19.08.2011 6526

Опыт гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации (статья)

 

В современной ситуации развития российского общества обращение к проблемам гражданского самоопределения может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина. В настоящее время педагогический процесс ориентирован на ценности гуманизма, свободы, сотрудничества, творческого взаимодействия. Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детская общественная организация (сообщество, объединение, коллектив) как социальная общность, объединяющая подростков совместными целями, общей деятельностью и переживаниям.

Основной целью гражданского самоопределения является формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов и обретение опыта общественно-полезной деятельности.

Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане, грамотного и законопослушного гражданина государства. В тоже время, высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную позицию, ориентируясь при этом на внутренние нравственные ценности, в соответствии с которыми живет человек.

В конце 19 - нач. 20 века в России существовало два типа детских организаций. Первый - организации, созданные в подражание взрослым (школьные республики, детские клубы). Целью школьных республик было практическое ознакомление школьной молодежи с тем государственным строем, в котором им предстояло жить. Школьный кабинет министров и другие выборные должности развивали в детях чувство ответственности за других и за то дело, которому они служили, развивали ораторские и организаторские способности, столь необходимые в свободных демократических странах.

Школьное «министерство труда», располагавшее различного рода мастерскими и огородными плантациями, делало все возможное, чтобы целесообразно использовать труд юных граждан. «Министерство юстиции» внедряло в сознание юных граждан правовые нормы и отношения. Интересно, что важнейшие законопроекты, подлежащие обсуждению в Конгрессе Штатов, одновременно обсуждались также и на школьных собраниях и, таким образом, уже на школьной скамье юные республиканцы всесторонне знакомились с теми законами, под покровительством которых им потом предстояло жить и работать.

Кроме того, таким путем они приучались активно относиться к государственной жизни своей Родины. Школьное «Министерство народного просвещения» оказывало содействие кружкам самообразования. «Министерство физического здоровья» устраивало всякого рода спортивные состязания, гимнастические игры и т.д.

В более скромных размерах эти подражательные потребности юной души использовались различными «детскими клубами», «домами юношества и союзами молодежи». Активно действовали: Майские союзы, Детские социалистические клубы, спортивно-гимнастические и националистические общества («Маккаби», «Бней-Цион»), организации православной церкви («Христовы цветочки», «Церковные юные разведчики»), общественно-политические клубы («Юный рабочий», «Трудовичок», «Муравейник», «Юный Спартак»), первые детские коммунистические клубы (гг. Пермь, Кострома), юнтрудармии и детские интернационалы (Украина), советы детских депутатов (Екатеринослав), детские коммунистические партии (Тула) и т.д.

Исследуя этот период, В.А.Кудинов, Е.Н.Сорочинская, описывают новый воспитательный опыт, создаваемый на «опытных станциях», в «новых школах», «детских летних колониях», «трудовых артелях», «Майских союзах», «обществах взаимопомощи» и т.д., который показывает, что детские объединения являются эффективным средством воспитания. Создавались системы, в которых взрослый и подросток взаимодействовали, правда, главенствующая роль принадлежала взрослому, а не самодеятельным началам детей.

Второй тип детских организаций - организации, созданные на подражании излюбленным героям детских книг.

Детский романтизм был использован при создании крупнейшей международной организации скаутов (разведчиков) английским полковником Робертом Баден-Пауэллом. Речь идет не о военных разведчиках, а разведчиках как пионерах культуры, разведчиках доброго дела, юных рыцарей, разведывающих на всех дорогах жизни, где и как помочь тем, кто нуждается в их помощи. Практическая подготовка к реализации этих возможностей: изучение ремесел, полезных людям, особого рода скаутские игры в лесу и в поле, развивающие находчивость, наблюдательность, силу воли и чувство личной ответственности, летом лагерная жизнь - составляли программу занятий этой организации.

Важно отметить, что скауты всего мира составляли и составляют сейчас единое движение, имеющее одни и те же законы и обычаи.

Во всех странах это движение на первых порах было принято под покровительство выдающихся государственных и общественных деятелей, вошедших в Центральные комитеты Патронажа. В Соединенных Штатах на каждом билете скаута значились подписи трех президентов: Рузвельта, Тавта, Вильсона, входящих в высший Совещательный Комитет организации.

В России по этому образцу и подобию в 1909 году была создана Организация российских Юных Разведчиков с целью внешкольного общественного воспитания детей и подростков в национальном и религиозном духе. Организаторы скаутских объединений считали, что их можно создавать как при учебных заведениях, так и под покровительством Общества Содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут», в котором активно работали ученые, военные, врачи, преподаватели (виднейшими его функционерами были О.И.Пантюхов и И.Н.Жуков).

Общество вело широкую пропаганду идей скаутизма. В своих рекомендациях И.Н.Жуков отмечал, что воспитывать нужно не запрещением: «того нельзя», «этого не делай». Надо дать детворе все направления. Как порох производит выстрел, так и нравственность влияет на поступки.

Надо воспитывать, так сказать изнутри, т.е. внутренние качества, а не обучать внешним образом; надо давать такие игры и знания, которые не только будут нравиться мальчугану, но будут развивать его душу, ум и здоровье. Нужно стремиться не только к приобретению детьми знаний, сколько к развитию в них желания и умения приобретать эти знания. Вот почему мы считаем воспитание характера важнее книжного учения.

Выработка характера и здоровья - вот две основные цели воспитания волчат.

Анализ опыта скаутизма показывает, что основное содержание работы скаутов - трудовая, спортивная, военная подготовка и направленность на приобретение практических умений, необходимых для походной жизни, на получение соответствующего разряда и некоторых специальных умений, связано с интересами детей. Отношения в скаутской организации строятся на подчинении своему вожаку, а положение детей и характер их взаимодействия с другими скаутами определяется стажем и приобретенным разрядом. Ориентация на потребности детей сопровождается требованиями подчиняться заданным извне ритуалам и законам.

Служение Родине, укрепление России - лежали в основе движения скаутов. Формы работы подростков были близки и понятны им, отвечали романтизму детства, стимулировали успешность продвижения в собственном развитии по выработанной шкале скаутского мастерства и ценностей. Символы, атрибуты и ритуалы Скаутинга отвечали культурным и природным особенностям детства.

Являясь элитарной детской организацией (для детей из состоятельных сословий), скаутское движение не было свободно от классовых интересов общества. Отличительной чертой Скаутинга было то, что и дети и взрослые были членами одной организации, подчинялись единым требованиям и нормам поведения, которые были направлены на формирование потребности стать лучше, стремиться к нравственному идеалу, к почитанию старшего и более опытного. Толчком к широкому распространению скаутизма послужила первая мировая война. Россия включилась в нее, и общество востребовало те качества, которые формировались в скаутских отрядах. В 1917 году в 143 городах России насчитывалось 50.000 скаутов (мальчиков и девочек).

Решения II Всероссийской конференции РКСМ 19 мая 1922 года стали концом скаутских организаций в России и началом распространения детских организаций юных пионеров.

По сути своей, пионерская организация создавалась как политическая организация детей в условиях диктатуры пролетариата, как часть общепролетарского движения, основное назначение которого - воспитание смены, как детская политическая организация, являющаяся новой системой воспитания детей пролетариата. Таким образом, сущность пионерской организации определялась в 20-е годы, как третья ветвь пролетарского движения, как организация классового политического воспитания детей и подростков.

После 1917 года в стране действовали детские, молодежные организации как социалистической ориентации, так и антисоциалистические. Этому способствовали: демократизация общества, деятельность многочисленных политических партий, реализация педагогами отечественных теоретических разработок. За молодежь и детей шла борьба.

Под влиянием революционных преобразований русский скаутизм расчленяется, по мнению В.А. Кудинова, на четыре самостоятельных направления: а) традиционный скаутизм, который декларировал аполитичность деятельности; б) объединение «Лесных братьев» -последователи идей игры в следопытов леса, охотников; в) юкизм, появившийся в декабре 1918 г. при поддержке Всеобуча для борьбы с неграмотностью; г) пионерство или «освобожденный Скаутинг».

Идеолог российского Скаутинга, И.Н.Жуков, провозгласил цель Скаутинга - воспитание Человека в человеке. Он верил в возможность педагогической системы Скаутинга, освобожденной от буржуазно-политических тенденций. Считал, что она явится совершенно новой формой социального воспитания детей отроческого и более раннего возраста. На основе этого направления в скаутизме и были созданы первые пионерские отряды.

Крупская Н.К., поддерживая и развивая идеи детского (пионерского) движения, разрабатывая концепцию пионерской организации, во многом соглашалась с позициями И.Н.Жукова, боролась с радикальными настроениями лидеров комсомола, делала попытки защитить личность и права ребенка с помощью пионерской организации, настаивала на гуманном подходе в работе детской организации, учитывать все особенности психики и физиологии детей и подростков, выступала против чрезвычайной политизации и формализации, упрощенном подходе к воспитательному процессу. Она поддерживала идею переноса методики Скаутинга в деятельность пионерской организации. Допионерский этап (1917 - нач. 20-х годов) можно охарактеризовать как демократический, в период которого шел поиск модели детского движения, широкое распространение получили клубные формы работы, у подростков имелась возможность выборы группы, объединения сверстников, преобладает самодеятельный характер детских групп, их нацеленность на преобразование окружающей жизни, эмоционально окрашенная игровая атмосфера, реальная помощь взрослым, борьба с беспризорностью, участие в ликвидации безграмотности и т.д. Участие детей в общественных объединениях носило социально значимый характер, а, следовательно, стимулировало их потребность в самоутверждении и саморазвитии. Они оказывали ощутимое влияние на процессы преобразования общества.

На первом этапе пионерские отряды формировались при ЖЭКах, комсомольских ячейках, на промышленных предприятиях, при клубах и т.д., то с 1925 года в рядах организаторов пионерии формируется представление о единой базе организации, которой становится школа. Это привело, с одной стороны, к огосударствлению декларируемой самодеятельной детской организации, а, следовательно, к ее подчиненности к государственно-политической системе общества, нормированию воспитательного процесса на основе реализации указаний партии, комсомола, органов образования; с другой - жесткий социализирующий фактор развития ребенка, исключающий процессы самоопределения и самооценки личности. Помимо прочего, на детскую организацию возлагалась роль осуществления коммунистического влияния на широкие массы взрослых, что противоречит природе развития детства.

Рассмотрение воспитания как части идеологической работы стало совершенно естественным. Сформированная вокруг идеи коллективизма пионерская организация, ее система воспитания была довольно эффективной, так как обеспечивала потребности в создания монолитной политико-идеологической структуры. Пионерская организация была отражением процессов, происходящих в обществе. Дети испытывали репрессии на себе. Дети репрессированных родителей исключались из пионеров, лишались социальной защиты, тысячи становились беспризорниками. Педагогическое воздействие должно было быть вне зависимости от стремления отдельных талантливых педагогов развить индивидуальность ребенка, оно должно было объективно обеспечить пресечение неколлективистских интересов и стремлений личности, не вмещающихся в рамки политической идеологии.

Система деятельности пионерской организации оказала огромное влияние на формирование политического конформизма сначала в детской и молодежной среде, а затем и во всем советском обществе. Как бы радикально мы ни пытались пересмотреть результаты работы этой системы, нам не уйти от признания колоссального влияния ее на каждого члена общества. Принцип доминирования коллектива над личностью неоднозначно оценивается в современной науке. К сильным сторонам этого принципа можно отнести -ответственность за коллектив, чувство сопричастности к общему делу, оптимистический взгляд в будущее; к деструктивным - практическая ликвидация права ребенка на самоопределение; подавление индивидуальности; приспособленчество; беззащитность перед политической идеологией; отсутствие субъектности выбора; превалирование обязанностей над правами; догматизм мировоззрения и т.д.

Вместе с тем, анализ и сопоставление различных исследований развития пионерской организации не позволяет согласиться с теми учеными, которые оценивают деятельность пионерии 30-х - 40-х годов (3 этап) как сплошной негатив. Нельзя отказаться от того, что они несли в себе высокое нравственное начало: помощь ближнему, любовь к Родине, стремление оказать посильный вклад в преобразование общества (в том числе и трудовой), бескорыстие, здоровый образ жизни и т.д.

Интересен, в целях анализа, следующий этап деятельности пионерской организации, во многих исследованиях названный кризисным (40-50 гг.). Он характеризуется полной подчиненностью пионерского движения интересам государства, народного образования, политике партии. Происходит, своеобразная, унификация пионерства, воспитание в котором направлено на усвоение политических догматов, идеологических умений и навыков. К этому времени произошла смена поколений, семья, в том числе, стала носителем политической идеологии, замкнув для ребенка сферу его развития и воспитания в кольцо обязанностей перед обществом. Практически все факторы воспитания (школа, дополнительное образование, дворовая компания, социум проживания, пионерские лагеря и т.д.) были пропитаны идеями пионерской организации, направленными на жертвенность личности во имя интересов общества, ее подчиненности коллективу; обязательности и ответственности перед коллективом. Все это повлияло на то, что процесс взросления, включения ребенка в проблемы взрослого мира, происходил интенсивнее, а формирование мировоззрения шло за счет усвоения политико-идеологических норм, отраженных в Законах и Торжественном обещании пионера СССР.

По анализу В.А.Кудинова, в годы войны на собранные пионерами деньги было построено 16 танковых колонн, 7 авиаэскадрилий и т.д.; 8,9 млн. детей трудились на производстве по 10-12 часов (это данные по городскому детскому населению, сколько детей было занято в сельском производстве практически не поддается подсчету), не имея при этом социальной защиты; 84 подпольных пионерских отряда действовали на оккупированной территории; более 200 тыс. пионеров было награждено боевыми орденами и медалями, 6 человек получило звание Героев Советского Союза (посмертно); неоценим вклад пионеров по уходу за ранеными, помощь семьям погибших. Лишенные детства миллионы мальчиков и девочек готовы были жертвовать собой, терпеть лишения во имя блага Родины, не получая взамен любви и заботы со стороны этого общества. В этом парадокс этого периода, в этом и высшее достижение всей системы воспитания этого периода в жизни СССР.

Мы не согласны с мнением ряда авторов, что пионерская организация отвергла личность, ребенка, подростка. Шла жесткая нормативная социализация личности, а преодоление жизненных трудностей формировало характер этого поколения, из которого выросли «шестидесятники», современные лидеры демократического движения России. Сознание формирующейся личности усвоило, прежде всего, гуманитарные ценности соучастия, сопереживания, сострадания, заботы о человеке и его прав жить.

Уже в начале 50-х годов именно эти ценности привносятся в деятельность пионерской организации, вступившей в следующий этап своего развития (50-70 годы), направленный на переосмысление содержания воспитания детей и подростков. Демократизация общества повлияла и на методы работы пионерской организации: шире используется игровая деятельность; получает развитие тимуровское движение (милосердие, забота о людях, совершение добрых дел); делается попытка создания внешкольных пионерских объединений; больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей и юношества. В этот период большой интерес представляет опыт создания коммунарских объединений в Новосибирске, Архангельске, Перми и Ленинграде; сельских пионерских дружин; разновозрастных пионерских отрядов по месту жительства. Особая яркость символов, атрибутов и ритуалов пионерской организации придает красочность массовым пионерским праздникам. Дети по-прежнему вовлекаются в процесс создания «коммунистического общества», но уже с позиции их посильного участия: сбор макулатуры и металлолома (бережливость и заботе об окружающем мире); трудовые лагеря в каникулярное время (расширение кругозора и познание мира); охрана природы (экологичность сознания). Ширится сеть загородных пионерских лагерей как забота о подрастающем поколении; активное развитие получает система дополнительного образования (Дворцы Дома пионеров станции юных туристов, натуралистов, биологов, музыкальные спортивные школы и т.д.).

Современные исследователи детского и молодежного движения (Басов Н.Ф., Борисова Л.А., Кирпичник А.Г., Кудинов В.А., Лебединский В.В., Рожков М.И., Радина К.Д., Сорочинская Е.Н., Титова Е.В., Чепурных Е.Е. и др.) подчеркивают их воспитательный потенциал, зависимость социального воспитания подростков от политической и экономической ситуации в обществе. Отмечается, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша, для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений видятся в том, чтобы помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

Современная научная школа поддержки и изучения деятельности детских общественных организаций представлена основными направлениями: а) признающими стремление детей к самоорганизации и содействующими плавному постепенному переходу детских организаций к многоплановой деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей (Балясная Л.К., Кирпичник А.Г., Кузнецова Л.В., Литвак Р.А., Сорочинская Е.В., Титова Е.В., Трухачева Т.В. и др.); б) признающими необходимость кардинальных перемен на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка в деятельности детских общественных организаций, признающих приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъектность (Рожков М.И., Байбородова Л.В., Вернигорова Т.П., Волохов А.В., Дурова Т.В., Ершова Л.В., Кочергин В.Н., Платонова А.П., Рогачев В.В., Сивицкая Л.А., Уманский А.Л., Фришман И.И., Чепурных Е.Е. и др.).

Анализируя опыт деятельности детских общественных организаций, в своем исследовании мы исходим как из учета возрастных особенностей, так и социальных факторов, под воздействием которых формируется личность и которые определяют, в конечном счете, место и общественно-политическое поведение соответствующей категории молодежи.

По мнению большинства ученых, дети объединяются с учетом своих, интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социального воспитания ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличаются от них и составляют особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временном объединении.

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе. Речь идет о формировании у детей готовности: к цивилизованным экономическим отношениям; к политическим отношениям на основе норм демократической культуры; к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей. Каждая из составляющих должна быть реализована в тесной связи с другими.

Анализ деятельности детских объединений в Российской Федерации указывает на наличие вариативно-программного подхода к определению содержания деятельности детских организаций (Волохов А.В., Ершова Л.В., Кочергин В.Н., Чепурных Е.Е. и др.).

Это, по мнению авторов, объясняется тем, что в условиях демократизации общества появилась необходимость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления содержания их работы - это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную и ценностно-ориентационную функции, то программирование выполняет функцию организующую. Речь, конечно, не идет о программах, по которым ранее работала пионерская организация и школа и, которые регламентировали практически все, вплоть до видов и форм деятельности детей и подростков в разовых мероприятиях.

Вариативно-программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), а также менять их в зависимости от поиска интереса, самому планировать сроки и темпы выполнения программ.

Программы разрабатываются с учетом вариативности. Членам объединений предоставляется право создавать свои программы. Это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания оптимальных вариантов программ.

Сегодня фактически новыми программами стали «Детский орден милосердия», «Школа юных парламентариев», «Детская морская лига», «Игра дело серьезное», «Бизнес-тинэйджер» и др. Для воспитания демократической культуры детей большое значение имеет работа детских общественно-политических объединений. Быть политически развитым, обладающим демократической культурой человеком означает, в первую очередь, способствовать согласию, гармонизации разнонаправленных интересов, существующих в обществе, быть нацеленным на поиск компромиссов, умеряющих страсти и способствующих конструктивному решению задач, стоящих перед обществом, социальными слоями, индивидами. Это означает быть готовым следовать принципу определяющей воли большинства, защищая права личности, которые считаются «естественными», «неотъемлемыми» и т.д.

Чтобы думать и действовать таким образом, человеку необходимы знания о той общественной среде, в которой он действует, знания исторические, философско-мировоззренческие, экономические, политологические, психологические, культурологические.

В связи с этим проблемы типологии детских и подростковых общественных объединений приобрели особую актуальность. Они неоднократно становились предметом научного анализа. Наиболее полно эти проблемы были рассмотрены А.Г. Кирпичником, М.Е. Кульпединовой, А.В. Мудриком, М.И. Рожковым и др. Анализ типологии детских и подростковых объединений осуществляется исследователями с различных позиций. Так, А.Г. Кирпичник полагает возможным использование таких критериев, как: способ образования объединений, организационные основы функционирования, наличие, источник и характер целеполагания, содержание деятельности. Он выделяет детские и юношеские объединения, исходя из участия в них взрослых: классно-урочные, факультативно-кружковые, клубные, общественно-организационные, спонтанно-образующиеся.

А.В. Мудрик в качестве оснований для типологии использовал такой параметр как длительность существования объединения (постоянные, сезонные и временные). И.А. Валгаева, И.М. Захарова, М.Е. Кульпединова отметили, что детские общественные объединения можно дифференцировать, исходя из следующих признаков: цели и направленность деятельности, ее масштабы и границы, степень организационного оформления, национальный состав, отношение к религии. Л.В. Байбородова и М.И. Рожков разделили детские объединения по следующим критериям: содержание деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические и др.); длительность существования (постоянные, временные, ситуативные); форма управления (неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации).

С. Цымбаленко и С. Щеглова, проведя необходимые исследования, пришли к выводу, что подростков во всем спектре детского движения привлекают объединения и организации, которые условно могут быть разделены на два блока. К первому ими отнесены объединения, возникающие на основе психологических особенностей данной социально-демографической группы. Прежде всего, это организации, связанные со стремлением познать мир и утвердиться в нем.

Ко второму блоку С. Цымбаленко и С. Щеглова отнесли организации и детские объединения, которые ориентированы на различные конкретные интересы подростков. Это объединения политической, религиозной, экономической направленности.

В последние годы возросла потребность детей в защите от несправедливых действий взрослых, учителей, родителей, от жесткого обращения сверстников. В этой связи возникновение таких общественных объединений как «Детский парламент», «Детская мэрия», служба общественного мнения «Детский голос», движение юных журналистов вызывает интерес у значительной части подростков.

Важна и интересна, на наш взгляд, попытка предпринятая О.С. Коршуновой осмыслить проблему типологизации форм детского общественного движения. Она видит в процедуре типологизации реально существующих детских и подростковых общественных объединений возможность создания типологических карт детского движения в регионах, что позволит производить достаточно точный диагностический анализ состояния современного детского общественного движения в России, определить этапы и прогнозировать перспективы его противоречивого развития.

Наиболее существенную роль группы сверстников играют в жизни и социализации подрастающих поколений, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Не случайно, что именно группы подростков и юношей на сегодня наиболее изучены. Подростки и юноши одновременно входят в несколько групп - формализованнных и неформальных, общение в которых может иметь существенные различия.

Формализованные группы (класс, учебная группа ПТУ, техникума, вуза, спортсекция и др.): общественно-государственные, государственные, религиозные и частные учебно-воспитательные учреждения различного типа (детские сады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, вузы и т.д.); детские и юношеские общественные и клубные организации (постоянные, сезонные и временные); организации, занимающиеся социально-культурными и другими видами оздоровления микросреды подрастающего поколения, индивидуальной и групповой опекой и попечительством детей, подростков и юношей с психосоматическими и/или социальными отклонениями и/ или дефектами; организации, занимающиеся профилактикой отклоняющегося поведения детей, подростков и юношей, перевоспитанием и реабилитацией. Подростки и юноши, не удовлетворенные своей позицией в формализованной группе, стремятся минимизировать свои контакты с ее членами, ищут компенсации в неформальных группах. А.В. Мудрик отмечает, что основные механизмы социализации в формализованных группах - инструментальный и межличностный, а в неформальных - стилизованный и межличностный. Мощный всплеск неформальных взаимоотношений школьников именно в подростковом возрасте и нередко избыточная эмоциональная насыщенность межличностных контактов - чуть ли не первое, что отмечают все без исключения психологи и педагоги. Так, М.Ю. Кондратьев подчеркивает, что стремление проявить себя как личность, индивидуализироваться в референтной группе требует от подростка поиска новых, по сравнению с младшим школьным возрастом, каналов трансляции своей личности, обеспечивающих большие, как ему кажется, возможности для самовыражения и самоутверждения.

Г.М. Иващенко и М.Е. Кульпединова определяют детское движение, как «движение социальное - совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены:

1) общей целью - изменить свой социальный статус;

2) общими ценностями;

3) общей системой норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников;

4) неформальным лидером;

5) «специфическими способностями символизации своих ценностей».

В современной педагогической науке четко разделяются два подхода к работе детских организаций. Первый признает стремление детей к самоорганизации и содействует постепенному переходу детских организаций к многоплановой деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей. Второй признает необходимость кардинальных (революционных) перемен на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка в деятельности детских общественных организаций, учитывающих приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъектность. Последнему подходу привержены и авторы данной концепции.

Изучение отечественного и зарубежного опыта гражданского самоопределения ребенка в детской организации позволяет установить, что эффективность этого процесса повышается, если его приоритетом является каждый отдельный ребенок, если реализуется гомоцентрический подход, между членами организации, развиваются партнерские отношения, организуется разнообразная по содержанию и форме деятельность детей, оптимально сочетаются инициирование и управление, осуществляется взаимодействие с другими организациями.

Но, как любой социальный институт, детская организация - это живой организм. Ей присущи взлеты и падения, успехи и неудачи. Конец 80-х годов для Всесоюзной пионерской организации можно охарактеризовать как кризис.

Совершенно очевидно, что состояние пионерской организации обусловлено теми процессами и социальными противоречиями, которые привели к необходимости перестройки и демократизации жизни страны и учебных заведений.

Прежде всего, необходимо определить, что должна представлять собой детская организации в демократическом социально-ориентированном обществе.

Детские организации и объединения значительно отличаются от взрослых по ведущему признаку - участию взрослых в деятельности детского формирования. Многолетний мировой опыт возникновения и развития различных детских организаций показывает, что для их зарождения было необходимо волеизъявление не только и не столько будущих членов организации, сколько определенной части взрослого населения данной страны (конкретного класса, прослойки, партии, молодежной организации...). Роль взрослых может определяюще влиять на содержание деятельности детей. В связи с этим мы предлагаем следующее толкование понятий.

Детскую общественную организацию мы, вслед за А.В. Волохова и Е.Е. Чепурных, понимаем как самодеятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.

Как показывают наши наблюдения, формально созданы условия взаимодействия, взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимозависимости, т.к. на начальном этапе детская общественная организация может быть во многом охарактеризована как детское общественное объединение. В свою очередь, на более высоком этапе развития (сформированы органы детского самоуправления, определились лидеры, осуществляется коллективное планирование и т.д.) детское общественное объединение может перерасти в детскую общественную организацию. По сути, в нашей практике это так и происходило, что позволяет говорить о закономерности и обусловленности процесса, способствующего созданию всесторонних возможностей эффективной самореализации ребенка.

В деятельности детской общественной организации самореализация ребенком своего «Я» связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие - первично, это объективный процесс, не зависящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание -управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании и самоопределении своего «Я».

Включение ребенка в деятельность детской общественной организации предполагает:

- организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности детской общественной организации, способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у возможно большего числа членов организации;

- оптимизацию стиля взаимоотношений между членами детской общественной организации, между организациями, их лидерами и представителями;

- создание в детской общественной организации обстановки сотрудничества и взаимопонимания.

Многое зависит в самоопределении подростков и от способа организации общественно значимой деятельности членов детской организации. Между способом организации жизнедеятельности членов детской организации и их удовлетворенностью ее результатами также существует прямая связь и зависимость. Правомерно поэтому говорить и о такой закономерности, как зависимость результатов самоопределения от способа организации той деятельности, в процессе которой она осуществлялась.

В зависимости от способа организации деятельности детской общественной организации зависит, прежде всего, позиция ребенка. Он может выступать в роли активного организатора и участника деятельности, и это будет способствовать формированию активной, деятельной личности. При неправильной организации деятельности он может в лучшем случае стать пассивным исполнителем указаний старших или сверстников, не проявлять инициативы и самостоятельности, и тогда это будет способствовать формированию пассивных и безынициативных, инертных людей.

Для обеспечения самоопределения необходимо обеспечить сочетание различных средств, методов и организационных форм включения ребенка в социум. Здесь ребенок реализует себя не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми. Чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими людьми, тем эффективнее результаты самоопределения. Отсюда еще одна закономерность: зависимость результатов самоопределения от характера общения детей.

Ребенок общается со сверстниками, разными людьми. Особое значение имеет его общение со взрослыми. Если оно, со стороны взрослых, приобретает авторитарный характер, то это отрицательно сказывается на саморазвитии личности. Другая крайность - полное невмешательство в жизнь и деятельность ребенка, что способствует развитию разболтанности, неорганизованности, вседозволенности. Лишь нормальная атмосфера вокруг детей и подростков обеспечивает правильные взаимоотношения с ними.

Таким образом, самоопределение ребенка в процессе его участия в детской общественной организации зависит во многом от включенности его в социальную деятельность.

Основным новообразованием в сознании подростка Л.С. Выготский, а вслед за ним и многие другие отечественные психологи, считают чувство взрослости, которое проявляется в стремлении быть и считаться взрослыми. Основываясь на исследованиях состояния дел в современной школе, можно отметить, что у подростков ярко проявляются, во-первых, негативный стереотип отношений к школе; во-вторых, высокие морально-этические требования к окружающим (юношеский максимализм); в-третьих, закрытость, нежелание идти на контакт с учителем или сверстником. В различных внеклассных мероприятиях участвуют единицы учащихся, которые, проявляя свои способности, остаются удовлетворенными, большая же часть подростков не раскрывается. Сегодня, когда наблюдается снижение роли школы в процессе воспитания, а на семью, в ее кризисном состоянии, надежда невелика, - именно детское общественное объединение может (при определенных условиях) стать источником потребности саморазвития и средой его реализации.

В возрастном аспекте проблема гражданского самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И.Божович. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляют собой аффективный центр их жизненной ситуации. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И.Божович не дает его однозначного определения - это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни». Пожалуй, наиболее емким является определение потребности в самоопределении, как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования. В своей более поздней работе Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Есть еще один момент, который следует оговорить особо. Л.И.Божович зафиксировала чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется «через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования». К концу юношеского возраста, по мнению Л.И.Божович, эта двуплановость ликвидируется. «Однако психологическая сторона этого процесса никем и нигде еще не была прослежена». Сейчас же, отметим, что 15 лет спустя после того, как были написаны эти слова, почти теми же словами на ту же лакуну в наших знаниях указал С.П.Крягжде. Рассматривая проблему выбора профессии, он отмечает, что «ни в психологической, ни в социологической литературе нет ответа на вопрос как же происходит переход от романтической направленности к реальному выбору».

Работы Л.И.Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается, как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее. И, наконец, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему («связано» с выбором профессии). Вместе с тем понятие самоопределения у Л.И.Божович остается достаточно расплывчатым, нерасчлененным; не рассмотрены и механизмы самоопределения.

И.В.Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных исследований, позволяют утверждать, что основным психологическим новообразование раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Вместе с тем, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место, предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

Таким образом, несмотря на детальную, казалось бы, проработку проблемы профессионального самоопределения, остаются неразрешенными важнейшие вопросы: какова связь между социальным и профессиональным самоопределением, и главное - что лежит за тем и за другим. Нерешенность этих проблем объясняется отсутствием единой теории самоопределения в подростковом и юношеском возрастах.

В современной психолого-педагогической литературе наиболее полный и удачный, на наш взгляд, подход к созданию такой теории был предложен в работах отечественного психолога М.Р.Гинзбурга. Основой, с позиции которой автор подходит к решению проблемы гражданского самоопределения, является представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения.

Для такого понимания проблемы гражданского самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности -это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности «основная плоскость движения - нравственно-ценностная Подчеркнем еще несколько положений этих авторов, которые близки к пониманию этих проблем с М.Р.Гинзбургом и позволяют лучше понять его подход к самоопределению. Итак, первый момент - это то, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С.Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку «... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий момент, выделяемый Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусем, функции смысловых образований: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентации в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования («единицы») морального сознания -основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие, культурно-исторические, условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентации выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями, является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для, так называемого, гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; «область применения понятия ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности». Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: «Ценность, в первую очередь, является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу». Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. «... целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-казуально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом».

П.Герстманн указывает на принципиальное различие в природе элементов представления человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает в составе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач (Gerstmann Р. по М.Р.Гинзбургу). Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями.

Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым, позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, мы отметили, что гражданское самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования, Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее (об этом несколько подробнее - ниже). Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М.Шибаевой пониманием «самоопределения личности в культуре». Так, М.М.Шибаева отмечает, «...важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации».

Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как явствует из работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению места в обществе (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П.Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом (шире - с миром человеческой культуры) напрямую.

Так, в работах Д.И.Фельдштейна показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно-полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. «Узловым рубежом» в социальном развитии личности является занятие подростком позиции «Я и общество». Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

Сам факт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом, отмечались исследователями неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - заинтересованность «последними вопросами» (Ф.М.Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются -со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «я». Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека [176]. Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот «узел», который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни.

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я?», «Какой я?» «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой - осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы, ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни, как бы, обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма, или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Таким образом, в основе гражданского самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит социальное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. М.Р.Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения (о которых - ниже). Сознание старшего подростка вовсе не представляет собой «ценностного хаоса». Конечно, ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Гражданское самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому гражданскому самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что социальное самоопределение выступает основанием собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных «самоопределений», встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределении.

На основе изложенных позиций можно объяснить и двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И.Божович, и «переход от романтической направленности к реальному выбору», отмечаемый С.П.Крягжде. «Лишенные конкретности искания», «романтический характер», отсутствие какой бы то ни было временной привязанности представлений о будущем старших подростков и младших юношей объясняется тем, что мы имеем дело с личностным самоопределением, происходящем на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременная; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность - размерность «смыслового будущего» (М.М.Бахтин). Временное будущее, т.е. более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей), по-видимому, возникает на уровне социального самоопределения. В дальнейшем эти два вида представления о своем будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное - регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями.

Итак, резюмируем основные положения по проблеме личностного самоопределения, которые нашли отражение в нашей работе:

1) гражданское самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;

2) потребность в гражданском самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

3) гражданское самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно- смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире -самоопределение;

4) существенной особенностью гражданское самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) социальное самоопределение лежит в основе процесса гражданского самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (профессионального, личностного, политического и др.).

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, особенности гражданского самоопределения в подростковом возрасте определяются интенсивным ростом самосознания, стремлением к самоутверждению и самореализации, предметной направленностью взаимодействия, характерными для этого возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является межличностное общение со сверстниками. Известно, что именно отрочество, подростковый возраст является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды. Подросток проходит путь через внутренние конфликты с другими и с самим собой, через внешние срывы, разочарования и огромные достижения. Он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.

Исходной основой гражданского самоопределения подростков является понимание необходимости учета внешних условий и внутренней позиции человека, возникающей в процессе самого развития. Важно учитывать следующие психолого-педагогические основания: подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам; потребность в телесных и духовных достижениях как характеристике подросткового и юношеского возраста; психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах; потребность подростка к саморазвитию. Организация процесса гражданского самоопределения должна осуществляться через формирование потребности у подростка в самореализации в исходном для него социальном пространстве, через систему прав и свобод. Существенной особенностью гражданского самоопределения в подростковом возрасте является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее.

Для определения социального феномена «детская общественная организация» и в качестве рабочего понятия нашего исследования мы использовали определение, данное Е.Е. Чепурных и А.В. Волоховым -самодеятельное, самоуправляемое на основе устава, равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединяющихся. Детская общественная организация, есть явление социальное, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающее на себе влияние социально-политических и экономических условий общества. Детская общественная организация нам представляется организованным социумом, способным компенсировать подросткам недостаточность внимания общества и поддержки государства, обеспечивающая их самоопределение в общественной деятельности.

Обращаясь к ретроспективному анализу исследований проблем гражданского самоопределения подростков в деятельности детских общественных организаций в различных исторических периодах, мы пришли к выводу, что детские общественные организации на ряду с другими институтами социального становления личности, обладают наибольшими возможностями в процессе гражданского самоопределения подростков: познания способа совместной деятельности в коллективе и группе сверстников; приобретения навыков организации и со/самоорганизации; участия в разработке и реализации деятельности и социальных проектов по своему выбору и желанию; раскрытия своих собственных потенциальных возможностей; проявления личной инициативы, лидерства; приобретения новых навыков и интересов и усовершенствование прежних; делать выбор, отвечать за свои собственные поступки и самостоятельно принимать решения.

 

АВТОР: Вохмина Н.В.