17.08.2011 9999

Права ребенка как категория правовая и педагогическая: история вопроса (статья)

 

Обращаясь к вопросу становления и развития прав детей, мы исходили, прежде всего, из определений терминов «право», как основной категории юриспруденции, и «права человека». Право - специфическая форма общественных отношений, особый вид социальной регуляции.

М.И. Еникеев даёт расширенное определение права, как социального института: «право - социальный институт реализации базовых ценностей общества посредством системы общеобязательных норм, реализуемых принудительной силой государства; институт урегулирования основных социальных отношений на основе установления единого масштаба социально приемлемого и социально целесообразного поведения».

На основе категории «право» формируется понятие «права человека». Сам термин относительно новый, получивший распространение с конца XVIII века. М.И. Еникеев так определяет его сущность и содержание: «права человека -совокупность неотъемлемых прав, приобретаемых индивидом от рождения, состоящая из гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, изложенных во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. Декларация раскрывает следующие гражданские права и свободы: право на жизнь, свободу и безопасность личности, равенство перед законом, гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, защищенность от произвольного ареста, задержания или изгнания, подневольного существования, произвольного вмешательства в семейную и личную жизнь, право на свободу передвижения, совести, мирных собраний, ассоциаций и другие. Статьи 22 - 27 Декларации утверждают экономические, социальные и культурные права человека: право на социальное обеспечение, труд и свободный выбор работы, жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья, на образование, участие в культурной жизни и другие. В статье 28 Декларации отмечается, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором его права могут быть полностью осуществлены».

В современной юридической науке сформулировано определение и личных прав граждан, как «прав граждан, не имеющих имущественного содержания и неотделимых от личности человека».

Человеческому обществу потребовалось более полутора веков от первых упоминаний, чтобы законодательно оформить права человека.

Ещё больше времени потребовалось обществу, чтобы придти к пониманию и принятию прав ребёнка. Формирование понятия «права ребёнка» относится к концу XIX века. Столь же молоды и проблемы реализации и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательное оформление прав ребёнка относится к 1989 году, когда Генеральная Ассамблея ООН одобрила соответствующую Конвенцию.

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт исчерпывающий перечень основных прав ребёнка и обращает особое внимание уже в Преамбуле, что «дети имеют право на особую заботу и помощь». Это положение имеет особое значение для детей, оставшихся без попечения родителей, физических и социальных сирот.

Само же явление сиротства имеет глубокие корни в истории общества. Словари определяют «сиротство», как негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. В самом понятии «сироты» заложены такие черты, как зависимость одиноких людей от других лиц, отсутствие естественных прав и другие. С древних времён сироты вызывали к себе жалостливое отношение, стремление приласкать и утешить обездоленного ребёнка, однако судьба сирот всегда была нелёгкой. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. Однако в XX веке во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям. Социальные сироты -это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и другими. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии). Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними. Изучая сиротство, как социальное явление, можно отметить, что с ним тесно связаны, прежде всего, такие явления как беспризорность, нищенство. Общество направляло все свои усилия на ликвидацию данных явлений, его главной задачей было «призрение сирот».

Являясь общемировыми, эти проблемы нашли своё отражение и в истории России.

Беспризорность и нищенство в России имеют многовековую историю, они появилась задолго до октября 1917-го года и не исчезли на протяжении всего XX века. Изучение их истории призвано способствовать как пониманию сути самих явлений, так и способов, методов решения данной проблемы. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.

Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ даёт определение понятия «беспризорный» - «безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания», включая его, таким образом, в более широкое понятие «безнадзорный» - «несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

В современных условиях термин «беспризорный» приобрёл иное значение, чем ранее. Определяя отдельную категорию детей, нуждающихся в помощи и защите государства, он является составляющей безнадзорных детей, но даже этим понятием мы не охватим всех ребят, оказавшихся в аномальной жизненной ситуации, лишённых условий для нормального физического и духовного развития.

На Руси беспризорными исторически считали детей, бродяжничавших и побиравшихся вместе с родителями, проживавших в сообществе воров и проституток. В настоящее время в эту категорию также включают: оседлые семьи профессиональных нищих; беженцев и сезонных рабочих, приезжающих на заработки с детьми, которые большую часть дня предоставлены сами себе и не посещают ни школу, ни другие детские заведения.

Термин «беспризорный» возник еще в XVII веке с зарождением государственной заботы о нищих и бездомных. При царе Алексее Федоровиче создается Приказ призрения, ведавший помощью всем впавшим в нужду гражданам. Призреть - значит обратить участливое внимание, окружить заботой, предоставить физическую и моральную опеку. Соответственно, беспризорный -человек, лишенный полноценной заботы. Первоначально значение этого термина не было четко сформулировано, и употреблялся он как в отношении детей, так и взрослых, притом достаточно редко.

Только к концу XVIII века им все чаще обозначают несовершеннолетних, преимущественно до 14 - 16 лет.

На Руси способ добывания хлеба нищенством искони считался чуть ли не естественным для вдов, калек и сирот. Со времен татаро-монгольского нашествия женщины, старики и дети, лишившиеся кормильца и защитника, дома и земли, отсидевшиеся по лесным убежищам, уцелевшие и не взятые в плен, разбредались по землям и пополняли собой ряды бродяг и нищих.

Тогда же в сельских общинах сложился способ помощи приходящим нищим и странникам, который стал традиционным и местами дошел до наших дней. Старейшина или староста деревни распределял пришедших, часто это были достаточно большие группы людей, по домам, где им практически обязаны были предоставить пищу и ночлег, а также дать хлеба на дорогу. Если община могла предоставить постоянный кров ребенку-скитальцу, то он оставался в общине и поступал работником в чей-либо зажиточный двор. Часть малолетних и убогих попадала в монастыри.

Города же, со времен развития удельных княжеств и до начала индустриализации, представляли собой, по сути, крепости с очень жестким контролем, и любые посторонние нищие и бродяги очень быстро выпроваживались стражей за заставы и рогатки. Поэтому беспризорность в те годы не представляла проблемы, а значительное число нищих и бродяг скапливалось в городе только в связи с бедствиями государственного масштаба. Таким бедствием, в частности, был неурожай хлеба из-за дождей и успенских морозов 1601 года.

«Свои» нищие были хорошо известны и были практически сплошь взрослыми людьми, малолетних бродяжек охотно разбирали по домам, так как рабочих рук при общинном укладе всегда не хватало. Обычно они работали в домашних ремесленных мастерских. С ростом городов количество калек, нищих и бродяг начинает резко расти.

Наличие в городах большого количества приезжих караванщиков, купцов, гостей упрощает добывание хлеба воровством и нищенством, позволяет легче затеряться в толпе и найти укромное убежище среди торжищ, разросшихся хозяйственных пристроек, мостов, каналов.

Дети, с самого начала бродяжничавшие сами по себе или отбившиеся от взрослых, начинают все чаще сплачиваться в пока еще немногочисленные группы. Однако основная часть беспризорных по-прежнему входит во взрослые криминальные сообщества.

В 1682 году государство впервые обращается к идее комплексного решения проблемы бродяжничества, попрошайничества и беспризорности, но это еще не систематическая работа, а только осмысление вопроса и предложение возможных путей выхода из сложившегося положения. Намеченные на Вселенском Соборе 1682 года меры не были воплощены в жизнь в полной мере.

Процесс роста крупных городов ускоряется, особенно быстро развивается Москва. Количество бродяг, нищенствующих взрослых и детей, стремительно растет. Ситуация становится тревожной и начинает угрожать интересам государства.

Меры, принимаемые Софьей Алексеевной и Петром I, были преимущественно направлены на силовое решение проблемы. Отловленных детей помещали в монастырские хозяйства, отправляли в приписанные государству села, а при Петре I - на фабрики и в потешные полки.

Первую специальную службу - Приказ общественного призрения, ведавший всеми делами, касавшимися обнищавших и убогих, взрослых и детей, -создает, под влиянием Ивана Ивановича Бецкого, императрица Екатерина II. В то же время начинает строиться Московский воспитательный дом, и, в числе прочих, туда предполагалось устраивать на воспитание, как зазорных (рождённых вне брака) младенцев, так и малолетних бродяжек.

Значительно позже, по распоряжению императора Николая I, создается специальный «Комитет по разбору просящих милостыню», действовавший по принципу сословного разделения. Установив сослоdную принадлежность ребенка, Комитет препоручал дальнейшее попечение о нем соответствующему сословному комитету. Таким образом, дети помещичьих крестьян передавались под расписку в журнале на руки помещику, государственных крестьян - старосте, детей солдат отправляли в роту кантонистов.

Безродные дети приписывались, как правило, к мещанскому сословию. А дети, находившиеся в процессе выяснения своего социального статуса и ожидавшие передачи на призрение в соответствующее сословие, временно проживали в Московском воспитательном доме.

Такая система хотя и функционировала на четких принципах, но далеко не справлялась с постепенно увеличивавшимся притоком детей, а с момента Именного указа императора Александра II в 1861 году об отмене крепостного права, разрушившего сословную среду, стала вовсе бесполезной.

С этого момента ставшие свободными крестьяне отправляются семьями на поиски заработка или посылают детей на заработки и обучение в кустарные мастерские крупных городов. Катастрофических последствий это еще не имеет, так как города растут, ремесла, активно поддерживаемые властью, развиваются.

Город частично поглощает вновь прибывших, подростков охотно принимают в домовые мастерские и в услужение к крупным и средним домовладельцам. Однако этот ресурс ограничен, а начавшаяся индустриализация через совсем небольшой промежуток времени делает семейные кустарные производства не конкурентоспособными, они мельчают и уже не могут принимать ищущих места подростков.

С другой стороны, Комитет, не получивший в связи с изменением ситуации ни новых инструкций, ни дополнительных средств, фактически бездействует, и количество неустроенных нищих быстро растет.

С начала XVIII века в дополнение к нищим по несчастью, в волостях, прилегающих к крупным городам, среди крестьян бурно развивается профессиональное нищенство. Например, по праздникам в Москву на такого рода заработки специально, чтобы пополнить свой бюджет нищенством, стекаются дети и матери с детьми. К середине века такой вид промысла уже передается из поколения в поколение, и целые села регулярно выставляют своих нищих к церквам и трактирам. Под Москвой таким районом являлись Верейский и Волоколамский уезды, «по закоренелому пристрастию к бродяжничеству» -отмечается в Журнале «Комитета по разбору просящих милостыню» за 1841 год. «Из других губерний первое место занимает в сем движении Тверская губерния. Крестьянки из государственных имений Старицкого и Зубцовского уездов не отвыкли еще приходить сюда с малолетними детьми, особенно в продолжение Великого Поста и Святой Недели за более обильным в это время подаянием...

обыкновенно с малыми детьми из известных мест, частью по старинной привычке, частью по существенной нужде» - изложено в годовом отчёте Московского городского работного дома за 1847 год.

Беспризорность начинает превращаться в социальное бедствие национального масштаба. Беспризорные в те времена - это преимущественно дети и подростки из среды беглых дворовых мальчиков, детей, первоначально бродяжничавших с родителями и отошедших от них; подростков, отправленных на заработки и не нашедших места; детей из семей профессиональных нищих, осевших в городе. Надо заметить, что отдельного попечения о детях в ту пору не существовало, с обнаруженными беспризорными детьми поступали, как и с взрослыми нищими. Специальные отделения в государственных учреждениях призрения и частные приюты только начинают зарождаться.

Сословный принцип разбора уже не работает, беспризорность стремительно растет.

Начинает давать о себе знать еще один серьезнейший фактор -маргинализация создающейся рабочей среды. Неуспешные, но не деградировавшие семьи крестьян, находясь в привычных условиях, поддерживаются сельской общиной морально и материально, и тяжелое материальное положение чаще всего не служит причиной развала семьи и ухода из нее ребенка. Однако, подаваясь на заработки в город, будущие рабочие вынуждены нанимать жилье, но неквалифицированный труд дешев, и они могут снимать только углы или жить в ночлежках. Попадая в стесненные обстоятельства, находясь в нездоровой социальной среде, лишаясь обычной поддержки родственников и соседей, семья быстро деградирует и распадается, выбрасывая детей на улицу. Действующие государственные институты попечения о нищих и частные заведения благотворительности не справляются, и дети находятся на улице годами без сколько-нибудь заметной помощи. Это становится причиной качественного изменения беспризорной среды: формируются устойчивые группы, а в них - негласный кодекс поведения и специфический фольклор, частично заимствованный из взрослой уголовной и бродяжнической среды, но с явными элементами детской мифологии и мировоззрения. Такие дети из-за присущего им стиля жизни, образа мышления и поведения уже четко выделяются общественным мнением в отдельную категорию, за которой закрепляется понятие «беспризорный».

Основным источником беспризорности становятся резкие социальные изменения в стране - начавшийся распад сословного устройства общества и индустриализация. Основная прежде причина сиротства - гибель родителей в связи с войной, голодом и болезнями - отходит на задний план, а главной становится отсутствие полноценного родительского попечения над ребенком из-за неспособности содержать его и утраты родительских чувств. Так в России начинает превалировать социальная беспризорность, распространенная и в современных условиях.

К 1878 году беспризорность достигает такого размаха, что не обращать на неё внимания становится невозможным, и в 1879 году возникает Общество призрения детей, просящих милостыни в Москве. Оно начинает активную работу и объединяет усилия всех общественных организаций, помогающих детям, а к 1885 при Московской городской Думе созывается Городской совет по призрению беспризорных, в состав которого входят многие видные общественные деятели и меценаты. Совет вырабатывает основные принципы помощи беспризорным детям, систему мониторинга и поручает инициативной группе разработку системы помощи детям: разбор, помещение во вновь создаваемую сеть учреждений призрения и устройство их дальнейшего жизненного пути. Начинается кропотливая и опасная работа по изучению беспризорной среды, отработке принципов и системы оказания помощи беспризорным детям. В эту работу активно включаются врачи, педагоги, полиция и специально создаваемые группы социальных (трудовых) инспекторов. Обследуются наиболее злачные места: Смоленский и Хитровой рынки, Пресненская застава, Волков переулок. Создается «разборный» приют имени Михаила Васильевича Духовского, куда сначала попадают дети, ожидающие своего определения в более-менее постоянное место. Городской совет на протяжении более 20 лет отрабатывал систему помощи беспризорным детям, и только к 1911 году система работы относительно отлаживается, и появляется четкая программа дальнейших действий по искоренению беспризорности.

Первая мировая война 1914 года вносит коррективы в работу Совета, количество беспризорных и их качественный состав. Вызванные ею проблемы и внутренний государственный разлад существенно снижают финансовые, организационные и человеческие возможности страны в решении проблемы беспризорности. Поток детей, лишившихся вследствие войны отцов, дома, и тех, кто подался на поиски лучшей доли из обнищавших вдовствующих дворов, быстро наводняет Екатеринбург, Питер, Москву и другие крупные города. Работа Городского совета идет с величайшим надрывом, но, тем не менее, она активно проводится вплоть до декабря 1917 года.

Зародившуюся систему призрения беспризорных окончательно разрушают события февраля - октября 1917-го года. В условиях двух революций и хаоса разгорающейся Гражданской войны нет власти, которой было бы дело до интересов детей - не ведётся ни систематической работы, ни учёта детей.

Без поставок сырья и нормальной организации работы останавливаются заводы, фабрики и другие учреждения, обеспечивавшие в городах основные рабочие места. Разоряются и закрываются лавки и мастерские, традиционно использовавшие труд подростков, которых теперь выставляют на улицу. Население крупных городов стремительно нищает, становится еще труднее прокормить семью. В дополнение ко всему начинается второй виток репрессий. Детей репрессированных отправляют к родственникам, но тем тоже часто приходится туго, и они не всегда могут позаботиться о ребенке или, что довольно часто случалось, про детей забывали вовсе. Количество беспризорных стремительно возрастает, и качественный состав их снова существенно меняется. Если, по данным переписи земских врачей на 1913 год, полные сироты составляют не более 25%, то к 1918 году полные сироты среди беспризорных составляют уже 40 - 45%, и таким образом в беспризорной среде снова превалируют сироты, лишившиеся родителей из-за войны, голода и революционных репрессий. Но этот второй всплеск беспризорности после 14-го года был только началом.

В условиях продолжающейся Гражданской войны, во многих уездных городах власть переходит из рук в руки по несколько раз, что приводит к нескончаемому террору населения, выявлению сочувствующих, активистов и пособников. Разбираться уже некогда, работают военно-полевые суды, выносящие, как правило, один приговор - расстрел.

Дети рабочих оказываются в самом невыгодном положении, поскольку у большинства рабочих не было в городе близких родственников, способных принять осиротевшего ребенка. Детей мещан чаще забирают в семьи родственники или друзья погибших, но и они частенько пополняют ряды уличных детей. К беспризорным детям горожан все больше присоединяется детей крестьян, разорившихся в связи с войной.

С первых лет Советской власти вся работа по защите прав детей, включая и борьбу с беспризорностью, была возложена на Совет защиты детей при Народном комиссариате просвещения, созданный 30 января 1919 года Постановлением СНК. В него входят представители наркоматов труда, социальной защиты и продовольствия. Однако Совет защиты детей Наркомпроса в эти годы - скорее номинальная организация, не располагающая сколько-нибудь реальными силами и возможностями.

Единственной действовавшей в те годы организацией была, созданная в октябре 1918 года по инициативе Владимира Галактионовича Короленко силами общественных деятелей, учителей и кооператоров, Лига спасения детей (действовала до 1926 года). Эта общественная организация использовала для помещения детей учреждения здравоохранения, бывшие приюты, входившие в ведомство императрицы Марии, и создавала свои школы, трудовые колонии, летние лагеря. За время существования Лиги было спасено от голодной смерти и нравственного падения более 9 тысяч детей. Хотя в Лигу входили представители многих городов России, но тяжелая экономическая ситуация, отсутствие координации и деятельной поддержки со стороны государства делали её усилия менее заметными на общем фоне разрастания беспризорности.

Истинную оценку деятельность Лиги спасения детей и её Почётного президента В.Г. Короленко получили в настоящее время. «История Лиги - это история становления гражданского движения за права детей. Своими идеями она утверждала новую идеологию в отношениях между государством и детьми, обществом и детьми. Основой этой идеологии стали принципы, сформулированные В.Г. Короленко: жизнь каждого ребёнка есть абсолютная ценность; каждый ребёнок, независимо от национальности, вероисповедания, условий жизни, имеет право на счастливое детство; показатель демократического общества - обеспечение в нём всем детям условий для здорового роста. Лига своими конкретными идеями... подтвердила справедливость идей В.Г. Короленко, продемонстрировала возможные пути развязывания социальных проблем беспризорных детей... Лига утвердила идеи, которые через несколько десятилетий будут провозглашены резолюцией ООН о правах детей».

В условиях Гражданской войны, к 20-му году, рост беспризорности достигает апогея и приостанавливается. К этому времени сироты среди беспризорных составляют уже более 60%, но точных данных по-прежнему нет, так как не ведется даже грубого учёта. Однако ситуация уже осознана, и предпринимаются первые попытки регулярной борьбы с беспризорностью силами государства, но пока они больше похожи на борьбу не с беспризорностью, а с беспризорниками.

Новые обстоятельства усугубляют обстановку. Кампания Советской власти по продовольственному обеспечению - продразверстка 1920 года, последовавшая за ней засуха и неурожай, плохое управление продовольственным снабжением, создают крайне тяжелую ситуацию на селе. Уже к январю отмечаются первые случаи голодной смерти в Вятке, Нижнем Новгороде. Ситуация становится катастрофической. Дети массово теряют родителей и сами гибнут от голода. По дорогам бродят сотни голодных детей, они занимают крыши вагонов поездов южных направлений, штурмуют рынки и продовольственные пристани.

За два года (1920 - 1922) количество беспризорных выросло на порядок, и снова меняется их социальный состав. Дети-сироты составляют 70 - 80% от общего числа, и большинство их происходит из крестьян (до 40%). Среди беспризорных все больше становится детей из зажиточных семейств - кулаков, инженеров и дворян. Но главная проблема заключается в том, что на фоне всеобщего обнищания, голода, отсутствия элементарных предметов потребления, неэффективности денежного обращения основными способами добывания пропитания становятся криминальные. В них преобладают воровство, грабежи, спекуляция, проституция. Новички почти моментально втягиваются в уже сложившиеся группы. В отчётах постоянно встречаются следующие основания для помещения в следственный изолятор: убийство, вооруженный грабеж, бандитизм.

К этому моменту срок неэффективной работы с беспризорностью (с 1915 по 1920 год) уже составляет 5 лет. Этого времени более чем достаточно, чтобы сформировалась новая устойчивая система беспризорного быта, хорошо структурированная, со своим языком, традициями и нравами. Возникает особый беспризорный фольклор, частично заимствованный из взрослой криминальной среды, а частично - из обрывков детской литературы довоенного времени. За это время часть детей просто выросла в криминальной среде, они пополнили взрослые банды и теперь, помня о своем беспризорном опыте, активно вовлекают в них уличных детей. Позже Советская власть столкнется с этой проблемой. Положение складывается настолько тяжелое, что 10 февраля 1921 года создается специальная, всем известная, Деткомиссия ВЦИК (Комиссия по улучшению жизни детей), возглавил которую Феликс Эдмундович Дзержинский. Считалось, что ВЧК как наиболее организованный и дееспособный орган сможет быстро организовать сбор и помощь беспризорникам. Несмотря на то, что основная власть в решении вопросов беспризорности перешла к ВЧК, Деткомиссия включала в себя представителей всех основных ведомств: наркоматов труда, соцзащиты, продовольствия, здравоохранения и просвещения. Входили в нее и общественные организации - профсоюзы и рабоче-крестьянские инспекции.

Деткомиссия действовала энергично: переправляла детей под конвоем в менее пострадавшие губернии; направляла в больницы, другие зарождающиеся детские учреждения, в соответствии с первым Кодексом об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве 1918 года активно раздавала под опеку в семьи «партийных советских рабочих и кандидатов» и даже в семьи зарубежных товарищей, в частности, в Словакию и Моравию. Начинают создаваться первые специализированные детские учреждения для беспризорных детей: детские дома, колонии, специализированные школы и ремесленные училища.

Запущенность проблемы дает о себе знать. Теперь уже крайне сложно вернуть детей к более или менее нормальной жизни. Бродяжнический образ жизни держит крепче наркотика, многие дети за это время успели объехать полстраны, беспрестанно мигрируя, как перелетные птицы, они побывали в Одессе, Крыму, Полтаве, Питере, на Дальнем Востоке, успели повоевать на всех фронтах и помародерствовать во всех прифронтовых городах. Большинство из них пьет и употребляет кокаин, практически все курят. Чтобы удержать их на месте, привить желание учится и работать, требуются колоссальные усилия.

Закончилась Гражданская война. 17 марта 1921 года в газете «Звезда» была опубликована резолюция X съезда РКП(б) «О замене хлебной разверстки», которая положила начало новой экономической политике. Появилась возможность заняться беспризорностью вплотную. Деткомиссия напориста и имеет возможность использовать силовой аппарат, она жестко координирует деятельность разных ведомств. Под бдительным надзором ВЧК создаются приемники-распределители для несовершеннолетних, трудовые колонии; на узловых станциях ставятся теплушки, под пункты для первичной помощи беспризорным детям переоборудуются даже баржи. В марте 1922 года создается дополнительный контрольный орган - Детская социальная инспекция при Отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Она ведала не только вопросами беспризорности, но и защитой несовершеннолетних в семьях, на производстве и в детских учреждениях.

В одной только Москве на работу с беспризорными детьми было направлено 15 тысяч педагогов. Подключается общественность. В Москве создается первое общество «Друг детей». Такие общества не только работают с детьми на улицах и в детских заведениях, но и организовывают рабочие места для подростков, создают мастерские, торговые и развлекательные предприятия. В 1930 году эти общества получат еще больше полномочий, а также всесоюзную поддержку - 30 ноября при ВЦИК и СНК РСФСР создается Всероссийское общество «Друг детей».

26 января 1924 года при ЦИК СССР создается Специальный фонд им. В.И. Ленина, организованный для помощи голодающим и беспризорным детям. На борьбу с беспризорностью нацеливается пресса, проводятся широкие агитационные кампании, выпускаются плакаты и листовки, примером тому может служить крайне популярный в то время плакат «6.000.000 детей, не обслуженных школой, - страшная угроза стране и революции. Помогите организовать труд беспризорников!». Организуются рабочие отряды, на фабриках выделяются специальные места для юных работников. Проводятся специальные недели и месячники, посвященные защите беспризорных детей. В периодической прессе начинается настоящий бум. Одни только Известия ЦИК за апрель 1924 года 7 раз публиковали материалы, посвященные беспризорности. Газетные заголовки только за 1924 год: Розанов И. Гр. «Беспризорные дети хотят трудового заработка» - «Правда», февраль; «Неурожай и детская беспризорность» «Правда», 13 сентября; «Все на помощь детям, (к конференции рабочего патроната центрального района)» - «Ленинградская Правда», 15 мая; Анашин А. «Один из страшных вопросов» (О беспризорных детях и роли учителя) -»Беднота», 16 ноября; «Ни одного беспризорного ребенка», - сказали Рогожско-Симоновские рабочие» - «Рабочая Москва», 17 августа; «Корабли-приюты для детей» - «Красная Звезда», 18 марта; «Кто и что должен делать в двухнедельник бесприютного ребенка» - «Луч», 16 марта.

Все слои общества были вовлечены в борьбу с беспризорностью -работницы фабрик и рабочие заводов, женотделы и профсоюзы, ученики школ, учителя.

Силы и средства, направленные на искоренение этого безобразного явления, «подрывавшего авторитет Советской власти», как писала газета «Правда» в том же 1924-м году, были поистине грандиозны. Ответственный и масштабный подход, сочетавший экономические и репрессивные меры, массовое привлечение общественности начинают давать свои результаты. Размах беспризорности сокращается. Казалось бы, при таком размахе борьбы с беспризорностью можно было бы полностью покончить в несколько ближайших лет. Однако этого не происходит.

Несмотря на всеобщий подъем, отлаженную систему мероприятий, наработанный пухлый том декретов и постановлений, наличие широкой базы детских сиротских заведений, беспризорность убывает слишком медленно. Даже в 1932 году специальные бригады НКВД все еще снимают с поездов стайки беспризорников, постепенно откочевывающих из центров в южные приморские районы - Одессу, Севастополь, Крым.

Начинают вносить свой вклад запущенные революцией идеологические механизмы. Одна из идей, популярных среди революционеров, - идея свободной любви и освобождения женщины. Семья воспринимается ими как рудимент буржуазного общества, а традиционные семейные отношения устаревшими. Эту идею дополняет другая, почерпнутая из воззрений Монтеня и Локка, развитая и частично осуществленная в России Иваном Ивановичем Бецким: мысль о создании нового поколения путем общественного, изолированного от семьи, воспитания детей. Только в отличие от И.И. Бецкого, не сумевшего, даже при активнейшем содействии императрицы Екатерины II, развить сколько-нибудь масштабную систему такого воспитания, мечтания советских деятелей активно воплощаются в жизнь. Начинают создаваться «идеальные условия для воспитания новых членов социалистического общества» - быстрыми темпами строятся круглосуточные ясли, сады, детские дома и колонии. Это сопровождается мощнейшей агитацией за новый быт и раскрепощение женщины. Ребенку отводится роль будущего строителя коммунизма во всем мире. Ярким подтверждением тому может служить плакат В. Шестакова 1929 года с кричащим пионером «Дети пролетарской революции рождены для борьбы за мировой октябрь», Г. Шегаль 1931 года «Долой кухонное рабство - даёшь новый быт».

К 1926 году такая идеология становится наиболее значительным фактором формирования беспризорности. В докладах отмечается: «Беспризорные 1921 -1924 годов уже давно исчезли... Наш теперешний беспризорный - это не продукт классового распада... Теперешний беспризорный - это прежде всего ребенок, потерявший семью. Причин этому много: более свободная форма семьи, отсутствие принудительного сожительства, более напряженное движение человека в обществе, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий».

Однако не только никак не удается покончить с беспризорностью. В России появляется новая проблема - огромное количество новорожденных подкидышей. Советское государство не справляется с таким наплывом сирот и вынуждено отчасти поменять политику. Решено отказаться от строительства новых заведений для младенцев и ввести ответственность за содержание ребенка в семье.

«Об усилении надзора за малолетними детьми со стороны их родителей и родственников». Циркулярное обращение Деткомиссии при ВЦИК от 7-го декабря 1927 года № 693. Всем Деткомиссиям РСФСР:

«В практике работы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью останавливает на себе особое внимание наличие среди беспризорных, а в особенности среди безнадзорных, детей, имеющих родителей и родственников, сравнительно достаточно обеспеченных, а, следовательно, могущих содержать и воспитывать этих детей.

Уход детей из своих семей на улицу, как массовое явление, наблюдаемое за последнее время, обусловливается целым рядом бытовых и экономических причин, выдвигающих в свою очередь необходимость разработки соответствующих методов борьбы к устранению этого явления...

...В этих случаях необходимо неукоснительное и самое строгое проведение в жизнь наших законов об ответственности родителей за воспитание и обеспечение своих детей и в частности применение ст. 158 Уголовного Кодекса РСФСР с усилением судами по ней репрессий».

Стремясь сохранить свое политическое влияние на молодежь и воспитание детей в семье, государство уделяет большое внимание пионерской организации, агитации в школах, трудовым молодежным колониям.

К 1931 году все-таки удается сократить количество беспризорных. Это связано, конечно, с колоссальной проделанной работой и изменяющимся экономическим положением страны, но в то же время возникают новые процессы, нарастают новые проблемы. Снова неурожай, разорившиеся крестьяне потоком текут в город на заработки. Рабочие все чаще помещают своих детей в детские дома и забывают о них, а дети, непривычные к такому образу жизни, почти сразу оттуда бегут. С ликвидацией нэпа и очередным усилением репрессий ряды беспризорных начинают пополнять дети репрессированных. В связи с этим ВЦИК в 1934 издает специальное Постановление «Об устройстве детей лиц, находящихся под стражей». По этому постановлению дети должны передаваться под опеку в детские заведения, но, попадая в них с прочерком в графе «родители» и сталкиваясь там с презрительным отношением других детей и издевательствами воспитателей, они долго не задерживаются и присоединяются к беглецам. В очередной раз меняется социальный состав беспризорной среды. Теперь в ней все чаще встречаются дети, имеющие одного или обоих родителей. Беспризорность снова взрослеет и еще более криминализуется. Советскому правительству приходится усиливать силовые методы борьбы. Создаются первые Комнесы -будущие Комиссии по делам несовершеннолетних.

Меняется общий подход к решению проблемы беспризорности, он становится все больше под стать общей идеологии красного террора. Как уже упоминалось выше, создаются специальные отряды НКВД, которые не стесняются в средствах. Нормой становятся совершенно зверские вооруженные облавы и насильственное заключение детей в перевоспитательные заведения для «морально дефективных детей» и исправительные колонии. Чуть позже государство пытается предложить новый способ решения проблемы, и 31 мая 1931 года выходит Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности», в котором предлагается усилить меры ответственности родителей и опекунов, ужесточить исполнение законодательства и ввести меры материальной ответственности за действия детей. Самих детей предписывалось немедленно возвращать по домам и учреждениям, из которых они убегали, и накладывать штрафы на ответственных лиц, что, естественно, не снимало причин ухода детей, а только дополнительно создавало трагедии.

К сожалению, период после 1935 года изучен довольно слабо. Информация по преодолению беспризорности в советской печати становится непопулярной, тем более что ВКП(б) уже заявила об успешном завершении последнего трехлетнего плана по борьбе с беспризорностью. Большинство распоряжений исполнительных органов по вопросам детства, отчетность, статистика переводятся в разряд «для служебного пользования», а потом и вовсе закрытых. Часть архивов этого периода до сих пор остаются закрытыми. Тогда все больше начинают входить в практику негласные распоряжения.

Таким образом, в России беспризорность многократно претерпевала изменения как количественные, так и социальные. Было потрачено много сил и средств, однако чаще всего подход к решению проблемы был направлен на устранение последствий, а отнюдь не причин. Первоначально отсутствие должной государственной системы и поддержки общественных начинаний, негибкость установленных институтов при изменении ситуации, постоянные задержки с принятием решений, а позже метания, неуемное экспериментирование и продолжающийся развал семьи так и не позволили решить проблему беспризорности.

К 1940 году цифры не были столь пугающими, как в 1880-х и 1920-х годах, однако - вопреки широко распространенному мнению, что к Великой Отечественной войне эта проблема была практически решена, - она оставалась на повестке дня. Она была не столько решена, сколько загнана вглубь. Государство не желает признавать, что новым мощнейшим источником беспризорности является внутренняя социальная и семейная политика. По сути, это та же проблема, с которой в свое время столкнулось самодержавие. Не справившись с последствиями такой политики, государство находит выход в замалчивании и засекречивании проблемы, использовании всего репрессивного аппарата для удаления беспризорных с наиболее заметных мест и незамедлительной отправки «неподдающихся трудновоспитуемых и морально дефективных» в закрытые воспитательные зоны.

Новая волна беспризорности появилась в годы Великой Отечественной войны. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне с взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасштабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Исторический экскурс показывает, что продолжительное время основной задачей государства было устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в учреждения или семьи с целью создания условий для их выживания и дальнейшей жизни. Другим аспектам защиты прав детей на государственном уровне внимание не придавалось либо было незначительно.

Категории детей, требующие государственного призрения, исторически сложились и с небольшими трансформациями могут быть выделены и сегодня: дети-инвалиды; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; беспризорные и безнадзорные; дети беженцев и вынужденных переселенцев; дети с девиантным поведением.

К сожалению, современная ситуация и методы работы во многом повторяют уже испробованную и показавшую себя неэффективной модель работы. Основные силы государства опять направлены на борьбу с последствиями. Строятся новые заведения для помещения в них беспризорных детей, но персонал в них набирается случайный, не имеющий ни опыта работы, ни представления, как она должна быть построена.

Проводятся бесконечные рейды, «операция подросток», основной целью которых является разгон детей из публичных мест и в лучшем случае их пересчёт. Отлов и принудительное возвращение родителям и в учреждения, из которых дети уже неоднократно сбегали, не могут серьезно изменить ситуации, а чаще только накаляют её и окончательно разрушают доверие детей. Система мер по профилактике безнадзорности и беспризорности в законодательстве (Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ) подразумевает не работу с семьей, из которой ребенок может уйти, а работу с оказавшимся на улице ребёнком, когда ни о какой профилактике и речи быть не может. Вместо реальных мероприятий происходит сбор разнообразной информации и отчётов, проведение многочисленных совещаний.

Обеспечение прав детей не сводится к решению вопросов их проживания и содержания. Данная проблема шире, обратимся к двум аспектам: правовому и педагогическому.

Права человека - область знаний, тесно примыкающая к философии и, прежде всего, к этике, юридическим и политическим наукам. Истоки прав человека можно проследить в истории самых разных религиозных, философских, этических учений, начиная с глубокой древности.

Так, во всех мировых религиях выражена идея «не поступать с другим человеком так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой». Идея комплекса прав, которые человек получает от рождения, уже чётко формулируется греческими и римскими философами.

Однако, как отмечалось выше, понимание абсолютной ценности отдельной личности появилось довольно поздно. Особое отношение к человеку, как к цели всего, что происходит в этом мире, сформировалось лишь к XVII - XVIII векам. Важной для формирования идеи прав человека стала мысль о том, что власть -это слуга людей, и поэтому её полномочия должны быть ограничены. Первым примером ограничения власти стала английская «Великая Хартия Вольностей» (1215 год). Следующие шаги были сделаны с принятием Декларации независимости США (4 июля 1776 года) в период Войны за независимость в Северной Америке, Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1789 года) в ходе Великой французской революции. Декларации провозглашали неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению.

Собственно история защиты прав ребенка ведет свое начало с 1890 года, когда Конгресс криминалистов принял резолюцию, определившую возраст 14 лет как границу, ниже которой нельзя применять уголовные наказания.

Широкое признание прав человека, как самостоятельной категории, на международном уровне приходится на XX век. Международное сообщество принимает ряд нормативных актов, способствующих защите прав человека. Наряду с этим на XX век приходится развитие законодательства в области обеспечения и соблюдения прав детей.

С XX веком связывают и возникновение принципиально иного отношения к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность жестоко разрушала эти надежды: революционные потрясения, международные конфликты и войны повлеки за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и гибель несовершеннолетних. Характерны эти явления и для России, о чём наглядно свидетельствует приведённый исторический экскурс.

Вместе с тем, в 1924 году Лига Наций принимает первую, Женевскую, Декларацию Прав Ребёнка, закрепив тем самым особый статус детей и их право на особую защиту. Декларация призывает мужчин и женщин всего мира создавать условия для нормального духовного, физического развития ребёнка.

В 1945 году Организация Объединённых Наций в своей Хартии призывает все народы мира к уважению прав человека и обеспечению фундаментальных свобод для всех. Практически одновременно создаётся Детский фонд ООН -ЮНИСЕФ (современное название - с 1953 года), для организации помощи детям в разорённых войной странах Европы. Одной из главных задач ЮНИСЕФ является воздействие на общественное мнение и правительства различных стран в целях разработки программ помощи детям.

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую Декларацию Прав Человека, которая провозгласила права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие), а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и другие). Декларация провозглашает право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Всеобщая Декларация признаёт права ребёнка, начинаясь с фразы «все человеческие существа рождаются свободными в правах и достоинстве», в ней признаётся и закрепляется факт того, что материнство и дети нуждаются в особой защите (пункт 5 статьи 25). Декларация зафиксировала, что «все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

В том же году Генеральная Ассамблея ООН принимает вторую Декларацию Прав Ребёнка - краткое заявление из семи пунктов, построенное на Декларации 1924 года. В ней отмечается, что «... мужчины и женщины всех народов, осознающих, что человечество обязано дать детям всё самое хорошее, заявляют о своей обязанности удовлетворять это требование во всех отношениях...».

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает более детальный вариант Декларации Прав Ребёнка. Эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них - равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи. Декларация содержала не только права ребёнка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту - особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации), но и выделяла в качестве самостоятельных положения, касающееся его воспитания в семье. Принцип шестой Декларации провозглашал: «Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Подчёркивалось, что малолетний ребёнок не должен, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучён со своей матерью. На общество и на органы государственной власти возлагалась обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. (Можно отметить, что каждая фраза из текста этой Декларации -прообраз главы 11 Семейного кодекса Российской Федерации, посвященной правам несовершеннолетних).

В 1966 году международная законодательная база ещё более укрепилась в связи с принятием: Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В них представлены моральные и законодательные обязанности государств уважать права каждого индивидуального человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах повторял положение Всеобщей Декларации Прав Человека о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. Статья 24 Пакта гарантировала всем детям такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества, государства.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также рассматривалась забота о несовершеннолетних и их воспитании, здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития детей.

Но именно принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года стало переломным моментом в истории прав детей. Впервые был принят документ прямого действия, полностью посвященный детям. К концу 1997 года Конвенция была ратифицирована всеми странами, за исключением Сомали и США.

Конвенция охватывает основополагающие принципы ООН и конкретные положения пактов и деклараций по правам человека в отношении детей, содержащиеся в предшествующих документах. В ней подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, особый акцент делается на основной заботе и ответственности по защите со стороны семьи. В Конвенции подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребёнка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребёнок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребёнка. Конвенция в статье 1 даёт определение ребёнка: «... ребёнком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает возраста совершеннолетия ранее».

Конвенция установила четыре принципа отношения к ребёнку:

– недискриминация (статья 2);

– наилучшее обеспечение интересов ребёнка (статья 3);

– право на жизнь, выживание и развитие (статья 6);

– уважение взглядов ребёнка (статья 12).

На сегодняшний день основные нормы, относящиеся к детям, содержатся также в: Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985 год); Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (1986 год); Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 год); Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы») (1990 год); Европейской конвенции о контактах с детьми (2003 год) и других документах.

Ратификация Россией Конвенции о правах ребёнка потребовала создания механизма государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Формирование государственной политики, направленной на охрану прав детей, обеспечения максимальных возможностей их воспитания и обучения, социализации личности ребёнка, - одна из приоритетных задач России.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 23 августа 1993 года № 848 образована Комиссия при Правительстве Российской Федерации по координации работ, связанных с выполнением Конвенции. Основная задача Комиссии -содействие разработке и принятию новых законодательных актов России и приведение действующих нормативных актов в соответствие с Конвенцией о правах ребёнка.

К этому времени вопросами семьи и детства занимались различные ведомственные и межведомственные органы: Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации; Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации; Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вопросы охраны прав детей находились также в компетенции Федеральных министерств: образования, здравоохранения, внутренних дел, Государственного комитета по делам молодёжи, Федеральной миграционной службы и других ведомств. Работа по выполнению Конвенции о правах ребёнка потребовала расширения сферы деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детства, их структурной перестройки.

В субъектах Российской Федерации, с учётом их социально-экономических условий, принимаются региональные нормативные акты, направленные на защиту прав и интересов детей, проживающих в данной территории. В части регионов создан институт Уполномоченных по правам ребёнка.

Сложившаяся ситуация и увеличение количества законодательных актов, направленных на выполнение положений Конвенции о правах ребёнка (только в 1993 - 1997 годах их принято более ста), потребовали проведения мониторинга действующей законодательной базы России. Необходимо постоянно отслеживать продвижение и направленность процесса реализации принципов и положений Конвенции, чтобы избежать возможных нарушений прав детей. Выполнение Конвенции о правах ребёнка требует постоянных, плановых, реальных усилий для того, чтобы закреплённые в ней принципы нашли существенное отражение в законодательстве, практике социальной политики и воплотились в повседневной жизни людей.

Основные принципы и положения Конвенции получили отражение в российском законодательстве. В соответствии со статьёй 60 Конституции Российской Федерации (от 12 декабря 1993 года) её гражданин «...может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет», то есть с момента совершеннолетия. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ даёт аналогичное Конвенции определение ребенка: «Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)».

Анализ показывает, что статьи 2, 17, 19, 20, 29, 38, 45, 46 Конституции Российской Федерации (1993 год) обеспечивают выполнение основных принципов Конвенции в России. Конституция провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации принимаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Каждый гражданин имеет право на жизнь.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права детей, в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка и Конституцией Российской Федерации, получили законодательное оформление в Семейном и Гражданском кодексах, Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 года. В данных документах содержатся нормы, обеспечивающие защиту детей, лишённых семейного окружения.

На защиту прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации направлены Федеральные Законы «О беженцах» (1993 год), «О вынужденных переселенцах» (1993 год), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 год).

Для нашего исследования наибольшее значение имеют те положения международного законодательства, прежде всего Конвенции о правах ребёнка, и законов Российской Федерации, которые так или иначе касаются прав ребёнка на воспитание в семье, направлены на укрепление правового статуса ребёнка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе. Конвенция ООН о правах ребёнка, как международный договор, к которому присоединилась Россия, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, имеет приоритетное значение.

С точки зрения семейного права, правового положения ребёнка в семье, Конвенция содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих непосредственное отношение к семейному воспитанию. Кроме того, она посвящает правам ребёнка ряд специальных статей, определяющих правовой статус несовершеннолетнего (статьи 5, 7, 9, 10, 18, 20, 21 и другие).

Конвенция призвана изменить сложившиеся веками патриархальные представления о подчинённом положении несовершеннолетнего в семье.

Нормы, содержащиеся в Конвенции о правах ребёнка, получили развитие в законодательстве Российской Федерации - в Гражданском, Уголовном и, прежде всего, Семейном кодексах.

8 декабря 1995 года государственная Дума Российской Федерации приняла четвёртый Семейный кодекс Российской Федерации. Кодекс претерпел серьёзные изменения, обусловленные развитием законодательного регулирования семейных правоотношений.

Первый кодекс - Кодекс Законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве (1918 год) - сосредоточил своё внимание на регистрации брака, правовом статусе внебрачных детей, опеке (попечительстве) над несовершеннолетними. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР (1927 год) более детально регламентировал отношения, связанные с вступлением в брак и его расторжением, возрождал усыновление, предусматривал условия опеки (попечительства) с точки зрения классового подхода.

Кодекс о браке и семье РСФСР (1969 год) получил более чёткие и полные формулировки, поэтому отличался большей правовой чистотой. Он детализировал правила и нормы семейно-брачных отношений.

Все варианты кодекса были явлением своего времени, несли отпечаток конкретно-исторических условий и ведущих идеологических норм. Их смена обусловливала смену кодекса.

Кроме того, Семейный кодекс должен соответствовать закону более высокого уровня, то есть Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу. Ряд положений Конституции Российской Федерации потребовал изменений Семейного кодекса. Один из основополагающих принципов изложен в статье 2 Конституции, объявляющей человека и его права высшей ценностью, что получило развитие в статье 17, которая обращает внимание именно на признание и утверждение прав человека.

Выполняя требования Конвенции ООН о правах ребёнка, Семейный кодекс ввёл в текст специальную главу - «Права несовершеннолетних детей». Главное из них - право ребёнка жить и воспитываться в семье, о котором даже косвенно не упоминало прежнее семейное законодательство. Был положен конец практике передаче всех детей на воспитание государству, а не семье. Данное правило не просто декларация, оно нашло отражение в пункте 1 статьи 123 СК РФ: «...дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение)), под опеку (попечительство) или в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пункт 2 статьи 56 СК РФ предусматривает право ребёнка на защиту от злоупотребления со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Ему сопутствует право несовершеннолетнего обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижению возраста 14 лет в суд. Таким образом, СК РФ подкрепляет предусмотренную Конвенцией о правах • ребёнка идею о самостоятельности его правового статуса, в том числе и в семье (статьи 12, 19 и другие).

Семейный кодекс предусматривает и защиту имущественных прав несовершеннолетних (статья 60), которыми он распоряжается в соответствии со статьями 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данные примеры свидетельствуют о практическом воплощении принципов Конвенции ООН о правах ребёнка в российском законодательстве, создании правового поля реализации прав ребёнка в Российской Федерации.

Проблема прав ребёнка, их реализация и защита нашла отражение и в педагогических исследованиях. До середины XIX века в исследованиях употребляется термин «социальное воспитание». «Социальная педагогика развивалась как социально-педагогическая практика и социально-педагогическая мысль, реализуемые в деятельности».

Развитие идей реализации и защиты прав детей, выделение их как особой группы общегражданских и общечеловеческих прав нашло отражение в исследованиях XIX века.

За рубежом оформление социальной педагогики связано с именами Ф.А.В. Дистервега и П. Наторпа. В России идеи свободного воспитания развивают И.И. Горбунов-Посадов, К.Н. Вентцель, Е.С. Левицкая.

Константин Николаевич Вентцель совместно с членами комиссии по организации семейных школ Педагогического общества при Московском университете разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Главная задача воспитания - развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. К.Н. Вентцель детально разработал принципы организации воспитательно-образовательного учреждения - Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906 - 1909 годы).

К.Н. Вентцель создал в 1917 году «Декларацию прав ребёнка» (одну из первых в мировой практике), в которой провозгласил для детей равные с взрослыми свободы и права: на развитие своих способностей и дарований, на воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и другие. Наказания заменялись мерами просветительского характера. Критику общества вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Не учитывалось, что К.Н. Вентцель имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.

Современные исследования (Ф.М. Рудинский) выделяют четыре группы прав детей: гражданские (по его мнению, наиболее многочисленные), политические, социально-экономические и культурные.

Другие исследователи предлагают иную основу для группировки прав детей, основываясь на опыте работы по подготовке выпускников детских домов к самостоятельной жизни. Они отмечают, что каждый воспитанник детского дома имеет права как человек (определены Всеобщей Декларацией Прав Человека), как ребёнок (определены Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ), как гражданин России (Конституцией РФ, Кодексами РФ и другими законодательными актами). Кроме того, он имеет дополнительные права и льготы, как сирота или оставшийся без попечения родителей (указы, постановления и другие нормативные акты).

Группа исследователей (В.И. Золотухина, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров) предлагает рассматривать как отдельную группу права детей, соблюдение которых непосредственно связано с деятельностью образовательных учреждений. Обозначая все эти права понятием «личные права детей». Они подразделяют их на три группы. Первая: права на охрану здоровья, отдых, досуг, участие в культурной жизни - связана с организацией системы образования. Вторая: на свободу выражения своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, на свободу ассоциаций и мирных собраний, на личную жизнь - зависит, прежде всего, от педагогических условий деятельности образовательного учреждения, от позиции педагогов. Третья группа - права на защиту и помощь: на защиту от насилия, на консультативную помощь, на социально-педагогическую и психолого-педагогическую поддержку, на помощь в выборе путей профессионального самоопределения.

С.Л. Братченко, развивая идеи теории социальной экологии, выдвинутые Д.Ж. Марковичем, выдвигает тезис «об экологии личности - о необходимости обеспечить защиту ребёнка от дидактогений..., которые проявляются не только под действием явных унижений и скрытых манипуляций, но и под напором нарастающей педагогической экспансии - новых технологий, интенсификации, компьютеризации, религиизации и т.д.». Как одно из средств защиты детей в современных условиях он формулирует коммуникативные права как особый вид прав личности, который нуждается в первоочередной защите.

Учитывая разнообразие в подходах к классификации прав ребёнка, мы исходим из определения личных прав как совокупности естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Личные права составляют базу для остальных прав гражданина: политических, социально-экономических, культурных, наличие и полнота которых определяется действующим законодательством. Совокупность данных прав образует общегражданские права.

На основе международного и российского законодательства, исследований по данной проблеме можно предложить выделить группы прав детей (таблица 1).

Таблица 1

ПРАВА ДЕТЕЙ

 

 

 

Общегражданские

Личные

Коммуникативные

Права детей,

Относящихся к различным социальным группам

Политические

Социальные и экономические

Культурные

1

2

3

4

5

6

выражать своё мнение

на услуги системы здравоохранения

на образование

на жизнь

быть ответственным за своё развитие и свою судьбу

этнические, религиозные, языковые меньшинства

на свободу ассоциаций

на социальное обеспечение

на участие в культурной жизни

на выживание и здоровое развитие

на достоинство и его уважение

лишённые свободы

на свободу мирных собраний

на отдых, досуг, участие в играх

 

на имя и приобретение гражданства

на индивидуальность и отличие от других

усыновлённые

на доступ к информации

на уровень жизни, необходимый для развития

 

знать своих родителей

на независимость и суверенитет

беженцы

 

на защиту от экономической эксплуатации

 

на заботу со стороны родителей

на свободную, ничем не регламентированную мысль

с ограниченными умственными и физическими возможностями

 

на защиту от наркотических средств

 

на индивидуальность и семейные связи

на отстаивание своих прав

жертвы эксплуатации,

злоупотреблений и других преступлений

 

запрет похищения и торговлю детьми

 

не разлучаться с родителями (за исключением установленных в законе случаев)

на собственную позицию, свою точку зрения

в период вооружённых конфликтов

 

 

 

на поддержание контактов с родителями в случае разлучения с ними

на свободное изъявление своей позиции (право голоса)

обвиняемые или подозреваемые в совершении преступления

 

 

 

на въезд или выезд из государства с целью воссоединения семьи

на отстаивание и защиту своей позиции

трудящиеся

 

 

 

неприкосновенность личности, свобода от незаконных арестов и пыток

на доверие со стороны собеседника (презумпция искренности)

учащиеся

 

 

 

запрет незаконного

перемещения и невозвращения из-за границы

на понимание собеседника, на пояснение для себя его позиции, точки зрения

лишённые родительского попечения

 

 

 

выражать свои взгляды по вопросам затрагивающим его

на вопрос к собеседнику

 

 

 

 

на свободу мысли, совести и религии

на сомнение в отношении любых суждений

 

 

 

 

на честь и репутацию

на несогласие с позицией, точкой зрения собеседника

 

 

 

 

на неприкосновенность жилища

на высказывание сомнения или несогласия

 

 

 

 

на тайну корреспонденции

на изменение, развитие своей позиции, точки зрения

 

 

 

 

на защиту от насилия, оскорбления, отсутствие

заботы, грубого обращения, эксплуатации

на поиск, на искреннее заблуждение и ошибку

 

 

 

 

на защиту от сексуальной эксплуатации и совращения

на чувства и переживания и открытое их выражение в отношении личностно-значимых проблем

 

 

 

 

 

на сокровенное, на непубличную сферу в собственном внутреннем мире (коммуникативное прайвеси)

 

 

 

 

 

строить общение на принципах равноправия независимо от статуса собеседника

 

 

 

 

 

на инициативу завершения общения

 

 

Следует отметить, что степень реализации и защиты прав воспитанников детского дома и детей, воспитывающихся в семье различна. Это определяется не только самим наличием либо отсутствием института семьи, но и его качественными характеристиками: материальное состояние, состав семьи, социальное окружение и т.п. В целом можно отметить: общегражданские и личные права воспитанников защищены лучше, чем определённой части детей, воспитывающихся в семьях, что обусловлено сложившейся системой обеспечения жизнедеятельности детского дома контроля за его функционированием. В тоже время воспитанники детского дома испытывают недостаток неформального общения, который и ведёт к ущемлению их коммуникативных прав. Проблема соотнесения прав воспитанников детского дома и детей, воспитывающихся в семье, интересна и обширна, служит темой отдельного исследования.

Таким образом, можно отметить, что современная законодательная база позволяет определить права ребёнка как отдельную категорию. Проблема реализации и защиты прав детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получила развитие в юридической и педагогической литературе. В то же время механизмы реализации прав детей, оставшихся без родительского попечения, рассматриваются недостаточно. Не определены критерии классификации прав детей.

 

АВТОР: Кулаков К.В.