26.06.2011 6683

Перспектива как объект изучения гуманитарных наук (статья)

 

Рост масштабов и сложности общественных изменений в стране вызывает большие сдвиги в мироощущении и ценностных ориентациях современной молодежи. Многочисленные социологические и педагогические исследования свидетельствуют о растерянности, утрате идеалов, пессимистическом восприятии жизни некоторыми молодыми людьми. Поскольку темпы социальных изменений начинают опережать темпы смены поколений, молодежь вынуждена чаще, чем их отцы и деды, менять свои жизненные цели и нравственные ориентиры, намечать новые перспективы. В силу этого возрастает необходимость в осмыслении таких понятий, как жизненный путь, жизненная цель, жизненные планы и перспективы и, в частности, в более глубоком и разностороннем рассмотрении среди них личностной перспективы, еще не получившей, на наш взгляд, исчерпывающего анализа.

Проблема формирования перспектив индивида существовала всегда, но в научной литературе она рассматривалась лишь в аспекте приспособления человека к социуму, к существующим ценностям (социальные перспективы), в рамках профессионального или личностного самоопределения. Более того, при этом преобладал информационный подход, изначально ориентированный не на развитие необходимых качеств и свойств личности, а на передачу и расширение определенной суммы и ее знаний.

Сложность исследования перспектив личности обусловлена также и недостаточной теоретической разработанностью самого понятия, так как жизненные перспективы индивида - это чрезвычайно многоплановое явление, характеризующее отношения «человек-мир», «я и другие», «человек и общество», отношения не статичные, а находящиеся в постоянном движении.

В энциклопедической литературе подчеркивается, что сущность термина «перспектива» имеет свои корни в латинском perspicto (ясно вижу) или французском perspective (смотреть сквозь) и трактуется, во-первых, как системы изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; во-вторых, как способ изображения пространственных фигур на плоскости; в - третьих, как вид в даль; в-четвертых, как планы, виды на будущее. Таким образом, перспектива в одном из своих значений определяется как виды на будущее. Такого ее понимания будем придерживаться и мы в своем дальнейшем исследовании.

Временная перспектива, по мнению ряда авторов, фиксирует ожидания личности (Г.П. Фурманюк), не всегда подвластные сознанию, временную организацию индивидуального жизненного пути, отношения между событиями этого жизненного пути.

Понятие «временная перспектива» было введено в научный лексикон Л. Франком, а психологическое ее изучение начато К. Левином. Он разработал и создал пространственно-временную модель, в которой сознание и поведение индивида рассматривалось сквозь призму долговременной перспективы. Во времени К. Левин выделил зоны настоящего, прошлого и будущего, что особенно важно для характеристики взаимосвязи близкой и далекой перспектив. В дальнейшем эти идеи были подхвачены и разработаны Ж. Нюттеном, который оценивает временную перспективу как функцию репрезентации и когниции, определяет ее по аналогии с пространственной перспективой и, в основном, сводит к восприятию в некотором данном моменте («здесь») событий, которые объективно презентированы только как последовательность с определенными интервалами между происходящими действиями. В отличие от пространственной перспективы временная, по мнению автора, не может быть представлена объективно, а только «ментально», «когнитивно».

В психологии изучаются временные характеристики нейрофизиологических, психофизиологических процессов, состояний и образований. Высшим уровнем является личностный, который выступает интегративным основанием всех предыдущих и раскрывается в контексте динамики времени жизненного пути личности.

В исследованиях феномена психологического времени личности, можно выделить две тенденции, два подхода:

1. Эволюционно-генетический подход к личности, в котором человеческое время сводится к психологическим изменениям в «объективно-биографическом времени». Этот подход был теоретически обоснован и реализован в работах Б.Г. Ананьева, Ш. Бюлер, П. Жане, К. Левина, С.Л. Рубинштейна, и др. Время здесь выступает как объективное условие жизни и связано с жизненными событиями личности. События, как узловые моменты жизни, отражаются и воспринимаются человеком, а потом детерминируют его поведение в процессе жизнедеятельности. С позиции событийного подхода совокупность целей и перспектив рассматривается как система, имеющая определенную структурную упорядоченность и функциональное назначение в регуляции человеческого поведения. Однако в данном случае не учитывается влияние субъективного времени на поведение личности.

2. Второй подход к исследованию психологического времени акцентирует внимание на сфере субъективного, т.е. психологическое время здесь детерминировано преимущественно внутренними, субъективными факторами. В рамках этого подхода исследуются различные аспекты временной перспективы: протяженность, дифференцированность, непротиворечивость, реалистичность.

B.C. Хомик, например, выделяет следующие аспекты временной перспективы: содержательно-структурные (насыщенность), структурновременные (протяженность), аффективные (оптимизм - пессимизм), атрибутивные (интернальность - экстернальность).

Интеграция субъективного и объективного аспектов психологического времени осуществляется в рамках концепции личностной организации времени. Разработка этой проблемы была начата в отечественной психологии еще СЛ. Рубинштейном и его школой, продолжается в настоящее время. Личностное время в этом случае включает в себя не только деятельностно - осознаваемую организацию личностью процессов восприятия и переживания, воспоминания и предвосхищения, планирования и прогнозирования течения времени собственной жизни, но и организацию своих практических действий по его использованию.

В соответствии с традиционными представлениями о трехкомпонентной структуре психических процессов и образований, личностная организация времени характеризуется в единстве трех основных структурных единиц: осознания времени, переживание времени и практическое овладение им, рассматривается, как объективная составляющая.

Таким образом, в психологии отмечается связь личностных перспектив с процессами овладения индивидом собственным временем жизни, акцентируется внимание на особенностях его осознания и переживания. В тоже время имеется точка зрения, в которой подчеркивается ограниченность такого подхода. По мнению М.Р. Гинзбурга, «временная перспектива» во многих исследованиях рассматривается линейно, накладывается на хронологическое время и отождествляется с ним, так как опирается на представление о времени, заимствованное из арсенала классического естествознания. Исходя из этого, в современных исследованиях выделен ряд параметров, с помощью которых можно оценивать временную перспективу как благоприятную или негативную в развитии личности. В качестве таковых предлагаются: продолжительность, оптимистичность, реалистичность, дифференцированность и согласованность перспективы.

Продолжительность зависит от способностей человека заглядывать в будущее и фиксирует масштаб временной перспективы. С увеличением ее продолжительности повышается жизненная удовлетворенность, психологическая устойчивость индивида и наоборот.

Реалистичность перспективы означает способность человека отделять мечту от реальности, фантазию от действительности и сосредотачивать усилия на таких целях, которые имеют реальные основания для осуществления в будущем.

Оптимистичность перспективы определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов на предмет реализации ее в будущем. Положительный прогноз находится в прямой зависимости от степени социальной интегрированности личности, стимулирующей реальные жизненные цели и достижения индивида.

Согласованность перспективы предполагает органическую связь ожидаемого с настоящим и прошлым. При несогласованной перспективе наблюдается разрыв в связи времен и нарушение адаптации личности к конкретным условиям жизнедеятельности.

Наконец дифференцированность временной перспективы характеризует расчлененность процесса движения к будущему на отдельные этапы, чаще всего на ближайшую и отдаленную перспективу.

А.С. Макаренко и К. Левин в конкретных исследованиях показали, что разделение ближайшей и отдаленной перспективы является важнейшим моментом развития личности, характеризующим переход от детства к юности, к решению важнейших задач жизнеустройства, к выбору жизненного пути, к становлению социальной зрелости и самостоятельности личности.

А.С. Макаренко и его последователи с позиции диалектического материализма подчеркивали, что стремление к цели является одним из свойств человеческой психики, важнейшим условием всей деятельности человека. Так как дети в процессе обучения и воспитания, готовятся стать взрослыми людьми, полноправными членами общества и гражданами своей страны, то устремление в будущее, свойственное каждому нормальному человеку, для учащихся приобретает особую эмоциональную значимость, имеет огромное педагогическое значение, которое находит свое выражение в следующем:

1) в стремлении к достижению перспектив, что дает возможность наполнить детскую жизнь педагогически целесообразным содержанием и, таким образом, упражнять их в правильном поведении;

2) в том, что совместная деятельность детей и взрослых за приближение перспективы, ее реализацию сплачивает детский коллектив, наполняет индивидуальный социальный опыт каждого человека соответствующим просоциальным содержанием.

3) в том, что переведенная из чисто внешнего во внутренний стимул поведения каждого ребенка, перспектива способствует достижению более высоких результатов социализации, обеспечивает редукцию общественных целей в личные, формирование целеустремленности как важнейшей черты личности, ее социально-значимого качества.

Своей деятельностью А.С. Макаренко убедительно доказал, что перспектива, дающая ребенку возможность стремиться к чему-либо радостному, значимому впереди, выступает в качестве мощного фактора жизнедеятельности целой воспитательной организации, отдельного детского сообщества, конкретного человека. Поэтому неслучайно он подчеркивал, что сила человеческой личности и ее красота определяется тем, какой перспективой она руководствуется в своей жизни, а воспитать человека -значит сформировать у него перспективные пути, по которым будут достигаться цели становления и развития.

Таким образом, анализ педагогического наследия А.С. Макаренко позволяет констатировать: стремления человека к цели, устремленность его в будущее является важным свойством личности, мощным стимулом его развития и в воспитании нужна система перспектив, которые бы, сменяя одна другую, обеспечивали освоение детьми социального опыта, их движение к достижению поставленных целей, делали бы это постепенно, увлекательно и рационально.

А.С. Макаренко предлагал различать перспективы близкие, средние и далекие, приписывая каждой из них в воспитании свои функции, подразделяя на общественно-значимые, социально-ценные и индивидуалистические (эгоистические).

Близкая перспектива зарождается в повседневности, помогает преодолевать трудности и двигаться вперед, так как, окружая ребенка множеством интересных и радостных дел, привлекая внимание к цели и путям ее достижения, способствует тому, что в корне меняет отношение к делу, вызывая положительную реакцию на его процесс и результат.

Наряду с близкими в воспитательной работе используются и средние перспективы, смысл которых заключается в том, что событие, к которому стремится ребенок, в значительной мере отодвинуто во времени. Ожидание его побуждает детей к активным действиям. На линии средней перспективы могут располагаться такие дела и события, как участие во всенародных кампаниях, празднование знаменательных дат, дня годовщины открытия детского учреждения, начало и окончание учебного года и др.

Близкие и средние перспективы неразрывно связаны друг с другом, так как первые из них в сознании личности отражаются в виде цепочки событий на линии движения ко второй. Средние перспективы приучают детей, таким образом, заглядывать в будущее, планировать его.

Близкие и средние перспективы, чтобы реализовать свой воспитательный потенциал в деле развития личности, должны органично вплетаться в общую ткань далеких перспектив, которые являются тем, к чему стремиться человек в течение длительного периода своей жизни, что составляет социальный смысл его существования в целом и на определенном возрастном этапе.

Формирование личностных перспектив также требует их системы, тесной взаимосвязи близких, средних и дальних, одни из которых позволяют конкретизировать удаленные цели, стимулировать их достижение, а другие, напротив, являются их итогом, демонстрируют результаты. Однако, чтобы возможности стали реальностью, как показывает обобщение педагогического опыта разных лет, необходимо, во-первых, чтобы планируемые события были увлекательными, способствовали удовлетворению индивидуальных интересов учащихся, рождали в них стремление к осуществлению намеченных планов; во-вторых, они не должны быть искусственными, специально создаваемыми только для развлечения школьников, нужна их неразрывная связь с жизнью, направляющая все усилия человека на серьезные социально-полезные дела; в-третьих, поставленная перспектива должна быть доведена до логического конца; в-четвертых, должен учитываться возраст детей.

Таким образом, временные перспективы могут подразделяться на ближайшие («завтрашняя радость»), не требующие особого времени для достижения ожидаемого результата, средние, предполагающие некоторую отсроченность в достижении поставленных целей и далекие, которые требуют длительного времени для осуществления намеченных планов.

В социологии перспектива личности раскрывается через тождественные понятия: «жизненный план» и «жизненная программа».

Жизненный план в социологической литературе понимается как способ достижения конечного результата; как промежуточное событие определенного этапа жизни относительно событий более значимых; способ соотнесения частных целей относительно цели более обобщенного характера, ради ее достижения; конкретизация обобщенных жизненных целей.

Близким по содержанию является понятие «жизненная программа». Жизненная программа личности - это, скорее всего, расширенный вариант жизненного плана, который охватывает не только близкие цели, а направлен на планирование всей жизни человека. Кроме того, программа включает в себя жизненные цели и установки личности, касающиеся основных сфер и способов жизнедеятельности.

В связи с этим М.Р. Гинзбург подчеркивает, что разные авторы по-разному пытаются выразить мысль о неоднородности представлений человека о своем будущем, разводя смысл понятий «жизненный план» и «жизненная программа». Он пишет, что «различие между ними заключается в том, что в жизненной программе фиксируются основные жизненные цели без жесткой фиксации сроков их выполнения, а жизненные планы, напротив, приурочены к конкретным срокам их выполнения». Так как различия усматриваются только в разной степени жесткости временной привязки целей, то при таком подходе, считает он, присутствует тот же недостаток, что и в исследованиях временной перспективы: представление о будущем растягивается по временной оси и различные его элементы различаются лишь тем, что одни из них относятся к определенной этой оси, а другие - к некоторому его отрезку.

В составе жизненного плана П. Герстманн предлагает различать два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Первые из них представляют собой идеалы, понимаемые как ценности. Они, по мнению автора, стабильны. Вторые характеризуются конкретностью и досягаемостью, но они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач. Таким образом, исследователь указывает на наличие связей между жизненным планом и ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду, позволяя преодолевать конечность (временность) человеческого существования. Будучи тесно связанными со смыслом жизни, ценности являются основанием и результатом личностного развития, в то же самое время, задавая в планах образ будущего.

Те авторы, которые придерживаются точки зрения, что понятия «жизненный план», «программа», и «перспектива» полностью не тождественны, считают: если жизненная программа личности является своеобразной целостной картиной пути намеченного человеком, то «жизненные планы - это система образов воображения, представляющие собой мысленную картину (проект) предстоящего жизненного пути, а жизненная перспектива не содержит такой картины. Она представляет собой лишь узловые события на этом пути к будущему, без детализации конкретных черт этого будущего.

Л.В. Сохань указывает, что для обеспечения высокой эффективности индивидуальной человеческой жизни важное значение имеет раннее самоопределение индивида, выбор им своего жизненного пути, формирования им более или менее четкой жизненной программы.

Поскольку продолжительность жизни (в том числе периода активной жизнедеятельности человека) ограничена определенным сроком, то между периодом разработки жизненной программы и периодом ее осуществления имеет место обратно пропорциональная зависимость: чем длиннее период формирования жизненной программы, тем короче период ее реализации.

В процессе протекания человеческой жизни программа жизни индивида в известной мере корректируется с учетом изменяющихся обстоятельств личной и общественной жизни человека. В связи с этим возникает большая проблема, как научиться учитывать эти изменения, быстро на них реагировать, предчувствовать, заранее планировать события соответствующие этим изменениям. Следовательно, программа личности должна постоянно корректироваться с учетом этого динамизма жизни. Существенно в таких условиях выработать у личности психологический настрой и психологическую готовность к восприятию этих изменений и мобильной реакции на них. Драматические страницы в жизни человека возникают порой в силу его недостаточной гибкости, неспособности быстро, своевременно перестраивать те или иные структуры своей жизни, психологического или реального жизненного процесса в соответствии с новыми обстоятельствами жизни. Таким образом, существует связь между понятиями жизненные планы, программы и перспективы, в определении понятия жизненная перспектива мы также встречаемся с разными точками зрения. В частности, в психологии мы находим большее число подходов к изучению планирования будущего человеком, которые представлены в публикациях К.А. Абульхановой-Славской, В.Г. Асеева, Я.В. Васильева, М.Р. Гинзбурга, И.А. Деминой, А.А. Кроника и др. Обобщая взгляды этих авторов, можно отметить, во-первых, что «жизненные перспективы» употребляют нередко в том же значении, что и «жизненные планы». Под ними понимают систему образов воображения, представляющие собой мысленную картину (проект), предстоящего жизненного пути.

Следует также подчеркнуть, что жизненная перспектива большинством из них понимается как картина будущего, включающая ряд возможных (планируемых или ожидаемых) событий, находящихся в многосторонней, порой неоднозначной взаимосвязи друг с другом.

Жизненные перспективы, таким образом, могут быть четкими и смутными, детальными и контурными, далекими и близкими, реалистическими и фантастическими, обоснованными и необоснованными с моральной или логической точки зрения, самостоятельно построенными или внушенными из вне.

В рамках концепции личностной организации времени (В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова и др.) внутреннее содержание жизненных перспектив личности раскрывается на основе модели трехкомпонентный структуры психики и включает в себя осознание, переживание времени и практическое овладение им. В этом случае личностные перспективы понимаются как процесс становления жизненного замысла и его реализация в конкретных условиях, в определенной социокультурной ситуации.

Построение таких перспектив подразумевает составление жизненных планов, выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла их реализации.

Нам близка точка зрения К.А. Абульхановой-Славской, которая личностную перспективу на любом возрастном этапе трактует как способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в нем, а также готовность к нему в настоящем и установка на будущее.

В докторской диссертации Е.И. Головаха категория «жизненная перспектива» подвергнута обстоятельному анализу, в ходе которого автор пришел к выводу, что в рамках социологии в понятиях «жизненный план», «жизненная ориентация», «жизненная программа», «образ потребного будущего» раскрываются лишь отдельные стороны проблемы будущего в сознании людей. Психологическое понятие будущей временной перспективы также не охватывает своим содержанием все стороны данной проблемы, хотя сам термин имеет в данном случае важную смысловую нагрузку. В силу этого понятие «жизненная перспектива» может выполнить интегративную функцию, характеризуя основные содержательные и структурные моменты, связанные с представлением человека о своем будущем.

Жизненную перспективу, считает автор, следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию -регулятивную.

В этом случае ориентации определяют порядок предпочтения тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути, на которых человек предполагает сконцентрировать свои силы и энергию. Постановка целей предполагает знание не только направления деятельности, но и ее идеального результата, которому соответствует определенное событие жизненного пути, отделяющее зону обозримого будущего в данной сфере жизнедеятельности от будущего, которое еще не освоено человеком. Жизненная цель - это предметная и хронологическая граница «актуального» будущего, непосредственно связанного с заботами и проблемами настоящего. Если до этой границы будущее наполняется конкретными жизненными планами на пути к реализации соответствующих жизненных целей, то за ней - оно может быть выражено только в общих ориентациях на жизненные ценности, не требующих хронологической и четкой предметной определенности.

Ценностные ориентации, жизненные цели и планы как последовательно формирующиеся компоненты осознанной картины будущего дают ответы на ключевые жизненные вопросы: 1. В каких сферах жизни сконцентрировать условия для достижения успеха? 2. Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? 3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

Таким образом, важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентации, которая лежит в основе формирования содержательного и хронологически согласованных жизненных целей и планов. Формирование развитой, гармоничной перспективы должно рассматриваться как необходимая предпосылка развития личности, эффективности ее деятельности в различных сферах жизни.

Перспектива - важнейший фактор развития и самореализации личности. Иными словами, зная роль перспективы в жизни человека, зная параметры и критерии ее развития, выделенные в психологии, можно решать конкретные социологические и психологические проблемы, возникающие в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно связаны с необходимостью изучения отношения к будущему.

При социологическом подходе к исследованию будущего предметом в первую очередь становится содержание жизненных целей, планов, ориентации в различных сферах жизнедеятельности. Это не значит, что при таком подходе должны игнорироваться временные параметры перспективы: продолжительность, дифференцированность, согласованность. Все они необходимы для оценки развития перспективы, ее достаточно высокого уровня сформированности для того, чтобы изученное конкретное содержание перспективы имело реальные шансы осуществления в практической деятельности людей. Что касается реалистичности и оптимистичное™ перспективы, то эти параметры являются непосредственной предпосылкой для оценки ее содержания. Различия в позициях психолога и социолога по отношению к этим параметрам заключаются в том, что психолога интересует механизм формирования реалистичного и уверенного взгляда в будущее, а социолога - уровень социального оптимизма и реалистичность представлений о будущем различных социальных групп в конкретных условиях общественной жизни.

Автор предпочитает рассматривать отдаленные и актуальные жизненные перспективы. Ядром первых являются жизненные цели, которые определяются в диссертации как предметно и хронологически определенные события, с которыми человек связывает реализацию своих жизненных ценностей. Это определенность относительна, ограничена возможностями прогнозирования жизненного пути на длительный срок. И тем не менее, целый ряд событий, прежде всего профессиональной и семейной сферы жизни вполне могут быть предвидимы в отдаленном будущем, поскольку жизненный путь индивида, при всей его неповторимости во многих нюансах, в значительной мере воспроизводит некоторые нормативные образцы «жизненного расписания», характерные для конкретных условий общественной жизни. Благодаря социально -нормативному механизму для многих людей проблема содержания жизненных целей не представляет особой сложности, так как их целями становятся те жизненные достижения, которые нормативно одобряются в их социальной среде.

Социальные нормы в условиях современного общества - достаточно гибкий инструмент регуляции жизненного пути и перспективы личности. Они допускают широкий диапазон индивидуальных вариаций, особенно в отношении юношеского периода жизни, для которого характерен максимализм и романтические представления о будущем.

Автор предполагает рассматривать ряд параметров, характеризующих жизненную перспективу: реалистичность, согласованность, продолжительность, оптимистичность. Особое внимание уделяется первым двум, так как они в состоянии предоставлять возможности для прогнозирования и, следовательно, для конструирования программ воспитательной работы с разными категориями молодежи и психолого-педагогической поддержки разных групп населения.

Под реалистичностью в данном исследовании автор предполагает понимать степень соответствия содержания жизненных целей и предполагаемых сроков их реализации реальным условиям осуществления этих целей. Содержательно реалистичность связана, по мнению автора, с таким показателем, как уровень притязаний личности при постановке целей в тех или иных сферах жизни, а хронологически - с уровнем возрастных ожиданий при реализации жизненных целей, учитывая, что сегодняшние притязание юношей и девушек - это во многом их завтрашние поступки, а отведенные ими для этого сроки - это возраст, подходя к границе которого они буду сопоставлять реальное достижение с тем, что представлялось в юности.

Согласованность, как один из важных параметров жизненной перспективы рассматривается в контексте связей ближайшей жизненной перспективы с актуальной жизненной ситуацией и отдаленными жизненными целями. Если согласованность отсутствует, если перспектива не определена, если будущие учеба или работа не представляет для молодого человека интереса, то возникает разрыв между человеком и его жизненными целями, которые в этом случае приобретают содержание, оторванное от возможности реализации.

Используя эти параметры, проводя обстоятельный теоретический анализ содержания жизненных перспектив старшеклассников, автор сделал вывод о том, что в одних сферах (образование, социальное продвижение, материальное потребление) жизненные цели и притязания юношей и девушек во многом не соответствуют сложившимся в современных условиях нормативным моделям жизненного пути. Завышенные притязания и недостаток реализма в представлениях старшеклассников во многом связаны с реальными проблемами развития этих сфер общественной жизни. В семейных и профессиональных притязаниях старшеклассники проявляют более реалистичный подход к будущему. Однако это не означает, что в профессиональном самоопределении нет проблем, связанных с особенностями формирования жизненной перспективы. Эти проблемы обусловлены не столько содержанием жизненных целей молодежи, сколько особенностями их взаимосвязей в различных сферах жизни, а также связи с актуальной жизненной перспективой и ближайшими профессиональными планами старшеклассников.

В совместных с А.А. Кроником исследованиях Е.И. Головаха показывает, что субъективная картина жизненного пути формируется в соответствии с отраженной в сознании объективной возрастной динамикой психофизиологических функций человека, его творческой продуктивности и интенсивности включенности в различные виды деятельности. Причем эти факторы в равной мере воздействуют и на возрастные ожидания подростков и юношей, и на ретроспективные оценки, наблюдаемые у людей зрелого возраста. Единый социально - нормативный механизм формирования возрастных ожиданий обнаружился также и в том, что вариативность оценок различных периодов жизни зависела у старшеклассников от удельного веса нормативно - регламентированных событий, относящихся к этим периодам.

Учитывая вышесказанное можно рассматривать возрастные ожидания юношей и девушек, выбирающих профессию, как вполне реальные хронологические ориентиры, связанные с реализацией жизненных целей.

Таким образом, следует согласиться с автором, что наличие взаимосвязи между актуальной жизненной ситуацией, профессиональными планами, жизненными целями диктует необходимость поиска путей и способов оказания помощи старшеклассникам при их несогласованности, нереалистичности, так как приводят к возникновению проблем, мешающих решению возрастных задач социализации.

В педагогике под перспективами принято понимать цели, способные вовлечь личность в совместную деятельность; образ желанной и осознаваемой, как своей возможной будущей жизни, при условии достижения определенной цели (В.А. Мижериков); ведущий метод педагогического стимулирования, состоящий в постановке перед воспитанниками увлекательных, значимых целей, трансформирующихся в личные стремления, планы, желания (Л.В. Мардахаев); наличие в сознании субъекта конструкции предполагаемого варианта собственного будущего на основе целостного восприятия себя, своих целей, личностно-значимых ценностей и доминантной направленности сознания на ее реализацию (Д.Ю Лебедев); способность индивида осознанно и ответственно относиться к собственному будущему и готовность к реализации поставленных целей в поступках и действиях (Т.В. Кузьменко).

В ряде исследований, как показывает проведенный нами анализ научной литературы и публикаций отдельных авторов, указывается на наличие связей между жизненной и личностной перспективами.

Понятие «личностная перспектива индивида» пересекается с философскими, социологическими и психологическими категориями, обозначающими различные аспекты этого явления.

В философской литературе, например, оно рассматривается через проблемы перспективного видения мира, получило развитие в работах Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассета, М. Хайдеггера и других. X. Ортега-и-Гассет в качестве центральной категории своей системы рассматривает перспективу индивида, которая обусловлена не только его внутренними, психологическими особенностями и структурой (конституцией), но и обстоятельствами жизни («Я есть Я и обстоятельства» - центральный тезис теории перспективизма X. Ортега-и-Гассета). Кроме того, поскольку в философии личный аспект времени связывают с человеческой деятельностью, с постижением смысла окружающего мира, осознанием себя в этом мире и мира в себе, а личностное время понимается как конкретно-историческая форма существования и развития социального в индивидуальном, то раскрывая общие закономерности становления и развития личности в ее отношениях с миром и людьми, способы духовного и практического освоения человеком окружающей действительности, указывается на значимость личностных перспектив, характеризуются ее параметры. В частности, подчеркивается, что осмысление жизни человеком осуществляется через осознание прожитого, в котором предвосхищается грядущее. В результате такой внутренней диалектики самопознания и происходит становление личностной перспективы как определенной стратегии поведения в существующих условиях.

Таким образом, в смысловых перспективах личности проявляются не столько частные жизненные цели, а более широкая и общая «философия жизни» индивида, которая связана с потребностью осмыслять свою жизнь не только в частном, но и в более перспективном масштабе, с желанием ответить на вопросы: «Кто Я?», «Каков мой дальнейший жизненный путь?». Осмысление жизни происходит через соотношение близких и далеких целей, через построение непротиворечивой, но иерархически организованной картины мира, придающей жизни человека осознанный и завершенный смысл и значение. Именно стремление постичь конечные цели бытия, осмыслить частные перспективы в контексте общего смысла жизни, реализации себя в мире является проявлением личностной перспективы индивида. Подтверждение этому находим у К.А. Абульхановой-Славской, которая характеризуя жизненный путь своего учителя - СЛ. Рубинштейна, отмечает, что ему всегда была свойственна «перспектива по вертикали», т.е. способность ставить перед собой сложные, требующие высокого напряжения и мобилизации сил жизненные цели и способность мужественно преодолевать трудности и невзгоды на пути к их достижению. Личностная перспектива индивида в большей мере связана с вертикальной осью человеческой жизни - с поиском высшего, духовного своего назначения, определения конечных целей бытия.

Следует заметить, что в истории культуры существовали различные концепции детерминации существования человека конечными (предельными) целями бытия. А. Адлер, например, считал главным источником мотивации стремление к превосходству, особенно при решении проблем, связанных с жизнью в обществе, т.е. носящих общественный характер. Он разработал оригинальное направление в психологии и педагогике, в центре которого - работа с перспективами личности. Основная задача индивидуальной психологии, подчеркивал он, как раз и заключается в разрушение неправильных шаблонов перспектив индивида и замене их другими, способствующими лучшему осуществлению его сожительства. Он признавал решающее значение коллективного чувства при решении жизненных проблем, связанных с построением личностью собственных перспектив.

М. Вебер, исследуя особенности протестантской культуры, также отмечал зависимость духа предпринимательства от протестантских догматов «богоизбранности» и «богооставленности», которые обуславливают поведение человека на протяжении всей его жизни. Достижение предельных целей, движение к ним возможно только в системе отношений с другими людьми. Поэтому социально-педагогический подход к исследованию личностных перспектив индивида предполагает не только учет потребности человека в определении своего призвания, смысла существования, но и учета условий социальной среды, которая либо актуализирует эту потребность, либо ее редуцирует.

Если рассматривать соотношение вертикального и горизонтального планов человеческой жизни, то можно выделить несколько уровней взаимодействия индивида и социальной среды, различающихся по степени развертывания индивидуальных проектов (проб) в социальной среде. Первичный уровень взаимодействия личности и социальной среды охватывает «жизненный мир» индивида, его восприятия окружающего, которое обусловлено личностью воспринимающего, его индивидуальными особенностями, складом характера, спецификой личного опыта. Все это вместе взятое накладывает отпечаток на систему ориентации, на организацию и содержание его личностной перспективы.

Являясь основой для представлений о будущем, чаще всего этот индивидуализированный социальный опыт оказывается недостаточным для формирования будущего. Возникает диалектическое противоречие между воображаемым результатом деятельности и реальными ее итогами. Сопоставление воображаемого и реального осуществляется в сознании личности с помощью обратной связи. Будущее предстает перед личностью, как правило, в формах - абстрактного или реального будущего. Абстрактное будущее не может реализоваться на данном этапе развития личности, а потому, в отличие от реального будущего, оно чревато, уходом в мечту, которая начинает гасить энергию движения к активному воплощению этого будущего в жизнь. «Грезы» начинают заменять личности реальный мир. Мечта располагается между абстрактным и реальным будущим. Это пограничное состояние внутреннего мира человека, мечта может как увести личность в мир грез, так и наполнить смыслом всю его жизнедеятельность. Разлад между мечтой и деятельностью продуктивен, если мечтающая личность не порывает связи с жизнью, всматривается в неё, вносит коррективы в свою мечту, упорно добиваясь ее практического осуществления. «...Реальное будущее, основанное на реальной мечте, служит предпосылкой точного и объективного видения мира, - справедливо утверждает Б.Н. Украинец. - Преобладание одного из типов предвидения будущего способствует определенному типу направленности личностных ценностных установок. Представляется наиболее оптимальным сочетание будущего-мечты с будущим-реальностью, при котором наряду с полетом воображения в будущее определены рациональные способы реализации этого воображения, что объективно указывает на высокий уровень культуры жизни личности».

Таким образом, во-первых, коренные изменения, происходящие в различных сферах жизнедеятельности общества, оказывают влияние на систему перспектив индивида, способствуя либо становлению оптимистического взгляда на жизнь, побуждающего человека самоопределяться и самореализовываться в среде, помогая ему сделать оптимальный выбор, так как каждому человеку необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить свой дальнейший путь с принятием ответственности на собственные плечи, либо формируя социальную инфантильность, неготовность к автономному существованию.

Следовательно, наличие перспективы и ее характер во многом определяют жизненную позицию человека.

Во- вторых, перспектива представляет собой единство созерцательной и активно - преобразовательной сторон деятельности, имеет прямую и обратную направленность, обращенность во вне и углубление в себя, является образом будущего, выраженным в движении. Она - образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей.

В-третьих, в структуре перспективы можно выделить два относительно самостоятельных плана: временное и смысловое будущее. Первое - это более или менее точное планирование своей жизни во времени и пространстве. Временное будущее связано с такими понятиями как «жизненная программа» и «жизненный план», предполагает движение индивида по горизонтали. В педагогическом плане требует определения наиболее значимых сфер деятельности на определенном возрастном этапе развития, помощь в разработке планов и поиске способов их осуществления.

«Смысловое будущее» (М.М. Бахтин) связано с ценностными ориентациями личности, с ее индивидуальной жизненной картиной окружающего, с присущим ей образом мира. Развитие личности предполагает не только достижение конкретных жизненных целей, но и становление в ее сознании осмысленной картины мира, его «индивидуальной модели», в которой определенные явления действительности, цели деятельности и перспективы приобретают единство и цельность. Однако становление субъективной картины мира является результатом не столько стихийного развития, сколько формирование осознанного, активного отношения индивида к себе и к миру. «Глаз дается человеку от рождения, а образ, картину мира он должен научиться строить сам». Это результат особого вида активности, творческой деятельности. Следовательно, вертикальная ось личностной перспективы связана со «смысловым будущим», отражает уровень ценностно-смысловой детерминации, существования в мире смыслов и ценностей, и в этой связи требует особой организации воспитательного процесса, в котором личность, пробуя себя, проживая отдельные события, приобретает опыт проектирования своих жизненных планов в контексте видимого будущего, собственных перспектив.

Так как закономерность развития перспектив индивида отражает диалектику перехода от ожидания к поступку и наоборот, то требуется соответствующая жизнедеятельность, в которой это может происходить.

 

АВТОР: Гелас М.В.