13.03.2013 2274

Источники, условия и трудности формирования Я-концепции

 

Процесс формирования Я-концепции начинается с момента рождения. По мнению К.Роджерса, новорожденный ребенок в младенчестве еще не дифференцирует себя как отдельно взятое существо. Однако ребенок различает каждый новый опыт как способствующий или препятствующий сохранению и поддержанию его биологической целостности и удовлетворению его потребностей.

Это совпадает с точкой зрения Ф.Перлза - все, что приносит тепло, утоление, насыщение, спокойствие, воспринимается организмом, как психофизической целостностью, положительно; боль, холод, голод, жажда угрожают биологической целостности и развитию, и воспринимаются организмом отрицательно.

Таким образом, первоначально аффективная сфера формируется в категориях приятно - неприятно; комфорт и удовольствие, полезные для развития, либо дискомфорт и неудовольствие, мешающие развитию.

Рефлексивное самосознание возникает позднее, что и дало многим видам психотерапии (гештальт-терапия, регрессивная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия, психодрама и др.) основание сделать вывод о том, что именно работа со сферой чувств и ощущений будет давать эффект, приводящий к изменению всей Я-концепции.

При этом, чем больше младенец получал заботы и удовольствия, тем быстрее он реагирует на появление дискомфорта, и наоборот, чем чаще он испытывал недостаток еды или тепла, тем дольше он может терпеть, и состояние дискомфорта становится привычным. Если эта привычка закрепится, то внезапное получение удовольствия - заботы или еды - может вызвать дискомфорт нарушением привычного образа жизни и быть отвергнуто.

Соответственно, Я-концепция, построенная на отвержении поддержки или права на удовольствие может восприниматься как подлинная, однако она будет характеризоваться низким уровнем самопринятия и аутосимпатии, или отсутствием самоинтереса, близости к себе, или неспособностью ожидать и принимать положительное отношение к себе.

Как только маленький ребенок, начиная отделять себя от окружающего мира, выделяет свои организм и самоощущения в единое целое, он узнает от окружающих свое имя.

С точки зрения В.С.Мухиной, это самоощущение оформляется в блок самосознания, включающий: имя собственное + физический облик + личное местоимение (и подразумеваемая индивидуальная духовная сущность).

Другие блоки самосознания включают в себя бытие в прошлом, настоящем и будущем, половую идентификацию, притязание на признание, права и обязанности.

По мнению подавляющего большинства авторов, дальнейшее формирование Я-концепции ребенка происходит под влиянием окружающего социума. Ибо «человек - это люди в их взаимоотношении друг к другу» - писал С.Л.Рубинштейн (1982). Человек всегда приходит к осознанию себя через других.

Выделяя другого индивида с присущим ему сознанием, человек соотносит его со своим сознанием и своей деятельностью. Вне социума, вне общения с людьми человек никогда не станет личностью, так как для присвоения всего общественно-исторического опыта, всей культуры, накопленной людьми, человеку обязательно нужен посредник. У ребенка посредником обычно становятся родители, но это могут быть и другие значимые люди, оценки которых интериоризируются, превращаясь в эталоны и самооценки.

Данное явление может происходить по-разному; по мнению некоторых авторов (Д.Мид, Ч.Кули, Ж.М.Глозман, Д.Б.Олыпанский) ребенок, выделив себя из внешнего мира, выделяет и некоего другого, который становится зеркалом, сравниваясь и отражаясь в котором, ребенок только и начинает видеть в себе принадлежность к человеческому роду. Если этот другой оказался рядом случайно, значимость «отразившегося» для ребенка будет невысокой.

Если же этот другой заботится, дает тепло и пишу, утоляет сенсорный и структурный голод, присваивает имя и придает смысл каждому неосмысленному до того действию и поступку, то значимость «отражающего» повышается.

Согласно концепциям К.Хорни, К.Роджерса, Р.Бернса, В.В.Столина, ребенок, стремясь удовлетворить свою потребность в признании, обнаруживает, что он не просто совершает поступок, но поступает хорошо или плохо. Это зависит от того «изображения», которое он видит в «зеркале». Желая заслужить одобрение, ребенок поступает хорошо, а не плохо, усваивая тем самым ценностно-нормативные эталоны для оценивания поступков, как своих, так и чужих. Но, кроме усвоения оценки своих поступков, становящейся со временем одним из факторов формирующейся самооценки (как обобщенной оценки своих поступков и возможностей); ребенок усваивает со стороны значимых других (обычно родителей) некое восприятие себя, которое в дальнейшем превращается в самовосприятие, самоотношение, признание или не признание ценности себя как личности (А.Адлер, А.Фрейд).

Если родители не признают эту ценность в ребенке, то последний не сможет ощутить ее по меньшей мере, до тех пор, пока сам не станет взрослым или пока он не встретит другого значимого человека, способного дать ощущение самоценности (В.Сатир). Одним из таких взрослых для ребёнка может стать психолог.

По мнению К.Роджерса, В.В.Столина, А.И.Захарова, А.С.Спиваковской, кроме признания подлинной ценности личности ребенка или полного не признания подобной ценности, существует еще одна возможность - признание за ребенком ценности той личности, которую хотят увидеть или видят его родители.

Тем самым они принимают и оценивают те поступки, качества личности или чувства ребенка, которые соответствуют некоему образу «хорошего дитя», и которые им нравятся, или устраивают, или удобны для их родительской позиции. Одновременно родители не принимают, не одобряют или негативно оценивают любые проявления личности ребенка, которые не совпадают с созданным представлением, даже если это подлинные чувства или желания ребенка. Кроме негативной оценки проявлений, не подходящих к приписываем ребенку образ, родители склонны к предъявлению определенных требований: ребенок должен своими чувствами, мыслями и поступками соответствовать ожиданиям родителей.

Наличие этих требований ставит ребенка перед выбором: он может не подчиниться и проявить свои подлинные чувства и желания, (получая от родителей неодобрение и негативные оценки, что может привести к снижению самооценки и ощущению собственной малоценности) (А.Фрейд, А.И.Захаров, В.Сатир).

Или ребенок может начать выполнять эти требования и предъявлять родителям те чувства, желания и поступки, которые они ожидают и одобряют. В то же время он должен отказаться от проявления и осознания своих собственных чувств, т.е. от самого себя. (Т.В.Архиреева, К.Роджерс, В.В.Столин).

Таким образом, желание удовлетворить собственные притязания на признание и получить эмоциональную поддержку заставляет ребенка отказаться от своего истинного «Я» и создать Я-образ, соответствующий чужим ожиданиям и отрицающий подлинные чувства и желания ребенка.

Создание такого Я-образа означает сотворение ребенком себя заново, т.к. изменения не могут быть поверхностными, они должны затрагивать все сферы Я-концепции и не противоречить друг другу.

Иначе поставленная цель не будет достигнута и некие подлинные проявления, вопреки замыслам, окажутся очевидными.

Одним из основных следствий для человека, обладающего Я-концепцией, основанной на Я-образе, не тождественном его сущности (отрицающем подлинные чувства и желания), будет самоотношение, характеризующееся отсутствием близости к себе, низким уровнем самопринятия и аутосимпатии.

Другим следствием для человека, обладающего подобной Я-концепцией, станет невозможность свободного самопроявления.

Если рассматривать свободное самопроявление как «спонтанность» (Ж.-М.Робин, Э.Польстер, А.Ф.Шадура), то оно окажется невозможным по той причине, что спонтанность предполагает отход от поведенческих стереотипов, от ригидности социально-ролевого поведения. Подобный подход оказывается малореальным, ведь искусственно созданный, «другой» образ «Я» уже является воплощением чужих (родительских) установок и стереотипов. Спонтанность же включает в себя новизну, исходящую из глубины подлинного чувствования. Если же опора на собственные чувства находится под запретом, то поведенческие реакции будут запрограммированы сценарными предписаниями и проявление новизны (а, значит, и спонтанности) становится невыполнимым. Если рассматривать свободное самопроявление как возможность самоактуализации (К.Г.Юнг, К.Роджерс), то оно окажется невозможным по той причине, что понятие самоактуализации включает в себя следующие аспекты:

а) полное и живое переживание (но живо переживать можно только чувства истинные, а никак не ожидаемые окружающими);

б) наличие «Я», как некоторой стержневой структуры, обладающей собственным внутренним голосом (а вовсе не смесью голосов значимых других, диктующих требуемые чувства);

в) честность в отношении самих себя (но подавление подлинных ощущений, желаний и влечений уже есть фальшь, самообман);

г) совершение точного выбора того, что подходит или не подходит для саморазвития (при этом сложно совершить верный выбор, основываясь на чужих чувствах и интересах);

д) реализация собственных потенциальных способностей (но нужно опираться на собственные ощущения, желания и предпочтения, ведь сложно реализовывать не свои способности, пусть даже приписываемые способности ярче или интереснее);

е) осознание и прорыв сквозь поведенческие стереотипы (но «иной» Я-образ основывается как раз на стереотипах, пусть и приобретенных).

Таким образом, из всего вышеприведенного следует, что одинаково невозможным оказывается свободное самопроявление, понимаемое и как самоактуализация, и как спонтанность, в тех случаях, когда подлинное Я заменяется искусственно созданным Я-образом, и Я-концепция формируется на его основе.

Еще одним следствием (согласно мнению К.Роджерса, Р.Бернса, А.Б.Орлова, Е.Т.Соколовой) для человека, обладающего Я-концепцией, основанной на Я-образе, не тождественном его сущности (отрицающем подлинные чувства и желания), становится неготовность и неспособность к принятию впечатлений, мнений и оценок окружающих, не подтверждающих созданный Я-образ.

Эти трудности связаны, во-первых, с тем, что созданный Я- образ основан на ожиданиях и требованиях определенных людей, обладающих своими представлениями о его носителе, и если попытаться переделать его под другие требования и ожидания, то тщательно вытесняемые противоречия выявятся с новой силой, нанося травму носителю, привыкшему к устойчивому Я-образу и незнакомому со своими истинными потребностями.

Во-вторых, трудности связаны с тем, что Я-образ создавался специально в расчете на получение одобрения. Трудно принять критику не только подлинных, но и вымышленных чувств, легче не принять ее вовсе, тем более, если она расходится с критериями личностно-значимых людей.

В-третьих, трудности заключаются в том, что принятие возможности чужих впечатлений и мнений означает реальный контакт.

А всякий реальный контакт требует гибкости, изменчивости и новизны, он угрожает сделать очевидными искусственность созданной Я-концепции и отсутствие связи между созданной оболочкой и реальными чувствами.

Все эти трудности будут сказываться в первую очередь в общении с окружающими людьми. Либо от человека, обладающего подобной Я-концепцией, будут ожидать проявлений того, чем он на самом деле не является - доводя его до депрессии или психосоматических заболеваний (Е.В.Иванова, Е.Т.Соколова, Ф.Перлз). Либо такой человек не сможет вступать в эмоционально близкие отношения (дружеские, любовные или семейные), лишаясь принятия и поддержки (Ю.Е.Алешина, О.Немеринский).

В любом случае, является ли носителем подобных проблем ребенок или взрослый, по мнению абсолютного большинства авторов, ему нужна психологическая или психотерапевтическая помощь (Р.Бернс, К.Роджерс, Ф.Перлз, Э.Польстер, Ж.-М.Робин, В.Сатир, А.Фрейд, З.Фрейд, К.Хорни; Ю.Е.Алешина, А.ИЗахаров, Е.В.Иванова, Е.Калитиевская, О.Немеринский, Е.Т.Соколова, А.Ф.Шадура).

 

Автор: Пекарева М.П.