14.08.2011 37704

Терроризм: понятие, признаки, классификация (статья)

 

Известный отечественный учёный профессор Ю.П. Лисовский отмечает: «Терроризм - явление вовсе не новое: известно, что вся история человечества сопровождалась насилием и террором в самых разнообразных формах и проявлениях».

Так, например, революционное движение в России в XIX - начале XX века ставило своей целью насильственное изменение государственного строя. Согласно действующему законодательству такая деятельность признавалась, да и в настоящее время, в любой стране признаётся преступной.

В.И. Ленин в работе «Памяти Герцена», рассматривая историю революционного движения в России, выделил три этапа его развития: дворянский, разночинный и пролетарский. На всех этих этапах речь идёт исключительно о насильственных формах борьбы, имеющих целью изменение государственного строя. Каждому периоду движения была свойственна специфическая форма насилия. Первый (дворянский) этап генетически тяготел к такой форме, как дворцовые перевороты XVIII века: реформа политического устройства страны связывалась с династической «рокировкой». Второй (разночинный) и третий (пролетарский) этапы использовали политический терроризм, на втором этапе индивидуальный, на третьем - групповой. Разумеется, революционному периоду официальные власти противопоставляли чрезвычайные меры, в том числе террор государственный. «На протяжении веков террор, - отмечает В.П. Сальников, был неотъемлемым инструментом борьбы революционных и контрреволюционных сил в период глубоких социальных потрясений общества, когда острота противоречий и уровень политической культуры, каждой из сторон предполагали один исход - ликвидацию противника, невзирая на приносимые при этом косвенные жертвы».

Анализируя это сложное и многоаспектное явление можно выделить несколько его вариантов:

- индивидуальный, организованный террор и террор как политику государства;

- террор как политический метод борьбы в мирное и военное время;

- террор как метод внутриполитической борьбы и террористические акции международного террора.

Последний вариант террора в конце XX века приобрёл невиданные до этого масштабы.

В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности, усложняется её характер, возрастает изощрённость и антигуманность террористических актов.

Так, например, в августе 1999г. незаконные вооружённые формирования проникли на территорию Республики Дагестан.

В городах Буйнакске и Москве террористы осуществили варварские и циничные по своей жестокости и античеловечности террористические акции, в результате которых погибли сотни мирных граждан, в том числе старики и дети. Как признают многие западные и отечественные учёные, разгул терроризма в его современных формах и масштабах оказался неожиданностью, в результате чего и политологи, и юристы оказались неподготовленными к адекватной интерпретации и аутентичному теоретическому анализу этого феномена. В конце XX века международное сообщество испытало всевозрастающий натиск терроризма.

Терроризм и для современной России стал атрибутом времени, явлением, которое мы пытаемся понять и обуздать.

При разработке понятийной характеристики терроризма как социально-правового явления и определения границ, отделяющих его от смежных явлений необходимо сделать хотя бы краткий ретроспективный анализ отечественного законодательства по вопросам борьбы с терроризмом.

Характер и масштабы действий террористов детерминировали ответные организационные и правовые меры государства.

В первом советском уголовном кодексе - УК РСФСР 1922г. предусматривалась ответственность за террористический акт (ст. 64). Эта статья с некоторыми редакционными изменениями вошла затем в УК РСФСР 1926г. и в Положение о преступлениях государственных (ст. 8) 1927г. Закон не раскрывал признаков террористического акта. Определение конкретного содержания террористического акта давалось судебной практикой: в её ходе конкретизировался и уточнялся круг лиц, посягательства на которых при определённых условиях должны были признаваться террористическим актом. Постановлением Пленума Верховного суда РСФСР от 1 ноября 1924г. было признано, что убийство корреспондентов рабочей и крестьянской печати (рабкоров, селькоров, военкоров), совершённое в связи с их корреспондентской деятельностью, должно быть по общему правилу квалифицировано как террористический акт, направленный против деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций.

В 1929г. НКЮ РСФСР циркуляром № 101 признал террористическим актом посягательства на учителей-общественников, если эти посягательства в своей основе имели противодействие культурной и общественно-политической деятельности учителей со стороны их классовых противников.

Пленум Верховного суда РСФСР 8 марта 1930г. предложил посягательства на членов комиссий содействия проведению хлебозаготовок, совершённые в контрреволюционных целях, также квалифицировать как террористический акт. Постановлением Пленума Верховного суда РСФСР от 6 августа 1931г. было признано, что убийство ударников в связи с их активной работой на производстве также должно квалифицироваться как террористический акт. В циркуляре НКЮ РСФСР № 59 1934г. указывалось, что преследование лёгкой кавалерии и пионеров за их общественную работу со стороны классово-враждебных элементов, какую бы форму оно не носило, необходимо квалифицировать как террористический акт.

Согласно ст. 1 Положения о преступлениях государственных 1927г. в понятие контрреволюционного преступления включалось посягательство на национальные завоевания революции. Поскольку борьба против раскрепощения женщин национальных республик - одна из форм противодействия национальным завоеваниям пролетарской революции, то убийство женщин за снятие чадры, расторжение религиозного брака, за участие в общественной работе и т. д. квалифицировалось как террористический акт. Об этом 16 февраля 1930г. Президиум ЦИК СССР направил разъяснение центральным исполнительным комитетам союзных республик, в котором говорилось, что за убийство женщин, если точно установлено, что убийство произошло на почве их раскрепощения, может применяться ст. 8 Положения о преступлениях государственных (ст. 58 УК).Закон об уголовной ответственности за государственные преступления 1958г. (ст. 3) определяет понятие террористического акта путём точного указания его объективных и субъективных признаков. В докладе председателя Комиссии законодательных предположений Совета Союза Верховного Совета СССР 25 декабря 1958г. о проекте этого закона было специально отмечено, что в ранее действовавшем законодательстве (ст. 8 Положения о преступлениях государственных 1927г.) отсутствовала «...чёткая, конкретная характеристика такого преступления, как террористический акт, что на практике нередко вело к широкому толкованию указанного состава преступления». В ст. 3 Закона 1958г. (ст.66 УК РСФСР 1960г.) было записано, что под «террористическим актом следует понимать убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти, или нанесения таким лицам тяжкого телесного повреждения в связи с их государственной и общественной деятельностью с целью подрыва или ослабления Советской власти».

Несмотря на разрастание угрозы терроризма до июля 1994г. ст. 66 УК Российской Федерации рассматривала теракт как преступление, совершённое с «целью подрыва и ослабления Советской власти». И только с 1 июля того же года была принята правовая норма, рассматривающая терроризм как деяние, совершённое с целью нарушения общественной безопасности.В монографии «Терроризм в российском освободительном движении» О.В. Будницкий указывает, «что подход к объяснению исторических явлений с позиций уголовного кодекса вряд ли поможет что-либо в них понять». С данным суждением учёного можно согласиться, и не согласиться. Согласиться - так как в объяснении исторических процессов и событий одного нормативного подхода явно недостаточно. Не согласиться - ибо некоторые процессы и события целесообразнее всего оценивать с позиций права, а оценка - это тоже понимание.

Выше мы провели ретроспективный анализ уголовно-правовой оценки реакции советского государства на терроризм. Естественно, уголовное право, как и право в целом, находилось на службе у властьпридержащей верхушки общества. Но ряд уголовно-правовых норм, защищающих такие общечеловеческие ценности, как жизнь, не стоит политизировать, по крайней мере, в том случае, когда речь идёт о природе действия уже сложившихся цивилизованных правовых систем. Мы вполне солидарны с мнением Н.Ю. Пановой, которая отмечает, что «сегодня, после полутора столетий знакомства общества с терроризмом, ни в одном мало-мальски правовом государстве у В. Засулич не было бы ни одного шанса на оправдательный вердикт суда (как это случилось в условиях «террористического» режима русского самодержавия)».

Думается, что отношение к терроризму и необходимости жесткой уголовно-правовой реакции на него, оформившееся в семьях романо-германского и общего права - это отношение не сиюминутное, а одна из многих системно-образующих характеристик, выверенных многолетней и многострадальной практикой. Поэтому, давая современную правовую оценку терроризма, мы вполне оправдано можем считать, что она является ретроспективной, оценивающей терроризм последних двух столетий.

При разработке понятийной характеристики терроризма как социально-правового явления и определения границ, отделяющих его от смежных явлений, необходимо, на наш взгляд, классифицировать его на такие разновидности, как государственный терроризм, международный, системный, внутригосударственный, религиозный. Следует учитывать и такие его разновидности, как терроризм в форме мятежа, массовых беспорядков, диверсий, захвата заложников.

Характеристика терроризма как социально-правового явления требует выработки его определения в целом и дифференциации применительно к разновидностям.

Во многих исследованиях по терроризму подчеркивается его многогранная природа, которая затрудняет выработку единого определения терроризма.

Терроризм многолик: это и посягательство на существующий государственный строй; уничтожение государственных деятелей и политических лидеров; взрывы промышленных объектов; захват заложников и т.д. Террористические акты совершают отдельные лица, группы, организации, спецслужбы, международные террористические организации. Даже данный не полный перечень наиболее распространенных примеров показывает, что охватить все это в едином определении очень сложно.

Разработка и принятие универсального определения терроризма и международного терроризма позволило бы существенно облегчить решение задач предотвращения, пресечения и наказания преступлений терроризма. Отсутствие единого критерия, позволяющего выявить основные составляющие элементы определения самого термина «терроризм» является одной из основных проблем. Выработка такого критерия позволила бы создать механизмы, способные повысить эффективность борьбы с терроризмом.

Создание объективно отражающего действительность и общепризнанного определения международного терроризма положительно повлияло бы на действенность использования международно-правовых средств борьбы с названным явлением.

На данное обстоятельство обращается внимание и в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 42/159: «Эффективность борьбы против терроризма могла бы быть повышена путем выработки общепризнанного определения международного терроризма». Из вышесказанного можно сделать вывод, что разработка и принятие универсального определения международного терроризма будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом.

Ниже мы остановимся на рассмотрении различных подходов к определению международного терроризма. На II Международной конференции по унификации уголовного законодательства, прошедшей в 1930 году в Брюсселе, впервые в международном праве был применен термин «терроризм» для обозначения нового состава международного преступления. Данный термин был предназначен для характеристики действий, «способных породить общую опасность».

Терроризм в то время понимался как форма массовых политических преступлений. Так, например, в ст. 1 резолюции, принятой на V конференции по унификации уголовного законодательства, под этим преступлением понималось следующее: «Кто с целью разрушения всякого социального строя каким-либо образом терроризирует население».

Понятие «международный терроризм» тесно связано с такими понятиями как «террор», «террористический акт», «терроризировать». Само слово «террор» произошло от латинского «terror», что означает, «страх», «ужас», но в русском языке «террор» определяется как «устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения», а терроризм - это практика террора. Таким образом, понятие терроризма неразрывно связано с насилием. Поэтому во всех существующих определениях терроризма и международного терроризма, как производного от него, в качестве определяющего обязательного элемента присутствует указание на насилие. В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение: «Террор - физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам».

Несмотря на постоянный поиск учёных, понятие «терроризм» до сих пор не имеет точной и широко принятой дефиниции. Участники V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1975г.) пришли к выводу, что трудно дать более или менее точное определение терроризма. Отсутствие такой дефиниции имеет серьёзные последствия при рассмотрении этого понятия в контексте процессов уголовного правосудия. Вместе с тем в научной литературе встречаются многочисленные определения самого различного характера. Все они весьма различны между собой и не отличаются единообразием. Нет и единообразных подходов к определению понятия «терроризм» и такому специфическому явлению как «международный терроризм». В России к последнему зачастую относят всё многообразие террористических групп на земном шаре, тогда как в западной литературе - лишь ту их разновидность, которая представлена международными организациями, имеющими некий единый центр и сеть ячеек в разных странах мира, действующих по единому замыслу или иным образом координирующих свою активность.

Интересное, на наш взгляд, понятие терроризма дал Е.П. Кожушко: «Терроризм - это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением идеологически мотивированного насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, и представляющих угрозу жизни и безопасности людей. Такое насилие используется как для устранения конкретных противников, так и для запугивания правительства, партий, общественно-политических и религиозных движений, этнических групп, социальных слоев во имя достижения определённых политических, религиозных, социально-экономических целей». Такое определение совпадает с мнением видных зарубежных учёных. Международный терроризм понимается большинством экспертов как вид политического или уголовного насилия, затрагивающего в той или иной степени международные отношения.

Анализируя в целом существующие трудности в определении терроризма можно отметить четыре основные проблемы:

- первая: определения терроризма с течением времени изменяются. Формы терроризма постоянно изменяются, возникают и развиваются новые, порой не похожие на прежние;

- вторая: термин «террорист» является негативным знаком, присвоение которого является политическим актом, несущим серьёзные последствия;

- третья: терроризм часто «определяется» представителями СМИ, писателями, чиновниками, которые порой не понимают или не хотят глубоко вникать в суть данной сложной проблемы;

- четвёртая: существует множество противоречащих исторических, политических, социологических и философских определений терроризма. Всё это, в конечном счёте, затрудняет точное значение термина и способ его изменения.

Несмотря на указанные трудности, в научной литературе было разработано несколько подходов к исследуемой проблеме. Однако простые определения терроризма не возможно было применить ко всем встречающимся актам терроризма, и поэтому они не могли удовлетворить все заинтересованные стороны: учёных, сотрудников правоохранительных органов, чиновников и т. д. Ряд учёных, анализируя существующие определения, попытались определить общие для них элементы и разработать многомерное определение, включающее более десяти структурных элементов.

Однако в течение многих лет страны-члены ООН спорили по принципиальному вопросу: кого считать террористом?

После событий в США 11 сентября 2001 года генеральный секретарь Кофи Аннан и часть государств-членов ООН обратились к Генеральной ассамблее с просьбой прийти к согласию и принять всестороннюю конвенцию. Мировое сообщество поддержало этот призыв к Генеральной ассамблее вырваться из тупика, связанного с определением терроризма. Британский представитель в ООН Джереми Гринсток выразил сомнение в отношении того, что 189 стран-членов ООН смогут достигнуть согласия по поводу действий во время войн и вооруженной борьбы из-за вполне понятных различий в том, что они считают терроризмом. Он призвал к тому, чтобы все страны позволили применять действующие нормы международного гуманитарного права к действиям, относящимся к данной сложной области. «Сейчас наша работа состоит в том, чтобы повернуться лицом к проблеме терроризма и искоренить его в наиболее простой и ясной форме как использование насилия без какого-либо уважения и внимания к достоинству человека», - сказал он. Призывая Генеральную ассамблею к завершению работы над конвенцией по международному терроризму, дипломаты ещё раз обратили внимание на нерешённый вопрос определения терроризма. Для адекватного определения понятия терроризма необходимо исходить из признаков определяющих данное явление. Различные авторы указывают на разное количество этих признаков. Данное количество они определяют в процессе анализа существующих определений. И каждый из авторов по-своему прав. Можно до бесконечности расширять количество тех или иных структурных элементов. В данном исследовании мы не ставили перед собой цель детального изучения всех имеющихся подходов. Мы назовём лишь один из подходов, предложенный американским учёным В. Ваугом (W. Waugh). Он выделяет четыре признака терроризма, упоминаемые большинством исследователей:

1. особо жестокие формы насилия;

2. формирование целей, не связанных с конкретным проявлением насилия;

3. оказание психологического воздействия на широкие слои населения;

4. выбор жертв на основе критерия их символической ценности

На основе анализа существующих определений можно предложить следующую дефиницию:

Международный терроризм - это посягающее на международный правопорядок применение государством или самостоятельно действующим лицом (или группой лиц, организацией) насилия, посягающего на жизнь, здоровье, свободу физических лиц, направленного на достижение международно-противоправных целей путём взрыва, поджога или иными способами транспортных средств, общественных или жилых помещений или других материальных объектов, а также устранением лиц, не являющихся непосредственными жертвами нападения.

Никакие соображения политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием международного терроризма, и субъекты, совершившие террористические акты, должны нести соответствующую международную ответственность.

Для разграничения терроризма и других смежных явлений, например, экстремизма, важное значение имеет чёткая классификация терроризма.

При разработке понятийной характеристики терроризма как социально-правового явления и определения границ, отделяющих его от смежных явлений, можно классифицировать его на такие разновидности как государственный терроризм, международный, системный внутригосударственный, иной внутригосударственный, религиозный, точечный. Следует учитывать и такие разновидности, как терроризм в форме захвата территории, массовых беспорядков, диверсий, захвата заложников. Выделяя данные группы преступлений, мы исходим из положений зарубежных международно-правовых документов. При этом необходимо учитывать не механические перенесения их на нашу реальную действительность, а соотношение понятий и признаков, отражённых в национальном законодательстве.

Классификация терроризма по формам, разновидностям, содержанию должна быть использована (в качестве дифференциации общей понятийной характеристики) для определения предмета борьбы с терроризмом и, в частности, решения вопросов правового регулирования, компетенции силовых ведомств (их органов, подразделений). Следует классифицировать проявления терроризма по объёму действий (масштабу); по характеру последствий; целям (направленности действий) или, что то же самое, по характеру предъявляемых требований; мотивам; численности и организованности участников, а также по их психическому здоровью; использованным орудиям, способам, финансовым средствам и источникам их получения; по связи с официальными структурами. При реализации мер борьбы с терроризмом эти классификации должны использоваться как взаимодействующие.

Классификационные модели по объёму (масштабу) действий, по их целям и направленности, по мотивам уже описаны нами в связи с общей характеристикой терроризма. Классификация по последствиям (состоявшимся или тем, на достижение которых покушались виновные) требует: а) применительно к человеческим жертвам выделить случаи массовых, групповых, одиночных жертв (либо оставшихся в живых жертв насилия), а также дифференциации жертв по демографическим и социальным характеристикам; б) по отношению к материальному ущербу - выделения состоявшегося или грозящего катастрофогенного особо крупного ущерба; в) применительно к морально-психологическому вреду - выделение случаев, вызвавших панику, страх населения, недоверие к власти. Использование данной классификации оценочных понятий неизбежно, что не исключает возможности некоторой их формализации в последующем.

Применительно к классификации по численности и организованности участников мы выделяем действия сообществ (в том числе сект и подпольных организаций), организованных групп, спонтанных групп, одиночек. Другими словами, признак группы, часто упоминающийся в источниках, представляется факультативным. С учётом роста в структуре населения доли лиц с психическими заболеваниями и иными аномалиями, критерий психического здоровья, аномалий в рамках вменяемости и аномалий, влекущих вывод о невменяемости, также представляется необходимым для классификации.

Классификация по использованным орудиям, способам и финансовым средствам предполагает, в частности, выделение случаев использования оружия массового уничтожения, оружия (взрывчатых веществ и т. д.) группового поражения, обычного (ручного) автоматического стрелкового оружия, оружия близкого боя, не летального оружия и спецсредств и т. д. Точно так же следует, по мнению В.П. Ревина и Г.М. Миньковского, выделить способы действий: «угроза, фактическое применение оружия (по определённым целям или без выбора); захват таким путём заложников, транспортного средства, помещения или особо важного объекта», существенным представляется и использование субквалификационных признаков (источники приобретения оружия и финансовой поддержки). Комбинация всех перечисленных элементов позволяет ввести в рамки строгой квалификации самые разнообразные проявления терроризма.

Наконец, в современных условиях необходимо использовать и такой классификационных критерий, как наличие или отсутствие связей террористов с официальными структурами. Имеются в виду не только информационная и ресурсная поддержка со стороны определённых должностных лиц или даже служб внутри страны либо извне, но и аналогичная поддержка со стороны частнопредпринимательских, религиозных, партийных и других структур.

На основе критерия субъекта преступления международный терроризм можно разделить на два вида:

1. Террористическая деятельность, организуемая и осуществляемая государством.

2. Террористическая деятельность, организуемая и осуществляемая лицами (организациями, группировками), действующими самостоятельно. Второй вид можно подразделить на ряд подвидов:

3. Политический, либо социально-революционный, или идеологический терроризм. Члены групп, сформировавшихся на основе марксистских, монархических, анархических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства. Следует отметить, что этот терроризм может быть ультраправым (организации «Аксьон директ» во Франции, «Красные бригады» в ФРГ).

4. Националистический (национальный), этнический и сепаратистский терроризм.

5. Религиозный или фундаменталистский терроризм (например, исламский джихад).

6. Криминальный терроризм.

7. Экологический терроризм. Основные формы международного терроризма:

- захват заложников;

- похищение людей;

- захват, угон воздушного судна и иное преступное вмешательство в деятельность международной гражданской авиации;

- захват, угон морского судна и иное преступное вмешательство в деятельность международного морского судоходства;

- использование в террористических целях взрывного устройства;

- вооруженное нападение с использованием огнестрельного и иного обычного оружия;

- использование в целях совершения террористического акта оружия массового поражения и его компонентов;

- повреждение и захват объектов высокой степени уязвимости;

- поджог.

Исследователи выделяют значительную группу различных видов терроризма.

На основе субъектов террористических проявлений выделяется «европейский», «латиноамериканский», «исламский» терроризм; в зависимости от сферы осуществления террористической деятельности -«воздушный», «морской» терроризм и т.д. И эти виды постоянно меняются.

Научно-технический прогресс породил такие формы терроризма, как бактериологический, химический, кибернетический, компьютерный, психологический и др.

Исключительная сложность, многообразие форм, политические противоречия в оценке определяют и отсутствие единого подхода к классификации видов терроризма.

Обилие классификаций приводит к тому, что часто в одном ряду оказываются несопоставимые понятия. В силу многообразия природы терроризма по различным основаниям можно выделить его огромное количество. Во многом это обилие отражает не специфические черты терроризма как социально-политического явления или же только ему присущие криминологические особенности, а свойства, общие для многих других явлений общественной жизни. Большинство предлагаемых определений связано с различными характеристиками терроризма по идейному мотиву, т.е. отражает черты единые как для экстремизма, так и для терроризма (в качестве одной из тактик экстремизма).Почти ничего нового в понимании сути терроризма и специфики методов противодействия ему они не приносят.

Многообразие классификаций не только мало дает для понимания сущности терроризма, но и затрудняет как достижение единообразия по вопросу международного согласованного определения терроризма, так и выработку единых стандартов по противодействию ему.

Из проведенного исследования видно, что терроризм как явление имеет массу оттенков и признаков.

В современном мире политический терроризм стал одним из факторов общественно-политической жизни, он превратился в одну из главных угроз безопасности в мире.

Повышение роли терроризма в политической борьбе, усложнение его содержания выразились прежде всего, в изменениях, которые качественно затронули круг его субъектов, целей и задач, объектов, средств и методов. Развитие содержания терроризма находит выражение в системе форм террористической деятельности. Наряду с физическим устрашением политического противника, в рассматриваемой системе важнейшее место заняли захват заложников, взрывы и использование огнестрельного оружия в общественных местах, захват и угон транспортных средств, посылка по почте мини-ловушек и др. Развитие современного терроризма сопровождается накоплением организационного и тактического опыта применения основных форм террористической деятельности, обменом им между экстремистскими структурами общей идейно-политической направленности, распространением его в политически активных слоях населения различных стран мира.

Во многих научных работах выделяются две основные группы наиболее значимых признаков, характеризующих политический терроризм как политико-правовое явление.

Первая группа - это основные признаки. К ним относятся: насильственные действия или угроза их применения со стороны субъектов политики и преследование ими политических целей.

По данным, полученным современными отечественными и зарубежными исследователями, в общей доле террористических актов по политическим мотивам совершаются от 6,9 % до 25 или даже 65%.

Вторая группа - это дополнительные признаки политического терроризма, которые характеризуют в большей степени качественную сторону этого социально-политического явления. К ним относятся:

- совершение актов политического терроризма группой лиц, в том числе и организованной;

- использование при совершении преступлений оружия, взрывчатых веществ и т. п.;

- планируемость актов политического терроризма;

- периодичность противоправной деятельности подобного рода;

- предъявление требований к государству или его органам. Перечисленные выше дополнительные признаки, на наш взгляд, не полностью отражают сущность политического терроризма. Сомнительным является выделение рядом авторов субъекта политического терроризма -полулегальных и нелегальных политических экстремистских групп, занятие террористической деятельностью периодически, поскольку возможен и единичный акт терроризма, достигший при этом поставленной политической цели.

Исторический опыт свидетельствует, что акты политического терроризма могут совершаться не только одним лицом или полулегальными и нелегальными группами, но и официально зарегистрированными политическими, национальными и религиозными группами. Примером такого рода политического терроризма может служить деятельность японской секты Аум-Сенрикё. Не исключается и совершение актов политического терроризма в форме политических убийств специальными службами. В качестве примера можно привести организованные ЦРУ США в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века покушения на кубинского лидера Фиделя Кастро, покушение на умышленное убийство командующего Российскими федеральными войсками генерала Романова во время вооружённого конфликта 1995-1996гг. в Чеченской республике и убийство президента этой республики Ахмата Кадырова.

На основании приведённых данных можно констатировать, что субъектом политического терроризма могут выступать не только нелегальные группы, но и официально зарегистрированные общественные, политические, национальные, религиозные организации, частные лица, государственные органы, то есть любой из субъектов политики. При этом такой признак, как передача требований государству при совершении актов терроризма, не всегда предусматривается.

Для иллюстрации политического терроризма можно привести примеры захвата жизненно важных объектов городов Будёновск, Кизляр и заложников из числа жителей чеченскими боевиками для оказания давления на Правительство Российской Федерации и принятия им решений в интересах незаконных вооружённых формирований, расположенных на территории Чеченской республики. К этому же виду политического терроризма относится захват 16 января 1996 года вооружёнными турецкими террористами в Трабзоне российского теплохода «Аврасия» с 211 пассажирами на борту.Профессор ПА. Кабанов, рассматривая политический терроризм как политико-криминологическое явление, предложил следующее его понимание: «совокупность насильственных вооруженных уголовно-наказуемых деяний, совершаемых субъектами политики в целях изменения, прекращения деятельности конституционных органов государственной власти, высших должностных лиц национального или иностранного государства, либо международного сообщества, либо видных политических деятелей (лидеров политических общественных объединений или международных организаций), либо изменения внешних или внутренних границ государства в определённом государстве (или группе государств), регионе за определённый период времени».Отличие понятия «политический терроризм» от общего понятия «терроризм» заключается в том, что второе понятие охватывает рассматриваемое явление несколько шире как по своему содержанию, так и мотивации преступного поведения.

Последствия политического терроризма ввели его в разряд наиболее опасных и вредоносных социально-правовых явлений.

Наблюдается рост преступлений террористического характера. Так, число таких преступлений в Российской Федерации возросло с 169 в 1997г. до 414 в 2002г. При этом статистика возбуждённых уголовных дел по статье 205 УК РФ: 1997г. - 32; 1998 - 21; 1999 - 20; 2000 - 135; 2001 - 327; 2002 - 360; 2003 - 561. Согласно статистическим данным в Российской Федерации за период 1995-2002г.г. прозвучало 3987 «криминальных» взрыва. При этом последовательно возрастал удельный вес политических мотивов осуществления данных деяний. Если в 1995-1999г.г. он не превышал 6,5% от общего числа, то в 2000-м г. он составил уже 26,1%, в 2001 - 33,7%, за первое полугодие 2002 - 26,5%.Здесь явно наблюдается тенденция, что политическая составляющая преступлений террористического характера возрастает и составляет приблизительно третью часть. Нам кажется, что для полной характеристики последствий такого явления как политический терроризм недостаточно опираться только на национальную статистику, поскольку в современных условиях он стал чаще всего носить международный характер. Поэтому необходимо обратиться и к статистическим данным международных организаций.

Так, по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в период с 1969 по 1986 г.г. в мире в результате 714 случаев захвата самолётов пострадало 4051 человек, из которых 2022 погибло. При захвате самолётов в среднем в каждом случае страдает более 5 человек, из которых 3 человека погибают. Данные цифры свидетельствуют о высокой степени опасности террористических актов, независимо от целей, преследуемых террористами.

По мнению отечественных учёных, политический терроризм можно дополнительно классифицировать на несколько самостоятельных видов: леворадикальный (или левацкий), правоэкстремистский и националистический. Под леворадикальным терроризмом принято понимать насильственную деятельность социал-радикалов (их партий, движений) по осуществлению социальной революции с помощью террористических актов. Примером такого терроризма, по мнению профессора Л.А. Моджорян, является деятельность западногерманской анархической организации «Фракция Красной армии», возникшей в 1969г., японской «Красной армии», учреждённой в 1969г., крайне левацкого движения в Перу «Тупака Амару».

Под правоэкстремистским терроризмом принято считать насильственную деятельность неофашистских и неонацистских группировок для возрождения национального или фашистского государства и его традиций. Примером таких террористических организаций может служить неофашистская группировка «Верная народу внепарламентская оппозиция» в Австрии, которая планировала уничтожение политических и общественных деятелей и подготовила для этого «черный список». Правоохранительные органы Австрии пресекли на стадии приготовления совершение актов политического терроризма.Националистический терроризм, по мнению зарубежных ученых, - это вооруженная насильственная деятельность партий, групп, объединений, движений, направленная на достижение следующих политических целей:

- независимости какого-либо народа;

- отделения какой-то этнической группы от другой;

- воссоединения этнических групп или народов.

Примерами такой формы проявления политического терроризма является террористическая деятельность следующих преступных организаций: «Ирландской республиканской армии» (ИРА), преследующей цель «отделения от Англии и создания независимой социалистической республики»; Курдской рабочей партии (Турция), которая преследует цель -создание на территории Турции независимого государства - Курдистан; «Фронта освобождения Бретани - Бретонской национальной армии», преследующей создание на территории Франции независимого государства Бретани, и другие. Все сказанное выше дает основания полагать, что политический терроризм как социально-политическое явление и противоправный способ достижения политических целей в современном мире достаточно распространен, вместе с тем до настоящего времени не разработан эффективный механизм его предупреждения со стороны государства и общества. Поэтому стоит задача более тщательного изучения политического терроризма юридическими науками для решения проблем выработки мер его раннего и эффективного предупреждения. Это еще раз подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования.

Одной из существенных тенденций терроризма в условиях современной российской действительности является взаимопроникновение политически мотивированного терроризма и криминального терроризма. Более того, когда последний достигает определенных масштабов, он начинает непосредственно влиять на состояние социально-политической обстановки, превращаясь из криминального явления в фактор политический.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Международные документы в области борьбы с терроризмом имеют существенные недостатки, затрудняющие борьбу с терроризмом, а именно: до сих пор не выработано универсальное общепринятое правовое определение терроризма, не решен на международном уровне ряд принципиальных проблем, в частности проблема устранения политики «двойных стандартов», что во многом препятствует проведению реальных мер по противодействию современному терроризму.

2. На основе анализа многочисленных определений терроризма, данных отечественными и зарубежными учеными, мы попытались сформулировать собственное универсальное определение терроризма, а также проследить взаимосвязь таких категорий как: «терроризм», «международный терроризм», «политический терроризм».

3. Автор исходит из того положения, что политический терроризм является разновидностью международного терроризма.

4. Определены виды терроризма и рассмотрена их классификация.

 

АВТОР: Янгол В.Н.