановимся кратко лишь на самых важных особенностях возраста, тех новообразованиях, которые его характеризуют.

Известно, что основными новообразованиями данного возраста являются произвольность, развитие внутреннего плана действий, формирование теоретического мышления (в учебной деятельности), чувство социальной и психологической компетентности, дифференцированности своих возможностей (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон, и др.).

Н.С. Лейтес отмечает особенности умственной активности, проявляющиеся в данном возрасте в виде непосредственной любознательности, интереса к внеучебной деятельности (Н.С.Лейтес, 1971). Л.И.Божович отмечает неустойчивость познавательных интересов у младших школьников, подчеркивая, что для них характерна известная ситуативность: дети с интересом могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно характеризовать как эпизодические (Л.И.Божович 1968).

На неустойчивость, ситуативность интересов к разным видам деятельности у младших школьников указывает и Э.А.Фарапонова (Психологические основы трудового, 1988).

Вместе с тем наблюдается и другая тенденция - уменьшение непроизвольной активности, формирование нового уровня сознательного и внутренне управляемого поведения. «Это означает формирование таких черт активности и ее саморегуляции, которые необходимы для дальнейшего становления склонностей» (Н.С.Лейтес, 1978).

Более разработанной для этого возраста оказалась проблема психологической готовности к труду, нежели к выбору профессии. Так, в исследовании научного коллектива под руководством Э.А.Фарапоновой ставилась задача изучить своеобразие и сензитивные периоды формирования психологической готовности к труду у школьников разного возраста («Психологические основы трудового, 1988).

Системообразующим фактором психологической готовности к труду авторы считают общественную направленность личности и в свете последней такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, инициативность и ответственность, которые входят как составляющие в психологическую готовность. Предметом исследования стали развитие и формирование личностных (мотивы, интересы, отношения и т. д.) и операциональных (политехнические и профессиональные знания, умения и т.д.) компонентов готовности к трудовой деятельности. Главным фактором активизации этого процесса, по мнению авторов исследования, является особая организация трудовой и политехнической подготовки, что дополняется активизацией самосознания учащихся и повышением их общей психологической культуры (И.В. Михайлов, 1975). «На первом этапе, отмечают авторы исследования (I-IV классы), ведущее значение придается воспитанию интереса и уважения к труду взрослых, детей привлекают к посильному общественно полезному труду, им прививают простейшие трудовые навыки: закладываются основы формирования таких качеств личности, как трудовая направленность, коллективизм, трудолюбие, организованность» («Психологические основы, 1988, с. 136).

В меньшей степени в психологии изучались психологические предпосылки формирования готовности к выбору профессии на разных возрастных этапах. В то же время существует достаточно оснований для изучения общих тенденций, особенностей возраста в этом процессе. Л.И.Божович отмечала, что « сам выбор профессии проходит определенные этапы возрастного развития, это развитие заключается в переходе от непосредственного, импульсивного принятия решения к подлинному выбору, основанному на взвешивании многих внешних и внутренних обстоятельств» (Л.И.Божович, 1968, с. 370).

Таким образом, новая социальная ситуация развития, новообразования возраста, изменение мотивационно-потребностной сферы, развитие самосознания должны детерминировать специфику уровня и своеобразия сформированное готовности к профессиональному самоопределению на каждом возрастном этапе.

Большинство зарубежных и отечественных исследователей приходят к заключению о том, что в младшем возрасте (до 11 лет) учащийся выбирает сферу будущей профессиональной деятельности на основе фантазий. Об отсутствии какой-либо серьезной базы для формирования мнения о будущей профессиональной жизни свидетельствует та легкость, с которой дети называют свою будущую профессию. Л.И.Божович с соавторами отмечает, что в младших классах процент детей, указывающих свою будущую профессию, выше, чем в средних и даже старших классах (Л.И.Божович, Н. Г. Морозова, Л.С.Славина, 1951).

Очень точную характеристику процесса выбора профессии младшими школьниками приводит Н.С. Лейтес: «С одной стороны, обнаруживается», что некоторые называют свою будущую профессию, не имея никаких знаний о ней Некоторые ученики тут же, на уроке, меняли свой выбор С другой стороны, нет никаких признаков, что дети шутят. Они выслушивают неожиданные и иногда невероятнейшие заявки соучеников, не подсмеиваясь друг над другом. Если кому-нибудь из них сказать, что его намерения вряд ли осуществятся, что он не годятся для той или иной профессии (такие разговоры возникали), то этим можно обидеть и огорчить ребенка. Думается, здесь перед нами проявление типично детского, возрастного отношения к действительности Дети овладевают внешней стороной, формой многого из того, что остается им чужим, не освоенным по существу. Доступное им наивно-формальное знание жизненно важных понятий оказывается включенным как бы в детский контекст, получает у них прежде всего игровое применение» (Н.С.Лейтес, 1971, с. 39-40).

Главной целью нашего исследования было выявить возрастные особенности формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению на разных возрастных этапах. Понимая процесс профессионального самоопределения как длительный, не заканчивающийся выбором профессии, отметим, что в период школьного обучения он реально выражается именно в профессиональном выборе, формировании профессиональной направленности и интересов. В связи с этим мы использовали методики, выявляющие готовность учащегося к выбору профессии. С помощью блока методик (из-за возрастных особенностей школьников этот блок несколько видоизменялся), мы провели исследование с четырьмя группами учащихся: четвероклассниками, семиклассниками, девятиклассниками и выпускниками.

Для учащихся 4-х классов мы использовали две методики: рисуночную и вербальную. Рисуночная методика представляла собой 3 набора картинок. В каждый набор входило 5 карточек, на каждой из которых были изображены представители какой-либо профессии. В каждый набор мы включили по одному представителю из группы профессий, расклассифицированных Е.А.Климовым («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ») (Е.А.Климов, 1974, 1993). Таким образом, в группу «А» вошли следующие профессии: учитель, водитель, овощевод, программист, художник. В группу «Б» - врач, рабочий-станочник, садовод, машинистка, музыкант (пианистка). В группу «В» - продавец продовольственных товаров, чертежник-конструктор, ветеринар, радист, драматическая актриса. Следует отметить, что в качестве представителей профессий в равном числе были представлены женщины и мужчины.

Порядок предъявления карточек и вся процедура беседы была одинаковой для всех. Беседа проводилась индивидуально с каждым учеником и занимала 30-40 минут. Первое задание, которое мы давали учащемуся - выбрать из пяти карточек ту, на которой изображен представитель профессии, которая нравится (поочередно предъявлялись 3 набора карточек). Затем надо было из этого же набора выбрать профессии, которые не нравятся. Следующим этапом исследования было выяснение знаний о профессиях: ученика просили назвать все профессии, которые изображены на карточках, а затем попытаться расклассифицировать их по признаку сходства на 2 группы.

После этого ученика просили объяснить каждый выбор профессии, которая нравится или не нравится. И наконец, спрашивали о том, кем учащийся собирается стать, когда вырастет и почему; кто по профессии его родители.

Второй методикой были незаконченные предложения. На доске писалось предложение, которое ученик должен был сам закончить. Предлагалось 15 предложений, среди которых 7 были нейтральными, а 8 касались будущей профессии, проблемы ее выбора. Исследование проводилось в средних школах города Москвы и Томска. Всего в эксперименте приняло участие 39 школьников.

Следует отметить, что четвероклассники с большой охотой выполняли все задания, легко отвечали на вопросы о своих планах.

При анализе результатов главное внимание уделялось следующим моментам: что выбирается детьми в качестве привлекательных и непривлекательных профессий, каковы мотивы такого выбора, каков уровень осведомленности в мире профессий, насколько совпадает выбор профессиональных предпочтений с выбором будущей профессии, каков характер объяснений профессиональных предпочтений и т.д.

В среднем наиболее привлекательными из предлагаемого набора профессиями для четвероклассников оказались: программист (45% выборов), музыкант (34% выборов) и ветеринар (45%). Наиболее непривлекательными: овощевод (37%), музыкант(31%), актриса (28%).

Как и следовало ожидать, знания о мире профессий у младших школьников небогатые. Даже те профессии, которые были изображены на карточках (а мы старались брать наиболее распространенные и известные специальности) далеко не всегда назывались детьми. Чаще всего вместо названия профессии определялась функция профессионала («что-то чертит», «играет на пианино», «выступает в театре», «поливает цветы», «лечит животных» и т.д.). Некоторые четвероклассники даже образовывали свои названия профессий по названию функции специалиста («она что-то печатает на машинке - значит печатница», «ухаживает за цветами - цветник», «работает в магазине магазинщица», «работает на компьютере - компьютерщик др.). Непосильной задачей оказалась и классификация профессий по группам. Только двое учащихся смогли разделить по одному признаку все профессии («работает с техникой», «техники нет»). Остальные даже и не стремились найти что-то общее, а, произвольно разделив профессии на группы, перечисляли функции специалистов. Например, Ира Ш. выделяет группы профессий, объясняя, что в первую группу она отнесла всех, кто работает на станке, на машине, что-то чертит, а во вторую - «учительница, учит детей, ухаживает за ними, так же и цветовод за цветами, как за детьми, ухаживает; продавец продает все, пианист играет, врач лечит». Сложности в объединении профессий по какому-то общему признаку объясняются как недостаточным пониманием содержательной их стороны, так и интеллектуальными особенностями детей этого возраста, недостаточным владением операцией «обобщение».

О том, что знания школьников этого возраста о мире профессий очень ограничены, свидетельствует и «набор» профессий, которые они называют в качестве предпочтительных для себя в будущем. Их не набирается и двух десятков. Наиболее часто дети называют следующие профессии: учитель, врач, водитель, ветеринар, художник.

Кроме того, называют профессии программиста, космонавта, машиниста, певца, менеджера, инженера, спортсмена.

Примерно у трети детей не совпадают их профессиональные предпочтения и выбор профессии. То есть, например, в качестве будущей профессии называется профессия врача, но среди предложенных рисунков, где эта профессия представлена, выбираются совсем другие специальности.

Наиболее интересными для психологического анализа оказались объяснения младших школьников своих профессиональных предпочтений. Подавляющее большинство объяснений носят эмоциональный характер. Самые частые высказывания на вопрос, почему эти профессии кажутся самыми привлекательными, таковы: «интересно», «печатать интересно», «люблю животных», «люблю технику», «люблю цветы», «люблю рисовать», «люблю путешествовать» и т.д. Что касается отвергаемых профессий, то наряду с ответами «не нравится», «не люблю технику» и пр. довольно часто мы встречаем ссылки на опасность профессий, отрицательные эмоции, страхи, которые могут быть вызваны пребыванием в профессии. Например, «не хочу играть на пианино, боюсь громких звуков», «не хочу работать на заводе, там шум, грохот», «чертежником неинтересно, не люблю долго стоять, устаю», «водителем страшно быть, можно в аварию попасть», «боюсь компьютера, там излучение, вредно», когда чертишь, зрение портится», «не хочу продавцом мяса быть, там кровь, страшно» и т.д. Практически отсутствуют какие-либо упоминания о содержании профессий, о своих возможностях в соотнесении с требованиями профессий. Однако есть дети, которые подходят к пониманию необходимости ориентироваться на содержание профессии и свои способности. Так, Витя Б., объясняя, чем ему нравится профессия программиста, говорит: «Она нравится, потому что я хорошо знаю, что это за профессия, я пробовал работать на компьютере, мне нравится». Эту же профессию мальчик рассматривает и как свою будущую специальность, старается оценить ее плюсы и минусы: «Я очень хотел бы работать на компьютере, интересно, не надо физического труда, надо думать уметь.. Есть плохое - глаза портятся». Отвергаемые им профессии - художник, врач, продавец. Свое отрицательное отношение к ним он также объясняет, исходя из своих знаний, опыта и предположений относительно их содержания. «Я не умею рисовать, и мне не особенно нравится сидеть за листком бумаги. У меня мама врач, я знаю, какая это нервотрепка. Продавец должен повторять одно и то же в профессии, это скучно. А потом ты, например, режешь мясо, а тебе надо еще орать сахар. Этими руками нельзя, а ты забыть можешь». Встречаются робкие попытки соотнести требования профессии и свои способности, склонности. Например, Дима Ч. так объясняет причины, по которым ему не нравятся профессии художника, музыканта, актера: «Мне художник потому не нравится, что скучная профессия, не умею я рисовать. Не очень люблю играть на пианино. Пробовал - не понравилось. Выходить на сцену, выступать перед людьми стесняюсь». В большинстве своем дети никак не объясняют свою нелюбовь к тем или иным видам занятий. Наиболее распространенные ответы: «не люблю учить детей», «не люблю быть врачом», «не люблю копаться в земле», «цветы поливать не нравится» и т.д.

О доминировании эмоциональных оценок как главных составляющих предпочтений тех или иных видов труда говорят и данные, полученные при анализе методики «неоконченные предложения».

Подавляющее большинство учащихся отмечают, что главное для выбора профессии, чтобы она нравилась. Характерно следующее завершение предложений «мне нравятся такие профессии» и «я выберу такую профессию»: «мне нравятся такие профессии, в которых интересно работать», «в которых есть счастье», «в которых есть радость», «я выберу такую профессию, которая мне нравится», «которая была хорошей», «которая хорошая» (80% ответов). Завершение предложения «Правильно выбрать профессию - это значит»; «выбрать счастье», «будущий успех», «много работать», «что у человека большой вкус», «иметь хорошую интересную работу» и т.д. В предложении «Я бы никогда не выбрал профессию, в которой» самые часто встречающиеся ответы: «мало платят», «убивают животных», «есть вина загрязнения природы», «которая мне не нравится», «плохо работают люди», «плохие люди».

В предложении «Чтобы работа приносила радость» наиболее часто встречающиеся ответы - «надо быть умным», «надо хорошо работать», «нужно ее любить, «надо трудиться».

Проведенное исследование дает возможность наметить некоторые возрастные особенности формирования психологических предпосылок готовности к профессиональному самоопределению младших школьников. Для учащихся этого возраста характерны малодифференцированные представления о мире профессий, ограниченные знания о нем. Чаще всего профессии известны детям по названиям, некоторым рабочим функциям, по внешним признакам. Главный ориентир в мире профессий - сложившееся эмоциональное отношение к ним. Существенная черта этого возраста - неадекватное, часто неопределенное ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставлять свои возможности с условиями и требованиями профессиональной деятельности. В этом возрасте у школьников еще не возникает вопроса о содержании профессии, ее престиже, условиях труда и т.д. Неустойчивость профессиональных намерений в этом возрасте вполне естественна, ведь у младших школьников нет ни объективных, ни субъективных причин для серьезного выбора. Их психологические особенности, личность находятся в стадии интенсивного формирования, развития.

Часто отсутствуют развитые интересы и склонности к определенным видам деятельности. Бывает и так, что наметившиеся в раннем возрасте интересы и способности резко меняют свою направленность приблизительно в 6-7 классах. Этот факт отмечают в своих исследованиях многие психологи (И.В.Дубровина, 1975; Н.С.Лейтес, 1971). Усиление познавательной активности в этом возрасте - одна из важнейших его характеристик, так же, как и возникновение новых интересов, частая их смена. Разумеется, мы не можем не считаться с индивидуальными различиями в формировании готовности к профессиональному самоопределению у детей одного возраста. Бывает, что этот процесс интенсивно протекает уже в младшем возрасте, и напротив, старший подросток долгое время может оставаться на стадии начального самоопределения, свойственного младшим школьникам. Когда в семье существуют традиции преемственности профессии или когда родители специально занимаются проблемой ранней подготовки к профессиональному будущему своего ребенка, процесс самоопределения ускоряется и не подчиняется четко возрастным закономерностям. Это происходит и в случаях раннего проявления склонностей и способностей и соответствующего включения в определенный вид профессиональной деятельности (например, в случаях музыкальной, художественной одаренности).

Таким образом, можно считать, что в массе своей дети еще не имеют сформированной готовности к выбору профессии в младшем школьном возрасте, однако особенностью этого возраста является выраженный эмоциональный компонент этого образования. Эмоциональное отношение к профессиям (как положительное, так и отрицательное) является предвестником зарождающегося познавательного интереса к ним. Как обычно, эмоциональный компонент опережает процесс познания и во многом направляет его.

Полученные нами данные обогащают представление о формировании готовности к труду и будущей профессиональной деятельности у младших школьников. Обычно исследователи ограничивались констатацией того, что дети этого возраста очень мало знакомы с миром профессий, но не обсуждалось, как строить работу по его изучению с опорой на специфику имеющихся предпосылок готовности к профессиональному выбору. На наш взгляд, работа по подготовке младших школьников к выбору профессии должна строиться с учетом важнейшей особенности этого возраста - доминирования эмоционального отношения к профессиям. Учет эмоционального фактора необходим потому, что с эмоционального отношения начинается в этом возрасте формирование мотивации и стремления к познанию привлекающей внимание профессии. И, напротив, «отсекаются» профессии, вызывающие отрицательное эмоциональное отношение. Этот этап можно рассматривать в качестве начальной ступени формирования готовности к профессиональному самоопределению в школе. И всю работу по ознакомлению с миром профессий следует строить с опорой на эти возрастные особенности процесса восприятия профессий. Можно предположить, что наиболее эффективной должна стать система ознакомления с миром профессий с помощью эмоционально насыщенных художественных приемов, посредством общения ярких личностей с детьми. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, находить наиболее адекватные пути пробуждения интереса к профессиям через эмоционально значимые виды деятельности младшего школьника.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования эмоционального компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению как предвестника познавательного и мотивационного его компонентов. Этот возраст, следовательно, не является «проходным», малозначимым в формировании готовности к профессиональному самоопределению, он может иметь решающее значение в возникновении положительного или отрицательного эмоционального отношения к разным разрядам профессий и оказать существенное влияние на выбор своего будущего в более старшем возрасте.

Младший подросток. «Подростковый период - это период интенсивного формирования личности и дальнейшего оформления индивидуальности человека, по этим признакам его называют вторым рождением» (Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин, 1965, с. 63). Младший подростковый возраст - важный этап в формировании личности, начало взросления, вступления в новую жизнь, где проблема профессионального будущего становится актуальной и обсуждается всерьез самими детьми.

Наиболее полная характеристика подросткового возраста представлена в работах Д.И.Фельдштейна, его учеников и последователей.

«Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, - пишет Д.И.Фельдштейн, - его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества» (Д.И.Фельдштейн, 1994, с. 82). Эта определяет тип ведущей деятельности, оказывающей формирующее воздействие на личность в данном возрасте - ею становится социально признаваемая и социально одобряемая деятельность. «В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяются потребности подростка в построении новых взаимоотношений со взрослыми, реализация самостоятельности» (там же, с. 82).

Определяя возрастные границы возраста 10-15 годами, Д.И.Фельдштейн выделяет внутри него несколько стадий, каждая из которых имеет свою специфику (Д.И.Фельдштейн, 1989, 1994).

Для нашего исследования важен фактический материал, касающийся изменения интересов ребенка и его профессиональной направленности. Д.И.Фельдштейн, обобщая результаты эпмпирических исследований, отмечает, что первая стадия подросткового возраста (10-11) лет характеризуется разнообразием и разбросанностью интересов, которые начинают стабилизироваться на второй стадии (12-13 лет) и концентрируются на ограниченном числе видов занятий в 14-15 лет (третья стадия) (там же, с. 162-163).

Тенденции к более реалистичной оценки своих возможностей при выборе профессии отражены и в исследованиях других авторов (С.С.Гриншпун, 1993; А.М.Кухарчук, А.Б.Ценципер, 1976 и др.).

Наиболее важными чертами, формирующимися в этом возрасте и имеющими большое значение для будущей профессиональной деятельности, становятся «повышенная активность и широта склонностей, тяга к самоутверждению, характеризующие новый уровень возможностей детей « (Н.С. Лейтес, 1971, с. 84). Наряду с возросшей умственной, познавательной активностью для этого возраста характерна увлеченность учащихся разнообразными видами деятельности, которая носит упорный самоотверженный характер. Как отмечают многие психологи, именно в этот период пробуждается у детей стремление попробовать себя в разных видах деятельности, что выражается в участии в различных кружках и общественно полезной работе (Н.С.Лейтес, 1971; Д.И.Фельдштейн, 1989,1994; В.Э.Чудновский, 1986 и ДР.).

При этом, как отмечает Н.С.Лейтес, удивляет та легкость, с которой школьники этого возраста меняют свои увлечения. «Резкое или постепенное изменение предпочитаемых занятий часто зависит от случайных обстоятельств и идет как бы впереди сознательного выбора. Дети 12-13 лет несравненно больше склонны действовать, чем выбирать и раздумывать» (Н.С.Лейтес, 1971, с. 72). Можно сказать, что младший подросток таким вот образом начинает активно осваивать окружающую действительность и пытается войти во взрослую жизнь. Н.С. Лейтес обратил внимание еще на одну особенность младшего возраста. У детей и подростков общая активность заметно опережает развитие более специальных интересов и склонностей (Н.С. Лейтес, 1976). У младших школьников умственная активность выступает преимущественно в непосредственной любознательности, в среднем возрасте - сочетается с возрастающей настойчивостью и обнаруживается в широте увлечений (там же).

При этом «одно из существенных изменений внутренней позиции подростка - возникновение особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых» (Формирование личности, 1987, с. 16).

Исследование особенностей формирования готовности к выбору профессии у семиклассников проводилось на выборке из 95 учащихся городов Москвы и Томска. В дополнение к уже описанным выше методикам были использованы специальная анкета на выявление профессиональных намерений, сочинение и анкета для выявления уровня информированности о профессиях. При этом рисуночную методику мы использовали только в одном из 7-х классов, поскольку она слишком проста для детей этого возраста, однако мы сочли целесообразным сопоставить данные, полученные с ее помощью по срезам (4 и 7 классы).

Первое, что бросается в глаза при анализе полученных результатов, расширение знаний о мире профессий. В специальной анкете мы просили учащихся за 25 минут написать как можно больше профессий по 5 группам (классификация Е.А.Климова). За это время ученики успевали написать от 14 до 61 названия профессий. В среднем называли 25-30 профессий; наши данные несколько отличаются от тех, которые получены в исследовании, проведенном под руководством Д.И.Фельдштейна, но эти различия вряд ли значимы (Психология современного подростка, 1987, с. 196). Существенно расширился, по сравнению с младшим школьником, и спектр профессий, которые называются в качестве своей будущей специальности. В основном это профессии, требующие высшего образования: переводчик, кинокритик, инспектор уголовного розыска, педагог, медик, актриса, дипломат, журналист, воспитательница детского сада, программист, экономист, менеджер, биолог, военный музыкант, стюардесса, фермер и др. Надо заметить, что младшие подростки очень легко называют свою будущую профессию, лишь 4 ученика из всей выборки отметили, что еще не задумывались, кем они станут. На это же обстоятельство обращали внимание и другие исследователи, отмечавшие, что «младший подросток более уверенно называет будущую профессию (сказывается отсутствие жизненного опыта, определенной позиции, незначительная потребность в самореализации)» (Психология современного подростка, 1987, с. 202).

Сложнее обстояло дело, когда мы просили отметить не конкретную профессию, а группу профессий (по Климову), которая наиболее привлекательна для выбора. Здесь не все учащиеся смогли дать ответ. Среди ответивших же преимущество отдавалось группе профессий «человек - человек»(26%), затем идет группа «человек - техника» (13%), «человек - художественный образ» (12%), «человек - природа» (7%) и «человек - знаковая система» (6,5%). Следует отметить, что последняя группа профессий наименее известна школьникам, о чем мы судим по заполнению ими анкеты на знание профессий.

При мотивировке привлекательных и непривлекательных сторон профессий (рисуночная методика) обращает на себя внимание тот факт, что эмоциональная оценка уступает место оценке содержательной стороны деятельности и ее нравственной характеристике (хотя первая не исчезает полностью). Мы уже почти не встречаем таких объяснений, как «профессия просто нравится», либо, если такое объяснение присутствует, оно дополняется другими характеристиками. Приведем несколько примеров, того, как в этом возрасте обосновываются положительные стороны профессий: «ветеринар - он помогает беспомощному существу, которое не может себе помочь», «художник - искусство облагораживает человека, это крик души, помогает выразить свое настроение, воспринимает мир по-особому и воспроизводит это на холсте, связано с душой», «учитель - общаешься с людьми, знаешь, что ты кому-то нужен, тебя уважают», «цветовод - создает красоту, необходимую людям, такой человек не будет способен на плохое после такой работы» и т.д. Привлечение в качестве аргументов высокой оценки профессии ее общественной значимости соответствует психологической характеристике возраста, которая получена в ряде исследований.

Что касается непривлекательных сторон профессии, то часто называются однообразие работы, страх попасть в аварию, заболеть, получить травму и т.д., то есть, оценки преимущественно имеют эмоциональную окраску. Интересно, что в группе семиклассников, при выборе карточек с изображенными представителями разных специальностей, наибольшее неприятие вызвала профессия продавца. Практически все отвергают эту профессию по морально-нравственным соображениям соображениям: «они часто обманывают, среда заставляет их быть злыми», «часто обсчитывают, грубые», «грубят, обижают людей», «там люди становятся нечестными». Таким образом, у младших подростков гораздо больше знаний не только о мире профессий, но и том, как эти профессии оцениваются в обществе, каков их «нравственный потенциал». Ориентация на социальное одобрение и общественное признание профессий, их нравственный потенциал - это новое качество в отношении к ним, которое проявляется у младшего подростка и характеризует специфику готовности к профессиональному самоопределению в данном возрасте.

Анализ данных, полученных методом неоконченных предложений также подтверждает, что младший подросток начинает ориентироваться на содержательную сторону профессии и ее оценку в обществе (нравственную и материальную). Подавляющее большинство школьников предложение «Я никогда бы не выбрал профессию» завершает словами: «в которой мало платят». Эта же оценка профессии по ее материальным возможностям повторяется и в других вариантах завершения предложений.

Рассмотрим варианты ответов, наиболее часто встречающиеся у младших подростков при завершении предложений. «Мне нравятся такие профессии, в которых» - «надо думать, мыслить», «можно путешествовать», «есть спорт», «рисуют», «надо меньше думать», «хорошо платят», «нужно гуманитарное образование», «больше гуманитарного».

Как видим, две главные привлекательные стороны отмечают семиклассники: содержание, которое интересует, и величина зарплаты.

Приведем пример завершения предложения «Правильно выбрать профессию - это значит» - «найти интересное занятие на всю жизнь», «выбрать по душе», «выбрать по вкусу», «выбрать по призванию», «обеспечить себе жизнь», «много получать», «найти путь в жизни».

Приведем еще одно предложение, завершение которого свидетельствует о характерном отношении к выбираемой профессии. «Чтобы работа приносила радость, надо» - «относиться к ней с душой», «выбирать ее по призванию», «работать, где хочешь», «надо ее любить», «работать на хорошем оборудовании».

Все эти высказывания свидетельствуют о том, что школьники опираются на знания о содержании профессий и ее оценку взрослыми людьми, при этом доминируют оценки нравственной стороны профессии и величины оплаты. Кроме того, ясно, что подросток в большей степени, чем младший школьник, пытается ориентироваться на свои возможности, однако мало их еще понимая и дифференцируя. Все же высказывания о призвании, душе, вкусе и т.д. свидетельствуют об обращении к своим внутренним особенностям и смутном понимании необходимости соотносить их с требованиями профессии. Эта тенденция еще неявно выражена, но она бросается в глаза. Об этом же свидетельствуют и сочинения на тему о выборе профессии. Приведем несколько коротких отрывков из них. Маша Г.: «Я выбрала профессию педагога начальных классов. Мне нравится труд учителя, люблю работать с детьми, что-то объяснять, давать знания другим Что я о ней знаю? Ну, это трудная профессия. Педагог должен иметь выдержку, хорошие нервы, спокойный характер”. Катя Б.: «Когда я вырасту, то думаю поступать в ветеринарную академию. Я с детства люблю животных и растения, читаю книги о животном мире. А может быть, буду учителем биологии, мне нравится учить детей». Следует отметить, что профессиональные намерения этих двух школьниц вроде бы непротиворечивы, однако это редкий случай для данного возраста. Чаще школьники называют несколько профессий. Вот, например, Оля Ш.: «Когда я вырасту, то хочу стать медсестрой или модельером. Я хочу делать разные процедуры и с их помощью лечить людей. Это нужная профессия. Модельером я хочу стать потому, что люблю делать эскизы платьев, костюмов, пальто. Это очень интересная профессия, на мой взгляд. Видеть людей в разнообразных одеждах, созданных моей фантазией». Маша Ж.: «Я хочу стать артисткой или актрисой. Я выбираю эту профессию, потому что люблю выступать на сцене. Я хочу попробовать сняться в кино. Еще я хочу стать биологом. Я люблю растения, животных, люблю ухаживать за животными».

Проявляется тенденция учитывать свои возможности и склонности при выборе профессии, однако на прямые вопросы о том, какие качества нужны для избираемой профессии, какие могут помешать, какие качества желательно было бы развить, ответов было получено очень мало. Всего 9 учащихся ответили на эти вопросы (остальные либо пропустили их в анкете, либо отвечали «не знаю»). Любопытно, что большинство из ответивших отмечали общие, а не специфически профессиональные качества. Такие, например, отрицательные черты, как лень, неусидчивость, отсутствие силы воли, недостаток знаний. И только 3 школьника попытались сформулировать, какие качества нужны для избираемой ими профессии: «для учителя нужно умение общаться», «для воспитателя - спокойствие, ласка, любовь к детям», «для журналиста - уважение к людям таким образом, мы можем говорить о том, что в младшем возрасте формируются некоторые психологические предпосылки готовности к выбору профессии. Наиболее развитыми и значимыми оказались эмоциональные компоненты готовности, т.е. некоторые внутренние предпосылки дальнейшего развития познавательных и мотивационных компонентов. Само формирование готовности идет по пути все большего задействования внешних факторов, влияющих на выбор профессии. Они определяются постепенным освоением действительности, накоплением жизненного опыта ребенка.

В младшем подростковом возрасте в процесс формирования готовности к профессиональному выбору включаются все расширяющиеся знания о мире профессий, понимание общественной ценности разных специальностей, их нравственного потенциала. Недостаточный уровень самосознания учащегося младшего возраста препятствует включению в формирование готовности оценки внутренних факторов, таких, как способности, склонности, индивидуальные особенности. Для младшего возраста характерны неустойчивость профессиональных намерений и предпочтений, противоречивость профессиональных интересов. Таким образом, профессиональный выбор в наибольшей степени определяется внешними факторами. Из внутренних факторов наибольшее значение имеют эмоциональные отношения к профессиям. Однако и в этом возрасте, как мы видим по результатам, продемонстрированным семиклассниками, все большее значение начинают приобретать ориентиры на содержание профессий, их оценку в обществе и свои особенности. В целом этот возрастной этап является чрезвычайно важным, поскольку эмоционально окрашенные отношения к профессиям могут оказаться решающими для формирования таких важнейших компонентов готовности, как познавательный и мотивационный.

 

Автор: Борисова Е.М.