09.04.2011 7415

Субъекты доверительного управления на рынке ценных бумаг (статья)

 

Как известно, доверительное управление на рынке ценных бумаг является одной из наиболее эффективных форм привлечения инвестиций в экономику. На российском фондовом рынке уже появилось достаточно большое количество «управляющих компаний», которые предлагают инвесторам передать в доверительное управление ценные бумаги и свободные денежные средства. Однако имеющиеся несоответствия действующего в этой сфере законодательства международным стандартам, допускаемые при доверительном управлении нарушения прав инвесторов, в значительной мере сдерживают дальнейшее развитие такого способа инвестиций в экономику.

В связи с этим анализ правового статуса субъектов доверительного управления, механизма их взаимоотношений, а также государственного регулирования данного правоотношения представляется весьма актуальным.

Субъектами договора доверительного управления на рынке ценных бумаг являются его стороны (учредитель доверительного управления и доверительный управляющий), а также в случаях, когда доверительное управление имуществом учреждается в пользу третьего лица, не принимающего участия в заключении договора, стороной возникшего из данного договора обязательства становится также это третье лицо (выгодоприобретатель). Выгодоприобретатель (бенефициар) не выступает стороной договора (если, конечно, в этом качестве не действует сам собственник-учредитель). Две из сторон правоотношений по доверительному управлению (учредитель и выгодоприобретатель) могут совпадать и чаще всего в наших условиях совпадают, но три функции, выполняемые договором, во всех случаях сохраняются. Управляющий никогда не может совпадать ни с учредителем, ни с выгодоприобретателем - их функции несовместимы (ст. 1015 ГК РФ).

Однако необходимо особо отметить, что доверительный управляющий наделяется правом осуществлять правомочия собственника, то есть правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, причем от своего имени, но указывая при этом, что он действует в качестве доверительного управляющего.

Рассмотрим каждого из участников правоотношения. Учредителем доверительного управления является собственник передаваемых в доверительное управление ценных бумаг. Причем в качестве учредителя управления может выступать как единоличный собственник ценных бумаг, так и лица, которым передаваемые в управление ценные бумаги принадлежат на праве общей собственности (ст. 1014 ГК РФ).

Вместе с тем закон предусматривает ряд случаев, когда учредителем доверительного управления выступает не собственник передаваемого в доверительное управление имущества, а иное лицо. Эта норма применима и к передаче в доверительное управление ценных бумаг, однако касается она тех ситуаций, когда ценные бумаги не выступают в качестве самостоятельного объекта доверительного управления, а входят в состав иного имущества, которое должно быть передано в доверительное управление. ГК РФ называет несколько таких случаев, прямо устанавливая, что такому лицу принадлежат права учредителя управления. Случается, что учредителем управления является не собственник имущества. Это может быть при передаче в доверительное управление акций приватизированных предприятий, закрепленных в государственной собственности. Порядок такой передачи регулируется Указом Президента РФ «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» и постановлением Правительства РФ от 7 августа 1997 г. № 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями». Учредителем доверительного управления от имени РФ выступает Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (в настоящее время - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом). Аналогично решается вопрос при передаче в доверительное управление акций, закрепленных в собственности субъектов РФ, либо в муниципальной собственности.

Но, рассматривая Положение «О доверительном управлении», мы видим, что под учредителем управления понимается только собственник передаваемых в доверительное управление ценных бумаг, не допускается возможность учреждения доверительного управления ценными бумагами иным лицом. Таким образом, данная норма не учитывает только что рассмотренные особенности учреждения доверительного управления закрепленными в государственной либо муниципальной собственности акциями приватизированных предприятий.

Учредителем доверительного управления не могут являться лица, обладающие ограниченными вещными правами, поскольку они не осуществляют правомочия собственника и, следовательно, не способны наделить ими доверительного управляющего (ст. 1020 ГК РФ).

Центральная фигура в договоре доверительного управления -доверительный управляющий. Это лицо, осуществляющее управление имуществом. Положение о доверительном управлении ценными бумагами определяет его как лицо, принявшее на себя обязательства по осуществлению деятельности по доверительному управлению ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, определенное в договоре доверительного управления и отвечающее установленным требованиям.

Доверительным управляющим может быть лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, - индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Исключение составляют унитарные предприятия. Не допускается также передача имущества в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления. В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения. Этот случай -доверительное управление ценными бумагами, входящими в состав имущества подопечного, безвестно отсутствующего лица, наследственной массы.

Правовой статус доверительного управляющего имеет двойственную природу, т. к. он, не являясь собственником, реализует правомочия собственника от своего имени. Управляющий защищает права на переданное ему имущество с помощью вещно-правовых исков (ст. 305 ГК РФ), тех же, что и собственник. Однако, совершая действия от своего имени, он должен сообщить контрагентам, что выступает в качестве управляющего, иначе он обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом. Имущество, передаваемое ему в управление, обособляется от его личного имущества, но он несет субсидиарную ответственность по обязательствам доверительного управления своим личным имуществом. Управляющий должен осуществлять свои обязанности лично и, кроме исключительных обстоятельств, указанных в законе, не может передавать свои обязанности третьему лицу.

Доверительный управляющий в случае получения (в соответствии с договором доверительного управления) имущества, в состав которого входят ценные бумаги, или указания инвестировать деньги в ценные бумаги должен незамедлительно стать профессиональным участником рынка ценных бумаг, получив лицензию от ФСФР РФ (ст. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Ведь не зря Закон «О рынке ценных бумаг» квалифицирует деятельность по доверительному управлению как один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Следует отметить, что субъект доверительного управления на рынке ценных бумаг - специальное лицо. В связи с этим С.Э. Жилинский отмечает, что становление, развитие и функционирование рынка ценных бумаг в первую очередь определяются профессиональными участниками этого рынка. Ими могут быть юридические лица, в т. ч. кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, при условии, что эти юридические и физические лица осуществляют определенную профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Как известно, деятельность по доверительному управлению ценными бумагами рассматривается Законом РФ «О рынке ценных бумаг» в качестве одного из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. При этом понятие профессиональной деятельности связано с понятием профессионального участника рынка ценных бумаг, определение которого дается в ст. 2 вышеуказанного закона. Согласно этому определению профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 Закона.

Из анализа указанного определения, а также исходя из определения деятельности по доверительному управлению следует, что Закон не относит к числу профессиональных участников рынка ценных бумаг инвестиционные фонды. В то же время Положение «О доверительном управлении», развивающее Закон «О рынке ценных бумаг», не исключает возможности осуществления управляющей компанией паевого инвестиционного фонда деятельности по доверительному управлению ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги на основании соответствующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по доверительному управлению ценными бумагами (п. 6. 6). Не относится к числу профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг также и деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, входящими в состав общего фонда банковского управления, однако деятельность кредитной организации как профессионального участника рынка ценных бумаг считается профессиональной.

Кроме того, доверительное управление ценными бумагами в отдельных предусмотренных законом случаях может осуществляться лицом, не являющимся коммерческой организацией или предпринимателем. Поскольку такая деятельность не является предпринимательской, она тем более не может быть и профессиональной, ибо профессиональная деятельность всегда относится к разряду предпринимательской, исходя из определения последней, данного в ст. 2 ГК РФ. С. А. Хабаров указывает на неудачное использование законодателем термина «предпринимательская деятельность», отмечая, что это противоречит другим нормам закона и вводит в заблуждение при толковании его положений. В. Грызунов и Н. Подольный, рассматривая вопрос о соотношении профессиональной и предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг, подчеркивают неправильность отождествления этих понятий. Обращает на себя внимание тот факт, что происходит ограничение сферы применения Положения о доверительном управлении путем прямого исключения из него отношений, складывающихся в связи с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, входящими в состав имущества паевого инвестиционного фонда, а также с деятельностью общих фондов банковского управления (п 1. 1 Положения). По сути, это свидетельствует о возникновении трех различных схем применения механизма доверительного управления по отношению к одним и тем же объектам - ценным бумагам и денежным средствам.

Необходимо также отметить, что в России складывается смешанная модель рынка ценных бумаг, при которой на нем в равной мере активно действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты. Этот фактор предопределяет и участие этих структур в доверительном управлении на рынке ценных бумаг.

На сегодняшний день на рынке ценных бумаг можно выделить три схемы, или формы, организации доверительного управления.

1. Доверительное управление, осуществляемое в качестве профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с Положением о доверительном управлении ценными бумагами.

2. Доверительное управление по схеме общих фондов банковского управления (на основе разработанной Управлением ценных бумаг Центрального банка РФ схемы создания и проведения операций общими фондами банковского управления).

3. Доверительное управление по схеме паевых инвестиционных фондов.

Каждая из указанных нами форм имеет единые принципы, основа правового регулирования их деятельности заложена ГК РФ. Поэтому они во многом схожи. Вместе с тем нельзя не отметить и существенные различия между ними. В первую очередь это связано опять же с правовым регулированием деятельности каждой из них. Несмотря на то, что они, как мы заметили, имеют единую правовую основу, детальное регулирование их деятельности осуществлялось различными органами и на разных этапах развития рынка ценных бумаг, что привнесло в практику применения доверительного управления свои особенности.

Таким образом, нам представляется, что деятельность управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, деятельность по схеме общих фондов банковского управления и управление, осуществляемое в качестве профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, являются разновидностями доверительного управления на рынке ценных бумаг.

Рассмотрим профессионального участника рынка ценных бумаг как доверительного управляющего (не имея в виду кредитную организацию, действующую по схеме ОФБУ, деятельность которой, как указывалось, подчиняется отдельным правилам и будет рассмотрена ниже). Ст. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг» регламентирует, что профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим, смыслом деятельности которого является оказание квалифицированной помощи инвесторам с целью достижения наилучшего инвестиционного результата. Согласно ст. 39 этого Закона все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в т. ч. по управлению ценными бумагами, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой ФСФР.

Постановление ФКЦБ «Об утверждении Положения о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» предъявляет достаточно жесткие требования к профессиональному участнику рынка ценных бумаг, желающему получить лицензию на право осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами. Она выдается коммерческой организации, созданной и зарегистрированной в установленном порядке в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью либо гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя. Нормативные акты, посвященные вопросам лицензирования, устанавливают специальные требования, предъявляемые к доверительному управляющему при осуществлении им профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. К таковым, в частности, относится соответствие собственных средств и иных финансовых показателей нормативам достаточности собственных средств и иным показателям, ограничивающим риски по операциям с ценными бумагами. Кроме того, к руководителям и специалистам юридических лиц, занимающихся профессиональной деятельностью по доверительному управлению на рынке ценных бумаг, предъявляются специальные квалификационные требования, утвержденные ФСФР, а для кредитных организаций - Банком России по согласованию с ФСФР. Следующая особенность профессионального участника рынка ценных бумаг связана с деятельностью по доверительному управлению на условиях ее совмещения с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (пп. 1. 6, 1. 7 Положения о доверительном управлении).

Правила осуществления такой деятельности установлены Положением об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию, утвержденным постановлением ФКЦБ от 20 января 1998 г. № 3, ЦБР от 22 января 1998 г. № 16-П. Требования ФСФР допускают совмещение следующих видов деятельности: брокерской, дилерской, депозитарной, а также по доверительному управлению ценными бумагами.

Следует отметить несколько особенностей, которые связаны с доверительными управляющими. Действующее законодательство (п. 6 Положения о доверительном управлении) позволяет коммерческой организации осуществлять доверительное управление ценными бумагами, эмитентом которых она является, но при условии, что она имеет организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа. Кроме того, акции таких акционерных обществ должны обращаться на рынке ценных бумаг и быть включены в котировочный лист организаторов торговли, имеющих соответствующую лицензию ФСФР.

Положение направлено на предотвращение и снижение возможности превращения профессиональных участников рынка ценных бумаг в неконтролируемые финансовые компании. В Положении о доверительном управлении установлены ограничения на совершение определенных действий:

- приобретение за счет находящихся в его управлении денежных средств ценных бумаг, находящихся в его собственности, в собственности его учредителя;

- отчуждение находящихся в его управлении ценных бумаг в свою собственность, в собственность своих учредителей;

- совершение сделок, в которых доверительный управляющий одновременно выступает в качестве брокера (комиссионера, поверенного) на стороне другого лица.

За деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих доверительное управление, ведется наблюдение со стороны антимонопольных органов, в целях недопущения злоупотреблений доминирующим положением. Следует отметить, что кредитные организации могут осуществлять доверительное управление как профессиональный участник рынка ценных бумаг, так и по общим фондам банковского управления. Если кредитная организация осуществляет доверительное управление ценными бумагами без использования ОФБУ, то применяется положение ФКЦБ «О доверительном управлении».

Рассматривая кредитные организации, ряд авторов считает, что из всех юридических лиц трастовые (доверительные) операции наиболее характерны для банков, так как «такие функции, как учет операций, хранение ценностей в сейфах, депозитные операции, финансовый анализ и другие, выполняются коммерческими банками». Высказывается также мнение о том, что с этим можно согласиться только в отношении определенных видов имущества, а именно: денежных средств и ценных бумаг клиентов, поскольку совершение операций по доверительному управлению другим имуществом (движимым и недвижимым) для банков нехарактерно.

Действительно, в соответствии со ст. 5, 6 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация вправе осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами, в соответствии с лицензией ЦБ РФ на осуществление банковских операций.

Кроме того, порядок осуществления банками профессиональной деятельности по доверительному управлению имуществом определен Инструкцией ЦБ РФ.

Особенность кредитных организаций как доверительных управляющих заключается, во-первых, в том, что управление собственностью на основе объединения имущества разных клиентов позволяет снизить связанные с управлением издержки, а следовательно, повысить эффективность управления. Указанные схемы способствуют привлечению в инвестиционные процессы мелких инвесторов, в чем заинтересованы как сами инвесторы, так и развивающаяся экономика. Во-вторых, кредитным организациям предоставлено право управлять денежными средствами, ценными бумагами и валютными ценностями. Это дает им возможность оказывать широкий спектр услуг клиентам, так как именно кредитная организация как лицо, обладающее специальными лицензиями, сможет приобрести от своего имени валютные ценности. Между тем именно кредитная организация способна совершать действия по управлению подобными объектами (в частности, покупать или продавать их на биржах). Доходность подобных вложений по сравнению с банковскими депозитами значительно выше, а институт доверительного управления может помочь клиентам осуществить эти вложения. Об эффективности доверительных операций банков свидетельствует достаточно большое количество публикаций, подтверждающих привлекательность указанного вида доверительного управления на рынке ценных бумаг. Кредитные организации у нас, как и в любой другой стране, наиболее надежны в силу их более жесткого по сравнению с другими участниками рынка контроля и регулирования со стороны государственных органов, особенно Банка России, который устанавливает минимальную величину уставного капитала для кредитных организаций, размеры обязательных резервов для отдельных видов операций и т. д.

Кроме того, порядок совершения операций по доверительному управлению и их бухгалтерскому учету наиболее детально разработан именно для кредитных организаций.

Не менее интересной организационной формой является доверительное управление посредством паевых инвестиционных фондов,которые представляют собой обособленный имущественный комплекс, образованный путем объединения имущества граждан и юридических лиц с целью инвестирования на основании договора, а также имущества, приобретенного в результате такого инвестирования. Документом, удостоверяющим права инвестора в инвестиционном фонде, является инвестиционный пай - именная ценная бумага.

В то же время следует отметить, что паевой инвестиционный фонд, как и общий фонд банковского управления, юридическим лицом не является.

Цель паевых фондов - либо получение дохода, либо прирост капитала, либо сочетание того и другого, следовательно, они обладают привлекательностью для различных слоев инвесторов.

Как справедливо отмечает Л. Ю. Михеева, по своей экономической сущности паевой фонд - это имущество, которое делится на паи (состоит фактически из вкладов «инвесторов») и передается в управление управляющей компании. Учет имущества, переданного управляющей компании, осуществляет специальное лицо — депозитарий, с которым компания заключает договор. Деятельность паевых инвестиционных фондов к настоящему моменту имеет солидную базу правового регулирования. Ее отправной точкой стал Указ Президента от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации». В настоящее время деятельность паевых инвестиционных фондов регулируется ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Достаточно жесткие требования предъявляются и к управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом паевых инвестиционных фондов. В качестве управляющей компании может выступать только коммерческая организация в форме открытого или закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, причем вклад (доля) государства, его субъектов и муниципальных образований в ее уставном капитале не может превышать 10 процентов его размера. При этом доверительное управление должно являться исключительным видом ее деятельности. Предъявлены также достаточно высокие требования к размеру собственного капитала управляющей компании, ее должностным лицам и специалистам.

Следует отметить и другие очевидные преимущества ПИФов. Это гарантия выкупа инвестиционных паев у их владельцев и отсутствие угрозы банкротства в связи с тем, что ПИФ не является юридическим лицом. Паевые инвестиционные фонды имеют детально разработанную законодательную базу, удовлетворяющую как инвесторов, так и управляющих. Они предоставляют инвесторам достаточные правовые гарантии.

Определенная жесткость требований в рассмотренных нормативных актах, предъявляемая к доверительным управляющим, на наш взгляд, оправдана. Это связано с необходимостью защиты прав и предоставления гарантий клиентам, заключающим договор доверительного управления. Тем более что в данной сфере имеются негативные моменты развития, которые связаны с недостаточной урегулированностью вопроса возврата денежных средств.

Один из важных элементов «прозрачности» доверительного управления - отчетность управляющего перед учредителем управления, которая может предоставляться в следующих документах: справке о состоянии инвестиционного портфеля на определенную дату, в которой отражается структура портфеля, балансовая и оценочная стоимость портфеля; отчете о движении денежных средств и ценных бумаг по счету клиента; итоговом отчете, включающем в себя доходы/убытки, сумму расходов и вознаграждения. Отчеты должны соответствовать требованиям, предъявляемым контролирующими органами (ФСФР, налоговой инспекцией и т. д.), по запросу которых доверительный управляющий должен предоставить информацию о деятельности по договору доверительного управления.

Существующие на данный момент несоответствия в доверительном управлении ценными бумагами и денежными средствами между различными правовыми формами организации доверительного управления («профессиональное» доверительное управление, ОФБУ и ПИФы) представляются нецелесообразными, так как объекты доверительного управления одинаковы и в основе каждой из схем лежат единые принципы. Правовая регламентация доверительного управления ценными бумагами и денежными средствами должна быть единой для всех структур, осуществляющих управление этим объектом. И только учредителю доверительного управления решать, какая из этих форм является более предпочтительной.

Особое положение в правоотношении по доверительному управлению имуществом занимает выгодоприобретатель.

Положение о доверительном управлении ценными бумагами говорит о выгодоприобретателе как об учредителе доверительного управления или ином лице, имеющем право требовать исполнения доверительным управляющим принятых им на себя обязательств.

Инструкция ЦБ определяет выгодоприобретателя как лицо, в интересах которого доверительный управляющий осуществляет управление имуществом; в качестве такового может выступать учредитель управления или третье лицо.

Необходимо отметить, что для получения более полного понятия было бы целесообразно объединить эти два определения, охарактеризовав выгодоприобретателя как лицо, в чью пользу и в чьих интересах учреждается доверительное управление, наделенное правом требовать от доверительного управляющего предусмотренных договором выгод любым установленным законодательством способом.

Выгодоприобретатель не является стороной договора доверительного управления имуществом, а его позиция соответствует статусу третьего лица в обязательстве (ст. 308 и 430 ГК РФ). Собственно говоря, выгодоприобретатель в договоре доверительного управления имуществом как раз и является тем лицом, в пользу и в интересах которого осуществляется доверительное управление. Согласно ст. 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. В соответствии с такой правовой конструкцией осуществляется, например, доверительное управление в пользу несовершеннолетнего, когда собственником имущества является его законный представитель, или доверительное управление ценными бумагами в пользу юридического лица, являющегося контрагентом учредителя, и т. п. Законодательство допускает, что при определенных условиях выгодоприобретатель может совпадать с учредителем собственником имущества. Такое случается, когда по договору, в соответствии со ст. 1012 ГК РФ, учредитель передает доверительному управляющему имущество с условием осуществления управления этим имуществом в интересах учредителя управления. В таком правоотношении присутствуют две стороны договора и нет третьего лица.

Выгодоприобретателем может быть любое лицо (гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование). Закон не предъявляет к ним каких-либо особых требований. Наверное, единственным исключением является положение ст. 1016 ГК РФ о том, что в договоре доверительного управления имуществом должно быть указано наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя).

Действующее законодательство предусматривает, что доверительный управляющий не может быть одновременно и выгодоприобретателем в одном и том же договоре доверительного управления имуществом (п. 3 ст. 1015 ГК РФ). Это исходит от самой природы доверительного управления, заключающейся в том, что доверительный управляющий действует именно в чужих интересах. В противном случае использование конструкции доверительного управления было бы невозможно.

Проведя анализ Положения о доверительном управлении и ГК РФ, можно отметить, что фактически рассматриваются взаимоотношения между доверительным управляющим и учредителем управления, при этом остается в тени выгодоприобретатель (третье лицо). Более того, выгодоприобретателю отводится роль пассивного получателя дохода. Однако порой может возникнуть ситуация, когда выгодоприобретатель (третье - частное лицо), не зная о получении им дохода и учреждении договора, отсутствует в определенном городе или вообще в стране значительное время. По окончании действия договора доход перечисляется в банк на счет физического лица. Полученный доход должен включаться в декларацию о доходах физического лица. В случае неполучения своевременного уведомления и непредоставления выгодоприобретателю соответствующих документов он рискует стать неплательщиком подоходного налога с вытекающими из этого последствиями. Поэтому при разработке ФЗ «О доверительном управлении» было бы целесообразно подробнее прописать взаимоотношения выгодоприобретателя с управляющим и учредителем управления, а в качестве дополнительной меры - давать подробное описание в договоре.

В вышеуказанном Законе следует также определить, какой документ будет лежать в основе взаимоотношений с выгодоприобретателем (третьим лицом), - либо непосредственно договор доверительного управления, либо некий отдельный договор управляющего с выгодоприобретателем.

Если говорить об инвестиционной декларации, содержащей обязательное указание соотношения между ценными бумагами различных видов и эмитентов, то она, вероятно, не является документом, дающим управляющему достаточную свободу по управлению, так как в результате возникновения различных ситуаций на фондовом рынке (к примеру, мировой финансовый кризис) и связанных с этим действий управляющего может нарушиться соотношение между ценными бумагами эмитентов.

Следует отметить, что в силу п. 3 ст. 29 Налогового кодекса (далее -НК РФ) уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, а если налогоплательщиком является физическое лицо - на основании нотариально удостоверенной доверенности. При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ. Законодательством не оговорено также количество лиц, участвующих с каждой стороны в правоотношениях по доверительному управлению имуществом. Из этого следует вывод, что на стороне учредителя управления, управляющего и выгодоприобретателя может выступать не одно, а несколько лиц. Возможна ситуация, когда учредитель заключает договор доверительного управления с несколькими управляющими. Однако ГК РФ никак не регламентирует вопросы совместного осуществления управления имуществом несколькими управляющими, оставляя учредителю управления полную свободу в определении механизма распределения прав и обязанностей между управляющими в соответствующем договоре. Отчасти можно разделить опасения, что подобный подход может привести к трудностям в том случае, когда по договору доверительного управления невозможно определить, как должны действовать управляющие.

В связи с этим логичным представляется предусмотренное законодательством ограничение на заключение договоров доверительного управления с несколькими доверительными управляющими в отношении одних и тех же объектов.

Положение «О доверительном управлении» предусматривает одностороннее право учредителя управления вносить изменения и дополнения в декларацию, а для управляющего - лишь по дополнительному соглашению между сторонами. Представляется, что данный подход является не совсем верным. Ведь доверительному управляющему в случае несогласия с учредителем остается заполнить односторонний акт с возложением на учредителя отрицательных имущественных последствий. Сила этого акта по защите управляющего от возможных жалоб учредителя нигде не определена. Поэтому управляющему будет трудно доказать свою невиновность при наступлении определенных негативных последствий. Из этого можно заключить, что инвестиционная декларация не предусматривает ответственности при возможных убытках в результате действий по изменению декларации учредителем управления. В связи с этим ФСФР следует внести дополнения в порядок составления инвестиционной декларации, направленные на придание одностороннему акту доверительного управляющего юридической силы (для доказательства невиновности управляющего).

Важным моментом в развитии фондового рынка и деятельности по доверительному управлению является повышение правовой культуры граждан и юридических лиц в области ценных бумаг, оказываемых на этом рынке услуг, а также информирования о деятельности компаний. Создание эффективной системы информирования (например, реклама) необходимо как для оживления инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности доверительного управления на рынке ценных бумаг в целом. Сейчас фактически вопросами информирования и обучения занимаются профессиональные участники рынка ценных бумаг. Важно, чтобы ФСФР проявила заинтересованность в данном вопросе, проводя политику гласности и раскрытия информации о деятельности компаний, осуществляющих доверительное управление.

 

Автор: Соловьев А.М.