03.06.2012 7768

Время открытия наследства (статья)

 

Время открытия наследства играет важную роль в развитии наследственных правоотношений. Статья 1114 ГК РФ воспроизводит традиционное для отечественного правопорядка понимание времени открытия наследства.

Для целей наследственного правопреемства значение имеет только день открытия наследства, которым является день смерти гражданина. Если гражданин объявлен умершим как безвестно отсутствующий, то днем открытия наследства считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим. Когда же в соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, то днем открытия наследства считается день смерти, указанный в решении суда. Однако в этом случае шестимесячный срок для принятия наследства начинает течь не с указанного дня предполагаемой гибели гражданина, а со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим. Это понятно, так как исчисление указанного срока со дня предполагаемой гибели гражданина, указанного в решении суда, привело бы к тому, что срок для принятия наследства был бы сокращен или от него и вовсе ничего бы не осталось. В таком случае срок для принятия наследства суду все равно пришлось бы восстанавливать как пропущенный по уважительным причинам.

В тех случаях, когда суд в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 ГПК РФ устанавливает факт смерти гражданина, днем открытия наследства должен считаться день смерти, указанный в решении суда. Однако срок для принятия наследства, как и в случае, когда в решении суда указан день предполагаемой гибели гражданина, нужно исчислять лишь со дня вступления в законную силу решения суда об установлении факта смерти. Решение суда не заменяет собой свидетельства о смерти, а является лишь основанием для получения последнего и только после получения свидетельства о смерти можно обратиться в нотариальную контору для оформления права на наследство.

В конечном счете, день открытия наследства определяется всегда датой свидетельства о смерти лица, выдаваемого органами ЗАГСа, где точно указано время смерти. Указанные положения имеют большое значение для нотариальной практики, в частности, для решения вопроса об исчислении сроков принятия наследства, прежде всего, случаев при установлении факта смерти. Не влечет открытия наследства признание гражданина безвестно отсутствующим или факт пропажи его без вести на фронте, если он не был объявлен умершим.

На день открытия наследства определяется: состав наследственного имущества; круг наследников (за исключением наследников, зачатых при жизни наследодателя, но родившихся после его смерти); место открытия наследства; момент возникновения у наследников права собственности на наследство; размер обязательной доли; действительность или недействительность завещания; законодательство, которым следует руководствоваться; размер пошлины со стоимости имущества, переходящего в порядке наследования на день открытия наследства. На день открытия наследства устанавливаются факты нетрудоспособности призываемых к наследованию иждивенцев, их нахождения на его иждивении и совместного проживания с наследодателем в течение не менее одного года.

Исключение составляют случаи, специально указанные в законе. Правовые акты могут изменяться, и в зависимости от того, когда наступила смерть наследодателя, будут применяться те или иные нормы права. Например, если один наследодатель умер 26 февраля 2002 г., а другой 2 марта 2002 г., то в первом случае будут применяться нормы ГК РСФСР, а во втором - нормы ч. 3 ГК РФ, вступившей в силу с 1 марта 2002 г. Данный пример, однако, распространяется на наследование по закону, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введение в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» №143-Ф3, подписанного Президентом РФ 26 ноября 2001 г., «к завещаниям совершенным до введения в действие части третьей

Гражданского кодекса, применяются правила об основаниях недействительности завещания, действовавшие на день совершения завещания».

Со дня открытия наследства исчисляются: сроки для принятия наследства и для отказа от него; срок, по истечении которого выдается свидетельство о праве на наследство; срок для согласия на осуществление функций исполнителя завещания; срок исковой давности по требованиям отказополучателя к наследнику, на которого возложен завещательный отказ и срок, по истечении которого право на получение завещательного отказа переходит к подназначенному отказополучателю; срок, в течение которого раздел наследственного имущества, перешедшего в общую долевую собственность наследников, осуществляется с учетом особенностей, установленных разделом V ГК РФ; срок осуществления нотариусом мер по охране и управлению наследством; срок для заявления членами семьи наследодателя и его нетрудоспособными иждивенцами требований о выплате не полученных наследодателем при жизни сумм заработной платы, пенсий, пособий, алиментов и платежей по возмещению вреда; срок на предъявление претензий кредиторами.

Техногенный век, в котором мы живем, приносит все большее количество катастроф (воздушных, морских и наземных). В них погибают и те, кто бы мог наследовать один после другого (супруги, дети и родители, другие родственники, наследодатель и его наследники по завещанию). В связи с этим, ГК РФ в ч. 2 ст. 1114 подвел итог многолетней дискуссии о наследовании в случае смерти в пределах одних суток лиц, которые могли бы наследовать друг после друга, так называемые коммориенты (commorientes, то есть умершие одновременно), считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга. При этом наследство открывается после каждого из них, и к наследованию призываются наследники каждого из них (к примеру, мать и дочь). Выбор такой формулировки, вероятнее всего связан с тем фактом, что на протяжении многих лет практика использовала именно это правило.

С учетом того, что время смерти не всегда поддается установлению с точностью до часов и минут, подобное допущение следует признать логичным. Тем не менее, на практике оно может в некоторых случаях привести к парадоксальным результатам. Обратим внимание, прежде всего, на то, что к коммориентам нельзя относить лиц, смерть которых при исчислении времени в различных часовых поясах наступила в разные сутки. Допустим, что в самолете, потерпевшем катастрофу, оказались отец и сын. Смерть отца наступила мгновенно, а сын для оказания срочной медицинской помощи был вывезен в район другого часового пояса, где и наступила его смерть. При исчислении времени для района часового пояса, где наступила смерть сына, если они умерли в разные сутки, их нельзя относить к коммориентам (в нашем примере при наличии всех прочих предусмотренных законом условий сын может быть призван к наследованию после смерти отца).

При определении состояния коммориентности таких лиц, законодатель не воспринял предложение ряда учёных об определении времени возникновения наследственного отношения не «днём», а «моментом» смерти наследодателя и повел себя достаточно консервативно. Таким образом, при определении времени открытия наследства не учитывается тот временной разрыв, который может быть между смертями, последовавшими друг за другом, но в один и тот же день. Иными словами, разница во времени, исчисляемая часами и минутами, когда она имела место в пределах одного и того же дня, при определении момента смерти во внимание не принимается. Конечно, при таком подходе может быть и так, что лица, которые умерли один в 23 ч. 55 мин., а другой в 00 ч. 5 мин. (то есть через 10 мин.) следующего дня, будут считаться умершими не в один день и наследовать после друг друга, а лица, между смертями которых куда больший временной разрыв, - умершими в один день и к наследованию после друг друга не призываться. Ю.К. Толстой пишет: «... это все же связано с меньшими издержками, нежели определение момента смерти по часам, а то и по минутам. Ведь не будешь же у изголовья каждого человека, который отходит, стоять с хронометром. К тому же такие случаи обычно имеют место в экстремальных ситуациях (чаще всего при транспортных и экологических катастрофах), когда не до учета точного времени смерти человека, которому уже ничем нельзя помочь».Критики этой позиции считают такого рода выводы ошибочными. Они отмечают противоречие такого разъяснения тексту ст. 17 ГК РФ, которая устанавливает, что правоспособность гражданина прекращается его смертью и тексту ст. 22 ГК РФ, согласно которой никто не может быть лишен дееспособности иначе, чем в порядке, предусмотренном законом. В подтверждении своих доводов М.Ю. Барщевский приводит такой пример: «Смерть гражданина наступила в 0 час. 10 мин. Если исходить из рассматриваемого разъяснения, то следует сделать вывод, что круг наследников умершего гражданина будет определяться не на момент смерти (0 час. 10 мин.), а на момент окончания календарных суток (24 часа). Таким образом, указанным разъяснением правоспособность широкого круга лиц (наследников по закону и завещанию) частично ограничивается и ставится в зависимость от «дожития» до конца календарных суток». Сторонники этой позиции считают, что в случае смерти в один день двух лиц, каждое из которых может быть наследником другого, имеет значение установление не только дня, но и часа смерти и лицо, пережившее другого, должно быть признано наследником.

Не достаточно убедительными, на наш взгляд, являются доводы СП. Гришаева, который пишет: «...возможны ситуации, когда значение имеет не только день, но и час открытия наследства. Так, допустим, в тот же самый день, но до или после момента наступления смерти прекращается родственная или семейная связь, являющаяся основанием для призвания к наследованию (усыновление, развод и т.д.). Возникает вопрос о том, можно ли включать соответствующее лицо в число наследников (например, в день смерти наследодателя было вынесено решение об усыновлении его ребенка или им ребенка). Решение этого вопроса зависит от того, произошло ли данное событие до или после момента смерти». Во-первых, юридическое значение в описанной ситуации имеет не день вынесения судом решения об усыновлении, а день вступления в силу решения суда об установлении усыновления ребенка (п. 2 ст. 125 СК РФ). Во-вторых, установить момент усыновления с тем, чтобы сравнить его с моментом смерти, практически невозможно.

О коммориентах упоминает п. 1 ст. 1146 ГК РФ, в силу которого к наследованию по праву представления потомки наследника по закону призываются не только тогда, когда этот наследник умирает до открытия наследства, но и когда он умирает одновременно с наследодателем, то есть, когда наследник и наследодатель являются по отношению друг к другу коммориентами. Формулируя это правило, законодатель исходил из того, что если наследование по праву представления имеет место, когда наследник умирает раньше наследодателя, то есть до открытия наследства, то для этого имеются тем большие основания, когда наследник и наследодатель умирают одновременно. Если сын и отец умирают одновременно, то дети сына могут быть призваны к наследованию после смерти отца на основании п. 1 ст. 1142 ГК РФ, а после смерти деда - по праву представления на основании п. 2 ст. 1142 ГК РФ.

Если одновременно с наследодателем умирает наследник по завещанию, которому подназначен другой наследник, имущество наследодателя переходит к подназначенному наследнику. Если же завещатель не подназначил наследника, то действует общее правило о наследовании после коммориентов.

 

АВТОР: Строк С.В.