27.06.2011 6680

Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования (статья)

 

В последние годы все больше возрастает роль профессиональной, конкурентно-способной личности, владеющей набором профессиональных знаний и умений, необходимых для самосовершенствования и саморазвития. Значительная роль в становлении и развитии профессионального образования молодежи принадлежит таким ученым: С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Л.А. Волович, Г.С. Гершунский, М.И. Махмутов, Е.Г. Осовский, М.И. Рожков, М.Н. Скаткин и другие, разрабатывавшим актуальные теоретические и методические вопросы совершенствования содержания, форм и методов теоретического и производственного обучения, политехнического образования будущих рабочих, профессиональной ориентации молодежи, развития творческого потенциала и технического мышления учащихся в процессе производственной деятельности.

Социальные и экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов прошлого столетия оказали существенное влияние на российское образование, в т.ч. систему начального профессионального образования. Изучению вопросов становления и развития системы начального профессионального образования посвящено диссертационное исследование Н.А. Дереглазова, в котором раскрывается развитие данной системы с начала 17 века и исследуется до начала 21 века. В ходе исследования автор подтверждает формирование мнения, что в истории начального профобразования с 1985 г. начинается новый период развития. С 1991 г. в истории системы начального профобразования России наступил этап «радикальных реформ». В Указе № 1 Президента России Б.Н. Ельцина область образования провозглашена приоритетной. С 1992 г. в соответствии с законом «Об образовании» система профессионального образования рабочих стала именоваться как начальное профессиональное образование (НПО), а учебные заведения - профессиональными училищами и лицеями.

Центром любой образовательной системы, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» стала личность со своими потребностями в выборе своего образовательного пути, в получении качественного профессионального образования, в непрерывном профессиональном, интеллектуальном, физическом и нравственном развитии.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., в соответствии с принципами образовательной политики в России, закрепленными Законом РФ «Об образовании», указывает, что основными средствами достижения нового качества профессионального образования являются: «формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров»; «интенсификация деятельности по укрупнению, интеграции профессий; устранение излишнего дублирования в подготовке кадров». Согласно типовому положению «Об образовательном учреждении начального профессионального образования» основными его задачами являются: создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования; осуществление подготовки работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности, осуществление интеллектуального, культурного развития учащихся; формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности, организация и проведение научно-методических исследований, направленных на совершенствование организации и содержания образовательного процесса и др. задачи.

Начальное профессиональное образование, согласно данному типовому положению может быть реализовано в таких типах образовательных учреждений:

– профессиональное училище - осуществляет реализацию основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования базового уровня.

– профессиональный лицей - учреждение образования, осуществляющее реализацию основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования базового и повышенного уровня.

В соответствии с Концепцией реформирования системы начального профобразовании (1997 г.) число учебных заведений НПО в целом по стране за счет их укрупнения снизилось с 4326 в 1990 г. до 3893 в 2000 г., контингент учащихся сократился - с 1867 тыс. человек до 1679 тыс. человек. В целом по стране стратегические цели и задачи совершенствования образования определены в Национальной доктрине образования России (2000 г.) и Концепции модернизации российского образования за период до 2010 г.

Большое значение имеют работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам создания системы внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Проанализировав основные законодательные документы в области начального профессионального образования, мы выяснили, что основными направлениями в воспитании учащихся являются:

– формирование мировоззренческих основ личности;

– социально-педагогическая и психологическая поддержка учащихся в личностном, профессиональном и социальном развитии;

– становление личности на основе освоения ею базовых элементов национальной культуры и общечеловеческих ценностей;

– развитие конкурентоспособности будущего специалиста и содействие в достижении им профессиональной зрелости;

– развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения;

– повышение социальной, психологической, педагогической культуры педагогических работников, родителей, учащихся и гуманизация их взаимоотношений;

– развитие творческого потенциала участников образовательного процесса;

– психолого-педагогическая профилактика неадекватного поведения учащихся.

В рамках законодательного документа одним из первых направлений в воспитании учащихся - определена социально-педагогическая поддержка учащихся в личностном, профессиональном и социальном развитии.

Поддержка учащимся, в нашем случае, учащимся начального профессионального образования необходима не только в рамках учебной деятельности, но и во внеучебное время.

Проанализируем педагогический опыт организации внеучебного времени учащихся. В рассматриваемый нами временной период (середина 80-х годов - начало 90-х годов) важное место в деятельности профессионально-технических учебных заведениях занимала воспитательная работа. Некоторые авторы считали необходимым включать в понятие «подготовка кадров» формирование у юношей и девушек, готовящихся стать рабочими, духовных потребностей, эстетических вкусов, культурных запросов.

В документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы указывалось: «Каждый будущий молодой рабочий должен воспитываться как... рачительный хозяин с присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией, высокой культурой труда, поведения и быта».

Особое место в воспитательной работе с учащимися ПТУ занимали программные задачи идейно-политического и нравственного воспитания. Решение этих насущных задач тесно связано с повышением воспитывающих функций учебного процесса, всех форм внеклассной деятельности.

Внеучебная, внеклассная работа в профессиональных училищах советского периода времени широко освещена в ряде научных и учебно-методических изданий, среди которых работы Ю.А. Каракоза, В.А. Мосолова, М.И. Рожкова, B.C. Филлипова, В.А. Фокина. Внеучебная работа в системе начального профессионального образования советского периода развития общества имела ряд особенностей.

Важные задачи по совершенствованию внеклассной воспитательной работы, организации разумного досуга учащихся были определены в основных направлениях реформы общеобразовательной и высшей школы: «Активизировать деятельность общественно- политических клубов, музеев, кружков, лекториев. Регулярно проводить экскурсии и походы по местам революционной, боевой и трудовой славы. Совершенствовать постановку политической информации. Важно охватить всех учащихся разнообразными индивидуальными и массовыми формами воспитательной работы во внеурочное время. Развивать их самодеятельность, тимуровское движение, создавать клубы по интересам, кружки технического и художественного творчества, спортивные секции».

З.Н. Зыкова считает, что организация досуга учащихся - задача всего инженерно-педагогического коллектива профессионального училища, и в первую очередь мастера производственного обучения. Мастер производственного обучения, по мнению B.C. Филлипова, является для учащихся учителем, воспитателем и организатором.

Среди основных форм организации свободного времени, которые использовались педагогами для учащихся профессионально-технических училищ в советский период развития профессиональных училищ М.И. Тамарин и М.С. Шафаренко выделяют следующие:

– мероприятия, связанные с памятными датами (23 февраля - День Советской Армии и военно-морского флота, 8 марта - Международный женский день, 22 апреля - день рождения В.И. Ленина);

– праздники отраслей народного хозяйства (день металлурга, день леса);

– тематические линейки (построение учащихся всего училища или отдельных учащихся по группам и курсам, имеющие определенную тематическую направленность).

– клубы и кружки по интересам, создаются в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Они могут иметь политическую направленность, заниматься углубленным изучением произведений советской или зарубежной литературы.

– экскурсии, которые помогают учащимся расширить свой кругозор и получить знания сверх тех, которые они получают во время занятий.

Немаловажную роль исследователи свободного времени учащихся профтехучилищ советского периода отводят организации туризма, физкультурной деятельности, развитию технического творчества. Воспитательной работе педагогов, по определению исследователей М.И. Рожкова, В.А. Фокина способствовало развитие ученического самоуправления в ПТУ. Авторами подробно изучен опыт значимости воспитательной форм работы для учащихся, формирования ученического самоуправления в г. Курске, г. Туле, г. Ярославле.

Таким образом, мы отмечаем, что в советский период развития государства внеучебная работа с учащимися, в основном имела яркую идейно-партийную, политическую окраску.

В связи с изменениями политической, социально-экономической, социокультурной ситуации в России потребности подрастающего поколения, старших подростков и молодежи стали меняться, что потребовало переосмысления вопросов содержания и организации воспитательной работы, в том числе изменения в решении вопросов досуговой деятельности учащихся.

В начале опытной работы нами проведено пилотажное исследование среди учащихся профессиональных лицеев №6 и №9 г.Костромы (134 человека), результаты которого позволили выявить личностные ожидания старших подростков от организации свободного времени, среди которых основными названы следующие:

– возможности самоутверждения - 45%;

– социальной успешности - 38%;

– овладение коммуникативными навыками (возможности разностороннего общения) - 44%;

– решение проблем досуговой занятости - 57%;

– возможности для сотрудничества с работниками молодежной сферы - 36%.

Результат исследования помог нам выяснить, что помимо качественной профессиональной подготовки, получения профессии, актуальной проблемой является конструктивное времяпровождение учащихся, организация их свободного времени, формирование культуры досуга учащихся системы начального профессионального образования.

Контингент учащихся, обучающихся в профессиональных лицеях и училищах многолик и достаточно разнообразен - они занимают определенную нишу в среде учащейся молодежи:

– обретают больший уровень социальной свободы по сравнению с учащимися школ;

– менее социально защищены по сравнению со студентами ССУЗов и ВУЗов, имеют меньше возможностей для самореализации (возрастные особенности, незащищенность перед негативными социальными проявлениями);

– среди учащихся системы НПО большое количество ребят находится в группе социального риска.

Особенностью досуговой деятельности в профессиональных лицеях и училищах является то, что, либо происходит жесткая ее организация, которую должны принять учащиеся, либо досуговая деятельность сведена на «самотек», когда учащиеся, не обладая знаниями и навыками стараются своими силами организовать то или иное мероприятие, программу.

Нам представляется, что наиболее важным является сопровождение досуговой деятельности учащихся, т.е. создание педагогом в образовательном учреждении определенных условий, способствующих воспитательной эффективности досуговой деятельности и обеспечивающих личностный рост учащихся.

Через эффективное сопровождение досуговой деятельности мы готовим работника-профессионала с готовностью к профессиональному и личностному самосовершенствованию.

А.А. Гапочкин готовность к профессиональному самосовершенствованию учащихся профессиональных училищ понимает как сложный синтез тесно взаимосвязанных между собой структурных компонентов, к которым относит: когнитивный, операциональный, деятельностный, эмоциональный и мотивационно-ценностный компонент, выполняющий интегрирующую функцию и определяющий взаимосвязь всех структурных элементов.

Личностное самосовершенствование учащихся нам представляется через личностный рост учащихся, который происходит благодаря эффективному социально-педагогическому сопровождению педагогом досуговой деятельности.

Доминирующей положительной эмоцией является интерес к участию в досуговой деятельности. Ученые следующим образом определяют интерес: «Интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер». Стимулирующая роль интереса заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувства радости, эмоционального подъема и удовлетворения, что и побуждает его к проявлению активности.

Сопровождая досуговую деятельность учащихся, педагог решает следующие задачи:

– способствует включенности учащихся в разнообразные виды деятельности и в первую очередь в творческую деятельность;

– помогает учащимся приобрести необходимые для личностного совершенствования и роста знания;

– осуществляет обучение учащихся умениям и навыкам познавательной деятельности;

– помогает учащимся планировать организацию своего свободного времени.

Исходя из результатов пилотажного исследования, учащиеся системы НПО отметили ряд трудностей, с которыми они сталкиваются при организации своего свободного времени:

– недостаточные умения и навыки в интересующих их видах досуговой деятельности;

– неверие в собственные способности к саморазвитию;

– ожидание окружающих, когда семья, друзья, коллеги ограничивают усилия личности, направленные на изменения;

– боязнь уязвимости, когда учащиеся стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль или испугать.

Проанализируем опыт организации досуговой деятельности учащихся профессиональных училищ и лицеев г. Костромы и Костромской области, а также других регионов Российской Федерации.

На сегодняшний день досуговая деятельность учащихся системы начального профессионального образования г. Костромы осуществляется в рамках реализации нескольких содержательных программ:

1. Программы и мероприятия, реализующиеся в профессиональных лицеях и училищах воспитательной службой учреждения НПО (план воспитательных мероприятий).

2. Программы и мероприятия, реализующиеся в профессиональных лицеях и училищах общественной организацией «Российский союз молодежи» (реализация программы клуба «Арт-Профи Форум» для учащихся профессиональных лицеев и училищ).

3. Программы и мероприятия, реализующиеся в профессиональных лицеях и училищах Отделом досуга и художественного творчества учащейся молодежи, созданном при Департамента образования и науки Костромской области.

4. Программы и мероприятия, реализующиеся в профессиональных лицеях и училищах ГУ «Центр технического творчества» (г. Кострома и Костромская область - центр научно-технического творчества «Истоки»).

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед учреждениями начального профессионального образования, является совершенствование управлением воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, полное использование возможностей системы профессионально-технического образования для всестороннего развития личности учащегося. Для этого необходимо придать воспитательному процессу целенаправленность, системность, конкретность и последовательность.

М.А. Каракоз отмечает, что в планировании воспитательной работы одна из самых существенных проблем заключается в том, чтобы предусмотреть особенности свободного времени учащихся. Свободное от учебной деятельности время учащихся из расчета суточной нормы составляет 18% от общего количества времени (28% - учебная деятельность; 10% - производственная практика; дополнительное образование курсы, досуг - 18%; время, занятое домашней работой -8%, домашние занятия, подготовка к учебе - 6%; витальные потребности (сон, еда) - 12%). Решение поставленной задачи организации свободного времени, придания значимости досуговой деятельности учащихся автор видит в планировании:

– участия учащихся в клубах и кружках по интересам;

– участия в групповых и общеучилищных мероприятиях.

План воспитательной работы в учреждении начального профессионального образования составляется ежегодно, в плане учитывается многообразие различных воспитательных форм работы, наличие программ и мероприятий, организованных на городском и областном уровне между учащимися профессиональных лицеев и училищ.

В плане воспитательной работы учреждения начального профессионального образования должны быть отражены все направления воспитательной работы в рамках физического, нравственного, эстетического, правового, экономического воспитания.

План воспитательной работы необходим для успешного и гармоничного функционирования учебной группы и учебного заведения.

В общем плане воспитательной работы учреждения начального профессионального образования существуют мероприятия и программы, организованные учреждениями дополнительного образования учащейся молодежи, деятельность которых организует и координирует Департамент образования и науки (из опыта работы г. Костромы).

Проанализируем опыт следующих учреждений «Центр научно-технического творчества «Истоки»; «Отдел досуга и художественного творчества учащейся молодежи» (Дом творчества детей и молодежи).

Областной центр научно-технического творчества учащейся молодежи «Истоки» является областным организационным, методическим и координационным центром по развитию научно-технического и прикладного творчества, изобретательства, рационализации, выставочной и музейной работы среди молодежи учреждений начального профессионального образования. Основными направлениями деятельности учреждения является:

– организация и проведение областных олимпиад профессионального мастерства;

– организация и проведение областных выставок;

– организация научно-исследовательской работы в учебных заведениях области;

– методическая деятельность;

– деятельность кабинета музейной педагогики.

Не менее значимая роль в обеспечении досуговой деятельности учащихся принадлежит Отделу досуга и художественного творчества учащейся молодежи. Отдел творчества учащейся молодежи начального профессионального образования, как структурное подразделение областного Дворца творчества детей и молодежи, является связующим звеном между системой начального профессионального и дополнительного образования. Цель деятельности отдела определяется как создание условий для развития творческой активности участников образовательного процесса, предоставление качественных дополнительных образовательных услуг для удовлетворения творческих потребностей учащихся учреждений начального профессионального образования. Отдел досуга и художественного творчества учащейся молодежи работает в таких направлениях как: образовательная деятельность; организационно - массовая деятельность; методическая деятельность.

Областная общественная организация «Российский Союз Молодежи» объединяет множество активных и инициативных ребят, в числе которых старшеклассники, учащиеся начального профессионального образования, студенты ВУЗов и ССУЗов.

Программа «Арт-Профи Форум» создана специально для учащихся профессиональных лицеев и училищ, реализуется в г. Костроме с 2001-2002 учебного года. Программа «Арт-Профи Форум» является попыткой предоставления учащимся профессиональных лицеев и училищ тематического аналога программы «Российская студенческая весна», аналога Всероссийского Форума студенческой молодежи и, одновременно, аналога Всероссийского Фестиваля молодежных инициатив. Программа реализуется в субъектах Российской Федерации с 2001 года общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» совместно с Министерством образования Российской Федерации. В Костромской области учредителями и организаторами программы являются Департамент образования и науки администрации Костромской области, Костромская областная общественная организация Российского Союза Молодежи и Областной дворец творчества детей и молодежи. Программа «Арт-Профи Форум» направлена на развитие творческих способностей и стимулирование социально-значимой деятельности учащихся учреждений начального профессионального образования.

Программа призвана интегрировать художественные достижения учащейся молодежи учреждений начального профессионального образования в молодежное движение страны, способствовать привлечению внимания государственных органов по делам молодежи и общественных молодежных организаций к проблемам данной категории молодежи, стимулировать социально-значимую деятельность учащихся учреждений начального профессионального образования.

Все это позволяет рассматривать «Арт-Профи Форум» как программу деятельности, в комплексе решающую проблемы воспитания и образования молодежи, организации пространства свободного времени, создания условий для самореализации молодых людей. Программа осуществляется ежегодно и реализуется в следующих направлениях:

– конкурс творческих выступлений художественных коллективов на тему рекламы-презентации профессий и специальностей, получаемых учащимися в учреждениях начального профессионального образования;

– работа круглых столов по обсуждению проблем, стоящих перед учащимися учреждений начального профессионального образования;

– выставка-ярмарка социальных инициатив обучающихся учреждений начального профессионального образования.

Победа творческого коллектива, под руководством соискателя в выступлении «Реклама-презентация профессий и специальностей» в рамках реализации областного конкурса «Арт-Профи Форум», позволило принять участие во Всероссийском конкурсе «Арт-Профи Форум», проходившем в ноябре 2006г. и подробно изучить опыт организации досуговой деятельности учащихся, прибывших на Форум из других регионов РФ.

Всероссийский форум учащейся молодежи «Арт-Профи Форум» собрал более 150 участников из 15 регионов Российской Федерации, что позволило нам проанализировать состояние и развитие учреждений начального профессионального образования регионов.

Мы изучили опыт деятельности профессиональных лицеев и училищ Вологодской области (г. Великий Устюг), Пермского края (г. Горнозаводск), Воронежской области (г. Лиски), Алтайского края (г. Бийск, г. Барнаул), г. Магадан, республики Удмуртия (г. Ижевск), г. Курск, г. Тамбов, Ростовской области (г. Волгодонск), Калужской области (г. Мсальск). Перед нами стояла задача выявить сходства в воспитательной деятельности образовательных учреждений начального профессионального образования по обеспечению досуговой деятельностью учащихся, а также определить их различия.

Каждое образовательное учреждение ведет набор и обучает по нескольким профессиям, среди которых основными являются: мастер отделочных и строительных работ, печник, каменщик; специальности -радиомеханика, электромонтера, слесаря-ремонтника, специальности связиста, парикмахера, портного, коммерсанта, кулинара, бухгалтера и др. Менее представлены на Форуме оказались такие специальности как машинист поезда, проводник пассажирского вагона (г. Лиски, ПЛ №6), мастер программного обеспечения, модельер-дизайнер (ПЛ информатики, бизнеса и дизайна №105 г. Волгодонск)

Мы проанализировали развитие данных образовательных учреждений, проводили исследование среди руководителей вышеперечисленных делегаций: педагогов-организаторов, руководителей студий, заместителей директоров по воспитательной работе. Мы принимали участие в работе круглого стола «Художественное творчество и организация досуга учащейся молодежи». Следует отметить, что работа учащейся лицея, выполненная под руководством соискателя, была признана одной из лучших и завоевала II место среди научных работ по вышеуказанной тематике.

Развитие и воспитание учащихся во всех учреждениях начального профессионального образования курирует заместитель директора по воспитательной работе, в каждом профессиональном лицее и училище работают студии и спортивные секции, наполняемость объединений составляет около 18-20 человек. Работа строится по запланированной программе, объединение посещают ребята, заинтересованные в развитии у себя тех или иных творческих и личностных качеств.

Руководители делегаций отметили, что в профессиональных лицеях и училищах ведется сотрудничество с республиканскими (республика Удмуртия), краевыми (Пермский край, Алтайский край) и областными (Вологодская, Ростовская) отделениями общественной организации Российский союз молодежи, а также с Центрами досуга и художественного творчества края, города, области и республики.

Наряду со сходством нам представляется важным отметить особенности каждого профессионального лицея и училища.

Так, в г. Магадане важную роль в становлении личности учащейся молодежи играет тесное сотрудничество с Магаданским Российским союзом молодежи. В марте 2006 г. на базе МОООРСМ была создана местная организация «Профи», в которую вступили учащиеся НПО Магаданской области. В Профессиональном училище №3 г. Магадана внеучебная деятельность сосредоточена в «Центре развития творчества и спорта учащихся НПО». Деятельность педагога-организатора в лицее сводится к направлению учащихся в те или иные студии и секции. В начале года проводиться анкетирование с целью выявления талантливых ребят, создается банк данных, по которому ребята распределяются по студиям и секциям.

В г. Тамбове значительная роль отводится творческому воспитанию личности студентов. В профессиональном лицее реализуется программа «Ковчег», которая строиться из отсеков - модулей. Один из них духовно-нравственный. Цель - нравственное воспитание личности. Работа строится по нескольким направлениям, подробнее остановимся на примере работы театрального коллектива «Мозаика». Коллектив работает с 1980 года, за более чем двадцатилетний опыт работы его участники неоднократно становились победителями конкурсов, лауреатами тематической смены «Я вхожу в мир искусств» в г. Анапа. Основными направлениями деятельности коллектива являются: набор учащихся в студию, пошив костюмов, постановка и показ спектаклей и выступлений, обучение игре на гитаре. В 2006 году создан клуб «Синема», в работу клуба входит создание и демонстрация учебных фильмов; «стоп-кадр» - демонстрация фильмов по профилактике правонарушений.

В ПУ №3 г. Великий Устюг (Вологодская область) реализуется 5 целевых программ, ориентированных на сохранение русской духовности патриотизма: Патриот, Лада, Школа мастеров, Гармония, Здоровье и безопасность. Традицией является проведение выставок декоративно-прикладного искусства на городском уровне «Живи, родник, живи», участие в региональных выставках - ярмарках изделий новогодней и рождественской тематике, в областной выставке «Истоки», Всероссийском конкурсе изделий народных художественных промыслов в рамках реализации проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Достоянием училища является фольклорно - этнографический клуб «Красавушка». Деятельность клуба -фольклорные напевы, песни; показ старинных русских костюмов, театрализация сказок и былин.

В ПУ№35 г. Горнозаводска (Пермский край) в рамках личностного развития учащимися первого курса ведется «Тетрадь моего саморазвития», учащиеся второго курса активно посещают мастер-классы, активизируя свой потенциал, учащиеся третьего курса большую часть своего внеучебного времени тратят на посещение занятий о здоровом образе жизни, основополагающем является не только физическое, но и психическое и социальное здоровье учащихся. Каждый квартал осуществляется планирование деятельности совета ученического самоуправления. Достаточно важным является то, что на основе получаемых специальностей и профессий, учащиеся совершенствуют свои навыки на основе специальных студий по выбору, так в Профессиональном лицее кулинарного искусства № 38 г. Ижевск созданы: «удмуртская кухня», APT - Класс (для кондитеров), карвинг (художественная резка из овощей и фруктов). В кулинарном училище № 90 г. Бийск (Алтайский край) отмечаются профессиональные праздники: «Осенние фантазии» - конкурс на лучшее оформление блюда, «посвящение в лицеисты» - используются особые ритуалы посвящения: угощение кашей, сгущенным молоком. В ПЛ №31 г. Мсальск (Калужская область), создан молодежный центр, т.к. город не большой по численности населения - 15 тыс. человек, учащиеся сосредоточены в дневное время в учебном заведении, и инициатива создания молодежного центра на базе лицея получила свое развитие. Реализуется программа развития благотворительности «Каждому делу - кусочек сердца». Учащиеся активно сотрудничают с социальными учреждениями, такими как: Дом ветеранов, социальный приют (в Моссальском районе). В молодежном центре реализуется программа поддержки здорового образа жизни, развитие волонтерского движения. В программах различного профиля, а именно продвижения ЗОЖ, спорта, волонтерской деятельности - задействовано 35% учащихся. В период летних каникул реализуется программа «Мы выбираем здоровье», задачей которой является изменение отношения к своему здоровью, воздействие на личность подростка через его включение в познавательную и практическую деятельность.

В каждом профессиональном лицее и училище были отмечены подготовка и проведение календарных традиционных праздников и программ, а также специальных, особенных праздников и мероприятий, связанных с выбранной будущей профессией.

Среди основных трудностей, руководителями делегаций была названа сложность единого сбора всего творческого коллектива (одни учащиеся на производственной практике на предприятии, другие занимаются учебной деятельностью). В ПЛ №90 (г. Бийск) практикуется создание в каждой студии 2 набора творческих групп: одна группа формируется исходя их желания учащихся независимо от способностей; вторая группа формируется в соответствии со способностями учащихся. Подобный опыт позволяет постепенно прививать активную жизненную позицию, детей со слабо развитыми творческими и личностными способностями.

Понимание педагогами термина «сопровождение досуговой деятельности учащихся» оказалось неоднозначным, наиболее популярными оказались следующие высказывания:

– поддержка администрации, социальных служб, педагогов - 23% опрошенных;

– поддержка инициативы учащихся - 32%;

– поверить в детей, в их силы и способности - 45%;

– развивать потенциал - 38%;

– учить детей быть счастливыми - 11%.

Прозвучали следующие Я-высказывания педагогов по сопровождению досуговой деятельности учащихся: «Сопровождаю, потому что будет стыдно мне и ребятам, если дети выступят плохо» (Е.В. Русских, педагог дополнительного образования г. Ижевск), «Счастье возникает оттого, что мы сделали это вместе» (Т.В. Граматунова, заместитель директора по BP и СВ г. Волгодонск).

Вышеизложенные материалы позволяют нам отметить, что:

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед учреждениями начального профессионального образования, является совершенствование управлением воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, полное использование возможностей системы профессионально-технического образования для всестороннего развития личности учащегося, эффективная организация досуговой деятельности и свободного времени учащегося.

Сопровождая досуговую деятельность учащихся, педагог решает следующие задачи: способствует включенности учащихся в разнообразные виды деятельности и в первую очередь в творческую деятельность; помогает учащимся приобрести необходимые для личностного совершенствования и роста знания; осуществляет обучение учащихся умениям и навыкам познавательной деятельности; помогает учащимся планировать организацию своего свободного времени.

Конструктивная организация свободного времени учащихся может осуществляться как в рамках учебного заведения, так и в других организациях и учреждениях, взаимодействующих с ним в целях обеспечения личностного роста учащихся.

Проанализировав и обобщив массовый и передовой опыт организации досуговой деятельности учащихся, приходим к выводу, что в каждом учреждении начального профессионального образования существуют общие тенденции воспитания и развития учащихся, и есть специфические особенности организации и сопровождения досуговой деятельности учащихся.

Для наилучшего понимания исследуемой проблемы мы остановимся на теоретическом обосновании и конструировании модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования.

 

АВТОР: Грушецкая И.Н.