28.05.2011 13605

Понятие и правовая природа договора перевозки грузов автомобильным транспортом (статья)

 

Прежде чем перейти к анализу понятия и правовой природы договора перевозки грузов отграничим понятие «перевозки грузов» от встречающегося в действующем законодательстве в ряде законов и постановлений Правительства РФ понятия «транспортировки грузов».

Применяемые в законодательстве понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов», безусловно, не идентичны, так как означают различные формы перемещения грузов (продукции, товаров). Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов, и перевозка грузов подразумевают перемещение их из одной точки в другую. Однако это не так. Следует иметь в виду, что не всякое территориальное перемещение грузов (их транспортирование) с помощью транспортных средств, как это предусмотрено в Федеральном законе от 27.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», можно назвать перевозкой. Так называемое технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом какого-либо юридического либо физического лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т.д.), не порождает обязательств по перевозке грузов. Не порождает обязательств по перевозке грузов, например, транспортирование оружия, осуществляемое не только внутри своего производства, но и за его пределами. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит, прежде всего в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку.

Общее определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст.785 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК). Согласно п.1 ст.785 ГК, под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл.40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

Несмотря на то, что в российском гражданском праве проблеме правовой природы данного вида договора посвящена обширная литература, данный вопрос остается пока дискуссионным. Однако, несмотря на кажущуюся изученность этой проблемы, необходимо обратиться к рассмотрению юридической природы указанного договора, поскольку правильное определение правовой природы договора перевозки имеет известную ценность «...с позиций дальнейшего совершенствования и унификации транспортного законодательства».

В системе договоров, регулирующих перевозку грузов, договору перевозки грузов отводится функция «основной транспортной операции», а многие российские ученые данному договору отводят особую роль, или называют «стержневым обязательством на транспорте», а зачастую этот договор именуется как договор перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов) или разовым договором.

Путинский Б.И., например, рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку». Эту концепцию поддерживает так же известный правовед В.В.Витрянский.

Цивилисты, выделяющие категории транспортных договоров и обязательств полагают, что «обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств». Иную точку зрения имеет В.В.Витрянский, который пишет: «...система правового регулирования отношений, связанных с перевозками грузов, традиционно исходит из необходимости урегулирования наиболее детальным образом обязательств, грузоотправителей и перевозчиков, вытекающих именно из договора перевозки конкретного груза. Этим и определяется значение указанного договора». С мнением В.В.Витрянского о приоритетности долгосрочного договора об организации перевозок можно согласиться лишь отчасти, о чем будет сказано нами ниже.

Из определения договора перевозки груза следует, что этот договор является возмездным, «поскольку за перевозку уплачивается вознаграждение» и взаимным, «поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести провозную плату, но имеет право на перевозку сданного груза». Он является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке.

Договор перевозки грузов транспортом общего пользования признается публичным (ст.789 ГК, ст.426 ГК). Для признания договора грузовой перевозки публичным договором требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки автомобильным транспортом общего пользования обязательство доставить вверенный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обладать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять перевозки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерческая организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, подлежащий обязательному опубликованию.

Вместе с тем в литературе по международному частному праву отмечается о смягчении обязанности осуществления перевозки и обязательности тарифов и наступлении эры «неограниченной конкуренции с отражением ее результатов в договорах, свободно заключаемых между перевозчиками и грузовладельцами или их экспедиторами, роль которых заметно повышается». С нашей точки зрения, в России в области автомобильных перевозок еще не созданы условия для таких кардинальных перемен.

Исследуя далее правовую природу указанного договора, необходимо заметить, что, по справедливому замечанию О.С.Иоффе, сложнее решается вопрос о его консенсуальности или реальности. Эту специфику также отмечал Г.С.Гуревич .

Вместе с тем, исходя из определения договора перевозки груза, можно предположить, что он сконструирован по модели реального договора. На данное обстоятельство обращали внимание многие ученые. Так, В.Т.Смирнов писал: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить «вверенный» ему груз. Однако в некоторых случаях заключаются консенсуальные договоры перевозки груза. Так, консенсуальными являются договоры морской перевозки груза в форме чартера». А.Л.Маковский указывает: «Основным квалифицирующим признаком договора перевозки грузов является принимаемая на себя перевозчиком возмездно обязанность доставить груз другого лица из одного пункта в другой и там выдать этот груз управомоченному на его получение лицу. В этом основное содержание договора перевозки груза, дающее возможность отграничить его от других договоров, заключаемых в целях транспортировки груза: а) от навигационных, годовых и специальных договоров, не возлагающих на перевозчика обязанность перевозки конкретного груза, а определяющих условия перевозки в течение некоторого периода времени, навигации года и т.п.; б) от договора фрахтования судна на время (тайм-чартер), по которому фрахтовщик обязуется за вознаграждение предоставить другой стороне во временное пользование морское судно; в) от договора буксировки судна, так как объектом этого договора не является транспортировка груза.

Поскольку эти договоры не являются договорами перевозки груза, на них не распространяются нормы гл. 9 Основ». А.Л.Маковский в другой работе, в которой рассматриваются морские грузовые перевозки, писал: «Так как транспорт не создает вещественной продукции, а лишь перемещает уже созданные продукты, то выполнение перевозчиком своей обязанности по перевозке зависит от предъявления другой стороной отправителем грузов, требующих перевозки. Пока перевозчик не получил соответствующий груз, он не может гарантировать выполнение своей основной обязанности: доставить груз в место назначения. Поэтому договор перевозки по общему правилу является реальным договором: он признается заключенным лишь после передачи отправителем перевозчику груза».

Такую же позицию относительно реального характера всякого договора перевозки имел и М.Е.Ходунов: «Заключение договора перевозки груза совпадает с моментом принятия перевозчиком груза. С этого момента перевозчик несет ответственность за утрату, повреждение и просрочку доставки груза, а отправитель - за несвоевременную оплату перевозки и неправильное наименование сданного к перевозке груза. Не следует смешивать с договором перевозки заключаемые до предъявления груза к перевозке соглашения о подаче перевозочных средств для погрузки, об условиях перевозки, в частности, навигационные договоры на перевозку грузов во исполнение государственного плана перевозок по внутренним водным и морским путям, договоры об условиях воздушных и автомобильных перевозок в течение определенного периода». С концепцией, по которой договором перевозки может признаваться только реальный договор, категорически не соглашался Х.И.Шварц, который применительно к автомобильной перевозке груза призывал различать разовый и годовой (длящийся) договор автомобильной перевозки.

Понятие разового договора, по существу, базировалось на определении договора перевозки, которое было дано в ст.72 Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик 1961 г., согласно которой по разовому договору автомобильной перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз к месту назначения и выдать его грузополучателю, а отправитель обязуется уплатить перевозчику провозную плату.

По этому аспекту Х.И.Шварц писал: «Однако из данного определения вовсе не вытекает... что договор перевозки имеет место только в том случае, если грузоотправитель уже вверил конкретный груз перевозчику или договаривается с перевозчиком о перемещении конкретного груза, который будет вверен перевозчику во исполнение договора». Отмечая роль годового договора перевозки, который приобрел на автомобильном транспорте значение важнейшей правовой формы и который охватывал наиболее существенные связи автохозяйств с их клиентурой, Х.И.Шварц также указывал: «Нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что наиболее важная договорная форма, которой вот уже много лет опосредуется перевозочная работа на автотранспорте и которой принадлежит еще большее значение в перспективе, это не договор о перевозке». Более того, уже применительно и к годовому, и к разовому договору автомобильной перевозки Х.И.Шварц указывал, что «автомобильные перевозки осуществляются на основе договоров, заключаемых не в момент принятия груза от отправителя, а значительно ранее этого момента».

Г.П.Савичев, допускавший существование договора перевозки как в форме реального, так и консенсуального договора, указывал: «Представляется, что разделение договора перевозки на договор перевозки «данного» груза и на договор о заключении «будущих конкретных договоров» является искусственным. Оба эти вида следует отнести к договорам перевозки, но в первом случае это - реальные договоры, а во втором - консенсуальные. Следовательно, договор перевозки... в одних случаях реальный, а в других - консенсуальныи».

В.В.Витрянский по этому аспекту пишет: «...представляется, что квалификация так называемых организационных договоров перевозки: годовых на автомобильном, специальных на воздушном и навигационных на речном транспорте - не имеет отношения к проблеме квалификации договора перевозки в качестве реального либо консенсуального договора, во всяком случае в том понимании, которое следует из ст.72 Основ гражданского законодательства. В этой статье законодатель дал определение договора перевозки, конкретной партии груза, оставив за пределами его предмета обязанности сторон по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Такой договор, поскольку он считается заключенным в момент передачи груза перевозчику, по общему правилу является реальным договором».

Далее он указывает: «Однако в некоторых случаях (например, по договору разового заказа на автомобильном транспорте) первоначально, до вручения груза перевозчику, на стороне последнего возникают обязанности по подаче транспортного средства под погрузку. Указанные обязанности перевозчика не могут быть исключены из содержания договора, и по существу соответствующие действия перевозчика входят в состав предмета договора перевозки, а следовательно, сам договор перевозки должен считаться заключенным ранее момента вручения перевозчику груза, подлежащего перевозке».

О таких правоотношениях, когда обязанность транспортных организаций по подаче грузоотправителю подвижного состава возникает еще до момента вручения груза перевозчику писали М.Е.Ходунов, О.С.Иоффе.

Так, М.Е.Ходунов отмечал: «Если перевозка не включена в план, то обязанность заключить договор возникает с момента акцепта перевозчиком внеплановой или сверхплановой заявки отправителя. В этом случае перевозка осуществляется в порядке одностороннего планирования, обязательного только для перевозчика в пределах предоставленного для этой цели лимита перевозочных средств».

О.С.Иоффе указывал: «Если эта обязанность возникает из плана и уточняющих его актов (например, заявок грузоотправителя), она предшествует договору и на построение последнего как реального влияния не оказывает. Но такая же обязанность по неплановым отношениям может возникнуть из договора, когда, например, морское пароходство соглашается предоставить грузоотправителю для заполнения его грузом определенное судно (часть судна) или когда автотранспортное предприятие принимает заказ грузоотправителя на подачу определенного количества автомобилей к обусловленному сроку для перевозки определенного груза. Нельзя поэтому не признать, что неплановые договоры грузовых перевозок строятся как консенсуальные, если уже в силу соглашения сторон одна из них обязуется предоставить перевозочные средства, а другая - сдать груз для перевозки. Все прочие неплановые перевозки грузов оформляются реальными договорами». С мнением указанных ученых категорически не соглашалась А.Н.Романович, которая отрицала гражданско-правовой характер действий по подаче заявки на погрузку груза вне или сверх плана и придававшая ей характер административного правоотношения.

С нашей точки зрения, взгляды О.С.Иоффе, М.Е.Ходунова по правовой природе заявок грузоотправителей на осуществление внеплановых перевозок более аргументированы.

Заметим, что ряд ученых (А.Л.Маковский, О.С.Иоффе) рассматривали согласование и уточнение плана перевозок через механизм подачи грузоотправителями заявки на выделение подвижного состава на основе месячного плана грузовых перевозок и принятие ее транспортной организацией не гражданско-правовым обязательством, а административно-правовым актом.

По этому аспекту представляет теоретический и практический интерес точка зрения В.В.Витрянского, который пишет: «Обязанность исполнять плановые задания (заметим, публично-правовая обязанность) предполагала согласование сторонами конкретных условий подачи транспортных средств перевозчиком и предъявление грузоотправителем соответствующих грузов. Какую бы форму ни приобретали такого рода соглашения сторон (подача и принятие заявки, согласование графика отгрузки и т.п.), все они были направлены на возникновение гражданских прав и обязанностей, т.е. являлись договорами. Другое дело, что такие договоры одновременно служили средством исполнения их сторонами (грузоотправителями и транспортными организациями) своих публично-правовых обязанностей (выполнение плана перевозки), но данное обстоятельство не изменяло природу гражданско-правовых договоров. Если же речь шла о неплановых перевозках, то в этом случае исчезала публично - правовая обязанность контрагентов, а объемы перевозок и иные условия договора устанавливались по усмотрению сторон безотносительно к каким-либо внешним предписаниям».

С этим суждением нельзя не согласиться, а В.В.Витрянский еще раз подтверждает правильность суждения Г.С.Гуревича по правовой природе заявки и ее роли.

Здесь уместно заметить, что по указанному аспекту в науке господствует концепция, по которой договор грузовой перевозки является реальным, кроме договора морской перевозки - чартера. Ряд ученых отстаивают концепцию, согласно которой к числу консенсуальных договоров перевозки относятся, кроме чартера (применяемого на морском транспорте), и договор автомобильной перевозки. М.К.Александров-Дольник, М.А.Тарасов отстаивали реальный характер всех договоров о грузовых перевозках. Между тем некоторые дореволюционные (например, П.П.Цитович, Н.Плавтов) и советские цивилисты (А.Г.Гусаков, Г.С.Гуревич) полагали, что договор перевозки грузов является всегда консенсуальным.

В пользу концепции о консенсуальном характере договора грузовой перевозки А.Г.Гусаков указывал: «Без соглашения, как основы договора, не может возникнуть никакого отношения по перевозке с автомобильной дорогой....Передача отправителем предмета перевозки и принятие его автомобильной дорогой всегда и неизменно сопровождает соглашение сторон относительно содержания договора.... Без передачи и принятия груза не может возникнуть договор автомобильной перевозки, но этого недостаточно для того, чтобы совершение договора считалось завершенным. Поэтому договор автомобильной перевозки не может быть отнесен к группе т.н. реальных договоров».

Г.С.Гуревич, доказывая консенсуальный характер указанного договора, писал: «В литературе отмечалось, что решение этого вопроса (о консенсуальности или реальности) зависит от форм планирования перевозок грузов, от степени его детализации». Причем подчеркивалось, что в тех случаях, когда плановое задание детально определяет отношения сторон по подаче перевозочных средств и их загрузке, то отправителю и перевозчику «...не о чем договариваться... в период, предшествующий перевозке, договор признается заключенным в момент сдачи груза транспорту и, следовательно, является реальным договором. В тех же случаях, когда планирование не носит столь детального характера, договоры перевозки являются консенсуальными соглашениями».

Обычно в качестве реальных называют договоры перевозки на железнодорожном и водном транспорте, а в качестве консенсуальных - на автомобильном и воздушном транспорте. Мы не можем согласиться с подобной квалификацией договора. Нам представляется, что на решение этого вопроса влияет порядок заключения договора, а не вид транспорта.

Придерживаясь позиции Н.Плавтова, А.Г.Гусакова, Г.С.Гуревича о консенсуальном характере этого договора заключаем, что такое мнение основано на нормах транспортного законодательства, несмотря на то, что эти концепции и были высказаны в прошлом веке. Иное дело, что жизнь опережает законодательство и, как справедливо подчеркивалось в дореволюционной литературе, «...каждый закон с течением времени требует исправления, точно также и правила, издаваемые в развитие закона, должны изменяться применительно к новым условиям жизни».

 

Автор: Елдашов Г.