27.06.2011 4332

Опыт формирования личностных перспектив у старшеклассников (статья)

 

В научной литературе и публикациях, как свидетельствует проведенный нами анализ, в большей мере нашел отражение опыт организации исследований проблемы личностных перспектив у подростков, юношей и девушек в образовательно-воспитательных учреждениях разных видов и форм собственности. Реже встречается описание содержания процесса формирования такого рода перспектив у старшеклассников, хотя во многих социально-педагогических работах упоминается о важности ориентирования школьников в будущее: в мир профессий, в построение собственной жизненной карьеры, в поиск путей своего жизнеустройства.

Наиболее интересный, с нашей точки зрения, опыт был накоплен в практической деятельности А.С. Макаренко, который придерживался мнения, что детям свойственно мечтать, что они хотят жить завтра обязательно радостнее, лучше, интереснее, чем сегодня, что им характерна устремленность в будущее. «Дети готовятся стать взрослыми людьми, полноправными гражданами своей страны. Поэтому вполне понятно, что устремление к будущему, свойственное вообще всем людям, для детей приобретает особую эмоциональность, значимость и окраску. Использование перспектив в организации их жизни имеет большое педагогическое значение», так как благодаря ее реализации дети научаются, во-первых, жить в ориентации на общественные цели, во-вторых, жить в стремлении к достижению собственных (личных) целей, в-третьих, удается наполнять жизнь педагогически целесообразным содержанием, упражняя подростков в нужном поведении, сплачивая детский коллектив, в-четвертых, переводить из чисто внешнего стимула побуждения к деятельности в мощный стимул внутреннего самосовершенствования.

А.С. Макаренко в своих произведениях («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш 30-го года») утверждает, что перспектива, ставшая личной целью, формулирует целеустремленность как ведущее качество личности. Поскольку перспектива определяет направление действия и порождает энергию для его достижения, то автор считает возможным определить воспитание человека как воспитание у него перспективных путей, по которым располагается завтрашняя радость.

А.С. Макаренко впервые в педагогическом плане перспективы первоначально подразделил на общественные, коллективные и личные. В частности, в «Педагогической поэме» он пишет: «...детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть завтрешний день и стремиться к нему в радостном быть, в этом заключается истинная педагогическая диалектика». Именно этим объясняется, почему от налаженного внутреннего развития колонии им. A.M. Горького, он предлагает перейти к «завоеванию Куряжа». Около 130 колонистов оставили на младших и часть педагогического коллектива свое старое обустроенное хозяйство, хороший быт, отлаженный учебно-воспитательный процесс, надежные связи с социумом и переселились в разрушенный Куряж, чтобы помочь его беспризорникам стать настоящими людьми, увидеть перспективу. Риск оправдался. Дружный, оптимистически настроенный коллектив колонистов сравнительно быстро навел порядок, смог заразить оптимизмом, верой в завтрашнюю радость новых воспитанников. Детский коллектив в данном случае выступает как система, в которой одной из движущих сил развития становится общественно ценная перспектива, в данном контексте та, которая ориентировала подрастающее поколение на решение задач, связанных с построением социалистических общественных отношений.

Еще на этапе становления системы воспитательной работы в колонии имени Горького А.С. Макаренко установил методом проб и ошибок связь между коллективной и личной перспективами. Говоря о необходимости создания позитивного, привлекательного образа будущего у воспитанников, он не случайно предложил идею, во-первых, продолжения образования на рабфаках, во-вторых, походов (в Крым) и путешествий полным составом колонистов, в-третьих, создания комсомольской организации в учреждении перевоспитания, которые в совокупности обеспечивают диалектику общественных, коллективных и личностных перспектив, стимулируют становление жизненного опыта и саморазвитие. В последующем аналогичное освоение нового пространства коммуны им. Ф.Э. Дзержинского небольшим числом бывших жителей преобразованного Куряжа подтвердили рассматриваемую тенденцию - ориентирования юношей и девушек в вопросах будущей профессии, их жизненной позиции. В итоге это привело автора к мысли, что в формировании личностных перспектив нужна система, при которой они, сменяя одна другую, усложняясь, вели бы детей к все более определенному видению основных моментов картины своего лучшего будущего, так как дети живут сегодня, а не только готовятся к жизни, чтобы у них формировались перспективы, «эта их сегодняшняя жизнь должна быть полноценной и счастливой, наполненной радостью борьбы и творческого трудового напряжения. Никакая завтрашняя радость не превратиться в стимул сегодняшней жизнедеятельности, если в школе царит скука, полностью отсутствует романтика. Поэтому перенесение элементов счастья, красоты и радостного удовлетворения в сегодняшнюю жизнь - один из важных элементов успешности в завтрашней жизни воспитанников».

Когда речь идет о любой системе, то подразумеваются две вещи: входящие в нее элементы структуры и связи между ними. К таким элементам А.С. Макаренко относит перспективы близкие, средние и дальние, каждая из которых может быть общественно значимой, социально ценной и индивидуальной.

Близкая перспектива, по его мнению, обязательно имеется у каждого ребенка. Она зарождается в ходе повседневной жизни, стимулирует деятельность личности, помогает ей преодолевать всякого рода трудности и двигаться вперед. Такая перспектива, следовательно, побуждает воспитанника совершать нужные, адекватные ситуации поступки, принимать ответственные решения, окрашивает жизнь детей в радужные тона, меняет отношение к делу. Она может, как свидетельствует опыт А.С. Макаренко, ставится непосредственно перед личность с помощью педагогического требования или опосредованно, через создание воспитывающей ситуации в рамках коллективных действий. Сами по себе требования, формирующие личностные перспективы могут выражаться в форме просьбы, совета, предложения к действию, намека, рекомендации включиться в действие. Ярким примером, иллюстрацией этого опыта А.С. Макаренко, может стать эпизод из «Педагогической поэмы» эпохи «завоевания Куряжа», связанный с жизнью и личным будущем такой колоритной фигуры как воспитанник Перец.

Перец, один из новых воспитанников Макаренко, при встрече заявил Антону Семеновичу:

«- Стараетесь, товарищ заведующий, много, а курите махорку. Неужели Советская власть и для вас папирос не наготовила?

Я подошел к Перецу, наклонился к его руке и прикурил. Потом сказал ему так же громко и весело, с самой микроскопической долей приказа:

– А ну-ка, сними шапку!

Перец перевел глаза с улыбки на удивление, а рот еще улыбается.

– А что такое?

– Сними шапку, не понимаешь, что ли?

– Ну, сниму...

Я своей рукой поднял его чуб, внимательно рассмотрел его уже немного испуганную физиономию и сказал:

– Так... Ну, добре.

Перец сразу пристально уставился на меня, но я в несколько вспышек раскурил собачью ножку, быстро повернулся и ушел от них к плотникам.

...Плотники кончали работу, и Боровой изо всех сил начал доказывать преимущества хорошего вареного масла перед плохим вареным маслом. Я так сильно заинтересовался этим новым вопросом, что не заметил даже, как меня дернули сзади за рукав. Дернули второй раз. Я оглянулся. Перец смотрел на меня.

– Ну?

– Слушайте, скажите, для чего вы на меня смотрели? А?

– Да ничего особенного... Так слушай, Боровой, надо все-таки достать масла настоящего...

Боровой с радостью приступил к продолжению своей монографии о хорошем масле. Я видел, с каким озлоблением смотрел на Борового Перец, ожидая конца его речи. Наконец, Боровой с грохотом поднял свой ящик, и мы двинулись к колокольне. Рядом с нами шел Перец и пощипывал верхнюю губу. Боровой ушел вниз, а я заложил руки за спину и стал прямо перед Перецем:

– Так в чем дело?

– Зачем вы на меня смотрели? Скажите.

– Твоя фамилия Перец?

– Ага.

– А зовут Степан?

– Вы откуда знаете?

– Ты из Свердловска?

– Ну да же... А откуда вы знаете?

– Я все знаю. Я знаю, что ты и крадешь и хулиганишь, я только не знал, умный ты или дурак.

– Ну?

– Ты задал мне очень глупый вопрос, вот - о папиросах, очень глупый... прямо такой глупый, черт его знает! Ты извини, пожалуйста...

Даже в сумерках заметно было, как залился краской Перец, как отяжелели от крови его веки и как стало ему жарко. Он неудобно переступил и оглянулся:

– Ну, хорошо, чего там извинять... Конечно... А только какая ж там такая глупость?

– Очень простая. Ты знаешь, что у меня много работы и некогда съездить в город и купить папирос. Это ты знаешь. Некогда потому, что Советская власть навалила на меня работу; сделать твою жизнь разумной и счастливой, твою, понимаешь?.. Или, может быть, не понимаешь? Тогда пойдем спать.

– Понимаю,- прохрипел Перец, царапая носком землю.

– Понимаешь?

Я презрительно глянул ему в глаза, прямо в самые оси зрачков. Я видел, как штопоры моей мысли и воли ввинчиваются в эти самые зрачки. Перец опустил голову.

– Понимаешь, бездельник, а лаешь на Советскую власть. Дурак, настоящий дурак!

Я повернул к пионерской комнате. Перец загородил мне путь вытянутой рукой.

– Ну, хорошо, хорошо, пускай дурак... А дальше?

– А дальше я посмотрел на твое лицо. Хотел проверить: дурак ты ли нет?

– И проверили?

– Проверил.

– И что?

– Пойди, посмотри на себя в зеркало».

В другой главе «Педагогической поэмы» - «Гопак», продолжился этот процесс, который нашел свое выражение в переводе близкой перспективы в среднюю, которая заключается в стимулировании стремления детей к какому-то приятному событию в их жизни, отодвинутому во времени, ожидание которого создает у них приподнятое настроение, побуждает к актуальной деятельности.

А.С. Макаренко отмечал, что на линии средней перспективы могут располагаться такие события и дела, как участие в праздничных демонстрациях, выход в оперу, празднование революционных дат, «Дня первого снопа» (Куряж), годовщины открытия детского учреждения, встреча со значимыми людьми (приезд A.M. Горького в колонию, возвращение рабфаковцев на каникулы в коммуну и др.).

Близкие и дальние перспективы тесно связаны друг с другом: близкие являются вехами на пути достижения средних, с одной стороны. С другой, средние, будучи реализованными, указывают на новые близкие, которые обеспечивают движение личности вперед и наполняют смыслом ее жизнь. Следовательно, для формирования личностных перспектив и педагогически целесообразного их использования в деле воспитания личности, в практике А.С. Макаренко, создалась целая цепочка близких перспектив на линии восхождения к средней. Задача педагога, поэтому состояла не только в том, чтобы сформулировать такую перспективу, но и в том, чтобы, во-первых, умело отобрать те из них, которые способные увлечь детей, создать постоянный радостный эмоциональный фон жизни коллектива, во-вторых, расположить их на векторе движения от простого (понятного) к более сложному (требующему мобилизации сил), через это обеспечить потребность юношей и девушек заглянуть в будущее.

Близкие и средние перспективы, таким образом, в деятельности А.С. Макаренко органически вплетались в далекие.

Далекие перспективы играют огромную роль в жизни человека. Они стимулируют как усилия отдельного человека, так и коллектива. Такая перспектива - это то, к чему стремятся люди, сообщества, организации в течение длительного периода, для достижения которых должны быть приложены серьезные усилия с их стороны.

Подчеркнем еще раз - при формировании личностных перспектив необходимо учитывать диалектику близких, средних и дальних, видеть в единичном и малом - общее и большое, а далекую - конкретизировать в делах.

Кроме того, А.С. Макаренко настоятельно рекомендует при выборе перспектив учитывать возрастные возможности детей. В частности, тот факт, что младшие подростки еще не способны заглядывать в отдаленное будущее, означает, что всякое отодвигание близкой перспективы приводит к ее утрате, к снижению ее стимулирующего действия. Следовательно, в работе с учащимися данной возрастной категории перед ними должны ставиться реалистические перспективы. Это позволяет, двигаясь с усложнением, со временем наращивать сложность и увеличивать их отдаленность.

Применительно к ученикам старшей возрастной группы важно, чтобы при постановке личностных перспектив, во-первых, у учащихся имелся опыт их постановки, во-вторых, чтобы школьники понимали целесообразность их достижения. Можно поэтому утверждать, что личностные перспективы в опыте А.С. Макаренко формируются постепенно, по мере развития личности и становления ее способностей и интересов, по мере накопления жизненного опыта.

Говоря о процессе формирования личностных перспектив в практической деятельности А.С. Макаренко, подчеркнем, что он постоянно обращал внимание педагогов на ряд существенных моментов:

– они должны быть привлекательными для ребенка, способными увлечь его, удовлетворить его интересы, стимулировать радостное стремление осуществить намеченные планы;

– они не должны быть искусственными, специально выдуманными для развлечения детей. Важно, чтобы они были неразрывно связаны с жизнью, направляли волю и стремления ребенка на серьезные общественно полезные дела;

– любая поставленная перспектива должна быть доведена до логического конца и тем самым должна приводить к возникновению новой;

– содержательно и организационно они должны отличаться многообразием, помогая тем самым каждому ребенку самоопределиться.

В своих произведениях А.С. Макаренко выделяет несколько путей и ряд приемов постановки как индивидуальных (личностных), так и коллективных перспектив. К путям он относит:

1. Педагог сам ставит перед воспитанниками задачу перспективного характера и, раскрывая ее, стремится увлечь каждого. Примером из его опыта может служить все та же ситуация, связанная с переездом в Куряж.

Сообщения А.С. Макаренко о необходимости такого шага разделяли многие, но не было вдохновения, порыва. Сделал нужное Калина Иванович. Он «...ударил по самому чувствительному месту в душе колонистов, говоря, что и Горький про них скажет, что они молодцы, поехали, не испугались. И по мере того, как говорил Калина Иванович, лица колонистов становились все румянее и теплее горели глаза.

А когда сказал о Максиме Горьком, ахнули напряженные зрачки колонистов человеческим горячим взрывом, загалдели пацаны, бросились аплодировать, но и аплодировать было некогда. Митька Жевелий стоял посреди сидящих на полу и кричал задним рядам, очевидно оттуда ожидая сопротивления.

– Едем, паразиты, честное слово, едем!».

Принятое таким образом решение стало общеколлективной перспективой, а для тех кто собрался «завоевывать» Куряж - личностной.

2. Перспективу выдвигают сами дети, а воспитатель оказывает помощь, поддерживает их инициативу. В опыте А.С. Макаренко встречается много эпизодов, которые демонстрируют этот процесс (общие собрания, дежурство, сводные отряды и др.).

3. Перспективу определяет коллектив, а педагог создает условия для ее реализации. Примеры тому мы находим в его художественных, литературно-педагогических произведениях («Помогите мальчику», «Первый сноп» и др.).

Еще большее многообразие приемов выдвижения перспектив мы находим в практической деятельности Антона Семеновича. Это могут быть - обсуждение какого-то факта из жизни коллектива, ребенка, описание события, инициирование действия, оформление требования, предъявление результата и другие.

Использование личностных перспектив в педагогических целях, как указывал А.С. Макаренко, связано с выполнением нескольких условий:

– комфортное проживание, целесообразная предметно-эстетическая среда;

– доверительные и помогающие отношения между детьми и детей со взрослыми;

– полная защищенность ребенка от неуемной энергии взрослых, их профессиональной некомпетентности;

– насыщенная событиями жизнь;

– положительное отношение воспитанника к деятельности, связанной с перспективой или к ее конечным результатам;

– ориентация в воспитательной работе на накопления ребенком опыта радостной жизни (завтрашней радости);

– постановка не абстрактной цели-перспективы, а строго, учитывая всю совокупность обстоятельств, «...начиная с самого простого и привлекательного, подводить ребенка ко все более сложным и социально ценным задачам»;

– необходимо, чтобы перспектива постоянно ощущалась, была востребована в системных элементах деятельности, чтобы к ней стремились и ее достижения ждали как значимого этапа в индивидуальной или коллективной жизни;

– желательно, чтобы будущее, перспектива периодически становились предметом обсуждения;

– формирование перспектив должно происходить в деятельности, а не носить чисто словесный характер.

Таким образом, опыт А.С. Макаренко нацеливает нас на то, что в выдвижении педагогической перспективы как в отношении коллектива, так и конкретной личности, педагог начинает с самых близких, постепенно нацеливает на среднее и дальнее, а затем и стимулирует учащихся на самостоятельную постановку личностных перспектив дальнего плана, их дифференциацию на средние и близкие. Более того, в механизме предъявления разновидности перспектив А.С. Макаренко советует помнить о том, что, «ни требование, ни перспектива, ни наказание, - будучи взятым изолированно, как «уединенное средство», неспособны решить воспитательную задачу. Перспективы, следовательно, не должны становиться самоцелью. Их следует рассматривать в контексте целостного развития личности как один из мощнейших инструментов педагогического воздействия. А это, в свою очередь, требует от педагога при инициировании выдвижения личностных перспектив:

– вдумчиво анализировать жизненные ситуации и поведение детей в них;

– владеть многообразием методов педагогического влияния на личность;

– владеть несколькими технологиями для реализации педагогической цели.

И, подводя итог всему сказанному выше, вновь обратимся к наследию А.С. Макаренко, который писал: «Совершенно особо в представлении воспитателя должно стоять будущее воспитанника. Воспитатель должен знать, чем хочет и надеется быть воспитанник, какие для этого он прилагает усилия, насколько реальны его стремления, по силам ли они ему. Выбирать жизненный путь для юноши не так легко. Здесь часто большими препятствиями являются неверие в свои силы или, напротив, опасное подражание более сильным товарищам.

В этой сложной задаче воспитанники обыкновенно разбираются с трудом, тем более что мы еще не научились основательно помогать нашим выпускникам.

Помочь воспитаннику выбрать себе путь - очень ответственное дело не только потому, что это важно для будущей жизни воспитанника, но еще и потому, что это сильно отражается на тонусе его деятельности и жизни в учреждении.

Эту работу воспитатель должен также проводить в толще всего отряда, возбуждая интерес воспитанников к различным областям жизни, приводя в пример передовых рабочих и колхозников, прославившихся на всю страну. Важно возбудить у ребят стремление на каждом месте, в каждом деле быть впереди. Важно доказать, что энергия, энтузиазм, разум, стремление к высокому качеству работы каждую специальность делают завидной.

Интересный опыт построения жизненных перспектив, которые автор отождествляет с личностными, во временном коллективе летнего загородного лагеря был описан Д.Ю. Лебедевым в его диссертационном исследовании.

Автор, исходя из того, что временный коллектив представляет собой особую среду для личности и важный фактор воздействия на ребенка, влияя на воспитанника двояким образом: с одной стороны, он создаёт условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, в нем происходит отбор внутренних возможностей личным путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки в связи с учетом общественных норм, ценностей, социальных программ. Сам процесс формирования опыта построения жизненных перспектив старшеклассников в деятельности временного объединения автор характеризует так:

1. Проективная актуализация. Она осуществлялась в организационный период лагерной смены при помощи «Магазина масок». Главной педагогической задачей здесь было создание условий для выбора. Автор исходил из идеи, что выбор человеком самого себя, пути своего развития может осуществляться в процессе личностной идентификации себя с персонажем, которым ему хотелось бы быть. Здесь возможны варианты выбора жизненных целей, представленных в виде образа, на уровне соотнесения своего видения с желаниями и мнениями большинства.

2. Проба-погружение как выбор «миссий», определение направления, согласование позиций, разработка программы действий по их реализации. Чтобы поддержать нужный эмоциональный настрой, использовалась система учебно-развивающих занятий и авторских консультаций, которая позволяла старшеклассникам ознакомиться с психологией эффективного взаимодействия, массовых настроений, помогала развивать организаторские способности, приёмы творческого мышления, навыки коллективного анализа деятельности и др.

3. Ещё одним инструментом формирования опыта построения жизненных перспектив старшеклассников явилась система клубов, которая обеспечивала ребят информацией о различных видах социальной деятельности, открывала возможность обмена мнениями и опытом с представителями других отрядов, обеспечивала функцию релаксации для тех из них, которые по тем или иным причинам испытывали чувство дискомфорта в процессе реализации «миссии» своего отряда. Была продумана специальная система воспитательных дел и мероприятий («Убить дракона», саморазвивающийся спектакль и др.), участие в которых позволяло, с одной стороны, эмоционально обогатить продвижение по «миссии», самоутвердиться в своей «миссии», а с другой стороны, увидеть собственное продвижение по «миссии» в сравнении с другими участниками лагерной смены. Учебно-развивающие занятия были призваны также содействовать решению задачи самопознания.

4. Проба - предъявление и оформление «миссий». В этот период происходит предъявление отрядами их «миссий» и обсуждение программы «миссий». Оценивает программу экспертный совет - выборный орган по одному человеку из отряда. Исходя из высказанных на общем сборе замечаний, отряд вносит в неё коррективы. Для отряда данный момент оказывается этапом складывания ситуации проблематизации, связанной с необходимостью соотнесения собственной программы выполнения «миссии» с замечаниями экспертного совета. Разрешение ситуации проблематизации осуществляется в процессе рефлексии, организуемой инструктором. Цель рефлексии - уточнение и корректировка программы воплощения «миссии» в жизнь.

5. Реализация программ «миссий». Оценку деятельности отрядов на этом этапе даёт экспертный совет и штаб лагеря в соответствии с утверждёнными критериями. Одной из ключевых идей этого этапа должна стать идея поисков новых смыслов «миссий». Завершается данный этап тематическим «днём содружества». Главная цель его - организовать взаимодействие одновременно всего лагеря: старшеклассники работают на одну цель, достигая при этом собственных целей как частиц и деталей общей цели. Единство здесь не препятствует многообразию: реализуется особая диалектическая взаимосвязь части и целого, в которой целое осмысливает часть, укрепляет её, придаёт ей перспективу, оживляет и одухотворяет части дыханием целого.

6. Подведение итогов «миссий» и построение перспектив на будущее. Назначение этапа - помочь старшекласснику в осознании значения «миссии» отряда для каждого отдельного человека, содействие переносу игровой «миссии» в жизненные ситуации, свойственные возрасту старшеклассников, редукции коллективного опыта в индивидуальный. Эти задачи решаются с помощью специально организованной рефлексии.

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что временные объединения старшеклассников в формировании опыта построения жизненных перспектив обладают эффективным педагогическим потенциалом. Успешное осуществление этой задачи во временном коллективе протекает оптимально в процессе редукции коллективного опыта в индивидуальный при условии личностно-ориентированного информирования старшеклассника, при создании и чередовании ситуаций проблематизации и самоопределения, связанных с возможными вариантами их жизненных перспектив и самостоятельного проектирования старшеклассниками собственной деятельности в соотнесении с коллективными планами объединения, а также в процессе организации групповой и индивидуальной рефлексии полученного опыта построения жизненных перспектив. Наиболее эффективным инструментарием здесь оказывается система социальных проб, рефлексивное управление, самоаттестация, фасилитация, позволяющие каждому участнику воспитательного процесса реализовать личную инициативу, ответственность, свободу и независимость, осуществить направленность действий посредством согласования целей и ожидаемых результатов деятельности; выработать собственные позиции в отношении доминантных для данной системы ценностей.

Несколько в ином плане характеризуется опыт тех, кто для формирования личностных перспектив пользуется компьютерной программой «LifeLine».

В основе предлагаемой программы лежат психотехники, заимствованные из различных источников. На первом, предварительном этапе работы формируется у юношей и девушек соответствующая мотивация для последующих занятий. Как показывает опыт, краткий рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда бывает достаточным. Часто молодые люди, в особенности юноши, для которых подобный тренинг более важен, чем для девушек, первоначально весьма скептически относятся к необходимости тратить время на подобную работу.

Длительность и конкретное содержание этого этапа зависит, с одной стороны, от психолога, его персональных приемов, возможностей и способностей убеждать юношескую аудиторию, а с другой - от того, в контексте какой более широкой деятельности будет проходить этот тренинг: будет он частью систематических занятий по психологии, типа школьных уроков или кружка, или фрагментом каких-то психотерапевтических -индивидуальных или групповых - занятий. Однако в любом случае вначале полезно просто дать старшеклассникам определенную информацию о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие, на первый взгляд кажущиеся эфемерными, образования, как жизненные цели, представления о будущем и т. п.

Психолог может воспользоваться любыми доступными ему источниками информации, а также любыми иными средствами, чтобы убедить молодых людей в полезности работы по развитию временной перспективы и способности к целеполаганию. Можно, предложить им такую физическую метафору. Попросить юношей й девушек встать, поставить ноги на ширину плеч, руки вытянуть вперед параллельно полу. Затем повернуться всем корпусом назад и зафиксировать взглядом на стене то место, до которого удалось повернуться. Вернуться в исходное положение. Закрыть глаза. Представить себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открыв глаза, попробовать вновь повернуться. Сравнивая то место в пространстве, в котором они теперь оказались, с мысленной отметкой на стене, зафиксировавшей их прежний поворот, можно наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед собой цели.

Итак, задача первого этапа работы -- показать старшеклассникам чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические «инструменты», которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей.

Второй этап программы включает серию заданий, психотехник, которые имеют цель помочь юношам и девушкам ответить на, возможно, самый главный и самый трудный вопрос «Чего я хочу?», научить их формулировать свои цели, делать их действенными.

Итак, обратимся непосредственно к заданиям, которые необходимо выполнять последовательно.

1. Инструкция к первому заданию такова:

Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь - так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.

Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь и в течение 10-15 мин заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.

Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:

1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь;

2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, как на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;

3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что ты достиг того, к чему стремился;

4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;

5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим.

На данном этапе возможно использование - в качестве дополнительного - такого эффективного приема, как рисунок. Психолог может предложить старшеклассникам представить всю свою будущую жизнь как художественный фильм, в котором каждый из них играет главную роль, являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и директором картины. Каждый волен выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, чтобы нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма или, иными словами, автопортрет. Но это должен быть не портрет себя сегодняшнего, а портрет такого человека, каким хотелось бы стать. Такой эскиз к фильму можно сделать и в технике коллажа, используя белую и цветную бумагу, старые газеты и журналы и т. п. Достоинством рисунка является не только то, что он непосредственно задействует сенсорику, но и то, что для большинства старшеклассников рисование - далеко не привычное рутинное занятие (некоторые признаются, что не рисовали с детства), а эмоционально заразительное, сбивающее привычные стереотипы действие, позволяющее максимально «растормозиться», снять барьеры, дать волю воображению.

2. На следующем этапе следует просмотреть составленный ранее список, и по нарисованному портрету определить, в какой временной сетке работает каждый участник тренинга.

Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему? Соответственно в первом случае подумайте о дальней перспективе, а во втором - о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге, и о последнем.

3. Теперь из всего того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите эти четыре цели. А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле «почему» намного важнее, чем «как».

4. Когда составлен список из четырех главных, ключевых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил, иными словами, уточнить 1) сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах, 2) конкретна ли эта формулировка, 3) есть ли ясное представление о результате, 4) подконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец, 5) насколько сформулированная цель удовлетворяет этическим критериям. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления внести.

5. Цель этого упражнения - составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга.

Опишите, что у вас уже есть, - это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете, и т. п. Ведь перед каждой конструктивной работой - собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.

6. Когда вы это сделали, попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Это необязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Припомните 3-5 таких случаев. Запишите это, зафиксируйте на бумаге, что вы делали тогда, когда добились успеха, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали себя успешным?

7. А теперь опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может, напротив, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку, стать высокого о себе мнения. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.

8. Сформулируйте в нескольких тезисах, что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь, прямо сейчас. Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает? Возможно, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации. Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, напротив, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете остальное? Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится? Вспомните, бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то дела и именно поэтому за него вообще не брались. Наверное, у каждого человека есть способы ставить себе ограничения, свои личные, излюбленные стратегии, ведущие к поражению, но если мы это осознаем, то можем избавиться от этих ограничений.

9. На этом этапе надо для каждой из четырех выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.

Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. В конце концов, как говорит Д. Карнеги, все, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня. Можно с этого и начать: подумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать, чтобы ее достичь? В любом варианте вы должны составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день.

Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает сегодня иметь все то, к чему вы стремитесь (см. предыдущее упражнение). Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над чем уже сейчас можно работать, чтобы это изменить. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.

Итак, первый, очень важный шаг сделан. С помощью приведенных выше заданий каждый смог определить, чего же он хочет. Каждый описал как конечный результат, так и первые шаги к достижению. желаемой цели; были определены, какие стороны личности того или иного конкретного человека помогают, а какие мешают ему достичь заветной цели.

Задача следующего шага - разработка собственно стратегии достижения успеха. На этом этапе пользуются некоторыми идеями нейролингвистического программирования Дж. Гриндера и Р. Бандлера, а именно попытаться смоделировать кого-то, кто уже достиг желаемой цели.

10. Психолог предлагает каждому представить себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой он хотел бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые люди, так и просто люди известные, добившиеся необыкновенных успехов.

Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху.

После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих троих- пятерых собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут. Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, на что в первую очередь обратить внимание, а может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений. Пишите то первое, что придет вам в голову. Даже если вы не знаете этих людей, они могут стать прекрасными советчиками.

А теперь проделайте следующее полезное упражнение.

Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те первые движения, звуки, переживания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали. Создайте внутреннюю картину - что будет, если вы достигнете этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего вы уже сейчас ощутите себя по-другому, более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые сформулировали вашу цель. Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем предыдущего. Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.

11. В ходе этого упражнения следует как можно более подробно и ярко мысленно представить себе свой идеальный день. Это полезно потому, что временная перспектива, состоящая просто из совокупности множества разных целей, намного менее действенна с точки зрения достижения этих целей, нежели такая временная перспектива, которая включает в себя некоторое целостное представление о том, что все эти цели вместе означают.

Для создания такой целостной картины участникам тренинга надо предложить нарисовать свой идеальный день. Каждый должен задуматься и отчетливо представить себе, кто в этот чудесный (желанный, идеальный) день находится рядом с ним, чем заняты участники этой картины. Необходимо вообразить себе этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем, что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном. Представляя себе все это, каждый должен, взяв карандаш и бумагу, либо описать воображаемый идеальный день словами либо просто нарисовать соответствующую картину или картины.

12. В этом последнем упражнении надо описать свое идеальное окружение.

Акцентируйте значение места, не ставя себе при этом никаких ограничений. Ощутите себя королем: где вы - в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе или в своей квартире? Что под рукой - компьютер, рояль, чашка кофе? Какие люди вас окружают?

Полезно постоянно напоминать о том, что необходим четкий, ясный, яркий, сфокусированный сигнал, чтобы заработал механизм автоматического наведения на цель. Именно этим объясняется действенность вышеприведенных упражнений.

Опыт показывает, что сначала выполнять все эти упражнения довольно трудно, но потом это становится не только легче, но и занимательнее.

Конечно, проще просто жить, чем создавать, сознательно я конструировать свою жизнь, однако надо понимать, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда. Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план. И тут каждый волен выбирать. Всякому человеку полезно регулярно просматривать - опять же с карандашом и бумагой - свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в себе изменилось. Иногда необходимо остановиться и подумать, а к тому ли я сегодняшний в действительности стремлюсь. Хорошо бы, конечно, для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода. Говорят, что японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени тратят именно на планирование и лишь 5% - на реализацию этих планов. Это, оказывается, выгодно.

H.Г. Пряжников предлагает для формирования временной перспективы будущего прием организации активизирующего консультационного взаимодействия, который разбивает ряд этапов:

1. предварительный, на котором еще до встречи со школьником, консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу - определить проблему и наметить пути ее решения.

Общая оценка ситуации консультирования может быть проведена по следующим составляющим: особенности данного учащегося (в чем он сам видит проблему), условия консультирования (насколько они позволяют решать проблемы учащегося), самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику). На первом этапе важно не столько «исследовать» учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особое значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале - максимальная доброжелательность, далее - доброжелательность и конструктивность, в завершение консультации - доброжелательность и оптимистическое настроение;

2. выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблеме клиента и возможные пути и средства решения этой проблемы;

3. совместное с учащимся уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Данный этап может занять достаточно много времени, но он является принципиально важным. Смысл его заключается в том, чтобы и профконсультант и клиент (школьник) вместе работали над единой проблемой;

4. совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения.

Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:

Первая задача - информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т. п.

Вторая задача - диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши девушки, может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.

Третья задача связана с морально-эмоциональной поддержкой самоопределяющегося молодого человека. Здесь могут быть использованы приемы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, а также специальные игровые профконсультационные приемы. Цель такой работы - вселение в юношу оптимизма, уверенности в себе, также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.

Четвертая задача связана с принятием конкретного решения;

5. совместное подведение итогов, что важно как для развития рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.

Интересный тренинг, построенный на идее преодоление неизвестности, предложил И.И. Штеренберг. Он включает:

– Оценку внутренней готовности к формированию желаемого события;

– создание готовности для вхождения в новую социальную группу;

– упражнение «Оценка внутренней готовности для вхождения в новую социальную группу»;

– упражнения на оценку себя и своей жизненной ситуации;

– упражнение «Взгляд на себя со стороны»;

– упражнение на открытие себя миру, людям, жизни;

– упражнение «Послание из будущего. Поддержка из будущего»;

– упражнение «Оценка своего потенциала»;

– противостояние испытаниям судьбы;

– противостояние давлению со стороны окружающих;

– противостояние своему внутреннему сопротивлению;

– оценка удаленности от желаемого события;

– упражнение «Снятие старой шкуры»;

– определение недостающих умений и качеств, необходимых для формирования события;

– способы освобождения от старого и построения нового;

– создание талисмана;

– оценка силы желания;

– преодоление жизненных трудностей;

– упражнение «Если бы...»;

– способы смещения акцентов или подмены целей;

– работа с самооценкой. Выделение своих сильных сторон;

– значение слов в нашей жизни;

– работа по улучшению настроения;

– работа по повышению энергетики и жизненного тонуса;

Проиллюстрируем это на конкретном примере. Рассмотрим упражнения на открытие себя миру, людям, жизни, его содержание таково:

– Расслабьтесь.

– Представьте голубое небо, солнце, легкий ветерок. Вам тепло. Вам хорошо. Вам комфортно. И вы говорите следующие слова.

– Я открываюсь миру.

– Я открываюсь людям.

– Я принадлежу миру и мир принадлежит мне.

– Я осознаю себя частичкой Вселенной.

– Я могу попросить все, что хочу.

– Вселенная доброжелательна ко мне.

– Судьба даст мне шанс. И я им воспользуюсь.

– Жизнь - это дар.

– Каждый новый день - это подарок жизни,

– Это лучший день.

– Я радуюсь наступающему новому дню:

– будут новые возможности,

– будут новые знакомства,

– будет сделан еще один шаг на пути к моей цели.

– Я верю в себя.

– Я верю в свои возможности.

– Я доверяю себе.

– Я доверяю жизни.

– Я благодарю всех, кто помогает мне на моем пути.

– Я люблю людей, и люди тянутся ко мне.

– Я люблю жизнь.

Таким образом, проведенный анализ опыта, сложившегося за десятилетия, направленного на формирование личностных перспектив старшеклассников, показывает наличие разных способов, которые помогут практику (психологу, классному руководителю, социальному педагогу), грамотно организовывать собственную деятельность в этом направлении и могут послужить основой для создания программ опытно-экспериментальной работы, так как он указывает на возможные пути, средства, способы и приемы формирования такого рода перспектив в школьные годы.

 

АВТОР: Гелас М.В.