31.05.2011 17172

Претензии и иски в области транспортно-экспедиционных отношений (статья)

 

В настоящее время в области транспортно-экспедиционных отношений существуют как обязательный, так и добровольный претензионный порядок урегулирования споров - в зависимости от субъектного состава транспортно-экспедиционного обязательства. В Гражданском кодексе нет никакого упоминания об обязательном претензионном порядке урегулирования споров по договору транспортной экспедиции. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности вводит обязательный претензионный порядок урегулирования споров для клиента, осуществляющего предпринимательскую деятельность (ст. 12). Клиент, пользующийся экспедиционными услугами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, вправе обращаться в суд без соблюдения претензионного порядка. Соблюдение же экспедитором претензионного порядка урегулирования споров необязательно.

В литературе существуют противоположные позиции по вопросу претензионного порядка урегулирования споров в области экспедиционных отношений. Так, с одной стороны, справедливо отмечается, что «претензионные сроки всегда носили пресекательный характер и могли служить непреодолимым препятствием на пути предъявления требований к перевозчику в судебном порядке», а также, что претензионный порядок является искусственным, бюрократическим препятствием в осуществлении права на защиту своих интересов и не соответствует принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав. С другой стороны, также правильно отмечается, что необходимость введения претензионного порядка обусловлена «постоянной работой экспедитора в правовом поле перевозчика», а транспортными уставами (кодексами) предусматривается претензионный порядок урегулирования споров, вытекающих из договора перевозки груза.

Требование об обязательном предъявлении претензии к экспедитору, сроки и порядок предъявления претензии во многом заимствованы из транспортных уставов и кодексов. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности предусматривает, что право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют следующие лица: во-первых, клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, вовторых, получатель груза и, в-третьих, страховщик, приобретший право суброгации (сп.2 ст. 12 Закона). Клиент должен предъявить претензию в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Перечень документов, прилагаемых к претензиям, не связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, Законом не установлен, но очевидно, что клиент должен приложить к претензии имеющиеся у него документы, подтверждающие заявленные требования и их размер.

Претензия должна быть предъявлена экспедитору в шестимесячный срок, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление претензии. Возникновение права на претензию Законом устанавливается не единообразно, а различно - в зависимости от вида нарушения. Так, при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза днем возникновения права на предъявление претензии считается день, следующий за днем, когда груз должен быть выдан. Если в отношении утраты груза подобное начало течения срока для предъявления претензии оправдано, то для недостачи или повреждения (порчи) груза начало течения срока для предъявления претензии со дня, когда груз должен быть выдан, не совсем понятно; течение срока для предъявления претензии по поводу недостачи или повреждения (порчи) груза должно быть определено датой выдачи груза. И в Уставе железнодорожного транспорта РФ (ст. 123), и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР (ст. 163) устанавливается, что срок для предъявления претензии железнодорожному перевозчику или, соответственно, автотранспортному предприятию за повреждение (порчу) или недостачу груза начинает течь со дня выдачи груза.

В случае нарушения экспедитором срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции срок для предъявления экспедитору претензии начинает течь со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами. Иное определение начала течения претензионного срока может быть предусмотрено как непосредственно при заключении договора транспортной экспедиции, так и после заключения договора путем внесения согласованных сторонами изменений или дополнений в договор. Так, например, стороны могут придти к соглашению, что претензионный срок в отношении каждого действия, которое должен совершить экспедитор в соответствии с договором экспедиции, начинает течь со дня, следующего за последним днем, установленным для выполнения определенного действия. Стороны также могут предусмотреть, что претензионный срок в отношении возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, начинает течь через месяц со дня прекращения действия договора.

В случае нарушения экспедитором иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, претензионный срок начинает течь со дня, когда лицо, обладающее правом подачи претензии, узнало или должно было узнать о соответствующих нарушениях. Данное правило, сформулированное Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, аналогично общей норме, предусмотренной Гражданским кодексом, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200).

Шестимесячный срок для предъявления претензии экспедитору дает ему возможность в свою очередь не пропустить срок для предъявления претензии к перевозчику. Так, согласно статье 123 Устава железнодорожного транспорта претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней, такие же сроки установлены и для предъявления претензий к автоперевозчику (ст. 163 Устава автомобильного транспорта); шестимесячный срок для предъявления претензии к перевозчику установлен также и при внутренних воздушных перевозках (ст. 126 Воздушного кодекса РФ). В отношении морского и внутреннего водного перевозчика претензионный срок по договору перевозки груза равен одному году. Рассматривая вопрос о претензионном сроке по договору перевозки груза, Г.П. Савичев справедливо утверждает, что «новый ГК, в отличие от ГК РСФСР 1964г., транспортных уставов и кодексов, не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий к перевозчику и не предоставляет такой возможности транспортным уставам и кодексам... Однако, ТУЖД и ВК, принятые после введения в действие второй части нового ГК, проигнорировали содержание ст. 797 ГК: сроки на предъявление претензии установлены ст. 139 ТУЖД, ст. 126 ВК и ст. 406 КТМ». Действительно, согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ, «до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом». Представляется, что порядок предъявления претензии не включает в себя вопрос о сроке предъявления претензии, хотя в юридической литературе существует и расширительное толкование статьи 797 ГК, согласно которому порядок предъявления претензии включает в себя и срок для предъявления претензии. В транспортном законодательстве по рассматриваемому вопросу также не существует единства. Кодекс торгового мореплавания РФ различает понятия «порядок» и «срок»: так, статья 405 КТМ называется «Порядок предъявления претензии», а статья 406 - «Срок для предъявления претензии, вытекающей из договора морской перевозки грузов», Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в статье 161 «Порядок предъявления претензий к перевозчику или буксировщику» упоминает также и о сроке предъявления претензии. Однако, в Кодексе торгового мореплавания (ст.406) и в Кодексе внутреннего водного транспорта (ст. 161) срок для предъявления претензий по договору перевозки грузов равен сроку исковой давности, поэтому Кодексы по сути соответствуют статье 797 ГК РФ, в отличие от Устава железнодорожного транспорта, в котором претензионный срок равен шести месяцам, а срок исковой давности равен одному году. Однако, как отмечает В.В. Витрянский, несмотря на то, что при принятии новых транспортных уставов и кодексов вновь были предусмотрены сроки для претензий, претендующие на установление их пресекательного характера, тем не менее, сложившийся в судебно-арбитражной практике подход к оценке указанных сроков не изменился; а подход был не в пользу пресекательных претензионных сроков.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня получения претензии.

В случае частичного удовлетворения или отклонения претензии экспедитор должен указать основания подобного решения (п.5 ст. 12 Закона). Данная норма заимствована из соответствующих транспортных уставов (кодексов). Правило, согласно которому при отклонении или частичном удовлетворении претензии перевозчик указывает основания этого решения, содержатся Уставе железнодорожного транспорта РФ (ст. 124), в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (ст. 163), в Уставе автомобильного транспорта (ст. 164). Рассматриваемая норма Закона о транспортно-экспедиционной деятельности посвящена досудебному урегулированию споров и соответственно имеет целью обеспечить возможность подобного урегулирования, так как стороны выясняют обоснованность собственной правовой позиции и правовой позиции контрагента. Однако, данная норма Закона не подкреплена какой-либо санкцией в случае необоснованного отказа экспедитора от удовлетворения правомерных требований клиента, хотя, например, Закон предусмотрел ответственность клиента за необоснованный отказ от оплаты понесенных экспедитором расходов (ст. 10). При отказе или частичном удовлетворении претензии экспедитор возвращает заявителю документы, представленные вместе с претензией.

Если клиент просрочил предъявление претензии, экспедитор все же вправе принять для рассмотрения претензию, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной (п.6 ст. 12 Закона). Подобная норма существует и в Воздушном кодексе РФ (ст. 126), и в Уставе железнодорожного транспорта - так, в соответствии со статьей 123 УЖТ РФ перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. Можно отметить, что в отношении экспедитора рассматриваемая норма Закона носит несколько декларативный характер: даже если причина пропуска срока для предъявления претензии будет уважительной, экспедитор вправе, но не обязан рассматривать такую претензию. Как уже было отмечено, в Кодексе торгового мореплавания и в Кодексе внутреннего водного транспорта претензионный срок равен одному году, поэтому высока вероятность, что экспедитор, имея положительный ответ на свою претензию от морского и внутреннего водного перевозчика, в соответствующем случае признает причину пропуска предъявления клиентом претензии уважительной. В отношении железнодорожных и автотранспортных перевозок грузов установлен шестимесячный (за исключением претензий об уплате штрафов) претензионный срок, поэтому экспедитор вряд ли будет иметь возможность принять претензию к рассмотрению по истечении шестимесячного срока, за исключением, если соответствующий перевозчик принял претензию к своему рассмотрению по истечении шестимесячного срока для предъявления претензии. В отношении требований клиента, которые не связаны с перевозкой груза, экспедитор имеет все основания принимать к рассмотрению претензию, поданную с нарушением срока, однако, вопрос о принятии претензии зависит от усмотрения экспедитора, который вряд ли может быть заинтересован в последующих арбитражных процессах.

Установление Законом о транспортно-экспедиционной деятельности претензионного порядка урегулирования споров не только в отношении требований, вытекающих из перевозки грузов, но и отношении иных требований обусловлено необходимостью единообразного регулирования транспортно-экспедиционных отношений. В противном случае - при установлении претензионных сроков только для требований, вытекающих из перевозки - возникала бы определенная путаница, так как клиент может вообще не знать причину возникновения ущерба и тот факт, произошел ли ущерб вследствие ненадлежащего исполнения перевозчиком договора перевозки или, например, вследствие ненадлежащей упаковки груза, осуществленной экспедитором.

Установление обязательного претензионного порядка урегулирования споров, а также срока предъявления претензии в области транспортно-экспедиционных отношений является следствием существования претензионного порядка в области перевозки. До тех пор, пока области перевозки будет действовать претензионный порядок урегулирования споров, законодатель при регулировании транспортно-экспедиционных отношений будет также тяготеть к аналогичному правовому регулированию.

До принятия Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в области транспортно-экспедиционных правоотношений действовал общий срок исковой давности в три года. В настоящее время Законом для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, устанавливается специальный срок исковой давности равный одному году. Предусмотренный Законом срок исковой давности не соответствует общему сроку исковой давности, установленному в три года, но возможность установления федеральным законом, в частности Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, специального срока исковой давности предусмотрена статьей 197 Гражданского кодекса, согласно которой для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (п.1). Специальный срок исковой давности в один год, установленный для требований, вытекающих из договора экспедиции, аналогичен сроку исковой давности, вытекающему из договоров перевозки груза, установленному Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 408), Уставом железнодорожного транспорта (ст. 125), Кодексом внутреннего водного транспорта (ст. 164). Срок же исковой давности, предусмотренный Уставом автомобильного транспорта РСФСР для грузоотправителей и грузополучателей, меньше одного года и составляет два месяца со дня получения ответа автотранспортного предприятия на претензию или со дня истечения срока, установленного для ответа (ст. 165). Иски же автотранспортных предприятий и организаций к грузоотправителям и грузополучателям могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня, определенного Уставом в статье 166.

Совпадение (во многих случаях) сроков для предъявления клиентом претензий и исков к экспедитору со сроками для предъявления претензий и исков к перевозчику имеет своим следствием практически немедленное принятие экспедитором после установления факта утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза или иных нарушений транспортно-экспедиционных обязательств, активных действий для получения возмещения с перевозчиков. Ведь в противном случае клиент, предъявивший претензию или иск в последний день срока, имеет возможность получить возмещение с экспедитора, экспедитор же, не предъявивший претензию или иск до дня их предъявления клиентом, лишается подобной возможности.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает, что в отношении транспортно-экспедиционных обязательств, срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13), при этом не определяя, когда возникает право на предъявление иска. Думается, в настоящем случае имеется недоработка со стороны законодателя, который должен был определить начало течения срока исковой давности по аналогии, например, с Уставом железнодорожного транспорта РФ. В соответствии со статьей 125 УЖТ исковая давность исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. В настоящее время возможно определение начала течения срока исковой давности согласно общему правилу Гражданского кодекса, в соответствии с которым течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.200).

Наличие в области транспортно-экспедиционных правоотношений сокращенного срока исковой давности может повлечь невозможность одной стороны получить возмещение с другой. Так, например, в процессе исполнении договора транспортной экспедиции экспедитор заключает договор со стивидором. Затем, в результате нарушения экспедитором (по причине нарушения обязательств клиентом по договору транспортной экспедиции) условий договора о выполнении погрузочно-разгрузочных работ стивидор получает в судебном порядке возмещение с экспедитора по истечении годичного срока. В результате, экспедитор не вправе взыскать убытки с виновной стороны - клиента по договору транспортной экспедиции. Или, наоборот, с клиента, являющегося поставщиком по договору поставки товара, по истечении одного года покупателем взыскиваются убытки. В итоге, клиент-поставщик не может взыскать убытки с виновной стороны - экспедитора (естественно, если убытки произошли в связи с ненадлежащим выполнением экспедитором договора транспортной экспедиции). Однако, законодатель исходит из того, что основная масса требований по договору транспортной экспедиции будет связана именно с выполнением договора перевозки груза, где установлен сокращенный срок исковой давности.

В заключение хотелось бы отметить, что в России транспортно-экспедиционная деятельность и, соответственно, законодательство, регулирующее транспортную экспедицию, находятся в процессе развития. В дальнейшем, в соответствии со статьей 2 Закона должны быть приняты Правила транспортно-экспедиционной деятельности, определяющие порядок оказания экспедиционных услуг, требования к их качеству, перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции). Необходимо, чтобы законодательство в области транспортно-экспедиционной деятельности было единой, внутренне непротиворечивой системой, что позволит избежать ненужных помех при развитии сферы оказания транспортно-экспедиционных услуг.

 

Автор: Морозова Н.В.