01.06.2012 11045

Этапы развития законодательства о наследственном преемстве (статья)

 

История наследования в России очень путана и бессвязна. Из всего периода времени до XVII в. до нас дошли лишь отрывочные факты различных эпох общественного развития, загадочные памятники исторического процесса. Отсутствие последовательности между началами нашего древнейшего законного наследования по различным редакциям Русской Правды объясняется глубоким потрясением родового быта в нашей частной и общественной жизни в период междоусобий до смерти Ярослава. Но не в одной Русской Правде видна непоследовательность, она замечается при сравнении Судебников с Русской Правдой, и их с Псковской Судной Грамотой, законы царя Ивана Васильевича о наследовании точно также стоят особняком по сравнению с предыдущими и последующими. Только с начала XVII в. наша история законного наследования становится яснее и понятнее.

Источником бесчисленных запутанностей в нашем законодательстве XVII в., было право наследования лиц женского пола. Дочь наследует, когда нет сына - вот начало, поставленное еще Русской Правдой, то есть мужской пол отстранял от наследования женский. Хотя в указах 1650, 1676 и 1677 г.г. было принято за правило, что лишь мужское потомство братьев устраняет от наследства их сестер; если же после братьев остается только женское потомство, то вместе с ним призываются к наследству и сестры умерших. Но эти положения очень часто отменялись полностью противоположными, а затем опять возобновлялись. Такое постоянное колебание - ясное доказательство, что юристы XVII в. не четко разбирались в законодательстве и постоянно сбивались, издавая указы.

В 1832-1833 г.г. издается Свод Законов Российской империи (далее -Свод), который является основным источником русского дореволюционного наследственного права. Особенностью русского законодательства XVIII в. являлось то, что наследственное имущество рассматривалось ни как единое целое, а подразделялось на два вида, для каждого из которого был установлен отдельный порядок правопреемства. По Своду родовое имущество переходило только к наследникам по закону, а для остального имущества существовал общий порядок наследования.

Свод регулировал наследственные отношения вплоть до принятия Декрета ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования», вызвавший огромный общественный резонанс и в корне изменивший систему наследственного преемства. Как следует из названия документа, наследование по завещанию и по закону отменялось, и само понятие «наследование» было признано контрреволюционным. Все имущество, оставшееся после умершего лица, становилось достоянием РСФСР. За ближайшими родственниками умершего (детьми, внуками, родителями, дедом и бабкой, братьями и сестрами), а также за супругом умершего лица (вдовой, вдовцом), если эти лица нетрудоспособные (то есть не имеют прожиточного минимума), признается (впредь до издания Декрета о всеобщем социальном обеспечении) право на содержание из имущества, оставшегося после умершего. Основываясь на этой норме (и на самом названии Декрета), высказывалось такое мнение, что Декретом 1918 г. наследование было отменено и одновременно установлен суррогат социального обеспечения - частноправовая форма социального обеспечения. Важная особенность данного акта заключалась в его обратной силе по отношению ко всем наследствам, открывшимся до его издания, если они еще не приобретены наследниками или, хотя и приобретены, но еще не поступили в их владение.

Содержание этого нормативного акта не укладывается в рамки сегодняшних представлений о наследовании. Кажется нелепым отмена института, существовавшего на протяжении всей истории человечества и без которого немыслима современная жизнь. Исследователи указанного документа не могли прийти к единому мнению, решая, был ли институт наследования отменен полностью или частично. Однако Б.С. Антимонов и К.А. Граве справедливо отмечают, что в декрете о суде №1 от 7 декабря 1917 г. указано, что при разрешении споров о праве гражданском суды должны были руководствоваться декретами Советской власти, но допускалась и ссылка на законы свергнутых правительств, поскольку таковые не были отменены революцией и не противоречили революционной совести и революционному правосознанию. Отсюда авторы сделали вывод, что в период с октября 1917 г. по 27 апреля 1918 г. наследование регулировалось старыми правилами, «поскольку они не были сметены революцией как противоречащие новому строю». В то же время, не подлежали применению нормы ч. 1 тома X Свода, в которых утверждались сословные привилегии, неравноправие женщин в наследовании.

Следует обратить внимание на ст. 9 Декрета 1918 г., указывающую, что если имущество умершего не превышает 10 тысяч рублей и состоит из усадьбы, предметов домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства в городе или деревне, то оно поступает в непосредственное управление и распоряжение имеющихся налицо супруга умершего лица и поименованных выше его ближайших родственников (вне зависимости от их нуждаемости, трудоспособности или нетрудоспособности). Согласно ст. 2 Декрета 1918 г., это - нуждающиеся нетрудоспособные родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры.

В названном выше постановлении НКЮ и НКФ РСФСР от 31 декабря 1918 г. передача имущества в порядке ст. 9 Декрета 1918 г. признается видом социального обеспечения. Подобное решение вопроса мотивируется тем, что по ст. 9 передается малоценное имущество, доход от которого не превышает прожиточного минимума, и что такое понимание ст. 9 Декрета 1918 г. вытекает из общей мысли Декрета 1918 г. об обеспечении нуждающихся родственников. Изложенное толкование ст. 9 не согласуется с тем, что по этой статье Декрета 1918 г. имущество переходит независимо от нуждаемости и трудоспособности или нетрудоспособности: для понятия же обеспечения моменты нуждаемости и нетрудоспособности являются существенными.

На наш взгляд, в данном случае можно говорить о существовании особой формы наследования по закону, когда наследниками выступают не только близкие родственники, но и государство. Для того чтобы предупредить обход этого закона путем дарения имущества еще при жизни собственника будущим наследникам, почти одновременно (20 мая 1918 г.), был издан Декрет о дарениях, которым дарения на сумму свыше 10 тысяч рублей признавались недействительными. Таким образом, Декрет устанавливал единственно возможную форму наследования - по закону, что противоречило всем ранее сложившимся правилам, определявшим судьбу имущества умершего.

История наследственного права еще не знала такого рода ограничений. То, что накапливалось и систематизировалось в течение нескольких столетий, было перечеркнуто одним Декретом. С появлением Декрета наступает новый этап развития наследственного права России. Однако 2 мая 1922 г. ВЦИК принимает Декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых и защищаемых судами РСФСР», которым было признано право наследования по завещанию и по закону супругами и прямыми нисходящими потомками в пределах стоимости имущества 10 тысяч золотых рублей. Закон позволял указать желаемый порядок раздела наследства.

Декрет «Об отмене наследования» действовал до 1 января 1923 г., то есть до введения в действие Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного четвертой сессией ВЦИК 31 октября 1922 г.", в котором был предусмотрен раздел, посвященный регулированию наследственных правоотношений (ст. 416-435 ГК РСФСР). ГК РСФСР 1922 г. различал две формы наследования: по закону и завещанию. Наследниками и по закону, и по завещанию могли быть: прямые нисходящие родственники умершего (дети, внуки, правнуки); переживший супруг; нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти.

К наследникам по закону ст. 417 ГК РСФСР 1922 г. относила и государство, поскольку если общая стоимость наследственного имущества с вычетом долгов умершего превышала 10 тысяч золотых рублей, оно наследовало излишек наследственного имущества. Наследование по закону имело место, если оно не было изменено завещанием. Закон не устанавливал очередность наследования по закону. К наследованию призывались все наследники одновременно и делили наследственное имущество между собой в равных долях. Приращение наследственных долей, а также отказ от наследства в пользу другого наследника закон не допускал.

При наследовании по завещанию завещателю разрешалось изменить наследственные доли между установленным кругом наследников, лишить одного или всех наследников наследства. Завещанием ГК РСФСР 1922 г. признавал сделанное лицом распоряжение на случай смерти о предоставлении имущества одному или нескольким лицам. Завещание представлялось государственному нотариусу для внесения в актовую книгу. При этом выписка из актовой книги часто заменяла завещание.

В связи с той ролью, которая отводилась крестьянству в новом обществе, уже с 1922 г. законодатель легально предусмотрел особый порядок наследования имущества крестьянского двора, который «красной нитью» пройдет через всю историю советского наследственного права. В последующие периоды развития советского наследственного права наблюдается постепенное расширение круга наследников по закону и завещанию.

Дальнейшее развитие советского наследственного права было во многом обусловлено экономическими причинами. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. был отменен с 1 марта 1926 г. максимум наследования. В преамбуле к постановлению ЦИК и СНК РСФСР от 15 февраля 1926 г. «Об отмене максимума наследования и дарения», допустившему наследование по закону и по завещанию всего наследственного имущества независимо от его стоимости, говорилось, что отмена максимума наследования и дарения производится «...для облегчения возможности продолжения существования промышленных и торговых предприятий после смерти их владельцев, а также в целях создания более благоприятных условий образования и прилива в страну материальных и денежных средств».

В связи с восстановлением в РСФСР института усыновления постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 6 апреля 1928 г. круг возможных наследников был расширен путем включения в него усыновленных и их потомства, которые теперь могли наследовать после усыновителей. Было предоставлено право завещать имущество государству и его органам, государственным учреждениям и предприятиям, партийным, профессиональным, кооперативным и другим общественным организациям. Другим Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. впервые в истории российского наследственного права в интересах несовершеннолетних наследников устанавливается институт обязательной доли. Независимо от содержания завещания они стали наследовать 3/4 доли, которая им причиталась бы при наследовании по закону.

Исключительное значение по своему масштабу имело издание 14 марта 1945 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР «О наследовании по закону и по завещанию», внесшего изменения в действующее законодательство о наследовании и имевшего важное влияние на все последующее наследственное законодательство. Принятие Указа следует связать с большими потерями, которые понес СССР в Великой Отечественной Войне. Указ существенно расширил круг наследников по закону и предоставил более широкие права гражданам в части распоряжения своим имуществом на случай смерти. Более того, в целях предоставления гражданам СССР возможности воспользоваться более широкими правами, чем это имело место ранее, действие Указа было распространено и на «наследства, открытые до его принятия, но не принятые наследниками и не перешедшие в собственность государства». В ходе реализации положений этого акта на практике встало много вопросов, связанных со сроком, в течение которого лица, в силу Указа входящие в круг наследников по закону, были вправе требовать передачи им наследства и так далее.

Круг наследников был расширен путем включения в их число родителей (которые до этого указа наследовали при условии, если они состояли на иждивении наследодателя), братьев и сестер умершего, но, видимо следуя традициям советского наследственного права, неизменным оставалось положение, согласно которому по завещанию могли наследовать лишь лица, являющиеся наследниками по закону (исключением из этого правила выступало положение, согласно которому при отсутствии наследников по закону завещатель мог завещать свое имущество любому лицу). Указ устанавливал очередность призвания к наследованию. Наследниками первой очереди признавались дети, в том числе усыновленные, супруг и нетрудоспособные родители умершего и другие нетрудоспособные, состоящие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти; второй - трудоспособные родители; третьей - братья и сестры умершего. В случае наследования по завещанию действовали правила об обязательной доле в наследстве, право на которую имели нетрудоспособные наследники, и она составляла размер доли, которая причиталась бы ему при наследовании по закону. Указ ввел так называемое право представления. До Указа все наследники по закону, в том числе дети, внуки, правнуки, наследовали в равных долях между собой и другими наследниками.

Многие исследователи отмечали положительное влияние Указа, и что «изменения, о которых идет речь, по их объему и принципиальному значению могут быть с полным основанием названы реформой советского наследственного права». Еще до принятия Указа указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 г. был отменен существовавший до этого времени налог с наследства.

Значительным изменениям советское наследственное право подверглось в начале 60-х годов прошлого столетия. 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В Основах 1961 г. были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившуюся в стране систему наследования, но права граждан в части наследования по закону и по завещанию были значительно расширены.

В 1964 г. на базе Основ 1961 г. был принят ГК РСФСР, который закреплял право наследования по закону и по завещанию. На первое место среди оснований наследования кодекс ставил наследование по закону, которое имело место постольку, поскольку оно не было изменено завещанием. ГК РСФСР устанавливал две очереди наследников по закону. Ст. 532 ГК РСФСР к наследникам по закону первой очереди относила родителей, супруга и детей, в том числе усыновленных, наследниками второй очереди являлись братья и сестры, дед и бабка, как со стороны отца, так и со стороны матери. Внуки наследовали по праву представления. Обязательная доля в наследстве устанавливалась в размере не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из лиц, имеющих право на обязательную долю при наследовании по закону.

Круг наследников по завещанию стал практически неограниченным. Завещатель мог составить завещание в отношении граждан, как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону, юридических лиц, общественных организаций и государства. Наследникам было предоставлено право отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по закону или по завещанию, а также в пользу государства или юридических лиц, тогда как ранее такой отказ был безусловным; наследственное имущество стало переходить к государству не как выморочное, а по праву наследования. Гражданин мог составить завещание на все свое имущество. Наследниками могли быть как само государство, так и отдельные организации. В круг наследников не могли входить международные организации и государства, кроме СССР. Единственно возможной формой завещания было нотариально удостоверенное завещание. В соответствии с ГК РСФСР банковские вклады наследовались в особом порядке: вкладчик мог сделать завещательную запись, которая расценивалась как распоряжение банку о выдаче вклада (в случае смерти вкладчика - наследодателя) тому лицу, чье имя значится в завещательной записи.

31 мая 1991 г. Верховный Совет Союза ССР принимает Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые должны были вступить в действие с 1 января 1992 г. В Основы 1991 г. был включен раздел VI «Наследственное право». В связи с распадом СССР Основы 1991 г. на территории РФ вступили в действие лишь с 3 августа 1992 г., в части не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г. Прогрессивные по своему значению Основы 1991 г. стали базой для последующего как советского, так и российского гражданского законодательства. Единственное существенное новшество этого акта, заключающееся в том, что вклады граждан в банках должны наследоваться по общим правилам (п. 4 ст. 153), Постановлением Верховного Совета РФ «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» от 3 марта 1993 г. №4604-1 было признано не подлежащим применению на территории РФ по отношению к вкладам граждан в Сбербанке РФ, и таким образом, распространялось только на вклады в коммерческих банках. Это был беспрецедентный шаг в истории новейшего российского наследственного законодательства, породивший не только экономическое (фактическое), но и юридическое неравенство банков и их клиентов, что полностью отрицалось действовавшим законодательством о банках и банковской деятельности и существенно ухудшало права некоторых наследников.

После принятия первой (1994 г.) и второй (1995 г.) частей Гражданского кодекса Российской Федерации, разработка третьей его части, включающей нормы наследственного права, затянулась надолго, и указанный акт был принят лишь 26 ноября 2001 г.. В этом же году Федеральным законом от 14 мая 2001 г. №51-Ф3 были внесены изменения в ст. 532 ГК РСФСР, касающиеся увеличения числа очередей наследования до четырех, за счет включения в число наследников по закону братьев и сестер родителей умершего, прадедов и прабабок умершего, как со стороны деда, так и со стороны бабки, а также новых наследников по праву представления.

1 марта 2002 г. вступила в силу часть третья ГК РФ, раздел V которой полностью посвящен наследственному праву. Принятие этого акта было обусловлено изменившимся характером как общественных, так и имущественных отношений современной жизни. Впервые в российском гражданском законодательстве дано определение понятия наследования, детально регламентирован состав наследства. Законодатель прямо поставил наследование по завещанию на первое место среди оснований наследования. Как полагает профессор Е.А. Суханов, это стало «прямым следствием как расширения самого круга объектов наследственного преемства, то есть объектов частной собственности граждан, так и возможностей распоряжения находящимся в частной собственности имуществом».

Новеллой явилось расширение круга наследников по закону до пятой степени родства, а также лицами, находящимися в отношениях свойства - пасынкам, падчерицам, отчимам и мачехам. ГК РФ прямо предусматривает семь очередей наследников по закону, но при детальном рассмотрении можно выделить и восьмую очередь. Существенное увеличение очередей наследников по закону, бесспорно, является прогрессивным шагом на пути совершенствования наследственных правоотношений. ГК РСФСР не в полной мере обеспечивал законные права и интересы граждан. С принятием части третьей ГК РФ резко сократятся случаи призвания государства к наследованию, к чему и стремились авторы указанного закона.

Свобода завещания ограничена правилами об обязательной доле. Размер обязательной доли составляет не менее половины (1/2) доли, которая причиталась бы каждому обязательному наследнику при наследовании по закону. Еще одной новеллой ГК РФ является легальное закрепление двух случаев специальной формы завещания. Споры о необходимости введения этих новых форм не утихают и поныне, но мы полностью согласны с мнением профессора Е.А. Суханова, который полагает, «что весьма удивительным являлась формальность и строгость ранее действующего правила, закрепленного в ГК РСФСР, об обязательной форме нотариального удостоверения завещания, хотя наследственная масса никогда не достигала значительных размеров, и поэтому закрепление в ГК РФ новых форм завещания полностью соответствует реалиям современной жизни». В частности, в установленных законом случаях допускается завещание в простой письменной форме, например, когда гражданин находится в положении, явно угрожающим его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишен возможности совершить завещание по общим правилам. Кроме того, законодатель ввел так называемые «закрытые» завещания, то есть такие завещания, при которых завещатель не представляет другим лицам, в том числе и нотариусу, возможности ознакомиться с его содержанием. Новым в части третьей ГК РФ является и определение порядка наследования банковских вкладов, существенно отличающегося от ранее действующего. Теперь вклады граждан, находящиеся в любых банковских учреждениях, наследуются в общем порядке (включаются в состав всего наследства).

Сказанное позволяет сделать следующие выводы. Наличие достаточно широкого круга источников по обозначенной проблематике свидетельствует о том, что наследственное право является древнейшим институтом Российского права, и что наши предки придавали огромное значение определению судьбы имущества после смерти и считали решение этого вопроса жизненно важным.

Дореволюционное российское законодательство не рассматривало наследственное имущество как единое целое, а подразделяло его на самостоятельные наследственные массы с особым порядком их наследственного преемства, режим наследственного правопреемства также зависел от правового статуса участника наследственного правоотношения.

В XX век Россия вступила с наследственным правом, которое несло на себе явный отпечаток феодальной эпохи. Существенно ограничивалась возможность свободно распоряжаться в завещании некоторыми видами недвижимости - родовыми имениями, так называемыми надельными землями, образовавшимися после крестьянской реформы, никак не был ограничен круг кровных родственников - наследников по закону, но в то же время наследником по закону не считался переживший супруг и т.д. Попытка реформировать наследственное право в Гражданском уложении не увенчалась успехом: принять этот закон до Октябрьской революции не удалось.

Советская власть начала новую историю наследственного права с принятия 27 апреля 1918 г. Декрета ВЦИК «Об отмене наследования». Необходимо отметить, что данный акт был сильно оторван от действительности, так как был вызван скорее идеолого-политическими мотивами, а не требованиями гражданского оборота и реальной необходимостью. Идеологическую подоплеку этого Декрета можно обнаружить в Манифесте Коммунистической партии, где одним из программных требований провозглашалось уничтожение права наследования капиталистической частной собственности. Декрет действовал недолго, однако материальный и моральный вред, нанесенный им как наследодателям, так и наследникам, и обществу в целом, огромен. В то смутное для России время казалось, что право будет уничтожено вовсе.

Все дальнейшее развитие советского наследственного права свидетельствует о постепенном отказе от тех ограничений в области наследования, которые имели место в первые годы Советской власти: переход от ограничения наследования предельной, установленной в законе суммой к наследованию с неограниченной стоимостью наследственного имущества и от крайне узкого, обозначенного законом круга наследников - к существенному расширению этого круга; признание равенства наследственных прав как детей, рожденных в браке, так и внебрачных и усыновленных наследодателем детей; включение в число наследников по закону нетрудоспособных иждивенцев, а также развитие принципа свободы завещания.

Все последующее развитие наследственного права - это постепенное восстановление наследования как социального и правового института. Только в Основах 1961 г. наследственное право обрело черты, более или менее приличествующие демократическому обществу. Хотя наследственное имущество тогда составляли «предметы обихода, личного потребления и удобства» (как шутили юристы, «ложки, плошки, поварешки»), самыми дорогими из которых могли быть автомашина советского производства и садовый домик.

Новым этапом развития наследственного права явилось принятие третьей части ГК РФ, которая вступила в действие 1 марта 2002 г. В нормах, составивших содержание раздела V ГК РФ, отчетливо видна главная цель - укрепление имущественной независимости и самостоятельности гражданина.

 

АВТОР: Строк С.В.