26.03.2011 52326

Психология общения (курс лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Психология человеческих взаимоотношений

2. Восприятие при общении

3. Содержание межличностного восприятия

4. Роль межличностного общения в развитии личности

5. Общение и психологические средства общения

6. Психология эффективного влияния

7. Общение и проблемы его изучения

8. Барьеры общения

9. Техника общения

10. Приемы повышения эффективности общения

Резюме

 

1. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играет важную роль в общении.

Межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей занимают важное место. Существование межличностных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Но взаимодействие и коммуникация с другими людьми бывают затруднены потому, что мы редко воспринимаем людей объективно. Чаще всего наше восприятие других людей основывается лишь на впечатлениях, а также на истолковании и оценке мотивов их поведения в зависимости от того, какие качества мы в них предполагаем и в какой ситуации они находятся.

 

2. ВОСПРИЯТИЕ ПРИ ОБЩЕНИИ

 

Обычно наше восприятие другого человека базируется на поиске впечатлений, отражающих основные характеристики его личности. Раз проявившись, эти характеристики позволяют нам объяснить разные поступки человека и приводить их в соответствие с впечатлением о нем. Очень часто наше первое впечатление оказывается и самым прочным Речь идет об эффекте первичности. У школьников, получавших в начале года отличные отметки, а затем переставших работать, больше шансов оставить у преподавателя благоприятное впечатление, чем у учеников, посредственные результаты которых в начале года сменились неуклонным прогрессом, продолжавшимся до его конца.

Эффект первичности проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную, все равно помнить и учитывать вы будете больше первичную. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное, в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно настроиться на него.

Эффект ореола проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке - на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно.

Эффект проецирования проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: Все люди подобны мне или Другие противоположны мне. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через розовые очки и ошибиться.

Эффект последней информации проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно.

Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы. Пытаясь определить черты личности другого человека на основании своих первых впечатлений, мы часто ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого человека, либо, наоборот, в элементах той ситуации, в которой он оказался.

Если нет доводов, позволяющих говорить о внутренних причинах, поведение обычно связывают с ситуацией. В других случаях, при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным, отличающимся и обычным или нет.

Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их классифицируем - подростки, преподаватели, женщины, политические деятели и т.д. Подобно тому, как восприятие отдельных разных предметов или событий со сходными особенностями позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи)

Создающиеся таким образом стереотипы часто порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о людях, если мы затем устанавливаем с этими людьми контакт, заранее зная, чего от них можно ожидать, такое представление нередко лишает нас выгод, связанных с познанием отдельной личности.

 

4. РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

 

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Оба ряда отношений человека - общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда определены его отношением к людям, к обществу, т.е. включены в общение. В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в кань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом. Его поведение определяется также построением системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов, и в месте с тем выступает в нем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существования общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как единственной роскоши, которая есть у человека.

Посредством общения деятельность человека организуется и обогащается. Построение плана, например, совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого ее участника. Согласование деятельности отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется обратное влияние общения на деятельность. Важно понимать, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

 

5. ОБЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

 

Одна из главных особенностей человека - это наша способность передавать друг другу посредством речи информацию о событиях, подчас очень далеких во времени и пространстве. Коммуникация, однако, может происходить и без участия нашего сознания - посредством всего нашего невербального поведения, включающего взгляды, выражение лица, позы, межличностную дистанцию, интонацию голоса. Исключит коммуникацию невозможно, поскольку всякое поведение в присутствии другого человека уже есть коммуникация.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - от лат. устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. В структуру речевого общения входят:

– значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность, доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость.

– речевые звуковые явления: темп речи, тональность голоса, дикция речи.

– выразительные качества голоса (смех, хмыкание, плач, шепот).

Невербальный язык. Выражение лица сильнее всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей и сморщивание лба. Эти элементы мимики позволяют выразить всю гамму эмоций и чувств - от приятного удивления до разочарования. Взгляд - ключевой элемент невербальной коммуникации. Как правило, именно взглядом собеседник выражает интерес к разговору. Бегающий взгляд чаще всего говорит о скуке. Пристальный взгляд, устремленный прямо в глаза собеседника, часто воспринимается как признак агрессивности. Большое значение придается и жестам. Свои чувства мы выражаем и телодвижениями. Прикосновение у представителей разных культур имеет разное значение. Оно является неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке и в большинстве стран с латинской культурой. Голос тоже выражает чувства. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробуждает интерес, а взвинченный - воспринимается как признак агрессивности.

Вербальный означает словесный паралингвистический означает связанный с речью. Парадокс состоит в том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают прежде всего о словах, которые они скажут. Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать. По известной формуле Меграбяна, при первой встрече каждый из нас на 55 процентов верит невербальным сигналам другого человека, на 38 процентов - паралингвистическим и лишь на семь - содержанию речи. При последующих встречах это соотношение может измениться, однако значение невербальных и паралингвистических сигналов не стоит недооценивать.

 

6. ПСИХОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ

 

Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или через их посредство. Когда руководитель добивается от подчиненных решения важной задачи или достижения цели, он не только достигает какого-то социально значимого результата, но реализует собственную потребность добиваться успеха (избегать неудачи, избегать неопределенности). Во многих случаях влияние может быть направлено прежде всего на удовлетворение личных потребностей, хотя оно совершается под видом пользы для дела, для общества, для других людей и т.п. Например, учитель может использовать предоставленную ему возможность влияния для того, чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственной силы, самоутвердиться за счет своих учеников, испытать чувство удовлетворения от того, что они вынуждены подчиняться его требованиям, возможно, даже справедливым. Руководитель может удовлетворять свою потребность добиться одобрения вышестоящего начальника или потребность выместить на других свою неудовлетворенность, озлобление жизнью, поэтому под маской критики или непосильных требований будет унижать или оскорблять подчиненных. Родители могут стремиться удовлетворить свою потребность в отдыхе и покое, когда требуют от своих детей самостоятельности или выдержки и т.д.

Каждый из нас может пытаться влиять на других, чтобы удовлетворить потребности, никак прямо не связанные с учебными, воспитательными или профессиональными задачами. Однако для многих людей свойственно считать цели своего влияния на других благородными, т.е. продиктованными интересами дела, общества, развития творчества. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются. Они могут быть связаны со вполне оправданными человеческими потребностями в сочувствии, внимании, принятии другими людьми, одобрении, психологическом комфорте, одиночестве, безопасности, подтверждении собственной значимости и силы. Современному человеку важно осознать истинные цели своего влияния на других для того, чтобы не пытаться воздействовать на других неконструктивными способами, прикрываясь интересами дела или общества. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти конструктивные способы получения помощи и поддержки других людей для их осуществления.

 

7. ОБЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

 

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.

Общение - проявление фундаментальных свойств психики. Человек общается всегда. Многие ученые, работающие в области изучения этого вопроса, большое внимание уделяют разработкам различных техник и видов слушания, чтобы облегчить и сделать оптимально комфортным общение людей.

Процесс слушания. Иногда слушание понимают как пассивное поведение в разговоре. В таком случае в диалоге, пока один из партнеров говорит, другой лишь в лучшем случае молча ожидает перерыва в его речи и, как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах, а в худшем случае перебивает партнера. Вспомните случаи из своей жизни, когда общение происходило именно по такой схеме, и вспомните. какое чувство у вас возникало в этих случаях. Хотелось ли вам продолжить разговор о своих проблемах, особенно если эти проблемы были важны для вас? Возникало ли у вас чувство доверительности общения и что вы нужны своему партнеру? Наверное, ответ будет отрицательным. Вспомните и другие случаи, когда вас слушали таким образом, что вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова, когда у вас после разговора с ним возникало чувство своей значимости, нужности, облегчения. Таким образом, исследователи, работающие над проблемами общения считают, что одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Исследователи отмечают следующие приемы слушания:

1.Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2 Поддакивание (ага, угу, да-да, ну, кивание).

3. Эхо-реакция - повторение последнего слова собеседника.

4. Побуждение (Ну и... И что дальше).

5. Уточняющие вопросы (Что ты имел в виду?).

6. Наводящие вопросы (Что? где? когда? почему? зачем?).

7. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

8. Эмоции (ух, здорово, ах, смех, скорбная мимика).

9. Невежливые реакции (Глупость, Ерунда все это...).

10. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).

 

8. БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

 

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл. А в ряде случаев вообще не поступает реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации. И отсюда ее искажение, эти варианты обозначаются как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова. Но придают им иное значение. Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит. Когда люди. Получив какую-либо информацию. Более заняты своими чувствами. Предположениями. Чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом. Слова имеют первичное буквальное значение и вторичное эмоциональное.

Возникает барьер непонимания из-за погрешностей в самом канале передачи информации, это так называемое фонетическое непонимание (диалекты, жаргон, сленг, слова-паразиты и т. д.).

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения.

 

9. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

 

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми. Его поведение в процессе общения, а приемы – предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прежде чем вступить в общение с другим человеком. Необходимо определить свои интересы. Соотнести их с интересами партнера по общению. Оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения необходимо контролировать его ход и результаты. Уметь правильно завершить акт общения. Оставив у партнера благоприятное и неблагоприятное впечатление о себе и сделать так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло стремление продолжить общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы. Как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов,. тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнера действий. Направленных на его преднастройку. В процессе общения применяются различные виды техники и приемы разговора, основанные на использовании обратной связи.

 

10. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ

 

Прием «имя собственное» – основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым он общается. Это показывает внимание к личности. способствует утверждению личности. вызывает у него чувство удовлетворения.

Прием «зеркало отношений» – состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица. Возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и формирует аттракцию.

Прием «золотые слова» – заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Это ведет к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к собеседнику.

Прием «терпеливый слушатель» - вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей – потребности в самоутверждении. Ее удовлетворение. Естественно, ведет к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к партнеру по общению.

Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимании к хобби, увлечениям людей, что также повышает его вербальную активность.

 

РЕЗЮМЕ

 

В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

Человек как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель информации» со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

Психологическое влияние, вербальное влияние, паралингвистическое влияние, невербальное влияние, эмпатия, техника слушания.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Термин «эмпатия» введен Э.Титчером, который обобщил в нем близкие по содержанию идеи о симпатии, а также положения концепции вчуствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной детельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодйствия.

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия. В отдельных актах коммуникации реализуется управленческая, информативная, эмотивная функции.

Вербальный – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Психология человеческих взаимоотношений и общение.

2. Роль общения в жизни человека и её функции.

3. Психологическая структура общения.

4. Роль общения в развитии личности. Одиночество.

5. Техника общения. Искусство говорения.

6. Техника слушания и его психологическая сущность.

7. Возрастные и индивидуальные особенности общения.

8. Секреты эффективного общения.

9. Своеобразие общения детей и взрослых.

10. Техника и стратегия делового общения.

11. Секреты влиятельного общения.

12. Великие мыслители об этике и мастерстве общения.

13. Этика и психология человеческих взаимоотношений.

14. Социально-психологический тренинг и способы обучения людей к межличностному общению.