13.03.2013 5353

Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассников

 

Проблемой возрастных особенностей старшеклассников занимались и занимаются очень интенсивно многие психологи. Лишь за последние несколько лет появились фундаментальные работы в этой области, выполненные под руководством И.В. Дубровиной, А.В.Петровского, Д.И.Фельдштейна и других (Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту, 1987; Формирование личности старшеклассника, 1989; Психология развивающейся личности, 1987; Психология современного подростка, 1987 и др.). Поэтому мы не будем подробно останавливаться на характеристике данного возраста, отметим лишь те особенности личности старшеклассника, которые имеют принципиальное значение для понимания специфики процесса их профессионального самоопределения. Наиболее важными характеристиками старшего подросткового и юношеского возраста является устремленность в будущее, личностное самоопределение, развитый уровень самосознания (Л.И.Божович, 1968; М.Р.Гинзбург, 1994; Н.Н.Толстых, 1989 и др.).

Эти характеристики главным образом и определяют специфику мотивационно-потребностной сферы старшеклассника, направленность его интересов, особенности саморегуляции. Все специалисты, занимающиеся данным возрастом, отмечают, что (проблема профессионального самоопределения у старшеклассников начинает занимать одно из важных мест в жизни. Изменяется характер познавательной активности и формирования склонностей и способностей у старшеклассников. Если у младшего подростка констатировалась необычайно широкая сфера интересов и склонностей, которые легко меняют свою направленность, иногда под влиянием ярких внешних стимулов, то у старшеклассника наблюдается большая дифференциация типов направленности на ту или иную деятельность. Н.С.Лейтес отмечает: « в старших классах у многих учеников значительно отчетливее, чем в предыдущих классах, обнаруживается тяготение к математике или естественнонаучным дисциплинам - в одних случаях, к гуманитарным - в других, нередко к отдельным предметам. Старший школьный возраст период становления и формирования специальных склонностей и способностей» (Н.С.Лейтес, 1971, с. 107).

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников стали предметом научного анализа Е.А.Климова, 0.А.Конопкина, Н.В.Самоукиной, Н.В.Пряжникова, Б.А. Федоришина и многих других исследователей. Следует особо отметить, что специальное внимание уделялось изучению психологических условий активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников (А.В.Массанов, 1988; Н.В.Самоукина, 1988 и др.).

Большинство исследователей отмечают, что не происходит автоматического формирования готовности к профессиональному самоопределению с возрастом. Так, например, А.М.Кухарчук и А.Б. Ценципер отмечают, что 43,8% опрошенных ими выпускников не выбрали профессию, а около 50% тех, кто выбрал, не могут обосновать своего решения (1978). Подобная тенденция обнаружена и в исследовании Н.И. Крылова, который провел опрос 5000 школьников по специальной анкете, разработанной для выявления профессиональных намерений учащихся (1973). А.В.Массанов, различающий 3 уровня психологической готовности к выбору профессии, отмечает, что в обследованной им группе старшеклассников только 10% характеризовались высоким уровнем сформированной готовности, 34% - средним, 56% - низким (1988). Д.И.Фельдштейн приводит данные о том, что каждый четвертый подросток в 15 лет на вопрос о выборе профессии отвечает, что не задумывался об этом, а 13,2% опрошенных вообще не ответили на этот вопрос (1994, с. 164).

Каковы же характерные особенности формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению у учащихся старших классов? В предпринятом нами обследовании выборка девятиклассников включала 76 учащихся г. Москвы и Томска и 51 учащегося 11-классов. Набор методик был идентичен тому, который использовался при обследовании семиклассников, была исключена лишь рисуночная методика, как несоответствующая возрасту.

Бросается в глаза, что старшеклассники в большей мере, чем младшие школьники, знакомы с миром профессий. При заполнении анкеты они называют в среднем 30-40 специальностей. Среди предпочитаемых профессий, которые намечаются в качестве свей будущей специальности называются: педагог, водитель, шахтер, моряк, военный, экономист, дизайнер, парфюмер, юрист, политолог, врач, менеджер, программист, кинолог, биохимик, конструктор, переводчик, коммерсант, инженер, музыкант, психолог и т.д.

В 11 классе старшеклассники более реалистичны в свих выборах и предпочитают профессии из групп «человек - техника», «человек - человек» и «человек - знаковая система». К 11 классу уменьшается число таких профессий, как «актриса», «ветеринар», «художник» и увеличивается количество профессий, связанных с экономикой, бизнесом, кибернетикой, юриспруденцией, называемых в качестве будущих специальностей. Возможно, это связано с более критическим отношением к своим способностям, возможностям, снижением случаев перенесения в разряд будущих занятий своих увлечений во внеучебное время (кино, театр, музыка, животные и др.). Как отмечает Д.И.Фельдштейн, с возрастом «романтическое мировосприятие изменяется в сторону реального осознания себя и своих возможностей» (1994, с. 164). О более серьезном отношении к выбору профессии свидетельствует и увеличение числа школьников, не принявших окончательного решения о выборе своего будущего. Старшеклассники пытаются оценивать себя, свои склонности и стремятся обсуждать разные варианты своего будущего. Мы обнаружили, что более 30% старшеклассников не приняли решения о том, куда пойдут учиться или работать после окончания 9 или 11 классов. Вот, например, характерные для этих, входящих в 30%, школьников раздумья, отраженные в сочинениях о выборе профессии. Алена Т.: «Пока я еще не знаю, кем хочу стать. Хотела бы, чтобы моя работа не требовала слишком напряженных умственных затрат. Не хочется, чтобы она была физически тяжелой и сопровождалась резкими звуками, шумом. Люблю такие виды работы, которые полностью захватывают: шитье, работу парикмахера, товароведа. Кроме того, увлекаюсь музыкой, могла бы стать певицей, но вряд ли это удастся. А еще хочу пройти курс какого-нибудь боевого искусства и стать тренером. Вот, наверное, пока у меня три выбора: стать певицей, тренером или пойти в сферу обслуживания. Как получится!» Иннокентий Ц.: «Вообще я хочу стать экономистом, но бывает, что хочу стать врачом (причем хирургом), шофером, рабочим, инженером и т.д. Но экономика все-таки больше всего привлекает, в экономике я хочу все изменить. Мои взгляды очень радикальны, но только так можно решить наши экономические проблемы. А вопрос, где я хотел бы работать, более сложный. Наверное, я хотел бы стать «большим начальником», чтобы мог решения принимать сам, а не по велению или желанию кого-то. Везде у меня в сочинении присутствует частица «бы», но даже если я не стану экономистом, я знаю, что стану человеком».

Анализ высказываний о профессиональном выборе, полученный с помощью метода незаконченных предложений, показывает, что в старшем возрасте меняется характер оценки профессий - от эмоциональных оценок школьники переходят к содержательным, хотя последние занимают еще очень большое место. Подобную тенденцию отмечает С.С.Гриншпун, изучавшая возрастную структуру личностно-делового потенциала учащихся 7-11 классов (1993). По ее данным «у учащихся преобладает эмоциональное отношение к проблемам выбора профессии, желание занять видное место в обществе, стремление контактировать с другими людьми в профессиональной деятельности», что «не согласуется с переменами в социально-экономической структуре общества» (С.С.Гриншпун, 1993, с. 20).

Мы проанализировали высказывания учащихся 4-11 классов и расклассифицировали их по пяти группам. В первую группу вошли высказывания, ориентированные на содержание профессий (такие высказывания могли встретиться в любом из предложений), например, в предложении «Мне нравятся профессии, где придется работать с документами, бумагами», «Мне кажется, что моя будущая профессия связана с математикой», «Мне не нравятся профессии, в которых преобладает физическая работа, где шумная, неспокойная обстановка, например, на заводе» и т.д.

Во вторую группу были отнесены высказывания, связанные с оплатой работы. Например: «Мне нравятся такие профессии, в которых много платят», «Чтобы работа приносила радость, надо получать хорошую зарплату» и т.д.

В третью группу были отнесены высказывания, свидетельствующие о том, что школьник ориентируется на свои способности и склонности при оценке подходящей для себя профессии. Например: «Правильно выбрать профессию - это значит, чтобы работа нравилась, чтобы характер подходил к стилю работы», «Я выберу такую профессию, которая подходила бы моим способностям» и т.д.

В четвертую мы отнесли высказывания, свидетельствующие о стремлении самовыражения в профессии. Например: «Мне нравятся такие профессии, в которых присутствует риск и самоутверждение», «Правильно выбрать профессию - это значит найти себя в этом деле и работать для людей». И наконец, были разрозненные высказывания, которые нельзя было объединить каким-то общим признаком, но они составили небольшой процент, где-то около 10-20%. Это, например, такие высказывания: «Правильно выбрать профессию - это надо самому постараться», «Я выберу такую профессию, что можно было бы есть мороженое» и т.д. Следует отметить, что такие высказывания встречаются только у четвероклассников и семиклассников. Они же пропускают некоторые предложения, оставляя из незавершенными.

Пятую группу составили эмоциональные, бессодержательные оценки профессий, например: «Я выберу такую профессию, которая приносила бы мне радость», «Мне кажется, что моя будущая профессия будет приносить мне удовольствие», «Правильно выбрать профессию - это значит интересно жить и работать с удовольствием» и т.д.

Тенденция изменения мотивации выбора профессии от младшего к старшему возрасту. Так, существенно возрастает число высказываний о содержании профессии, как главном факторе, влияющем на отношение к ней. Увеличивается число учащихся, которые рассматривают оплату как важный показатель привлекательности работы. Резко уменьшается количество высказываний, которые выражают лишь эмоциональное отношение к профессиям (группа 5), увеличивается ориентировка на свои особенности при оценке профессии и возможности самовыражения. Таким образом, анализ полученных результатов позволяет говорить, что с возрастом резко снижается ориентировка на эмоциональные отношения к профессии и появляется более выраженная ориентация на содержательную сторону профессии и учет внутренних особенностей, возможности самореализоваться в профессии. Все же приходится констатировать, что и в старшем возрасте учащиеся недостаточно хорошо представляют себе, какие качества, особенности психики, личности являются важными для выбора той или иной специальности и испытывают большие трудности при ответах на вопросы анкеты: «Считаете ли вы, что у вас есть качества, которые затрудняют осуществление ваших профессиональных намерений? Какие?» Как правило, школьники отмечают самые общие, не являющиеся профессионально важными качества. Например, такие: «Я плохо учусь», «лень», ««неорганизованность», «отсутствие целеустремленности», «не знаю подробности о профессии», «отсутствие воли», «неуверенность в себе», «раздражительность», «медлительность», «вспыльчивость», «забывчивость», «горячность» и т.д. Примерно 40 % старшеклассников отвечают на этот вопрос анкеты, остальные его пропускают. И примерно лишь 50% учащихся отвечают на вопрос о том, какие качества, необходимые для успешного овладения будущей профессией, воспитывают у себя школьники и каким образом пытаются это делать.

Здесь также упоминаются в основном общие качества, такие, например, как «доброта», «отзывчивость», «трудолюбие, «уверенность в себе», «сила воли», «все человеческие качества», «терпимость к людям», ««усидчивость, «сдержанность», «наглость и уверенность в себе», «коммуникативность», «самоконтроль», «доброжелательность», «внимание», «терпение». И уж совсем не смогли старшеклассники ответить на вопрос о том, как можно себя воспитывать. Здесь лишь несколько человек отметили, что стараются читать о профессии, заниматься на курсах подготовки в вуз, применяют аутотренинг.

Анализ сочинений старшеклассников на тему выбора профессии свидетельствует, что большое значение для учащихся этого возраста имеют ценностные ориентации, которые уже сформировались. Кроме того, необходимо отметить, что сочинения старшеклассников носят более обстоятельный характер, в них (в отличие от коротких высказываний, характерных для семиклассников) делается попытка порассуждать о профессии, ее важности, ее соответствии своим возможностям и надеждам на будущее. Приведем отрывки из двух очень характерных для этого возраста сочинений. Катя С: «Я бы хотела работать учительницей в школе. Только не решила еще, начальных или старших классов. Я хочу учить детей читать, писать, общаться с ними и помогать, чем смогу. Но только не так, как учили нас. Наша учительница устроила в классе какой-то террор, и поэтому ее если кто и вспоминает, то очень плохо. Я бы учила детей по-другому. Я бы объясняла им, что хорошо и что плохо и ни в коем случае их не наказывала. Я считаю, что учитель должен прежде всего уметь найти подход к каждому человеку, каждой личности. Если же он не может понять другого человека, значит, ему не место в школе. Я хочу попробовать свои силы в этой области, ну а если не получится, я просто уйду из школы. Но, конечно, все это пока очень туманно, и я еще подумаю».

Марина С. пишет: «Мне бы хотелось заниматься чисто женской работой, которая не требовала бы сильных психологических затрат и много времени, чтобы больше времени отдавать семье, успевать все сделать дома да еще следить за своей внешностью. Хотелось бы как можно меньше зависеть от кого-либо. Одна из таких профессий, которая меня хоть немого привлекает, - методист в детском саду. Конечно же, с моими знаниями очень трудно поступить в институт, но надеюсь, что после педучилища и с небольшим стажем работы в детском саду меня, может быть, возьмут в институт на заочное отделение. Карьера и различные повышения по работе - это не для меня. Хотелось бы жить тихо и спокойно. Конечно же, зарплаты методиста мне не хватит, но я надеюсь, что муж будет хорошо зарабатывать. Самое главное для меня - это уют в семье. Вот и все, наверное, пока, чего бы мне хотелось добиться в жизни». Мы видим из этих сочинений, что ориентировка на жизненные ценности, представления о хорошей жизни, о том, каким должен быть идеальный профессионал занимают здесь центральное место. И конечно, бросается в глаза отличие от сочинений семиклассников, которое состояло в том, что старшеклассники пытаются «примерить» профессию, стремятся понять, чего они ждут от нее, что даст им профессия в жизни.

Анализ профессиональных предпочтений и интересов к изучению тех или иных дисциплин показывает, что те школьники, которые интересуются общественно-гуманитарными предметами, выбирают себе и соответствующую область знаний. Так же обстоит дело и с теми, кого привлекают естественнонаучные дисциплины. А вот среди тех, кто выбирает инженерно-технические профессии, наблюдается расхождение между любимыми предметами и профессиональными намерениями. Иногда при наличии явных интересов к общественно-гуманитарным дисциплинам выбор профессии связан с инженерно-техническими специальностями. В целом школьники предпочитают те виды деятельности, в которых ими достигнут определенный прогресс. Это свидетельствует не только об адекватности оценки своих возможностей при выборе профессии, но и об определенном уровне саморегуляции, попытке направить свои интересы на те области деятельности, в которых уже есть определенные достижения и потому возможен дальнейший прогресс.

Итак, старшеклассники находятся на качественно новом этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению. На этой стадии, как правило, происходит более основательное понимание места профессии в социально-экономической структуре общества, ее существенных сторон. Жизненный опыт, интерес к самопознанию способствуют лучшему пониманию своих возможностей, своего ресурса. Появляется не только интерес к ознакомлению с содержанием и условиями труда, но и более серьезная ориентация на свои способности, склонности, попытка соотнести свои психологические особенности с требованиями профессии. С этих позиций старшеклассник начинает оценивать школьные дисциплины, внешкольные занятия, стремясь отдать больше сил и времени тем, которые соотносимы с будущей профессией.

Структура психологической готовности к выбору профессионального будущего имеет качественное своеобразие на каждом возрастном этапе. В младшем возрасте доминирует эмоциональный компонент, но с возрастом его роль уменьшается и возрастает роль познавательных и мотивационных компонентов. Нельзя уровни готовности личности к профессиональному самоопределению оценивать как менее или более значимые. Каждый возрастной этап предоставляет учащемуся определенные возможности профессионального самоопределения, и каждый из них вносит свой вклад в будущую успешность выбора. С возрастом отмечается все большее фокусирование интересов и профессиональных предпочтений, усиление процесса самопознания своих особенностей и соотнесение их с требованиями избираемых профессий.

В целом, следует отметить, что далеко не все старшеклассники имеют сформированные профессиональные намерения. Вероятно ход профессионального самоопределения у лиц, ориентированных на содержание профессии и интерес к ней будет отличаться от того, как протекает профессиональное становление у выбравших профессию случайно, по внешним признакам или обстоятельствам, не связанным прямо с содержанием труда.

 

Автор: Борисова Е.М.