21.07.2011 2647

Понятие и способы принятия наследуемого предприятия (статья)

 

В рамках реализации наследниками субъективного права наследования они вправе принять или отказаться от наследства. Принятие наследства - это выражение наследником согласия на приобретение наследственного имущества. Принимая наследственное имущество, наследники соглашаются с теми правовыми последствиями, которые для них наступают: возложение бремени ответственности по долгам наследодателя; реализация преимущественного права; необходимость оформления наследственных прав и т.д. Актом принятия наследства завершается накопление юридического состава наследственного правопреемства, приводящего к возникновению для наследника права на наследство как единую совокупность прав и обязанностей. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Исключение из этого правила относится к случаям призвания наследника одновременно по нескольким основаниям (п.2 ст. 1152 ГК РФ).

Правовая природа акта принятия наследства является неоспоримой. Только одностороннее волеизъявление наследника будет направлено на выражение его действительной воли. Способы принятия наследства, закрепленные ст. 1153 ГК РФ, принято делить на юридические и фактические (И.Л.Корнеева, М.В.Телюкина) либо на формальные и неформальные (В.И.Серебровский, Т.Д.Чепига, О.Ю.Шилохвост, К.БЛрошенко).

Аналогичные способы присущи законодательству ряда зарубежных стран (Болгарии, Италии, Франции и др.).

Применимы ли эти способы при наследовании предприятия? Что касается юридического способа (обращения наследника с заявлением о принятии наследства к нотариусу), то он, безусловно, приемлем, поскольку позволяет засвидетельствовать желание наследника на принятие предприятия. Подача этого заявления в дальнейшем не лишает наследника права отказаться от принятия предприятия в рамках срока для принятия наследства (п.2 ст.1157 ГК РФ). Установление этого правила законодателем направлено на защиту прав и законных интересов самих наследников, поскольку они могут не знать о конкретном составе наследуемого предприятия в момент обращения к нотариусу (иному уполномоченному должностному лицу). В этом случае они могут «до представления всех необходимых для оформления наследственных прав документов подать заявление о принятии наследства», но в рамках срока для принятия наследства. Предоставление наследникам возможности отказаться от наследуемого имущества после совершения фактических действий, свидетельствующих о принятии наследства, может привести к злоупотреблению правами наследника. Так, вступив во владение предприятием, наследник может дать указания персоналу предприятия. В зависимости от характера указаний, они могут привести не только к положительным, но и неблагоприятным последствиям. Целесообразнее в этом случае было бы установление правила, согласно которому наследник, фактически вступивший во владение наследственным имуществом, а затем, отказавшийся от наследства, отвечает за совершенные им действия перед другими наследниками, принявшими наследство.

Фактический способ (совершение фактических действий, свидетельствующих о принятии наследства) применим при наследовании предприятия с некоторыми ограничениями, установленными по кругу наследников (для юридических лиц и публично-правовых образований). Во владении юридического лица или публично-правового образования могут оказаться вещи, принадлежащие наследодателю (например, в связи с его работой), но их нахождение не связано с волевыми действиями самого наследника - юридического лица или публично-правового образования. Они должны совершить целенаправленный акт выражения воли по принятию наследства - обратиться к нотариусу с соответствующим заявлением.

Законодательство Италии предусматривает, что юридические лица, за исключением товариществ, могут вступить в наследство, только оформив соответствующее заявление.

Правовые системы различных стран при формулировании положений о наследовании исходят либо из системы «принятия наследства» (например, Франция), либо системы «отречения от наследства» (например, Германия). Наше законодательство восприняло первую из них. Пункт 2 ст. 1153 ГК РФ устанавливает презумпцию принятия наследства наследниками. Действиями, свидетельствующими о принятии наследства, могут выступать: вступление во владение или в управление наследственным имуществом; принятие мер по сохранению наследственного имущества, защиты его от посягательств или притязаний третьих лиц; оплата долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитавшихся наследодателю денежных средств; производство расходов на содержание наследственного имущества и другие. По своей правовой природе это могут быть как действия фактического характера (например, вступление во владение или управление предприятием), так и юридического (например, оплата долга кредиторам наследодателя). Общим объединяющим их свойством является самостоятельное принятие этих мер без участия нотариуса и иного уполномоченного лица.

Рассмотрим некоторые из указанных мер.

Вступление во владение или в управление наследственным имуществом. «Вступление во владение наследством как правовая форма принятия наследства представляет собой фактическое овладение имуществом умершего, осуществление над ним физического господства». Фактическое овладение какой-либо вещью из наследственной массы рассматривается как желание овладеть и иным наследственным имуществом. Действия по фактическому вступлению во владение наследством можно применить и к предприятию как единому имущественному комплексу. Так, наследник, узнав о смерти наследодателя, может посетить место деятельности умершего наследодателя, дать указания о ходе дальнейших действий персоналу предприятия, ознакомиться с доступной документацией и т.п. Принявшим можно будет считать и того наследника, который совершил фактические действия по отношению к иным видам имущества из состава наследства.

Вступление в управление наследственным имуществом, по мнению Никитюка П.С., означает совершение действий, свидетельствующих об отношении наследника к вещам, правам и обязанностям из наследственной массы как к своим (внесение задолженности, уплата налога и т.д.). Исходя из норм существующего законодательства, управление наследством укладывается в рамки договора доверительного управления имуществом. Но осуществить эти действия наследник самостоятельно не сможет, поскольку выступает в этом договоре только как выгодоприобретатель (третье лицо, в интересах которого заключен договор). Его действия будут ограничиваться лишь возможным обращением к нотариусу с заявлением о принятии мер по управлению предприятием.

Предпринимаемые лицом меры по сохранению наследственного имущества могут носить как юридически подтвержденный характер (через заключение договора хранения), так и не подтвержденный (через самостоятельное принятие мер по охране). В отношении предприятия в целом как имущественного комплекса договор хранения заключен быть не может, но может относиться к отдельным составляющим предприятие элементам (готовая продукция, иные движимые вещи из состава предприятия). Инициаторами принятия мер по охране могут выступать наследники, отказополучатели, кредиторы и иные заинтересованные лица. Наследники могут быть назначены непосредственными исполнителями распоряжения нотариуса или исполнителя завещания о принятии мер по охране имущества.

Несение расходов на содержание наследственного имущества и оплата долгов наследодателя в отношении предприятия может быть выражена в оплате труда работников предприятия, принятии денежных сумм от должников наследодателя по обязательствам, связанным с деятельностью предприятия и т.п.

Совершить действия по принятию предприятия наследники могут в пределах сроков для принятия наследства, исчисляемых в порядке, установленном ст. 1154 ГК РФ. Принять наследство наследники могут и по истечении установленного срока, при наличии согласия наследников или решения суда. Сообразно этому выделяются судебный и внесудебный порядок восстановления срока. Срок восстанавливается судом при наличии следующих условий:

1. Наличие заявления наследника, пропустившего срок, или управомоченного им лица.

2. Пропуск срока произошел по уважительным причинам.

3. Обращение в суд последовало в течение 6 месяцев после того, как причины пропуска отпали. Своевременным можно считать обращение в суд и в том случае, если наследник сначала обратился к нотариусу в пределах срока принятия наследства, а затем в суд уже за рамками этого срока.

Наследник признается принявшим наследство на основании решения суда. Суд определяет доли наследников в наследственном имуществе и признает недействительными ранее выданные свидетельства.

Внесудебный порядок восстановления срока предполагает наличие согласия в письменной форме всех наследников, принявших наследство. Нотариус самостоятельно аннулирует ранее выданные свидетельства и выдает новые.

Независимо от того, как был восстановлен срок для принятия наследства (в судебном или внесудебном порядке) между наследниками, принявшими наследство ранее и вновь, возникает обязательство из неосновательного обогащения. Если предприятие находилось в общей собственности наследников, то они должны с учетом изменившегося размера наследственных долей возместить новому наследнику все доходы, которые они извлекли с того времени, когда узнали о неосновательности обогащения. В свою очередь «старые» наследники вправе требовать возмещения понесенных необходимых затрат на содержание и сохранение имущества с того времени, с которого они обязаны возвратить доходы с зачетом полученных ими выгод. Если право было осуществлено одним из наследников, то сумма, выплачиваемая преимущественным наследником остальным наследникам, должна быть пересчитана с учетом прав нового наследника. В этой ситуации подлежит изменению составленное наследниками соглашение о разделе предприятия в части способа, размера и порядка предоставления компенсации.

Переход права на принятие наследства (наследственная трансмиссия) в отношении предприятия также возможен (ст.1156 ГК РФ). Но невозможен переход преимущественного права при разделе предприятия как связанного исключительно с личностью наследника (о чем мы скажем в следующем параграфе).

Право на отказ от наследства, в состав которого входит предприятие, наследник вправе реализовать в течение срока для принятия наследства. Пункт 2 ст.1157 ГК РФ предусмотрел возможность отказа от наследства даже после выражения воли на его принятие. При совершении фактических действий в отношении предприятия, признать наследника отказавшимся вправе суд при истечении установленного ст.1154 ГК РФ срока. Принимая соответствующее решение, суд должен будет установить, не повлекли ли фактические действия наследника, принявшего предприятие, неблагоприятных последствий (например, вследствие некомпетентности наследника были даны указания, повлекшие убытки в имуществе наследодателя), и в зависимости от этого удовлетворить требование наследника или отказать ему.

 

АВТОР: Янушкевич Е.А.