24.06.2011 25710

Особенности деятельности школьных музеев (статья)

 

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Школьный музей создается как неотъемлемая и органическая часть школы.

Многофункциональная природа школьного музея всегда привлекала его создателей. Широко используется этот универсальный «инструмент воспитания» и в работе с детьми. Особенностями школьного музея являются:

– наличие постоянной аудитории,

– возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных занятий (как урочных, так и факультативных),

– большая, чем в другом музее, доступность музейных коллекций для посетителей,

– участие детей в ответственном деле сохранения истории для будущих поколений,

– возможность проверить себя в будущей профессии,

– наличие места для организации творческого созидательного досуга детей,

– комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом при посредничестве музейного педагога, современника с прошлым и т.п.).

Все это ставит школьные музеи на особое место в ряду социально-культурных институтов современности. Школьный музей всегда должен быть в движении, в перечне традиционных школьных дел: работа по комплектованию коллекций, создание новых экспозиций и оформление временных выставок, музейные праздники, работа поискового отряда и совета музея, встречи с создателями и ветеранами своего школьного музея и многое другое, что позволяет поддерживать, у детей постоянный интерес к школьному музею.

Несмотря на то, что школьный музей, безусловно, значительно отличается от стационарных музейных учреждений, научно-педагогические подходы к организации и содержанию его деятельности предполагают учет целого ряда позиций (признаков, принципов, задач и др.), обеспечивающих его эффективность в образовательном процессе.

Педагогические подходы как система научного знания должны оптимизировать и обеспечить образовательный и воспитательный процесс. Педагогические подходы - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого взаимодействия педагога и воспитанника (учащегося), производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогические подходы есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Сущность педагогических подходов выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику (В.В.Сериков, 1994).

Педагогические подходы в образовании и воспитании необходимы, так как ориентированы не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды.

Педагогические подходы, применяемые в нашем исследовании, можно классифицировать на две группы: связанные с целевой направленностью на развитие личности в процессе формирования патриотизма (аксиологический, личностно ориентированный, личностно-деятельностный) и связанные со структурно-содержательным построением педагогических процессов и явлений (синергетический, интегративный) подходы.

На философском уровне, наряду с диалектикой познания, выявления причинно-следственных связей, зависимостей, противоречий природы социальных явлений, процессов, в современной методологии научного познания активно развивается синергетическая теория (А.И.Пригожин, Г.Хакен, В.И.Каширин, С.В.Кульневич и др.).

Сущность синергетического подхода заключается в понимании того, что неравновесные, нелинейные структуры способны к самоорганизации, т.е. хаос, беспорядок рано или поздно превращается в упорядоченную систему.

В педагогическом аспекте (применительно к личности), как указывает С.В.Кульневич (2001) «воспитание - это самоорганизация личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих внешней иниации» (Кульневич, с. 88). С его же точки зрения, воспитание должно «запустить механизм самоорганизации, потенциально заложенный в личностной системе индивида». В то же время внешнее управление этим процессом должно соответствовать гуманистической сущности человека (Кульневич, с. 89).

Гражданское общество также является самоорганизующейся системой. Источником саморазвития, самоорганизации является гражданская инициатива, социальное творчество отдельных граждан и общественных объединений. Поэтому смыслом патриотического, гражданско-патриотического образования и воспитания является развитие социальной активности посредством включения молодежи в различные виды социально-значимой деятельности с целью формирования социального опыта, социально-коммуникативных навыков и умений. При этом термин «формирование» понимается не как насильственная манипуляция человеком, постоянное внешнее вмешательство в процесс развития с целью придания ему соответствия социальным нормам, а как внутреннее становление личности, обретение гражданской позиции. Однако нельзя не учитывать роли внешних факторов, среды, оказывающей влияние на этот процесс. Таким образом, образование приобретает смысл как обучение для жизни, а не для набора знаний, умений, навыков (С.В.Кульневич, 1997).

Достижение такого смысла возможно посредством организации образовательного процесса на основе личностно ориентированного подхода. (Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, С.В.Кульневич, В.В.Сериков, И.СЯкиманская и др.).

Личностно ориентированный подход в центр педагогического процесса ставит личность человека как субъекта культуры, который, наряду с природными особенностями, является носителем социальных свойств, а также духовности, творческих начал, нравственных достоинств. При этом, по словам Е.В.Бондаревской (1999), «развитие и природных, и социальных, и культурных начал должно быть представлено в контексте свойств, имеющих общечеловеческую, национальную и региональную ценность» (Бондаревская, с. 331).

Для нашего исследования названные положения имеют следующее значение:

– формирование социальных свойств, качеств (патриотизма) осуществляется не прямым воздействием на сознание, а через формирование личностных мотивов, смыслов, интересов, лежащих в основе жизненной (а вместе с ней и социальной) позиции;

– понимание человека как субъекта культуры ориентирует наш научный поиск в направлении обоснования сущности понятий «патриотизм», «патриотичность».

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности учащегося, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Чтобы индивидуально работать с каждым учащимся, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс. Создание условий для проявления познавательной активности учащихся: использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления учащегося находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.

В этой связи следует акцентировать внимание на роли личностно-деятельностного подхода, особенностей его проявления при проектировании образовательного и воспитательного процесса в условиях поликультурного, полиэтнического региона.

Личностно-деятельный подход получил глубокую разработку в трудах Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева, А.В.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, С.А.Смирнова, Г.П.Щедровицкого и др., утверждающих идею о том, что основным способом существования личности является деятельность. Поэтому в педагогике важно акцентировать внимание не только на знаниях, умениях, навыках, но и на овладении способами учебно-познавательной деятельности, в результате которой возникает и развивается патриотизм.

Понимание воспитания как процесса усвоения ценностей составляет сущность аксеологического подхода. Аксеологический компонент, как отмечает С.В.Кульневич (2001), - имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов.

В соответствии с данным подходом для нашего исследования является важным выделение из общей системы, прежде всего нравственногражданских ценностей, уяснение способов их трансляции и интериоризации.

В качестве основных категорий теоретической базы мы используем категорию интегративного подхода. Под интегративным подходом мы понимаем, согласно теории деятельности О.С.Анисимова (1991), то основание, которое выбирается неизменным в анализе и проектировании любого явления. Эта неизменная часть выступает в функции подхода для проектирования, программирования, реализации и рефлексии деятельности. В качестве такого основания мы выбираем интеграцию.

Интегративный подход предполагает как осуществление междисциплинарных (межпредметных) связей, взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, так и преемственность различных ступеней образования, а также взаимодействие процессов освоения теории и его практического применения через разнообразные виды деятельности школьного музея, в которые включается не только учащийся, но и педагогики, учителя-предметники, классные руководители и др. Интеграция образования направлена на развитие и обогащение творческого потенциала личности.

Анализ представленных исследований свидетельствует, что интеграцию возможно рассматривать как процесс и результат не столько достижения целостности лишь содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, сколько взаимодействия между различными образовательными программами (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами образования и т.п.).

Таким образом, если содержание и процесс образования и воспитания строятся на основе интегративного подхода, то достигается возможность развития деятельности обучаемого с ярко выраженной патриотической направленностью, позволяющая ему достичь самореализации как высшей потребности человека.

Указанные выше педагогические подходы обеспечивают целостность и всесторонность, гармоничность и органичность педагогических процессов, касающихся конструирования деятельности школьного музея в процессе формирования патриотизма учащихся.

Однако кроме названных выше общенаучных й педагогических подходов следует учитывать специфические, отражающие особенности организации и функционирования музейной работы.

В первую очередь это связано с пониманием, места музея в образовательном процессе.

В последнее время в педагогической науке заметно возрос интерес к музею и его роли в образовательном процессе.

Определяя образовательную миссию музея XXI века, Л.М.Шляхтина и Е.Н.Мастеница (2000) подчеркивают, что музей - это исторически сложившийся институт, построенный на принципе диалога отрешенных от времени и пространства культур (Шляхтина, Мастеница, с. 114-116). Сегодня музейные учреждения призваны объединять, сохранять и передавать огромный культурно-исторический опыт отечественного и мирового сообщества, активизируя процессы трансляции и обмена информацией не только между разными поколениями и культурами, но и между отдельными социальными группами, общественными объединениями, политическими движениями. И в этом в значительной мере может быть реализован интеграционный и культуроохранительный потенциал современного музея.

Качественный анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую.

Так, Н.В.Нагорский (2005) обосновывает принципы музейной педагогики в современных условиях. Говоря о «культуросозидающем потенциале музейной педагогики как средства интенсификации процесса вовлечения людей в мир историко-материальных и художественных ценностей, как механизма стимулирования их социально-культурной активности», он рассматривает музей как открытую педагогическую систему. К основным ее характеристикам им, в частности, отнесены:.

– «усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов;

– использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества;

– повышение роли музея как научно-методического учреждения, оказывающего помощь учебным заведениям разных, типов, системе самообразования и дополнительного образования, учреждениям клубного типа, лекториям и иным социальным институтам в обогащении содержания и форм историко-культурного просвещения» (Нагорский, 2005, с. 31).

Одним из наиболее действенных средств решения проблемы приобщения личности учащегося к истории и культуре своего народа, своей родины является, на наш взгляд, включение самого ребенка в процесс самостоятельного поисково-творческого их изучения, а эффективными формами такой деятельности мы бы назвали музейную работу с вовлечением в нее самих школьников.

Восстановление идей и принципов гражданско-патриотического, нравственного воспитания вновь поставило в повестку дня вопрос о возрождении краеведческой и музейной работы в образовательных учреждениях. К счастью, следует отметить, что многие школы и в период реформаторского и идеологического безвременья не разрушили эту бесценную форму воспитательной работы, сохраняли и продолжали развивать свои собственные музеи - краеведческие, этнографические, военно-мемориальные. Одновременно продолжалась в них и научноисследовательская деятельность педагогов и учащихся - важная составная часть современного образовательного процесса.

Музейная работа решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий эффективности процесса формирования личности, и может рассматриваться как одно из наиболее эффективных средств патриотического воспитания. Применительно к современному образовательному процессу С.В.Степанов (2004) определяет следующие задачи краеведческой и музейной работы:

– собственно воспитательная задача - включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, культуре, традициям и их носителям, то есть людям;

– учебная задача - включение краеведческой и музейной работы в. содержание учебного процесса по различным дисциплинам;

– научно-исследовательская задача - формирование у обучающихся навыков исследовательской, поисковой деятельности;

– творческо-досуговая задача - использование краеведческой и музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга школьников (воспитанников);

– презентативная задача - использование результатов краеведческой и музейной работы для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в целях формирования его имиджа, привлекательности в социуме;

– эстетическая - удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, необычности при ознакомлении учащихся с предметами культуры, имеющимися в музее, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательном процессе;

– коммуникативная задача - использование данной работы как педагогического средства формирования ученического коллектива в совместной исследовательской, учебной, досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения учащихся между собой и с взрослыми.

Данные задачи уместно учитывать при организации и планировании работы школьных музеев.

Не являясь музейным учреждением в традиционном смысле, школьный музей, вместе с тем, имеет ряд признаков, как общих для музея, так и специфических для его школьного аналога. Ю.Б.Яхно (2006) относит к ним:

1. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.

2. Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.

3. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.

4. Обязательное условие функционирования школьного музея -постоянный актив учащихся - Совет музея, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.

5. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства.

Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.

Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействия на них посредством личного участия в работе музея. Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того, какую тему они изучают.

Феномен школьного музея, по мнению Ю.БЛхно (2006), состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

Школьный музей выполняет многообразные социальные функции. Он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Её осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций. Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.

Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания, реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимающимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленные его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, типичным примером которых являются краеведческие музеи.

Специфической особенностью школьных музеев, во всяком случае, абсолютного большинства из них, является краеведческий характер реализации документирующей функции, т.е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Можно сказать, что краеведение - наука, изучающая развитие природы и общества определенного региона силами жителей. Следовательно, краеведение - это методологический прием познания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края.

Школьные музеи исторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы.

Школьный литературный музей может изучать жизнь и творчество не только знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания, может быть, даже и никогда не публиковались. Одним из возможных направлений краеведческих исследований школьного литературного музея может быть выявление лиц, а также природных, исторических и технических объектов, которые описаны в литературных произведениях.

Подобные рекомендации по организации деятельности могут быть отнесены и к школьным музеям других профилей: художественным, музыкальным, театральным и т.п. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п.

Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению какого-либо объекта, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, музей книги и т.п. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям: музей героев-панфиловцев, музей работников тыла и т.п.

К монографическим музеям относятся мемориальные музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, распложенные на памятном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, музей-квартира и т.п.). В целях соблюдения принципа историзма, мемориальный музей желательно создавать только в том месте, здании, помещении, в котором произошло событие или жил человек. Разновидностью монографического музея являются историко-биографические музеи, где могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу. Эти музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяризации его жизни и деятельности.среди учащихся.

Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея.

Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

1. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

2. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

3. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

4. Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.

5. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

6. Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

7. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

8. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

9. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

10. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Фонды музея - это исторически сложившаяся научно организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно-вспомогательного материала, необходимого для их изучения и экспонирования. Фонды являются одним из основных результатов научно-исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности.

Музейные фонды состоят из двух частей - основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов.

Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея. Собрание музейных предметов классифицируется прежде всего по основным типам музейных источников.

Фонд научно-вспомогательного материала содержит воспроизведения подлинников - копии, макеты, модели, муляжи, слепки и т.д., а также специально созданный, главным образом для нужд экспозиции, наглядный материал - карты, планы, схемы, диаграммы, таблицы и т.д.

Вещевые источники чрезвычайно разнообразны. К ним относятся орудия труда, сырье и продукция производства - оружие и военное снаряжение: знамена, ордена, нумизматический материал; предметы быта - одежда, утварь, мебель и др.; предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.

Особое место среди вещевых источников занимают предметы мемориального значения, связанные с крупными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей, так или иначе связанных с историей школы.

Изобразительные источники включают произведения искусства -живопись, графику, гравюры, рисунки, скульптуру и т.д., выполненные в различных жанрах и в различной технике. Следующую группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники. Они обычно делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. Довольно многочисленную по составу часть изобразительных источников в школьных музеях составляют фотографии, особенно если это музеи общественно-политической направленности. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, о людях, принимавших в них участие - об учениках прошлых лет, педагогах.

Письменные источники содержат рукописные и печатные документы-мемуары, рукописи, законодательные акты, листовки, письма, книги, периодические издания и т.д.

До недавнего времени в музеях формировались собрания фотоисточников, фиксирующие исторические, общественно-политические, культурные события.

В современных музеях, в том числе и школьных, создаются медиатеки, основное назначение которых заключается в дублировании хранящихся в музейных фондах подлинных исторических документов.

В основной фонд включаются экземпляры книг, журналов и газет, если они представляют собой первоисточники информации по тематике музея - книги, брошюры, журналы, номера газет, в которых напечатан материал о школе.

К основному фонду следует отнести также книги и другие массовые издания, если они обладают признаком мемориальности, учебники, по которым занимались ученики прошлых лет, книги с автографами, дарственными надписями и т.д.

В основной фонд включаются листовки, объявления, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями: удостоверения личности, расчетные и трудовые книжки, свидетельства об образовании, дипломы, грамоты и т.п.

В крупных музеях создаются музейные каталоги - перечни фондовых предметов, а также различные классификаторы - алфавитные, именные, тематические, отраслевые и др. К ним прилагаются картотеки. Но музеи школ - малые музеи. Школьные музеи могут иметь музейные каталоги упрощенного образца, так как им создание таких информационно-поисковых средств не по силам, да и фонды их незначительны.

Музеи, как правило, имеют ряд картотечных каталогов (картотек), в которых музейные предметы систематизируются по самым разным признакам. Чаще всего музеи имеют тематические картотеки или именные картотеки, помогающие ориентироваться в материале, связанном с конкретными деятелями, а также хронологические, географические и другие картотеки.

На основе музейных фондов строятся постоянные экспозиции и выставки музея. Группа взаимосвязанных предметов - письменных, изобразительных и других источников, раскрывающих суть конкретного факта, явления, события, называется экспозиционным комплексом.

Создать школьный музей, обеспечить выполнение им своих образовательно-воспитательных и памятнико-охранных функций можно лишь при условиях достаточно серьезной научной подготовки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания ими целей и методов поиска, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия -музейных предметов.

В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности.

Главная функция музейного предмета заключается в том, чтобы быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет.

В современном музееведении музейный предмет определяется как памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества. Музейный предмет является составной частью национального культурного достояния, он выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования. Для характеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную, мемориальную, историческую и художественную ценность.

Музейные предметы попадают в музей различными путями: они могут быть найдены экспедицией, переданы дарителем или приобретены у владельца. Многие предметы, до того как ими заинтересуются музейные специалисты или краеведы, не являются памятниками истории и культуры -они представляют собой обычные материальные объекты и используются по прямому назначению: орудиями труда работают, одежду носят, книги читают, радио слушают и т.д. Иными словами, каждый предмет, после того как его изготовили, выполняет свою утилитарную функцию до тех пор, пока не утратит ее, не сломается или не будет заменен новым. Вышедшие из употребления предметы чаще всего уничтожают. Однако, часть предметов сохраняется и в силу различных причин приобретает значение памятников истории и культуры, объект наследия. К ним относятся не только памятники археологии, но и разнообразные предметы быта разных эпох, в том числе и предметы современности, которые сохранились в ограниченном количестве.

Такие предметы часто называют раритетами, т. е. редкими предметами, что дает основание отнести их к памятникам материальной культуры.

Почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии. Такие предметы принято называть реликвиями.

Раритеты и реликвии - это чаще всего материальные предметы, утратившие свое функциональное значение и приобретшие значение символов, памятных знаков. Такие предметы часто интересуют краеведов и других специалистов в силу своей уникальности.

Некоторые предметы специально создаются для того, чтобы выполнять роль символов, например знамена, награды, удостоверения личности и т.п.

Раритетные и реликвийные предметы всегда уникальны, потому что существуют в одном или очень ограниченном количестве экземпляров.

Краеведов и актив школьного музея могут интересовать не только раритеты и реликвии, но и самые обычные, достаточно широко распространенные предметы, если они каким-либо образом связаны с изучаемым событием или явлением. Это могут быть предметы школьного инвентаря - старые карты, глобусы, энциклопедии. Это могут быть предметы, необходимые в повседневной учебной деятельности прошлых лет - ручки, чернильницы, тетради, дневники. Это могут быть предметы, относящиеся к значимым общешкольным событиям и явлениям - альманахи, знамена, кубки, медали, ценные подарки.

Специфика музееведческого изучения событий и явлений прошлого и настоящего заключается в том, что специалисты музейного дела стремятся выявить и собрать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех вещей, которые были свидетелями или даже участниками события.

Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино-, фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако их принадлежность, причастность. к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, делает эти предметы артефактами истории - историческими источниками.

От некоторых событий, особенно если они произошли сравнительно недавно, остается довольно много различного типа предметов (вещевых, изобразительных, документальных), которые могут быть использованы как музейные. Тогда перед краеведами возникает проблема; какие предметы целесообразно отобрать в первую очередь, как представить событие наиболее полно и всесторонне, используя наименьшее количество предметов. Площади для хранения школьных музейных фондов не безграничны, ограничены и возможности самого музея в экспонировании музейных предметов, поэтому перед музеями всегда стоит дилемма: как в меньший объем источников вместить максимум информации об изучаемом событии или явлении. Может быть поэтому в школьных музеях в основном хранятся письменные и изобразительные исторические источники, но практически отсутствуют вещевые.

Недостаток объективной информации, которая скрыта в памятнике истории и культуры, восполняют документальные записи, сделанные в процессе комплектования объектов наследия со слов их владельцев или участников и очевидцев изучаемых событий. Зафиксированные в школьной документации сведения о среде бытования объекта наследия, о функциональном назначении предмета, его авторе и владельцах, о его использовании в изучаемых событиях переводят на доступный язык информацию, закодированную в предмете. Записи в школьных документах, сделанные при научном описании музейного предмета, расширяют его информационный потенциал, позволяют использовать его как исторический источник.

Фонды школьного музея постоянно пополняются, так как музей не только аккумулирует документальные свидетельства прошлого, но и создает летопись сегодняшнего дня школы.

Наличие экспозиции - один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она включает часто единственные в своём роде документы и предметы.

Экспозиция школьного музея - результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе - база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат -предмет, выставленный для обозрения.

Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс. Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс - музейный раздел. Разделы составляют музейную экспозицию в целом.

Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли.

Самое широкое распространение получил историко-хронологический принцип формирования музейных экспозиций. Он предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый её раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса.

Следующий принцип построения экспозиции можно назвать тематическим. Он требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причём внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке.

В практике школьных музеев нередко имеет место сочетание названных принципов построения музейных экспозиций. Так в экспозицию, в основе которой лежит историко-хронологический принцип, включаются тематические разделы.

Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединённые в подтемы, темы и разделы.

Конечно, следует стремиться к тому, чтобы экспозиция была оформлена грамотно и соответствовала основным требованиям современной музейной эстетики. Однако, школьные экспозиции не должны копировать профессиональное оформление государственных музеев.

Существуют различные методы построения музейных экспозиций. Наиболее распространенными из них являются тематический, систематический и ансамблевый.

Экспозиция школьного музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания. Конкретные её формы - экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия, т. е. коллективный осмотр музея посетителями, объединёнными в экскурсионные группы. Экскурсия - одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня, по различным мотивам пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, осматривающих музей организовано, в экскурсионной группе, или индивидуально. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы их показа, раскрывать содержание экспозиции с различной степенью детализации и т.д.

В практику просветительной деятельности школьных музеев вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся тематические вечера и утренники, клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов и пр.

Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции.

Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея.

Чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Очень выигрывают диорамы, баннеры. Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой залов.

Все экспонаты должны иметь описания и аннотации. Искажения, описки, ошибки в этих документах не допустимы, так же как и различные исправления, помарки.

Важен и внешний вид: четкий и красивый шрифт, фон, размещение заголовка, подзаголовка и т.д.

Таким образом, организация и содержание деятельности школьных музеев с патриотической направленностью должны строиться не только на основе общих подходов и принципов организации музейной работы, но и на основе общенаучных (синергетический, интегративный) и педагогических подходов (аксиологический, личностно ориентированный, личностно-деятельностный). Указанные позиции в значительной степени способствуют повышению научной и педагогической составляющей эффективности деятельности музея в системе школьного, в том числе патриотического воспитания.

 

АВТОР: Микулан И.Н.