25.03.2011 31616

Познавательная деятельность личности и познавательные функции (курс лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Познавательные процессы и профессиональная деятельность

2. Познавательные процессы

3. Психофизика ощущений

4. Виды ощущений

5. Восприятие и законы восприятия

6. Константность восприятия

7. Основные мнемические процессы

8. Функциональный подход в исследованиях памяти

9. Виды внимания

10. Внимание как способ управления поведением и функция контроля

Резюме

 

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Наше представление о мире стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определяемые нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, существенно отличном от того, который может быть у летучей мыши или слона, дождевого червя. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна. Для его приспособления к окружающей среде, т. е. у каждого вида собственное восприятие реальности.

Человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Все эти вопросы рассматривает психология познавательных процессов.

Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях.

Систематический характер целенаправленного восприятия дает возможность проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Благодаря включению активного мышления в ходе наблюдения главное отделяется от второстепенного, важное от случайного. Мышление помогает четко дифференцировать предметы восприятия. Благодаря наблюдению обеспечивается связь восприятия с мышлением и речью. В наблюдении восприятие, мышление и речь объединяются в единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания человека. Благодаря этому наблюдатель, в течение длительного времени может производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности

 

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменение скорости движущихся предметов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости. Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемоническую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала и лучшему его запоминанию. Это -структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания.

 

3. ПСИХОФИЗИКА ОЩУЩЕНИЙ

 

Психика начинается с ощущений. Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том Явлении, которое вызвало ощущения. Ощущение – только первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия.

Проблема соотношения физического и психического в 1860 г. стала объектом экспериментальных исследований. Их основоположником стал Г. Т. Фехнер. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физического и психического мира и количественное описание этого соотношения. В духе научной идеологии того времени Фехнер обратил внимание на элементарные события. Происходящие в физической и психической реальности – это были соответственно, простой физический раздражитель и ощущение.

Первый вопрос, который интересовал Фехнера – это проблема порогов чувствительности. Возможности наших органов чувств ограничены и в связи с этим он выделил два типа порогов чувствительности – абсолютный и дифференцированный.

Абсолютный порог чувствительности – это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения.

Дифференциальный порог – величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Несмотря на то, что абсолютный пороги представляют собой различные характеристики, за этими понятиями стоит общий принцип. Предполагается. Что сенсорный ряд – диапазон наших ощущений – дискретен (прерывен)- до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает. Причем эта точка зрения распространяется как на абсолютный порог, так и на дифференциальный.

 

4. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

 

Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том. что соприкасается с его телом – это может быть предмет или некоторая среда (например водная или воздушная). Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончики пальцев, губы и язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности – ощущения давления, тепла, холода и боли. Для различных типов кожных ощущений существуют специализированные рецепторы (чувствительные клетки). Несколько противоречивая картина складывается при рассмотрении болевой чувствительности. Ряд исследователей полагает, что существуют специализированные болевые рецепторы. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора.

Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни чем в жизни животных. Исследования показывают, что чувствительность к запахам у собак больше, чем у людей примерно в тысячу раз.

С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от него объектов. Основными характеристиками звуковых волн является амплитуда и частота. Это физические характеристики звука. Они трансформируются при воздействии на нас в психические (сенсорные). Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче кажется нам звук; чем больше его частота, тем выше(тоньше) он нам кажется. Громкость и высота, таким образом – основные сенсорные характеристики звука.

Зрение является основным источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа – рецепторов - палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение. Существует три различных рецептора (колбочек), ответственных за цветовое зрение. Каждый из этих трех типов рецепторов обладает чувствительностью в широком диапазоне длины световой волны (длина световой волны связана с ощущением того или иного цвета), но в то же время разные типы колбочек специализируются на восприятии определенных цветов.

 

5. ВОСПРИЯТИЕ И ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ

 

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то яркое блеснуло впереди, что-то горячее обожгло и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями.

Восприятием (перцепцией) называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств.           Особенности восприятия:

Целостность, т.е. восприятие всегда есть целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не не является врожденной, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине. Константность не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, им машины пешеходы кажутся маленькими, в то же время строители, постоянно работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Структурность восприятия - восприятие не является просто суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуки ощущения различны.

Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Сознательно воспринять предмет, значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии называется объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, а что-то второстепенным. Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами - то, что было объектом может стать на какое - то время фоном восприятия.

Таким образом, наш мозг имеет тенденцию структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура, она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это относится прежде всего к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как фигура на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие обманы в называются иллюзиями. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы и используют в своей профессиональной деятельности. Иллюзии наблюдаются не только при зрительных, но при других видах восприятия.

 

6. КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

 

Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности – форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные. Несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния (разумеется в известных пределах).

Восприятие цвета зависит от многих факторов – освещенности. Фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых предметов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета. При малейшем повороте или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Каким образом человек компенсирует стремительную изменчивость стимульной информации? Согласно точке зрения Гельмгольца, наблюдатель располагает двумя основными источниками информации. Первый источник – это информация, полученная от сетчатого отображения объекта, а второй – это разного рода признаки глубины, которые дают наблюдателю представление об удаленности объекта. Предшествующий опыт научил наблюдателя одному общему правилу – чем дальше расположен объект. Тем меньше его сетчатый образ. Наблюдатель может сделать вывод об истинных размерах предмета. Принимая во внимание его сетчатый размер. Расстояние до него и связь между первым и вторым (сетчатым образом и расстоянием). В результате наблюдатель как бы уменьшает близко расположенные объекты и увеличивает те, которые расположены далеко.

 

7. ОСНОВНЫЕ МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Память - это основа психической деятельности. Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Запомнить что-то, значит связать то, что требуется, запомнить с чем-то уже известным, образовать ассоциацию. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Сенсорная - следы в ней сохраняются 0,5 сек. Сенсорная память - это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Обнаружить как действует наша сенсорная память несложно. Нужно закрыть глаза, затем открыть их на мгновение закрыть их снова. Можно проследить как четкая ясная картина сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает. Это содержание сенсорной памяти. Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще 20 сек. Это второй уровень - кратковременная память. Информация, которую вы только что услышали или прочитали - номера телефонов, чьи-нибудь фамилии, может быть удержана кратковременной памятью в очень ограниченном объеме: пять-девять цифр, букв или названия 5-9 предметов. Только деля сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти его можно удержать на неопределенно долгое время. Кратковременная память поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А непосредственные отпечатки сенсорной памяти повторить нельзя. Они сохраняются десятые доли секунды и продлить их психика не имеет возможности.

Виды памяти: Все виды памяти можно условно разделить на три группы: 1. Что запоминает человек (предметы, движения, явления, мысли, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память. 2. Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют: произвольную и непроизвольную память. 3. Как долго сохраняется запомненное - кратковременная, долговременная, оперативная память.

Двигательная память - позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться.

Эмоциональная память - помогает понять чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.

Смысловая или словесно-логическая - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений.

Образная память - этот образ связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. (слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая).

Произвольная память - предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы. То есть информация запоминается целенаправленно с с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит:

1. от целей запоминания:

2. от приемов заучивания.

3. Приемы заучивания:

а) механическое дословное повторение, (без логического осмысления)

б) логический пересказ, т.е. логическое осмысление

в) образные приемы запоминания (графики, схемы, картинки).

Непроизвольная память - не предполагает наличие специальной цели запомнить случаи, явление, если они запоминаются как бы сами собой, без усилий. Человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Восемь законов памяти:

Закон осмысления - самый простой, но и самый важный. Чем глужбе вы осмыслите запоминаемое, тем прочнее, легче и подробнее оно сохранится у вас в памяти.

Закон интереса - «Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом», - писал Анатоль Франс. Интересное, «аппетитное» запоминается легко, ведь мы не тратим на это специальных усилий - включается непроизвольное запоминание.

Закон предыдущих знаний. Чем больше у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается все новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились.

Закон готовности к запоминанию. На получение какой информации вы настраиваетесь - такую и получите из текста. То же относится и к установке на время. Запоминая надолго, вы запомните эту информацию в любом случае лучше, чем запоминая на короткое время.

Закон ассоциаций описал ещё в IV веке до новой эры Аристотель. Представления, возникающие одновременно, вызывают друг друга из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания о событиях, которые в ней произошли.

Закон последовательностей. Алфавит легко произнести в привычном порядке и трудно в противоположном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку.

Закон сильных впечатлений. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она удержится в памяти.

И,наконец, Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна «отстояться», прежде чем вы можете приниматься за новую.

Лучший способ забыть только что запомненное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Отсюда рекомендации для школьников: не учить физику после математики, литературу после истории, стихи учить перед сном.

 

8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПАМЯТИ

 

Несмотря на успешное развитие моделей памяти исследователи определяют аналогию между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде всего исследователи столкнулись с фактом влияния таких переменных. Как мотивация. Интерес, внимание и осмысленность материала. На результативность мнемической системы. Таким образом, возникла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.

Функциональные компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода. Сначала были выделены две формы хранения – кратковременная и долговременная. Затем постулировалось различие между сенсорным регистром и собственно кратковременной памятью. И, наконец, внутри кратковременной были выделены структурные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище и буфер повторения).

Впервые на наличие сенсорной (кратковременной) памяти как отличной от кратковременной указал Аткинсон. Для обозначения этого вида памяти он использовал понятие сенсорный регистр. Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфический регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.

Понятие оперативная память было введено Аткинсоном и Шифриным. Они полагали, что внутри кратковременной памяти можно выделить две составляющие – одна хорошо выполняет функцию хранения. А вторая – функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (втечение15-30 сек.) и перекодируется, прежде, чем перейти в долговременную.

В 1974 г. Бэддли и Хитч разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является мультимодальной. Эта система состоит из двух систем-рабов, из которых одна специализируется на переработке вербального материала, а вторая связана с пространственной зрительной памятью. Является зрительной пространственной матрицей. Согласно модели, в артикуляционной петле автоматически поддерживается некоторое количество информации. Это количество зависит от времени, необходимого для вокализации вербального материала и составляет примерно 1,5-2 сек. Поэтому емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проговаривания.

 

9. ВИДЫ ВНИМАНИЯ

 

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи, неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу. При отборе для самой разнообразной профессиональной деятельности. Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком. И у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят.

Внимание неразрывно связано с другими психическими процессами или деятельностью субъекта. Вниманием можно управлять, используя внешние и внутренние инструменты. Причем это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания. Которые приводят к изменению поведения, к невозможности выполнять определенную деятельность, но которые отличаются от нарушений восприятия, памяти, мышления. Такие сведения в основном из области прикладной психологии, не позволяют считать внимание лишь побочным или соответствующим продуктом.

Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира реагирует не на все воздействия. Среди всего многообразия стимулов отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами. с его отношениями, с его целями и задачами.

Существует несколько разных классификаций видов внимания. По Джеймсу, внимание может быть, во-первых, сенсорным, то есть непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе) или производным (если объект вызывает интерес лишь по ассоциации), во-вторых, непроизвольным (пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия) или произвольным (активным, сопровождающимся чувством усилия). В рамках произвольного внимания можно выделить волевое, выжидательное и спонтанное.

Удачную по замыслу, так и по исполнению попытку построения классификации видов внимания по единому основанию предпринял Н.Ф. Добрынин. Он предложил упорядочить все известные формы внимания по изменению активности субъекта. Выделяя в этом континууме три участка, на первом он располагает все формы непроизвольного внимания. Второй отведен для волевого, или собственно непроизвольного внимания. Третий участок связан со спонтанным вниманием, или как его назвал Добрынин – послепроизвольным вниманием.

 

10. ВНИМАНИЕ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ И ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

 

Л.С. Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с владением своим поведением. То есть с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание описывалось как способ регулирования поведения. Как и в остальных психических функциях. Выготский выделял во внимании линию натурального развития и линию культурного развития. Линию натурального развития он связывал с органическим процессом роста и созревания нервного аппарата. Линию культурного развития – с развитием социального взаимодействия и использованием опосредующих стимулов для создания возможности овладения самими процессами внимания.

Непроизвольная и произвольная формы внимания представлялись как две стадии этой функции в процессе онтогенеза. При этом непроизвольное внимание приравнивалось к непосредственному, а произвольное к опосредствованному вниманию. На первом этапе внимание существует лишь как натуральная. Непроизвольная функция. Внимание ребенка привлекается внешними стимулами. Он реагирует на интенсивные раздражители, такие, как громкий звук, яркий свет, а также на движение.

Непроизвольная и произвольная формы внимания представлялись как две стадии развития этой функции в процессе онтогенеза. При этом непроизвольное внимание приравнивалось к непосредственному, а произвольное – к опосредственному вниманию.

Идеи Выготского нашли свое продолжение и развитие в теории, разработанной в пятидесятые годы П.Я. Гальпериным. Однако по сравнению с Выготским. Он считал внимание лишь внутренним контролем за поведением и рассматривал его как идеальное, свернутое и автоматизированное действие. Внимание – это продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития получаются различные виды внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно. Маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Произвольное внимание формируется и тогда и в той мере, в каком его процесс становится планомерным. Произвольное внимание - это результат обучения.

 

РЕЗЮМЕ

 

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

Кратковременная, долговременная, сенсорная, мнемотехника, произвольная, непроизвольная, ощущение, восприятие, избирательность.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

Ощущение – отражение свойств предметов мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя.

Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия у человека.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Структура памяти.

2. Виды памяти и их значение для человека

3. Влияние памяти на успешную профессиональную деятельность человека.

4. Иллюзии восприятия и использование этих особенностей в творческих профессиях.

5. Значение внимания в интеллектуальной, предметной деятельности.

6. Индивидуальные различия памяти.

7. Теории о памяти в психологии.

8. Психологические методы для развития памяти.

9. Мнемотехнические приемы и их значение для запоминания.