07.07.2011 21172

Значение термина «деловая репутация» (статья)

 

Научный термин - слово или сочетание слов, призванное выразить в языке понятие, носителем которого является этот термин, - происходит от латинского terminus (предел, граница). Понятие выражается в научном термине путем отграничения его от похожих лексических единиц. Отграничение терминов осуществляется путем придания термину какого-либо смысла, т. е. содержания значения чего-нибудь.

В языкознании слово рассматривается в качестве важнейшей, исходной единицы речи и текста. По утверждению специалистов в области языкознания, слово представляет собой одну из основных единиц языка, обладающую качественной определенностью и нормативной самостоятельностью.

В правовой литературе отмечается, что слово представляет собой «исходный «строительный» материал законотворчества и нормотворчества в целом. Оно есть средство передачи мысли, идей нормодателя. С помощью слов образуется текст права, облекаясь в форму, материализуясь в правовые нормы».

Слова (термины) служат средством выражения правовых понятий, которые представляют собой «семантическое ядро, благодаря которому норма права функционирует». То или иное понятие является правовым, если используется доктриной в качестве такового, либо используется законодателем в тексте закона.

Правовые понятия подразделяются на «понятия права», выраженные в тексте законов и иных нормативно-правовых актов, и «понятия науки права», используемые в доктрине. При этом, как справедливо подчеркивается в литературе, позитивное право и правовая наука оперируют одними понятиями, но «при совпадении понятий права и науки права часто могут не совпадать их дефиниции в смысле содержания и количества признаков», а по своему значению для правотворческой и правоприменительной деятельности научные правовые понятия играют вспомогательную роль. В. В. Игнатенко подчеркивает, что, «имея предметом отражения в форме обобщения соответствующие государственно-правовые явления, правовые понятия, закрепленные в тексте законов или иных нормативных правовых актов, становятся понятиями права».

Определению правового значения термина «деловая репутация» должно предшествовать лингвистическое его определение, которое предполагает раскрытие смысла составляющих его лексических единиц - «репутация» и «деловая».

Термин «репутация» (от лат. reputatio- счет, счисление) в словаре иностранных слов толкуется как создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, общественная оценка. В толковом словаре В. И. Даля репутация трактуется как «слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком», а в словаре С. И. Ожегова репутация - это приобретаемая кем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь. Деловой - «относящийся к общественной, служебной деятельности, к работе».

В соответствии с такой трактовкой в доктрине сложилось мнение, что значение понятия «деловая репутация» заключается в том, что это общественная оценка, общественное мнение, сложившееся относительно кого-либо по поводу его общественной, служебной деятельности, работы. Следует подчеркнуть, что слово «дело» в русском языке имеет 16 значений. И наряду с указанным имеет и такое: «промышленное или коммерческое предприятие», то есть дело - это еще и бизнес, предпринимательство. Поэтому вполне возможным представляется употребление термина «деловой» в качестве «относящийся к предпринимательству», а понятия «деловая репутация»- как общественное мнение, сложившееся относительно кого-либо по поводу его предпринимательских качеств. При этом следует учесть, что в праве существует использование слова «деловой» исключительно применительно к предпринимательским отношениям- мы ведем речь о понятии «обычай делового оборота», которым признается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения» (п. 1 ст. 5 ГК РФ). В этой норме законодатель прямо указывает на то, что под деловым оборотом понимается предпринимательский оборот. Представляется, что можно говорить о широком смысле понятия «деловая репутация», когда имеется в виду общественная оценка любых значимых качеств лица в сфере его деятельности, и узком (собственном) смысле, когда имеются в виду только его «деловые» качества.

И в законодательстве, и в доктрине термин «деловая репутация» используется и в широком и в узком смысле, хотя о необходимости разделять указанные смыслы в литературе не говорится. В то же время требование чистоты используемой терминологии и потребности практики по защите деловой репутации различных субъектов гражданского права диктуют необходимость такого разделения.

Дело в том, что понимание деловой репутации в широком смысле, можно сказать, как «репутации вообще», позволяет применять это понятие к любому участнику гражданско-правовых отношений. А понимание деловой репутации в узком смысле - как оценки качеств, значимых в сфере делового оборота - позволяет применять это понятие уже не к любому участнику гражданско-правовых отношений, а только к субъекту-предпринимателю. Поскольку по современному гражданскому законодательству «репутация вообще» защите не подлежит, а защищается только «деловая репутация», то субъекты, к которым можно применить рассматриваемое понятие только в широком смысле, правовой защиты такого блага, как репутация, не получают.

Так, Ленинский народный суд г. Краснодара отказал в иске Краснодарскому региональному отделению общероссийской политической организации «Отечество» о защите деловой репутации, сославшись на то, что понятие деловой репутации в гражданско-правовом смысле применимо только к лицам, участвующим в деловом обороте, каковыми общественные организации не являются. Очевидно, что политические организации имеют репутацию как «создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках», общественную оценку их социально значимой деятельности. В то же время очевидно и то, что в узком смысле слова они деловой репутацией обладать не могут, поскольку участия в деловом (предпринимательском обороте) не принимают. Выходом из сложившейся ситуации может быть либо разделение в законе репутации на «просто репутацию» и «деловую репутацию» с указанием субъектов, которые могут обладать той или иной репутацией, либо использование иного термина для замены им понятия «репутация вообще». В качестве такого понятия, по нашему мнению, можно использовать понятие «доброе имя», которое содержится в законе. Однако к данному вопросу мы обратимся позднее, а здесь продолжим исследование практики употребления понятия «деловая репутация» в законодательстве и доктрине.

Легальное определение деловой репутации дано применительно к кандидатам на руководящие должности кредитных организаций. Так, в ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» указывается, что под деловой репутацией понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации.

В этой связи следует отметить, что если подвергнуть репутацию классификации, то можно выделять наряду с деловой также профессиональную, служебную, должностную репутацию лица. Но при этом применение терминов «профессиональная репутация», «служебная репутация», «должностная репутация» возможно только к физическому лицу при характеристике его профессиональных и служебных качеств (а также, используя терминологию приведенного выше закона, «иных качеств», имеющих значение для той или иной профессии или должности), но будет некорректным в применении к юридическому лицу, о котором нельзя сказать, что оно обладает профессиональными, служебными или должностными качествами.

В то же время употребление относительно юридического лица словосочетания «деловые качества» является вполне корректным, если иметь в виду слово «деловой» в широком смысле. Если же иметь в виду слово «деловой» в узком смысле, как «принадлежащий деловому обороту», то можно говорить о «деловых качествах» только применительно к субъекту, участвующему в деловом обороте: коммерческому юридическому лицу и гражданину-предпринимателю.

Однако даже при такой классификации «чистоты» деления не будет, поскольку специфика гражданина-предпринимателя приводит к слиянию профессиональной и деловой репутации, в то время как специфика коммерческого юридического лица такого слияния не дает. Относительно последнего субъекта можно утверждать о профессионализме либо непрофессионализме его работников, но не самого юридического лица.

Приведем несколько доктринальных определений понятий «репутация» и «деловая репутация». В юридической литературе репутацию рассматривают как сложившееся общественное мнение о достоинствах и недостатках человека, либо как «складывающуюся на основе имеющегося объема информации о лице пропорцию положительных и отрицательных сведений о его качествах, достоинствах и недостатках, известную окружающим и в силу этого отраженную в общественном сознании как мнение о нем с точки зрения морали данного общества», а деловую репутацию - как сложившееся в обществе мнение о деловых, профессиональных качествах лица, оценку его профессиональных качеств. Так, А. М. Эрделевский определяет деловую репутацию как «относящуюся к общественно значимой деятельности лица его оценку обществом, мнение общества о качествах, достоинствах и недостатках этого лица». Как видим, А. М. Эрделевский дает широкую трактовку понятия деловой репутации, поскольку распространяет его на любую общественно значимую деятельность и не имеет в виду слово «деловой» в смысле «принадлежащий деловому обороту».

М. Н. Малеина дает еще более широкую трактовку понятия «деловая репутация», чем А. М. Эрделевский, когда утверждает, что она «представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности». Более широкой данную трактовку можно признать потому, что для поклонников в шоу-бизнесе или коллег по работе могут иметь значение и такие качества лица, которые, безусловно, его персонифицируют, но социально значимыми признаны быть не могут (например, внешний облик эстрадного певца).

А. А. Власов полагает, что репутация - это «суть, объединенная в целое, пропорция сведений положительных и отрицательных о качествах (достоинствах и недостатках) объекта, известных окружающим и в силу этого отраженных в общественном сознании как мнение» 1. Автор подчеркивает, что репутация всегда представляет собой мнение, которое складывается на основе имеющейся конкретной информации о том или ином объекте, поэтому репутация представляет собой не всегда адекватное отражение истинных качеств объекта. В то же время это мнение должно быть устоявшимся, сложившимся, хотя в ряде случаев оно и может иметь подвижный характер, поскольку изменчива информация о субъекте. 2. В данном положении с автором можно вполне согласиться, поскольку репутация - это «капитал», который приобретается годами. И вполне возможны случаи, когда «невзрачная» репутация становится со временем прочной положительной.

Относительно понятия «деловая репутация» А. А. Власов пишет, что его можно сформулировать как положительную оценку деловых качеств лица, отраженных в общественном сознании либо как положительную оценку «исключительно деловых (в сфере предпринимательства) качеств физического и юридического лица, которая не должна применяться к сфере отношений, не связанных с предпринимательством или экономической деятельностью субъекта». Хотим особо подчеркнуть, что А. А. Власов, во-первых, справедливо акцентирует внимание на том, что деловая репутация - это именно «положительная оценка», а не «любая оценка» лица, как считают А. М. Эрделевский и М. Н. Малеина и, во-вторых, употребляет термин «деловая репутация» в узком смысле.

Проанализировав понятия «репутация» и «деловая репутация», автор приходит к выводу, что Гражданский кодекс РФ неоправданно сужает понятие «репутация», сводя его к деловой репутации. Поводом к такому выводу послужило утверждение А. А. Власова о том, что «применение понятия репутация допустимо не только к физическим и юридическим лицам, но и к иным субъектам гражданского права».

Под иными субъектами гражданского права автор имеет в виду Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования. Автор подчеркивает, что сужение понятия репутации в Гражданском кодексе РФ определением «деловая» в ряде случаев вынуждает потерпевших, в случае нанесения ущерба международной и иной, не укладывающейся в рамки деловой репутации, использовать термин «достоинство» по отношению к субъектам-негражданам.

В качестве примера А. А. Власов приводит случай, когда статьей в газете «Известия» была подорвана репутация Вологодской области и был поставлен вопрос о защите чести и достоинства области (субъекта Российской Федерации). Следует согласиться с мнением А. А. Власова о том, что понятие чести и достоинства применительно к области не соответствует смыслу указанных понятий и использование в данном случае термина «репутация» было бы более правильным. Действительно, смысл термина «репутация», если понимать под ним общественную оценку социально значимых качеств кого-либо, позволяет применять его ко всем субъектам гражданского права. Можно добавить, что в этом смысле возможна была бы замена термина «деловая репутация» не термином «репутация», которое, как мы отмечали, на сегодняшний день в качестве самостоятельного блага гражданским законодательством не рассматривается и правовой защите не подлежит, а термином «доброе имя».

А. А. Власов предлагает исключить из текста Гражданского кодекса РФ определение защищаемой репутации в качестве «деловой», полагая, что такое решение будет соответствовать международно-правовым актам. Конкретно автор предлагает «исключить из ст. ст. 150, 152, 1101 ГК РФ оценочное определение репутации в качестве деловой, что должно расширить возможности гражданско-правовой защиты нематериальных благ».

По нашему мнению, предложение А. А. Власова вряд ли целесообразно. Исключение понятия «деловая репутация» и замена его понятием «репутация», применяемом ко всем субъектам гражданского оборота, расширит возможности защиты данного нематериального блага теми субъектами гражданского права, которые сегодня такой возможности не имеют, но в то же время приведет к размыванию понятия «деловая репутация коммерческого юридического лица», которое сегодня, как будет показано далее, имеет достаточно четкие очертания в нормативно-правовых актах.

В то же время мы согласны с мнением А. А. Власова о том, что понятие деловой репутации включает в себя только положительную оценку деловых качеств субъекта. Поскольку такое мнение разделяется в цивилистике не всеми учеными, на нем следует остановиться подробнее.

Так как репутация - это слава и добрая и дурная, общее мнение, как о достоинствах, так и о недостатках, то в литературе подчеркивается, что репутация может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус».

Так, по мнению К. Б. Ярошенко, репутация в отличие от чести и достоинства может быть положительной (хорошей) и отрицательной (плохой). Ю. Г. Иваненко считает, что «репутация, в отличие от таких благ как честь и достоинство, может иметь не только положительное содержание, но и отрицательно характеризовать ее обладателя».

По нашему мнению это утверждение верно в общеупотребительном смысле, но в правовом смысле деловая репутация, как охраняемое законом нематериальное благо, не может отрицательно характеризовать ее обладателя хотя бы уже потому, что отрицательная репутация в качестве блага рассматриваться не может; она правовой защиты не получает, да и не нуждается в ней. Поэтому в правовом смысле деловая репутация - это положительная оценка деловых качеств субъектов. Недаром у таких понятий, как «честь» и «достоинство», предполагается положительное содержание, а применительно к такому благу, как имя, законодатель прямо употребил прилагательное «доброе».

Указанные понятия являются близкими по содержанию, частично совпадающими, нередко определяемыми одно через другое. В толковом словаре В. И. Даля читаем, что «имя» в интересующем нас значении - это качество человека, а потому слава его или известность, достоинство; у С. И. Ожегова - «личная известность, репутация»; в большом толковом словаре русского языка - «известность, популярность (окружающая человека с большими общественными заслугами), репутация, общественная оценка кого-нибудь). П. Я. Черных также приводит одно из значений термина «имя» - «известность, слава». Очевидно, что понятие «репутация» является более широким, чем понятие «деловая репутация», а, поскольку, понятия «репутация» и «имя» в указанном выше значении признаются тождественными, то следует сделать вывод, что понятие «деловая репутация» охватывается понятием «имя», входя в его объем. Логично предположить и то, что понятие «деловая репутация» возникло позже, чем понятие «имя», т. к. последнее относится к всеобъемлющей характеристике субъекта в различных его социальных качествах, в то время как понятие «деловая репутация» отражает только одну из сторон характеристики субъекта - его деловые качества.

Понятие «имя» в рассматриваемом нами смысле, как представляется, присутствовало на всех стадиях развития человеческого общества, хотя точно определить момент его зарождения на сегодняшний день вряд ли представляется возможным. Общепризнанным является утверждение о том, что человечеству в первой фазе его развития присуще нерасчлененное сознание (синкретичное), в котором отдельные формы еще не выделяются. Синкретизм представляет собой сочетание разнородных воззрений, взглядов. Когда человек еще не выделял себя из коллектива, интересы отдельного индивида полностью совпадали с интересами рода, говорить о появление понятия имени в современном значении еще не приходится. Однако, как только наметился процесс выделения личности из общества, вокруг отдельного индивида образовалась его собственная «территория», относящаяся исключительно к нему и обладающая собственными характеристиками, отличными от характеристик общности, к которой он принадлежал.

По словам А. А. Гусейнова, единственной индивидуальностью древнейшего времени было стадо, оно являлось для древнейшего человека «единственной и безусловной границей в его отношении к самому себе и во взаимоотношениях с другими стадами. Деятельность, поступки стадного человека не являлись непосредственно осуществлением его сознательного выбора, а выступали как следствие жесточайшей необходимости». Постепенно период нерасчлененного сознания сменяется периодом становления личности как таковой. М. И. Стеблин-Каменский пишет: «Процесс становления личности, т. е. постепенное развитие от первобытной нерасчлененности «я» и «не-я» к все более четкому противопоставлению мира внутреннего миру внешнему, все более четкое противопоставление субъективного объективному, духовного физическому, нематериального материальному, - это, конечно, и есть генеральная линия развития человеческого сознания».

От состояния общности бытия, человечество переходит к индивидуализму, т. е. «состоянию преобладания отдельного бытия», но для индивида его социальное окружение, его соплеменники, соотечественники, сограждане всегда являются непременным и весьма важным атрибутом бытия, в связи с чем субъекту не безразлично отношение к нему со стороны его окружения. Специалисты в области обществоведения полагают, что всю историю человечества можно рассматривать как историю распада синкретизма, бесконечный процесс разделения труда, выделения профессиональных, специфических форм деятельности и т. д., а одним из существенных результатов этого процесса является «развитие самоценности личности, которая... может наращивать способность культивировать собственные специфические потребности, свои ценности».

В этот период выделения профессиональных, специфических форм деятельности, как представляется, и приобретает свое значение оценка того или иного субъекта в глазах окружающих; для индивида все более возрастает роль общественного мнения о нем, о его деловых и профессиональных качествах и способностях.

Профессиональная, деловая деятельность субъекта протекала в сфере межличностных отношений, в постоянной взаимосвязи с иными субъектами, являющимися и потребителями производимых им продуктов - товаров, услуг, - и, в свою очередь, поставщиками субъекта, предоставляющими ему свои товары и услуги. Роль доверия в этих отношениях трудно переоценить, субъект всегда имел интерес в том, чтобы окружающие были хорошего мнения о нем, о его деловых качествах, поскольку это напрямую влияло на благополучие субъекта, существование которого зависело от того, насколько успешно он будет осуществлять свою профессиональную, в том числе и предпринимательскую деятельность. Поэтому значимость для лица представляет только хорошее мнение о нем окружающих; отрицательное мнение не может представлять для лица ценности.

Более того, лицо стремиться всеми возможными способами упрочить в мнении окружающих свою положительную оценку и избегает отрицательной, как правило, не разглашая о себе тех или иных сведений, если они могут быть негативно оценены окружающими. В связи с этим право обеспечивает субъекту защиту данной положительной оценки, признавая последнюю благом.

Для субъекта доброе имя имеет значение не только в морально-этическом плане; оно связано также и с имущественным положением лица, что давно было подмечено правоведами. Можно привести высказывание Е. В. Пассека, который писал: «Честь, доброе имя, покой, здоровье - обладание всем этим представляет для человека интерес; все эти блага, имеющие для него свою ценность, так как удовлетворяя идеальным потребностям человеческой природы, они имеют значение для каждого», а утрата или лишение доброго имени может «в значительной степени влиять на имущественную состоятельность лица». Однако представляется, что значение доброго имени для гражданина, обывателя, не вступающего в деловые отношения с иными субъектами на профессиональной основе, несет, скорее, этическую, морально-нравственную нагрузку. А для лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, оно имеет иной смысл, не только нравственный, но и экономический (в данном случае мы имеем в виду физическое лицо, поскольку применение нравственных категорий к юридическому лицу является некорректным).

В дореволюционной цивилистике использовалось понятие «кредит», обозначавшее доверие, авторитет. П. Я. Черных пишет: «В русском языке слово кредит известно с Петровской эпохи, причем сначала употреблялось в смысле «доверие» как дипломатический термин». Раскрывая значение слова «кредит», В. И. Даль указывает «купеч.», т. е. применяемое в купеческой среде: «доверие, вера в долг». С. И. Ожегов уточняет, что кредит - это и «доверие, авторитет», и «коммерческое доверие».

В дореволюционном законодательстве термин «кредит» использовался в связи с проблемой возмещения вреда вследствие личной обиды или оскорбления. Так, ст. 670 ч. I т. X Свода Законов гражданских гласила: «Ежели, вследствие личной обиды или оскорбления, обиженный понес ущерб в кредите, или в имуществе, то обидевший или оскорбивший его обязан вознаградить за сии потери и убытки по усмотрению и определению суда». Иными словами, закон, наряду с имущественным ущербом, говорил об ущербе «в доверии», которым данное лицо обладало до совершения в отношении него правонарушения и которое оно могло утратить полностью или частично в результате правонарушения.

Г. Ф. Шершеневич, комментируя гражданское законодательство, отмечал: «Личное оскорбление не допускает никакой имущественной оценки, потому что оно причиняет нравственный, а не имущественный вред, если только оно не отражается косвенно на материальных интересах, например, на кредите оскорбленного». Исходя из этого утверждения Г. Ф. Шершеневича, можно сказать, что в дореволюционной цивилистике интерес «в кредите» (в доверии) рассматривался как имущественный интерес.

Уместно в этом отношении обратиться к понятию «купеческая честь», характеризовавшему русских предпринимателей. Так, А. В. Старцев, Ю. М. Гончаров отмечают, что, говоря о предпринимателе как о человеке, интересы которого сосредоточены исключительно в плоскости материальной, можно потерять многие другие примечательные штрихи его социального портрета. «Капиталист - это не только «погоня за капиталом». По мере формирования и укрепления рыночной системы хозяйства предприниматели начинают играть все большую роль в общественной и социальной жизни». Их менталитет все более меняется от «чистогана», «чистой прибыли» в сторону признания большой ценности честности, порядочности и доверия в отношениях с партнерами и клиентами. Авторы подчеркивают, что «приобретая и совершенствуя профессиональные навыки, чувствуя за собой усиливающуюся с годами экономическую мощь своих капиталов, купцы вырабатывали в себе новую систему ценностей. В основе ее лежало понятие «купеческая честь», т. е. неписаный свод правил, которые регулировали поведение купца в различных ситуациях, определяли его основные моральные качества». Понятие купеческой чести характеризовало российских предпринимателей XIX в., являясь своеобразным аналогом понятия «деловая репутация». Утрата «кредита», т. е. положительной деловой репутации несла для предпринимателя ощутимые негативные последствия.

Можно утверждать, что рассматриваемое понятие с давних времен используется в праве, т. к. уже в древнеримской юриспруденции имелся ряд терминов, отражающих репутацию лица. Так, М. Бартошек указывает, что римляне знали «existimatio» - положительную репутацию, доброе имя гражданина; «turpitudo»- отрицательную, дурную репутацию; а также термин «infamis», употребляемый по отношению к лицу, пользующемуся дурной славой.

Если для гражданина репутация - это благо сугубо нематериальное, а ее утрата влечет умаление имени гражданина в общественном мнении, но на его имущественной стороне может никак не сказываться, то для предпринимателя утрата репутации («деловой репутации») влечет ощутимые материальные потери. Обладание положительной деловой репутацией является для юридического лица, занятого в деловом обороте, а также гражданина-предпринимателя непременным условием его существования, входит в круг его насущных интересов. (Эти интересы не являются только моральными, нравственными; они носят и имущественный характер. Причем, наряду с имущественным, моральный и нравственный компоненты имеют значение для гражданина-предпринимателя, а для юридического лица, участвующего в предпринимательской деятельности, - только имущественный.)

Термин «деловая репутация» является правовым, т. к. содержится в нормативных документах, в которых он появился в связи с необходимостью обеспечения правовой защиты такой составляющей облика индивида как «репутация». Так, ст. 150 ГК РФ называет деловую репутацию в числе нематериальных благ, подлежащих защите. Правовым понятием является также понятие «доброе имя», которое содержится в Конституции РФ и ГК РФ. В цивилистической литературе нет единства мнений относительно понятия «доброе имя»; одни авторы считают, что оно самостоятельного значения не имеет, другие с такой трактовкой не согласны.

Так, М. Н. Малеина рассматривает понятие «доброе имя» как тождественное понятию чести. А. А. Власов справедливо не соглашается с такой позицией и отмечает: «Если согласиться с ее мнением, то это дублирующее и необязательное для содержащегося в ст. 150 ГК перечня нематериальных благ понятие». Действительно, ст. 150 ГК РФ говорит, что к нематериальным благам относятся и «честь», и «доброе имя», и «деловая репутация». Такое законодательное перечисление указанных объектов как нематериальных благ не позволяет говорить об их тождестве и дает основания для исследования их в качестве самостоятельных правовых понятий. Не дает основания для отождествления указанных понятий и рассмотренные нами выше их объем (понятие «доброе имя» шире понятия «деловая репутация»).

Высказанная в литературе позиция, связывающая деловую репутацию юридического лица с предпринимательством (А. А. Власов), находит как сторонников, так и противников. Так, А. Л. Анисимов определяет деловую репутацию юридического лица как оценку «производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений». В. Плотников пишет: «Строго говоря, деловой репутацией в собственном смысле слова могут обладать граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и юридические лица». При этом автор подчеркивает, что ограничиваться законодательной защитой только репутации предпринимателей было бы ошибкой, поскольку на защиту своей репутации вправе рассчитывать лица различных профессий (педагоги, адвокаты, врачи и проч.), однако содержание такой репутации составляет оценка не деловых (предпринимательских), а профессиональных и служебных качеств гражданина. Поэтому «эту репутацию справедливо можно было бы назвать не деловой, а профессиональной или служебной».

Ю. Г. Иваненко не соглашается с такой трактовкой и считает, что эта точка зрения «является ошибочной и исходит из субъективного для автора понимания значения «деловых качеств», как аналога «предпринимательских качеств». Вместе с тем, - отмечает автор, - в русском языке понятие деловой (деловая, деловое) относится в любой общественной деятельности или работе, а слово «дело» изначально является синонимом таких понятий, как: работа, знание, деятельность, а потому «деловой репутацией юридического лица следует признать приобретаемую ими общественную оценку о качествах, достоинствах и недостатках, относящихся к его работе и профессиональной деятельности».

К. М. Арсланов также отмечает, что деловая репутация охватывает не только сферу экономической деятельности лица (например, мнение о предпринимательских качествах лица, мнение об ответственном отношении юридического лица ко всем своим клиентам), но и сферы трудовой, а также иной профессиональной деятельности.

Представляется, что приведенные нами взгляды дают основание для утверждения о том, что единообразного доктринального понимания термина «деловая репутация» в российской цивилистике не сложилось; одни ученые рассматривают это понятие в широком смысле, а другие - в узком.

А, как было показано, отсутствие единообразного доктринального понимания сказывается и на правоприменительной практике.

А. Л. Анисимов полагает, что деловая репутация является социально-правовой категорией. Следует согласиться с автором в том, что категории «деловая репутация» присущ как правовой, так и социальный смысл. Более того, понятие «репутация», а вслед за ним - и «деловая репутация» возникли именно как социальные понятия и лишь впоследствии приобрели правовую окраску. Однако далее А. Л. Анисимов утверждает, что понятие «деловая репутация» тождественно понятию «социальный престиж» и представляет собой сравнительную оценку социальной значимости индивида, группы людей или социального института, юридического лица, его положения в обществе, закрепленную в общественном мнении. С этим положением можно согласиться только при условии рассмотрения деловой репутации в самом широком социальном смысле.

Представляется, что можно характеризовать и репутацию вообще и деловую репутацию в социальном смысле (но не правовом) так, как это принято на сегодняшний день в доктрине. Но, по нашему мнению, даваемые в литературе определения данного понятия - «сложившееся в обществе мнение о деловых, профессиональных качествах лица, оценка его профессиональных качеств», «набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей», «общественная оценка качеств, достоинств и недостатков, относящихся к работе и профессиональной деятельности лица», «сравнительная оценка производственной или иной деятельности лица» - не отражают правового смысла рассматриваемого термина. Правовые понятия подразделяются на «понятия права», выраженные в тексте законов и иных нормативно-правовых актов, и «понятия науки права», используемые в доктрине, но дефиниции этих понятий в смысле содержания и количества признаков могут не совпадать. Представляется, что доктрина правильно оперирует понятием «деловая репутация», раскрывая его логический и социальный смысл. Но при этом в доктринальных дефинициях упускается из вида собственно правовой смысл данного термина, обусловленный тем, что деловая репутация заняла место понятия права в тексте закона в связи с необходимостью защиты одного из нематериальных благ, принадлежащих субъекту.

Очевидно, что право не может признавать нематериальным благом ни сложившееся в обществе отрицательное мнение о деловых, профессиональных или предпринимательских качествах лица, ни отрицательную оценку его профессиональных качеств, ни общественную оценку недостатков, относящихся к работе и профессиональной деятельности лица, ни набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей (как сравнительную оценку производственной или иной деятельности лица), поскольку такой «набор» (сравнительная оценка) может давать негативную деловую репутацию (а, вернее, «неделовую» репутацию). А право не может защищать негативную, «неделовую» репутацию, поскольку последняя не представляет ценности ни для субъекта, ни для правопорядка.

В пользу такого вывода говорит и Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 25 апреля 1995 г., в котором обращается внимание судов на то, что право граждан на защиту чести, достоинства, деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности. Очевидно, что деловая репутация, сформировавшаяся как отрицательное общественное мнение о деловых, профессиональных качествах субъекта не может служить условием его успешной деятельности.

Можно добавить и то, что право не защищает любое «имя», а только «доброе имя», не защищает бесчестья, а защищает честь, не защищает ничтожность личности, а защищает достоинство последней.

Отсутствие единства взглядов в вопросе о том, могут ли деловой репутацией обладать все граждане и все юридические лица, либо только занятые в деловом (предпринимательском) обороте сложилось, как представляется, во-первых, в связи с новизной данного института для российского законодательства, а, во-вторых, с недостаточно четкой его регламентацией в ст. ст. 150 и 152 ГК РФ.

Если обратиться к мировой практике, то можно увидеть, что деловая репутация имеет значение, главным образом, в мире бизнеса. В развитых странах уже давно публикуются рейтинги деловой репутации компаний в таких серьезных изданиях, как журналы «Форчун», «The Economists, газета «Файнешнл Тайме». О значении деловой репутации в сфере бизнеса свидетельствует и то, что термин «репутация» оказал влияние на образование ряда экономико-правовых терминов, таких как «репутационный капитал», «репутационный менеджмент», «репутационный риск», широко применяемых в зарубежной литературе и нормативных актах.

Ряд этих терминов, в частности, «репутационный риск» известен и действующему российскому законодательству. Так, Указание ЦБ РФ «О годовом отчете кредитной организации» в п. 5.1.4 выделяет следующие риски: финансовые, под которыми понимаются кредитный риск, риск ликвидности, ценовой риск, риск изменения процентных ставок, базисный риск, валютный риск, рыночный риск, риск инфляции, риск неплатежеспособности; функциональные под которыми понимаются стратегический риск, технологический риск, риск операционных и накладных расходов (риск неэффективности), риск внедрения новых продуктов и технологий (внедренческий риск) и прочие под которыми понимаются риск несоответствия и риск потери репутации.

Значение деловой репутации для экономического оборота подтверждается и тем, что понятие деловой репутации может использоваться для оценки деловой активности участника предпринимательской деятельности. Так, Приказ Минфина РФ от 12.01.2001 № 2н в п. 185 устанавливает, что в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности страховой организации, критериями которой являются территория и широта рынков оказания страховых услуг и перестрахования, репутация страховой организации, выражающаяся в известности страхователей, заключающих с ней договоры страхования, своевременность исполнения страховых обязательств и др. Можно констатировать, что в современных условиях категория «деловая репутация» неразрывно связана с деловым оборотом, необходимо присуща ему.

Анализ целого ряда нормативных актов показывает, что во многих случаях в них понятие «деловая репутация» связано со сферой предпринимательской деятельности, поскольку применяется к субъектам - участникам рыночных отношений.

Так, Письмо ЦБ РФ от 16.09.2003 № 134-Т говорит о банках-нерезидентах, деловая репутация которых вызывает сомнения; Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери- о деловой репутации организации-контрагента; Письмо МНС РФ от 01.04.2003 № ШС-6-24/380 «О применении налоговыми органами административной ответственности за нарушения валютного законодательства» - о деловой репутации предполагаемого партнера; Письмо МАП РФ от 28.02.2003 № ИЮ/2272 «О Порядке применения статьи 9 Закона РСФСР ОТ 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - о деловой репутации участника конкурса.

Письмо ГТК РФ от 23.09.2002 № 01-06/38010 в п. 2 указывает, что при доказывании субъективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, необходимо учитывать меры, предпринятые импортером в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены: а) на стадии предконтрактной подготовки - выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации; б) на стадии заключения контракта - внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).

Приказ Минсельхоза РФ № 673, Минимущества РФ № 204 от 26.08.2002 в п. 5 устанавливает, что решение о заключении лицензионных договоров принимаются ФКП, исходя из баланса производства и потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, выпускаемой под товарными знаками на российском и зарубежных рынках и с учетом определенных обязательных требований, в числе которых наряду с наличием у организации действующей лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции, наличием условий, позволяющих производить алкогольную и спиртосодержащую продукцию с использованием товарных знаков, отвечающую по своим качественным показателям требованиям, установленным владельцем товарных знаков и др. указано, что «наличие у организации положительной деловой репутации на российском рынке».

В то же время в ряде других нормативных актов термин «деловая репутация» употребляется уже не применительно к участникам делового оборота, а применительно к физическим лицам, в предпринимательском обороте в качестве субъекта не участвующим.

Так, Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» и Письмо ЦБ РФ «Об отдельных вопросах применения законодательства об уведомлении Банка России об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций» употребляет термин «деловая репутация» применительно к физическим лицам - членам совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации. Положение «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения», определяющее перечень сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации в форме слияния и присоединения, а также регулирующее особенности лицензирования деятельности кредитных организаций при реорганизации в форме слияния и присоединения в п. 3.4 устанавливает, что заключение, направляемое в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России), должно содержать информацию о согласованных территориальным учреждением Банка России по месту предполагаемого нахождения «Кредитной организации» кандидатурах на должности руководителей (единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа), главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера «Кредитной организации», об избранных членах Совета директоров (Наблюдательного совета) «Кредитной организации» и о соответствии указанных кандидатов квалификационным требованиям и требованиям к их деловой репутации, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, т. е. применяет данный термин к физическим лицам - кандидатурам на должности руководителей кредитной организации.

Письмо ЦБ РФ «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций» устанавливает требования к физическим лицам, которые могут быть назначены кураторами кредитных организаций. Пункт 2 данного письма указывает, что куратор кредитной организации назначается из числа служащих Банка России, имеющих опыт работы, знания и практические навыки в области лучшей международной практики банковского надзора, банковского менеджмента, в вопросах определения параметров рисков и процедур по их минимизации, обладающих безупречной деловой репутацией, умением организовать работу на порученном участке, навыками командной (коллективной) работы и достаточной коммуникабельностью.

Федеральный Закон РФ «О выборах президента Российской Федерации» употребляет термин «деловая репутация» применительно к кандидатам на пост президента Российской Федерации, а Федеральный Закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - к кандидатам в депутаты.

Анализ приведенных нормативно-правовых актов дает основание для утверждения, что, так же как и в доктрине, в законодательстве термин «деловая репутация» употребляется то в широком смысле, по существу, как синоним термина «репутация» и охватывает оценку качеств субъекта в любой сфере деятельности лица - и профессиональной (служебной), и собственно деловой (как участника своего «дела», бизнеса), то в узком и охватывает только оценку деловых качеств субъекта - участника делового (предпринимательского) оборота.

На этом факте можно было бы не акцентировать внимания, если бы деловая репутация различных субъектов гражданского права не имела столь различные характеристики, какие она имеет на сегодняшний день. Эти различия обусловлены, главным образом, сущностью субъектов гражданско-правовых отношений и той ролью, которую деловая репутация играет в их общественно-значимой деятельности. Различия усматриваются:

1. между деловой репутацией граждан и деловой репутацией юридических лиц в том смысле, что первая включает в себя морально-этический аспект, не присущий деловой репутации юридических лиц;

2. между деловой репутацией субъектов, являющихся участниками делового оборота, и деловой репутацией субъектов, в таком обороте не участвующих в том смысле, что деловая репутация субъектов, участвующих в деловом обороте, имеет свои, качественно иные характеристики. Такими характеристиками не обладает деловая репутация иных субъектов, коммерческой деятельностью не занимающихся.

Так, деловая репутация коммерческих организаций учитывается на балансе юридического лица в качестве нематериальных активов, в то время как деловая репутация некоммерческих организаций в таком качестве не учитывается. Постановление Госкомстата РФ от 27.12.2002 № 225 в п. 1 указывает, что форму федерального государственного статистического наблюдения № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» представляют все юридические лица, независимо от вида их экономической деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы, кроме субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. А в п. 27 устанавливает, что по строкам 77-85 отражается полная учетная стоимость нематериальных активов, состав которых соответствует «Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000», утвержденному Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н). В числе этих нематериальных активов Постановление называет деловую репутацию организации.

Таким образом, деловая репутация субъектов, участвующих в деловом (предпринимательском) обороте, обладает свойствами, резко выделяющими ее из числа всех иных нематериальных благ, а право на деловую репутацию таких субъектов обладает собственными характеристиками, также не совпадающими с характеристикой иных субъективных гражданских прав на нематериальные блага. Эти характеристики будут рассмотрены нами далее.

Подводя итоги рассмотрению вопроса о правовом значении термина «деловая репутация» и его трактовке в российской цивилистической доктрине, необходимо сделать следующие выводы.

И в цивилистической доктрине и в гражданском законодательстве отсутствует единое понимание термина «деловая репутация». Указанный термин употребляется в одних случаях в широком (общеупотребительном), а в других - в узком (собственно-правовом) смысле этого слова. Представляется, что широкое понимание обусловлено лингвистическим толкованием слов «дело», «деловой», имеющих в русском языке множество значений, и вполне допустимо. Но поскольку термин «деловой» имеет в числе своих толкований «относящийся к собственному делу, бизнесу (предпринимательству)» и в этом значении также используется в тексте закона и цивилистической доктрине, придавая этому смыслу собственно-правовое значение, можно говорить о том, что термин «деловая репутация» имеет наряду с широким смыслом и узкий, «собственно-правовой» или «сугубо правовой».

Под деловой репутацией в широком смысле следует понимать положительную общественную оценку, положительное общественное мнение, сложившееся относительно кого-либо по поводу его профессиональной, общественной, служебной деятельности, работы: физических лиц, занятых в любой сфере общественного производства, потребления и обмена, и юридических лиц, занятых в любой общеполезной деятельности, включая как занятых, так и не занятых в деловом (предпринимательском) обороте.

Понятие «деловая репутация» в узком, собственном смысле следует применять только к участникам делового оборота: коммерческим юридическим лицам, некоммерческим юридическим лицам, участвующим в предпринимательской деятельности, и гражданам-предпринимателям, понимая под ним положительную оценку деловых качеств лица. В этом случае деловая репутация - это не только мнение потребителей, хотя оно, безусловно, важно, но и авторитет в деловых кругах - в глазах деловых партнеров: потенциальных контрагентов, инвесторов, кредиторов и т. д.

Материал, изложенный  здесь, дает основание для предварительного вывода о том, что деловая репутация участников делового оборота существенно отличается от деловой репутации иных субъектов гражданского права. Поэтому мы вносим предложение о введении в научный оборот термина «коммерческая репутация» с целью замены понятия «деловая репутация», употребляемого в узком смысле слова. Следует отметить, что употребление термина «коммерческая репутация» в качестве синонима деловой репутации коммерческого юридического лица встречается нормативных актах. Так, Роскомторг в рекомендациях по составлению договоров в случаях, если предложение о заключении договора поступило от неизвестной организации, дает указание выяснять через партнеров, контрагентов и банкиров ее финансовое положение и коммерческую репутацию.

Под коммерческой репутацией мы предлагаем понимать деловую репутацию коммерческого юридического лица, представляющую собой общественную оценку его деловых качеств, имеющих значение в сфере предпринимательской деятельности для ее успешного осуществления.

 

АВТОР: Дьяченко Е.М.