20.03.2013 6482

Психологическая природа служебно-боевой деятельности

 

Служебно-боевая деятельность внутренних войск представляет собой непрерывные, активные, согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту и времени выполнения войсковую, административно-хозяйственную и иные виды деятельности округов, соединений и воинских частей, осуществляемые самостоятельно или совместно с органами внутренних дел Российской Федерации, в целях успешного выполнения возложенных задач.

В настоящее время служебно-боевая деятельность внутренних войск трансформируется в результате воздействия на нее ряда факторов: роста общественной напряженности и социальной нестабильности; расширения криминогенной субкультуры; стремления к сепаратизму ряда политических лидеров и обострения межнациональных отношений. Указанные факторы в значительной мере повлияли на изменение функций и предназначение внутренних войск. Они (войска) всё в большей мере превращаются в вооруженные формирования охраны правопорядка и обеспечения безопасности граждан. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» на них возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации. Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.

Особая специфика внутренних войск выражается в том, что, выполняя возложенные на них задачи, им приходится действовать на собственной территории, среди соотечественников. Данная специфика, безусловно, оказывает существенное воздействие на психологическое состояние военнослужащих.

Более того, значительную часть времени со второй половины 80-х годов и до настоящего периода войскам приходится решать задачи деятельности в условиях вооруженного противостояния сторон. В ходе выполнения этих задач в районах вооруженных конфликтов на психику военнослужащих оказывают воздействие различные факторы. Особым фактором в экстремальных условиях является опасность. В обстановке чрезвычайных обстоятельств опасность может быть воспринята как опасность для коллектива, для старшего начальника, для товарища, как опасность для выполнения боевой задачи, для важных общественно-ценных объектов и для собственной жизни (возможность ранения, увечья или гибели). Опасность, как особое объективно существующее стечение обстоятельств, может быть реальной, например, при обстреле боевиками боевых порядков, и ожидаемой, когда воин представляет ее и ждет ее наступления.

Наряду с опасностью в обстановке боевой службы при чрезвычайных обстоятельствах действуют факторы неожиданности, внезапности.

Неожиданность появления опасности усиливает ее психологическое воздействие.

Большие психологические трудности создают ночные действия. Ночью происходит резкое уменьшение визуальной информации об обстановке окружающей военнослужащих, что приводит к появлению иллюзий, мнимых опасностей, росту внутренней напряженности.

Факты свидетельствуют, что деятельность военнослужащих в условиях чрезвычайных обстоятельств зависит от полученных впечатлений в районе несения службы, эмоциональных потрясений. В этих условиях военнослужащие подвержены действию сильных раздражителей (разрушения, вид обезображенных людей, раненых, убитых, переживания товарищей), которые вызывают состояние напряжения, страх, панику.

Офицер отряда «Витязь» старший лейтенант И.Цисарь так понимает этот фактор. Для нормального человека страх вполне естественное чувство. Страшно, например, стоять с одной резиновой палкой и пластмассовым щитом лицом к лицу с разъяренной толпой, вооруженной булыжниками, стальными прутьями, бутылками с зажигательной смесью. Страшно смотреть в налитые кровью глаза обкурившегося анашой бандита, нацелившего в тебя из-за женского плеча автомат. Страшно иметь дело с людьми, призванными стоять на страже закона, но на деле творящими беззаконие, страшно и больно опускать в могилу гроб с телом своего подчиненного солдата, мальчишки, слышать разрывающее сердце рыдание его матери». (На боевом посту. 1994. № 3. С.15)

Страх, возникая в тяжелой служебно-боевой обстановке у психологически неподготовленных военнослужащих, может нарушить психическую устойчивость воина, вызвать отрицательные проявления, ослабить его безопасность. По степени интенсивности и глубины переживания страх проявляется в виде беспокойства, волнения, тревоги и испуга, боязни и ужаса.

Человек, поддающийся страху, нередко теряет контроль над собой, не принимает мер самозащиты и может быть подвержен панике.

Страх и паника возникают там, где личный состав недостаточно подготовлен в морально-психологическом отношении, где люди плохо осведомлены о реальной опасности, обстановке, где в этой связи распространяются всевозможные слухи.

В ходе выполнения задач боевой службы ритм жизнедеятельности военнослужащих определяется не столько естественными потребностями, сколько нуждами боевой службы. Нарушается суточный ритм жизни человека. Санитарно-гигиенические условия, организация питания в ходе выполнения задач боевой службы значительно отличаются от привычных.

Суммируя сказанное, нами выделяются следующие особенности служебно-боевой деятельности, влияющие прямо или опосредовано на психику личности военнослужащего и психологию воинского коллектива:

Во-первых, строгая регламентация служебно-боевой деятельности, обусловленная требованиями общевоинских уставов и приказами командиров.

Во-вторых, принцип единоначалия, являющийся основополагающим во взаимоотношениях начальника и подчиненного, старшего и младшего.

В-третьих, специфика задач, выполняемых военнослужащими, предполагает для их решения возможность применения оружия и готовность к осознанному самопожертвованию.

В-четвертых, несение службы вдали от родных, близких, друзей и знакомых.

В-пятых, большая социальная значимость выполняемых задач и возможные тяжелые последствия в случае аварии или диверсии. Например, внутренние войска выполняют задачи по охране государственных объектов (атомные реакторы, складирование радиоактивных отходов и т.д.). Нетрудно представить трагические последствия в результате нарушения технологического цикла, что, естественно, является дополнительным фактором воздействия на психику военнослужащих.

В-шестых, военнослужащие являются объектом психического воздействия со стороны лиц с девиантным поведением и в свою очередь командиры и специальные службы по морально-психологическому обеспечению должны вести психологическое противодействие противнику и проводить пропагандистскую работу, квалифицируемую западной военной терминологией как «психологические операции». Основным объектом воздействия должно стать гражданское население и, в первую очередь, та его часть, которая к моменту осуществления акции не определилась в выборе своих политических приоритетов. При этом следует отметить, что значимость «психологических операций» до недавнего времени явно недооценивалась, однако практика использования внутренних войск в «горячих точках» (Чечня, Ингушетия, Наманган, Фергана и т.д.) свидетельствует о необходимости их активизации. Данное обстоятельство также существенным образом влияет на формирование психической устойчивости военнослужащих и на их умение вести морально-психологическое воздействие на противника и гражданское население.

В-седьмых, военнослужащие по призыву и младшие офицеры, как правило, молодые люди, что, соответственно, обусловливает их относительную психическую неустойчивость и мобильность морально-психологических ориентиров, духовных идеалов и ценностей.

В-восьмых, в ходе выполнения служебно-боевых задач подчас отсутствует четкое разграничение на «своих» и «чужих», боевые действия все больше приобретают характер борьбы с терроризмом. Отсюда вытекает необходимость постоянной психологической и физической напряженности, быстрой психологической адаптации к постоянно меняющейся оперативной обстановке. Например, в ходе установления Конституционного порядка и законности на территории Чеченской республики у многих военнослужащих сформировался психологический синдром «мишени», то есть военнослужащий мог быть убит не спровоцированно в любой момент выстрелом из внешне мирной толпы гражданских лиц, обстрелом из ближайших домов и т.д.

Следует отметить, что борьба с терроризмом является общемировой тенденцией и связана с уязвимостью современного общества, с легкостью, с которой совершаются террористические акции. Из 47 конфликтов с применением военной силы в начале 80-х годов только один из них можно отнести по всем параметрам к обычной войне. Во всех остальных случаях так или иначе присутствовали элементы терроризма (Шкирко А.А., Золотарев В.А., 1997. с.119). В этих условиях армия почти не имеет возможности дифференцировать сугубо военные цели (объекты) и на определенном этапе неизбежно переходит к репрессиям против мирных граждан, тем самым невольно пополняя ряды своих активных противников. Война становится террористической, а военные действия стремительно утрачивают свою целесообразность и осмысленность в традиционных измерениях военного искусства. Подобная практика в полной мере была реализована в период боевых действий в Чеченской республике и Афганистане.

В этой связи следует отметить, как общее явление, резкое снижение морально-психологического потенциала личного состава всех категорий, обострение состояния изнурения вследствие ощущения постоянной опасности, длительных физических нагрузок, не приносящих значительных результатов и положительных эмоций. Во Вьетнаме, например, американцы теряли от различных форм психических заболеваний, душевных травм, вызванных «боевой усталостью» до 12% от общего объема санитарных потерь. А в целом небоевые потери во многих малых войнах современности достигали половины и более от общего числа выбывших из строя военнослужащих. (Военное искусство в локальных войнах. С.371).

Таким образом, рассмотрение особенностей служебно-боевой деятельности, которые прямо или опосредовано влияют на военнослужащих и военные коллективы, позволяет определить ее психологическую природу.

Прежде всего, психологическая природа служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД РФ выступает как многогранное явление, включающее в себя всю совокупность психологических факторов, оказывающих воздействие на психику военнослужащих и психологию воинских коллективов в условиях выполнения ими служебно-боевых задач.

В условиях военно-учебного заведения психологическая природа служебно-боевой деятельности характеризуется своеобразием своего проявления.

К психологическим особенностям деятельности в системе военно-образовательных учреждений высшего профессионального образования можно отнести следующие.

Во-первых, объектами воздействия выступают психика личности и психология коллектива, включенных в военно-педагогический процесс в ВВУЗе.

Во-вторых, учебный процесс является разновидностью воинской деятельности со всеми присущими этой деятельности психологическими свойствами.

В-третьих, воинская деятельность в условиях военно-учебного заведения выступает как результат взаимодействия субъектов и объектов этого процесса: преподавателей, командиров и курсантов. (Психология и педагогика высшей военной школы. С.189).

Следует отметить, что военная деятельность очень специфична. В ней проявляются наиболее существенные стороны человеческого бытия, его социальный смысл и обусловленность. Учитывая специфику условий боя и требований, предъявляемых воинам в этих условиях, следует подчеркнуть, что в мирное время каждый воин готовится к тому, чтобы вместе со своими товарищами решать боевые задачи, к тому, чтобы взаимодействовать с ними в бою даже в том случае, если ему придется действовать самостоятельно. Следовательно, служебно-боевая деятельность высших военно-учебных заведений представляет собой целенаправленную, активно-преобразующую деятельность руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений по подготовке офицерских кадров для внутренних войск.

Служебно-боевая деятельность высших военно-учебных заведений, на наш взгляд, имеет ряд особенностей, отличающих ее от служебно-боевой деятельности в целом внутренних войск.

Во-первых, суть этой деятельности заключается в подготовке, как правило, из вчерашних школьников офицеров для внутренних войск. Данная особенность предполагает большую работу по психологической адаптации молодого человека к службе в войсках, а затем к образовательному процессу в училище, и как результат - к служебно-боевой деятельности во внутренних войсках в качестве офицера.

Во-вторых, эта деятельность обусловлена целенаправленной деятельностью руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений по подготовке офицерских кадров. В данном случае образовательный процесс не имеет самодостаточного значения, а определяется и организуется в зависимости от решения многих других служебно-боевых задач.

Вместе с тем, особенности служебно-боевой деятельности высших военно-учебных заведений (ее активно-преобразующий, творческий и промежуточный характер) порождают целый ряд противоречий, от решения которых во многом зависят процессы оптимизации подготовки офицерских кадров и их психологической адаптации. К числу данных противоречий, на наш взгляд, можно отнести следующие:

Во-первых, противоречие между субъектом и объектом психолого-педагогического воздействия. Очевидно, что в военно-учебном заведении курсант (будущий офицер) является прежде всего объектом образовательного воздействия со стороны преподавателей и командиров подразделений. Будущая же его деятельность (командира-единоначальника) предполагает формирование у него соответствующих качеств (знаний, умений, навыков) по руководству воинским коллективом, то есть в перспективе подготовить из него субъекта психолого-педагогического воздействия. Следовательно, в процессе обучения в вузе курсант должен также адаптироваться и к роли командира, руководителя. Это одна из наиболее сложных проблем адаптации будущих офицеров, во многом еще не решенная до конца. Осуществляя в целом успешно адаптацию к воинской службе и к образовательному процессу, определенная часть выпускников с существенными трудностями адаптируется к роли руководителя, организатора и воспитателя, так как в течение пяти лет обучения они, в основном, выполняли социальную роль подчиненных и обучаемых. Успешность решения данной задачи зависит от многих факторов:  приближения образовательного процесса к практике служебно-боевой деятельности внутренних войск, формирования командирских качеств и т.д. В рамках целевой установки исследования, специально подчеркнем большую значимость формирования у курсантов - будущих офицеров таких психологических свойств личности как устойчивость их эмоционально-волевой сферы, твердость характера, энергичность темперамента, соответствующие способности, а также готовность и возможность действовать определенным образом, обеспечивая психологическую адаптацию к постоянно-меняющейся конкретно-исторической реальности, особенно в экстремальной ситуации.

Во-вторых, имеются противоречия между компонентами содержания обучения курсантов, поскольку они готовятся по двум специальностям: высшему юридическому и высшему военно-специальному образованию. Введение второго высшего образования (юридического) и переход на пятилетнее обучение имеет, несомненно, ряд положительных моментов, например, большую социальную защищенность будущих офицере, расширение кругозора и получение дополнительного образования, позволяющего использовать правовые знания в предстоящей правоохранительной деятельности и т.д.

Однако, наряду с положительными моментами, введение дополнительного высшего (юридического) образования ведет к удлинению сроков обучения, ограничению времени обучения по военным дисциплинам, изменению психологического настроя, ослаблению у некоторых курсантов стремления быть офицером, поскольку появилась альтернатива - престижная работа в качестве юриста в гражданских структурах. Если раньше поступали в училище с одной целью и психологическим настроем - в последующем служить во внутренних войсках в качестве офицера, то в настоящее время мы наблюдаем иную картину. Хотя нельзя недооценивать психологический настрой в выборе деятельности и конкретных действий. Приведем пример. Будучи офицером артиллеристом в период осады Тулона, Наполеон установил батарею на выдвинутую вперед позицию, что, казалось, для ее обслуживания не найти солдат. Но он высоко над батареей повесил плакат с надписью: «Батарея бесстрашных», и на ней никогда не было недостатка в солдатах (Каширин В.В., 1994. с.43). Но дело не только в изменении психологического настроя к предстоящей деятельности, но и в появившемся психологическом чувстве дискомфорта и усталости на старших курсах, что в значительной мере обусловлено увеличением сроков обучения. Монотонность и относительное однообразие на протяжении пяти лет обучения, рефлексивное привыкание к себе, как постоянному объекту педагогического воздействия, ведут к некоторым изменениям психологического портрета и даже к элементам психологической дезадаптации. Данный психологический феномен уже выделялся и рассматривался в исследовательской практике применительно к старой системе военного образования и получил название «критического периода развития» (Петров В.П.,1984.с.5). Однако во всех случаях его отличает некое переходное, неустойчивое состояние психики, характеризующееся обострением противоречивых позиций, необходимостью выбора психических установок и ориентиров на предстоящую деятельность после окончания училища.

Итак, подведем итоги рассмотрения психологической природы служебно-боевой деятельности.

1. Психологическая природа служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД РФ выступает как многогранное явление, включающее в себя всю совокупность психологических факторов, оказывающих воздействие на психику военнослужащих и психологию воинских коллективов в условиях выполнения ими служебно-боевых задач.

2. Служебно-боевая деятельность высших военно-учебных заведений представляет собой целенаправленную, активно-преобразующую деятельность руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений по подготовке офицерских кадров для внутренних войск.

2. Служебно-боевая деятельность имеет ряд существенных особенностей, оказывающих прямое или опосредованое воздействие на психику личности военнослужащего и психологию воинского коллектива и, естественно, на процессы психологической адаптации.

 

Автор: Попков В.В.