17.05.2011 29600

Технология воспитания как педагогическое понятие (реферат)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Сущность технологии воспитания

2. Педагогическая технология воспитания как элемент профессионального мастерства

3. Профессиональное взаимодействие людей при технологии воспитания

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово «технология» образовано от латинского слова «техне»- мастерство, «логос»- наука.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством. С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», т.е. технологии.

Современная школьная воспитательная система (технология) представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления.

Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.

Технология воспитания предполагает целостную реализацию воспитательных задач: формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности (патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом); формирование целостного научного мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационнно- образовательное пространство); разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.

Актуальность изучения данной проблемы определила выбор темы работы: «Технология воспитания как педагогическое понятие».

Цель работы: охарактеризовать технологию воспитания.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

 

1. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

 

За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех воспитательные этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне развитой личности.

При технологическом решении проблем воспитания каждый учитель обязан пройти путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных этапах деятельности. Между этими этапами каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Нынешняя практика воспитания находится в переходной стадии- педагоги еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. В воспитательную работу внедряются апробированные, приносящие пользу технологические находки: разработка спецкурсов, элективных курсов и др. В практической технологии воспитательный процесс осуществляется через комплексный подход [2, c.78].

Это означает единство целей, задач, содержания, методов, форм, средств воспитательного взаимодействия и воздействия.

Требования к комплексному подходу: воздействие на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства, поведение; положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания и самовоспитания личности; единство и координация усилий в воспитании учащихся семьи, школы, учреждений дополнительного образования, литературы и другие; одновременное осуществление задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания; системный подход к управлению. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.

Факторы технологии воспитания:

1. Сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;

2. Условия жизни, которые содействуют становлению образа жизни в рамках города.

3. Средства массовой информации и пропаганды;

4. Уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (ВС, нравственные нормы, психологический климат).

5. Нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

6. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

Являясь составной частью воспитательной работы, педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя с учениками и со всеми участниками педагогического процесса, состоящее в установлении контактов, обмене информацией, в организации совместной деятельности. Педагоги часто делают грубые ошибки в общении, в собственном поведении, что порой приводит к психологическим травмам у учащихся, их родителей, коллег по школе. Причин тому много. Главная, состоит в том, что в педагогическом вузе не учат психологии общения. Неподготовленность учителя выражается в том, что у него часто нет контакта с учениками, доверительных отношений. Педагоги не могут правильно выходить из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу не только с учащимися, но и с родителями [6, c.17].

Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.

Классификационная характеристика:

1. Уровень и характер применения

Метатехнология- как государственная образовательная политика; отраслевая – как технология управления образовательной системой; модульно- локальная технология обучения и воспитания.

2.Философская основа

Амбивалентная, многокультурная

3.Методологический подход

Демократический, социокультурный, деятельностный

4 .Ведущие факторы развития

 Психогенные

5.Научная концепция освоения опыта

 Интериоризаторская , развивающая

6.Ориентация на личностные сферы и структуры

1)СЭН –сфера эстетическо–нравственныхх качеств,

2)СУМ – самоуправляющих механизмов личности.

7.Характер содержания и структуры

Светский, гуманитарный, валеологический, экологический, гибкий, проникающий.

8.Вид социально- педагогической деятельности

Социализации, поддержки, адаптации, коррекции, культурологическая

9.Тип управления социально- воспитательным процессом

Программного, самоуправления, самовоспитания, создание компьюторного управления

10.Преобладающие методы

Творческие, диалогические (интерактивные), деятельностные, саморазвития, мультимедиа

11.Организационные формы

Альтернативные: открытые, клубные, интегративные, индивидуальные

12.Преобладающие средства

Действенно-практические, продуктивные.

13.Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий

Сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания, деятельностный, личностно-ориентированный, арттехнологии.

14.Направление модернизации воспитательной системы.

Модернизация на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации деятельности, организации и методической аранжировки, усиление социовоспита тельных функций, самовоспитания.

15. Категория объектов

Все категории с диффенренциацией по уровню, по интересам [5, c.21].

Целевые ориентации.

1 уровень - цели государственной образовательной политики,которые

определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе)», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010года:

- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности ( патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом);

- формирование целостного научного мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационнно-образовательное пространство);

- разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.

2 уровень - региональные социально- воспитательные цели, ориентированные на национальную, этническую региональную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка, где семье отводится приоритетная роль в воспитании детей:

Главная - создание единого воспитательного пространства, где налицо социально- педагогические условия:

Приоритетность воспитания в деятельности субъектов поселковой социальной политики.

Интеграция ресурсов среды для оптимального использования ее воспитательного потенциала и обеспечения многообразия пространств самореализации субъектов.

Сформированность и развитие системы социального партнерства.

Включенность субъектов поселковой среды в реализацию задач воспитания.

Сформированность и развитие локальных воспитательных систем разного уровня.

Приоритетность технологий, обеспечивающих педагогическую поддержку и помощь семье в воспитании и развитии индивидуальности детей.

3 уровень - цели развития школы, касающиеся средств и способов воспитания, создающие комплексную программу развития:

Включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм.

Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.

Развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса.

Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремеслам.

Включение школьников в современные формы хозяйствования ( участие в создании технических и коммерческих проектов).

Организация культурно-досуговой деятельности в воспитывающей среде социально- педагогического комплекса «Внешкольник».

4 уровень - цели как планируемые результаты развития личности школьника, отражающиеся в модели личности выпускников школы.

На новый период они сформулированы как цели социализации школьников, на основе компетентностного подхода:

Научить учиться. Результат - образованный и творческий выпускник.

Научить жить. Результат - адаптивный и самостоятельный выпускник.

Научить работать и зарабатывать. Результат - успешный выпускник.

Научить жить вместе. Результат - демократ, гражданин, гуманист [5, c.23].

Основу содержания воспитания составляют: общее образование, основы социальной и культурной компетенции.

Воспитание творит культуру личности человека: культуру как общечеловеческий феномен; культуру личности как некоторую целостность; субъектный опыт личности как совокупность личных ценностей.

В процессе воспитания происходит овладение культурой общества, ее духовными ценностями

В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслима духовно развитая личность. Содержание базовой культуры возможно представить приоритетными направлениями (О.С. Газман):

– культура жизненного самоопределения;

– культура семейных отношений;

– культура труда и экономическая культура;

– политическая, демократическая и правовая культура;

– интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

– экологическая культура;

– художественная культура;

– физическая культура.

Ядром культуры личности является ее духовность- способность к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни.

Усвоение и освоение культуры, общечеловеческих ценностей, выстраивание отношений с окружающим миром и реализация себя в этой системе формируют структуру субъектного опыта личности (Е.В.Бондаревская).

 Результаты воспитания при реализации традиционного подхода к организации процесса оцениваются по показателям уровня воспитанности, выявляемого на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям [4, c.18].

С точки зрения личностно ориентированного подхода это не соответствует самому духу воспитания, направленного на свободное саморазвитие. Самоактуализацию природных задатков, способностей, духовного потенциала ребенка, и потому является недопустимым.

 

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

 

Для того чтобы понять сущность и смысл педагогической технологии воспитания, ее следует соотнести с более общим понятием - методикой воспитательной работы.

В педагогической литературе встречается неоднозначное отношение к названным понятиям. Одни авторы категорически не приемлют термин «технология» по отношению к педагогической деятельности, предпочитая понятие «методика». Другие полностью исключили из обихода термин «методика», считая более современным и адекватным термин «технология».

Между тем эти понятия не взаимозаменяемы и выражают различную педагогическую реальность.

Приведем в этой связи точку зрения Е.В. Титовой, известного исследователя проблем методики воспитания.

Методика ею определяется как систематизированные знания об организации воспитательного процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов. Признаками методики являются:

– стратегия, определяющая цель деятельности, нацеленность ее на конечный результат;

– тактика, направленная на конкретизацию стратегических задач в зависимости от сложившихся обстоятельств;

– логика, предполагающая последовательность действий;

– техника, обеспечивающая инструментовку деятельности [1, c.97]

Сочетание таких признаков, как логика и техника, фактически обеспечивают технологию воспитательной работы. Стало быть, согласно представленной и достаточно аргументированной точке зрения технологии присущи лишь два признака из четырех, относящихся к методике, что наглядно демонстрирует различие между этими терминами и выражаемой ими сущностью.

Под технологией нередко понимают стабильное сочетание нескольких последовательно применяемых операций или приемов для получения какого-либо результата или продукта.

Но, как считает Е.В. Титова, правильнее рассматривать технологию как воспроизводимое ядро методики, которое обеспечивается сочетанием логики и техники.

Воспроизводимое ядро - это совокупность операций и приемов, осуществляемых более или менее последовательно и одинаково в различных обстоятельствах.

Применительно к воспитательной деятельности специалиста-руководителя более приемлем термин «технология воспитательной работы» по нескольким причинам: деятельность руководителя в значительной степени алгоритмизирована, направлена на решение производственных задач, а задачи воспитания членов коллектива не являются для него первоочередными, они подчинены задачам производственным, поэтому чаще всего ограничены воспитательным воздействием на те стороны жизни коллектива и личностные качества сотрудников, от которых непосредственно зависит результативность деятельности учреждения.

Профессиональное мастерство руководителя-специалиста обязательно предполагает владение педагогическими технологиями, что помогает ему в решении производственных задач. В числе этих задач конечно же следует назвать обеспечение сотрудничества в совместной профессиональной деятельности, а в этом сотрудничестве - социальной справедливости, проявляющейся в экономизации производственных процессов, равномерности нагрузки, умений, вознаграждения в зависимости от трудового вклада [2, c.34].

Другой педагогической задачей является воспитание людей в таком духе, чтобы они хотели и могли в случае необходимости обеспечить взаимозаменяемость.

В каждой профессии есть свои нормы общения, овладение ими и следование им - тоже целенаправленно решаемая задача.

Каждый работник стремится самоутвердиться в своей профессии и трудовом коллективе - важно, чтобы эти процессы не становились демонстрацией индивидуализма и эгоцентризма, противопоставления себя другим, менее успешным членам коллектива.

Профессиональное мастерство руководителя как педагога предполагает наличие у него определенных умений. Среди них важно отметить владение способами организации коллектива.

Педагогические технологии руководителя предполагают также владение средствами воздействия, когда он умело сочетает приказания, убеждения, просьбы к членам коллектива в зависимости от характера и личности человека и создавшейся ситуации. При этом технологичность предполагает практически автоматический выбор способа воздействия. Главное, что в педагогическом «багаже» руководителя способов воздействия множество.

Иногда какая-нибудь мелочь может кардинально изменить ситуацию. Например, неправильный выбор интонации, формы обращения. Каждый может сравнить результат обращения руководителя к подчиненным с местоимением «вы» или «мы». Если в первом случае руководитель как бы дистанцируется от членов коллектива, то во втором выступает его органической частью. А изменена только одна буква [2, c.35].

Владение приемами саморегуляции, своим психофизическим состоянием - тоже немаловажный компонент педагогической технологии руководителя. Прежде всего ему нужно иметь адекватные представления о возможностях своего голоса, чтобы умело пользоваться им в воспитательных целях, интонировать высказывания для усиления воздействия. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Я знал, что значит сказать «Здравствуй» сухим, сдержанным тоном и «Здравствуй» спокойным, добрым тоном; или «Все. Можешь идти» - суровым, холодным тоном; или «Все. Можешь идти» - сдержанным, но мягким тоном. Все это практика. И если вы поставите перед собой несколько таких интересных задач и поупражняетесь, то это будет очень неплохо»

И он же неоднократно говорил о важности постановки голоса, позы, владения своим лицом и всем организмом для тех, кто хочет целенаправленно влиять на других людей: «Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений».

Можно с определенной долей уверенности сказать, что морщины вокруг глаз - признак веселого нрава, а, например, сдвинутые брови, складки поперек лба могут свидетельствовать о волевом характере.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей до 80% коммуникаций осуществляется невербальными средствами: мимикой, жестами, телодвижениями, соблюдением или нарушением пространства общения. И умелые руководители изучают невербальные средства взаимодействия для обогащения палитры вспомогательных приемов [6, c.45].

 

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ ПРИ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

 

Педагогические аспекты в профессиональном взаимодействии людей связаны с воздействием в виде убеждения и с воспитанием другого человека либо через другого человека многих с ним связанных людей.

В процессе профессионального общения люди реализуют две схемы: субъект-субъектную и субъект-объектную. Первая определяется ориентацией на других, а вторая - ориентацией на себя. Эти две ориентации связаны с отношением к себе, к миру; со стилем его деятельности и общения. Первый тип, ориентированный на других, характеризуется развитой эмпатией, чувствительностью к мнению других, экстравертированностью, бесконфликтностью, а второй - безапелляционностью, авторитарностью, конфликтностью, непредсказуемостью.

Деятельность специалистов, реализующих различные схемы общения, можно подвергнуть психологическому анализу, который даст возможность вычленить личностные факторы, необходимые им и в первом, и во втором случае.

Если говорить о человеке, реализующем субъект-субъектную схему общения, то для него характерны такие черты, как ориентация на коллегиальность, сотрудничество, кооперацию, учет мнений сослуживцев, а среди необходимых личностных качеств - легкость и открытость.

Разумеется, эти качества воспитываются, в том числе и в условиях профессионального взаимодействия. Важную роль в воспитании играет общественное мнение. Его влияние на человека сильнее, чем официальные постановления, воздействие руководителя [3, c.22].

Общественное мнение членов коллектива - это совокупность оценочных суждений, в которых люди выражают отношение к тем или иным событиям, поступкам, поведению и деятельности не только каждого человека в коллективе, но и групп людей.

Общественное мнение формируется постепенно, противоречиво, но, будучи сформированным, оно представляет собой довольно мощное средство воздействия на каждого человека.

Перед коллективом обычно стоит множество задач, что предполагает наличие разветвленной системы лидерства, которая в определенной степени восполняет некоторые функции руководителя или же их дополняет.

Лидер - это тот, кто способен влиять на мотивы поведения окружающих. Причем сам он эту способность, скорее всего, не осознает, и она, по-видимому, не поддается тренировке. С нею рождаются, и в процессе соответствующей деятельности эта способность и развивается.

Почему так получается: один что-то негромко сказал, и все его услышали, позвал - и за ним пошли, а другой - хоть криком кричи - никакой реакции?

Лидер всегда в чем-то авторитетен, и этот авторитет признан всеми, с ним нельзя не считаться. Лидер может действовать в унисон с руководителем, направлять свою энергию на развитие позитивных сторон деятельности коллектива, а может препятствовать им, противодействовать инновациям, «ставить палки в колеса».

Стало быть, обладание педагогическими навыками и умениями, такими как умение формулировать свои мысли и доходчиво и ясно их излагать, убедительность, хорошая реакция, умение учитывать состояние собеседника пли аудитории; умение воздействовать на партнера по общению, и многие другие качества являются необходимым условием эффективности профессионального взаимодействия. Без педагогических умений и навыков трудно, а подчас и невозможно, донести свои идеи, предложения, сомнения до сослуживцев, чтобы быть адекватно ими понятым.

Ценным педагогическим умением можно считать способность вызывать у людей энтузиазм, опираться на лучшее, что есть в человеке. Если кто-то придает мне большее значение, чем я заслуживаю, я буду стараться оправдать его [3, c.23].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав в теории содержание технологии воспитания, мы пришли к выводу, что она сводится к следующему.

1. Необходимо понять воспитываемого как особую индивидуальность, сложившуюся у него структуру потребностей, какие из них доминируют, а какие хронически неудовлетворены, не вооружены разумнымыи способами их удовлетворения и. в силу их неудовлетворенности трансформировались в социально неприемлемое поведение.

2. Бессмысленно объяснять немалократно воспитуемому полезность и целесообразность тех или иных норм удовлетворения своих потребностей. Надо вооружить его знанием тех средств, которые обеспечивают успешное удовлетворение социально ценных побуждений. С помощью положительных эмоций эти побуждения усилятся, и это позволит им возобладать над социально неприемлемыми мотивациями. Ни сознание, ни воля сами по себе не могут перестроить иерархию мотивов, ибо любой потребности может противостоять только другая потребность.

3. Поскольку непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, а они, в свою очередь, связаны с успешным удовлетворением этих потребностей, вооруженность субъекта средствами удовлетворения этих потребностей - первейшая забота воспитателя. Не общения, не сопереживания, не духовных контактов самих по себе ждет воспитанник от воспитателя, а реальной помощи в повышении своей вооруженности способами удовлетворения социально ценных потребностей. Только элементы творчества, интуиции сообщают труду и учению привлекательность до получения конечного результата.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2001.-304 с. - (Серия «Учебник нового века»). Издательский дом «Питер», 2001 - 299 с.
  3. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990.-159 с.
  4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: «АКАДЕМИЯ», 2000. – 336 с.
  5. Словарь по социальной педагогике / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – м.: «Академия», 2002. – 268 с.
  6. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.
  7. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ,1990.