10.05.2011 2505

Характеристика объекта самовольного оставления части или места службы (статья)

 

Человек осуществляет различные виды деятельности. Одним из видов его целенаправленной деятельности является служба. Она осуществляется как в государственных, так и в негосударственных структурах. Государственные организации (структуры) создаются (учреждаются и формируются) государством для реализации государственных целей и функций. В самом общем смысле к ним относятся государственные органы, государственные предприятия и учреждения и их объединения, вооруженные формирования (Вооруженные Силы, внутренние войска, другие войска и воинские формирования). Военная служба предусмотрена в специально создаваемых государством организациях-войсках и воинских формированиях, которые непосредственно в государственный аппарат не входят, но призваны решать специальные задачи и реализовывать функции в сфере обеспечения обороны и военной безопасности. Решение военной организацией государства задач обороны и военной безопасности специфическими военными методами предполагает особый порядок функционирования входящих в нее государственных органов и организаций и исполнения обязанностей объединяемых ими людей посредством исполнения военной службы. Граждане, выполняющие государственные задачи по охране и безопасности страны реализуют своё право на труд посредством прохождения военной службы.

Ключевым в определении понятия военной службы является ее целевое назначение, т. е. для чего она предназначена, а также указание о возможности применения специальных (боевых) средств и методов.

Деятельность военнослужащих носит государственный характер. Поэтому ей присущи все основные свойства государственной службы:

- деятельность в составе государственных организаций и органов;

- военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства и общества в целом;

- взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения;

- правовое положение военнослужащих, порядок исполнения и прохождения военной службы определяются государством.

Таким образом, военная служба законодательно определяется как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Исполнение военной службы осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством в результате добровольного поступления на нее по контракту и реализации воинской обязанности - призыва на военную службу.

Из смысла ст. 337 УК РФ вытекает, что объектом преступления, предусмотренного данной нормой, является порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту.

Объект - это охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые направленно общественно опасное деяние и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда.

Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» содержат общие положения, регулирующие порядок призыва на военную службу, прохождения и окончания военной службы. Но в указанных нормативных правовых актах не содержится норм об ответственности за уклонение от порядка прохождения военной службы. Такие нормы содержатся в УК РФ 1996 г. Статья 2 УК РФ определяет задачи кодекса, которыми являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя России от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Объектом преступления общественные отношения становятся только тогда, когда совершается конкретное деяние, причиняющее вред либо создающее угрозу причинения вреда. Порядок прохождения военной службы не входит непосредственно в перечень социальных ценностей, охраняемых уголовным законом. Правопорядок, разновидностью которого является порядок прохождения военной службы, это, по сути, правила поведения в конкретной сфере отношений образовавшейся в связи с той или иной социальной ценностью. Порядок прохождения военной службы является правовой формой осуществления военнослужащими функции обеспечения военной безопасности. Нарушение данного порядка - это посягательство на военную безопасность. Порядок прохождения военной службы различными категориями военнослужащих внутренних войск регулируется законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», общевоинскими уставами и другими нормативными правовыми актами.

Из вышесказанного мы определяем, что прохождение военной службы - это регулируемый федеральным законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении обязанностей военной службы с момента ее начала и до ее окончания.

Прохождение военной службы влечет изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическими фактами, в период исполнения военной службы. Условиями прохождения военной службы являются урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.

Содержание прохождения военной службы составляют юридические факты, связанные:

- с определением должностного положения военнослужащих;

- с присвоением, лишением воинских званий, снижением и восстановлением в воинских званиях военнослужащих;

- с военно-профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) военнослужащих;

- с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, определением и предоставлением им времени отдыха;

- с аттестацией военнослужащих;

- с увольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе;

- с выполнением военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов;

- с другими обстоятельствами (событиями), с которыми связано изменение служебно-правового положения военнослужащих.

По действующему законодательству военная служба проходит в течение определенного законом срока. Понятие «срок» имеет двоякое значение: так называют либо определенный период времени, либо определенный момент. В военно-служебных отношениях соответствующее понятие используется и в том и в другом смысле. Со сроком связано возникновение, изменение или прекращение военно-служебных правоотношений. Срок военной службы представляет собой время, в течение которого военно-служебные правоотношения действуют.

Для военнослужащих, призванных на военную службу, продолжительность военной службы императивно определена ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Срок военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется сроком, указанным в контракте о прохождении военной службы (срок контракта).' Так допускается установление срока с помощью указания на событие, т.е. не зависящее от лица (лиц) обстоятельство. В данном случае к событию предъявляется и еще одно требование: имеется в виду обстоятельство, которое неизбежно должно произойти. В срок военной службы не засчитывающей:

а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской

части;

б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;

в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин.

Специфика военно-служебных отношений обусловила особенности исчисления сроков. С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т.е. он приобретает права и обязанности и на него возлагаются обязанности по службе и ответственность. В отличие от гражданского законодательства, которым установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий после наступления календарной даты или соответствующего события день, течение срока военной службы начинается в 00 часов 00 минут наступления соответствующего дня (например, день вступления в силу контракта, день убытия к месту прохождения военной службы и др.).Началом течения срока военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) для офицеров, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта;

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения.

Срок военной службы истекает:

а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву.

б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года. В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца. Так, с учетом того, что в марте 31 день, а в сентябре 30 дней, 6-месячный срок контракта, начатый 31 марта, завершится 30 сентября.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

- военнослужащий находится на стационарном лечении;

- военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;

- военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

- военнослужащий участвует в походах кораблей;

- военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;

- военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

- военнослужащий находится под следствием;

- в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все сроки его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении. Статья 22 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» военнослужащим федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня, если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет.

В сроки военной службы включается также продолжительность предоставляемых военнослужащим отпусков, которые являются юридическими фактами (событиями), входящими в содержание прохождения военной службы.

В связи с тем, что прохождение военной службы по призыву является одной из форм воинской обязанности граждан, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает льготный порядок исчисления срока военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Таким образом, фактический срок военной службы сокращается на срок льготного исчисления. Участие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в боевых действиях или выполнении задач в условиях вооруженного конфликта подтверждается в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280.Таким образом, отметим, что круг общественных отношений, охраняемых уголовным законом, динамичен. Он изменяется во времени в зависимости от того, какие новые отношения складываются в обществе, в сфере политики, экономики и других социальных сферах. Значение объекта определяется, прежде всего, тем, что это - один из элементов состава преступления. Следовательно, объект входит в основание уголовной ответственности. Это значит, что для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 337 Уголовного кодекса необходимо установить, на какой объект было направлено совершение преступления, какому объекту желал причинить вред своими действиями военнослужащий, и, в частности, какому именно объекту этот вред был причинен либо создалась угроза причинения такого вреда.

Таким образом, военная служба - это сложное социальное и правовое явление, которое составляет основу деятельности и функционирования внутренних войск, является объектом уголовно-правовой охраны.

Военной службе присуще следующее:

- она осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, - военной организации;

- государство определяет порядок и условия поступления (привлечения) в военную организацию, пребывания в ней и выхода из нее;

- военная организация государства предназначена для участия в военных действиях (войне или ином вооруженном противостоянии) военными методами, предполагающими применение средств вооруженной борьбы;

- она исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации;

- финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;

- правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти.

 

Автор: Шеншин В.М.