25.03.2011 7464

Задачи, предмет и направления психологии (курс лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи преподавания дисциплины

2. Современность и психология

3. История психологии

4. Бихевиоризм как ведущее направление в психологии

5. Глубинная психология

6. Когнитивная психология

7. Гуманистическая психология

8. Предмет психологии

9. Место психологии в системе наук

10. Современные отрасли психологии

Резюме

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Психология» для всех специальностей непедагогических и непсихологических направлений бакалавриата служит формированию адекватного представления о личности, о его индивидуально-психологических особенностях, о влиянии социальной среды в формировании и становлении личности, о влиянии методов обучения, и воспитания в учебной группе.

Предмет ставит целью формирование у студентов целостного представления о формировании личности, возрастные периодизации в развитии личности и психологические возможности социализации личности. Задачами курса являются ознакомление студентов психологическими факторами управления, механизмами и условиями и мотивами поведения личности, реализация в прикладном направлении всех знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения данного курса.

Студенты, завершившие курс по программе «Психология»:

а) должны знать:

предназначение психологии;

ее задачи и цели;

основные разделы психологии как науки;

что дает изучение психологии;

какое место занимает психология в системе знаний человека;

соотношение субъективной и объективной реальности, рациональные формы освоения действительности;

психологию личности;

психические состояния человека.

б) должны уметь:

различать общее и индивидуальное в психике человека;

строить грамотные в психологическом смысле межличностные отношения;

оказывать первую психологическую помощь окружающим;

уметь поддерживать душевное равновесие;

принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров.

в) должны иметь представление:

о роли сознания и самосознания в поведении;

роли психики и психических процессов в поведении;

о психологии познавательных процессов;

о темпераменте, характере, способностях личности;

о мотивационной деятельности личности;

о возрастных особенностях развития личности.

 

2. СОВРЕМЕННОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ

 

Во всех сферах нашей жизни большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, т. е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах - восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности - особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.п., вызванной необходимостью принимать ответственные решения в минимально короткие сроки как для рукводителей высшего звена, так и среднего, оказывается чрезвычайно существенным наличие некоторых качеств личности, позволяющих осуществлять деятельность без особых ошибок и срывов.

Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, экстремальными ситуациями на производстве, в межличностных отношениях - характеризует важную роль современной психологии. На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся уникальным достоянием человеческого сознания (функции накопления и переработки информации, управления и контроля), могут выполнять теперь электронные устройства. Использование теоретико-информационных понятий и моделей способствовало внедрению в психологию новых логико-математических методов. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в изучении и эффективном использовании функций, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего - творческих способностей.

 

3. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного знания, прежде всего в медицине, шло накопления сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека не оказались в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни. Разрешение кризисной ситуации имело важнейшим следствием выделение психологии в отдельную науку со своим арсеналом методов средств.

В 1879 году в Лейпцигском Университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вундт, философ и одновременно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Вундт и его сотрудники попытались объяснить сознание через его простейшие структуры. По их мнению основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства, а роль психологии сводится к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов.

Становление психологии активизировало научный поиск не только в направлении структурализма. Почти в тот же временной период в США развивается направление, получившее названия функционализма. Начало ему было положено В. Джеймсом. Основные позиции функционализма отражают движение психологической мысли не только в направлении расширения описательно - объяснительных возможностей, но и возможностей решения практических задач.

 

4. БИХЕВИОРИЗМ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

 

Начало развитию бихевиоризма было положено в Соединенных Штатах в самом конце прошлого века Э. Торндайком под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Однако и программа и см термин были предложены в 1913 году Д. Уотсоном. Бихевиористы считали, что психология должна стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения, а не сознания, которое в принципе не наблюдаемо. Причем, согласно этой теории, внимания психологии заслуживает только такое поведение, которое воспринимается только одинаково двумя различными наблюдателями. Мысли и чувства людей имеют значение лишь постольку, поскольку они проявляются в поступках или каким-либо иным образом выражаются в поведении. Приверженцы бихевиоризма считают. Что за исключением небольшого количества врожденных инстинктивных реакций или безусловных рефлексов, остальное поведение является условно-рефлекторным и складывается в результате научения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители (стимулы). Бихевиористы утверждали, что поведение формируется под влиянием последствий тех или иных поступков. В результате поощряемые поступки совершаются чаще, а наказуемые – реже. Например, если вы получаете 100 долларов каждый раз, когда произносите слово психология. То весьма вероятно вы будете повторять это слово при малейшей возможности. С другой стороны, если бы вас били за употребление этого слова. Вы, скорее все, перестали бы употреблять его вовсе.

Основоположником данного направления следует также считать американского ученого Д. Уотсона (1878-1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения или заученного репертуара навыков. Они опосредованы промежуточными переменными - знаниями, контролирующим механизмом. Однако трактуются эти механизмы не психологически. Тем не мене идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию. Социологию, стали одним их истоков кибернетики, внесли вклад в разработку научения. В настоящее время бихевиоризм является одним из ведущих направлений в современной психологии и многие практические психологи строят свою работу на принципах бихевиоризма.

 

5. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившей начало тому, что сейчас называют глубинной психологией. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем - бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте. Однако его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К.Юнг), определяют психическое развитие личности. Адлер отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Юнг в своем учении смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К.Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм. - реформаторы психоанализа Фрейда.

Психоанализ возник на рубеже веков благодаря идеям Зигмунда Фрейда. Мыслители прошлого много писали о том, что человеком управляют неосознаваемые убеждения, бессознательные инстинкты и желания. Но лишь в начале 20 века врачу-физиологу из Вены удалось создать метод выявления, анализа и объяснения той части человеческой природы, которая скрыта в подсознании. Фрейд считал, что только одна седьмая часть психического содержания осознается человеком, а остальные шесть седьмых проявляются в снах, смутных тревогах и предчувствиях.

С точки зрения психоанализа людьми управляют иррациональные побуждения, скрытые в сфере бессознательного. Мы даже не подозреваем о большей части наших чувств и побуждений. Доступное наблюдению поведение человека подобно вершине айсберга – за малыми сознательными внешними формами поведения скрывается огромная сфера бессознательного. Более того, в сферу бессознательного вытесняются из сознания недоступные для данного индивида (преимущественно сексуальные) влечения и травмирующие переживания, что является главным источником невротических расстройств.

Психоанализ называют третьим великим открытием, совершившим революцию в представлениях человеческого мира и о самом себе. Фрейд нанес удар по традиционному представлению о природе человеческого поведения, заявив, что им управляет не разум, а бессознательные побуждения. И, поскольку человек не осознает психические процессы, происходящие в сфере бессознательного, ему необходимо подвергнуть себя психоанализу.

 

6. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Ее представители У.Найсер, А.Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она представляет собой имеющейся в голове человека план сбора и программу переработок и информации об объектах и событиях. Восприятие, память и мышление, другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности - избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем.

Следует отметить, что это одно из самых поздних направлений в психологии. С появлением компьютеров когнитивной психологии уделяют все больше и больше внимания. В настоящее время область исследований когнитивной психологии настолько расширилась, что включает в себя изучение сновидений, гипноза, медитаций. А также воздействие различных лекарственных препаратов на процесс мышления.

Близкое к когнитивному направлению, и социально-когнитивное. Его исследователи используют эффект различных ситуаций в оценке отношений и моделей поведения людей. Они, например, изучают то, как наблюдение за агрессивными и неагрессивными моделями влияет на поведение, они оценивают воздействие антигуманных ситуаций на отношения и проверяют личностное постоянство людей в различных обстоятельствах. Одной из популярных методик этого направления является методика оценки кандидатов. В этой методике констатируется, что самый лучший способ предугадывания будущего поведения людей – это не тест на определение характера или интуиция интервьюера. Скорее это прошлые модели их поведения в подобных ситуациях.

Социально-когнитивное направление изучения личности заостряет внимание исследователей на том, как ситуация действует на индивидуума и как индивидуум воздействует на нее. Критики, в частности, отмечают, что эта теория настолько сосредотачивается на ситуации, что не в состоянии оценить внутреннее состояние человека. Но главное, что оно, используя основные концепции психологии – научение и мышление – учат людей тому, что они всегда действуют в контексте ситуаций. Которые способны и конструировать. Социально-когнитивное направление представляет собой интегративную теорию, объединяющую исследование обучения, когнитивных и социальных процессов, критикуется она за недооценку важности эмоций и устойчивых личностных черт.

 

7. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Гуманистическая психология возникла в США, благодаря трудам К. Роджерса и А. Маслоу в 40-е и 50-е годы. Психологи этого направления считают. Что человек постоянно развивается, изменяется и стремится достичь максимально полной реализации своих способностей. Причем, по их мнению. Истинно человеческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального характера. Психологи же должны придавать главное значение индивидуальному саморазвитию личности. Свобода воли и способность к независимому выбору имеют для них решающее значение. Они считают, что реальный мир таков, каким хочет видеть его человек. Личность каждого человека уникальна, и соответственно, уникален мир каждого, поэтому человек выбирает сам, какую жизнь ему вести.

Виднейшими представителями этого направления также являются, Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи. Предметом гуманистической психологии они считают творческую здоровую личность. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самореализация, рост конструктивного начала человеческого Я. Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти близкие понятия характеризуют основные потребности человека.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно считать духовную психологию. Духовность открывает доступ человека к любви, совести, чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновательности, призрачности своего существования.

Критики этого направления считают, что концепции гуманистов неясные и субъективные. Они также утверждают, что индивидуализм. Поощряемый гуманистической психологией – доверять только своим чувствам и действовать соответствующим образом, быть верным себе и стремиться к самоактуализации – может быть вседозволенность и эгоизм, стирание моральных ограничений.

 

8.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая _ ее размеры и форму. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку. Трудность состоит прежде всего в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые. Так, например, совершенно очевидно, что восприятие отдельного человека - это нечто совершенно особое и отличное от самого человека реального или воспоминание о каком-то конкретном событии - это нечто отличающееся от того, что реально происходило на самом деле. Так, постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.) Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает, и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями восприятие, память, мышление, воля, чувства и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека, включающая в себя многие субъективные явления. Предметом науки называются те явления реально существующего мира, которые эта наука изучает. Предметом психологии являются:

а) психические познавательные процессы,

б) психологические черты личности,

в) психологические особенности человеческой деятельности.

К психическим познавательным процессам относятся: ощущения, восприятия, память, внимание, воображение, мышление, речь;

К психологическим чертам личности - темперамент, характер, интересы, идеалы и способности человека;

К психическим свойствам и состояниям личности относят также мотивы, побуждающие человека заниматься той или иной деятельностью. Психические явления и психологические черты личности и особенности деятельности человека в их совокупности характеризуют сознание, или, в более широком смысле, психику.

 

9. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

 

Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи со многими науками: социальными, биологическими - со всеми, которые в той или иной степени касаются человека. Современная психология находится на стыке ряда наук. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. В центре внимания психологии всегда остаётся человек - главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Так же, как невозможно понять психику и поведение современного человека без глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционирования организма, трудно рассчитывать на их понимание без знания социальных наук, в частности истории.

Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Эти отношения также складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоение психологию современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира.

Связи психология с философией являются еще более органичными, чем связи психологии с историей. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.

Многие проблемы психологии современного человека, такие как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые тем не менее приходится решать.

Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. В определенном смысле союз этих наук напоминает союз психологии и истории (взаимообогащение методами и фактами), но он также похож на альянс философии и психологии (интеграция знаний на теоретико-методологическом уровне). Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных. Разработанная преимущественно социологами концепция социального научения принята в социальной и возрастной психологии. Напротив, предложенные психологами теории личности малой группы находят применение в социологических исследованиях. Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом, психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе.

 

10. СОВРЕМЕННЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

 

Психологи, как и представители других наук, делятся на две категории: одни заняты поисками новых знаний, а другие - их приложением. Первых интересуют теоретические аспекты; они наблюдают изучаемые явления в естественной обстановке или в лаборатории, стараются, интерпретировать полученные результаты и систематизировать их, с тем чтобы создать схемы, объясняющие поведение. Именно к ним относится главным образом все то, что говорилось до сих пор.

Психологи второй категории более многочисленны. Это к ним непосредственно обращаются люди, которые с трудом приноравливаются к различным сторонам повседневной жизни, как интеллектуальным, так и эмоциональным. Некоторые из этих психологов, кроме того, призваны помогать своими советами при организации управления различными видами человеческой деятельности. В своих действиях они опираются на накопленные теоретические знания и в своей повседневной практике проверяют обоснованность этих знаний и выявляют в них слабые места.

Педагогическая психология занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения; изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Юридическая психология стремится гуманизировать взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными или между последними и их семьями. Знания о поведении человека, которыми владеют специалисты, дают им возможность помогать судьям назначать преступникам такие меры наказания, которые способствовали бы их возврату в общество.

Военная психология разрабатывает главным образом способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными группами. Она занимается также изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта до борьбы мотивов личности.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

 

РЕЗЮМЕ

 

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие.

Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию психических явлений, то есть их участие в их анализе проблемной ситуации построении контроля за его ходом.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

Психология, психические процессы, особенности личности, психика, психическое состояние, сознание, поведение

 

ГЛОССАРИЙ

 

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющей фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.) Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Значение психологических знаний для каждого человека.

2. Психология как наука. Явления и закономерности которые она изучает.

3. Отрасли психологии и их функции.

4. Психология в системе развивающихся наук.

5. Отличительные особенности психической деятельности.

6. Структура психического процесса.

7. Психология как наука о сознании и поведении.

8. Основные направления западной психологии.