18.08.2011 20432

Речь как средство социальной адаптации старшего дошкольника (статья)

 

Речь детей, в ходе своего развития, тесно связана с их деятельностью и общением. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин и др.) и методисты (М.М.Алексеева, А.М.Бородич, О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, О.С.Ушакова и др.) выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников:

1. Звуковая культура речи.

Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.

Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.

Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

2. Грамматический строй речи.

– Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

– В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.

– Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.

– Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.

– У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

– В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

3. Лексическая сторона речи.

К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.

Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).

– Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

– Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

– Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.

– Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.

– В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

– Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

– В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

По данным А.А.Венгера и В.С.Мухиной, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребёнок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла», «она (корова) забодала», «он (волк) напал», «он (шар) покатился» и т.д.

Ситуативный способ изложения прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно.

На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой.

По мнению З.М. Истоминой, ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. С одной стороны это выражается в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи; с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.

По данным A.M. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребёнок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что её содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учёта им той или иной ситуации. Контекстной речью ребёнок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлечённое содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребёнок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребёнок начинает всё более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи - умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями.

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание - рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.

A.M. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребёнка перестраиваются формы связной речи. Переход контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребёнок отвечает достаточно точными, краткими или же развёрнутыми (если это необходимо) ответами.

Развивается умение оценивать высказывание и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребёнок может довольно последовательно и чётко составить описательный или сюжетный рассказ на предложенную ему тему. Однако дети всё ещё чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе своё эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи развито на высоком уровне. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

По данным Д.Б. Эльконина обогащение активного словаря, как и усвоение грамматического строя речи, находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой- либо другой сфере психического развития:

– в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов - 2200, а дети шести лет - 2500-3000 слов;

– в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 20-72, прирост слов - 202, дети пяти - шести лет - 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет - 2589 с приростом слов в 273.

Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

На основании тщательно проведённого изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от 3 до 7 лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

По мнению учёных (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин), после трёх лет происходит интенсивное овладение сложными предложениями, соединёнными союзами. Из общего числа усваиваемых до семи лет союзов 61% усваивается в период после трёх лет. В этот период усваиваются следующие союзы и союзные слова: что, коли, куда, сколько, который, как, чтобы, в чём, хотя, ведь, всё-таки, или, оттого что, зачем, почему, отчего. Усвоение этих союзов, обозначающих самые разнообразные зависимости, показывает интенсивное развитие связных форм речи.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребёнка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребёнком по аналогии с уже усвоенными формами.

К.И. Чуковский подчёркивает, что в период от двух до пяти лет ребёнок обладает необычайным чутьём языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребёнка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Происходит активный процесс усвоения родного языка. «Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком».

А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одарённость детей дошкольного возраста. Ребёнок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Ещё больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создаётся новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.

Наиболее рельефно детские образования по аналогии, носящие по внешнему своему виду характер словотворчества, выражены при усвоении ребёнком словообразовательных суффиксов.

По данным А.Н. Гвоздева, до трёх лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трёх лет и растягивается на весь дошкольный возраст. Так, после трёх лет усваиваются: суффикс для обозначения женского пола, суффиксы действующего лица, суффиксы отвлечённого действия, суффиксы для обозначения детёнышей, суффиксы для обозначения собирательности. Необходимо отметить, что усвоение суффиксов определённой категории происходит не сразу, а растягивается на довольно длительный период. Важно не только то, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованием посредством суффиксов, но и чрезвычайная лёгкость такого словообразования.

Таким образом, самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языкового чутья», присущего ребёнку дошкольного возраста. Факт словотворчества должен быть понят как проявление, как симптом овладения ребёнком языковой действительностью.

Основой, на которой строится усвоение языка, является ориентировка на звуковую форму слова. А.Н. Гвоздев отмечает появление на пятом году жизни ребёнка первых попыток осмыслить значения слов и дать им этимологическое объяснение. Он указывает, что эти попытки производятся ребёнком на основе сопоставления одних слов с другими созвучными словами. Это приводит к ошибочным сближениям. Например, слово «город» сближается со словом «горы». То есть, смысловое истолкование следует за звуковым сопоставлением. Достаточная осмысленность речи появляется только в процессе специального обучения.

А.В. Захарова установила, что на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом. Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются всё новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа.

Таким образом, к началу школьного возраста у ребёнка совершенно отчётливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Усвоение ребёнком грамматики выражается и в овладении составом речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным С.Н. Карповой, относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приёмов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например, при помощи внешних опор дети вычленяют предлагавшиеся им слова (кроме предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приёмы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. Таким образом, формируется умственное действие.

Это умение чрезвычайно важно, так как оно создаёт предпосылки для усвоения ребёнком не только форм отдельных слов, но и связей между ними внутри предложения. Всё это служит началом нового этапа в усвоении языка, который Д.Б. Эльконин назвал собственно грамматическим в отличие от дограмматического, охватывающего весь период усвоения языка до начала школьного обучения.

Несмотря на большое число работ, посвященных психологии речи, и внимание, которое речь к себе в последнее время привлекает, психология речи всё же остаётся ещё малоразработанной областью, и многие самые центральные её проблемы должны быть поставлены заново, а исходные позиции, с которых обычно трактуется в психологии речь, коренным образом пересмотрены.

Устанавливая определённую стадиальность в развитии речи, в её основу кладутся качественные различия в тех узловых её свойствах, в которых в единстве и взаимопроникновении представлены обе основные функции речи - коммуникативная функция сообщения, общения и обозначающая, смысловая, сигнификативная, семантическая её функция, благодаря которым речь является формой существования и средством социальной адаптации.

Социальная адаптация (от лат. adaptatio - «приспособляю») - социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде... Целью любой адаптации является устранение либо ослабление разрушающего действия факторов среды...

У детей, с проблемами в развитии речи, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они под аномией понимали разрушение имеющихся социокультурных представлений, норм, установок, которое может сопровождаться фрустрационными состояниями. Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация (от лат. de(s) - прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) - процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

Таким образом, на наш взгляд, социальное развитие в старшем дошкольном возрасте направлено на:

– воспитание у ребёнка культуры познания взрослых и детей;

– развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений;

– воспитание этически ценных способов общения;

– развитие самопознания;

– воспитание у ребёнка уважения к себе;

– развитие речи и речевого общения (содействовать налаживанию диалогического общения детей в совместных играх и занятиях, дифференцированно пользоваться разнообразными средствами общения с учётом конкретной ситуации, поддерживать интерес к рассказыванию, совершенствовать образность речи, содействовать освоению трудных случаев словоизменения, структуры используемых предложений, развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи).

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного образовательного учреждения, на что указывают исследования, проведённые Я.Л.Коломинским, Т.А. Репиной. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности ребёнка, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге будет способствовать быстрой адаптации ребёнка, но, если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Через контакты со сверстниками у ребёнка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, как функция и средство мышления, как специфически родовое качество человека.

В типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» речь рассматривается как мотивационная целенаправленная деятельность, опосредованная знаками языка, главной функцией которой является коммуникативная функция - её назначение быть средством общения.

Овладение речью выступает как «спонтанейное» развитие (А.В.Запорожец) в процессе общения и взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, при котором ребёнок проявляет природную активность в познании деятельности, освоения окружающего, а взрослый создаёт условия для этого, организует материальную и языковую среду, вовлекает ребёнка в совместную деятельность. Развитие речи осуществляется в творческих видах деятельности (словесное творчество, театрализованные игры, конструктивное творчество, художественная деятельность и другие).

Особая роль в социальном становлении ребёнка отводится освоению культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Большое внимание уделяется освоению ребёнком речи, так как вместе с языком ребёнок усваивает целую систему идей, понимания мира и человека в нём, а значит, приобретает социальный опыт. Всё это способствует интеграции ребёнка в общество.

Исследования генезиса речи и общения и их роли в развитии ребёнка раннего и дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.) указывают на то, что общение для детей дошкольного возраста является главным фактором речевого и психического развития, одним из основных источников поступления знаний об окружающей действительности.

На протяжении первых семи лет жизни ребёнка сменяются три этапа становления речи, которые зависят от ведущего вида деятельности, определяющего потребность, мотив и средства общения.

Первый этап - довербальный, характеризуется экспрессивно - мимическими средствами и ситуативно - личностным общением.

На втором этапе - этап возникновения речи, меняются средства общения - предметно - действенные и форма общения - ситуативно -деловая.

На третьем этапе «с третьего года жизни» ребёнок пользуется речевыми средствами, служащими для реализации коммуникативной, семантической функции речи, заключающейся в её связности.

Желание говорящего, является связной речью, но формы связности в ходе развития изменяются. Связной в специфическом терминологическом смысле слова можно назвать такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи, и не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены, связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребёнка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали эмоции, начинают становиться для ребёнка обозначениями предметов и действий. Ребёнок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всём последующем развитии ребёнка, является начальным этапом в развитии функции общения.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Возникает планирующая функция речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Однако, как показано в исследованиях A.M. Леушиной, появление контекстной речи полностью не вытесняет ситуативную речь. Так, в общении со сверстниками, дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснять, в чём-то убедить, а в общении со взрослыми, легко понимающими их, дети часто ограничиваются ситуативной речью.

Таким образом, наряду с монологической речью развивается и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения и помогают ребёнку в социальной адаптации.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы. Дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Г.М.Кучинский и Б.Ф.Ломов считают, что элементарной структурной единицей диалога является цикл, образованный двумя взаимосвязанными, сопряжёнными речевыми актами партнёров, именуемых репликами (высказываниями). Реплики рассматриваются ими как первоэлементы диалога, границей между которыми служит конец речи одного говорящего и начало речи другого. Протяжность реплик различна. В её состав могут входить не только фраза, состоящая из одного или нескольких слов, но и группа фраз, составляющих высказывание каждого собеседника. Более типичны для диалогической речи короткие фразы-предложения.

В формировании диалогической речи старших дошкольников отчётливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы говорить о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект обсуждения (предмет, события), умение анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но речь - это не процесс мышления, не размышление, не «думанье вслух» (Ф.А. Сохин), поэтому для её продуцирования необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства (интонацию, логическое ударение).

Речь, осуществляя функцию «сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих», является вместе с тем способом формирования мысли. Будучи системой опосредованных языковых знаков, которые Л.С.Выготский назвал «психическими орудиями», речь перестраивает все психические процессы человека, которые достигают уровня произвольного, сознательного функционирования. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической, практической, коллективной и индивидуальной.

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления всё более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе развития ребёнка перед ним возникает больше задач (познавательных, регулятивных и др.), требующих для их решения обращения к речевой коммуникации. У ребёнка последовательно формируются средства (система языковых знаков), а также приёмы и способы коммуникации (Б.М.Гриншпун, В.И.Селивёрстов).

По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в речевом общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков (нарастает их количественный состав, усложняется структура, совершенствуется качество).

К категории общения в связи с проблемами формирования человека как личности, как субъекта деятельности, воспитания индивидуальности в своих работах обращаются Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев и др.

Б.Г. Ананьевым процесс развития человека рассматривается прежде всего, с точки зрения формирования его как индивидуального целого, обусловленного конкретно-историческими условиями общественной жизни. Согласно Б.Г. Ананьеву, общение со взрослым выступает как способ адаптации ребёнка к той социальной среде, в которой он развивается, усвоение её культуры, ценностей, приоритетов, научение необходимым в его жизни действиями.

Б.Г. Ананьев отмечал, что благодаря речевому общению происходит развитие познавательной деятельности ребёнка и, проходя через призму его личностных качеств, формируется внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду и строит с ней стиль общения в широком смысле этого слова.

Ярко выраженную коммуникативную природу имеют, по мнению учёного, процессы воспитания и обучения. Обучение «... не есть только передача и усвоение информации - знаний и правил деятельности. Обучение есть вместе с тем речевое общение, коммуникация, соответствующая структуре общества и господствующему в нём типу межличностных отношений».

Речевое общение в этой связи, реализуя свои дидактические и воспитательные функции, определяет весь характер психического развития и социального становления формирующегося человека. Однако этот процесс не заканчивается на определённом этапе, он продолжается всю жизнь, в ходе которой совершенствуется, изменяется под воздействием развивающихся рефлекторных свойств личности и различных ситуаций общения.

Взаимное психическое влияние людей друг на друга в ходе общения занимает центральное место в социально-психологической теории В.М. Бехтерева. Общение у него выступает как механизм объединения людей в группы, как условие социализации личности. Характеризуя роль общения в развитии и формировании личности, В.М. Бехтерев отмечал, что чем оно разнообразнее и богаче с окружающими людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. «Люди, выросшие в общении с более разнообразным кругом лиц, являются более развитыми по сравнению с людьми, которые проводят жизнь вдали от общества».

Речевое общение, основной формой реализации которого является диалог, таким образом, выступает как основное условие познания человеком действительности, формирования его как личности и адаптации в обществе.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. По мнению некоторых авторов (М.М.Алексеева, В.ИЛшина), участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником; формулировать в ответ собственное суждение; правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать нормативность, и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Речевые умения, формирующиеся спонтанно, прилаживаясь к потребностям общения, оказываются недостаточно сформированными для перехода на новый вид деятельности - учебную. Так, по данным исследователей (Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Рахмаковой, Т.Б.Филичёвой), у детей к концу дошкольного возраста ещё недостаточно сформированными оказываются умения понимать синтаксически сложные высказывания и умения строить связную речь.

Таким образом, диалогическая речь - это одна из основных форм связной речи, используемая для организации речевого общения. Диалогическая речь - не просто последовательность связанных друг с другом реплик, вопросов и высказываний, построенных в соответствии с ситуацией общения, которые выражены междометиями, неполными предложениями или распространёнными предложениями, а речь, которая как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости и органы чувств ребёнка - слух, зрение, обоняние, осязание - были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребёнка - состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания - диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзилит, аденоиды и другие заболевания. Они ослабляют организм ребёнка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании, считает М.Ф. Фомичева, играет чёткая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребёнка.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Мы считаем, что речь - основное средство социальной адаптации, общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка, благодаря правильной речи ребёнку легче адаптироваться в социальной среде. Речь отражает социальную среду, в которой растёт ребёнок.

Речевое общение - высшая форма взаимодействия с людьми - предполагает овладение языком. Ведь без словесной оболочки невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.

Общение, на наш взгляд, является ведущим фактором социальной адаптации ребёнка. В процессе общения у ребёнка складываются образы людей и самого себя, которые играют решающую роль в самопознании и самооценке ребёнка, формируя тем самым его отношение к миру.

Н.Д. Ватутина в своём исследовании отмечает, что социальная адаптация детей дошкольного возраста - это активный процесс усвоения ребёнком социального опыта в процессе деятельности и общения. Поэтому своевременное удовлетворение потребности в общении позволит воспитателю ускорить адаптационные процессы. На эффективность социальной адаптации влияет и общение ребёнка с воспитателем.

На процесс социальной адаптации ребёнка дошкольного возраста огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.

Таким образом, в процессе успешной социальной адаптации мы выделяем важность индивидуального подхода к ребёнку. Личность ребёнка формируется в деятельности, которая способствует накоплению знаний об окружающей действительности, развитию социальных эмоций, формированию адекватного отношения к предметному и социальному миру и к себе. Участие в разнообразных видах деятельности ребёнка оказывает влияние на развитие всех психических процессов, тем самым способствует эффективной социальной адаптации.

 

АВТОР: Бережная О.Н.